Инфоурок Информатика Другие методич. материалыСтатья «Приоритетный национальный проект «образование» - итоги, размышления»

Статья «Приоритетный национальный проект «образование» - итоги, размышления»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ-ИТОГИ,РАЗМЫШЛЕНИЯ.docx ‚ ¦­®!.txt Методическая копилка учителя информатики.url

Выбранный для просмотра документ ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ-ИТОГИ,РАЗМЫШЛЕНИЯ.docx

Приоритетный  национальный  проект

« образование » - итоги, размышления

            О.Б. Смоляр, ОГБОУ «Томский базовый медицинский колледж», 

специалист лаборатории создания видео лекций,  преподаватель

В последние годы многие учебные заведения среднего профессионального образования России участвуют в данном проекте. Сама идея участия всколыхнула многих работников учебных заведений, стимулировала  коллективную  мыслительную деятельность, заставила думать,  куда и как мы движемся в своем развитии,  как  хотели бы работать в ближайшем  будущем, ка­кими знаниями и навыками должны овладеть наши  выпускники,  да и сами преподаватели, как обеспечить опережающее непрерывное обучение, … 

Мы подали заявку на участие в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств,  в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов «Образование» (в дальнейшем ИОП). Название нашей ИОП: «Модернизация системы повышения квалификации, специализации, подготовки и  переподготовки в ОГОУ «Томский базовый медицинский колледж»  средних медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Сибири, Томской области и города Томска». Попали в число победителей  2009-2010 г.г.  В соответствии с лицензией в колледже осуществляется профессиональная переподготовка, специализация и повышение квалификации средних медицинских работников  на отделении повышения квалификации (ОПК, ныне отделение после дипломной подготовки). Соотношение « врач - средний медицинский работник » в целом по области  -  2,1  при требуемом значении 4.  Укомплектованность  кадрами среднего звена по области – 70,4%. Не менее чем один раз в 5 лет все средние медицинские работники должны проходить курс повышения квалификации.  Ежегодно через ОПК проходит 22 – 25 % медработников среднего звена со всей области. Согласно требованиям «Основ законодательства РФ» ст. № 54 «О допуске к медицинской деятельности» каждый средний медработник должен иметь сертификат специалиста и свидетельство на определенный вид деятельности.  Выдача и продление сертификатов осуществляется только после прохождения курса повышения квалификации и сдачи квалификационного экзамена на отделении повышения квалификации.  Сибирский федеральный округ (СФО) занимает 29,9% территории Российской Федерации. Основная часть населения проживает на юге. СФО отличается высокой долей урбанизации – 85,3%. Территория Томской области входит в состав СФО и составляет 317тыс.кв.км.    Она включает  16  сельских районов, 6 городов областного подчинения, 565 сельских населенных пунктов.  Территориальные особенности Томской области связаны со значительной удаленностью некоторых районов, населенных пунктов  и, следовательно,  чрезвычайно высокими транспортными расходами. До некоторых районов можно добраться только водным транспортом или по зимнику. Соответственно расстояние является критическим фактором и для медицинских учреждений, находящихся в этих населенных пунктах. Отсюда вытекает необходимость использования дистанционного образования в учебном процессе.

Цель проекта: Максимально приблизить образовательную услугу (повышение квалификации, специализация, подготовка и переподготовка средних медицинских работников) к ее потребителю в отдаленные районы Томской области и Сибирского региона и наполнить ее современным содержанием, отвечающим требованиям работодателя и приоритетного национального проекта « Здоровье ».

В дальнейшем будем рассматривать только информационную составляющую ИОП, в нашем случае это величина, составляющая практически половину всей суммы стоимости всего проекта.

Укажем подсистемы из состава ИОП:

1.КОМПЬЮТЕРИЗОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Компьютер входит в комплект любого элемента системы, объединенные в локальную вычислительную компьютерную сеть (ЛВС), проходящую через каждую аудиторию с выходом в Интернет, в том числе и на основе Wi-Fi.

ЛВС объединяет 2 географически разнесенных в разные концы города здания на основе оборудования CISCO. В состав каждого компьютера входят гарнитура, WEB-камера и  лицензионное программное обеспечение (ПО). Использование гарнитур и  WEB-камер обеспечивает видео-диалог  на основе  SKYPE, позволяет смотреть/слушать видео/аудио информацию, не мешая коллегам по компьютерному классу. Компьютеризованное учреждение позволяет перейти к электронной форме ведения учетно-отчетной документации (электронный журнал посещаемости и успеваемости)  в реальном масштабе времени, обеспечивает оперативный контроль со стороны заинтересованных сторон (родители, администрация и пр.).

2.ПРЕЗЕНТАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

2.1. Интерактивные доски (ИД) различного размера, разрешения и базирования. В комплект каждой ИД входят видеопроектор  и аудиосистема. Методические материалы   преподавателей  перерабатываются  в виде презентаций, включая текстовые, звуковые и видеоматериалы. Процесс освоения уже стал более продуктивным, интересным, позволяет экономить учебное время. Контроль знаний студентов и слушателей  с помощью ИД, позволяет одновременно и независимо нескольким учащимся, стоя у доски, отвечать на разные вопросы. При этом вся аудитория сопереживает вместе с тестируемыми. Эта возможность ИД пока еще нами не освоена, хотя и обещает качественного улучшения в учебном процессе.

2.2.Ряд аудиторий оснащен  документ - камерами  в комплекте с адаптерами к микроскопу и светящимся планшетом. Каждая документ-камера подключена к компьютеру, входящий в ЛВС. Рентгеновские снимки, например, имеют высокую контрастность, и для работы с ними требуется система очень большой четкости. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, изображения из микроскопа, прозрачные пленки, включая и рентгеновские,  диапозитивы, все что угодно... В учебном процессе применяем микроскопы. Время,  затрачиваемое на изучение разных «мелких» объектов с помощью микроскопа,  каждым студентом во время занятий относительно велико. Адаптеры используются для подключения камеры к окулярам микроскопа.  Далее информация в реальном масштабе времени выводится на  видеоэкран,  ИД и доступна всей аудитории. В систему включено ПО, позволяющее отображать все, что видит документ-камера с любого компьютера ЛВС, даже не имеющего в своем составе документ-камеру. Таким образом, документ-камера может  использоваться в режиме коллективного пользования.

3.Система дистанционного образования (СДО) состоит из  подсистем электронного документооборота, подсистемы публичного доступа к информации (сайта) колледжа (http://tbmc.tomsk.ru) с форумом и электронной почтой и собственно подсистемы дистанционного обучения MOODLE (см. http://moodle.org). Подсистема дистанционного обучения - это программная оболочка, которая предназначена для дистанционного обучения и тестирования слушателей в сети Интернет, а также управления деятельностью виртуального учебного заведения. Позволяет осуществить полный цикл обучения по разным отраслям знаний. Содержит персональные данные  всех  категорий колледжа, включая посещаемость и успеваемость учащихся. Электронный документооборот облегчает выбор слушателей курсов повышения квалификации из числа действующих работников медучреждений области, а также автоматизирует дальнейшие действия по всей цепочке от выбора слушателя и до  заключения договора между юридическими лицами. В результате  медработник получает  авторизацию и может пройти курс дистанционного обучения. Слушатель автоматически зачисляется в группу. Каждый предмет обязательно сопровождает преподаватель. Он осуществляет контроль посещаемости и успеваемости и постоянно  оказывает   помощь в освоении. Для этого имеются форумы и личная электронная почта.  По завершению дистанционной формы обучения, слушатель обязательно должен приехать лично на отделение повышения квалификации, чтобы за 5-7 дней завершить курс обучения.  Главная цель -  охватить более широкую аудиторию потенциальных учащихся, повысить качество, уровень и оперативность предоставления информации,  а также перейти к непрерывному  и опережающему повышению уровня квалификации, переподготовки медработников среднего звена и студентов. Функцией подсистемы публичного доступа является создание и удаленное управление всей публикуемой на сайте информацией, структурой ее представления, а так же существующими и дополнительными web-сервисами.

Дистанционное обучение на первом этапе применения для студентов позволяет в случае относительно длительного отсутствия студента восполнить пробел знаний хотя-бы частично, где-бы он не находился. Для студентов вечернего отделения можно использовать «дистанционку» еще эффективнее. Перед выпускными экзаменами, когда надо за короткий период, вспомнить практически все ранее изученное, «дистанционка» лучший вариант. Мощная тестовая система, имеющаяся в системе, позволяет осуществлять ТРЕНИНГ по любой дисциплине, а также сдавать тесты удаленно. При этом автоматически осуществляется накопление «всего».  Анализ ошибок учащихся, осуществляемый системой, позволяет преподавателям оценить качество освоения, направить свой потенциал на исправление и пр.

Использование системы и для иных целей, например, коллективного принятия решений по различным вопросам жизни колледжа, в том числе и профсоюза - созданием форума по соответствующей тематике. На ФОРУМЕ каждый работник выражает свое мнение, даже если он отсутствует в колледже и пр.

4. Преподаватели, проходящие со студентами практику на базах  - в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), обеспечиваются ноутбуком  в комплекте с переносным  экраном и видеопроектором. Учащиеся проходят практику на базах, которые  расположены в ведущих ЛПУ города. Для организации учебного процесса на современной основе в них размещается соответствующее оборудование.

5.Электронный каталог библиотеки.  В системе ИРБИС реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе автоматизированных рабочих мест. В рамках работы с ИРБИС - создание электронного каталога,   доступа учащихся, в том числе и удаленных, к  соответствующей информации. Создан  электронный каталог, содержит  5000 «карточек» базовой литературы.

6.Правовая система предназначена для удовлетворения учащихся правовой информацией, работающих  в ЛВС и удаленно. Содержит общее законодательство, а также  медицинское на федеральном и региональном  уровнях с регулярным и автоматическим обновлением.

 

7.Лаборатория создания видео лекций на основе 3D. Одновременно она является полноценной телевизионной студией. Цель использования данной подсистемы состоит в том, чтобы реализовать максимально возможными способами повышение квалификации слушателей и студентов (см. статью: «Лаборатория создания видео лекций на основе 3D»).

8. Видеомониторинг процесса обеспечивает 2 функции:

8.1. Мониторинг учебного процесса. Преподаватели и  администрация  получают

возможность с любого компьютера осуществлять мониторинг учебного процесса.  Это позволяет контролировать качество  учебного процесса,   своевременно выявляет и устраняет недочеты, контролирует объективность сдачи срезов знаний учащимися, контролирует правильность использования оборудования, повышает безопасность эксплуатации. 

8.2. Охранный мониторинг. Обеспечивает своевременное выявление  несанкционированного проникновения в здание в любое время суток, повышает сохранность оборудования, улучшает качество эксплуатации учебного оборудования на охраняемых объектах.

9. Мини-типография. Современная цифровая типография, предназначена для печати бланочной продукции, учебно-методической  литературы, информационно-справочных листовок, буклетов, отчетов, трудов конференций, малотиражных газет.

Все это качественно изменило не только учебный процесс, но и нас, работников и прежде всего преподавателей.

Далее хочется поделиться накопленным опытом  и высказать некоторые соображения о недостатках проекта.

1.     Прежде всего, хорошо бы увеличить срок выполнения проекта, расширить его временные пределы до 2-х лет в зависимости от сложности и др. параметров проекта. Это позволит более полно и развернуто в предлагаемые заявки «закладывать» проблемы, решение которых невозможно в столь короткий временной период.

2.     По окончании конкурсного отбора  размещать  на сайте  рецензии на работы  участников конкурса. Это обеспечит участникам обратить внимание на недостатки и упущения, которые они допустили,  учесть их в будущем. Да и сами проекты (заявку) или хотя бы лучшие из них  следовало бы опубликовать  здесь же, конечно  с разрешения авторов,  так как это позволит отслеживать направление развития, вектор движения учебных заведений.

3.     На сегодня  практически все образовательные учреждения имеют компьютерную локальную вычислительную сеть с выходом в интернет. Каждое среднее учебное заведение (и не только оно)  независимо от ведомственной принадлежности, профессиональной ориентации имеют одинаковые функции, а потому решают сходные задачи, повторяющиеся из года в год и т.д. Имеются в виду задачи, которые  могут быть решены  единой автоматизированной системой управления (АСУ) учебным заведением, включая в нее задачи создания компьютерного расписания занятий, электронный документооборот, наличие сайта, дистанционное обучение и др. Такая АСУ должна быть тесно увязана с отчетностью, которую требуют соответствующие вышестоящие органы. Переход на электронный документооборот в масштабе всего учреждения во многом сэкономит финансы, затрачиваемые на канцелярию, со временем сломает стереотип бумажного носителя как единственного носителя информации.  Возможен вариант ведения электронного журнала (дневника), где расположена вся информация об успеваемости и посещаемости студентом занятий. Наличие сайта  позволит получить доступ многим потенциальным абитуриентам, родственникам студентов и др. категорий граждан к успеваемости и посещаемости, к преподавателям, к предметам, которые преподаются в том или ином учебном заведении, вплоть до условий проживания в общежитии, меню столовой и пр. Система дистанционного обучения позволит непрерывно повышать квалификацию студентам и слушателям, изучать разные дисциплины и контролировать качество освоения как самими  тестируемыми, так и преподавателями. Особенно это эффективно в условиях удаленного нахождения слушателя от места учебы. Использование форума и электронной почты обеспечит возможность общения  студентов между собой  и с преподавателями. Конечно, такой подход требует во многом изменить саму методику преподавания, изменить форму и качество содержательной части предмета и т.д., а главное измениться самим преподавателям. Еще раз заметим, что АСУ это  система, функционирующая как единый взаимоувязанный механизм. Задачи, решаемые ею, постоянно востребованы  студентами, их родственниками, потенциальными абитуриентами, слушателями, преподавателями, администрацией. Смысл предложения сводится к тому, чтобы АСУ была включена в приоритетный национальный проект «Образование» под названием: «Разработка и создание типовой системы АСУ образовательного учреждения«. Обязательно надо предусмотреть  условие, при котором организация, которая выиграет проект, должна поставлять эту систему всем образовательным учреждениям страны, возможно по запросу самого учреждения (либо выложить систему на сайт с возможностью скачивания). Что касается финансовой стороны вопроса – желательно поставлять ее бесплатно или за символическую цену. Внедрение такой унифицированной системы в масштабе страны   поднимет общий уровень информатизации образовательного учреждения на качественно более высокую ступень, создаст более благоприятные условия для дальнейшего развития, стимулирует использование новых технологий и инноваций.  Думается, что АСУ должна быть открытой системой, чтобы можно было самостоятельно подстраивать ее под свою специфику, формировать новые формы и виды отчетов, встраивать в нее другие подсистемы  и т.д.  Замечу, что такая система с успехом может применяться  для школ и ВУЗов.

4.     Правила реализации ИОП разрешают приобретать только товары, ПО, осуществлять ремонт/строительство помещений. По проекту нам должны были поставить не компьютеры, а функционально законченную систему, включающую в себя локальную вычислительную компьютерную сеть с настройкой и проводкой кабелей, уложенных в кабель-каналы, а также c настройкой программного обеспечения (ПО). Общее количество компьютеров – более 200, включая и 3 сервера. Мы приобрели пропорциональное количество лицензионного ПО, а именно: - Windows 7, MS Office 2010, серверное ПО, антивирусную программу Касперского и др. Самостоятельно мы сами не в состоянии были выполнить колоссальный объем работы, учитывая наличие собственных 2-х специалистов. Привлекать со стороны соответствующие организации невероятно дорого. Парадокс состоит в том, что имея финансы, полученные из федерального центра на выполнение ИОП, мы не могли грамотно ими воспользоваться. Аналогично и с презентационным оборудованием. Следует разрешить использование услуг и др. видов работ, запрещенных в настоящее время.

5.     По проекту предусмотрены 3 источника со финансирования проекта – федеральный и  областной бюджеты, собственные средства. В зависимости от подчиненности образовательного учреждения. Отсюда и проблемы – обязательность согласования ПРОЕКТА на всех уровнях, включая и собственную бухгалтерию, а значит, каждый шаг следует обязательно согласовывать с местными властями. Подчас требования местных и федеральных властей противоречивы. Предлагаю более четко оговорить «единые правила игры», чтобы исполнители ИОП не попадали в такие противоречивые ситуации.

6.     Исходя из функций, разбили желаемое на лоты. Один большой лот включает в себя поставку компьютерного и серверного оборудования,  работы  по монтажу  локальной вычислительной сети колледжа, настройке и запуске в эксплуатацию. Проблема заключается в разной трактовке состава лота. Мы обращались в целый ряд специализированных организаций, занимающихся этими вопросами – трактовка разная. Одни говорят – да можно, другие – категорически нельзя. Нам часто твердят, что надо разбить лот на несколько, ибо иначе мы затрудняем участие в  аукционе малых частных фирм и индивидуальных предпринимателей. Странная логика, похоже,  мы должны радеть не о деле, а о судьбе ИЧП и пр. частных фирм. Наши возражения, что система эта неделима, как костюм,  который тебе шьют по заказу. Пусть та организация, которая выиграет аукцион и осуществляет как поставку оборудования, так и монтаж. Иначе, спросить за некачественную работу не с кого будет. Как в известной юмореске Аркадия Райкина – «кто шил костюм»!  И потом, почему эти малые фирмы не могут кооперироваться для участия в аукционе. Иными словами, НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНА, позволяет трактовать каждому по-разному.

7.     Органы государственной власти (ФАС) не оказывают никакой практической помощи, говорят: «… делай как знаешь, но найдем нарушение – оштрафуем каждого члена комиссии на 50 тысяч рублей». Хотелось бы, чтобы они оказывали реальную помощь на уровне консультаций, а не только выискивали нарушения.

8.     По окончании выполнения проекта, мы получаем много нового – типографию, презентационное оборудование, более 200 компьютеров и 3 сервера. Эксплуатация всего этого с точки зрения дополнительных ставок  не определена.  Считаю, что в проекте должна быть определена и эта сторона вопроса.

9.     Согласно 84 ФЗ, все оборудование стоимостью свыше 500000 рублей приобретается через АУКЦИОН. При этом единственный критерий – цена. Это неверно, организация самого аукциона осуществляется слишком долго, жестко регламентирована законом. Важно, чтобы участие принимали местные фирмы, иначе - гарантийные обязательства долго и дорого востребовать …

Хотелось бы видоизменить данный закон, свободный от вышеуказанных недостатков.

 

Буду очень рад, если хотя бы некоторые из моих предложений будут учтены в новой версии ИОП.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Приоритетный национальный проект «образование» - итоги, размышления»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья «Приоритетный национальный проект «образование» - итоги, размышления»"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В последние годы многие учебные заведения среднего профессионального образования России участвуют в данном проекте. Сама идея участия всколыхнула многих работников учебных заведений, стимулировала коллективную мыслительную деятельность, заставила думать, куда и как мы движемся в своем развитии, как хотели бы работать в ближайшем будущем, какими знаниями и навыками должны овладеть наши выпускники, да и сами преподаватели, как обеспечить опережающее непрерывное обучение, … Мы подали заявку на участие в конкурсе по отбору государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов «Образование» (в дальнейшем ИОП). Название нашей ИОП: «Модернизация системы повышения квалификации, специализации, подготовки и переподготовки в ОГОУ «Томский базовый медицинский колледж» средних медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Сибири, Томской области и города Томска». Попали в число победителей 2009-2010 г.г. В соответствии с лицензией в колледже осуществляется профессиональная переподготовка, специализация и повышение квалификации средних медицинских работников на отделении повышения квалификации (ОПК, ныне отделение после дипломной подготовки). Соотношение « врач - средний медицинский работник » в целом по области - 2,1 при требуемом значении 4. Укомплектованность кадрами среднего звена по области – 70,4%. Не менее чем один раз в 5 лет все средние медицинские работники должны проходить курс повышения квалификации. Ежегодно через ОПК проходит 22 – 25 % медработников среднего звена со всей области. Согласно требованиям «Основ законодательства РФ» ст. № 54 «О допуске к медицинской деятельности» каждый средний медработник должен иметь сертификат специалиста и свидетельство на определенный вид деятельности. Выдача и продление сертификатов осуществляется только после прохождения курса повышения квалификации и сдачи квалификационного экзамена на отделении повышения квалификации. Сибирский федеральный округ (СФО) занимает 29,9% территории Российской Федерации. Основная часть населения проживает на юге. СФО отличается высокой долей урбанизации – 85,3%. Территория Томской области входит в состав СФО и составляет 317тыс.кв.км. Она включает 16 сельских районов, 6 городов областного подчинения, 565 сельских населенных пунктов. Территориальные особенности Томской области связаны со значительной удаленностью некоторых районов, населенных пунктов и, следовательно, чрезвычайно высокими транспортными расходами. До некоторых районов можно добраться только водным транспортом или по зимнику. Соответственно расстояние является критическим фактором и для медицинских учреждений, находящихся в этих населенных пунктах. Отсюда вытекает необходимость использования дистанционного образования в учебном процессе. Цель проекта: Максимально приблизить образовательную услугу (повышение квалификации, специализация, подготовка и переподготовка средних медицинских работников) к ее потребителю в отдаленные районы Томской области и Сибирского региона и наполнить ее современным содержанием, отвечающим требованиям работодателя и приоритетного национального проекта « Здоровье ». В дальнейшем будем рассматривать только информационную составляющую ИОП, в нашем случае это величина, составляющая практически половину всей суммы стоимости всего проекта. Укажем подсистемы из состава ИОП: 1. Компьютеризированное учреждение. Компьютер входит в комплект любого элемента системы, объединенные в локальную вычислительную компьютерную сеть (ЛВС), проходящую через каждую аудиторию с выходом в Интернет, в том числе и на основе Wi-Fi. ЛВС объединяет 2 географически разнесенных в разные концы города здания на основе оборудования CISCO. В состав каждого компьютера входят гарнитура, WEB-камера и лицензионное программное обеспечение (ПО). Использование гарнитур и WEB-камер обеспечивает видео-диалог на основе SKYPE, позволяет смотреть/слушать видео/аудио информацию, не мешая коллегам по компьютерному классу. Компьютеризованное учреждение позволяет перейти к электронной форме ведения учетно-отчетной документации (электронный журнал посещаемости и успеваемости) в реальном масштабе времени, обеспечивает оперативный контроль со стороны заинтересованных сторон (родители, администрация и пр.). 2. Презентационное оборудование. 2.1. Интерактивные доски (ИД) различного размера, разрешения и базирования. В комплект каждой ИД входят видеопроектор и аудиосистема. Методические материалы преподавателей перерабатываются в виде презентаций, включая текстовые, звуковые и видеоматериалы. Процесс освоения уже стал более продуктивным, интересным, позволяет экономить учебное время. Контроль знаний студентов и слушателей с помощью ИД, позволяет одновременно и независимо нескольким учащимся, стоя у доски, отвечать на разные вопросы. При этом вся аудитория сопереживает вместе с тестируемыми. Эта возможность ИД пока еще нами не освоена, хотя и обещает качественного улучшения в учебном процессе.2.2.Ряд аудиторий оснащен документ - камерами в комплекте с адаптерами к микроскопу и светящимся планшетом. Каждая документ-камера подключена к компьютеру, входящий в ЛВС. Рентгеновские снимки, например, имеют высокую контрастность, и для работы с ними требуется система очень большой четкости. Можно показывать книги, картинки, наглядные опыты, изображения из микроскопа, прозрачные пленки, включая и рентгеновские, диапозитивы, все что угодно... В учебном процессе применяем микроскопы. Время, затрачиваемое на изучение разных «мелких» объектов с помощью микроскопа, каждым студентом во время занятий относительно велико. Адаптеры используются для подключения камеры к окулярам микроскопа. Далее информация в реальном масштабе времени выводится на видеоэкран, ИД и доступна всей аудитории. В систему включено ПО, позволяющее отображать все, что видит документ-камера с любого компьютера ЛВС, даже не имеющего в своем составе документ-камеру. Таким образом, документ-камера может использоваться в режиме коллективного пользования. 3.Система дистанционного образования (СДО) состоит из подсистем электронного документооборота, подсистемы публичного доступа к информации (сайта) колледжа (http://tbmc.tomsk.ru) с форумом и электронной почтой и собственно подсистемы дистанционного обучения MOODLE (см. http://moodle.org). Подсистема дистанционного обучения - это программная оболочка, которая предназначена для дистанционного обучения и тестирования слушателей в сети Интернет, а также управления деятельностью виртуального учебного заведения. Позволяет осуществить полный цикл обучения по разным отраслям знаний. Содержит персональные данные всех категорий колледжа, включая посещаемость и успеваемость учащихся. Электронный документооборот облегчает выбор слушателей курсов повышения квалификации из числа действующих работников медучреждений области, а также автоматизирует дальнейшие действия по всей цепочке от выбора слушателя и до заключения договора между юридическими лицами. В результате медработник получает авторизацию и может пройти курс дистанционного обучения. Слушатель автоматически зачисляется в группу. Каждый предмет обязательно сопровождает преподаватель. Он осуществляет контроль посещаемости и успеваемости и постоянно оказывает помощь в освоении. Для этого имеются форумы и личная электронная почта. По завершению дистанционной формы обучения, слушатель обязательно должен приехать лично на отделение повышения квалификации, чтобы за 5-7 дней завершить курс обучения. Главная цель - охватить более широкую аудиторию потенциальных учащихся, повысить качество, уровень и оперативность предоставления информации, а также перейти к непрерывному и опережающему повышению уровня квалификации, переподготовки медработников среднего звена и студентов. Функцией подсистемы публичного доступа является создание и удаленное управление всей публикуемой на сайте информацией, структурой ее представления, а так же существующими и дополнительными web-сервисами. Дистанционное обучение на первом этапе применения для студентов позволяет в случае относительно длительного отсутствия студента восполнить пробел знаний хотя-бы частично, где-бы он не находился. Для студентов вечернего отделения можно использовать «дистанционку» еще эффективнее. Перед выпускными экзаменами, когда надо за короткий период, вспомнить практически все ранее изученное, «дистанционка» лучший вариант. Мощная тестовая система, имеющаяся в системе, позволяет осуществлять ТРЕНИНГ по любой дисциплине, а также сдавать тесты удаленно. При этом автоматически осуществляется накопление «всего». Анализ ошибок учащихся, осуществляемый системой, позволяет преподавателям оценить качество освоения, направить свой потенциал на исправление и пр. Использование системы и для иных целей, например, коллективного принятия решений по различным вопросам жизни колледжа, в том числе и профсоюза - созданием форума по соответствующей тематике. На ФОРУМЕ каждый работник выражает свое мнение, даже если он отсутствует в колледже и пр. 4. Преподаватели, проходящие со студентами практику на базах - в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), обеспечиваются ноутбуком в комплекте с переносным экраном и видеопроектором. Учащиеся проходят практику на базах, которые расположены в ведущих ЛПУ города. Для организации учебного процесса на современной основе в них размещается соответствующее оборудование. 5. Электронный каталог библиотеки . В системе ИРБИС реализованы все типовые библиотечные технологии, включая технологии комплектования, систематизации, каталогизации, читательского поиска, книговыдачи и администрирования, на основе автоматизированных рабочих мест. В рамках работы с ИРБИС - создание электронного каталога, доступа учащихся, в том числе и удаленных, к соответствующей информации. Создан электронный каталог, содержит 5000 «карточек» базовой литературы.6. Правовая система предназначена для удовлетворения учащихся правовой информацией, работающих в ЛВС и удаленно. Содержит общее законодательство, а также медицинское на федеральном и региональном уровнях с регулярным и автоматическим обновлением. 7. Лаборатория создания видео лекций на основе 3D. Одновременно она является полноценной телевизионной студией. Цель использования данной подсистемы состоит в том, чтобы реализовать максимально возможными способами повышение квалификации слушателей и студентов (см. статью: «Лаборатория создания видео лекций на основе 3D»). 8. Видеомониторинг процесса обеспечивает 2 функции: 8.1. Мониторинг учебного процесса. Преподаватели и администрация получают возможность с любого компьютера осуществлять мониторинг учебного процесса. Это позволяет контролировать качество учебного процесса, своевременно выявляет и устраняет недочеты, контролирует объективность сдачи срезов знаний учащимися, контролирует правильность использования оборудования, повышает безопасность эксплуатации. 8.2. Охранный мониторинг. Обеспечивает своевременное выявление несанкционированного проникновения в здание в любое время суток, повышает сохранность оборудования, улучшает качество эксплуатации учебного оборудования на охраняемых объектах. 9. Мини-типография. Современная цифровая типография, предназначена для печати бланочной продукции, учебно-методической литературы, информационно-справочных листовок, буклетов, отчетов, трудов конференций, малотиражных газет.Все это качественно изменило не только учебный процесс, но и нас, работников и прежде всего преподавателей. Далее хочется поделиться накопленным опытом и высказать некоторые соображения о недостатках проекта. Прежде всего, хорошо бы увеличить срок выполнения проекта, расширить его временные пределы до 2-х лет в зависимости от сложности и др. параметров проекта. Это позволит более полно и развернуто в предлагаемые заявки «закладывать» проблемы, решение которых невозможно в столь короткий временной период. По окончании конкурсного отбора размещать на сайте рецензии на работы участников конкурса. Это обеспечит участникам обратить внимание на недостатки и упущения, которые они допустили, учесть их в будущем. Да и сами проекты (заявку) или хотя бы лучшие из них следовало бы опубликовать здесь же, конечно с разрешения авторов, так как это позволит отслеживать направление развития, вектор движения учебных заведений. На сегодня практически все образовательные учреждения имеют компьютерную локальную вычислительную сеть с выходом в интернет. Каждое среднее учебное заведение (и не только оно) независимо от ведомственной принадлежности, профессиональной ориентации имеют одинаковые функции, а потому решают сходные задачи, повторяющиеся из года в год и т.д. Имеются в виду задачи, которые могут быть решены единой автоматизированной системой управления (АСУ) учебным заведением, включая в нее задачи создания компьютерного расписания занятий, электронный документооборот, наличие сайта, дистанционное обучение и др. Такая АСУ должна быть тесно увязана с отчетностью, которую требуют соответствующие вышестоящие органы. Переход на электронный документооборот в масштабе всего учреждения во многом сэкономит финансы, затрачиваемые на канцелярию, со временем сломает стереотип бумажного носителя как единственного носителя информации. Возможен вариант ведения электронного журнала (дневника), где расположена вся информация об успеваемости и посещаемости студентом занятий. Наличие сайта позволит получить доступ многим потенциальным абитуриентам, родственникам студентов и др. категорий граждан к успеваемости и посещаемости, к преподавателям, к предметам, которые преподаются в том или ином учебном заведении, вплоть до условий проживания в общежитии, меню столовой и пр. Система дистанционного обучения позволит непрерывно повышать квалификацию студентам и слушателям, изучать разные дисциплины и контролировать качество освоения как самими тестируемыми, так и преподавателями. Особенно это эффективно в условиях удаленного нахождения слушателя от места учебы. Использование форума и электронной почты обеспечит возможность общения студентов между собой и с преподавателями. Конечно, такой подход требует во многом изменить саму методику преподавания, изменить форму и качество содержательной части предмета и т.д., а главное измениться самим преподавателям. Еще раз заметим, что АСУ это система, функционирующая как единый взаимоувязанный механизм. Задачи, решаемые ею, постоянно востребованы студентами, их родственниками, потенциальными абитуриентами, слушателями, преподавателями, администрацией. Смысл предложения сводится к тому, чтобы АСУ была включена в приоритетный национальный проект «Образование» под названием: «Разработка и создание типовой системы АСУ образовательного учреждения«. Обязательно надо предусмотреть условие, при котором организация, которая выиграет проект, должна поставлять эту систему всем образовательным учреждениям страны, возможно по запросу самого учреждения (либо выложить систему на сайт с возможностью скачивания). Что касается финансовой стороны вопроса – желательно поставлять ее бесплатно или за символическую цену. Внедрение такой унифицированной системы в масштабе страны поднимет общий уровень информатизации образовательного учреждения на качественно более высокую ступень, создаст более благоприятные условия для дальнейшего развития, стимулирует использование новых технологий и инноваций. Думается, что АСУ должна быть открытой системой, чтобы можно было самостоятельно подстраивать ее под свою специфику, формировать новые формы и виды отчетов, встраивать в нее другие подсистемы и т.д. Замечу, что такая система с успехом может применяться для школ и ВУЗов. Правила реализации ИОП разрешают приобретать только товары, ПО, осуществлять ремонт/строительство помещений. По проекту нам должны были поставить не компьютеры, а функционально законченную систему, включающую в себя локальную вычислительную компьютерную сеть с настройкой и проводкой кабелей, уложенных в кабель-каналы, а также c настройкой программного обеспечения (ПО). Общее количество компьютеров – более 200, включая и 3 сервера. Мы приобрели пропорциональное количество лицензионного ПО, а именно: - Windows 7, MS Office 2010, серверное ПО, антивирусную программу Касперского и др. Самостоятельно мы сами не в состоянии были выполнить колоссальный объем работы, учитывая наличие собственных 2-х специалистов. Привлекать со стороны соответствующие организации невероятно дорого. Парадокс состоит в том, что имея финансы, полученные из федерального центра на выполнение ИОП, мы не могли грамотно ими воспользоваться. Аналогично и с презентационным оборудованием. Следует разрешить использование услуг и др. видов работ, запрещенных в настоящее время. По проекту предусмотрены 3 источника со финансирования проекта – федеральный и областной бюджеты, собственные средства. В зависимости от подчиненности образовательного учреждения. Отсюда и проблемы – обязательность согласования ПРОЕКТА на всех уровнях, включая и собственную бухгалтерию, а значит, каждый шаг следует обязательно согласовывать с местными властями. Подчас требования местных и федеральных властей противоречивы. Предлагаю более четко оговорить «единые правила игры», чтобы исполнители ИОП не попадали в такие противоречивые ситуации. Исходя из функций, разбили желаемое на лоты. Один большой лот включает в себя поставку компьютерного и серверного оборудования, работы по монтажу локальной вычислительной сети колледжа, настройке и запуске в эксплуатацию. Проблема заключается в разной трактовке состава лота. Мы обращались в целый ряд специализированных организаций, занимающихся этими вопросами – трактовка разная. Одни говорят – да можно, другие – категорически нельзя. Нам часто твердят, что надо разбить лот на несколько, ибо иначе мы затрудняем участие в аукционе малых частных фирм и индивидуальных предпринимателей. Странная логика, похоже, мы должны радеть не о деле, а о судьбе ИЧП и пр. частных фирм. Наши возражения, что система эта неделима, как костюм, который тебе шьют по заказу. Пусть та организация, которая выиграет аукцион и осуществляет как поставку оборудования, так и монтаж. Иначе, спросить за некачественную работу не с кого будет. Как в известной юмореске Аркадия Райкина – «кто шил костюм»! И потом, почему эти малые фирмы не могут кооперироваться для участия в аукционе. Иными словами, НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНА, позволяет трактовать каждому по-разному. Органы государственной власти (ФАС) не оказывают никакой практической помощи, говорят: «… делай как знаешь, но найдем нарушение – оштрафуем каждого члена комиссии на 50 тысяч рублей». Хотелось бы, чтобы они оказывали реальную помощь на уровне консультаций, а не только выискивали нарушения. По окончании выполнения проекта, мы получаем много нового – типографию, презентационное оборудование, более 200 компьютеров и 3 сервера. Эксплуатация всего этого с точки зрения дополнительных ставок не определена. Считаю, что в проекте должна быть определена и эта сторона вопроса. Согласно 84 ФЗ, все оборудование стоимостью свыше 500000 рублей приобретается через АУКЦИОН. При этом единственный критерий – цена. Это неверно, организация самого аукциона осуществляется слишком долго, жестко регламентирована законом. Важно, чтобы участие принимали местные фирмы, иначе - гарантийные обязательства долго и дорого востребовать … Хотелось бы видоизменить данный закон, свободный от вышеуказанных недостатков. Буду очень рад, если хотя бы некоторые из моих предложений будут учтены в новой версии ИОП.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 437 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.04.2020 176
    • ZIP 663.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пахомова Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 111992
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс повышения квалификации

Компьютерная грамотность для пенсионеров

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 192 человека из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 969 человек

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек