Главная / Информатика / Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT – профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет»

Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT – профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет»

Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT – профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет»

Роль и место тьютора в дистанционном образовании в мире понимается по-разному и в настоящее время активно обсуждается в инновационном образовательном сообществе в связи с проходящей модернизацией среднего и высшего образования, с распространением и усложнением технологий дистанционного образования и повышению требований к его качеству [1]. Для ОЦ «Школьный университет» эта роль связана, прежде всего, с ориентированием в предлагаемых образовательных ресурсах и сопровождением индивидуальной образовательной траектории учащегося. На нашем пути выстраивания технологий и инструментов сопровождения школьников на образовательном портале www.itdrom.com с течением времени вырисовался ряд принципиальных вопросов, с которыми мы столкнулись и которые вынуждены в настоящее время решать. В данной статье эти вопросы выносятся нами как принципиальные и обсуждаются с точки зрения эффективности тьюторского сопровождения в дистанционном образовании.
С самого начала стоит различать два способа существования тьюторской позиции на нашем образовательном портале. Во-первых, тьюторские функции выполняет вся среда той отдельной части портала, которая называется «игровой зоной». Эта тщательно спроектированная и выстроенная среда призвана:
- заинтересовать учащегося предлагаемыми образовательными возможностями с помощью особых средств, подчеркивающих не столько образовательный, сколько творческий и коммуникативный характер действий на портале. Девиз игровой зоны – «Твори! Общайся! Развлекайся!»,
- предложить учащемуся различные образовательные возможности и сориентировать в них,
- познакомить участников портала между собой и задать им темы и способы для коммуникации.
Сопровождение здесь выстроено через те возможности и ресурсы, которые получает зарегистрированный участник образовательного портала. Мы считаем важным достижением для нашего портала то, что школьники и студенты, присутствующие и ведущие активную познавательную и коммуникативную деятельность на нем, представлены на портале через свои реальные имена, города, школы. Это позволяет уйти от таких проблем современного интернета, как безответственные реплики, существование в нескольких «я», безликость пользователей и недоверие «всех и всем». На портале создано живое сообщество, члены которого знают друг друга и могут доверять представленной личной информации, что провоцирует на более дружественные и более содержательные дискуссии. Важно также то, что ребята периодически встречаются «вживую» на фестивалях и других событиях, проводимых «Школьным университетом». Они приезжают из более чем 51 региона РФ и ближнего зарубежья. На этих событиях школьники участвуют в конкурсах, конференциях и олимпиадах, проходят ознакомительные стажировки в лабораториях томских вузов и ИТ - компаниях, посещают мастер-классы, работают над проектами. Все это привело к тому, что на портале выстроилась особая этическая атмосфера: доверия, добра, взаимопонимания. При оценивании работ друг друга участники портала стараются замечания делать корректными и необидными, давать советы, не занижать свои оценки. Такое освоение способов выстраивания реальных отношений в виртуальном мире нам видится важным эффектом тьюторского устройства среды портала.
Таким образом, ребята учатся вести себя в виртуальном мире как в мире реальном, отвечать за свои слова и действия. Эта способность принципиальна не только для будущих ИТ-специалистов, но и просто для людей будущего, у которых значимая часть личных и деловых коммуникаций происходит в интернете.
Мы видим в этом также освоение ребятами способов входа в профессиональный мир с его правилами и нормами, явными и неявными законами, освоение способов позиционирования себя, выстраивания своего образа и ответственности за него.

  • Помимо среды, тьюторские функции с недавних пор на портале стали выполнять реальные люди. Пилотный запуск тьюторского сопровождения произошел в новом проекте «IT-профи». В «IT-профи» нет жестких схем и учебных планов. Ребята, выбравшие эту образовательную программу, сами определяют важные и интересные для них образовательные возможности и составляют свою индивидуальную программу обучения. Так, в 2008-09гг. в «IT-профи» предлагается познакомиться с популярной в настоящее время технологией для поддержания внешних бизнес - контактов – электронной коммерцией.

  • В настоящее время в проекте «IT-профи» есть три тьютора. Она зарегистрированы на портале и к каждому из них приписаны определенные участники. Рабочий день тьютора начинается с того, что он проверяет, не появилось ли в сообществе «IT-профи» новых участников. Тьюторы назначаются новым участникам администратором механическим образом – по очереди. Здесь мы видим первую проблему: как еще при регистрации участника определить, к какому тьютору его лучше прикрепить? Должны ли тьюторы различаться и в своих характеристиках прописывать эти отличия, чтобы учащийся сам мог выбрать себе тьютора? Ответ на этот вопрос невозможен без определения роли тьютора в проекте, но роль эта в настоящее время расплывчата и только начинает вырисовываться.

Итак, новый пользователь регистрируется, причем дважды - как в общем пространстве портала, так и в сообществе «IT-профи», и составляет себе личный календарь, выбирая из общего календаря те события, в которых ему хотелось бы участвовать. Сопровождение на этапе выбора образовательных возможностей – еще одна наша задача. Понять желания и интересы учащегося гораздо сложнее в виртуальной среде, чем в реальной. Весь пакет «IT-профи» состоит из 7 модулей, по результатам прохождения каждого из которых можно получить сертификат, и необходимо выбрать, какие именно модули хочется изучать, что интересно и что пригодится в будущем. Этот выбор пока ложится на учащегося, тьютор лишь разъясняет при необходимости содержание модулей.
В дальнейшем все действия участника разделяются на действия в общепортальном пространстве и в пространстве «IT-профи», которое является частью общепортального пространства. Пока эти пространства выглядят не связанными друг с другом, и, хоть они и тесно сосуществуют, существует проблема «встраивания» участника проекта «IT-профи» в общее пространство портала, где можно участвовать в конкурсах, создавать сообщества, заполнять анкеты и знакомиться, выкладывать свои творческие работы в галереях и обсуждать их, получать за свою активность баллы и получать администраторские полномочия. Мы видим задачу «сшивания» этих двух образовательных пространств через действия тьютора. Тьютор помогает учащемуся выстраивать свою образовательную траекторию:понимать, на что направлены те или иные его действия на портале, на какую задачу они работают, как пригодятся ему в будущем, как его образовательные действия связаны между собой, какие есть пробелы, которые нужно заполнить. В целом это помощь в том, чтобы вырисовывалась логика образовательного движения учащегося, и чтобы она была понятна ему самому, чтобы он научился управлять ею.
В настоящее время в проекте «IT-профи» зарегистрировано около 200 участников, при этом они распределены между тремя тьюторами. Поэтому здесь возникает вопрос адекватных инструментов работы тьютора, а также вопрос времени, которое он должен уделять каждому учащемуся.
Уже сейчас мы можем выделить несколько типов запросов, поступающих от учащихся на портале и требующих сопровождения. Это:
- Вопросы, связанные с техническими проблемами (не получается загрузить файл, не появляется страница, не подходит пароль, и т.д.).
- Вопросы, связанные с ориентированием в пространстве, которые обычно поступают от новых участников (как здесь что устроено; какие задания относятся к проекту «IT-профи», а какие нет; что можно, а чего нельзя делать, и т.д.)
- Вопросы, связанные с выстраиванием образовательного движения (с чего начать обучение; какие задания лучше оставить на потом, а какие сделать сразу; сколько заданий лучше выбрать; какие еще задания можно сделать; и т.д.)
- Вопросы о критериях оценки работы (хорошо ли сделана моя работа; почему ее оценили именно так; как происходит оценка, и т.д.)
Определив существующие типы запросов, мы можем выделить те запросы, которые можно «снять с плеч» тьютора и каким-то образом технологизировать. Очевидно, такими запросами являются первые два из перечисленных. Задача «очищения» функций тьютора и технологизации некоторых видов запросов видится нам одной из ближайших.
Последний тип запросов, связанный с критериями оценки работы учащихся, привел нас к мысли, что тьютору необходимо, во-первых, обсуждать эти критерии с самими учащимися, и, во-вторых, формировать их совместно. Причем критерии многих работ, как мы видим, должны быть преимущественно качественные, поскольку работы заключаются, например, в написании эссе, или описании своего будущего места работы, или описания своей профессии, т.е. результатом часто является написанный текст. Стоит отметить, что такая же проблема необходимости обсуждения критериев существует в ситуации с конкурсами на общем портале. Как показывает опыт, отсутствие или нечеткое описание критериев приводит к тому, что на конкурс присылаются работы, либо слабо связанные с его тематикой, либо не соответствующие другим требованиям (например, авторство). Все это подтверждает фиксируемую необходимость вводить в функции тьютора проработку и обсуждение с учащимися критериев оценок их работ.
Другая проблема, существующая на портале, которая пока никак не решается и может стать одной из функций тьютора, связана с языком. Специфический интернет-жаргон, который распространился в рунете, воспроизводится и на образовательном портале «Школьного университета». Понятно, что эти привычки участники нашего портала привнесли с собой из мировой сети. Специалисты-лингвисты выделяют такие основные причины распространения интернет-жаргона:
- Использование жаргона как протест молодого поколения против засилья в языке канцеляритов, речевых штампов, лингвоцинизмов, делающих речь безличной, наукообразной и малопонятной.
- Использование жаргона как языковая защита от агрессии других.
- Конформизм, т.е. приспособление к доминирующим ценностям в интернет – среде.
- Языковая «униформа», позволяющая почувствовать принадлежность и отделить «своих» от «чужих» [2].
Как мы видим, эти причины употребления интернет-жаргона неявны на нашем портале и с ними можно эффективно работать:
- Тьюторам необходимо разговаривать с учащимися на простом, доступном и живом языке, и такой же язык необходимо использовать для всех текстов, которые есть на портале, в том числе текстов интернет-курсов.
- Необходимо поддерживать уровень безопасности портала и сохранять его доброжелательную атмосферу.
- Мы видим важным являть и подчеркивать другие ценности - ценность получаемого образования и освоения профессии в сфере ИТ. Это делается, например, через мастер-классы с успешными предпринимателями в сфере электронного бизнеса, через обсуждение перспектив профессии, через формирование видения себя и своего дела в будущем.

  • Тому, чтобы у учащихся не возникало потребности деления на подгруппы, может способствовать обсуждение с ребятами образа сегодняшнего профессионала в сфере ИТ, совместные оф-лайн мероприятия, задания, требующие сплоченности и командной работы.

Таким образом, роль и место тьютора в общем поле описанных задач на образовательном портале http://www.itdrom.com и, в частности, в пилотном проекте «IT-профи» в настоящее время уточняется: определяется список его прав и обязанностей, полномочий. Перечисленные проблемы и задачи отчасти являются типичными для ситуации дистанционного образования, а отчасти специфичны и характерны именно для дистанционного образования в ОЦ «Школьный университет». Поэтому, даже ориентируясь на основные разработанные в России за последние 15 лет подходы к тьюторству, мы все равно стоим перед необходимостью формировать эту позицию в нашем образовательном пространстве практически с нуля. Однако позицию тьютора в дистанционном образовании, обеспечивающем эффективную профессионализацию в сфере ИТ, мы считаем принципиальной, и развитие образовательной деятельности в этом направлении является одним из наших приоритетных направлений.

Литература

  1. Ковалева Т.М. Открытое образовательное пространство высшей школы: подходы к предметности тьюторского сопровождения / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы (тезисы докладов и выступлений). Мат-лы всерос. науч. – практ. конференции, Москва, 2008г.

  2. Борисова Е.А. Интернет-новояз, или компьютерное обновление речи www.museum.cross-apk.ru/domens/krt/doklad/Борисова.doc

16.05.2009



Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT – профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет»
  • Информатика
Описание:

Роль и место тьютора в дистанционном образовании в мире понимается по-разному и в настоящее время активно обсуждается в инновационном образовательном сообществе в связи с проходящей модернизацией среднего и высшего образования, с распространением и усложнением технологий дистанционного образования и повышению требований к его качеству [1]. Для ОЦ «Школьный университет» эта роль связана, прежде всего, с ориентированием в предлагаемых образовательных ресурсах и сопровождением индивидуальной образовательной траектории учащегося. На нашем пути выстраивания технологий и инструментов сопровождения школьников на образовательном портале www.itdrom.com с течением времени вырисовался ряд принципиальных вопросов, с которыми мы столкнулись и которые вынуждены в настоящее время решать. В данной статье эти вопросы выносятся нами как принципиальные и обсуждаются с точки зрения эффективности тьюторского сопровождения в дистанционном образовании.
С самого начала стоит различать два способа существования тьюторской позиции на нашем образовательном портале. Во-первых, тьюторские функции выполняет вся среда той отдельной части портала, которая называется «игровой зоной». Эта тщательно спроектированная и выстроенная среда призвана:
- заинтересовать учащегося предлагаемыми образовательными возможностями с помощью особых средств, подчеркивающих не столько образовательный, сколько творческий и коммуникативный характер действий на портале. Девиз игровой зоны – «Твори! Общайся! Развлекайся!»,
- предложить учащемуся различные образовательные возможности и сориентировать в них,
- познакомить участников портала между собой и задать им темы и способы для коммуникации.
Сопровождение здесь выстроено через те возможности и ресурсы, которые получает зарегистрированный участник образовательного портала. Мы считаем важным достижением для нашего портала то, что школьники и студенты, присутствующие и ведущие активную познавательную и коммуникативную деятельность на нем, представлены на портале через свои реальные имена, города, школы. Это позволяет уйти от таких проблем современного интернета, как безответственные реплики, существование в нескольких «я», безликость пользователей и недоверие «всех и всем». На портале создано живое сообщество, члены которого знают друг друга и могут доверять представленной личной информации, что провоцирует на более дружественные и более содержательные дискуссии. Важно также то, что ребята периодически встречаются «вживую» на фестивалях и других событиях, проводимых «Школьным университетом». Они приезжают из более чем 51 региона РФ и ближнего зарубежья. На этих событиях школьники участвуют в конкурсах, конференциях и олимпиадах, проходят ознакомительные стажировки в лабораториях томских вузов и ИТ - компаниях, посещают мастер-классы, работают над проектами. Все это привело к тому, что на портале выстроилась особая этическая атмосфера: доверия, добра, взаимопонимания. При оценивании работ друг друга участники портала стараются замечания делать корректными и необидными, давать советы, не занижать свои оценки. Такое освоение способов выстраивания реальных отношений в виртуальном мире нам видится важным эффектом тьюторского устройства среды портала.
Таким образом, ребята учатся вести себя в виртуальном мире как в мире реальном, отвечать за свои слова и действия. Эта способность принципиальна не только для будущих ИТ-специалистов, но и просто для людей будущего, у которых значимая часть личных и деловых коммуникаций происходит в интернете.
Мы видим в этом также освоение ребятами способов входа в профессиональный мир с его правилами и нормами, явными и неявными законами, освоение способов позиционирования себя, выстраивания своего образа и ответственности за него.

  • Помимо среды, тьюторские функции с недавних пор на портале стали выполнять реальные люди. Пилотный запуск тьюторского сопровождения произошел в новом проекте «IT-профи». В «IT-профи» нет жестких схем и учебных планов. Ребята, выбравшие эту образовательную программу, сами определяют важные и интересные для них образовательные возможности и составляют свою индивидуальную программу обучения. Так, в 2008-09гг. в «IT-профи» предлагается познакомиться с популярной в настоящее время технологией для поддержания внешних бизнес - контактов – электронной коммерцией.
  • В настоящее время в проекте «IT-профи» есть три тьютора. Она зарегистрированы на портале и к каждому из них приписаны определенные участники. Рабочий день тьютора начинается с того, что он проверяет, не появилось ли в сообществе «IT-профи» новых участников. Тьюторы назначаются новым участникам администратором механическим образом – по очереди. Здесь мы видим первую проблему: как еще при регистрации участника определить, к какому тьютору его лучше прикрепить? Должны ли тьюторы различаться и в своих характеристиках прописывать эти отличия, чтобы учащийся сам мог выбрать себе тьютора? Ответ на этот вопрос невозможен без определения роли тьютора в проекте, но роль эта в настоящее время расплывчата и только начинает вырисовываться.

Итак, новый пользователь регистрируется, причем дважды - как в общем пространстве портала, так и в сообществе «IT-профи», и составляет себе личный календарь, выбирая из общего календаря те события, в которых ему хотелось бы участвовать. Сопровождение на этапе выбора образовательных возможностей – еще одна наша задача. Понять желания и интересы учащегося гораздо сложнее в виртуальной среде, чем в реальной. Весь пакет «IT-профи» состоит из 7 модулей, по результатам прохождения каждого из которых можно получить сертификат, и необходимо выбрать, какие именно модули хочется изучать, что интересно и что пригодится в будущем. Этот выбор пока ложится на учащегося, тьютор лишь разъясняет при необходимости содержание модулей.
В дальнейшем все действия участника разделяются на действия в общепортальном пространстве и в пространстве «IT-профи», которое является частью общепортального пространства. Пока эти пространства выглядят не связанными друг с другом, и, хоть они и тесно сосуществуют, существует проблема «встраивания» участника проекта «IT-профи» в общее пространство портала, где можно участвовать в конкурсах, создавать сообщества, заполнять анкеты и знакомиться, выкладывать свои творческие работы в галереях и обсуждать их, получать за свою активность баллы и получать администраторские полномочия. Мы видим задачу «сшивания» этих двух образовательных пространств через действия тьютора. Тьютор помогает учащемуся выстраивать свою образовательную траекторию:понимать, на что направлены те или иные его действия на портале, на какую задачу они работают, как пригодятся ему в будущем, как его образовательные действия связаны между собой, какие есть пробелы, которые нужно заполнить. В целом это помощь в том, чтобы вырисовывалась логика образовательного движения учащегося, и чтобы она была понятна ему самому, чтобы он научился управлять ею.
В настоящее время в проекте «IT-профи» зарегистрировано около 200 участников, при этом они распределены между тремя тьюторами. Поэтому здесь возникает вопрос адекватных инструментов работы тьютора, а также вопрос времени, которое он должен уделять каждому учащемуся.
Уже сейчас мы можем выделить несколько типов запросов, поступающих от учащихся на портале и требующих сопровождения. Это:
- Вопросы, связанные с техническими проблемами (не получается загрузить файл, не появляется страница, не подходит пароль, и т.д.).
- Вопросы, связанные с ориентированием в пространстве, которые обычно поступают от новых участников (как здесь что устроено; какие задания относятся к проекту «IT-профи», а какие нет; что можно, а чего нельзя делать, и т.д.)
- Вопросы, связанные с выстраиванием образовательного движения (с чего начать обучение; какие задания лучше оставить на потом, а какие сделать сразу; сколько заданий лучше выбрать; какие еще задания можно сделать; и т.д.)
- Вопросы о критериях оценки работы (хорошо ли сделана моя работа; почему ее оценили именно так; как происходит оценка, и т.д.)
Определив существующие типы запросов, мы можем выделить те запросы, которые можно «снять с плеч» тьютора и каким-то образом технологизировать. Очевидно, такими запросами являются первые два из перечисленных. Задача «очищения» функций тьютора и технологизации некоторых видов запросов видится нам одной из ближайших.
Последний тип запросов, связанный с критериями оценки работы учащихся, привел нас к мысли, что тьютору необходимо, во-первых, обсуждать эти критерии с самими учащимися, и, во-вторых, формировать их совместно. Причем критерии многих работ, как мы видим, должны быть преимущественно качественные, поскольку работы заключаются, например, в написании эссе, или описании своего будущего места работы, или описания своей профессии, т.е. результатом часто является написанный текст. Стоит отметить, что такая же проблема необходимости обсуждения критериев существует в ситуации с конкурсами на общем портале. Как показывает опыт, отсутствие или нечеткое описание критериев приводит к тому, что на конкурс присылаются работы, либо слабо связанные с его тематикой, либо не соответствующие другим требованиям (например, авторство). Все это подтверждает фиксируемую необходимость вводить в функции тьютора проработку и обсуждение с учащимися критериев оценок их работ.
Другая проблема, существующая на портале, которая пока никак не решается и может стать одной из функций тьютора, связана с языком. Специфический интернет-жаргон, который распространился в рунете, воспроизводится и на образовательном портале «Школьного университета». Понятно, что эти привычки участники нашего портала привнесли с собой из мировой сети. Специалисты-лингвисты выделяют такие основные причины распространения интернет-жаргона:
- Использование жаргона как протест молодого поколения против засилья в языке канцеляритов, речевых штампов, лингвоцинизмов, делающих речь безличной, наукообразной и малопонятной.
- Использование жаргона как языковая защита от агрессии других.
- Конформизм, т.е. приспособление к доминирующим ценностям в интернет – среде.
- Языковая «униформа», позволяющая почувствовать принадлежность и отделить «своих» от «чужих» [2].
Как мы видим, эти причины употребления интернет-жаргона неявны на нашем портале и с ними можно эффективно работать:
- Тьюторам необходимо разговаривать с учащимися на простом, доступном и живом языке, и такой же язык необходимо использовать для всех текстов, которые есть на портале, в том числе текстов интернет-курсов.
- Необходимо поддерживать уровень безопасности портала и сохранять его доброжелательную атмосферу.
- Мы видим важным являть и подчеркивать другие ценности - ценность получаемого образования и освоения профессии в сфере ИТ. Это делается, например, через мастер-классы с успешными предпринимателями в сфере электронного бизнеса, через обсуждение перспектив профессии, через формирование видения себя и своего дела в будущем.

  • Тому, чтобы у учащихся не возникало потребности деления на подгруппы, может способствовать обсуждение с ребятами образа сегодняшнего профессионала в сфере ИТ, совместные оф-лайн мероприятия, задания, требующие сплоченности и командной работы.

Таким образом, роль и место тьютора в общем поле описанных задач на образовательном портале http://www.itdrom.com и, в частности, в пилотном проекте «IT-профи» в настоящее время уточняется: определяется список его прав и обязанностей, полномочий. Перечисленные проблемы и задачи отчасти являются типичными для ситуации дистанционного образования, а отчасти специфичны и характерны именно для дистанционного образования в ОЦ «Школьный университет». Поэтому, даже ориентируясь на основные разработанные в России за последние 15 лет подходы к тьюторству, мы все равно стоим перед необходимостью формировать эту позицию в нашем образовательном пространстве практически с нуля. Однако позицию тьютора в дистанционном образовании, обеспечивающем эффективную профессионализацию в сфере ИТ, мы считаем принципиальной, и развитие образовательной деятельности в этом направлении является одним из наших приоритетных направлений.

Литература

  1. Ковалева Т.М. Открытое образовательное пространство высшей школы: подходы к предметности тьюторского сопровождения / Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы (тезисы докладов и выступлений). Мат-лы всерос. науч. – практ. конференции, Москва, 2008г.
  2. Борисова Е.А. Интернет-новояз, или компьютерное обновление речи www.museum.cross-apk.ru/domens/krt/doklad/Борисова.doc
16.05.2009
Автор Корнеева Татьяна Борисовна
Дата добавления 16.05.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1004
Номер материала 1489
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓