Главная / Информатика / Статья «Методические рекомендации по использованию MS Power Point на уроках»

Статья «Методические рекомендации по использованию MS Power Point на уроках»

Статья «Методические рекомендации по использованию MS Power Point на уроках»

В последние годы компьютерные презентации стали одной из наиболее распространенных технологий в обучении. Самой популярной компьютерной программой для создания презентаций является MS Power Point.
Power Point может быть необычайно эффективным инструментом для учителя. С помощью презентаций на компьютере очень удобно показывать различные изображения, иллюстрирующие предмет урока. Кроме того, с его помощью можно быстро и легко построить и  показать сложные диаграммы. Power Point открывает перед учителем новые возможности, которые ещё совсем недавно были недоступны. Но помимо всех очевидных плюсов, которые нам даёт эта технология, её неправильное или чрезмерное использование может быть причиной и некоторых нежелательных эффектов.
Давайте для начала рассмотрим по пунктам, для чего мы вообще используем компьютерные презентации, какие новые возможности они нам дают.

  1. Иллюстрация того, о чём вы рассказываете. Вспомните поговорку – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Каким бы хорошим рассказчиком вы ни были, фотография часто может рассказать об этом гораздо больше.

  2. Построение сложных диаграмм. В Power Point есть мощные инструменты для построения диаграмм и графиков. То, что было бы невозможно изобразить на доске вручную или заняло бы огромное количество времени, теперь можно сделать очень быстро, просто и наглядно.

  3. Выделение основных моментов в вашей лекции. Когда вы закончили рассказывать о какой-либо подтеме, предмете, человеке, событии, важном понятии и т.д., удобно показать основную информацию, определение или главную мысль на экране. В конце большой темы или всей презентации можно также показать все основные пункты и определения вместе.

А теперь давайте посмотрим, какие советы и рекомендации дают нам профессора, преподающие в американских университетах и имеющие большой опыт в использовании презентаций и других технологий в обучении.

  1. Прежде всего, при подготовке компьютерной презентации надо хорошо понимать, какой цели она будет служить. Стоит задать себе вопрос: «Чем просмотр этих слайдов дополняет ту информацию, которую я даю ученикам устно?» или: «Какую важную информацию мои ученики не получат, не увидев эти слайды?».

  2. Презентация должна быть как можно более проста. Не используйте много слов, когда можно использовать одно или два слова, которые будут нести ту же самую информацию. Вам наверняка приходилось видеть презентации, содержащие большие фрагменты текста, и вам знакомо чувство, что эту презентацию сложно понять. Большинство слайдов должны содержать одну мысль, одну диаграмму или одно – два изображения и минимально возможное количество текста. Старайтесь излагать информацию просто и прямо.

  3. Презентация должна быть легко читаемой. Шрифт должен быть такого размера, стиля и цвета, чтобы его прочтение не отнимало лишнее время, силы и внимание. Наиболее читаемы шрифты без «засечек», такие как Arial, Calibri. Обратите внимание на то, насколько сочетаются цвет текста и фон, который вы выбрали. Фон не должен мешать восприятию текста. Используете на своих слайдах такой текст, который ученики смогут легко прочитать.

  4. Не используйте слишком много «наворотов». Впечатлившись широкими возможностями Power Point по использованию различных эффектов, многие стараются использовать их как можно больше и чаще.  Это отвлекает от информации, которую вы хотите донести. Подобные вещи могут развлечь ваших детей. Но если вы используете презентацию в образовательных целях, она должна быть как можно более простой и доходчивой. Старайтесь избегать звуковых эффектов, лишних ярких цветов, рамок с витиеватыми орнаментами и т.п.

  5. Надо иметь в виду, что, используя презентацию, вы разделяете внимание ученика между собой и экраном. Если обычно в классе одна точка, на которой должно быть сосредоточено внимание учеников - учитель, то теперь их становится две. И зачастую они находятся далеко друг от друга. Пока Power Point включён, говорите ученикам, когда нужно смотреть на экран, а когда на вас. К тому же стоит научиться быстро включать и выключать Power Point во время презентации. Это нужно для того, чтобы ученикам было легче понять, когда на экран смотреть не надо. Бывает сложно отвлечь внимание учеников от картинки на экране и вернуть его себе. Это становится ещё большей проблемой, когда  изображение на экране не имеет отношения к тому, о чём вы говорите в настоящий момент.

  6. Не оставляйте слайд на экране, если то, о чём вы сейчас говорите, к нему не относится. Если вам нужно донести три разных мысли, в то время как на экране находится один и тот же слайд, внимание учеников будет привлечено к этому одному слайду и все слова, кроме тех, что относились к нему, будут сказаны впустую. Следите за тем, чтобы слайд на экране относился тому, о чём вы говорите в данный момент.

  7. Никогда не превращайте свою презентацию в чтение со своих слайдов. Чтение с экрана даже хуже чем чтение с листа (что делать тоже крайне нежелательно). Монотонность делает презентацию скучной. Сделайте так, чтобы Power Point помогал вам в вашей презентации, дополняя её, а не дублировал то, что говорите вы. Он должен сделать вашу лекцию лучше, а не заменить вас. Помните, что возле фотографии не должно находиться подробное описание. Изображение должно наводить на мысль, вызывать вопросы. А вашей функцией в этом случае будет на эти вопросы отвечать и давать пояснения к иллюстрации.

  8. При подготовке вашего урока, лекции или презентации, старайтесь построить их таким образом, чтобы вы могли их сделать и без Power Point. Техника служит полезным инструментом, но она имеет свойство подводить нас в самый ответственный момент. Пусть без Power Point ваш урок получится не таким красочным и наглядным, но вы должны быть в состоянии его провести при отказе техники.

  9. При подготовке презентации старайтесь организовать своё время с умом и помните принцип, что больше не всегда означает лучше. Не забывайте также, что Power Point - это инструмент, и он может быть как очень полезен в обучении, так и мешать ему при неправильном использовании.

Давайте подведём итог:
Сделайте презентацию простой и понятной. Сведите использование текста к минимуму и избегайте сложного красочного и витиеватого оформления. Следите за тем, чтобы на экране было именно то, о чём вы говорите в данный момент. Помните, что технические средства должны помогать, а не мешать вашему взаимодействию с аудиторией. Используйте технику, но не позволяйте ей заменить себя, оставайтесь главным.

Использованные источники и литература:  аудио лекции профессора Патрика Н. Аллита (Patrick N. Allit), профессора Американского Исторического Университета Эмори (American History Emory University). Перевод Кирсанов К.С.



19.06.2011



Статья «Методические рекомендации по использованию MS Power Point на уроках»
  • Информатика
Описание:

В последние годы компьютерные презентации стали одной из наиболее распространенных технологий в обучении. Самой популярной компьютерной программой для создания презентаций является MS Power Point.
Power Point может быть необычайно эффективным инструментом для учителя. С помощью презентаций на компьютере очень удобно показывать различные изображения, иллюстрирующие предмет урока. Кроме того, с его помощью можно быстро и легко построить и  показать сложные диаграммы. Power Point открывает перед учителем новые возможности, которые ещё совсем недавно были недоступны. Но помимо всех очевидных плюсов, которые нам даёт эта технология, её неправильное или чрезмерное использование может быть причиной и некоторых нежелательных эффектов.
Давайте для начала рассмотрим по пунктам, для чего мы вообще используем компьютерные презентации, какие новые возможности они нам дают.

  1. Иллюстрация того, о чём вы рассказываете. Вспомните поговорку – «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Каким бы хорошим рассказчиком вы ни были, фотография часто может рассказать об этом гораздо больше.
  2. Построение сложных диаграмм. В Power Point есть мощные инструменты для построения диаграмм и графиков. То, что было бы невозможно изобразить на доске вручную или заняло бы огромное количество времени, теперь можно сделать очень быстро, просто и наглядно.
  3. Выделение основных моментов в вашей лекции. Когда вы закончили рассказывать о какой-либо подтеме, предмете, человеке, событии, важном понятии и т.д., удобно показать основную информацию, определение или главную мысль на экране. В конце большой темы или всей презентации можно также показать все основные пункты и определения вместе.

А теперь давайте посмотрим, какие советы и рекомендации дают нам профессора, преподающие в американских университетах и имеющие большой опыт в использовании презентаций и других технологий в обучении.

  1. Прежде всего, при подготовке компьютерной презентации надо хорошо понимать, какой цели она будет служить. Стоит задать себе вопрос: «Чем просмотр этих слайдов дополняет ту информацию, которую я даю ученикам устно?» или: «Какую важную информацию мои ученики не получат, не увидев эти слайды?».
  2. Презентация должна быть как можно более проста. Не используйте много слов, когда можно использовать одно или два слова, которые будут нести ту же самую информацию. Вам наверняка приходилось видеть презентации, содержащие большие фрагменты текста, и вам знакомо чувство, что эту презентацию сложно понять. Большинство слайдов должны содержать одну мысль, одну диаграмму или одно – два изображения и минимально возможное количество текста. Старайтесь излагать информацию просто и прямо.
  3. Презентация должна быть легко читаемой. Шрифт должен быть такого размера, стиля и цвета, чтобы его прочтение не отнимало лишнее время, силы и внимание. Наиболее читаемы шрифты без «засечек», такие как Arial, Calibri. Обратите внимание на то, насколько сочетаются цвет текста и фон, который вы выбрали. Фон не должен мешать восприятию текста. Используете на своих слайдах такой текст, который ученики смогут легко прочитать.
  4. Не используйте слишком много «наворотов». Впечатлившись широкими возможностями Power Point по использованию различных эффектов, многие стараются использовать их как можно больше и чаще.  Это отвлекает от информации, которую вы хотите донести. Подобные вещи могут развлечь ваших детей. Но если вы используете презентацию в образовательных целях, она должна быть как можно более простой и доходчивой. Старайтесь избегать звуковых эффектов, лишних ярких цветов, рамок с витиеватыми орнаментами и т.п.
  5. Надо иметь в виду, что, используя презентацию, вы разделяете внимание ученика между собой и экраном. Если обычно в классе одна точка, на которой должно быть сосредоточено внимание учеников - учитель, то теперь их становится две. И зачастую они находятся далеко друг от друга. Пока Power Point включён, говорите ученикам, когда нужно смотреть на экран, а когда на вас. К тому же стоит научиться быстро включать и выключать Power Point во время презентации. Это нужно для того, чтобы ученикам было легче понять, когда на экран смотреть не надо. Бывает сложно отвлечь внимание учеников от картинки на экране и вернуть его себе. Это становится ещё большей проблемой, когда  изображение на экране не имеет отношения к тому, о чём вы говорите в настоящий момент.
  6. Не оставляйте слайд на экране, если то, о чём вы сейчас говорите, к нему не относится. Если вам нужно донести три разных мысли, в то время как на экране находится один и тот же слайд, внимание учеников будет привлечено к этому одному слайду и все слова, кроме тех, что относились к нему, будут сказаны впустую. Следите за тем, чтобы слайд на экране относился тому, о чём вы говорите в данный момент.
  7. Никогда не превращайте свою презентацию в чтение со своих слайдов. Чтение с экрана даже хуже чем чтение с листа (что делать тоже крайне нежелательно). Монотонность делает презентацию скучной. Сделайте так, чтобы Power Point помогал вам в вашей презентации, дополняя её, а не дублировал то, что говорите вы. Он должен сделать вашу лекцию лучше, а не заменить вас. Помните, что возле фотографии не должно находиться подробное описание. Изображение должно наводить на мысль, вызывать вопросы. А вашей функцией в этом случае будет на эти вопросы отвечать и давать пояснения к иллюстрации.
  8. При подготовке вашего урока, лекции или презентации, старайтесь построить их таким образом, чтобы вы могли их сделать и без Power Point. Техника служит полезным инструментом, но она имеет свойство подводить нас в самый ответственный момент. Пусть без Power Point ваш урок получится не таким красочным и наглядным, но вы должны быть в состоянии его провести при отказе техники.
  9. При подготовке презентации старайтесь организовать своё время с умом и помните принцип, что больше не всегда означает лучше. Не забывайте также, что Power Point - это инструмент, и он может быть как очень полезен в обучении, так и мешать ему при неправильном использовании.

Давайте подведём итог:
Сделайте презентацию простой и понятной. Сведите использование текста к минимуму и избегайте сложного красочного и витиеватого оформления. Следите за тем, чтобы на экране было именно то, о чём вы говорите в данный момент. Помните, что технические средства должны помогать, а не мешать вашему взаимодействию с аудиторией. Используйте технику, но не позволяйте ей заменить себя, оставайтесь главным.

Использованные источники и литература:  аудио лекции профессора Патрика Н. Аллита (Patrick N. Allit), профессора Американского Исторического Университета Эмори (American History Emory University). Перевод Кирсанов К.С.



19.06.2011
Автор Кирсанов Константин Сергеевич
Дата добавления 19.06.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1116
Номер материала 1503
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓