- Учебник: «Информатика», Босова Л.Л., Босова А.Ю.
- Тема: § 3. Ввод информации в память компьютера
- 30.12.2020
- 4789
- 199
Выбранный для просмотра документ Автор.doc
Скачать материал "Статья Использование ЭОР при изучении темы «Алгоритмы и исполнители»"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ АЛГОРИТМИЗАЦИЯ.doc
Скачать материал "Статья Использование ЭОР при изучении темы «Алгоритмы и исполнители»"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ‚ ¦®!.txt
Скачать материал "Статья Использование ЭОР при изучении темы «Алгоритмы и исполнители»"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Сегодня современные профессии требуют развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Для учителя информатики наиболее доступный материал для развития мышления – это изучение линии «Алгоритмы и исполнители» и обучение построению алгоритмов при решении любой задачи. Именно алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальное развитие ребенка, его творческий потенциал. Техническое оснащение кабинетов информатики школ развивается с каждым годом быстрыми темпами, пополняется научно-техническая база, в настоящее время все школы города и области имеют доступ к сети Интернет. Поэтому учителям информатики приходится выделять немалую часть времени на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». А вот, количество уроков, отводимых на изучение темы «Алгоритмы и исполнители» с каждым годом уменьшается. Хотя при этом нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету. Где и как найти возможности, чтобы преподавание темы «Алгоритмы и исполнители» оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне? Выход есть – грамотное использование электронных образовательных ресурсов. Убеждена, что большая часть учителей информатики в силу своей профессии уже активно используют ЭОР в своей ежедневной практике. Трудность заключается в одном: как найти качественный апробированный материал, который действительно поможет в освоении той или иной предметной темы? Ведь разрабатывают и создают подобные материалы, как правило, авторские коллективы ученых и специалистов из различных организаций, вузов и научных учреждений Минобрнауки РФ, далекие от проблем, которые испытывает практикующий учитель. Поэтому тесное взаимодействие преподавательского состава на семинарах, конференциях позволяет применять на практике такие ОР, которые дают положительные результаты в обучении. При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» используются три основных способа записи алгоритма: 1) структурная схема (блок-схема); 2) словесная запись (последовательность пронумерованных строк на естественном языке, учебный алгоритмический язык, или псевдокод); 3) язык программирования. В связи с недостатком времени структурную схему построения алгоритмов используют далеко не все учителя, поскольку она кажется избыточной при разработке программ и изучении технологии программирования, что связано с насыщением курса информатики технологической компонентой. С этим нельзя согласиться. Алгоритмическая подготовка школьника связана в первую очередь с развитием его мышления, с формированием умения «мыслить структурами». Необходимо добиваться понимания учащимися того, что все многообразие способов организации действий базируется на конечном числе алгоритмических конструкций. Наиболее адекватным способом представления алгоритмических структур является блок-схема, в которой используются геометрические фигуры (блоки), соединенные между собой стрелками, указывающими последовательность выполнения действий. Использование структурных схем при изучении темы дает возможность: • наглядно отобразить базовые конструкции алгоритма; • сосредоточить внимание учащихся на структуре алгоритма; • анализировать логическую структуру алгоритма; • преобразовывать алгоритм (сведение к единому блоку); • осуществить быструю проверку разработанного алгоритма. Учащиеся, составляющие структурные схемы алгоритмов, значительно быстрее осваивают основы алгоритмизации. Наверно, я не ошибусь, если буду утверждать, что практические занятия по алгоритмизации практически во всех школах проводятся по одной и той же методике. Учитель объясняет задачу, затем на доске рисует алгоритм решения этой задачи и, наконец, «размахивая руками», объясняет работу этого алгоритма. Далее учащиеся самостоятельно составляют блок-схемы задачи, постепенно осуществляя переход от простых к сложным алгоритмам, где в роли исполнителя выступают сами учащиеся. Но, как правило, процесс построения блок-схем замедляется в связи с тем, что: Большое количество времени тратится на построение геометрических фигур. Не все учащиеся понимают принцип работы данной структурной схемы. Ведь невозможно визуально проследить за алгоритмом во время его непосредственного выполнения. Невозможно прогнать алгоритм по всем ветвям, т.к. на это требуется время, и визуально мы не видим, какие ветви уже проработали, а какие не проверялись. Если еще имеются в алгоритме и математические расчеты, то контроль еще более усложняется. Часто повторяющейся ошибкой является исполнение алгоритма так, как нам хочется (кажется). То есть, исполнитель делает то, что требуется по смыслу задачи, а не то, что предписывают команды алгоритма. Поэтому учителю надо очень внимательно следить за правильностью действий ученика; Учащимся приходится преодолеть своеобразный поэтапный барьер перехода от построения блок-схем к этапу программирования. Многолетняя практика позволила мне найти выход из данной ситуации, используя программу-конструктор построения блок-схем алгоритма. Данную программу можно найти на сайте Единой Коллекции Цифровых образовательных ресурсов или в приложенном файле. Программа-конструктор имеет удобный графический интерфейс, доступный и понятный для школьников средней школы. В рамках данной программы, разработана система визуального исполнителя и транслятора, в котором реализованы следующие функции: построения и редактирования алгоритма блок-схем с использованием блоков «начало» и «конец» алгоритма, ввод и вывод данных, безусловный и условный переходы, цикл; загрузка, сохранение файла блок-схемы; определение типа переменных для используемых данных; пошаговое визуальное выполнение алгоритма с просмотром виртуального экрана; трансляция построенного алгоритма на язык программирования Pascal. Данная возможность программного продукта создает реальные условия для дальнейшего изучения языка программирования на основе их сравнительного анализа. Использование данного визуального исполнителя-транслятора в изучении раздела «Алгоритмы и исполнители» показало эффективность данного программного продукта. Кроме этого, используя данную методику построения блок-схем, можно увидеть невооруженным глазом, как растет интерес ребят к изучению данной темы. В век информационных технологий большой процент учеников, имеют домашние компьютеры. Используя данную программу (ее объем составляет 736 Кб), ученик может составлять структурные схемы в домашних условиях, сразу же находить ошибки при отладке программы и получать требуемый результат. Причем все это без консультации преподавателя. Нужно помнить и знать, что аккуратность записи есть аккуратность мысли программиста. Аккуратно записанный и детализованный алгоритм упрощает его программирование и отладку. Программа-конструктор как нельзя лучше соблюдает этот основной «принцип программиста». Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир, оно включает и общие мыслительные навыки, полезные и необходимые любому человеку в современном информационном обществе. Использованная литература: Использование ЭОР – программа-конструктор построения блок-схем алгоритма (с сайта Федерального центра ИОР http://fcior.edu.ru/s) 03.04.2011
6 662 274 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шигаева Алла Исааковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.