Главная / Информатика / Статья «Формирование информационной компетентности школьников в процессе практики работы на компьютере»

Статья «Формирование информационной компетентности школьников в процессе практики работы на компьютере»

Статья «Формирование информационной компетентности школьников в процессе практики работы на компьютере»

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования как на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, так и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Одним из основных механизмов, обеспечивающих модернизацию российского образования, является информатизация образования, которую можно рассматривать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
В этой связи необходимо формирование у обучаемых основ грамотной работы с информацией, навыков по использованию средств ИКТ в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, представление полученного результата, другими словами формирование информационно-технологической культуры.

Вместе с тем, в многочисленных курсах информатики недостаточно разработаны научно-методические подходы к организации практических занятий по освоению умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развитию и совершенствованию в процессе выполнения учебных заданий; не уделено должное внимание приобретению обучаемыми навыков самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на осуществление информационно-учебной деятельности.
В своей деятельности я использую методические подходы к организации информационно-учебной деятельности школьников, которые основаны на реализации принципов поэтапности и практической направленности в процессе выполнения учебных задании.
Это обеспечит:

  1. сформированность умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации;

  2. развитие умении самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих задании, требующих применения средств ИКТ.

Поэтому, основной организационной формой учебного процесса, обеспечивающего становление информационно-технологической культуры обучающихся, является комбинированный урок информатики, включающий следующие этапы:

  1. организационный момент;

  2. активизацию мышления и актуализацию ранее изученного;

  3. объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая компьютерной презентацией;

  4. работа за компьютером;

  5. подведение итогов урока.

Формирование информационно-технологической культуры требует применения в учебном процессе общих и специфических методов, связанных с применением средств ИКТ:

  1. словесных методов обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);

  2. наглядных методов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

  3. практических методов (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);

  4. проблемного обучения; метода проектов; ролевого метода и др.

При этом используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам средств ИКТ) формы работы учащихся.
При организации фронтальной работы по освоению новых технологических приемов я использую мультимедийные компьютерные презентации, обладающие наглядностью и выразительностью, усиливающие обучающий эффект за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия информации.

Основной упор в формировании у школьников умений и навыков информационно-учебной деятельности делаю на практические методы: фронтальные лабораторные работы и индивидуальные практические работы.
Важная роль в формировании навыков индивидуальной и коллективной работы с использованием средств ИКТ принадлежит методу проектов.
При организации проектной деятельности особое внимание уделяю практической значимости получаемого школьником результата. При оценке знаний, умений и навыков школьника в области использования средств ИКТ происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос акцента с оценки на самооценку.

Формирование информационно-технологической культуры школьников осуществляется в рамках компьютерного практикума, представляющего собой особую форму организации учебной деятельности, целью которой является:

  1. освоение умений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование в процессе выполнения учебных заданий;

  2. приобретение навыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование имеющихся пользовательских и инструментальных умений и навыков;

  3. выполнение творческих заданий, требующих применения средств ИКТ для регистрации, сбора, поиска, оценки, отбора, организации, хранения, передачи и тиражирования информации, а также представления полученного результата.

Компьютерный практикум строится на учебных заданиях и познавательных задачах, отобранных в соответствии с принципами межпредметности, многофункциональности и разноуровневости.
Отбор содержания межпредметного характера способствует обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем, обеспечивает перенос знаний и умений учащихся из различных предметов и их обобщение.
Принцип межпредметности означает, что для практических работ на компьютере происходит подбор познавательных задач и творческих задании из различных предметных областей, выполнение которых предполагает использование знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении информатики и ИКТ.
Суть принципа многофункциональности состоит в том, что подавляющее большинство заданий несет несколько функций, направленных на формирование информационно-технологической культуры: предметную (технологическую), общеучебную и развивающую. Ученики должны знать, как выполняется та или иная операция и с какой целью, для чего можно ею воспользоваться при решении конкретной познавательной задачи. Развивающая функция компьютерного практикума состоит также и в том, что при выполнении специальным образом подобранных заданий ученики не только осваивают конкретные инструментальные навыки, но и получают представление о способах освоения новых инструментальных средств.
Принцип разноуровневости предполагает подбор заданий репродуктивного, продуктивного и творческого характера, позволяющих максимально точно учесть имеющийся уровень подготовки школьников в области использования средств ИКТ.
При организации компьютерного практикума и отборе учебных заданий для практических работ с использованием средств ИКТ я учитываю требования доступности, самостоятельности, индивидуальной направленности и концентричности.
Требование доступности предполагает, что изучаемые технологические приемы и выполняемые задания, формулировки предписаний и степень их детализации соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Требование самостоятельности рассматривается как умение расширять свои знания, умения и навыки в области использования средств ИКТ по собственной инициативе и подразумевает формирование у школьников навыков выполнения практических работ по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Использование справочного материала значительно увеличивает долю самостоятельности в работе учеников, приучает обращаться не только к учителю, но и к другим источникам знаний. Выделены такие разновидности справочного материала, как подробная и краткая инструкция.
Индивидуальная направленность подразумевает работу в индивидуальном темпе на уровне сложности, соответствующем имеющимся у школьника знаниям и умениям в области использования средств ИКТ.
Требование концентричности состоит в том, что средства ИКТ для работы с числовой, текстовой, графической и аудиоинформацией учащиеся изучают на протяжении каждого года обучения. При этом с каждым годом они осваивают все больше возможностей соответствующих средств ИКТ, решают с их помощью все более содержательные познавательные задачи, формируют достаточно целостное представление о возможностях информационных технологий.
Процесс формирования информационно-технологической культуры школьников осуществляется поэтапно:

  1. на первом этапе формируются основные умения и навыки, необходимые для работы с электронными образовательными ресурсами;

  2. на втором этапе осуществляется формирование основных умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации;

  3. на третьем этапе происходит развитие и совершенствование умений и навыков в области использования средств ИКТ в процессе выполнения практических заданий, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор информации, а также представление полученного результата; формируются умения и навыки самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий с использованием средств ИКТ, которые в условиях информатизации образования становятся востребованными не только на уроках информатики, но и в информационно-учебной деятельности, осуществляемой на других предметах.

При организации компьютерного практикума я учитываю психолого-педагогические особенности обучаемых. Применяя средства ИКТ использую возможность:

  1. многократного повторения учебных фрагментов, повторное возвращение к предыдущим заданиям;

  2. использования инструментальных программных средств для автоматизированного контроля и самоконтроля учащихся;

  3. обеспечения средствами компьютерной визуализации эмоциональной привлекательности учебного материала, направленной на создание условий для дополнительной мотивации и стимулирования учащихся к самостоятельному приобретению знаний;

  4. соблюдения физиолого-гигиенических требований по использованию средств ИКТ, направленные на предотвращение утомляемости учащихся во время занятий.

Литература:

  1. Собкин В.С., Адамчук Д.Н., Руднев М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8

  2. Сучкова Т.М. «Оценка ИКТ-компетентности учителя»http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6072/Itemid,118

  3. Публикации в сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферы КемГУ культуры и искусств  http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_IC.php

  4. Хесус Лау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»http://www.ifap.ru/library/book101.pdf

  5. Семёнов А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ-компетентности  http://www.vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=809&z=808&ob_no=846

07.09.2010



Статья «Формирование информационной компетентности школьников в процессе практики работы на компьютере»
  • Информатика
Описание:

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования как на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, так и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Одним из основных механизмов, обеспечивающих модернизацию российского образования, является информатизация образования, которую можно рассматривать как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
В этой связи необходимо формирование у обучаемых основ грамотной работы с информацией, навыков по использованию средств ИКТ в процессе решения познавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебной деятельности, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение, передачу и тиражирование информации, представление полученного результата, другими словами формирование информационно-технологической культуры.

Вместе с тем, в многочисленных курсах информатики недостаточно разработаны научно-методические подходы к организации практических занятий по освоению умений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, их развитию и совершенствованию в процессе выполнения учебных заданий; не уделено должное внимание приобретению обучаемыми навыков самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на осуществление информационно-учебной деятельности.
В своей деятельности я использую методические подходы к организации информационно-учебной деятельности школьников, которые основаны на реализации принципов поэтапности и практической направленности в процессе выполнения учебных задании.
Это обеспечит:

  1. сформированность умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудио­информации;
  2. развитие умении самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих задании, требующих применения средств ИКТ.
Поэтому, основной организационной формой учебного процесса, обеспечивающего становление информационно-технологической культуры обучающихся, является комбинированный урок информатики, включающий следующие этапы:
  1. организационный момент;
  2. активизацию мышления и актуализацию ранее изученного;
  3. объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая компьютерной презентацией;
  4. работа за компьютером;
  5. подведение итогов урока.

Формирование информационно-технологической культуры требует применения в учебном процессе общих и специфических методов, связанных с применением средств ИКТ:

  1. словесных методов обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
  2. наглядных методов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  3. практических методов (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  4. проблемного обучения; метода проектов; ролевого метода и др.

При этом используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам средств ИКТ) формы работы учащихся.
При организации фронтальной работы по освоению новых технологических приемов я использую мультимедийные компьютерные презентации, обладающие наглядностью и выразительностью, усиливающие обучающий эффект за счет одновременного использования нескольких каналов восприятия информации.

Основной упор в формировании у школьников умений и навыков информационно-учебной деятельности делаю на практические методы: фронтальные лабораторные работы и индивидуальные практические работы.
Важная роль в формировании навыков индивидуальной и коллективной работы с использованием средств ИКТ принадлежит методу проектов.
При организации проектной деятельности особое внимание уделяю практической значимости получаемого школьником результата. При оценке знаний, умений и навыков школьника в области использования средств ИКТ происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос акцента с оценки на самооценку.

Формирование информационно-технологической культуры школьников осуществляется в рамках компьютерного практикума, представляющего собой особую форму организации учебной деятельности, целью которой является:

  1. освоение умений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование в процессе выполнения учебных заданий;
  2. приобретение навыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование имеющихся пользовательских и инструментальных умений и навыков;
  3. выполнение творческих заданий, требующих применения средств ИКТ для регистрации, сбора, поиска, оценки, отбора, организации, хранения, передачи и тиражирования информации, а также представления полученного результата.

Компьютерный практикум строится на учебных заданиях и познавательных задачах, отобранных в соответствии с принципами межпредметности, многофункциональности и разноуровневости.
Отбор содержания межпредметного характера способствует обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем, обеспечивает перенос знаний и умений учащихся из различных предметов и их обобщение.
Принцип межпредметности означает, что для практических работ на компьютере происходит подбор познавательных задач и творческих задании из различных предметных областей, выполнение которых предполагает использование знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении информатики и ИКТ.
Суть принципа многофункциональности состоит в том, что подавляющее большинство заданий несет несколько функций, направленных на формирование информационно-технологической культуры: предметную (технологическую), общеучебную и развивающую. Ученики должны знать, как выполняется та или иная операция и с какой целью, для чего можно ею воспользоваться при решении конкретной познавательной задачи. Развивающая функция компьютерного практикума состоит также и в том, что при выполнении специальным образом подобранных заданий ученики не только осваивают конкретные инструментальные навыки, но и получают представление о способах освоения новых инструментальных средств.
Принцип разноуровневости предполагает подбор заданий репродуктивного, продуктивного и творческого характера, позволяющих максимально точно учесть имеющийся уровень подготовки школьников в области использования средств ИКТ.
При организации компьютерного практикума и отборе учебных заданий для практических работ с использованием средств ИКТ я учитываю требования доступности, самостоятельности, индивидуальной направленности и концентричности.
Требование доступности предполагает, что изучаемые технологические приемы и выполняемые задания, формулировки предписаний и степень их детализации соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Требование самостоятельности рассматривается как умение расширять свои знания, умения и навыки в области использования средств ИКТ по собственной инициативе и подразумевает формирование у школьников навыков выполнения практических работ по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Использование справочного материала значительно увеличивает долю самостоятельности в работе учеников, приучает обращаться не только к учителю, но и к другим источникам знаний. Выделены такие разновидности справочного материала, как подробная и краткая инструкция.
Индивидуальная направленность подразумевает работу в индивидуальном темпе на уровне сложности, соответствующем имеющимся у школьника знаниям и умениям в области использования средств ИКТ.
Требование концентричности состоит в том, что средства ИКТ для работы с числовой, текстовой, графической и аудиоинформацией учащиеся изучают на протяжении каждого года обучения. При этом с каждым годом они осваивают все больше возможностей соответствующих средств ИКТ, решают с их помощью все более содержательные познавательные задачи, формируют достаточно целостное представление о возможностях информационных технологий.
Процесс формирования информационно-технологической культуры школьников осуществляется поэтапно:

  1. на первом этапе формируются основные умения и навыки, необходимые для работы с электронными образовательными ресурсами;
  2. на втором этапе осуществляется формирование основных умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации;
  3. на третьем этапе происходит развитие и совершенствование умений и навыков в области использования средств ИКТ в процессе выполнения практических заданий, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор информации, а также представление полученного результата; формируются умения и навыки самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий с использованием средств ИКТ, которые в условиях информатизации образования становятся востребованными не только на уроках информатики, но и в информационно-учебной деятельности, осуществляемой на других предметах.

При организации компьютерного практикума я учитываю психолого-педагогические особенности обучаемых. Применяя средства ИКТ использую возможность:

  1. многократного повторения учебных фрагментов, повторное возвращение к предыдущим заданиям;
  2. использования инструментальных программных средств для автоматизированного контроля и самоконтроля учащихся;
  3. обеспечения средствами компьютерной визуализации эмоциональной привлекательности учебного материала, направленной на создание условий для дополнительной мотивации и стимулирования учащихся к самостоятельному приобретению знаний;
  4. соблюдения физиолого-гигиенических требований по использованию средств ИКТ, направленные на предотвращение утомляемости учащихся во время занятий.

Литература:

  1. Собкин В.С., Адамчук Д.Н., Руднев М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8
  2. Сучкова Т.М. «Оценка ИКТ-компетентности учителя»http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6072/Itemid,118
  3. Публикации в сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферы КемГУ культуры и искусств  http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_IC.php
  4. Хесус Лау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни»http://www.ifap.ru/library/book101.pdf
  5. Семёнов А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ-компетентности  http://www.vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=809&z=808&ob_no=846
07.09.2010
Автор Царёва Елена Юрьевна
Дата добавления 07.09.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1601
Номер материала 1499
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓