Главная / Информатика / Статья «Пути и средства повышения познавательной активности студентов на уроках специальных дисциплин»

Статья «Пути и средства повышения познавательной активности студентов на уроках специальных дисциплин»

Статья «Пути и средства повышения познавательной активности студентов на уроках специальных дисциплин»

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
В настоящее время перед преподавателями колледжей и лицеев стоит проблема, как повысить интерес студентов к специальным предметам. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучаемых: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, приказе вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимности требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Одной из приоритетных задач современности является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности студентов. Активные и познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда обучаемый не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания,- эти знания более прочные.
В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций. Организуя учебную деятельность, я хочу решить ряд следующих задач: обучить своих студентов умению сделать выбор, научить, не только понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому. Моя цель - дать возможность каждому студенту, независимо от его способностей, получать знания и умения, соответствующие его индивидуальным возможностям.
Отмечу главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Но вернёмся к мотивации обучения. Характер и результат познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью как раз используют стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности. Студенты различаются не только наклонностями, но и знаниями, умениями, способностями. Особое внимание я уделяю тем, кто умеет обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения. Моя задача - поддерживать постоянный интерес к предмету. Они не терпят простоя и всегда должны быть загружены, но в группе есть и другие студенты - со средней и хорошей успеваемостью, с ними приходится возиться больше всего. Их надо «почувствовать», суметь вовремя заметить малейший рост, научить видеть закономерности, мыслить быстро и абстрактно. Есть и третья группа студентов- с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Моя основная задача по отношению к группе - укрепление в обучаемых уверенности в своих силах, развитие инициативы.
Преобладающие методы обучения, которые я использую – это познание через самостоятельную деятельность в ходе опережающей работы с учебником, проведение практических работ, выполнение заданий определенного уровня.
Система обучения включает следующие направления:

  • методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся;

  • методика диалогического взаимодействия учителя и ученика на уроке развивающего обучения.

В основу моей системы были положены основные принципы: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность; развиваю волю и целеустремленность ориентируя на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше и выше; учету результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; диалогичности и сотрудничеству - я рядом со студентами, и мы вместе решаем все проблемы и радуемся успехам.
Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей.
Методика активизации познавательного интереса на специальных предметах способствует формированию устойчивого познавательного интереса, положительно влияет на качество знаний студентов и характеризуется:

  • сознательным стремлением овладеть знаниями и умениями;

  • осознанием нужности профессионального образования;

  • наличием познавательного интереса.

В моей практике широко применяются разные формы занятий: лекции и семинары дополняются дискуссиями, дебатами, работой в микрогруппах, игровыми методами, учащимися выполняются некоторые функции педагога, например, выступают в роли консультанта.
В заключении хочется отметить результативность активных форм обучения.
Внедрение таких методов дает обучающемуся:

  • опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;

  • развитие личностной рефлексии;

  • развитие толерантности;

  • освоение нового опыта учебного взаимодействия.

 

Список используемой литературы:

  1. М.П. Горчакова - Сибирская «Инновации в профессиональном образовании. Педагогические технологии» - Санкт-Петербург, Москва. 2000.

  2. Т.С.Панина, Л.В.Вавилова «Современные способы активизации обучения» - АСАDЕМА, Москва. 2006.

  3. А.Б. Гин «Приемы педагогической техники» - Учебная книга.2007

  4. В.Д. Шадриков «Познавательные процессы и способности в обучении» -Москва «Просвещение».2005

06.07.2010



Статья «Пути и средства повышения познавательной активности студентов на уроках специальных дисциплин»
  • Информатика
Описание:

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
В настоящее время перед преподавателями колледжей и лицеев стоит проблема, как повысить интерес студентов к специальным предметам. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучаемых: ведь у нашей молодежи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном режиме, приказе вызывают лишь раздражение и скуку - они неприемлемы. Это побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимности требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Одной из приоритетных задач современности является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого студента. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности студентов. Активные и познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда обучаемый не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания,- эти знания более прочные.
В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций. Организуя учебную деятельность, я хочу решить ряд следующих задач: обучить своих студентов умению сделать выбор, научить, не только понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому. Моя цель - дать возможность каждому студенту, независимо от его способностей, получать знания и умения, соответствующие его индивидуальным возможностям.
Отмечу главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. Мотив - это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Но вернёмся к мотивации обучения. Характер и результат познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью как раз используют стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности. Студенты различаются не только наклонностями, но и знаниями, умениями, способностями. Особое внимание я уделяю тем, кто умеет обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонные решения. Моя задача - поддерживать постоянный интерес к предмету. Они не терпят простоя и всегда должны быть загружены, но в группе есть и другие студенты - со средней и хорошей успеваемостью, с ними приходится возиться больше всего. Их надо «почувствовать», суметь вовремя заметить малейший рост, научить видеть закономерности, мыслить быстро и абстрактно. Есть и третья группа студентов- с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять. Моя основная задача по отношению к группе - укрепление в обучаемых уверенности в своих силах, развитие инициативы.
Преобладающие методы обучения, которые я использую – это познание через самостоятельную деятельность в ходе опережающей работы с учебником, проведение практических работ, выполнение заданий определенного уровня.
Система обучения включает следующие направления:

  • методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся;
  • методика диалогического взаимодействия учителя и ученика на уроке развивающего обучения.

В основу моей системы были положены основные принципы: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность; развиваю волю и целеустремленность ориентируя на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше и выше; учету результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок; диалогичности и сотрудничеству - я рядом со студентами, и мы вместе решаем все проблемы и радуемся успехам.
Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей.
Методика активизации познавательного интереса на специальных предметах способствует формированию устойчивого познавательного интереса, положительно влияет на качество знаний студентов и характеризуется:

  • сознательным стремлением овладеть знаниями и умениями;
  • осознанием нужности профессионального образования;
  • наличием познавательного интереса.

В моей практике широко применяются разные формы занятий: лекции и семинары дополняются дискуссиями, дебатами, работой в микрогруппах, игровыми методами, учащимися выполняются некоторые функции педагога, например, выступают в роли консультанта.
В заключении хочется отметить результативность активных форм обучения.
Внедрение таких методов дает обучающемуся:

  • опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением;
  • развитие личностной рефлексии;
  • развитие толерантности;
  • освоение нового опыта учебного взаимодействия.

 

Список используемой литературы:

  1. М.П. Горчакова - Сибирская «Инновации в профессиональном образовании. Педагогические технологии» - Санкт-Петербург, Москва. 2000.
  2. Т.С.Панина, Л.В.Вавилова «Современные способы активизации обучения» - АСАDЕМА, Москва. 2006.
  3. А.Б. Гин «Приемы педагогической техники» - Учебная книга.2007
  4. В.Д. Шадриков «Познавательные процессы и способности в обучении» -Москва «Просвещение».2005
06.07.2010
Автор Король Маргарита Шукатовна
Дата добавления 06.07.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3320
Номер материала 1498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓