Главная / Информатика / Открытый урок-игра «Информационное моделирование» 10 класс

Открытый урок-игра «Информационное моделирование» 10 класс

Название документа Урок-игра.doc

Открытый урок-игра, Информатика, 10 класс, Занимательная информатика

Урок-игра «Информационное моделирование»



1. Разгадайте кроссворд по теме «Информационное моделирование»
























1



2




5





3















4






















9


10

6





7






11








8




12



















































































































14


13





















15

































































16







































































По вертикали:

  1. Элемент системы (графа), обычно изображается в виде эллипса или круга.

  2. Вид графа, имеющий иерархическую структуру.

  3. Копия, модель реального объекта.

  4. Направленная связь между вершинами графа.

  5. Характеристики моделируемого объекта.

  6. Определенный порядок объединения элементов, составляющих систему.

  1. Сведения об окружающем нас мире.

  2. Единичная главная вершина дерева.

  3. Граф системы с произвольным принципом связи.

  1. Конечные вершины дерева.



По горизонтали:

  1. Линия, соединяющая вершины графа.

  1. Информационная модель, реализованная с помощью компьютера.

  2. Процесс создания моделей человеком.

  3. Линия, выходящая и входящая в одну и ту же вершину.

  1. Копия реального объекта, процесса или явления.

  2. Схема, отражающая элементный состав системы и структуру связей.

За каждое верно угаданное слово, команда получает 1 балл (максимально – 16 баллов за первое задание)

2. Некоторые клетки кроссворда выделены разными цветами не случайно! Из полученных букв составьте три слова, относящиеся к изучаемой теме:































За каждое верно угаданное слово, команда получает 3 балла (максимально – 9 баллов за второе задание)

3. Предлагаю попробовать решить логические задачи методом двоичных матриц:

1) Имена Иванова, Петрова, Васильева и Николаева – Иван, Пётр, Василий и Николай, причем, только у Николаева имя совпадает с фамилией. Васильева зовут не Петром. Определить имя и фамилию каждого человека.

2) В Нальчике, Ростове, Москве и Санкт-Петербурге живут четыре супружеские пары, в каждом городе – только одна пара. Имена супругов: Андрей, Денис, Леонид, Геннадий, Ольга, Марина, Светлана, Елена. Андрей живет в Нальчике, Денис и Ольга – супруги, Геннадий и Светлана не живут в одном городе, Марина живет в Москве, Светлана – в Ростове. Определить какие пары в каких городах живут.



За каждую правильно решенную задачу, команда получает 5 баллов, если задача решена верно, но другими методами, можно снизить количество баллов до 3 – 4(на усмотрение ведущего игры).

4. Игра «Третий - лишний»

Для терминов приведены три определения, одно из которых не соответствует данному термину, нужно его найти.

  1. Граф – это…

А) конечное число точек на плоскости, соединенных отрезками

Б) часть таблицы, ограниченная двумя вертикальными линиями

В) дворянский титул

  1. Сеть – это…

А) рыболовная снасть

Б) диапазон ячеек в электронной таблице

В) несколько соединенных между собой компьютеров

  1. Лист – это…

А) часть документа в СУБД Access

Б) элемент дерева, не имеющий потомков (терминальная вершина)

В) часть документа в электронной таблице MS Excel

За каждый правильный ответ – один балл (максимально – три балла)



5. Игра «Крылатые фразы и информатика».

Вам будут названы «крылатые фразы» - пословицы, поговорки, цитаты. Для каждой «крылатой фразы» предложены три понятия, связанные с информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует данной «крылатой фразе».

  1. «А всё-таки она вертится!»

А) Дискета

Б) «Мышь»

В) Материнская плата

  1. «Что имеем – не храним, потерявши - плачем»

А) Переменная в программе

Б) Скрытый файл

В) Удаленный файл, у которого отсутствует резервная копия

  1. «Молчание – знак согласия»

А) Отсутствие на компьютере звуковых сигналов

Б) Принятие значений по умолчанию

В) Не работает Интернет

  1. «Меньше не бывает»

А) Ноль

Б) Модель машины

В) Бит

  1. «Тришкин кафтан»

А) Распечатка текста

Б) Перфокарта

В) Дырка на кофте программиста



За каждый правильный ответ – 1 балл (максимально за пятое задание можно получить пять баллов)



Подведение итогов урока-игры.





Название документа автор.doc

Козочкина Дарья Александровна

Учитель информатики и ИКТ

Квалификационной категории нет

Место работы: МОУ «Киришский лицей»

Ленинградская область, г.Кириши

vasiliewa.daria@yandex.ru

Название документа аннотация к уроку.doc

Открытый урок-игра для учащихся 10-х классов. Тема «Информационное моделирование»

Цель урока-игры: закрепление основных понятий данной темы.

Задачи:

  1. Закрепить основные понятия по теме «Моделирование и формализация»;

  2. Учить применять знания о моделях и графах на практике;

  3. Развивать логическое мышление;

  4. Развивать внимательность;

  5. Развивать коммуникабельность, учить работать в коллективе, сообща.



Используемая литература:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.

  4. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера





Аннотация

Урок можно провести после изучения данной темы, заменив контрольную работу на игру, которая будет интересна учащимся. Игра рассчитана на один урок – 45 минут, для организационного момента можно занять пять минут перемены. Необходимо заранее подготовить кабинет (расставить парты, обозначив наличие двух команд в игре), подготовить раздаточный материал для двух команд (кроссворд, поля для слов из второго задания, бумагу для решения логических задач методом двоичных матриц). Рекомендую пригласить кого-нибудь из коллег, чтобы облегчить и ускорить процесс проверки результатов (например, подсчет правильно отгаданных слов в кроссворде из первого задания и начисления баллов), чтобы судейство и начисление баллов проходило наиболее объективно. Деление на команды – на усмотрение учителя (по журналу, по рядам, может быть предоставить право деления учащимся). Каждая команда выбирает капитана и придумывает название. Выполнение каждого задания ограничивается по времени: 1 задание – кроссворд – 15-20 минут, 2 задание – составление слов из букв – 3 – 5 минут, 3 задание – решение логических задач – 8 – 10 минут, 4 задание – «Третий лишний» - 3 – 5 минут, 5 задание – «Крылатые фразы» - 5 минут.

По окончании игры подводятся итоги, определяется команда-победитель, выставляются оценки учащимся (критерии оценивания – на усмотрение учителя: членам команды-победителя «5», проигравшим – «4»; может быть оценить только победителей; оценки может огласить капитан команды – по активности и участию в каждом этапе игры и т.д.)

Название документа ответы.doc

Ответы к заданиям:























  1. 1

    в


    2

    д


    5





    3

    з














    4

    д


    е



    е


    с






    а







    9


    10

    6

    с



    у

    7

    р

    е

    б

    р

    о

    в






    м

    8

    и



    12

    к


    с



    т



    г


    ш



    е


    о

    м

    п

    ь

    ю

    т

    е

    р

    н

    а

    я


    м

    о

    д

    е

    л

    и

    р

    о

    в

    а

    н

    и

    е


    в


    й






    н


    ф





    р


    т



    у





    н



    о


    с






    и


    о





    е


    ь



    к





    а





    т






    т


    р



    14

    н

    13

    п

    е

    т

    л

    я








    в






    е

    15

    м

    о

    д

    е

    л

    ь





    у










    а






    л


    а




    и






    р
















    ь


    ц




    с


    16

    г

    р

    а

    ф

















    и




    т
























    я




















т

а

б

л

и

ц

а



г

р

а

ф

и

к



к

о

м

п

ь

ю

т

е

р



  1. 1 задача:


Иван

Пётр

Василий

Николай

Иванов

0

1

0

0

Петров

0

0

1

0

Васильев

1

0

0

0

Николаев

0

0

0

1

Ответ: Иванов Пётр, Петров Василий, Васильев Иван, Николаев Николай.



2 задача:

Удобно решать в два действия. Сначала определим супружеские пары:


Ольга

Марина

Светлана

Елена

Андрей

0

0

0

1

Денис

1

0

0

0

Леонид

0

0

1

0

Геннадий

0

1

0

0



Теперь легко определить, какие супружеские пары в каком городе живут:


Нальчик

Ростов

Москва

Санкт-Пет.

Андр.-Елена.

1

0

0

0

Денис-Ольга

0

0

0

1

Леонид-Свет.

0

1

0

0

Геннадий.-Марина

0

0

1

0

Ответ: Пара Андрей-Елена живут в Нальчике, Денис-Ольга живут в Санкт-Петербурге, Леонид-Светлана – в Ростове, а пара Геннадий-Марина – в городе Москва.

  1. ББА

  2. АВБВБ



Открытый урок-игра «Информационное моделирование» 10 класс
  • Информатика
Описание:

Цель урока-игры: закрепление основных понятий данной темы.
Задачи:

  1. Закрепить основные понятия по теме «Моделирование и формализация»;
  2. Учить применять знания о моделях и графах на практике;
  3. Развивать логическое мышление;
  4. Развивать внимательность;
  5. Развивать коммуникабельность, учить работать в коллективе, сообща.

Аннотация

Урок можно провести после изучения данной темы, заменив контрольную работу на игру, которая будет интересна учащимся. Игра рассчитана на один урок – 45 минут, для организационного момента можно занять пять минут перемены. Необходимо заранее подготовить кабинет (расставить парты, обозначив наличие двух команд в игре), подготовить раздаточный материал для двух команд (кроссворд, поля для слов из второго задания, бумагу для решения логических задач методом двоичных матриц). Рекомендую пригласить кого-нибудь из коллег, чтобы облегчить и ускорить процесс проверки результатов (например, подсчет правильно отгаданных слов в кроссворде из первого задания и начисления баллов), чтобы судейство и начисление баллов проходило наиболее объективно. Деление на команды – на усмотрение учителя (по журналу, по рядам, может быть предоставить право деления учащимся). Каждая команда выбирает капитана и придумывает название. Выполнение каждого задания ограничивается по времени: 1 задание – кроссворд – 15-20 минут, 2 задание – составление слов из букв – 3 – 5 минут, 3 задание – решение логических задач – 8 – 10 минут, 4 задание – «Третий лишний» - 3 – 5 минут, 5 задание – «Крылатые фразы» - 5 минут.
По окончании игры подводятся итоги, определяется команда-победитель, выставляются оценки учащимся (критерии оценивания – на усмотрение учителя: членам команды-победителя «5», проигравшим – «4»; может быть оценить только победителей; оценки может огласить капитан команды – по активности и участию в каждом этапе игры и т.д.)

1.  Разгадайте кроссворд по теме «Информационное моделирование»

koz1.jpg

По вертикали:

  1. Элемент системы (графа), обычно изображается в виде эллипса или круга.
  2. Вид графа, имеющий иерархическую структуру.
  3. Копия, модель реального объекта.
  4. Направленная связь между вершинами графа.
  5. Характеристики моделируемого объекта.
  6. Определенный порядок объединения элементов, составляющих систему.
  7. Сведения об окружающем нас мире.
  8. Единичная главная вершина дерева.
  9.  Граф системы с произвольным принципом связи.
  10. Конечные вершины дерева.

По горизонтали:

  1. Линия, соединяющая вершины графа.
  2. Информационная модель, реализованная с помощью компьютера.
  3. Процесс создания моделей человеком.
  4. Линия, выходящая и входящая в одну и ту же вершину.
  5. Копия реального объекта, процесса или явления.
  6. Схема, отражающая элементный состав системы и структуру связей.

За каждое верно угаданное слово, команда получает 1 балл (максимально – 16 баллов за первое задание)

2.   Некоторые клетки кроссворда выделены разными цветами не случайно! Из полученных букв составьте три слова, относящиеся к изучаемой теме:

koz2.jpg

За каждое верно угаданное слово, команда получает 3 балла (максимально – 9 баллов за второе  задание)

3.   Предлагаю попробовать решить логические задачи методом двоичных матриц:
1)  Имена Иванова, Петрова, Васильева и Николаева – Иван, Пётр, Василий и Николай, причем, только у Николаева имя совпадает с фамилией. Васильева зовут не Петром. Определить имя и фамилию каждого человека.
2) В Нальчике, Ростове, Москве и Санкт-Петербурге живут четыре супружеские пары, в каждом городе – только одна пара. Имена супругов: Андрей, Денис, Леонид, Геннадий, Ольга, Марина, Светлана, Елена. Андрей живет в Нальчике, Денис и Ольга – супруги, Геннадий и Светлана не живут в одном городе, Марина живет в Москве, Светлана – в Ростове. Определить какие пары в каких городах живут.

За каждую правильно решенную задачу, команда получает 5 баллов, если задача решена верно, но другими методами, можно снизить количество баллов до 3 – 4(на усмотрение ведущего игры).
4. Игра «Третий - лишний»
Для терминов приведены три определения, одно из которых не соответствует данному термину, нужно его найти.

  1. Граф – это…

А) конечное число точек на плоскости, соединенных отрезками
Б) часть таблицы, ограниченная двумя вертикальными линиями
В) дворянский титул

  1. Сеть – это…

А) рыболовная снасть
Б) диапазон ячеек в электронной таблице
В) несколько соединенных между собой компьютеров

  1. Лист – это…

А) часть документа в СУБД Access
Б) элемент дерева, не имеющий потомков (терминальная вершина)
В) часть документа в электронной таблице MS Excel
За каждый правильный ответ – один балл (максимально – три балла)

5.  Игра «Крылатые фразы и информатика».
Вам будут названы «крылатые фразы» - пословицы, поговорки, цитаты. Для каждой «крылатой фразы» предложены три понятия, связанные с информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует данной «крылатой фразе».

  1. «А всё-таки она вертится!»

А) Дискета
Б) «Мышь»
В) Материнская плата

  1. «Что имеем – не храним, потерявши - плачем»

А) Переменная в программе
Б) Скрытый файл
В) Удаленный файл, у которого отсутствует резервная копия

  1. «Молчание – знак согласия»

А) Отсутствие на компьютере звуковых сигналов
Б) Принятие значений по умолчанию
В) Не работает Интернет

  1. «Меньше не бывает»

А) Ноль
Б) Модель машины
В) Бит

  1. «Тришкин кафтан»

А) Распечатка текста
Б) Перфокарта
В) Дырка на кофте программиста

За каждый правильный ответ – 1 балл (максимально за пятое задание можно получить пять баллов)

Подведение итогов урока-игры.

Используемая литература:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов.
  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
  4. Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера

save.png Архив материала к классному часу «Информационное моделирование» (7-98.zip 41 Kb)

  1. Конспект урока в формате .DOC
  2. Ответы к заданиям .DOC
Автор Козочкина Дарья Александровна
Дата добавления 27.09.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4196
Номер материала 1271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓