Главная / Информатика / Классный час по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей «О, сколько было подвигов на свете…» 6 класс

Классный час по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей «О, сколько было подвигов на свете…» 6 класс

Классный час по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей «О, сколько было подвигов на свете…» 6 класс
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка к занятию

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания.   Сегодня проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в нашей стране актуальна.
На своем внеклассном мероприятии мне бы хотелось довести до умов обучающихся, что патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и элементы дискуссии, и  ролевая игра, где каждый  из участников действует в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия. На моем мероприятии речь пойдет о подвиге Сергея Скороходова на афганской  земле.

Тема моего мероприятия «О, сколько было подвигов на свете…»

Цель  способствовать получению и расширению знаний обучающихся об Афганской войне и подвиге  Сергея Скороходова

Задачи:

  • Воспитание любви к Родине, гражданского долга.
  • Развитие интереса к происходящим в стране событиям.

Место занятия в системе воспитательной работы   патриотическое  и духовно-нравственное воспитание обучающихся

Оформление.   Презентация, стенд,  карта,  гирлянда памяти, свеча, декорации, спецодежда, раздаточный материал.  

Материал. Видеофильм «Память» Л.Корчагиной, материал Н.Катаевой, школьный альбом, посвящённый С.Скороходову, музыкальное  сопровождение:  «Война в Афганистане»,  «Афганская война», «Горячие точки», «Синяя река».

Предполагаемые результаты.
1. Понимание обучающимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
Конспект урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

  • Организационный этап

Приветствие,
вступительное введение: цель и тема урока

Настрой на работу,
формулирование цели занятия.

  • Основной этап

Смена слайдов, звуковое сопровождение

Каждый  из участников действует в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия

  • Заключительный этап

Подведение итогов занятия

Осмысление, понимание, самосознание, способность переживать


Слайд 1

В комнате притушен свет, горит свеча, лежит гирлянда у портрета Сергея Скороходова

Учитель (тихим голосом):
Более двух десятилетий минуло с тех пор, когда последний солдат советской армии покинул территорию Афганистана. 15 февраля считается Днём памяти воинов-интернационалистов, но хотя этой даты нет в календаре. Однако её отмечают сотни россиян. И не только те, кто прошёл трудными дорогами Афганистана. И не только родственники и друзья тех, кто пал на той войне. Эта дата священна для всех, кто дорожит миром, для кого такие понятия как Долг, Честь и Родина имеют глубочайшее звучание.

Слайд 2

-Как вы думаете, почему наше сегодняшнее мероприятие называется «О, сколько было подвигов на свете…»?

Обучающиеся  (предположительно)  
Мы поговорим о войне, о подвигах солдат, о Сергее Скороходове, об Афганистане.

Учитель
Да, действительно речь пойдет о нашем земляке Сергее Скороходове, о его подвиге, о личности, о достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине. Поговорим об уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.
 А как вы думаете, какую цель мы поставим, перед тем как начнем наше мероприятие?

Обучающиеся (предположительно)  
Наша цель узнать о подвиге наших солдат, узнать об афганском народе, их обычаях и традициях, понять что Долг, Честь и Родина имеют глубочайшее звучание.
Учитель
Наша цель  способствовать получению и расширению ваших знаний об Афганской войне и подвиге  Сергея Скороходова
Мы начинаем.
Обучающиеся занимают свои места
Чтец 1
О, сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И каждом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.

Ведущая:  Каждому человеку необходимо испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии, а через нее – и чести Отечества.

Песня «Война в Афганистане»

Ведущий: Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во времена Афганской войны.  Сегодня мы поговорим о героизме и подвигах, совершенных в Афганистане. Ведь, если страна не хочет помнить своих героев, не хочет знать своего прошлого, то она автоматически теряет свое будущее.

Ведущая: Боевое прошлое России было достойным. Никакой народ не может жить без прошлого, потому что без прошлого нет народа!

Ведущий: Тема Афганской войны всегда интересовала прессу. Много журналистов побывало на территории боевых действий. Вот с нами одна такая журналистка.

Ведущая:  Скажите нам, пожалуйста, для начала, где находится Афганистан?

Журналистка (показывает на карту):
В современных границах Афганистан расположен на восточной части Иранского нагорья. Это нагорье – самое большое и пустынное изо всех нагорий Ближнего и Среднего Востока. Здешнюю местность принято называть «горным океаном». Так как, здесь четыре пятых афганской территории занимают горы. Высоты гор колеблются от 3000 до 7750м над уровнем моря. Железные дороги отсутствуют, всё передвижение осуществляется по малочисленным шоссе и горным тропам. Жаркий климат повлиял на формирование этого народа, в основе его психики выработался жгучий темперамент: вспыльчивость, горячность и мстительность.

Ведущий:  Теперь я дам слово нашим историкам, которые расскажут нам о подлинном значении Афганской войны…
Вбегают западные репортеры

1-й репортер (с акцентом).  Погодите, погодите.
2-й репортер (с акцентом). Сначала своё слово скажет объективная западная пресса.
3-й репортер (с акцентом).  Русские войска беспардонно вклинились на территорию мирной страны.
1-й репортер (с акцентом).  Война лишила афганцев выращивать виноград.
2-й репортер (с акцентом).  Потери в Афгане велики.

Появляются историки.
1-й историк. Кто тут сотрясает мир.
2-й репортер. Это мы - объективная западная пресса.
2-й историк. Нет, давайте-ка разберемся.
1-й репортер. Похоже, сейчас нам придется туго, приятели.
3-й историк. Обратимся к реальным данным. Враждебные страны хотели создать в Афганистане плацдарм для нанесения огневого удара по России. Враждебный Советскому Союзу Пакистан полным ходом осуществлял создание ядерных боеприпасов.
2-й историк. Сфабрикованы и распространены слухи, порочащие Советский Союз и бросающие тень на деятельность советских работников в Афганистане.
1-й историк. Многие люди были уничтожены без суда и следствия. Угроза со стороны Афганистана нарастала стремительно.
3-й историк. Сам же Афганистан буквально разрывался от внутреннего давления раздиравшей его межпартийной борьбы, был убит лидер, несший идеи мира с Советским Союзом.
1-й историк. Правительство Афганистана обратилось к Советскому руководству с просьбой ввести советские войска на территорию Афганистана. Являются  ли в таком случаи советские войска захватчиками? Конечно, нет. Введение советских войск было, крайней мерой защиты.
Журналистка:  У меня есть тоже небольшой видеосюжет. Сейчас я вам покажу.

Сценка «Два солдата». Выходят старый и молодой солдаты. Они отдыхают.

Молодой солдат:
Хоть немного выдалась возможность отдохнуть, побеседовать со старшим товарищем. А ты, почему не демобилизовался, когда была возможность?
Старый солдат:
Решил остаться, чтобы учить здесь в Афгане боевым премудростям и практике молодых солдат. Как и везде на войне, гибнут неопытные ребята, которые только пришли сюда, необстрелянные новобранцы, вроде тебя, «боча».
Молодой солдат: Что это за слово – «боча»?
Старый солдат: Это на местном языке – «сынок».
Молодой солдат: А ты сам-то давно здесь?
Старый солдат: Пять лет.
Молодой солдат:   А чего они хотят, по большому-то счёту?

Старый солдат:  Они хотят мирового господства Ислама. Сейчас идёт война, называемая «джихад» - это священная война за веру. И хотя в Афганистане объявлено о равноправии всех наций, моджахедам эта война выгодна. У них есть карты мира, где нет России.
Молодой солдат:   Да, много мне здесь придется заново изучать. Другой мир, все совсем иначе, чем у нас.
Уходят.
Песня «Горячие точки» (02:48)
Журналистка:
Советские воины показывали не только военное мастерство, но и проявляли личный героизм. Увидев такие успехи советских войск, западные противники изменили направленность своих действий. Теперь нашим войскам пришлось бороться с бандами мятежниками-моджакедами. Героических поступков на афганской войне было множество.
Ведущая: Война  в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 21 день. Это потеря боевых друзей, тяжелейшие испытания, выпавшие на долю солдат и офицеров.
Журналистка:  После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских солдат с разбивкой по годам:
1979 год – 86 человек
1980 год – 1 484 человека
1981 год – 1 298 человек
1982 год – 1 948 человек
1983 год – 1 948 человек
1984 год – 2 343 человека
1985 год – 1 868 человек
1986 год – 1 333 человека
1987 год – 1 215 человек
1988 год – 759 человек
1989 год – 53 человека
Итого – 13 833 человека

Эти данные впервые появились в газете «Правда» в августе 1989 года. В дальнейшем эта цифра увеличилась, предположительно за счёт умерших от последствий ранений и болезней после увольнения из вооруженных сил. На 1 января 1999 года эта цифра 15 051 человек.
Ведущий: Воины-интернационалисты, выполняя приказ Родины, проявили лучшие человеческие и боевые качества, верность  воинскому долгу и присяге, взаимовыручку.

Ведущая: Афганская война коснулась и нашего северного района: 35 харовчан участвовали в боевых действиях, трое из них погибли. Это Сергей Башмаков из Катромы, Сергей Смыслов из Семигородней и выпускник  школы №2 Сергей Скороходов.
Ведущая: Часто ценой своей жизни в ходе афганской войны спасали своих боевых товарищей советские солдаты и офицеры.

Песня «Синяя река»  (00:48)

Ведущий: Давай спросим, что знают о подвиге Сергея Скороходова сегодняшние ученики этой школы.

Ученик 1.  18 января 1987 года мотострелковый взвод лейтенанта Скороходова выполнял боевую задачу по охране участка дороги в районе населенного пункта Ханабад. Неожиданно группа мятежников, скрытно подошедшая к заставе со стороны арыка и используя складки местности, открыла плотный огонь из стрелкового оружия реактивными снарядами. Лейтенант Скороходов, не растерявшись, быстро принял правильное решение, и умело организовал оборону заставы, отражая нападение противника.
Ученик 2. Продолжая руководить боем, заметил несколько душманов, которые пытались обойти заставу со стороны дороги и занять выгодную позицию для ведения огня. Лейтенант Скороходов Сергей Константинович быстро принял единственно правильное решение, возглавил отделение и выдвинул на перерез мятежникам. Отделение решительными действиями уничтожило группу, при этом лейтенант Скороходов проявил тактическую выучку, личную смелость и решительность.
Ученик 3. Выполнив задачу, отделение стало отходить к заставе. Лейтенант Скороходов с одним военнослужащим прикрывал отход. От разорвавшейся вблизи реактивного снаряда получил смертельное ранение, выполнив до конца свой интернациональный и воинский долг.
Видеофрагмент из фильма (07.04-07.50)
Чтец 2 
Отныне навсегда в судьбе  твоей
Не будет смены календарных дней
Отмерены тебе иные сроки.
Но не могильную сошел ты тишь-
Ты из страны  бессмертья  говоришь
Со всеми, кто выходит в путь далекий.
(Пока играет музыка из видеофрагмента)

Ученик 5. Из статьи Надежды Кузнецовой.
«Читаю короткие строки о твоей гибели…
В красноватой дымке воображаемого боя воспроизвести, хотя бы приблизительно, твои последние минуты на далекой никогда мною невиданной земле. И потому, что я её никогда не видела, передо мной словно  прокручиваются кадры какого-то фильма о войне. Только знаю, всё было там не так, как в кино, гораздо тяжелее и страшнее…
Я думаю о тебе, Серёжа, и не могу выстроить такой вот цепочки. Всё время ловлю себя на мысли, что на факты короткой жизни упрямо наслаивается героический пафос. Всё, что не вспоминается теперь, представляется какой-то подготовкой к подвигу. Но ведь так не было. Просто жил обычный человек.»
Ученик 6. Сергей родился 2 апреля 1962 года в Харовске Галины Ивановны и Константина Сергеевича Скороходовых. Сын взял от своих родителей кипучую энергию, принципиальность, чувство ответственности за другого человека, романтизм души, увлечение спортом. Вместе всей семьей проводили  время на рыбалке, ездили за грибами, ягодами, устраивали семейные праздники. Сергей был замечательным сыном, добрым и отзывчивым братом.
Ученик 7  Школа для Сергея была вторым домом. Учёба давалась ему легко, он сам всегда садился за уроки, выполнял самостоятельно. Времени хватала на всё: с одноклассниками, дружбу, спорт.
Сергея любили все и учителя, и одноклассники.
Ученик 8. «Он не любил нытиков и каприз. Всегда говорил правду в глаза. Я Сергея помню как доброго хорошего товарища. Он умел подбодрить, если было трудно». Из воспоминаний Любы Храбровой.
Ученик 9. У Сергея была – заветная мечта – стать летчиком. При поступлении в лётное училище настигла неудача, подвело зрение. Тогда он выбрал Ленинградское высшее командное училище имени Кирова. Поступить туда было трудно, но благодаря настойчивости Сергей стал курсантом.
Ученик 10. Годы учёбы в военном училище закалили его характер, научили выдержке, воспитали уважение к воинской дисциплине. После окончания военного училища Сергею присвоили первое офицерское звание – лейтенант. По распределению он был направлен служить в Закавказский военный округ. Затем добровольно пишет рапорт об отправке его в Афганистан, где шла война.
Ведущий:  Никто не  создан для войны. Не создан для войны был и Сергей. Но он был верен воинскому долгу.

Чтец 3
По афганской распаленной солнцем земле 
Не хватает воды, и паёк небогат,
Поднимается пыль среди горных вершин,
И от пота к спине прилипает хэбэ
Ты сидишь с автоматом в руках на броне, 
От жары не спастись, здесь она-пятьдесят,
И всё дальше уходит колонна машин.   
Вот такая работа досталась тебе.

Звучит песня «Я ухожу» (02:48)
Ученик 11
Письма из-за границы приходили редко. «У меня всё хорошо, не беспокойтесь». И дальше  о делах во  взводе, о своих солдатских друзьях.
Только одно письмо похоже на взрыв, адресовано оно было младшему из братьев Хребтовых – Николаю. Письмо это было последним, написанным Сергеем.

Ведущая:
Простите, отчие просторы,
Что на губах моих зола.
Не под Москвой, не подо Ржевом
Война сердца нам обожгла.

Ведущий: Говорят, время лечит. Но это боль вряд ли утихнет. Война – всегда война. Под чёрным покрывалом непременно окажется чей-то дом, чья-то семья.

Сценка «Два солдата»
Молодой солдат:
Мы простые воины. Но когда мы давали клятву верности Родине перед тем, как отправиться на боевые действия, мы произносили такие слова: «Если я нарушу эту мою клятву, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона и всеобщая ненависть и презрение трудящихся».
Старый солдат: Наша сцена – весь мир.
Молодой солдат:  Потому что мы – воины интернационалисты. Если потребуется постоять за Родину, пусть она даст нам знак, и в любой точке земного шара мы накажем её врагов.

Старый солдат:  Наш принцип – бескорыстие.
Молодой солдат: Ведь счастье не в награде за доблесть, а в самой доблести.
Старый солдат: Да, вижу я, что ты хорошо усвоил солдатские истины, «боча». Будет из тебя славный защитник Отечества.
Солдаты уходят.
Видеофрагмент из фильма ( с 07.50…)
Учитель:
Давайте, вспомним, какую цель мы поставили перед собой?
Удалось ли нам ее достигнуть?
Учащиеся высказывают свое мнение о классном часе

А сейчас каждый из вас подойдите к доске и прикрепите по порядку ваши номера на листах бумаги.

Ученики прикрепляют листы бумаги.

На доске получаются фразы:

1 фраза
ЛЮДИ!
ЧЕРЕЗ ВЕКА, ЧЕРЕЗ ГОДА
ПОМНИТЕ
О ТЕХ,
КТО УЖЕ НЕ  ПРИДЁТ
НИКОГДА.
ПОМНИТЕ!

2 фраза
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
И СЛАВА ТЕМ,
КОГО УЖЕ НЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ,
НО БЛАГОДАРЯ КОМУ МЫ ЖИВЕМ!

Учитель:
А закончить наше внеклассное мероприятие  мне хочется словами:
Сурова воинская служба.
Опасны выстрелы во мгле,
Но крепче скал народов дружба
Во имя мира на Земле.

Литература

  • Всесоюзная Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане, Воениздат. Москва, 1999 г.
  • http://afgan.ru/memoryafgan/
  • Скороходове  http://afgan.ru/memoryafgan/17-s/383-skorohodov.jpg и http://afgan.ru/memoryafgan/17-s/384-skorunskiy.jpg
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_Героев_Советского_Союза_(Афганская_война)
  • http://salambacha.com/index.php?newsid=141
  •  «Пепел Афгана» Роза Фурман, газета «Призыв», ноябрь 25, 2013
Фрагмент
kos1.jpg
Автор Костылева Ирина Ивановна
Дата добавления 14.04.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3503
Номер материала 1275
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓