Инфоурок Информатика Другие методич. материалыПроект «Маркетинговый план» в рамках элективного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office XP» 10 класс Фрагмент

Проект «Маркетинговый план» в рамках элективного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office XP» 10 класс Фрагмент

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

маркетинговый план.doc Методическая копилка учителя информатики.url ‚ ¦­®!.txt

Выбранный для просмотра документ маркетинговый план.doc

Фасахова Татьяна Петровна, учитель информатики без кв.категории МБОУ Ромодановская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, fasakhova2010@mail.ru, сайт школы на edu.tatar.ru/alekseevo/alekseevo/romodan/sch
Ключевые слова: элективный курс, информатика, проект, маркетинговый план, уроки


 

ПРОЕКТ «Маркетинговый план» в рамках элективного курса «Учебные проекты
с использованием Microsoft Office
XP» для 10 класса. Разработаны 7 уроков по модулям. Проект составлен на основе следующей литературы:

  1. Информатика. Программа для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М.Н.Бородин. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.
  2. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. Методическое пособие для учителя.  Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
  3. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие для ученика. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2006. - 230 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ «Маркетинговый план»

Цель: Создание эффективного маркетингового плана для деятельности нашей школьной компании.

Задачи :

  • определить название компании;
  • разработать логотип компании;
  • изучить "правдивость в рекламе";
  • проанализировать факторы, влияющие на спрос;
  • разработать, применить и проанализировать опросный лист для покупателей;
  • выбрать товар (услугу);
  • создать различные рекламные материалы;
  • развить навыки проведения интервью с помощью ролевых игр;
  • определить затраты на производство/разработку одной единицы товара и составить таблицу ценообразования.

 

Данный проект предназначен для знакомства с такой областью бизнеса, как маркетинг: он по­может получить начальные знания в сфере маркетинга, связей с общественностью и принци­пов управления, необходимых для запуска нового товара.

Потребуется не только создать план мар­кетинга и рекламы для нового товара (или услу­ги), который вы сами разработали, но и приду­мать и реализовать рекламную кампанию для продажи товара (используя рекламные листки или плакаты, объявления и другие средства), включая анализ затрат и прогнозирование. Отве­тив на серию вопросов вида:

Какие факторы вызывают необходимость вве­дения новой услуги?

Что мы можем предпринять для изменения жизни школы?

Какие факторы вызывают у людей желание купить товар?

    Нужно будет подготовить предложение и пре­зентацию своего товара (услуги) для дирекции школы (других групп класса).


Представьте, будто вас только что приняли на работу в крупную дочернюю компанию или подраз­деление огромной транснациональной корпорации. Корпорация дала вашему подразделению (команде из учащихся) задание: принять участие в разработ­ке планов, касающихся создания и продвижения нового товара или услуги для молодежного сегмен­та рынка. Ваше подразделение должно выбрать себе название и логотип, проанализировать рынок товаров и услуг для молодежи и определить, какой именно товар или услугу следует продвигать преж­де всего. Также вашему подразделению будет необ­ходимо разработать план сбыта и стратегию про­движения нового товара (услуги), а в результате представить наглядную презентацию товара (услу­ги) совету директоров корпорации (всему классу).

Для этого вы будете выполнять следующие за­дания:

1.  Определитесь с названием вашего подразделе­ния и придумайте ему логотип.

2.  Проанализируйте спрос на рынке товаров и услуг для молодежи путем исследований, бе­сед и опросных листов.

3.  Определите, какой новый товар или услугу (в дальнейшем для простоты в большинстве случаев будем говорить «товар») следует раз­рабатывать в первую очередь.

4.  Напишите пресс-релиз о товаре в форме сооб­щения электронной почты, которое можно пе­ресылать по Интернету.

5.  Создайте рекламный проспект и/или буклет.

6.  Определите ценовую политику в отношении товара.

7.  В процессе разработки маркетингового плана или стратегии каждый участник команды дол­жен выбрать для себя одну из нижеперечис­ленных ролей:

   Директор проекта: следит за разработкой пла­на или стратегии в целом.

   Специалист по маркетингу: разрабатывает со­ставляющие рекламной кампании.

   Главный специалист по финансам: принимает решения, связанные с финансами (такие, как составление калькуляции цен).

   Специалист по изучению рынков сбыта: разра­батывает методы для определения уровня спроса, например опросные листы.

8.  Создайте убедительную презентацию для сове­та директоров корпорации, в которой вы пред­ставите итоги разработки вашей командой плана сбыта товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 1.Рыночная конкуренция. Маркетинговое исследование и конкурентный анализ. Название и логотип компании.

Цели:

- познакомить с проектом, его целями и задачами

- познакомить с маркетинговым исследованием

- придумать название и логотип компании

- воспитывать дружеские отношения

Ход урока

Название и логотип компании

Под корпоративным брендом, как правило, подразумевают именно название и/или логотип компании, т. е. важнейшие опознавательные зна­ки компании. Логотип — это обычно сочетание элементов текста (полное название компании или его аббревиатура) и/или графики, все вместе спо­собствует узнаваемости компании, будучи ее уни­кальным символом и своего рода визитной карточ­кой. Хотя логотип часто воспринимают как нечто само собой разумеющееся, именно он «цепляет» и выделяет компанию из тысячи других.

Маркетинговое исследование и конкурентный анализ

На любом торговом предприятии следует точ­но решить, чем именно заниматься, чтобы надле­жащим образом обособиться от конкурирующих компаний.

УПРАЖНЕНИЕ 1.1.

Ответьте на следующие вопросы.

  Что в настоящее время хочет покупать моло­дежь?

  Как представитель молодежи ответьте, какие компании, по-вашему, заслуживают внима­ния, чьи товары вы покупаете чаще.

  Приведите пример компании, выпускающей такой ходовой и «раскрученный» товар, как, скажем, джинсы. Как вы думаете, почему и каким образом именно эта компания именно с этим товаром, что называется, «попала в де­сятку»?

  Есть ли у вас идеи по поводу товара, который покупатели в соответствии со своими нуждами хотели бы видеть на рынке, но не находят?

  Какие коммерческие и рекламные трюки, по-вашему, действуют, а какие — нет?

  Есть ли, как вам кажется, ценовые ориентиры, которые привлекают покупателя или, напро­тив, отталкивают его от того или иного товара?

УПРАЖНЕНИЕ 1.2. Ваша команда должна составить список либо товаров, которые мгновенно ассоциируются с той или иной компанией, либо компаний, которые мгновенно ассоциируются со своими логотипами. Запишите все, что придет вам на ум. Будьте гото­вы поделиться своими соображениями с осталь­ной частью класса.

Рассмотрите каждый из продемонстрирован­ных вам учителем логотипов и ответьте на следу­ющие вопросы:

• Это узнаваемый логотип? (Если да, то чем; если нет, то почему?) Что, по-вашему, в этом логотипе главное?

• От этого логотипа есть польза? (Если да, то ка­кая; если нет, то почему?)

     УПРАЖНЕНИЕ 1.3. Проведите в вашей команде «мозговой штурм» и выпишите на отдельный лист варианты назва­ний подразделения компании, в котором вы рабо­таете. Руководить «мозговым штурмом», исполь­зуя общепринятые правила, будет преподаватель или выбранный участник вашей команды.

Правила «мозгового штурма»:

1.   Каждый высказывает все идеи, которые при­ходят ему в голову.

2.   Все идеи записываются.

3.   Пока не закончится «мозговой штурм», не про­изводится никаких обсуждений.

4.   Чужие идеи не критикуются и не высмеиваются.

5.   Предварительно устанавливается лимит вре­мени.

Как только работа над списком потенциальных названий для вашего подразделения будет завер­шена, проведите внутри команды голосование по пунктам списка. Объявите ваше решение классу.

Название вашего подразделения: _

УПРАЖНЕНИЕ 1.4. Набросайте логотип — сначала карандашом на бумаге, а затем с помощью инструментов панели Рисование Microsoft Word или любой другой компьютерной программы. Также учащиеся мо­гут оцифровать рисунок с помощью сканера. Про­демонстрируйте получившийся логотип классу.

Логотип:

Модуль 1.Рыночная конкуренция. Целевой потребитель: молодёжь.

Цели:

-познакомить с понятием «целевой рынок», исследовать его

- разработать и применить опросный лист для покупателя

- воспитывать взаимопонимание, уважение к окружающим

 

Ход урока

Целевой рынок — это круг определенных по­тенциальных покупателей с общими запросами и нуждами; следовательно, эти покупатели ищут на рынке одни и те же определенные товары.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1.5

Во-первых, вашей команде следует разработать опросный лист по интересам (по меньшей мере десять вопросов), чтобы проанализировать вы­бранный сегмент рынка и выяснить, что моло­дежь хотела бы покупать.

Во-вторых, нужно ознакомить с полученным опросным листом ваших потенциальных поку­пателей — или провести с ними интервью, или предложить заполнить анкету.

В-третьих, получив опросный лист с ответами, необходимо подвести итоги и проанализировать результаты. Это поможет команде решить, про­изводством каких товаров (или предоставлени­ем каких услуг) ей лучше всего заняться. От команды требуется страничный итоговый от­чет, куда должны войти выводы относительно рынка товаров и услуг для молодежи, сделан­ные на основе полученных ответов.

Перед началом проведения опросов рекомен­дуем вам ознакомиться со статьей, посвященной технике проведения опросов, по адресу:

http://ecoclub.nsu.ru/isar/mu12/11.htm (рус.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Как провести социологический опрос

   Как правильно провести социологический опрос, чтобы его результаты имели вес, как избежать распространенных в этом деле ошибок?

   Многие с большой легкостью берутся за социологические опросы, считая это несложным делом. И часто либо получают данные, которые нельзя нормально обработать, либо оформляют все таким образом, что сведущий в этом деле человек легко докажет некомпетентность проводивших опрос.

   Берясь за социологический опрос, необходимо обеспечить его надлежащее проведение и оформление. Чтобы вас не обвинили в некомпетентности, в манипуляциях или клевете, опрос обязательно нужно проводить по принятой в научной среде методике. Всегда следует помнить, что вы проводите исследование, на которое распространяются общие требования к научной работе: тому, кто будет знакомиться с вашими данными, должна быть ясна проблема, методика исследования, результаты и способ их обработки. Только тогда может идти речь о квалифицированной работе.

   Например, написать, что 90 процентов опрошенных жителей дома против вырубки деревьев во дворе, недостаточно. Неизвестно ведь, кого вы опросили. Может быть, 10 пенсионеров с трех лавочек. Тогда эти данные не отражают разброс мнений всех жителей дома. Ваша позиция будет очень уязвима именно потому, что не обоснована и не описана методика опроса.

   Как же нужно проводить опрос, чтобы его результаты были достоверны и имели вес для окружающих?

   Социологический опрос мало хорошо провести, его нужно соответствующим образом оформить, чтобы защититься от обвинения в голословности и некомпетентности. Итоговый документ должен состоять из описания гипотезы опроса, текста анкеты, описания полученных результатов, выводов. Остановимся подробнее на гипотезе, поскольку именно она определяет все последующие этапы и результаты работы.

Гипотеза - это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается также выбор аудитории, указываются ожидаемые результаты. В ходе написания гипотезы вы заранее детально продумываете все этапы будущего исследования. Это поможет избежать неприятных неожиданностей на стадии обработки данных.

   Готовя любой опрос, надо помнить, что абсолютно объективных результатов здесь не бывает, потому что логика вопросов всегда будет отражать представления и позицию авторов анкеты, определяться их целями. Респонденты при этом не могут навязать своей логики. Если спросить у человека напрямую, существует ли та или иная проблема, то он вполне может ответить отрицательно. Но если начать сразу выяснять его отношение к проблеме, то она автоматически признается существующей. Человек не будет иметь возможности задуматься, есть ли проблема, а будет скорее всего покорно размышлять о том, как он к ней относится и как ее решать,

   Итак, вы начинаете с написания гипотезы опроса, в которой после формулировки проблемы, цели исследования, методики опроса и обработки собираемых данных обосновываете выбор аудитории, мнение которой вас интересует.

   Обоснование выбора аудитории - очень важный момент работы. В гипотезе вы должны указать, мнение каких слоев населения и по какой причине вы будете узнавать.

   Опрос может быть сплошным, тогда вы пишете в гипотезе, что для получения наиболее объективного результата следует обойти все квартиры всех домов вашего района. Правда, тут же встанет вопрос, сколько на это потребуется людей и средств. Сплошной опрос стоит очень дорого и возможен только, когда у вас не более одного-двух вопросов, и на них могут ответить из-за закрытой двери или по телефону.

   Можно опрашивать не всех поголовно, а выбрать представителей разных слоев населения и работать с ними. Но нужно обосновать репрезентативность этой выборки. Предположим, вы поняли, что в опросе вас интересует мнение семей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вы можете опрашивать не все семьи, а, скажем, 50% из них. В гипотезе нужно привести данные по количеству таких семей в районе опроса, надо узнать адреса этих семей и посетить каждую вторую квартиру из этого списка. Или опрашивать родителей в детских садах и поликлиниках. Следует обозначить также, будете ли вы опрашивать каждого члена семьи, или кого-то одного, только родителей (без бабушек и дедушек), тех, кто гуляет с детьми, или кто подвернется...

   Понятно, что чем больше количество опрошенных и чем лучше учтены всевозможные нюансы опроса, тем более статистически достоверны его результаты. Но в жизни все определяется реальными возможностями данной исследовательской группы: человеческими, временными и материальными ресурсами.

   Мало теоретически выбрать аудиторию, нужно не ошибиться и опросить именно ее. И учесть, что в зависимости от времени и места опроса респондентами окажутся вполне определенные социальные группы, а не "среднестатистические граждане".

Поэтому для обоснования достижимости аудитории опроса в гипотезе должны быть указаны время и места опроса, кого, когда и где вы опрашиваете и почему именно их.

Составление анкет - очень ответственный этап исследования. В гипотезе следует четко аргументировать, для чего задаются именно эти вопросы.

При составлении анкеты всегда необходимо представлять себе, как она будет обрабатываться. Анкеты бывают открытые и закрытые. В закрытых на поставленный вопрос дан спектр готовых ответов, из которых опрашиваемый должен выбрать и отметить один. Такую анкету обрабатывать удобнее всего. Когда можно отмечать несколько ответов сразу, обработка становится гораздо сложнее, потому что приходится искать корреляцию между ответами. Проще всего в обработке закрытая анкета с небольшим количеством вопросов при разрешении отмечать только один ответ по каждому.

   В открытых анкетах респонденту предоставлена возможность самому сочинять ответ. Такие анкеты очень сложны в обработке. Вы не сможете расклассифицировать ответы, и большая их часть пропадет без пользы. Часто на основании собранного таким способом материала пишут собственную интерпретацию общественного мнения, ничего общего с нормальной обработкой данных не имеющую. Открытую анкету можно использовать только в том случае, когда вы абсолютно уверены, что каждый респондент либо ответит "да" или "нет", либо перечислит несколько всем известных терминов (фамилий, названий и т.п.).

   Применяются также полуоткрытые анкеты. В них вместе со спектром возможных ответов помещается строка для тех, кто захочет привести собственную формулировку: некоторых людей может раздражать запрограммированность их ответов. Эти анкеты оптимальны при пробных опросах по данной проблеме или опросах специалистов для выяснения возможных ответов, не учтенных авторами. Обрабатывать их труднее закрытых, однако они могут дать интересные, оригинальные дополнения к вашим вариантам. Бывают еще смешанные анкеты, содержащие как открытые, так и закрытые вопросы.

   Анкеты бывают анонимные и персонифицированные. Часто опросы делаются анонимными, так как люди хотят, чтобы их фамилия и адрес нигде не фигурировали. Однако это не значит, что не следует отмечать пол, возраст, занятие человека. Именно занятие, профессию или социальное положение, а не место работы. Что именно будет выясняться о респонденте и зачем, также должно быть обосновано в гипотезе.

Если вам нужно получить ответ "да-нет", или чтобы человек ткнул пальцем в любимого кандидата, вполне эффективен телефонный опрос. Анкетирование по почте позволяет охватить огромное число людей. Однако даже при вложении конверта с обратным адресом возвращаются в лучшем случае 10-15 % анкет. Если раскладывать анкеты (уже в конверте с обратным адресом) по почтовым ящикам, возврат уже больше 30%. Но нужно помнить, что тут обычно отвечают активные пенсионеры и дети, для которых опрос - своеобразная игра. А также те, кого сильно задевает данная проблема, особенно если они настроены негативно. Остальная масса людей, которые работают, растят детей и внуков, бегают по магазинам, короче, заняты с утра до ночи, на такие вещи не реагирует и не отвечает.

Экспертный опрос - опрос специалистов в интересующей вас области. Он проводится либо для решения проблемы, либо перед опросом общественного мнения для проверки гипотезы. Он позволяет глубже изучить проблему и грамотно подойти к методике проведения широкого анкетирования; правильно сформулировать вопросы. Для этого бывает достаточно опросить 10-15 специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 1.Эффективный маркетинговый план.  Что такое 5Р? Товар (услуга).

Цели:

-познакомить с «пять пи» маркетинга

- выбрать товар, который будет продвигать на рынок команда

- воспитывать дружеские отношения к взрослым

 

Ход урока

Что такое 5P?

Маркетинговая теория опирается на пять клю­чевых компонентов, которым любой бизнесмен или компания должны уделять внимание, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

1.  Продукт (товар или услуга). Что вашей компании следует пред­ложить своим покупателям? Чем будет отли­чаться ваш товар (услуга) от предложений конкурентов?

2.  Упаковка. Как ваша компания должна упако­вывать товар или создавать для него привлека­тельный имидж?

3.  Позиционирование (место) на рынке. Какое место на рынке будет занимать ваш товар? На какого покупателя ориентирован товар? Как следует организовать сбыт товара покупателю? Через какие каналы сбыта вы хотите реализовывать ваш товар?

4.  Цена или ценовая политика. Какую цену за ваш товар следует назначить? Как творчески предложить ваш товар, чтобы ваша цена по сравнению с ценой других компаний была бо­лее выгодной?

5.  Продвижение товара. Как вашей компании надо находить покупателя и информировать его о своем товаре?

Эти пять компонентов называются от пяти английских слов: Product, Packarge, Place (Positioning), Price, Promotion.

1. Товар (услуга)

Товары — это автомобили, пищевые продук­ты, одежда и т. д. Услуги — это чистка ковровых покрытий, ремонт автомобилей и т. д. Что ваша компания должна предложить своим покупате­лям? Чем будет отличаться ваш товар (услуга) от предложений конкурентов? Вы должны смот­реть на ваш товар со стороны покупателя, т. е. оценивать, какие возможности и преимущества может дать ему этот товар. Узнайте, чего хочет потенциальный покупатель, и доставьте ему это.

 

Упражнение 2.1. Определение возможных товаров (услуг)

Ваша команда должна определить 2-3 това­ра (услуги), которые вы считаете наиболее вы­годными. Вы должны уметь представить товар (услугу) в одном предложении, в котором содер­жится информация о типе товара (услуги) и его функциях. Перечислите все «за» (преимущест­ва) и «против» (недостатки) для каждого товара (услуги):

Товар (услуга)

«За» (преимущества)

«Против» (недостатки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение 2.2. Выбор товара (услуги)

Основываясь на предыдущем упражнении, про­анализируйте все «за» и «против» для каждого то­вара (услуги), и выберите один из товаров (или ка­кую-либо услугу), который, на ваш взгляд, будет наиболее выгодным. Вы должны дать рациональ­ное объяснение того, почему вы выбрали именно этот товар, и включить в свою оценку несколько факторов, с учетом их уместности:

  Преимущества — какую пользу данный товар приносит покупателю; чем ваш товар лучше, чем у конкурентов?

  Сезонность — продается ли данный товар то­лько в определенное время года (как, напри­мер, кондиционеры)?

  Жизненный цикл или этапы — может ли ваш товар служить долго, оставаясь в первозданном состоянии, или его необходимо модернизиро­вать и улучшать при помощи новых возможно­стей, чтобы он был конкурентоспособным по отношению к аналогичным продуктам; как бы­стро данный товар устареет?

  Надежность — гарантия, которая предлагает­ся вместе с товаром: будет ли товар долго рабо­тать в соответствии со своим назначением или сломается, после чего ему потребуется ремонт?

  Безопасность — является ли товар безопас­ным для пользователей или необходимы специ­альные инструкции, чтобы предотвратить возможность получения травм и увечий?

  Внешний облик — является ли товар визуаль­но привлекательным, ярким и вызывающим интерес?

  Технический уровень — какой уровень техни­ческих знаний или квалификации необходим для использования данного товара?

Напишите рациональное объяснение выбора данного товара (услуги), используя формат, при­веденный ниже. Будьте готовы обсудить ваш вы­бор с классом.

 

Группа _________________________________________________________

(наименование подразделения)

 

выбрала ________________________________________________________

(наименование товара (услуги))

потому что (приведите рациональное объяснение того, почему вы выбрали данный товар (услугу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 2.Эффективный маркетинговый план.  Упаковка. Позиционирование (место) товара на рынке.

Цели:

-разработать упаковку выбранного товара

- определить место данного товара на рынке

- воспитывать дружеские отношения

 

Ход урока

Упаковка

Как ваша компания должна упаковывать свой товар или создавать для него привлекательный имидж? Упаковка и ее дизайн помогают отличить данный товар от других схожих товаров на полке магазина. В понятие «имидж» входят в том числе название товара и товарный знак. В упаковку и ее дизайн включают также основные маркетинго­вые данные, такие как назначение продукта, спи­сок рекомендаций, отзывы покупателей, поясне­ния, чем данный продукт лучше, чем другие, представленные на рынке.

Упражнение 2.3. Разработка упаковки товара

Вам предстоит определить, какие данные из нижеприведенного списка должны появиться на упаковке товара:

  название компании и/или наименование то­вара;

  товарный знак;

  пояснение, для чего предназначен данный то­вар;

  другая информация: высказывания знаме­нитых людей, отзывы покупателей, такие утверждения, как «новый», «улучшений», условия рекламных акций («Купи две упа­ковки и получи третью бесплатно») или от­рывной купон.

       Создайте модель упаковки вашего товара — сначала карандашом на бумаге, а затем с помощью инструментов панели Рисование Microsoft Word или любой другой  компьютерной программы. Также учащиеся могут оцифровать рисунок с помощью сканера. Упаковка должна быть красочной, привлекающей внимание, мотивирующей и прак­тичной (т. е. защищающей продукт от поврежде­ний).

      Под товарным знаком (или торговой маркой, торго­вым знаком) подразумевается специфическое обозначе­ние, призванное идентифицировать товары и услуги владельца товарного знака, отличая их от всех осталь­ных (например, название операционной системы Win­dows компании Майкрософт является зарегистриро­ванным товарным знаком).

 Позиционирование (место) товара на рынке

Какую нишу на рынке будет занимать ваш то­вар (услуга)? Как следует организовать сбыт това­ра покупателю? Через какие каналы сбыта вы хо­тите реализовывать ваш товар: например, внутри страны или за рубежом, непосредственно сами или через местные магазины и т. д.? На каком рынке и как должен продаваться ваш товар? Имидж вашего товара должен соответствовать ме­сту, где он продается. Ваша компания должна определить свою нишу на рынке до того, как это сделают ваши конкуренты.

Упражнение 2.4. Позиционирование  товара на рынке

Напишите одно предложение, которое точно определяет положение вашего товара на рынке — опишите, какими, по сравнению с другими товара­ми того же назначения, преимуществами для поку­пателя обладает данный товар:

Товар (услуга) компании

(наименование компании)

Запишите места сбыта вашего товара:

 

 

Модуль 2.Эффективный маркетинговый план.  Цена. Продвижение товара.

Цели:

- установить цену выбранного продукта (определить затраты на производство/ разработку одной единицы товара и составление таблицы ценообразования)

- создать флаер, рекламный буклет, написать пресс-релиз

- подготовка к выбору профессии

Ход урока

Цена

Какую цену ваша компания назначает за то­вар? Как творчески предложить ваш товар, чтобы ваша цена по сравнению с ценами других компаний была более выгодной? Объясните ценообразо­вание для вашего товара по отношению к возмож­ностям, которые этот товар дает. Цена не должна быть слишком высокой (это может отпугнуть по­купателей) или слишком низкой (покупатель мо­жет подумать, что что-то не так, так как продукт слишком дешевый). Также важно понять место вашего товара на рынке перед началом продаж и установить приемлемую цену, в которой все-таки предусмотрена прибыль.

Ценообразование товара включает три вида калькуляции — определение цены для:

  производителя (себестоимость производства);

  продавцов (оптовая цена);

  покупателей (розничная цена).

Упражнение 2.5. Определение затрат на производство /разработку одной единицы товара и составление таблицы ценообразования

Используя программу Microsoft Excel, ваша группа должна рассчитать цену на товар. Образец таблицы, приведенный ниже, показывает статьи затрат, которые должны учитываться при образо­вании цены товара.

Комментарий: приведенные вычисления осно­вываются на конечной цене для покупателя в 63,75 руб. за единицу товара.

Затраты на производство (себестоимость производства) и ценовая политика (на единицу продукта)

 

Затраты и цены единицы товара

Оценочные показатели (образцы данных), руб.

Оценочные показатели (впишите свои данные)

Затраты на маркетинговые исследования

5,6

 

Основные затраты на производство — себестоимость товара (см. раздел «Товар (услуга)»)

16,8

 

Затраты на упаковку (включая печать, расходные материалы и пр.) (см. раздел «Упаковка»)

2,8

 

Затраты на распространение (см. раздел «Позиционирование (место) товара на рынке»)

7

 

Затраты на рекламу (в том числе стимулирование сбыта, рекламные акции; можно включить затраты на использование надписей со словами знаменитых людей) (см. раздел «Продвижение товара»)

11,2

 

А. Суммарные затраты на производство. Рассчитываются путем суммирования всех вышеперечисленных затрат

43,4

 

B. Закладываемая прибыль производителя в процентах. Каждая из групп должна решить, какой размер прибыли (в процентном выражении) является оптимальным

13%

 

С. Прибыль производителя в денежном выражении.

Вычисляется указанный процент от значения пункта А.

Другое название — размер прибыли компании

5,64

 

D. Стоимость товара для розничной торговли (оптовая цена).

Рассчитывается как сумма значений графы A и графы C.

Это оптовая цена товара для дистрибьюторов и розничных продавцов

49,04

 

E. Прибыль розничных продавцов в процентах.

Каждая из групп должна решить (гипотетически), какой размер наценки на товары обычно устанавливают розничные продавцы, чтобы сохранить норму прибыли

30%

 

F. Прибыль розничных продавцов в денежном выражении. Другое название — торговая наценка. Вычисляется указанный процент от значения пункта D

14,71

 

G. Стоимость продукта для покупателей (розничная цена).

Рассчитывается как сумма значений пунктов D и F

63,75

 

Ваша команда должна рассказать, какие цели вы преследуете при продаже товара. Будьте гото­вы ответить на следующие вопросы:

Сколько потенциальных покупателей может за­интересоваться вашим товаром?

Какой объем товара вы планируете продать в первые 6 месяцев и в первый год?

Какую прибыль вы хотите получить (выручка минус затраты; произведение значения пунк­та C на количество проданных товаров), и что это даст вашей компании?

Продвижение товара

Как вашей компании следует находить поку­пателя и информировать его о своем товаре?

Продвижение товара тесным образом связано с его ценой (пример рекламы: «Сэкономь 15%, если ты покупал это прежде»). Усилия по продви­жению товара должны быть действенными и по­нятными, иначе покупатели отвернутся от вас. Продвижение товара включает рекламу, работу со СМИ, особые акции, усилия продавцов, методы привлечения «своих» покупателей из общей массы и намерение делать продукт желанным для них.

Одна из проблем, на которую часто ссылают­ся покупатели, — степень правдивости высказы­ваний компании о своем товаре. К примеру, с ро­стом объемов интернет-рекламы существенно возросла доля мошеннических и вводящих в за­блуждение коммерческих приемов. Как покупа­телям, вам нужно знать следующее о под­ложных, обманчивых и нечестных интернет-объ­явлениях:

Избегайте рекламных объявлений о продук­ции, которая предлагается как быстрое и эф­фективное средство от всех болезней.

Будьте осторожны с утверждениями, которые претендуют на то, чтобы вас поразить (напри­мер: «Новое интересное решение — гарантиро­ванный результат!»).

Рекламные объявления не должны предлагать продукт, безопасный и эффективный только потому, что он «натуральный».

Остерегайтесь рекламных кампаний, которые используют такие фразы, как «наука одержала победу», «удивительное излечение», «эксклю­зивный продукт» и «особые составляющие».

Упражнение 2.6. Анализ достоверности рекламного сообщения

Возьмите образец рекламного объявления о продукте (из газет, журналов, распечатанных ма­териалов сайтов, флайеров и т. д.), где содержат­ся утверждения или опровержения —как правдо­подобные, так и сомнительные. Кратко запишите и будьте готовы рассказать всем в классе, как рекламное объявление может быть обманчивым, преувеличенным или лживым.

Упражнение 2.7. Создание материалов для продвижения товара

Разработайте вспомогательные материалы для продвижения продукта на рынок:

 

Вспомогательные материалы

Формат

Печатные

рекламные

объявления

Одностраничный цветной флайер или рекламный буклет с графикой, созданной с помощью программы Microsoft Word

Прямая ссылка или маркетинг

Пресс-релиз о товаре (рассылается по электронной почте при помощи программы Microsoft Outlook)

В рекламной деятельности используются флайеры (или реже — флаеры) — от английского слова «flayer». Флаер — одно из рекламных средств, нацеленных на потребителя. Если есть возмож­ность, познакомьтесь с книгой: Ланджер М. Со­здание резюме, писем, ви­зитных карточек и флае-ров в Word 2003. М.: НТ Пресс, 2005. 134 с.

Для создания текста пресс-релиза придержи­вайтесь следующей структуры:

1. Напишите объявление о выпуске товара. В нем описывается, кто, что, когда, где, почему и как выпустил товар (подобно заголовкам информа­ционных заметок). Дата пресс-релиза и го­род/страна тоже должны быть указаны в первом пункте. Например:

«Сегодня _____________________________________________________

(название фирмы)

объявляет о выпуске...».

2.    Кратко резюмируйте, для чего нужен ваш то­вар, какая от него польза и почему ваш товар наилучший.

3.  Дайте описание товара, его упаковки, цены, а также сообщите, где этот товар можно приоб­рести.

4.  Опишите, какую нишу занимает товар на рын­ке, и предоставьте информацию о его возмож­ностях. Приведите несколько ссылок на высказывания экспертов и довольных покупа­телей.

5.  Завершите пресс-релиз кратким описанием ва­шей фирмы, рассказом о ее происхождении или истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль 3. Убедительная презентация плана сбыта.

Цели:

- создать мультимедийную презентацию плана сбыта товара (услугу)  в качестве подведения итогов проекта

- развивать навыки работы с офисными программными приложениями

- подготавливать к выбору профессии

Ход урока

     УПРАЖНЕНИЕ. Итак, ваша команда решила, какой товар выпускать, определила, каким будет внешнее оформление товара, установила цену на него и приняла решение по поводу методов продвиже­ния товара на рынке. Теперь вам следует со­здать презентацию Microsoft PowerPoint для со­вета директоров головной компании (т. е. для вашего класса). Презентация должна содержать обзор разработанного вами полного плана сбыта товара.

     Вам придется рекламировать свой товар, дока­зывая, что ваш выбор лучше выбора других команд. Вы должны представить всё настолько наглядно, продемонстрировать в таком выгодном свете, чтобы совет директоров выбрал именно ваш план. Ваша презентация должна внушать уверен­ность, что целевая аудитория рынка товаров и услуг для молодежи, куда вы стремитесь «про­двинуть» свой продукт, предпочтет вас вашим конкурентам.

     Презентация должна занимать не более десяти и не менее пяти минут. Презентация — это венец всего, результат всех практических занятий и упражнений. Словом, презентация — это вся ваша работа в сжатом виде.

     Презентация должна включать следующее:

1.    Введение — изобретательное, яркое, привлекающее внимание начало.

2.    Итоги анализа рынка товаров и услуг для молодежи (включить в итоги как полученные данные, так и предположения) (упражнение 1.5)

3.    Описание выбранного товара. Почему был сделан именно такой выбор? (Упражнение 2.2.)

а)  Что исключительное вы можете предложить — особенные возможности, особенные услуги и т. д.?

б)  Насколько это отвечает потребностям рынка товаров и услуг для молодежи?

в) Почему это будут покупать?

     4. Внешний вид, упаковка (упражнение 2.3). Как будет выглядеть готовый к продаже товар?

     5. Позиционирование и торговые точки (упражнение 2.4):

а)  Каким образом товар попадет к потребителю?

б)        Где вы планируете продавать свой товар?

    6. Калькуляция цен (упражнение 2.5): Обоснуйте затраты на освоение и производство продукции, приведите таблицу калькуляции цен

    7.Примеры рекламных материалов или планов (упражнение 2.7):

а)  Печатная реклама — одностраничный цветной проспект или буклет (с графикой) и/или рекламный проспект в виде веб-страницы.

б)        Продажа товара по почте — рассылка потенциальным покупателям пресс-релиза о выходе товара посредством электронной почты

    8. Заключение

 

 

 

 

ЗАЩИТА ПРОЕКТА «Маркетинговый план»

Цели:

- оценить проект по данной шкале

- выявить недоработки проекта и преимущества

- защитить проект просмотром презентации

 

Ход урока

1.Просмотр презентации плана сбыта компьютерной и цифровой техники.

2.Обсуждение с учащимися данного проекта:

- Интересен ли был проект? Если да, то чем.

- Чему научил вас данный проект. Может быть, кто-то уже ответил на вопрос: Куда пойти учиться?

- Какие недоработки в проекте?

- Какие преимущества проекта?

3. Критерии оценивания проекта (вместе с учащимися проставляются баллы)

    Критерии оценивания основных результатов проектной деятельности являются важной частью проектно-ориентированного обучения. Предлагаемые критерии  отсортированы по форме представления результата.

Шкала оценок:

1- не отвечает критерию

2 - частично отвечает критерию

3- в основном отвечает критерию

4- полностью отвечает критерию или превосходит его.

ПРОЕКТ 2.

1.Группа придумала эффективное, особенное, характерное, отличительное название компании и ее товарный знак.

 

2.Группа подготовила анкету по исследованию спроса, в которую включила как минимум 10 понятных и однозначных вопросов, своевременно распределила анкеты среди целевой аудитории и затем проанализировала результаты опроса в соответствии с приведенными критериями.

 

3.Продукт, представленный группой, был описан хорошо.

 

4.Группа провела анализ затрат на производство/ разработку единицы продукта и составила таблицу ценообразования на продукт.

 

5.Рекламная часть маркетингового плана: один лист цветного распечатанного объявления, содержащего все необходимые заданные элементы.

 

6.Рекламная часть маркетингового плана: рекламный буклет, содержащий все необходимые  заданные элементы.

 

7.Рекламная часть маркетингового плана: пресс-релиз о продукте, содержащий все необходимые  заданные элементы.

 

8.Группа подготовила презентацию маркетингового плана, для большей убедительности  использовала программу показа слайдов и провела оценку.

 

9.Каждый участник команды проявил себя в коллективной работе и внес вклад в усилия команды по составлению проекта маркетингового плана.

 

Подсчитывается общая сумма баллов и формулируются примечания.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект «Маркетинговый план» в рамках элективного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office XP» 10 класс Фрагмент"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Проект «Маркетинговый план» в рамках элективного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office XP» 10 класс Фрагмент"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проект «Маркетинговый план» в рамках элективного курса «Учебные проекты с использованием Microsoft Office XP» для 10 класса. Разработаны 7 уроков по модулям. Цель: Создание эффективного маркетингового плана для деятельности нашей школьной компании.Задачи: - определить название компании; - разработать логотип компании; - изучить «правдивость в рекламе»; - проанализировать факторы, влияющие на спрос; - разработать, применить и проанализировать опросный лист для покупателей; - выбрать товар (услугу); - создать различные рекламные материалы; - развить навыки проведения интервью с помощью ролевых игр; - определить затраты на производство/разработку одной единицы товара и составить таблицу ценообразования. Данный проект предназначен для знакомства с такой областью бизнеса, как маркетинг: он поможет получить начальные знания в сфере маркетинга, связей с общественностью и принци¬пов управления, необходимых для запуска нового товара. Данный проект предназначен для знакомства с такой областью бизнеса, как маркетинг: он поможет получить начальные знания в сфере маркетинга, связей с общественностью и принципов управления, необходимых для запуска нового товара. Данный проект предназначен для знакомства с такой областью бизнеса, как маркетинг: он поможет получить начальные знания в сфере маркетинга, связей с общественностью и принципов управления, необходимых для запуска нового товара. Потребуется не только создать план маркетинга и рекламы для нового товара (или услуги), который вы сами разработали, но и придумать и реализовать рекламную кампанию для продажи товара (используя рекламные листки или плакаты, объявления и другие средства), включая анализ затрат и прогнозирование. Ответив на серию вопросов вида: - Какие факторы вызывают необходимость введения новой услуги? - Что мы можем предпринять для изменения жизни школы? - Какие факторы вызывают у людей желание купить товар? Нужно будет подготовить предложение и презентацию своего товара (услуги) для дирекции школы (других групп класса). Представьте, будто вас только что приняли на работу в крупную дочернюю компанию или подразделение огромной транснациональной корпорации. Корпорация дала вашему подразделению (команде из учащихся) задание: принять участие в разработке планов, касающихся создания и продвижения нового товара или услуги для молодежного сегмен¬та рынка. Ваше подразделение должно выбрать себе название и логотип, проанализировать рынок товаров и услуг для молодежи и определить, какой именно товар или услугу следует продвигать прежде всего. Также вашему подразделению будет необходимо разработать план сбыта и стратегию продвижения нового товара (услуги), а в результате представить наглядную презентацию товара (услуги) совету директоров корпорации (всему классу). Для этого вы будете выполнять следующие задания:1. Определитесь с названием вашего подразделения и придумайте ему логотип.2. Проанализируйте спрос на рынке товаров и услуг для молодежи путем исследований, бесед и опросных листов.3. Определите, какой новый товар или услугу (в дальнейшем для простоты в большинстве случаев будем говорить «товар») следует разрабатывать в первую очередь.4. Напишите пресс-релиз о товаре в форме сообщения электронной почты, которое можно пересылать по Интернету.5. Создайте рекламный проспект и/или буклет.6. Определите ценовую политику в отношении товара.7. В процессе разработки маркетингового плана или стратегии каждый участник команды должен выбрать для себя одну из нижеперечисленных ролей: - директор проекта: следит за разработкой плана или стратегии в целом; - специалист по маркетингу: разрабатывает составляющие рекламной кампании; - главный специалист по финансам: принимает решения, связанные с финансами (такие, как составление калькуляции цен); - специалист по изучению рынков сбыта: разрабатывает методы для определения уровня спроса, например опросные листы.8. Создайте убедительную презентацию для совета директоров корпорации, в которой вы представите итоги разработки вашей командой плана сбыта товара.Модуль 1. Рыночная конкуренция. Маркетинговое исследование и конкурентный анализ. Название и логотип компании. Цели: - познакомить с проектом, его целями и задачами; - познакомить с маркетинговым исследованием; - придумать название и логотип компании; - воспитывать дружеские отношения. Ход урока Название и логотип компании Под корпоративным брендом, как правило, подразумевают именно название и/или логотип компании, т. е. важнейшие опознавательные зна¬ки компании. Логотип — это обычно сочетание элементов текста (полное название компании или его аббревиатура) и/или графики, все вместе способствует узнаваемости компании, будучи ее уникальным символом и своего рода визитной карточкой. Хотя логотип часто воспринимают как нечто само собой разумеющееся, именно он «цепляет» и выделяет компанию из тысячи других.Маркетинговое исследование и конкурентный анализ На любом торговом предприятии следует точно решить, чем именно заниматься, чтобы надлежащим образом обособиться от конкурирующих компаний.УПРАЖНЕНИЕ 1.1. Ответьте на следующие вопросы. - Что в настоящее время хочет покупать молодежь? - Как представитель молодежи ответьте, какие компании, по-вашему, заслуживают внимания, чьи товары вы покупаете чаще. - Приведите пример компании, выпускающей такой ходовой и «раскрученный» товар, как, скажем, джинсы. Как вы думаете, почему и каким образом именно эта компания именно с этим товаром, что называется, «попала в десятку»? - Есть ли у вас идеи по поводу товара, который покупатели в соответствии со своими нуждами хотели бы видеть на рынке, но не находят? - Какие коммерческие и рекламные трюки, по-вашему, действуют, а какие — нет? - Есть ли, как вам кажется, ценовые ориентиры, которые привлекают покупателя или, напротив, отталкивают его от того или иного товара?УПРАЖНЕНИЕ 1.2. Ваша команда должна составить список либо товаров, которые мгновенно ассоциируются с той или иной компанией, либо компаний, которые мгновенно ассоциируются со своими логотипами. Запишите все, что придет вам на ум. Будьте готовы поделиться своими соображениями с остальной частью класса. Рассмотрите каждый из продемонстрированных вам учителем логотипов и ответьте на следующие вопросы: - Это узнаваемый логотип? (Если да, то чем; если нет, то почему?) Что, по-вашему, в этом логотипе главное? - От этого логотипа есть польза? (Если да, то какая; если нет, то почему?)УПРАЖНЕНИЕ 1.3. Проведите в вашей команде «мозговой штурм» и выпишите на отдельный лист варианты названий подразделения компании, в котором вы работаете. Руководить «мозговым штурмом», используя общепринятые правила, будет преподаватель или выбранный участник вашей команды.Правила «мозгового штурма»: 1. Каждый высказывает все идеи, которые приходят ему в голову. 2. Все идеи записываются. 3. Пока не закончится «мозговой штурм», не производится никаких обсуждений. 4. Чужие идеи не критикуются и не высмеиваются. 5. Предварительно устанавливается лимит времени. Как только работа над списком потенциальных названий для вашего подразделения будет завершена, проведите внутри команды голосование по пунктам списка. Объявите ваше решение классу. Название вашего подразделения: _ УПРАЖНЕНИЕ 1.4. Набросайте логотип — сначала карандашом на бумаге, а затем с помощью инструментов панели Рисование Microsoft Word или любой другой компьютерной программы. Также учащиеся могут оцифровать рисунок с помощью сканера. Продемонстрируйте получившийся логотип классу. Логотип:Модуль 1. Рыночная конкуренция. Целевой потребитель: молодёжь. Цели: -познакомить с понятием «целевой рынок», исследовать его; - разработать и применить опросный лист для покупателя; - воспитывать взаимопонимание, уважение к окружающим.Ход урока Целевой рынок — это круг определенных потенциальных покупателей с общими запросами и нуждами; следовательно, эти покупатели ищут на рынке одни и те же определенные товары.УПРАЖНЕНИЕ 1.5 - Во-первых, вашей команде следует разработать опросный лист по интересам (по меньшей мере десять вопросов), чтобы проанализировать выбранный сегмент рынка и выяснить, что молодежь хотела бы покупать. - Во-вторых, нужно ознакомить с полученным опросным листом ваших потенциальных покупателей — или провести с ними интервью, или предложить заполнить анкету. - В-третьих, получив опросный лист с ответами, необходимо подвести итоги и проанализировать результаты. Это поможет команде решить, производством каких товаров (или предоставлением каких услуг) ей лучше всего заняться. От команды требуется страничный итоговый отчет, куда должны войти выводы относительно рынка товаров и услуг для молодежи, сделанные на основе полученных ответов. Перед началом проведения опросов рекомендуем вам ознакомиться со статьей, посвященной технике проведения опросов, по адресу: http://ecoclub.nsu.ru/isar/mu12/11.htm (рус.)Полезные советы Как провести социологический опрос Как правильно провести социологический опрос, чтобы его результаты имели вес, как избежать распространенных в этом деле ошибок?Многие с большой легкостью берутся за социологические опросы, считая это несложным делом. И часто либо получают данные, которые нельзя нормально обработать, либо оформляют все таким образом, что сведущий в этом деле человек легко докажет некомпетентность проводивших опрос. Берясь за социологический опрос, необходимо обеспечить его надлежащее проведение и оформление. Чтобы вас не обвинили в некомпетентности, в манипуляциях или клевете, опрос обязательно нужно проводить по принятой в научной среде методике. Всегда следует помнить, что вы проводите исследование, на которое распространяются общие требования к научной работе: тому, кто будет знакомиться с вашими данными, должна быть ясна проблема, методика исследования, результаты и способ их обработки. Только тогда может идти речь о квалифицированной работе. Например, написать, что 90 процентов опрошенных жителей дома против вырубки деревьев во дворе, недостаточно. Неизвестно ведь, кого вы опросили. Может быть, 10 пенсионеров с трех лавочек. Тогда эти данные не отражают разброс мнений всех жителей дома. Ваша позиция будет очень уязвима именно потому, что не обоснована и не описана методика опроса.Как же нужно проводить опрос, чтобы его результаты были достоверны и имели вес для окружающих? Социологический опрос мало хорошо провести, его нужно соответствующим образом оформить, чтобы защититься от обвинения в голословности и некомпетентности. Итоговый документ должен состоять из описания гипотезы опроса, текста анкеты, описания полученных результатов, выводов. Остановимся подробнее на гипотезе, поскольку именно она определяет все последующие этапы и результаты работы. Гипотеза - это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены. В ней обосновывается также выбор аудитории, указываются ожидаемые результаты. В ходе написания гипотезы вы заранее детально продумываете все этапы будущего исследования. Это поможет избежать неприятных неожиданностей на стадии обработки данных. Готовя любой опрос, надо помнить, что абсолютно объективных результатов здесь не бывает, потому что логика вопросов всегда будет отражать представления и позицию авторов анкеты, определяться их целями. Респонденты при этом не могут навязать своей логики. Если спросить у человека напрямую, существует ли та или иная проблема, то он вполне может ответить отрицательно. Но если начать сразу выяснять его отношение к проблеме, то она автоматически признается существующей. Человек не будет иметь возможности задуматься, есть ли проблема, а будет скорее всего покорно размышлять о том, как он к ней относится и как ее решать. Итак, вы начинаете с написания гипотезы опроса, в которой после формулировки проблемы, цели исследования, методики опроса и обработки собираемых данных обосновываете выбор аудитории, мнение которой вас интересует. Обоснование выбора аудитории - очень важный момент работы. В гипотезе вы должны указать, мнение каких слоев населения и по какой причине вы будете узнавать. Опрос может быть сплошным, тогда вы пишете в гипотезе, что для получения наиболее объективного результата следует обойти все квартиры всех домов вашего района. Правда, тут же встанет вопрос, сколько на это потребуется людей и средств. Сплошной опрос стоит очень дорого и возможен только, когда у вас не более одного-двух вопросов, и на них могут ответить из-за закрытой двери или по телефону.Можно опрашивать не всех поголовно, а выбрать представителей разных слоев населения и работать с ними. Но нужно обосновать репрезентативность этой выборки. Предположим, вы поняли, что в опросе вас интересует мнение семей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вы можете опрашивать не все семьи, а, скажем, 50% из них. В гипотезе нужно привести данные по количеству таких семей в районе опроса, надо узнать адреса этих семей и посетить каждую вторую квартиру из этого списка. Или опрашивать родителей в детских садах и поликлиниках. Следует обозначить также, будете ли вы опрашивать каждого члена семьи, или кого-то одного, только родителей (без бабушек и дедушек), тех, кто гуляет с детьми, или кто подвернется... Понятно, что чем больше количество опрошенных и чем лучше учтены всевозможные нюансы опроса, тем более статистически достоверны его результаты. Но в жизни все определяется реальными возможностями данной исследовательской группы: человеческими, временными и материальными ресурсами.Мало теоретически выбрать аудиторию, нужно не ошибиться и опросить именно ее. И учесть, что в зависимости от времени и места опроса респондентами окажутся вполне определенные социальные группы, а не «среднестатистические граждане». Поэтому для обоснования достижимости аудитории опроса в гипотезе должны быть указаны время и места опроса, кого, когда и где вы опрашиваете и почему именно их.Составление анкет - очень ответственный этап исследования. В гипотезе следует четко аргументировать, для чего задаются именно эти вопросы. При составлении анкеты всегда необходимо представлять себе, как она будет обрабатываться. Анкеты бывают открытые и закрытые. В закрытых на поставленный вопрос дан спектр готовых ответов, из которых опрашиваемый должен выбрать и отметить один. Такую анкету обрабатывать удобнее всего. Когда можно отмечать несколько ответов сразу, обработка становится гораздо сложнее, потому что приходится искать корреляцию между ответами. Проще всего в обработке закрытая анкета с небольшим количеством вопросов при разрешении отмечать только один ответ по каждому. «да» или «нет», либо перечислит несколько всем известных терминов (фамилий, названий и т.п.). Применяются также полуоткрытые анкеты. В них вместе со спектром возможных ответов помещается строка для тех, кто захочет привести собственную формулировку: некоторых людей может раздражать запрограммированность их ответов. Эти анкеты оптимальны при пробных опросах по данной проблеме или опросах специалистов для выяснения возможных ответов, не учтенных авторами. Обрабатывать их труднее закрытых, однако они могут дать интересные, оригинальные дополнения к вашим вариантам. Бывают еще смешанные анкеты, содержащие как открытые, так и закрытые вопросы. Анкеты бывают анонимные и персонифицированные. Часто опросы делаются анонимными, так как люди хотят, чтобы их фамилия и адрес нигде не фигурировали. Однако это не значит, что не следует отмечать пол, возраст, занятие человека. Именно занятие, профессию или социальное положение, а не место работы. Что именно будет выясняться о респонденте и зачем, также должно быть обосновано в гипотезе. Если вам нужно получить ответ «да-нет», или чтобы человек ткнул пальцем в любимого кандидата, вполне эффективен телефонный опрос. Анкетирование по почте позволяет охватить огромное число людей. Однако даже при вложении конверта с обратным адресом возвращаются в лучшем случае 10-15 % анкет. Если раскладывать анкеты (уже в конверте с обратным адресом) по почтовым ящикам, возврат уже больше 30%. Но нужно помнить, что тут обычно отвечают активные пенсионеры и дети, для которых опрос - своеобразная игра. А также те, кого сильно задевает данная проблема, особенно если они настроены негативно. Остальная масса людей, которые работают, растят детей и внуков, бегают по магазинам, короче, заняты с утра до ночи, на такие вещи не реагирует и не отвечает.Экспертный опрос - опрос специалистов в интересующей вас области. Он проводится либо для решения проблемы, либо перед опросом общественного мнения для проверки гипотезы. Он позволяет глубже изучить проблему и грамотно подойти к методике проведения широкого анкетирования; правильно сформулировать вопросы. Для этого бывает достаточно опросить 10-15 специалистов. Использованные источники и литература: 1. Информатика. Программа для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М.Н. Бородин. Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г. 2. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. Методическое пособие для учителя. Издательство: Бином. Лаборатория знаний, 2006г. 3. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие для ученика. - М.: Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2006. - 230с.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 752 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.01.2020 427
    • ZIP 76.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зиннатуллина Альфия Ильгамовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 63874
    • Всего материалов: 195

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Создание и обеспечение электронного архива с использованием информационно-коммуникационных технологий

Специалист по формированию электронного архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 717 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1707 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 161 человек