Главная / Информатика / Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»

Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»

Документы в архиве:

35 КБ Ор

Название документа Ор

Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»



В настоящее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются  с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи.
В учебном процессе проектный метод от других методов деятельности отличают:

  1. наличие проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;

  2. наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;

  3. самостоятельность работы учащихся;

  4. структурирование содержательной части проекта;

  5. использование исследовательских методов в соответствии с этапами работы (определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; выбор способа оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ материала; подведение итогов; выводы).

В своей статье я хочу поделиться, каким образом метод проектов осуществляется в нашей школе  на уроках информатики и во внеурочное время.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Я совмещаю традиционную и личностно-ориентированную системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок:
- сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание;
-  затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика и ИКТ;
- после этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний.
Все началось несколько лет назад, с  изучения программы Power Point. Мы знакомились  с этой программой, ее назначением,  возможностями. Каждый урок преподносил порцию теоретического материала, а затем полученные знания закреплялись на компьютерах. Просто отрабатывать навыки и  умения  мне показалось не интересным. Тогда  перед  учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. Ребята увлеченно собирали материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию - надо ее осмыслить, выбрать самое важное, подать так, чтобы твоя презентация не была  скучной. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа. Итогом стала школьная научно-практическая конференция. На этом этапе ребята уже защищали свои проекты.
Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся младшего и среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную  карточку и др. Изучая текстовый редактор, мы выполняем такие мини-проекты, как  «Пригласительный билет», «Газетная полоса» (статьи для классных стенгазет с использованием списков, таблиц, графических инструментов программы Word). Примеры  учебных проектов, выполненных в Excel: «Геометрическое решение уравнений», «Социологический опрос».  При изучении языка программирования Turbo Pascal учащимся были интересны такие темы проектов, как «Программирование психологических тестов», «Калькулятор». А в рамках сайтостроения в качестве примера, можно рассматривать процесс создания  мультимедийных проектов «Замки Луары» и «Русские улицы Парижа» которые были выполнены на двух языках (русском и французском) в программе FrontPage. Проект «Я офис-мейкер» предусматривает работу с документами в среде  MSWord, Publisher, Excel, Access. На протяжении 10 лет на базе нашей школы проводятся Городские Георгиевские чтения и полное компьютерное сопровождение осуществляется учащимися школы (Программа Чтений, Буклет, Свидетельство участника, База данных, баннеры и постеры).
Одно из направлений проектной деятельности учащихся школы – участие в международных, общенациональных, региональных и городских сетевых проектах. Участвуя в таких проектах, как «Гражданин Самары – гражданин России», «История школы в истории города», «Самарский левша», «Эхо войны», «Гагаринский взлет», «Забытый памятник незабытой войны», «Компьютерная страна» и др.  учащиеся получают представление о современных направлениях развития ИКТ, об уровне владения средствами ИКТ другими ребятами из других школ, регионов, стран. При этом процесс освоения коммуникативных технологий переходит на новую ступень – не надуманного, а реального общения (регистрация, оформление заявки, получение регистрационного номера, отправка работы, улаживание проблемных вопросов). В основе такой учебной деятельности положено сотрудничество, так как учитель заранее не знает тему проекта и сам выступает в роли ученика.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий можно сделать вывод, что метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство повышения качества образовательного процесса.
Все вышеперечисленное дает ребенку возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для учащихся превращается в   увлекательную  захватывающую   деятельность.

Литература:

  1. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Издательский дом Федоров г.Самара, 2008

  2. Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся.Волгоград:Учитель, 2009

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.:Просвещение, 2006

  4. www.iteach.ru

  5. www.samara.edu.ru



Организация проектной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ»
  • Информатика
Описание:

В настоящее время проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются  с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи.
В учебном процессе проектный метод от других методов деятельности отличают:

  1. наличие проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;
  2. наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности;
  3. самостоятельность работы учащихся;
  4. структурирование содержательной части проекта;
  5. использование исследовательских методов в соответствии с этапами работы (определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; выбор способа оформления конечных результатов; сбор, систематизация и анализ материала; подведение итогов; выводы).

В своей статье я хочу поделиться, каким образом метод проектов осуществляется в нашей школе  на уроках информатики и во внеурочное время.
Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Я совмещаю традиционную и личностно-ориентированную системы обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок:
- сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание;
-  затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика и ИКТ;
- после этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний.
Все началось несколько лет назад, с  изучения программы Power Point. Мы знакомились  с этой программой, ее назначением,  возможностями. Каждый урок преподносил порцию теоретического материала, а затем полученные знания закреплялись на компьютерах. Просто отрабатывать навыки и  умения  мне показалось не интересным. Тогда  перед  учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. Ребята увлеченно собирали материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию - надо ее осмыслить, выбрать самое важное, подать так, чтобы твоя презентация не была  скучной. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа. Итогом стала школьная научно-практическая конференция. На этом этапе ребята уже защищали свои проекты.
Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся младшего и среднего звена получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку, приглашение, визитную  карточку и др. Изучая текстовый редактор, мы выполняем такие мини-проекты, как  «Пригласительный билет», «Газетная полоса» (статьи для классных стенгазет с использованием списков, таблиц, графических инструментов программы Word). Примеры  учебных проектов, выполненных в Excel: «Геометрическое решение уравнений», «Социологический опрос».  При изучении языка программирования Turbo Pascal учащимся были интересны такие темы проектов, как «Программирование психологических тестов», «Калькулятор». А в рамках сайтостроения в качестве примера, можно рассматривать процесс создания  мультимедийных проектов «Замки Луары» и «Русские улицы Парижа» которые были выполнены на двух языках (русском и французском) в программе FrontPage. Проект «Я офис-мейкер» предусматривает работу с документами в среде  MSWord, Publisher, Excel, Access. На протяжении 10 лет на базе нашей школы проводятся Городские Георгиевские чтения и полное компьютерное сопровождение осуществляется учащимися школы (Программа Чтений, Буклет, Свидетельство участника, База данных, баннеры и постеры).
Одно из направлений проектной деятельности учащихся школы – участие в международных, общенациональных, региональных и городских сетевых проектах. Участвуя в таких проектах, как «Гражданин Самары – гражданин России», «История школы в истории города», «Самарский левша», «Эхо войны», «Гагаринский взлет», «Забытый памятник незабытой войны», «Компьютерная страна» и др.  учащиеся получают представление о современных направлениях развития ИКТ, об уровне владения средствами ИКТ другими ребятами из других школ, регионов, стран. При этом процесс освоения коммуникативных технологий переходит на новую ступень – не надуманного, а реального общения (регистрация, оформление заявки, получение регистрационного номера, отправка работы, улаживание проблемных вопросов). В основе такой учебной деятельности положено сотрудничество, так как учитель заранее не знает тему проекта и сам выступает в роли ученика.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий можно сделать вывод, что метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъективность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство повышения качества образовательного процесса.
Все вышеперечисленное дает ребенку возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для учащихся превращается в   увлекательную  захватывающую   деятельность.

Литература:

  1. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Издательский дом Федоров г.Самара, 2008
  2. Ларина Э.С. Проектная деятельность учащихся.Волгоград:Учитель, 2009
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.:Просвещение, 2006
  4. www.iteach.ru
  5. www.samara.edu.ru
29.06.2011
Автор Березина Галина Николаевна
Дата добавления 29.06.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2562
Номер материала 1167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓