Главная / Информатика / Методическое пособие по подготовке к ОГЭ по информатике 9 класс

Методическое пособие по подготовке к ОГЭ по информатике 9 класс

Название документа Чолокоглы Алина Олеговна.docx

Чолокоглы Алина Олеговна

должность: учитель информатики и ИКТ

квалификационная категория I (первая)

место работы МАОУ СОШ №44 г.Томска

Республика/край, город/населенный пункт: г.Томск

контактный для пользователей e-mail: ogly16@mail.ru



Название документа Чолокоглы.docx

hello_html_148924b1.gifМетодическое пособие по подготовке к ОГЭ по информатике в 9 классе

Автор: Чолокоглы Алина Олеговна, учитель информатики и ИКТ МАОУ СОШ №44 г.Томска

Описание материала: Методическое пособие предназначено для учителей информатики, учеников 9 классов и может быть использовано для подготовки к ОГЭ по информатике в 9 классе. Пособие содержит необходимый теоретический материал, решенные примеры по каждому типу задания и задания для самостоятельного решения.


А1. Умение оценивать количественные параметры информационных объектов

Полезная информация

Количество символов в алфавите (мощность алфавита) находится по формуле N=2i, где i – информационный вес одного символа (в битах).

Информационный объем текста определяется по формуле Т = К·i, где К - количество символов в сообщении (тексте), i – информационный вес одного символа (в битах)

Пример:

Статья, набранная на компьютере, содержит 32 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 48 символов. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами.

1) 120 Кбайт
2) 480 байт
3) 960 байт
4) 60 Кбайт

Пояснение: Найдем количество символов в статье: 32 · 40 · 48 = 25· 5 · 23· 3 · 24 = 15 · 212.

Один символ кодируется одним байтом, 210 байт составляют 1 килобайт, поэтому информационный объем статьи составляет 15 · 212 байт = 15 · 22 килобайт = 60 Кб.

Ответ: 4.



Задачи

  1. Информационное сообщение объемом 450 бит состоит из 150 символов. Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?

    1)5 бит;

    2) 30 бит;

    3) 3 бита;

    4) 3 байта.

  2. Информационное сообщение объемом 3 Кбайта содержит 6144 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?

    1)4;

    2) 16;

    3) 8;

    4)32.

  3. Учитывая, что каждый символ кодируется 16-ю битами, оцените информационный объем следующей пушкинской фразы в кодировке Unicode:

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

1)44 бита;

2) 704 бита;

3) 44 байта;

4) 794 байта.

  1. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется одним байтом. Определите количество символов в сообщении, если информационный объем сообщения в этой кодировке равен 160 бит.

    1)10;

    2) 16;

    3) 20;

    4) 160.

  2. В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется восемью битами. Сколько символов содержит сообщение объемом 0,5 Кбайта?.

    1)8192;

    2) 1024;

    3) 512;

    4) 256.

  3. Сочинение по литературе написано на 5 страницах, на каждой странице 32 строки по 48 символов. Использовалась кодировка Unicode, где один символ кодируется 2 байтами. Каков информационный объем всего сочинения в Кбайтах?

    1)15;

    2) 24;

    3) 48;

    4) 56.

  4. Реферат, набранный на компьютере, содержит 16 страниц, на каждой странице 50 строк, в каждой строке 64 символа. Для кодирования символов используется кодировка Unicode, при которой каждый символ кодируется 16 битами. Определите информационный объем реферата.

    1)320 байт;

    2) 100 Кбайт;

    3) 128 Кбайт;

    4) 1 Мбайт.

  5. Реферат учащегося по истории имеет объем 110 Кбайт. Каждая его страница содержит 40 строк по 64 символа. При этом в кодировке один символ кодируется 16 битами. Сколько страниц в реферате?

    1)25;

    2) 18;

    3) 20;

    4) 22.

  6. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного в 16-битном коде Unicode, в 8-битную кодировку КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось на 160 бит. Какова длина сообщения в символах?

    1)2;

    2) 18;

    3) 20;

    4) 22.

  7. Текстовый документ, состоящий из 3072 символов, хранился в 8-битной кодировке КОИ-8. Этот документ был преобразован в 16-битную кодировку Unicode. Укажите, какое дополнительное количество Кбайт потребуется для хранения документа. В ответе запишите только число.

    1)6;

    2) 32;

    3) 16;

    4)8.

  8. В марафоне участвуют 12 спортсменов. Специальное устройство регистрирует прохождение финиша, записывая его номер с использованием минимально возможного количества бит, одинакового для каждого бегуна. Каков информационный объем сообщения, записанного устройством, после того как финиш пересекли 8 спортсменов?

1)6 байт;

2) 32 бита;

3) 3 байта;

4) 48 бит.


А2. Умение определять значение логического выражения

Полезная информация

Условные обозначения логических операций

¬ A, hello_html_m7ae5d9c7.gif не A (отрицание, инверсия)

A B, A & B A и B (логическое умножение, конъюнкция)

A B, hello_html_m338488d2.gif A или B (логическое сложение, дизъюнкция)

Приоритет логических операций (порядок выполнения):

  1. отрицание НЕ, 2) умножение И, 3) сложение ИЛИ.

Таблицы истинностей

0 – ложь, 1 - истина

А

не А

0

1

1

0



А

В

А и В

А или В

0

0

0

0

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

1

1


Пример

Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X>2) & ¬(X>3)?

  1. 1

  1. 2

  1. 3

  1. 4

Решение.

Подставляем каждое из чисел и поверяем истинность выражения:


1) (1>2) & ¬(1>3) = ложь & ¬ложь = ложь & истина = ложь

2) (2>2) & ¬(2>3) = Л & ¬Л = Л & И = Л

3) (3>2) & ¬(3>3) = И & ¬Л = И & И = И

3) (4>2) & ¬(4>3) = И & ¬И = И & Л = Л

Ответ: 3.

Задачи

  1. Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X<3) & ((X<2) V (X>2))?

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

  2. Для какого из указанных значений числа X ложно выражение (X > 2) ИЛИ НЕ (X > 1)?

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

  3. Для какого из указанных значений X истинно высказывание ((X<5) ((X>5)) (X>15))?

    1. 1

    1. 5

    1. 10

    1. 15

  4. Для какого из указанных значений числа Х истинно выражение (X>1) & (X>2) & (X≠3)?

    1. 1

    1. 2

    1. 3

    1. 4

  5. Для какого из приведенных чисел истинно высказывание: НЕ(Первая цифра четная) И НЕ(Вторая цифра нечетная)?

    1. 4562

    1. 6843

    1. 3561

    1. 1234

  6. Для какого из приведенных слов истинно логическое выражение НЕ(первая буква гласная) И НЕ (третья буква согласная)?

    1. модем

    1. адрес

    1. связь

    1. канал

  7. Для какого из приведенных имен истинно высказывание: (первая буква согласная вторая буква гласная) (последняя буква гласная)

    1. СОФИЯ

    1. АРКАДИЙ

    1. СВЕТЛАНА

    1. МАРИНА

  8. Для какого из приведенных имен истинно высказывание: (последняя буква согласная) И НЕ ((первая буква гласная) И (вторая буква согласная))

  1. ПАВЕЛ

  1. АРКАДИЙ

  1. АНТОН

  1. ЕМЕЛЯ


А3. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов

Пример

Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:

http://inf.sdamgia.ru/get_file?id=606

Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

1) 5
2) 6
3) 7
4) 8

Пояснение: Найдём все варианты маршрутов из A в E и выберем самый короткий.

Из пункта A можно попасть в пункт B.

Из пункта B можно попасть в пункты C, D, E.

Из пункта C можно попасть в пункт E.

Из пункта D можно попасть в пункт E.

A—B: длина маршрута 1 км.

A—B—C—E: длина маршрута 6 км.

A—B—D—E: длина маршрута 7 км.

A—B—E: длина маршрута 8 км.

Ответ: 2.

Ответ: 2


Задачи

  1. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)


A

B

C

D

E

F

A


4





B

4


6

3

6


C


6



4


D


3



2


E


6

4

2


5

F





5


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

  1. 9

  1. 13

  1. 14

  1. 15

  1. Между населёнными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице. (Отсутствие числа в таблице означает, что прямой дороги между пунктами нет.)


A

B

C

D

E

F

A


6

4

2

1


B

6


1




C

4

1


3


1

D

2


3


1


E

1



1


6

F



1


6


Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

  1. 5

  1. 6

  1. 7

  1. 4

  1. В таблице приведена стоимость перевозок между пятью железнодорожными станциями, обозначенными буквами A, B, C, D и E. Укажите схему, соответствующую таблице.

hello_html_m689b9eb6.png

  1. На схеме нарисованы дороги между четырьмя населенными пунктами A, B, C, D и указаны протяженности данных дорог. Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (при условии, что передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам). В ответе укажите кратчайшее расстояние между этими пунктами.IMG_0026


1)12;

2) 16;

3) 18;

4) 19.

  1. На схеме нарисованы дороги между пятью населенными пунктами A, B, C, D, E и указаны протяженности данных дорог. Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга (при условии, что передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам). В ответе укажите кратчайшее расстояние между этими пунктами.

1)8;

2) 7;

3) 6;

4) 4.


  1. В таблицах приведена протяженность автомагистралей между соседними населенными пунктами. Если пересечение строки и столбца пусто, то соответствующие населенные пункты не соединены автомагистралями. Укажите номер таблицы, для которой выполняется условие «Максимальная протяженность маршрута от пункта А до пункта С не больше 5». Протяженность маршрута складывается из протяженности автомагистралей между соответствующими соседними населенными пунктами. При этом любой населенный пункт должен встречаться на маршруте не более одного раза.

1)

2)

3)

4)


A

B

C

D

A


2


2

B

2


1

3

C


1


3

D

2

3

3




A

B

C

D

A


2

2


B

2


1

1

C

2

1


3

D


1

3




A

B

C

D

A


2

3

2

B

2


2

2

C

3

2



D

2

2





A

B

C

D

A


3

2

1

B

3


2


C

2

2


1

D

1


1




А4. Знание о файловой системе организации данных

Пример

Пользователь находился в каталоге Расписание. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге

С:\учёба\математика\ГИА.

Укажите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.

1) С:\учёба\2013\Расписание
2) С:\учёба\Расписание
3) С:\Расписание
4) С:\учёба\математика\Расписание

Пояснение: Выполним действия пользователя в обратном порядке, начиная из С:\учёба\математика\ГИА. Поднимемся на два уровня вверх, окажемся в С:\учёба. Теперь, спустившись на один уровень вниз, мы должны оказаться в каталоге Расписание. Таким образом, исходный каталог имеет полный путь С:\учёба\Расписание.

Ответ: 2.


Задачи

  1. Пользователь работал с каталогом С:\Документы\Договора\Продажа. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился в каталог Срочные, затем спустился в каталог Покупка. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

    1)С:\Срочные\Покупка

    3) С:\Документы\Срочные\Покупка\Продажа

    2)С:\Документы\Срочные\Покупка

    4) С:\Документы\Договора\Срочные\Покупка

  2. Пользователь работал с каталогом C:\Учеба\Математика\Задания. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем еще раз поднялся на один уровень вверх и после этого спустился в каталог Биология, далее спустился в каталог Оценки. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

    1)С:\Биология\Оценки

    3) С:\Учеба\Математика\Биология\Оценки

    2)С:\ Оценки\Биология

    4) С:\Учеба\Биология\Оценки

  3. Пользователь работал с каталогом Архив. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем перешел в какой-то подкаталог текущего каталога и еще раз перешел в какой-то подкаталог текущего каталога. В результате пользователь оказался в каталоге C:\Данные\Документы\2009. Определите полное имя каталога, в котором пользователь находился первоначально.

    1)С:\Данные\Документы\Архив

    3) С:\Данные\Архив

    2)С:\Архив\Документы\2009

    4) С:\Архив

  4. Пользователь работал с каталогом D:\Фотографии\Дом\Кошка. Сначала он поднялся на два уровня вверх, потом спустился в каталог Экзамен и после этого спустился в каталог Сочинение. Запишите полный путь каталога, в котором оказался пользователь.

    1)D:\Сочинение\Экзамен

    3) D:\Фотографии\Экзамен\Сочинение

    2)D:\Экзамен\Сочинение

    4) D:\Фотографии\Сочинение\Экзамен

  5. Пользователь работал с каким-то каталогом. Сначала он перешел в какой-то подкаталог текущего каталога, затем еще раз перешел в какой-то подкаталог текущего каталога. В результате пользователь оказался в каталоге C:\Адреса\Личные\Семья. Определите полное имя каталога, в котором пользователь находился первоначально.

    1)С:\

    3) С:\Адреса\Личные

    2)С:\Адреса

    4) С:\Адреса\Личные\Семья

  6. Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги MY, INF, EXAM, A:\, TASK, MAIL. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

    1)A:\MY

    3) A:\TASK\MAIL

    2)A:\EXAM\INF\MY

    4) A:\MY\INF\EXAM

  7. Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги ЕГЭ, МАТЕМАТИКА, А:\, ПРЕДМЕТЫ, МАТЕМАТИКА, АЛГЕБРА. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь? Примечание: при каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше.

    1) А:\ЕГЭ\ПРЕДМЕТ\МАТЕМАТИКА\АЛГЕБРА

    3) А:\ПРЕДМЕТ\МАТЕМАТИКА\АЛГЕБРА

    2) А:\ПРЕДМЕТЫ\АЛГЕБРА

    4) А:\МАТЕМАТИКА\ЕГЭ

  8. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы:

Символ «?» (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.

Символ «*» (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе «*» может задавать и пустую последовательность.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: c?о*k.?x

1)cock.exe;

2) cook.ax;

3) clock.xa;

4) chronic.txt.


А5. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде

Пример

Дан фрагмент электронной таблицы:




A

B

C

D

1

2

4

6

8

2

=В1/А1


=С1-В1

=D1/A1







http://inf.sdamgia.ru/get_file?id=607

Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке В2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?

1) =С1/А1+1
2) =А1-1
3) =С1+В1
4) =С 1+1

Пояснение.

Заполним таблицу значениями:






A

B

C

D

1

2

4

6

8

2

2


2

4





http://inf.sdamgia.ru/get_file?id=607


 Из диаграммы видно, что значения в ячейках попарно равны. Заметим, что A2 = C2, следовательно, В2 = C2 = 4. Найденному значению В2 соответствует формула, указанная под номером 1.

Ответ: 1


ЗадачиОтвет: 1

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:


A

B

C

D

1


1

2


2

=C1/2

=(A2+B1)/2

=C1 –B1

=2*B2

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

hello_html_18334220.png

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:


A

B

C

D

1


3

4


2

=C1-B1

=B1-A2*2

=C1/2

=С1

После выполнения вычислений была построена диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2. Укажите получившуюся диаграмму.

hello_html_m5d7155ae.png

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:


А

В

С

D

1

3


3

2

2

=(C1+A1)/2

=C1–D1

=A2–D1


Какая формула может быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:hello_html_5266b7c9.png

1) =A1–2 2) =A1–1 3) =D1*2 4) =D1+1

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:


А

В

С

D

1

1

2

3

4

2

=С1

=А1+В1

=D1-А1



Какая формула может быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:hello_html_5500c0c6.png

1) =A1+2 2) =В1+2 3) =С1*3 4) =D1+2

  1. Дан фрагмент электронной таблицы:hello_html_m646e2b11.gif


А

В

С

D

Е

1

5

3

4

1


2

=(А1+В1)*2

=А2-С1

=В2/С1

=(В2-С2)/3



Какая формула должна быть записана в ячейку Е2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек B2:E2 соответствовала рисунку:hello_html_5500c0c6.png

1) =A1+D1 2) =B2/C2 3) =B2/B1 4) =B1+C1

А6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

Пример 1

Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.

Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 КомандаЗ

Конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 2 раз

Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец

Сместиться на (−6, −4)

После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?

1) Сместиться на (−2, −1)
2) Сместиться на (1, 1)
3) Сместиться на (−4, −2)
4) Сместиться на (2, 1)

Пояснение: Команда Повтори 2 раз означает, что команды Сместиться на (3, 2) и Сместиться на (2, 1) выполнятся два раза. В результате Чертёжник переместится на 2·(3 + 2, 2 + 1) = (10, 6). Выполнив последнюю команду Сместиться на (−6, −4), Чертёжник окажется в точке (4, 2).

Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (−4, −2). Учитывая, наличие команды Повтори 2 раз, приходим к выводу, что Команда 1 это команда Сместиться на (−2, −1).

Ответ: 1.

Пример 2

Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 9 [Вперёд 70 Направо 90]. Какая фигура появится на экране?

1) незамкнутая ломаная линия
2) правильный девятиугольник
3) правильный восьмиугольник
4) правильный четырёхугольник

Пояснение: Выполняя алгоритм, Черепашка оставляет след в виде одинаковых отрезков, расположенных под углом 180° − 90° = 90° друг к другу. Такой угол составляют между собой стороны правильного четырёхугольника. Поэтому за первые четыре шага алгоритма Черепашка нарисует правильный четырёхугольник, а за следующие пять шагов пройдет по четырём его сторонам ещё раз. Следовательно, оставленный Черепашкой след представляет собой правильный четырёхугольник

Помним, что: Сумма внутренних углов выпуклого n-угольника равна 180°(n − 2), поэтому угол между его сторонами может быть найден по формуле 180°(1 − 2/n).

Ответ: 4.

Задачи

  1. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед n (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2 Команда3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 10 [Направо 36 Вперед 20 Направо 36]

Какая фигура появится на экране?

1) Правильный пятиугольник

3) Правильный десятиугольник

2) Правильный шестиугольник

4) Незамкнутая ломаная линия


  1. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед n (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 6 [Вперед 5 Направо 30]

Какая фигура появится на экране?

1) незамкнутая ломаная линия

3) правильный пятиугольник

2) правильный треугольник

4) правильный шестиугольник

  1. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:

Вперед n (где n - целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.

Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.

Запись Повтори 5 [Команда1 Команда2] означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз.

Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 6 [Вперед 10 Направо 72]

Какая фигура появится на экране?

1) незамкнутая ломаная линия

3) правильный пятиугольник

2) квадрат

4) правильный шестиугольник


  1. Исполнитель Чертежник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертежник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертежника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.

Например, если Чертежник находится в точке с координатами (5, 3), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертежника в точку (7, 0).

Запись Повтори k раз

Команда 1, Команда 2, Команда 3

конец

означает, что последовательность команд Команда 1, Команда 2, Команда 3 повторится k раз.

Чертежнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 4 раза

Сместиться на (2, 0), Сместиться на (0, 3), Сместиться на (–2, –3)

конец

Какую фигуру нарисует Чертежник?

1) треугольник

3) незамкнутую ломаную линию

2) квадрат

4) параллелограмм


  1. Исполнитель Чертежник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертежник может выполнять команду Сдвинь на вектор (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертежника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.

Например, если Чертежник находится в точке с координатами (3, 5), то команда Сдвинь на вектор (3, –2) переместит Чертежника в точку (6, 3).

Запись

Повтори k раз

Команда 1, команда 2, команда 3

конец

означает, что последовательность команд Команда 1, Команда 2, Команда 3 повторится k раз.

Чертежнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 4 раза

Сдвинь на вектор (1, 2), сдвинь на вектор (0, 1), сдвинь на вектор (–2, –3)

конец

Какую команду надо выполнить Чертежнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

1) Сдвинь на вектор (3, 2)

3) Сдвинь на вектор (0, 4)

2) Сдвинь на вектор (–3, –2)

4) Сдвинь на вектор (4, 0)


В7. Умение кодировать и декодировать информацию

Пример

Валя шифрует русские слова (последовательности букв), записывая вместо каждой буквы её код: 

А

Д

К

Н

О

С

01

100

101

10

111

000

Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК. Даны три кодовые цепочки:

10111101

1010110

10111000

Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку, и запишите в ответе расшифрованное слово.

Пояснение: Проанализируем каждый вариант ответа:

1) «10111101» может означать как «КОА», так и «НОК».

2) «1010110» может означать как «КАА», так и «НКН».

3) «10111000» может означать только «НОС».


Ответ: НОС

Задачи

  1. Существует шифр, когда русские буквы в слове кодируются цифрами, соответствующими их номеру в алфавите. Номера букв даны в таблице:

А 1

Й 11

У 21

Э 31

Б 2

К 12

Ф 22

Ю 32

В 3

Л 13

Х 23

Я 33

Г 4

М 14

Ц 24


Д 5

Н 15

Ч 25


Е 6

О 16

Ш 26


Е 7

П 17

Щ 27


Ж 8

Р 18

Ъ 28


З 9

С 19

Ы 29


И 10

Т 20

Ь 30


Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 2211520 может

означать «ФАНТ», может — «БУНТ», а может — «ББААДТ».

Даны четыре шифровки:

910141 416181 811518 562010

Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите ее и расшифруйте. То, что получилось, запишите в качестве ответа.

  1. Существует шифр, когда русские буквы в слове кодируются цифрами, соответствующими их номеру в алфавите. Номера букв даны в таблице (см. задание 1):

Некоторые шифровки можно расшифровать несколькими способами. Например, 12112 может

означать «АБАК», может — «КАК», а может — «АБААБ».

Даны четыре шифровки:

20335 21120 31321 51201

Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите ее и расшифруйте. То, что получилось, запишите в качестве ответа.


  1. Для 5 букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв – из двух бит, для некоторых – из трех). Эти коды представлены в таблице

A

B

C

D

E

000

01

100

10

011

Определите, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000.


  1. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе: - · · - · · - - · · - - - - ·

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

И

А

Н

Г

Ч

· ·

· -

- ·

- - ·

- - - ·

Определите текст радиограммы.

  1. Буквы А, Б, В, Г закодированы двухразрядными последовательными двоичными числами от 00 до 11 соответственно. Найдите наибольшее число подряд идущих нулей в записи, если таким способом закодировать последовательность символов ВБВАГ?

  2. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:

– • – • – • • – – • – –

При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:

Т

А

У

Ж

Х

• –

• • –

• • • –

• • • •

Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.

В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

Пример

В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

а := 2

b := 4

а := 2*а + 3*b

b := a/2*b

В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.

Пояснение: Выполним программу:

а := 2

b := 4

а := 2*а + 3*b = 4 + 12 = 16

b := a/2*b = 8 · 4 = 32.
Ответ: 32

Задачи

  1. В алгоритме, записанном ниже, используются переменные a и b. Символ := обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–» , «*» и «/» — операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.

Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 8

b := 6+3*a

a := b/3*a

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.

  1. Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a := 16

b := 12 – a / 4

a := a + b * 3

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.

  1. Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a:= –3

a:= –a – a

b:= a + 2

a:= –b + a*b

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.

  1. Определите значение переменной с после исполнения данного алгоритма.

a:= 6

a:= (a + 3) – a – a

b:= 21 + a*a

c:= b/(–a) + 5

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной с.

  1. Определите значение переменной с после исполнения данного алгоритма.

a:= 8

a:= –5 + (a + 2)

b:= –a +(a*2)

c:= (b – a)*(2 – a)

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной с.

  1. Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.

a:= 4

a:= a *(–a)

b:= –a/2

a:= (a + b) + 13

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a.

  1. Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.

a := 5

b := 4

b := 100 - а * b

а := b / 16 * a

Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной b.


В9. Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

Пример

Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык

Бейсик

Паскаль

алг

нач

цел s, k

s := 0

нц для k от 3 до 7

s := s + 6

кц

вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

FOR к = 3 TO 7

s = s + 6

NEXT k

PRINT s

Var s,k: integer;

Begin

s := 0;

for k := 3 to 7 do

s := s + 6;

writeln(s);

End.


Пояснение: Цикл «for k := 3 to 7 do» выполняется пять раз. Каждый раз переменная s увеличивается на 6. Поскольку изначально s = 0, после выполнения программы получим: s = 5 · 6 = 30.
Ответ: 30

Задачи

  1. Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма, записанного в виде блок-схемы:

hello_html_m60a934ab.png

Примечание: знаком := обозначена операция присваивания. В ответе укажите одно число — значение переменной с.

  1. Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на двух языках программирования.

    Паскаль

    Алгоритмический язык

    var s, i: integer;

    begin

    s:=0;

    for i:=2 to 10 do

    s:=s+i;

    write (s);

    end.

    алг

    нач

    цел s, i

    s:=0

    нц для i от 2 до 10

    s:=s+i

    кц

    вывод s

    кон

  2. Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на двух языках программирования.

    Паскаль

    Алгоритмический язык

    var s, k: integer;

    begin

    s:=50;

    for k:=0 to 8 do

    s:=s – 4;

    write (s);

    end.

    алг

    нач

    цел s, k

    s:=50

    нц для k от 0 до 8

    s:=s - 4

    кц

    вывод s

    кон

  3. Определите, что будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на двух языках программирования.

Паскаль

Алгоритмический язык

var a, b: integer;

begin

a:=2;

b:=0;

while a<>10 do

begin

a:=a+2;

b:=b+3*a;

end;

write (b);

end.

алг

нач

цел a, b

a:=2

b:=0

нц пока a<> 10

a:=a+2

b:=b+3*a

кц

вывод b

кон


В10. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

Пример

В таблице Dat хранятся данные измерений среднесуточной температуры за 10 дней в градусах (Dat[1] — данные за первый день, Dat[2] — за второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.

Алгоритмический язык

Бейсик

алг

нач

целтаб Dat[1:10]

цел к, m

Dat[1] := 12

Dat[2] := 15

Dat[3] := 17

Dat[4] := 15

Dat[5] := 14

Dat[6] := 12

Dat[7] := 10

Dat[8] := 13

Dat[9] := 14

Dat[10] := 15

m := 0

нц для к от 1 до 10

если Dat[к]=15 то

m : = m+1

все

КЦ

вывод m

КОН

DIM Dat(10) AS INTEGER

DIM k,m AS INTEGER

Dat(1)= 12: Dat(2) = 15

Dat(3) = 17: Dat(4) = 15

Dat(5) = 14: Dat(6) = 12

Dat(7) = 10: Dat(8) = 13

Dat(9) = 14: Dat(10) = 15

m = 0

FOR k = 1 TO 10

IF Dat(k)=15 THEN

m = m+1

ENDIF

NEXT k

PRINT m


Пояснение: Программа предназначена для подсчёта количества дней, в которых среднесуточная температура была равна 15 градусам. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что таких дней три.
Ответ: 3

Задачи

  1. В массиве Day хранятся данные о количестве израсходованных денег за телефон за неделю (Day [1] — данные за понедельник, Day [2] — за вторник и т.д.). Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма, записанного на трех алгоритмических языках.

Паскаль

Алгоритмический язык

var i, m, d:

integer;

Day: array[1..7] of

integer;

begin

Day [1]:=79;

Day[2]:=25;

Day [3]:=67;

Day[4]:=80;

Day [5]:=63;

Day[6]:=17;

Day [7]:=68;

d:= 1; m:= Day [1];

for i:=2 to 7 do

begin

if Day [i] > m then

begin

m:= Day [i]; d:=i

end

end;

write(d);

end.

алг

нач

целтаб Day[1:7]

цел i, m, d

Day [1]:=79;

Day [2]:=25;

Day [3]:=67;

Day [4]:=80;

Day [5]:=63;

Day [6]:=17;

Day [7]:=68;

d:= 1; m:= Day [1]

нц для i от 2 до 7

если Day[i] > m то

m:= Day[i]; d:=i

все

кц

вывод d

кон


  1. В массиве E хранятся данные измерений среднемесячного расхода электроэнергии за год в киловаттах (Е[1] — данные за январь, Е[2] — за февраль и т.д.). Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма, записанного на трех алгоритмических языках.

Паскаль

Алгоритмический язык

var i, k, d: integer;

E: array[1..12] of

integer;

begin

E[1]:=125; E[2]:=234;

E[3]:=168; E[4]:=89;

E[5]:=108; E[6]:=86;

E[7]:=108; E[8]:=648;

E[9]:=259; E[10]:=386;

E[11]:=250; E[12]:=367;

d:= 1; k:=E[1];

for i:=2 to 12 do

begin

if E[i] < k then

begin

k:=E[i]; d:=i

end

end;

write(d);

end.

алг

нач

целтаб E[1:12]

цел i, k, d

E[1]:=125; E[2]:=234;

E[3]:=168; E[4]:=89;

E[5]:=108; E[6]:=86;

E[7]:=108; E[8]:=648;

E[9]:=259; E[10]:=386;

E[11]:=250; E[12]:=367;

d:= 1; k:=E[1]

нц для i от 2 до 12

если E[i] < k то

k:=E[i]; d:=i

все

кц

вывод d

кон


В11. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем

Пример

На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

Пояснение: Начнем считать количество путей с конца маршрута — с города К. Пусть NX — количество различных путей из города А в город X, N — общее число путей.

В К можно приехать из Е, В, Г или Ж, поэтому N = NК = NЕ + NВ + N Г + NЖ (*).

Аналогично:

NЕ = NБ + NВ = 1 + 1 = 2;

NЖ = NД = 1;

NВ = NА = 1;

NГ = NВ + NА + NД = 1 + 1 + 1 = 3;

NД = NА = 1;

NБ = NА = 1.

Подставим найденные значения в формулу (*): N = 2 + 1 + 3 + 1 = 7.
Ответ: 7Ответ: 7

Задачи

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

hello_html_m4e79960.gif

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

hello_html_341ac319.gif

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

hello_html_m21b8c3e3.gif


В12. Поиск информации в базе данных по сформулированному условию

Пример

Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Рига

скорый

15:45

Рижский

Ростов

фирменный

17:36

Казанский

Самара

фирменный

14:20

Казанский

Самара

скорый

17:40

Казанский

Самара

скорый

15:56

Казанский

Самара

скорый

15:56

Павелецкий

Самара

фирменный

23:14

Курский

Санкт-Петербург

скорый

8:00

Ленинградский

Санкт-Петербург

скоростной

4:00

Ленинградский

Саратов

скорый

14:57

Павелецкий

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Категория поезда = «скорый») ИЛИ (Вокзал = «Павелецкий»)?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.

Пояснение: Логическое «ИЛИ» истинно тогда, когда истиннo хотя бы одно высказывание. Следовательно, подходят и варианты, в которых поезд «скорый», и те, в которых вокзал «Павелецкий». Таких вариантов 8.
Ответ: 8

Задачи

  1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):

Фамилия

Пол

Математика

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

52

43

82

74

Воронин

м

92

75

93

55

Григорчук

м

66

69

51

68

Роднина

ж

73

51

40

92

Сергеенко

ж

81

83

83

41

Черепанова

ж

94

64

71

20


Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

«Математика > 60 И Информатика > 55»?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.


  1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):

Фамилия

Пол

Математика

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

82

46

32

70

Воронин

м

43

45

74

23

Григорчук

м

54

68

75

83

Роднина

ж

71

56

82

79

Сергеенко

ж

33

74

38

46

Черепанова

ж

18

83

28

61

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

«Пол=’м’ ИЛИ Химия>Биология»?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.


  1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о стоимости изготовления фотографий.

Вид

Ширина

Высота

Цена

черно-белый

10

13,5

2,80

цветной

10

13,5

3,00

черно-белый

10

15

3,30

цветной

10

15

3,50

черно-белый

15

21

9,20

цветной

15

21

10,00

цветной

20

30

23,00

черно-белый

30

45

44,00

черно-белый

40

60

400,00

цветной

50

75

650,00

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

(Ширина < 15) И (Вид="черно-белый")?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.


  1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):

Фамилия

Пол

Математика

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

52

43

82

74

Воронин

м

92

75

93

55

Григорчук

м

66

69

51

68

Роднина

ж

73

51

40

92

Сергеенко

ж

81

83

83

41

Черепанова

ж

94

64

71

20


Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

«Пол=’м’ И Химия < 70»?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.


  1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):

Фамилия

Пол

Математика

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

52

43

82

74

Воронин

м

92

75

93

55

Григорчук

м

66

69

51

68

Роднина

ж

73

51

40

92

Сергеенко

ж

81

83

83

41

Черепанова

ж

94

64

71

20


Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

«Пол=’ж’ И Биология > 70»?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.


  1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных о результатах тестирования учащихся (используется стобалльная шкала):

Фамилия

Пол

Математика

Химия

Информатика

Биология

Аганян

ж

52

43

82

74

Воронин

м

92

75

93

55

Григорчук

м

66

69

51

68

Роднина

ж

73

51

40

92

Сергеенко

ж

81

83

83

41

Черепанова

ж

94

64

71

20


Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию

«Математика > 70 ИЛИ Информатика > 60»?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.


В13. Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.


Полезная информация

Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.

Помним, что 20 = 1

4

3

2

1

0


1

0

0

1

12

= 1·24+0·23+0·22+1·21+1·20=16+0+0+2+1 = 1910

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

37

2





-36

18

2




1

-18

9

2




0

-8

4

2




1

-4

2

2




0

-2

1





0



3710 = 1001012

Пример

Переведите двоичное число 1101101 в десятичную систему счисления.

Пояснение: 11011012 = 1 · 26 + 1 · 25 + 1 · 23 + 1 · 22 + 1 · 20 =  64 + 32 + 8 + 4 + 1 =  109.
Ответ: 109

Задачи

  1. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 1100001. Определите число и запишите его в десятичной системе счисления.

  2. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 1001010. Определите число и запишите его в десятичной системе счисления.

  3. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 101111. Определите это число и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.

  4. Двоичное изображение десятичного числа 1025 содержит значащих нулей

    1) 10;

    2) 100;

    3) 9;

    4) 11.

  5. Количество значащих нулей в двоичной записи десятичного числа 129 равно:

    1) 5;

    2) 6;

    3) 7;

    4) 4.

  6. Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 123?

    1) 4;

    2) 5;

    3) 6;

    4) 7.

  7. Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 195?

    1) 5;

    2) 2;

    3) 3;

    4) 4.

  8. Как представлено число 7510 в двоичной системе счисления?

    1) 10010112;

    2) 1001012;

    3) 11010012;

    4)1111012.

  9. Дано А=10010012, В=10011002. Какое из чисел С, записанных в десятичной форме, отвечает условию А<С<В?

    1)149 ;

    2) 75;

    3) 147;

    4) 76.

  10. Дано А=6610, В=6910. Какое из чисел С, записанных в двоичной форме, отвечает условию А<С<В?

1) 1000010;

2) 1000110;

3) 1000011;

4) 1001000.


В14. Запись простого линейного алгоритма для формального исполнителя

Пример

У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1. вычти 3

2. возведи в квадрат

Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая возводит его во вторую степень. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 49, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 21211 — это алгоритм: возведи в квадрат, вычти 3, возведи в квадрат, вычти 3, вычти 3, который преобразует число 3 в 30.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

Пояснение: Заметим, что 49 = 72. Из числа 4 число 7 можно получить последовательностью команд 2111. Следовательно, искомый алгоритм: 21112.
Ответ: 21112

Задачи

  1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 2

2. умножь на 3

Первая из них увеличивает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 0 числа 28, содержащем не более 6 команд, указывая лишь номера команд (например, программа 21211 это программа

умножь на 3

прибавь 2

умножь на 3

прибавь 2

прибавь 2

которая преобразует число 1 в число 19.)


  1. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1. вычти один

2. умножь на три

Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 5 числа 26, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это алгоритм:

умножь на три

вычти один

умножь на три

вычти один

вычти один

который преобразует число 2 в 13.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.


  1. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

1 – вычти 2

2 – умножь на три

Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 11 числа 13, содержащем не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 21211 – это алгоритм:

умножь на три

вычти 2

умножь на три

вычти 2

вычти 2,

который преобразует число 2 в 8).

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

  1. У исполнителя Конструктор две команды, которым присвоены номера:

1. приписать 2

2. разделить на 2

Первая из них приписывает к числу на экране справа цифру 2, вторая – делит его на 2.

Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 1 числа 16, содержащем не более 5 команд, указывая только номера команд (например, 22212 – это алгоритм:

разделить на 2

разделить на 2

разделить на 2

приписать 2

разделить на 2

который преобразует число 8 в число 6.)

Если таких алгоритмов более одного, запишите любой из них.

  1. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:

1 – возведи в квадрат

2 – прибавь 1

Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая – увеличивает его на 1. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 1 числа 10, содержащем не более 4 команд, указывая лишь номера команд. (Например, 12122 – это алгоритм:

возведи в квадрат

прибавь 1

возведи в квадрат

прибавь 1

прибавь 1

который преобразует число 1 в 6).



  1. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

1. прибавь 3

2. умножь на 2

Первая из них увеличивает число на экране на 3, вторая – удваивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 1 числа 47, содержащем не более 6 команд, указывая лишь номера команд (например, программа 21211 это программа

умножь на 2

прибавь 3

умножь на 2

прибавь 3

прибавь 3

которая преобразует число 1 в число 16.)

В15. Умение определять скорость передачи информации

Пример

Файл размером 64 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бит в секунду. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 256 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.

Пояснение: Определим время передачи: 64 Кбайт/1024 бит в секунду = (64 · 1024 · 8 бит)/(1024 бит в секунду) = 64 · 8 секунд.

Вычислим размер файла: 64 · 8 секунд · 256 бит в секунду = 64 · 256 байт = 16 Кбайт.

Ответ: 16.

Приведем другое решение: Размер переданного файла = время передачи · скорость передачи. Заметим, что скорость передачи во втором случае в 1024/256 = 4 раза меньше скорости передачи в первом случае. Поскольку время передачи файлов одинаково, размер файла, который можно передать во втором случае, тоже в 4 раза меньше. Он будет равен 64/4 = 16 Кбайт.
Ответ: 16

Задачи

  1. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через данное соединение заняла 16 секунд. Определите размер файла в Кбайт.

  2. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 1024000 бит/c. Через данное соединение передают файл размером 2000 Кбайт. Определите время передачи файла в секундах.

  3. Скорость передачи данных через аналоговый модем равна 128 000 бит/с. Через данное соединение передают файл размером 375 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.

  4. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512 Кбит/с. Передача файла через данное соединение заняла 4 минуты. Определите размер файла в мегабайтах.

  5. Известно, что длительность непрерывного подключения к сети Интернет с помощью модема для некоторых АТС не превышает 10 минут. Определите максимальный размер файла (в килобайтах), который может быть передан за время такого подключения, если модем передает информацию в среднем со скоростью 64 килобита/с? (Укажите только число.)

  6. Файл размером 5 Кбайт передается через некоторое соединение со скоростью 2048 бит в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 512 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в байтах. Единицы измерения писать не нужно.

  7. Файл размером 16 Кбайт передается через некоторое соединение со скоростью 512 байт в секунду. Определите размер файла (в Кбайтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 512 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в байтах. Единицы измерения писать не нужно.


В16. Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

Пример

B 10 № 16. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется первый символ цепочки, а если чётна, то в середину цепочки добавляется символ А. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.

Например, если исходной была цепочка РУКА, то результатом работы алгоритма будет цепочка СФБЛБ, а если исходной была цепочка СОН, то результатом работы алгоритма будет цепочка ПО.

Дана цепочка символов БРА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.

Пояснение: Применим алгоритм: БРА (нечётное) → РА → СБ. Применим его ещё раз: СБ (чётное) → САБ → ТБВ.
Ответ: ТБВ

Задачи

  1. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕССЕЛТ.

Дана цепочка символов ЕН. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить алгоритм дважды (то есть к данной цепочке применить алгоритм, а затем к результату его работы еще раз применить алгоритм)?


  1. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на первом месте. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕССЕЛМ.

Дана цепочка символов ГО. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить алгоритм дважды (то есть к данной цепочке применить алгоритм, а затем к результату его работы еще раз применить алгоритм)?


  1. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов, и если она нечетна, то к исходной цепочке символов слева приписывается цифра 1. Затем символы попарно меняются местами (первый – со вторым, третий – с четвертым, пятый – с шестым и т.д). После этого справа к полученной цепочке приписывается цифра 2. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной цепочкой была цепочка 5678, то результатом работы алгоритма будет цепочка 65872, а если исходной цепочкой была 987, то результатом работы алгоритма будет цепочка 91782.

Дана цепочка символов 753. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (то есть применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?


  1. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕССЕЛТ.

Дана цепочка символов АЛ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить алгоритм дважды (то есть к данной цепочке применить алгоритм, а затем к результату его работы еще раз применить алгоритм)?


  1. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается буква, которая стоит в исходной цепочке на первом месте, затем записывается вся цепочка еще раз. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕССЕЛТ.

Дана цепочка символов УЖ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить алгоритм дважды (то есть к данной цепочке применить алгоритм, а затем к результату его работы еще раз применить алгоритм)?


  1. Некоторый алгоритм из одного числа поучает новое число следующим образом. Если сумма цифр в исходном числе четная, то удаляется цифра, стоящая в разделе десятков, иначе удаляется цифра, стоящая в разделе сотен. Получившееся число является результатом работы алгоритма. Например, если исходное число было 325, то результатом работы алгоритма будет число 35.

Дано число 83796412. Применяйте алгоритм столько раз (т.е. исполните алгоритм для исходного числа, а затем к результату его работы еще раз примените алгоритм и т.д.), сколько необходимо для получения двузначного числа. В ответ запишите найденное число.


  1. Некоторый алгоритм из одного числа поучает новое число следующим образом. Сначала дважды записывается одно число, а затем в конец числа приписывается количество нечетных цифр в новом числе. Получившееся число является результатом работы алгоритма. Например, если исходное число было 325, то результатом работы алгоритма будет число 3253254.

Дано число 1. Примените алгоритм четыре раза (т.е. исполните алгоритм для исходного числа, а затем к результату его работы еще раз примените алгоритм и т.д.). Какая цифра в результате окажется в разряде единиц?


  1. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она четна, то в середину цепочки символов добавляется символ А, а если нечетна, то в начало цепочки добавляется символ Я. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А).

Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ВРМ, то результатом работы алгоритма будет цепочка АГСН, а если исходной была цепочка ПД, то результатом работы алгоритма будет цепочка РБЕ.

Дана цепочка символов БАНК. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)?


Русский алфавит: АБВГДЕЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ


В17. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии

Пример

Доступ к файлу slon.txt, находящемуся на сервере circ.org, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

A) .txt

Б) ://

B) http

Г) circ

Д) /

Е) .org

Ж) slon

Пояснение: Напомним, как формируется адрес в сети Интернет. Сначала указывается протокол (как правило это «ftp» или «http»), потом «://», потом сервер, затем «/», название файла указывается в конце. Таким образом, адрес будет следующим: http://circ.org/slon.txt. Следовательно, ответ ВБГЕДЖА.
Ответ: ВБГЕДЖА


Задачи

  1. Доступ к файлу htm.txt, находящемуся на сервере com.ru, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

A

/

Б

com

В

.txt

Г

://

Д

.ru

Е

htm

Ж

http


  1. Доступ к файлу htm.net, находящемуся на сервере com.edu, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.


A

/

Б

com

В

.edu

Г

://

Д

.net

Е

htm

Ж

ftp


  1. Доступ к файлу net.txt, находящемуся на сервере html.ru, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.


1

.ru

2

://

3

html

4

net

5

/

6

http

7

.txt


  1. Доступ к файлу ru.txt, находящемуся на сервере htm.com, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

A

/

Б

http

В

.com

Г

://

Д

ru

Е

.txt

Ж

htm


  1. Доступ к файлу edu.txt, находящемуся на сервере htm.ru, осуществляется по протоколу http. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

A

htm

Б

://

В

/

Г

http

Д

.ru

Е

.txt

Ж

edu


  1. Доступ к файлу ege.ppt, находящемуся на сервере ftpp.ru, осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла

ftp

ege

://

.ru

.ppt

/

ftpp

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж


В18. Умение осуществлять поиск информации в Интернете

Пример

В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:

Код

Запрос

А

Лебедь | Рак | Щука

Б

Лебедь & Рак

В

Лебедь & Рак & Щука

Код

Запрос


Пояснение: Чем больше в запросе операций «ИЛИ», тем больше результатов выдаёт поисковой сервер. Чем больше в запросе операций «И», тем меньше результатов выдаст поисковой сервер. Таким образом, ответ ВБГА.
Ответ: ВБГА


Задачи

  1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

А

Литература & Экзамен

Б

Литература | Экзамен | Билеты

В

Литература | Билеты

Г

Литература & Экзамен & Билеты


  1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

А

Пушкин

Б

Пушкин & Лермонтов & Жуковский

В

Пушкин & Лермонтов

Г

Пушкин | Лермонтов

  1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции ИЛИ в запросе используется символ |, а для логической операции И – символ &.

1

Франция | Испания | История

2

Франция & Карта & История

3

Франция | История

4

Франция & История

  1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

А

Учебник & Практикум

Б

(Программирование | Информатика) & (Учебник | Практикум)

В

Программирование | Информатика | Учебник

Г

Учебник | (Программирование & Информатика )

  1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

А

Кормление & Собаки

Б

(Уход & Кошки) | Собаки

В

Кормление &Уход & Кошки & Собаки

Г

Уход & Кошки & Собаки


  1. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке убывания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

А

(Толстой | рассказы) & повести

Б

Толстой & повести

В

Чехов & повести & Толстой & рассказы

Г

Толстой | рассказы | повести

  1. В таблице приведены запросы и количество страниц, которые нашел поисковый сервер по этим запросам в некотором сегменте Интернета:

Запрос

Количество страниц (тыс.)

пирожное & выпечка

3200

пирожное

8700

выпечка

7500

Сколько страниц (в тысячах) будет найдено по запросу пирожное | выпечка


Использованные источники:

  1. Открытый банк заданий ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/68/docs/681.html ;

  2. Сдам ГИА http://inf.sdamgia.ru/?redir=1 ;

  3. ГИА 2014 информатика: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ / Д.П. Кириенко и др;

  4. Диагностические и тренировочные контрольные работы по информатике Московского института открытого образования.


Методическое пособие по подготовке к ОГЭ по информатике 9 класс
  • Информатика
Описание:

Методическое пособие предназначено для учителей информатики, учеников 9 классов и может быть использовано для подготовки к ОГЭ по информатике в 9 классе. Пособие содержит необходимый теоретический материал, решенные примеры по каждому типу задания и задания для самостоятельного решения.


Пособие содержит премеры и решения по следующим разделам:

А1.  Умение оценивать количественные параметры информационных объектов

А2.  Умение определять значение логического выражения

А3.  Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов

А4.  Знание о файловой системе организации данных

А5.  Умение представлять формульную зависимость в графическом виде

А6.  Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

В7.  Умение кодировать и декодировать информацию

В8.  Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

В9.  Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

В10.  Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

В11.  Умение анализировать информацию, представленную в виде схем

В12.  Поиск информации в базе данных по сформулированному условию

В13.  Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.

В14.  Запись простого линейного алгоритма для формального исполнителя

В15.  Умение определять скорость передачи информации

В16.  Исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

В17.  Умение использовать информационно-коммуникационные технологии

В18.  Умение осуществлять поиск информации в Интернете

Использованные источники:

  1. Открытый банк заданий ФИПИ   http://www.fipi.ru/view/sections/68/docs/681.html ;
  2. Сдам ГИА http://inf.sdamgia.ru/?redir=1 ;
  3. ГИА 2014 информатика: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ / Д.П. Кириенко и др;
  4. Диагностические и тренировочные контрольные работы по информатике Московского института открытого образования.


save.png «Методическое пособие по подготовке к ОГЭ по информатике» с решениями и иллюстрациями в формате .docx в архиве объемом 316 Kb (6-1-14.zip)

Автор Чолокоглы Алина Олеговна
Дата добавления 09.03.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 13163
Номер материала 1160
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓