Выбранный для просмотра документ Автор.doc
Скачать материал "Презентация «Подготовка к ЕГЭ. Решение задач С1» 11 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Решение задач С1 части С.pptx
Скачать материал "Презентация «Подготовка к ЕГЭ. Решение задач С1» 11 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Учитель – Богачёва Г.В.
Лицей 144 Санкт-Петербурга
Решение задач С1 части С
Единого государственного экзамена
2 слайд
Для решения задач С1 необходимо:
Проанализировать геометрический чертёж, выделив условия, ограничивающие заштрихованную область (причём в задаче 2010 года, а также в демоверсии 2011 года условие задачи значительно усложнилось с математической точки зрения)
Выяснить, как связаны между собой эти условия (если областей несколько, определить, в каких отношениях находятся фигуры – разбиение, объединение, исключение и т.д), другими словами, составить сложное условие, описывающее выделенную область.
3 слайд
Для решения задач С1 необходимо:
Проанализировать данную в условии программу, выявив ошибки: недостаток условий и ошибку в алгоритме, связанную с использованием вложенных условных операторов.
Чётко ответить на вопросы задачи: указать координаты точки, для которой программа не выводит «не принадлежит». Предложить метод доработки, лучше с использованием сложных условий, это исключит ошибки при написании вложенных условных операторов.
4 слайд
Для решения задач С1 необходимо:
При решении задач этого типа основные методы –анализ и синтез.
При подготовке к решению задач последовательно изучаются следующие темы: правила построения программы на изучаемом языке, правила работы с переменными, полная и неполная формы ветвления, использование операторных скобок begin end в операторах ветвления, составление сложных условий с помощью логических операций и, наконец, использование вложенных условных операторов. Весь материал по этой теме блестяще изложен у К.Ю. Полякова, презентациями и сайтом которого я регулярно пользуюсь.
5 слайд
Условие задачи 1:
6 слайд
Решение задачи 1:
не обращая внимание на программу, анализируем чертёж, выявив условия, которым отвечают координаты точек заштрихованной области.
заштрихованная область находится
справа от оси абцисс, что равносильно первому условию (с учетом границы здесь и далее получаем нестрогие неравенства)
слева от линии 1,5, поэтому получаем второе условие
7 слайд
Решение задачи 1:
заштрихованная область ограничена с двух сторон по координате ординат: она находится
ниже линии y <= x2, откуда следует третье условие
выше линии , что дает четвертое условие
значит, точка находится в заданной области, если все эти четыре условия выполняются одновременно; отсюда следует, что в программе нужно использовать четыре вложенных условных оператора или один условный оператор со сложным условием, в котором четыре простых условия связаны с помощью логической операции and («И», одновременное выполнение всех условий)
8 слайд
Решение задачи 1:
анализируем программу: здесь только три вложенных условных оператора с простыми отношениями, поэтому какое-то условие не учтено; определяем, что не учтено условие
оператор write('принадлежит') помещен внутрь всех трех условных операторов, то есть, он выполнится тогда, когда только три условия истинны;
отметим на рисунке область, где выполняются все нужные условия, кроме (красная зона);
9 слайд
Решение задачи 1:
для всех точек, которые находятся в «красной» зоне программа выдаст сообщение «принадлежит», хотя в самом деле эти точки не принадлежит заданной области; одна из таких точек имеет координаты
теперь выясним, когда программа выдает сообщение «не принадлежит»
if y <= x*x then
if x <= 1.5 then
if y >= 0 then
write('принадлежит')
else write('не принадлежит')
x = -2, y = 1
10 слайд
Решение задачи 1:
можно подумать, else относится к самому первому оператору if, однако в самом деле это не так; перед словом else нет end, поэтому ищем ближайший if: это самый внутренний оператор, правильная запись «лесенкой» выглядит так:
if y <= x*x then
if x<=1.5 then
if y >= 0 then
write('принадлежит')
else write('не принадлежит')
11 слайд
Решение задачи 1:
этот фрагмент программы соответствует блок-схеме, которая показана на рисунке:
да
нет
принадлежит
y >= 0
да
x<=1.5
да
y <= x*x
не принадлежит
нет
нет
12 слайд
Решение задачи 1:
по схеме видим, что при (первое условие ложно), а также при (второе условие ложно) программа вообще не выдает никакого сообщения, то есть, работает неправильно; таким образом, координаты любой точки, для которой или , могут быть указаны в ответе как пример набора входных данных, при которых программа работает неправильно x=2, y=6
итак, первая часть ответа
примеры входных данных, на которых программа работает неверно:
(x= -2, y= 1) (неправильно определяет принадлежность точки области)
(x=2, y=6) или (x= 5, y=0) (не выдает вообще никакого сообщения)
13 слайд
Решение задачи 1:
остается исправить эту программу; 1 способ: добавим в программу четвертый (вложенный) условный оператор, проверяющий условие, и еще три блока else, чтобы выводить строку «не принадлежит» в том случае, когда хотя бы один из них не сработал:
if x >= 0 then
if y <= x*x then
if x<=1.5 then
if y >= 0 then
write('принадлежит')
else write('не принадлежит')
else write('не принадлежит')
else write('не принадлежит')
else write('не принадлежит');
14 слайд
Решение задачи 1:
обратите внимание, что точка с запятой есть только после самого последнего оператора write, так как остальные стоят перед ключевым словом else, перед которым точка с запятой не ставится
хотя приведенный выше метод дает работоспособную программу, она нерациональна для такой задачи; видно, что оператор write('не принадлежит') повторяется в тексте 4 раза
15 слайд
Решение задачи 1:
более элегантное решение формулируется на словах так: «точка принадлежит области, если выполняются одновременно 4 приведенных выше условия, а иначе – не принадлежит»; а вот реализация на Паскале:
var x,y: real;
begin
readln(x,y);
if (x >= 0) and (y <= x*x) and (x<=1.5) and (y >= 0) then
write('принадлежит')
else write('не принадлежит');
end.
здесь использовано сложное условие, в котором 4 отношения связаны операциями and («И», требуется одновременное выполнение всех условий)
16 слайд
Условие задачи 2:
17 слайд
Решение задачи 2:
Изложим решение менее подробно, чем в первой задаче.
Анализируем чертёж, определяем условия: разбиваем заштрихованную область на 2 части прямой x=0:
1 фигура: y <= 2-x2 , , . Точка находится в заданной области, если все эти три условия выполняются одновременно.
2 фигура: , , y <= 2-x2 . Точка находится в заданной области, если все эти три условия выполняются одновременно.
Объединяем две пересекающиеся области с помощью логической операции дизъюнкции.
18 слайд
Решение задачи 2:
Анализируем приведённую в задании программу. Отметим на рисунке область, где выполняются все условия, проверка которых есть в программе, красным цветом. Видно, что точки частей выделенной области, закрашенных синим цветом, в проверяемую область не входят, и, следовательно, программа ошибочно даст «не принадлежит». Координаты одной из таких точек x = 0,5, y = 0,2
19 слайд
Решение задачи 2:
Теперь выясним, когда программа выдает сообщение «не принадлежит». Анализируя вложенные условия, видим, что ветвь else относится к внутреннему оператору, соответственно, при y <= x (первое условие ложно), а также при y <= 0 (второе условие ложно) программа вообще не выдает никакого сообщения, то есть, работает неправильно; таким образом, координаты любой точки, для которой y <= x или
y <= 0 , могут быть указаны в ответе как пример набора входных данных, при которых программа работает неправильно, например, x=1, y= -3
20 слайд
Решение задачи 2:
Первая часть ответа такова: примеры входных данных, на которых программа работает неверно:
(x = 0,5, y = 0,2) (неправильно определяет принадлежность точки области)
(x=1, y= -3) (не выдает вообще никакого сообщения)
Приведём наиболее рациональную форму доработки программы, использование которой исключает ошибки при написании вложенных условных операторов:
var x,y: real;
begin
readln(x,y);
if (y <= 2-x*x) and (y >= 0) and (x>=0) or (x<=0) and (y >= x) and (y <= 2-x*x) then
write('принадлежит')
else write('не принадлежит');
end.
21 слайд
Источники:
http://kpolyakov/narod.ru (сайт К.Ю. Полякова)
Условия задач взяты из экзаменационных материалов прошлых лет.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Сопроводительная информация.docx
Скачать материал "Презентация «Подготовка к ЕГЭ. Решение задач С1» 11 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ ‚ ¦®!.txt
Скачать материал "Презентация «Подготовка к ЕГЭ. Решение задач С1» 11 класс"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Слайд 1 Слайд 5 Слайд 7 Здесь представлен лишь фрагмент презентации. Полный вариант содержит 21 слайд с анимацией графики и текста, с эффектами входа и выхода объектов.
6 625 827 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Kuzmina Anastasiya Sergeevna. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.