Главная / Информатика / Методические рекомендации по основам теории информации на тему «Понятие»

Методические рекомендации по основам теории информации на тему «Понятие»

Название документа Калашникова_АН.doc

Сопроводительное письмо


ФИО: Калашникова Анастасия Николаевна

Должность: преподаватель информатики

Квалификационная категория: II квалификационная категория (12 разряд)

Место работы: ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»

Край, город: Пермский край, Осинский район, г. Оса

Контактный для пользователей e-mail: an-kalashnikova@mail.ru

Адрес сайта ОУ: http://oppkosa.gb7.ru


Название документа Методические рекомендации_Калашникова_АН.doc

ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж»

Методические рекомендации

по дисциплине Основы теории информации



тема Понятие







В помощь студенту по самостоятельному изучению отдельных вопросов и подготовке к практическим и семинарским занятиям



hello_html_7c5448c2.gif

Понятие

По данной теме студент должен

Знать:

  • Определение понятия.

  • Виды понятий.

  • Требования к определению понятий.

Уметь:

  • Определять виды указанных понятий.

  • Определять отношения между понятиями.

  • Показывать с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями.

  • Указывать объем и содержание понятия.

  • Указывать ошибки в определениях понятий.


Вопросы, подлежащие обсуждению:

  • Понятие как форма мышления. Определение понятия, привести примеры.

  • Виды понятий.

  • Что такое содержание понятия? Привести пример.

  • Что такое объем понятия? Привести примеры.

  • В чем заключается закон отношения между объемами?

  • Деление и классификация понятий. Привести примеры.

  • Что значит определить понятие?

  • На какие виды делятся определения понятий? Привести примеры.

  • Принципы, соблюдение которых необходимо при определении понятий.

Практические задания


Выполнить задания:

1. Определить отношение между понятиями. Изобразить с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями:

Пример 1

  • Четырехугольник

  • Трапеция

  • Параллелограмм

Пример 2

  • Параллелограмм

  • Ромб

  • Прямоугольник

  • Квадрат

Пример 3

  • Натуральные числа

  • Целые числа

  • Рациональные числа

  • Действительные числа


2. Тождественны ли следующие понятия? Изобразите их с помощью кругов Эйлера.

«Луна», «Спутник Земли».







3. Подберите понятия, отношения между которыми можно изобразить кругами Эйлера.

hello_html_2ef85282.png


4. Дайте характеристику следующим определениям (указать вид, правильность):

  • Рука - орган и продукт труда.

  • Наука, рассматривающая свойства геометрических фигур, называется геометрией.

5. Укажите единичные, общие понятия:

  • Планета Марс

  • Ученик

  • Наука информатика

6. Найдите понятия, равнозначные нижеперечисленным:

  • С.Есенин

  • Ромб

  • Гексаэдр

7. Укажите характеристику следующих делений и классификаций. Укажите на ошибки, если они имеются.

  • Грибы делятся на съедобные, несъедобные, боровые.

  • Дроби делятся на правильные и неправильные.



Представить в письменном виде (пользуясь школьными учебниками):

  • Примеры определений понятий разных видов.

  • Классификацию № 1 Понятия.

Отношения между понятиями


Сравнимые понятия


hello_html_m16deb9c8.gifhello_html_20d921d6.gif

Совместимые

Несовместимые



hello_html_15c2e251.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_7fb3cd2e.gifhello_html_4fd08b99.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_7fb3cd2e.gif

hello_html_5b217b6b.gifhello_html_m8cf4886.gifhello_html_m1bf607fe.gifhello_html_m48ebc220.gifhello_html_mdb9e7fc.gifhello_html_m58e5303.gif








hello_html_m63a932b5.gifhello_html_m532fa29d.gifhello_html_53f1e6c4.gifhello_html_3ded924e.gifhello_html_m20780c7d.gifhello_html_m4c4a82bc.gifhello_html_4eea706a.gifhello_html_m3b9275bc.gifhello_html_m16915b09.gifhello_html_m16915b09.gifhello_html_m16915b09.gifhello_html_10b89252.gif

hello_html_2c7ac432.gifhello_html_48c86a69.gif

А

В


hello_html_38b62053.gif

hello_html_4b026b50.gif

hello_html_55c5c65e.gif














Классификация определений понятий


1 классификация

Определения понятий


hello_html_mc37c10c.gifhello_html_m40799e99.gif

Номинальные

Реальные



hello_html_m580ed4ea.gifhello_html_4a91025b.gifhello_html_m580ed4ea.gifhello_html_2ae8ec1b.gif

Именуемые…

Называются ...

Структурные (m –масса)

Ч/з ближ.род и видовые отлич.

Генетические






2 классификация

Определения понятий


hello_html_m189a82f1.gifhello_html_735b7dc9.gif


Явные

Неявные


hello_html_1a43cbe.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_4a91025b.gifhello_html_1a43cbe.gifhello_html_4641c3ba.gifhello_html_2ae8ec1b.gif

hello_html_1ef61997.gifhello_html_m1e602326.gifhello_html_m235c7d84.gifhello_html_m957cbd9.gifhello_html_m21b56520.gifhello_html_5b1c6ff0.gif







Литература:

  1. Гетманова А.Д. Логика. Словарь и задачник - М., 1998.

  2. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М.: Новая школа, 1995. – 414 с.

  3. Колягин Ю.М. и Луканкин Г.Л. Основные понятия современного школьного курса математики. Пособие для учителей. – М., «Просвещение», 1974.

  4. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе.- М., 2002., с.49-65

  5. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений. – М., 1999. с.41-53.



Методические рекомендации по основам теории информации на тему «Понятие»
  • Информатика
Описание:

По данной теме студент должен

Знать:

  • Определение понятия.
  • Виды понятий.
  • Требования к определению понятий.

Уметь:

  • Определять виды указанных понятий.
  • Определять отношения между понятиями.
  • Показывать с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями.
  • Указывать объем и содержание понятия.
  • Указывать ошибки в определениях понятий.
Вопросы, подлежащие  обсуждению:
  • Понятие как форма мышления. Определение понятия, привести примеры.
  • Виды понятий.
  • Что такое содержание понятия? Привести пример.
  • Что такое объем понятия? Привести примеры.
  • В чем заключается закон отношения между объемами?
  • Деление и классификация понятий. Привести примеры.
  • Что значит определить понятие?
  • На какие виды делятся определения понятий? Привести примеры.
  • Принципы, соблюдение которых необходимо при определении понятий.

Практические задания

Выполнить задания:

1. Определить отношение между понятиями.  Изобразить с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями:

Пример 1

  • Четырехугольник
  • Трапеция
  • Параллелограмм

Пример 2

  • Параллелограмм
  • Ромб
  • Прямоугольник
  • Квадрат

Пример 3

  • Натуральные числа
  • Целые числа
  • Рациональные числа
  • Действительные числа

2. Тождественны ли следующие понятия? Изобразите их с помощью кругов Эйлера.
«Луна», «Спутник Земли».

3. Подберите понятия, отношения между которыми можно изобразить кругами Эйлера.

kal01.jpg

4. Дайте характеристику следующим определениям (указать вид, правильность):

  • Рука - орган и продукт труда.
  • Наука, рассматривающая свойства геометрических фигур, называется геометрией.

5. Укажите единичные, общие понятия:

  • Планета Марс
  • Ученик
  • Наука информатика

6. Найдите понятия, равнозначные нижеперечисленным:

  • С.Есенин
  • Ромб
  • Гексаэдр

7. Укажите характеристику следующих делений и классификаций. Укажите на ошибки, если они имеются.

  • Грибы делятся на съедобные, несъедобные, боровые.
  • Дроби делятся на правильные и неправильные.

Представить в письменном виде (пользуясь школьными  учебниками):

  • Примеры определений понятий разных видов.
  • Классификацию № 1 Понятия.

Отношения между понятиями

kal02.jpg

Классификация определений понятий

kal03.jpg
kal04.jpg

Литература:

  1. Гетманова  А.Д. Логика. Словарь и задачник - М., 1998.
  2. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М.: Новая школа, 1995. – 414 с.
  3. Колягин Ю.М. и Луканкин Г.Л. Основные понятия современного школьного курса математики. Пособие для учителей. – М., «Просвещение», 1974.
  4. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе.- М., 2002., с.49-65
  5. Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений. – М., 1999. с.41-53.


27.04.2013
Автор Калашникова Анастасия Николаевна
Дата добавления 27.04.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3516
Номер материала 760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓