Главная / Информатика / Практикум «Pascal». Учебное пособие

Практикум «Pascal». Учебное пособие

Документы в архиве:

1.02 МБ ermakov.pdf
Практикум «Pascal». Учебное пособие
  • Информатика
Описание:

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Знакомство с редактором Turbo Pascal 7.0. Стандартные функции. Математические вычисления. Структура программы. Оператор вывода.
  2. ЭВМ в режиме калькулятора.
  3. Линейная программа.
  4. Решение физических задач.
  5. Оператор условного перехода.
  6. Оператор условного перехода. Логические связки AND, NOT, OR.
  7. Оператор условного перехода. Операторные скобки BEGIN...END.
    Решение квадратного уравнения.
  8. Оператор варианта.
  9. Вычисление площадей фигур.
  10. Примерные задания к контрольной работе.
  11. Циклические процессы. Цикл с предусловием (цикл "ПОКА").
  12. Циклические процессы. Цикл с постусловием (цикл "ДО").
  13. Циклические процессы. Цикл с заданным параметром (цикл «ДЛЯ»).
  14. Сумма. Произведение. Табулирование.
  15. Применение ширины поля вывода и оператора GOTOXY(x,y).
  16. Вложенные циклы. Таблица Пифагора.
  17. Процедуры.
  18. Процедуры. Локальные и глобальные переменные.
  19. Процедуры с параметрами. Параметры-значения, параметры-переменные.
  20. Функции.
  21. Функции. Решение задач.
  22. Примерные задания к контрольной работе.
  23. Повторение.
  24. Строковые функции.
  25. Строковые функции. Процедуры над строковыми функциями.
  26. Обработка строковых величин.
  27. Обработка строковых величин.
  28. Обработка строковых величин.
  29. Обработка строковых величин.
  30. МАССИВЫ. Заполнение и вывод массивов.
  31. Заполнение и вывод массивов (продолжение).
  32. Суммирование элементов массива.
  33. Сумма элементов массива по условию.
  34. Определение числа элементов массива по условию.
  35. Сумма двух одинаковых по размеру массивов.
  36. Объединение двух массивов с чередованием элементов.
  37. Инвертирование массива.
  38. Формирование массива из элементов другого массива, по заданному условию.
  39. Поиск максимального элемента в массиве с запоминанием его положения (индекса).
  40. Поиск заданного элемента в массиве.
  41. Упорядочение массива.
  42. Матрицы. Ввод и вывод матриц.
  43. Сумма элементов матрицы.
  44. Вычисление следа матрицы. Вычисление суммы элементов строк матрицы.
  45. Примерные задания к контрольной работе.
  46. Записи.
  47. Файлы.
  48. Задачи оптимизации.
  49. Задачи оптимизации.
  50. Знакомство с IBM.
    Приложение для PascalABC.

Введение

Данное пособие представляет опыт работы учителей информатики МОУ МУК №3 города Костромы в течение 1990-2009 г.г.
В последние годы произошли значительные изменения в программах преподавании информатики предлагаемых МО РФ, особенно в количестве часов выделяемых на изучение информатики (сокращение часов). Вместе с тем ФИПИ требует знаний учащихся в старом объеме курса информатики, особенно в части знания программирования. Так из 32 экзаменационных заданий 11 – проверка знаний алгоритмизации и программирования.
Переход на профильное преподавание информатики задачу подготовки к ЕГЭ не решает по ряду объективных причин. Статистика итогов проведения ЕГЭ по информатике показывает, что умение создавать собственные программы для решения задач средней сложности составляет всего 12%. Приказ МО РФ №365 ставит задачу значительного улучшения преподавания информатики и в частности программирования, так как для поступления на многие инженерные специальности требуется сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Пособие призвано облегчить работу учителя в вопросах изучения программирования, и может оказать значительную помощь учащимся при самостоятельном изучении программирования.

Учителю

Пособие по языку программирования Pascal предназначено для практического изучения языка программирования различными способами.
Базовый курс информатики и ИКТ содержит три фундаментальных раздела - «Алгоритмы», «Программирование» и «Информационное моделирование».
Эти разделы представляют собой фундамент заданий ЕГЭ по информатике. Федеральная предметная комиссия по информатике на основе результатов единого государственного экзамена по информатике отмечает, что в КИМ отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. Экзаменуемому требуется решить какую-либо задачу: или прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, или выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.
В частности на уровне воспроизведения знаний проверяется из трех выше перечисленных разделов фундаментальный теоретический материал:
- понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
- основные алгоритмические конструкции;
- основные элементы программирования;
- основные элементы математической логики;
- основные типы информационных моделей;
- программное обеспечение;
Умения применять свои знания в стандартной ситуации входят во все три части экзаменационной работы:
- использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
- формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования;
- создавать и преобразовывать логические выражения;
- оценивать результат работы известного программного обеспечения;
- формулировать запросы к базам данных;
Умения применять свои знания в новой ситуации входят во вторую и третью части работы:
- решать сложные логические высказывания;
- анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
- реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Приемные комиссии вузов указывают, что именно задачи на программирование являются для них определяющими при принятии решения о приеме абитуриентов на обучение.

Федеральная предметная комиссия по информатике рекомендует при подготовке учащихся к ЕГЭ обращать их внимание на темы: алгоритмизацию и программирование.
Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов.

Из выше сказанного следует, что нельзя значительно сокращать раздел алгоритмизации и программирования.

Проанализируем задания ЕГЭ.

  1. Задания базового уровня (50%) изучаются во всех классах и учебных заведениях.
  2. Задания повышенного уровня связаны с профильным курсом информатики.
  3. Задания высокого уровня выделяют из учащихся тех, кто ориентирован на получение высшего профессионального образования в областях, связанных с информатикой и компьютерной техникой.

Анализ показывает, что подготовку к ЕГЭ в школе следует тесно связать с профильным курсом информатики, что позволить в полном объеме изучить разделы - алгоритмизацию и программирование. Предлагаемое пособие поможет учителю научить учащихся использовать язык программирования для решения различных алгоритмических задач повышенного уровня и подвести их к решению задач высокого уровня. Пособие прилагается к рабочему месту ученика в полном объеме или в виде отдельной практической работы по текущей теме.

Не все учащиеся попадают в профильные классы по информатике. Часто решение о сдаче экзамена приходит не после 9 класса, а только в 11-м. В этом случае ученику предлагается данное пособие для самостоятельного освоения под руководством учителя. Почему требуется оказывать помощь таким ученикам? Дело в том, что данное практическое пособие должно сопровождаться теоретическим пакетом. Пособие содержит теорию в сжатом виде, как шпаргалку при решении практических задач.
Можно ученику предложить стандартное теоретическое пособие по языку программирования, но при этом надо обязательно помочь ученику связать теорию учебника с предлагаемым практикумом.

В школе имеется возможность изучать программирование в 10-11 классах с помощью элективных курсов, если удастся набрать достаточное количество учащихся. В этом случае можно последовательно продвигаться от одного практического занятия к другому.

Если в школе имеется кружок юных программистов, то и в этом случае пособие окажет неоценимую услугу. Только в таком кружке придется организовать индивидуальный подход к учащимся, так как кружок посещают дети с разной подготовкой.

Пособие не в полном объеме можно применять при изучении основ алгоритмизации и программирования в 9 классе. Экзамен по информатике в 9 классе выбирают учащиеся поступающие в средние специальные учебные заведения по профилю связанному с информатикой.

Если учитель мало знаком с преподаванием языка программирования, то в начале деятельности возникают трудности в быстром поиске ошибок в программах учеников.
Помочь в этом учителю также может данное пособие. Все задачи многократно выполнялись учениками, тексты прошли несколько редакций. (Первоначальный вариант пособия был написан для языка Бейсик). Учитель легко может освоить данное пособие и использовать его в преподавании.

Автор Чернов Николай Алексеевич ,Мамелина Светлана Васильевна
Дата добавления 31.05.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2297
Номер материала 1387
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓