Главная / Информатика / Алгоритм и его свойства. Представление алгоритмов в виде блок-схем 9 класс

Алгоритм и его свойства. Представление алгоритмов в виде блок-схем 9 класс

Название документа algoritm i ego svoistva.docx

План урока – 7 русский класс

hello_html_m3f365b75.gif
hello_html_m47693b17.gif
hello_html_m4b3fc03b.gif
hello_html_58c3295a.gif
hello_html_631d9f5b.gif
hello_html_2176811.gif
hello_html_5d868057.gif


7 русский класс


Тема урока:

Алгоритм и его свойства

Цель урока:


1. Обучающая:

Ознакомить учащихся на примерах со свойствами алгоритмов

2. Развивающая:

Расширить представления об алгоритмах и их исполнителях

3. Воспитательная:

Воспитать умению объяснить сущность принципа формального исполнения алгоритма

Тип урока

Урок с элементами практикума.

Дидактические материалы

Интерактивная доска, книга, рабочая тетрадь.

Ход урока:

І. Организационный момент (3-5 минут)


ІІ. Проверка домашнего задания

Правила техники безопасности в кабинете информатики

ІІІ. Новый урок

Алгоритм и его свойства. Способы представления алгоритмов.

В современном мире человеку приходится решать задачи с использованием компьютера. Решение любой задачи предполагает наличие алгоритма, т.е. точного предписания последовательности действий. Приводящих к получению результата. На основе алгоритма составляется программа, т.е. запись алгоритма решения задачи в виде, пригодном для исполнения его на компьютере.

Слово «алгоритм» происходит от algorithmi – латинской формы написания имени среднеазиатского математика IX века аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий.

Любой человек ежедневно встречается с множеством работ, для выполнения которых существуют определенные правила, объясняющие. Как эту работу осуществить. Примером может служить знакомая вам инструкция по выключению компьютера, состоящая из последовательности действий:

  1. Закрыть все открытые окна приложений.

  2. Щелкнуть по кнопке «Пуск».

  3. В появившемся меню выбрать пункт «Завершение работы».

  4. В диалоговом окне выбрать пункт «Выключить компьютер».

  5. Щелкнуть по кнопке «Да».

Другими примерами предписаний могут быть:

- план написания сочинения на уроке литературы;

- схема регулирования воды в водопроводе и т.д.

Исполнителем подобного рода предписаний могут быть как люди, так и технические устройства – автоматы, роботы, компьютеры.

Понятие и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели, называется алгоритмом.

Предписания алгоритма называются командами.

Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя.

При разработке алгоритмов должны учитываться следующие требования:

1. Алгоритм должен быть разбит на отдельные шаги, представляющие собой четкие, законченные действия. Свойства алгоритма состоять из отдельных шагов называется дискретностью.

2. Каждое предписание алгоритма или его команда должны быть понятны исполнителю, т.е. однозначно им истолкованы, и при одних и тех же исходных данных приводить к одним и тем же результатам. Это свойство алгоритма называется определенностью.

3. Возможности алгоритма решать не одну конкретную задачу, а целый класс однотипных задач. Данное свойство алгоритма называется массовостью.

4. Результативность. Не каждый четко определенных действий приходит к результату.

Если алгоритм создан, решение задачи по данному алгоритму не представляет больших сложностей, а требует, лишь выполнения отдельных команд алгоритма в той последовательности, в какой они приведены. Это важная особенность алгоритма, которая позволяет исполнителю действовать формально, механически исполняя команды. (Привести пример).

Именно формальность исполнения алгоритма позволяет применять в качестве исполнительной машины технические устройства.

Если рассматривать структуру построения алгоритмов, то можно выделить три основных типа их построения: линейный, разветвляющий, циклический.

Линейным называется алгоритм, при выполнении которого исполнитель выполняет одну команду за другой в порядке их следования. Все рассмотренные алгоритмы являются линейными.

Разветвляющимся называется алгоритм, при выполнении которого действия исполнителя определяются результатами проверки некоторых условий.

Алгоритм, при исполнении которого отдельные команды или группы команд повторяются многократно, называется циклическим.

Данные, которые обрабатываются командами языка программирования, носят название величины. Величины могут быть числовыми, символьными и логическими. Величина характеризуется именем, типом и значением.

Способы представления алгоритмов.

Существует много способов описания, представления алгоритмов, из которых мы остановимся на следующих четырех – на естественном языке, на графическом языке, на алгоритмическом языке, на языке программирования.

  • Естественный язык (исполнитель – человек) – слова русского, казахского, английского языков;

  • Графический язык (исполнитель – человек) – графические схемы (блок-схемы) с описанием действий;

  • Алгоритмический язык (исполнитель – человек) – определенные слова естественного языка, которым придается значение действия, или команды для исполнителя;

  • Язык программирования (исполнитель – компьютер) – команды языка программирования.

ІV. Итог урока


  1. Алгоритм используется при решении самых различных задач.

  2. Отдельные действия, предписываемые алгоритмом, относительно просты и доступны исполнителю.

  3. Алгоритмы значительно облегчают решение задач, так как от исполнителя алгоритма требует меньше знаний, чем от составления алгоритма.

  4. Алгоритм строится в расчете на конкретного исполнителя.

  5. Исполнение алгоритма не требует рассуждений, связанных с существом задачи, и может осуществляться формально.

Решаем упражнения № 6, 9 в учебнике стр. 7.

V. Домашнее задание

Тема 1.1. упражнение № 1 – 5, 7, 8, 9, 11.

VІ. Оценка учащихся



7 русский класс


Тема урока:

Представление алгоритмов в виде блок-схем

Цель урока:


1. Обучающая:

Научить вводить начертание и назначение основных блоков

2. Развивающая:

Научить правилам выполнения схем и их обозначения для отдельных операций процесса обработки данных

3. Воспитательная:

Воспитать умение составлять блок-схемы алгоритмов линейной структуры

Тип урока


Дидактические материалы

Таблица блок-схем, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

І. Организационный момент (3-5 минут)


ІІ. Проверка домашнего задания

Проверить упражнение № 1-5 темы 1.1. Алгоритм и его свойства.

ІІІ. Новый урок

Представление алгоритмов в виде в виде блок-схем.

Алгоритмы, как мы рассматривали на прошлом уроке, был записан естественном языке, но это не единственный способ представление алгоритмов. Сегодняшняя тема представление алгоритмов на графическом языке, т.е. изобразить в виде схемы. Схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные действия алгоритма изображаются при помощи различных плоских геометрических фигур, а связи между блоками указываются при помощи линий или стрелок, соединяющих эти фигуры. Такое представление алгоритма получило название блок-схемы.

Рассмотрим основные блоки и их начертания:

Начертание блоков

Назначение блоков


Начало алгоритма, конец алгоритма


Вычислительное действие


Ввод, вывод данных


Проверка условия


Начало цикла


Вызов вспомогательного алгоритма


Запись файла на диск

Линии на блоках выполняют функции связи между блоками. hello_html_m660f6d8d.gif

Алгоритм, описанный в виде блок-схемы, не требует дополнительных пояснений, так как позволяет очень наглядно представить последовательность действий. Блок-схемы линейной структуры имеет следующий вид:

Рассмотрим пример составления алгоритма определения высоты Н, медианы М, площади треугольника S, заданного координатами своих вершин X1, Y1, X2, Y2 X3, Y3.

Для решения задачи воспользуемся следующими формулами:

hello_html_m29051a53.gifhello_html_4383cb46.gif


hello_html_18c64712.gif

где А, В, С – стороны треугольника, определяются формулами:

hello_html_6f858932.gif

hello_html_3f423a01.gif

hello_html_5aa29e98.gif

а полуметр hello_html_m18a747ca.gif

Алгоритм нахождения искомых величин в виде блок-схем будет выглядеть следующим образом:

hello_html_5f225579.gif

ІV. Итог урока

1. Для записи какой операции служит блок, обозначаемый овалом?

2. С помощью какой геометрической фигуры обозначаются операции ввода и вывода данных?

3. Составить блок-схему последовательности действий нахождения М по формуле hello_html_m10ea4657.gif

V. Домашнее задание

Тема 1.2. упражнение № 3 стр. 10, на повторение темы .1., задача № 10 стр. 7

VІ. Оценка учащихся



Тайғанов Д.Т. – daulet_taiganov@nur.kz

Название документа avtor.doc

Автор: Тайганов Даулет Тулеубаевич

Должность: учитель информатики

Категория: 2

Образовательное учреждение: ГУ «Школа-гимназия №7 имени Гали Орманова»

г.Астана, Республика Казахстан

E-mail: daulet_taiganov@mail.ru


Тема урока: Алгоритм и его свойства. Представление алгоритмов в виде блок-схем

Предмет: информатика.

Класс: 9.

Ключевые слова: информатика, алгоритм, блок-схемы, свойства алгоритма, программирование

Оборудование: компьютерный класс

Тип урока: Урок с элементами практикума.

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.


Алгоритм и его свойства. Представление алгоритмов в виде блок-схем 9 класс
  • Информатика
Описание:


Тема урока:

Алгоритм и его свойства

Цель урока:

 

1. Обучающая:

Ознакомить учащихся на примерах со свойствами алгоритмов

2. Развивающая:

Расширить представления об алгоритмах и их исполнителях

3. Воспитательная:

Воспитать умению объяснить сущность принципа формального исполнения алгоритма

Тип урока

Урок с элементами практикума.

Дидактические материалы

Интерактивная доска, книга, рабочая тетрадь.

Ход урока:

І. Организационный момент (3-5 минут)

 

ІІ. Проверка домашнего задания

Правила техники безопасности в кабинете информатики

ІІІ. Новый урок

Алгоритм и его свойства. Способы представления алгоритмов.

В современном мире человеку приходится решать задачи с использованием компьютера. Решение любой задачи предполагает наличие алгоритма, т.е. точного предписания последовательности действий. Приводящих к получению результата. На основе алгоритма составляется программа, т.е. запись алгоритма решения задачи в виде, пригодном для исполнения его на компьютере.
Слово «алгоритм» происходит от algorithmi – латинской формы написания имени среднеазиатского математика IX века аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий.
Любой человек ежедневно встречается с множеством работ, для выполнения которых существуют определенные правила, объясняющие. Как эту работу осуществить. Примером может служить знакомая вам инструкция по выключению компьютера, состоящая из последовательности действий:

  • Закрыть все открытые окна приложений.
  • Щелкнуть по кнопке «Пуск».
  • В появившемся меню выбрать пункт «Завершение работы».
  • В диалоговом окне выбрать пункт «Выключить компьютер».
  • Щелкнуть по кнопке «Да».

Другими примерами предписаний могут быть:
- план написания сочинения на уроке литературы;
- схема регулирования воды в водопроводе и т.д.
Исполнителем подобного рода предписаний могут быть как люди, так и технические устройства – автоматы, роботы, компьютеры.
Понятие и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели, называется алгоритмом.
Предписания алгоритма называются командами.
Совокупность команд, которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя.
При разработке алгоритмов должны учитываться следующие требования:
1. Алгоритм должен быть разбит на отдельные шаги, представляющие собой четкие, законченные действия. Свойства алгоритма состоять из отдельных шагов называется дискретностью.
2. Каждое предписание алгоритма или его команда должны быть понятны исполнителю, т.е. однозначно им истолкованы, и при одних и тех же исходных данных приводить к одним и тем же результатам. Это свойство алгоритма называется определенностью.
3. Возможности алгоритма решать не одну конкретную задачу, а целый класс однотипных задач. Данное свойство алгоритма называется массовостью.
4. Результативность. Не каждый четко определенных действий приходит к результату.
Если алгоритм создан, решение задачи по данному алгоритму не представляет больших сложностей, а требует, лишь выполнения отдельных команд алгоритма в той последовательности, в какой они приведены. Это важная особенность алгоритма, которая позволяет исполнителю действовать формально, механически исполняя команды. (Привести пример).
Именно формальность исполнения алгоритма позволяет применять в качестве исполнительной машины технические устройства.
Если рассматривать структуру построения алгоритмов, то можно выделить три основных типа их построения: линейный, разветвляющий, циклический.
Линейным называется алгоритм, при выполнении которого исполнитель выполняет одну команду за другой в порядке их следования. Все рассмотренные алгоритмы являются линейными.
Разветвляющимся называется алгоритм, при выполнении которого действия исполнителя определяются результатами проверки некоторых условий.
Алгоритм, при исполнении которого отдельные команды или группы команд повторяются многократно, называется циклическим.
Данные, которые обрабатываются командами языка программирования, носят название величины. Величины могут быть числовыми, символьными и логическими. Величина характеризуется именем, типом и значением.
Способы представления алгоритмов.
Существует много способов описания, представления алгоритмов, из которых мы остановимся на следующих четырех – на естественном языке, на графическом языке, на алгоритмическом языке, на языке программирования.

  • Естественный язык (исполнитель – человек) – слова русского, казахского, английского языков;
  • Графический язык (исполнитель – человек) – графические схемы (блок-схемы) с описанием действий;
  • Алгоритмический язык (исполнитель – человек) – определенные слова естественного языка, которым придается значение действия, или команды для исполнителя;
  • Язык программирования (исполнитель – компьютер) – команды языка программирования.

ІV. Итог урока

 

  • Алгоритм используется при решении самых различных задач.
  • Отдельные действия, предписываемые алгоритмом, относительно просты и доступны исполнителю.
  • Алгоритмы значительно облегчают решение задач, так как от исполнителя алгоритма требует меньше знаний, чем от составления алгоритма.
  • Алгоритм строится в расчете на конкретного исполнителя.
  • Исполнение алгоритма не требует рассуждений, связанных с существом задачи, и может осуществляться формально.

Решаем упражнения № 6, 9 в учебнике стр. 7.

V. Домашнее задание

Тема 1.1. упражнение № 1 – 5, 7, 8, 9, 11.

VІ. Оценка учащихся

 

 

Тема урока:

Представление алгоритмов в виде блок-схем

Цель урока:

 

1. Обучающая:

Научить вводить начертание и назначение основных блоков

2. Развивающая:

Научить правилам выполнения схем и их обозначения для отдельных операций процесса обработки данных

3. Воспитательная:

Воспитать умение составлять блок-схемы алгоритмов линейной структуры

Тип урока

 

Дидактические материалы

Таблица блок-схем, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

І. Организационный момент (3-5 минут)

 

ІІ. Проверка домашнего задания

Проверить упражнение № 1-5 темы 1.1.  Алгоритм и его свойства.

ІІІ. Новый урок

Представление алгоритмов в виде в виде блок-схем.

Алгоритмы, как мы рассматривали на прошлом уроке, был записан естественном языке, но это не единственный способ представление алгоритмов. Сегодняшняя тема представление алгоритмов на графическом языке, т.е. изобразить в виде схемы. Схемой называется наглядное графическое изображение алгоритма, когда отдельные действия алгоритма изображаются при помощи различных плоских геометрических фигур, а связи между блоками указываются при помощи линий или стрелок, соединяющих эти фигуры. Такое представление алгоритма получило название блок-схемы.

Рассмотрим основные блоки и их начертания:

см. конспект

Линии на блоках выполняют функции связи между блоками.
Алгоритм, описанный в виде блок-схемы, не требует дополнительных пояснений, так как позволяет очень наглядно представить последовательность действий. Блок-схемы линейной структуры имеет следующий вид:
Рассмотрим пример составления алгоритма определения высоты Н, медианы М, площади треугольника S, заданного координатами своих вершин X1, Y1, X2, Y2 X3, Y3.
Для решения задачи воспользуемся следующими формулами:
см. конспект

ІV. Итог урока

1. Для записи какой операции служит блок, обозначаемый овалом?

2. С помощью какой геометрической фигуры обозначаются операции ввода и вывода данных?
3. Составить блок-схему последовательности действий нахождения М по формуле (см. конспект)

V. Домашнее задание

Тема 1.2. упражнение № 3 стр. 10, на повторение темы .1., задача № 10 стр. 7

VІ. Оценка учащихся

 



Автор Тайганов Даулет Тулеубаевич
Дата добавления 14.11.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5285
Номер материала 629
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓