Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок

Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок

Название документа Автор.docx

  • ФИО полностью – Павлова Юлия Михайловна

  • Должность – учитель информатики

  • квалификационная категория (если есть),

  • место работы – МБОУ СОШ № 27

  • Республика/край, город/населенный пункт - г. Сургут, ХМАО Тюменской области

  • контактный для пользователей e-mail – joolia@bk.ru



Название документа Алгоритмы и исполнители.pptx

Алгоритмы и исполнители Автор – Павлова Юлия Михайловна
Алгоритмы и исполнители Определение алгоритма Определение исполнителя алгорит...
Что такое алгоритм? - это описание последовательности действий (план), исполн...
Что такое «Исполнитель»? Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм. ...
Какие команды может выполнить каждый из исполнителей? человек ; животное; сти...
Система команд исполнителя - это набор команд, которые может исполнять конкре...
Отказы исполнителей возникает, если мы дадим исполнителю команду, которой нет...
Можете выполнить задание? Найти производную функции у=2х2+3х-2 Мы не можем вы...
Шаги алгоритма должны быть ДОСТУПНЫ исполнителю Возникает ошибка НЕ МОГУ Може...
- это объект, выполняющий алгоритм, не вникая в содержание поставленной задач...
Формальные исполнители Неформальные исполнители
Свойства алгоритмов Последовательность; Четкость; Конечность; Массовость; Рез...
Виды алгоритмов Линейный алгоритм - описание действий, которые выполняются в ...
Формы представления алгоритмов В устной форме; В письменной форме на естестве...
Элементы блок-схемы
СКИ Чертежника опустить перо поднять перо сместиться в точку (x, y) сместитьс...
п 3.1, РТ с 85- 88 № 1, 2, 6, 7. Домашнее задание
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Алгоритмы и исполнители Автор – Павлова Юлия Михайловна
Описание слайда:

Алгоритмы и исполнители Автор – Павлова Юлия Михайловна

№ слайда 2 Алгоритмы и исполнители Определение алгоритма Определение исполнителя алгоритма
Описание слайда:

Алгоритмы и исполнители Определение алгоритма Определение исполнителя алгоритма Системы команд и отказов исполнителя Режимы работы исполнителя

№ слайда 3 Что такое алгоритм? - это описание последовательности действий (план), исполнени
Описание слайда:

Что такое алгоритм? - это описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов. Алгоритм 

№ слайда 4 Что такое «Исполнитель»? Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм. При
Описание слайда:

Что такое «Исполнитель»? Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм. Примеры: живые существа, робот, сложная бытовая техника.

№ слайда 5 Какие команды может выполнить каждый из исполнителей? человек ; животное; стирал
Описание слайда:

Какие команды может выполнить каждый из исполнителей? человек ; животное; стиральная машина; робот;

№ слайда 6 Система команд исполнителя - это набор команд, которые может исполнять конкретны
Описание слайда:

Система команд исполнителя - это набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель. СКИ

№ слайда 7 Отказы исполнителей возникает, если мы дадим исполнителю команду, которой нет в
Описание слайда:

Отказы исполнителей возникает, если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ. возникает, если мы не создадим условия для выполнения понятной команды. Ошибка «не могу» Ошибка «не понимаю»

№ слайда 8 Можете выполнить задание? Найти производную функции у=2х2+3х-2 Мы не можем выпол
Описание слайда:

Можете выполнить задание? Найти производную функции у=2х2+3х-2 Мы не можем выполнить это задание, т.к. не знаем, что такое ПРОИЗВОДНАЯ, Алгоритм должен быть ПОНЯТЕН исполнителю. Возникает ошибка НЕ ПОНИМАЮ

№ слайда 9 Шаги алгоритма должны быть ДОСТУПНЫ исполнителю Возникает ошибка НЕ МОГУ Можете
Описание слайда:

Шаги алгоритма должны быть ДОСТУПНЫ исполнителю Возникает ошибка НЕ МОГУ Можете выполнить задание? Купить автомобиль

№ слайда 10 - это объект, выполняющий алгоритм, не вникая в содержание поставленной задачи,
Описание слайда:

- это объект, выполняющий алгоритм, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды. Формальный исполнитель

№ слайда 11 Формальные исполнители Неформальные исполнители
Описание слайда:

Формальные исполнители Неформальные исполнители

№ слайда 12 Свойства алгоритмов Последовательность; Четкость; Конечность; Массовость; Резуль
Описание слайда:

Свойства алгоритмов Последовательность; Четкость; Конечность; Массовость; Результативность.

№ слайда 13 Виды алгоритмов Линейный алгоритм - описание действий, которые выполняются в зад
Описание слайда:

Виды алгоритмов Линейный алгоритм - описание действий, которые выполняются в заданном порядке; Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие; Разветвляющий алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

№ слайда 14 Формы представления алгоритмов В устной форме; В письменной форме на естественно
Описание слайда:

Формы представления алгоритмов В устной форме; В письменной форме на естественном языке (список); В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере); В графической форме (блок-схема).

№ слайда 15 Элементы блок-схемы
Описание слайда:

Элементы блок-схемы

№ слайда 16 СКИ Чертежника опустить перо поднять перо сместиться в точку (x, y) сместиться н
Описание слайда:

СКИ Чертежника опустить перо поднять перо сместиться в точку (x, y) сместиться на вектор (x, y) установить цвет («красный»)

№ слайда 17 п 3.1, РТ с 85- 88 № 1, 2, 6, 7. Домашнее задание
Описание слайда:

п 3.1, РТ с 85- 88 № 1, 2, 6, 7. Домашнее задание

Название документа УМК Павлова.docx

hello_html_m5840e949.gifhello_html_m61725003.gifhello_html_2685b246.gifhello_html_mbd19326.gifhello_html_m5840e949.gifhello_html_m61725003.gifhello_html_m63ff464b.gifhello_html_c6b42f8.gifУрок 1.

Алгоритмы и исполнители.

По ходу урока дети не делают записей в тетради, в конце урока получают конспект урока в электронном виде на сайте школы, в дневнике (для самостоятельной распечатки), или в печатном виде, а также основные термины дублируются в заданиях 1, 2 домашней работы.

Тип урока - комбинированный.

Цель урока: систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,

дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя. Рассмотреть виды алгоритмов и формы записи алгоритмов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятия алгоритма, исполнителя, СКИ;

  • Рассмотреть виды алгоритмов, привести примеры алгоритмов;

  • Познакомить с формами записи алгоритмов (ввести понятие “блок-схема”);

  • Формировать знания и умения составления алгоритмов;

  • Познакомить с исполнителем Чертежник.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса;

  • Способствовать повышению творческой активности;

  • Развивать навык самостоятельного изучения нового материала.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию трудолюбия и любознательности, позитивного отношения к изучению нового материала;

  • Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

Приветствие

Обсуждение Самостоятельная работа (дети вспоминают ранее изученный материал)

Перечень обсуждаемых вопросов:

  1. Что такое алгоритм? (Алгоритм – описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов). Привести примеры.

  2. Дайте определение понятию «Исполнитель». (Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм).

  3. Кто или что может выполнять какую-либо последовательность команд? (живые существа, робот, сложная бытовая техника).

  4. Рассмотреть какие команды может выполнить каждый из названных исполнителей (человек – переходить дорогу, готовить салат; животное – охотиться, растить потомство; стиральная машина – стирать на разных программах, отжимать, сушить; робот – собирать различные устройства на заводе; робот – ходить, брать предметы и т.д.)

Вывод: Каждый исполнитель создан для решения определенного класса задач и имеет свой набор команд, которые он может исполнять.

СКИ (система команд исполнителя) - набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель.

Для того чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, необходимо, чтобы были выполнены определенные условия. Например, для стиральной машины - это наличие воды, электричества, стиральный порошок.

Привести свои примеры.

Если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ, это приведет к ошибке «не понимаю», если мы не создадим условия для выполнения понятной команды, возникнет ошибка «не могу».

Привести свои примеры.

Алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды. В таком случае исполнитель является формальным.

Примеры (техника, иногда человек)


Работа в группах. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками

Обсудите с соседями по парте - каким требованиям должны отвечать команды алгоритма и сам алгоритм. (подводим к свойствам алгоритма)

Свойства алгоритмов:

1. Последовательность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

2. Четкость (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

5. Результативность (алгоритм должен приводить к правильному результату).


Виды алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются в заданном порядке);

2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие);

3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий).


Задание на карточках для тех же групп.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками

Рассмотрите примеры алгоритмов, разделите их на три группы, опираясь на знания о видах алгоритмов.

hello_html_76e9eab2.png

Алгоритм деления отрезка АВ пополам:

1.Поставить ножку циркуля в точку А;
2.Установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
3.Провести окружность;
4.Поставить ножку циркуля в точку В;
5.Провести окружность;
6.Через точки пересечения окружностей провести прямую;
7.Отметить точку пересечения этой прямой с отрезком АВ.

деление отрезка пополам



Файл:15-03-048.jpg

алг ромб

нач

сместиться в точку (2, 2)

опустить перо

сместиться на вектор (0, 2)

сместиться на вектор (2, 0)

сместиться на вектор (0, -2)

сместиться на вектор (-2, 0)

кон



Ветвление

НАЧАЛО

переведи в точку (1, 1)

опусти перо

ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ

сдвинь на вектор (0, 1)

сдвинь на вектор (5, 0)

сдвинь на вектор (0, -1)

сдвинь на вектор (-5, 0)

сдвинь на вектор (0, 1)

КОНЕЦ



Алгоритм



ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь, ИНАЧЕ дождя не будет;

Алгоритм



нет




С помощью каких элементов может быть записан алгоритм? В форме чего?

Исследовательская деятельность (проанализировать карточки и сделать вывод)

Формы представления алгоритмов:

  • В устной форме.

  • В письменной форме на естественном языке (список).

  • В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере).

  • В графической форме (блок-схема – наглядный способ записи алгоритма, с помощью условных обозначений).

Графический объект

Назначение


Начало, конец алгоритма


Выполняемое действие


Условие выполнения действий записывается внутри ромба


Ввод или вывод данных

images266

Последовательность выполнения действий


Исполнитель Чертежник.

Чертежник – это исполнитель предназначенный для построения рисунков на координатной плоскости. Использует координаты точек.

Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

СКИ Чертежника

  • опустить перо

  • поднять перо

  • сместиться в точку (x, y)

  • сместиться на вектор (x, y)

  • установить цвет («красный»)

Чертежник

Откройте учебник на с 121, Рассмотрите рисунок 3.2. Назовите координаты точек, в которых находился Чертежник до выполнения команды сместиться в точку (2, 3).

В каком случае в результате выполнения команды переведи в точку (2, 3) из различных показанных на рис. 3.2 начальных положений не будет прочерчен ни один отрезок?

Рассмотрим пример написания алгоритма рисования ромба для исполнителя Чертежник в программе Кумир.

Дети диктуют, учитель пишет программу (используются компьютер, проектор, доска).

Алгоритм выполнения:

  1. Пуск – Кумир;hello_html_m77311076.png

  2. Вставка - использовать Чертежник;

  3. алг ромб (название алгоритма)

  4. нач (начало)

  5. кон (конец)

  6. Пишем программу

установить цвет ("оранжевый")

сместиться в точку (3, 5)

опустить перо

сместиться в точку (5, 9)

сместиться в точку (7, 5)

сместиться в точку (5, 1)

сместиться в точку (3, 5)hello_html_m1e0a4447.png






Самостоятельная практическая работа за компьютером. (при наличии времени) Самостоятельная работа

Нарисовать прямоугольник, изображенный на рисунке (цвет произвольный).

hello_html_6905f891.png

использовать Чертежник
алг ромб
нач
.
установить цвет ("красный")
.
сместиться в точку (1,1)
.
опустить перо
.
сместиться в точку (1,4)
.
сместиться в точку (7,4)
.
сместиться в точку (7,1)
.
сместиться в точку (1,1)
кон


Дз: п 3.1, РТ с 85- 88 № 1, 2, 6, 7.

Алгоритмы и исполнители.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов). Привести примеры.

Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм.

Кто или что может выполнять какую-либо последовательность команд? (живые существа, робот, сложная бытовая техника).

Каждый исполнитель создан для решения определенного класса задач и имеет свой набор команд, которые он может исполнять.

СКИ (система команд исполнителя) - набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель.

Для того чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, необходимо, чтобы были выполнены определенные условия. Например, для стиральной машины - это наличие воды, электричества, стиральный порошок.

Если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ, это приведет к ошибке «не понимаю», если мы не создадим условия для выполнения понятной команды возникнет ошибка «не могу».

Алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды. В таком случае исполнитель является формальным. (техника, иногда человек)


Свойства алгоритмов:

  1. Последовательность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

  2. Четкость (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

  3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

  4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

  5. Результативность (алгоритм должен приводить к правильному результату).


Виды алгоритмов:

  1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются в заданном порядке);

  2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

  3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

Формы представления алгоритмов:

В устной форме.

В письменной форме на естественном языке (список).

В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере).

В графической форме (блок-схема – наглядный способ записи алгоритма, с помощью условных обозначений).

Графический объект

Назначение


Начало, конец алгоритма


Выполняемое действие


Условие выполнения действий записывается внутри ромба


Ввод или вывод данных

images266

Последовательность выполнения действий


СКИ Чертежника

опустить перо

поднять перо

сместиться в точку (x, y)

сместиться на вектор (x, y)

установить цвет («красный»)

Урок 2.

Исполнитель Чертежник. Среда Кумир.

Тип урока - получение новых знаний

Цель урока: Обеспечить усвоение навыков работы с исполнителем Чертежник в среде Кумир.

Задачи урока:

Образовательные

  • Обеспечить в ходе урока контроль знаний и умений терминов прошлого урока;

  • Обеспечить закрепление навыка работы с командой «Сместиться в точку» исполнителя Чертежник;

  • Подвести учащихся к пониманию сущности работы с Чертежником;

  • Сформировать навыки работы с командой «Сместиться на вектор»

  • Обеспечить понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

  • Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя.

Развивающие

  • Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя создание ситуации успеха;

  • Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы;

  • Развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, при выполнении практических самостоятельных работ, где необходимо учить видеть путь к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать способ решения.

Воспитательные

  • Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

  • добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

  • Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

Оборудование: компьютер, проектор, доска.


Ход урока


Фронтальный опрос по основным терминам


Вместе на интерактивной доске напишем команду для рисования заданного прямоугольника, используя абсолютное смещение.

Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками

hello_html_304a3402.png

Программа:

использовать Чертежник
алг ромб
нач
.
установить цвет ("черный")
.
сместиться в точку (-2,-4)
.
опустить перо
.
сместиться в точку (-2,4)
.
сместиться в точку (2,4)
.
сместиться в точку (2,-4)
.
сместиться в точку (-2,-4)
кон











Сегодня мы будем работать с Чертежником, используя команду сместиться на вектор (x,y).

Рассмотрим на примере:

Чертежник находится в точке (0,0), нужно сместиться в точку (5,7), используя команду сместиться на вектор (x,y). В этой команде x – указывает на сколько клеток нужно сместиться по оси X, и соответственно y – указывает на сколько клеток нужно сместиться по оси Y.

На какой вектор нам нужно сместиться? сместиться на вектор (5,7)

Если мы находимся в точке (1,1), и нужно сместиться в точку (5,7)? сместиться на вектор (4,6).

Если мы изначально в точке (5,5)? сместиться на вектор (0,2).


Если значение координаты увеличивается, то числа положительные, иначе отрицательные.

Т.е. когда мы перемещаемся вверх и вправо, то числа положительные, вниз и влево – отрицательные.


Напишем команду для рисования домика, используя относительное смещение. Работаем вместе, учитель на интерактивной доске, дети в тетради. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками


hello_html_448c2e0a.png

Программа:



использовать Чертежник
алг дом
нач
.
установить цвет ("черный")
.
сместиться на вектор (1,4)
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (5,0)
.
сместиться на вектор (0,-3)
.
сместиться на вектор (-5,0)
.
сместиться на вектор (0,3)
.
сместиться на вектор (-1,0)
.
сместиться на вектор (3,2)
.
сместиться на вектор (4,-2)
.
сместиться на вектор (-1,0)
кон

Для того чтобы нарисовать прямоугольник в другом месте координатной плоскости, например начиная в точке с координатами (5, 5), достаточно изменить в этой программе только первую строку:

переведи в точку (5, 5)

С помощью команды абсолютного смещения рисунок «привязывается» к строго определенным точкам координатной плоскости. Она используется чаще всего для установки начального положения пера Чертежника.

Команды относительного смещения применяются для создания рисунков, у которых точное место не важно или которые нужно воспроизводить в разных местах.


Самостоятельная работа в среде Кумир. / Проверка дз Самостоятельная работа Используя команду сместиться на вектор (x,y), написать программу для рисования:

  • Звезды, по заданным координатам;

  • Своего имени.

hello_html_5317341.png

Программа:

использовать Чертежник
алг звезда
нач
.
установить цвет ("красный")
.
сместиться на вектор (1,1)
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (3,6)
.
сместиться на вектор (3,-6)
.
сместиться на вектор (-7,4)
.
сместиться на вектор (8,0)
.
сместиться на вектор (-7,-4)
кон




Дз.: РТ с 89 № 8 - 9




Урок 3

Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы.

Тип урока - получение новых знаний

Цель урока: закрепить представления учащихся об исполнителях алгоритмов, научить

учащихся управлять исполнителем Чертежник с использованием вспомогательных

алгоритмов.

Задачи урока:

Образовательные

  • Обеспечить в ходе урока контроль знаний и умений терминов по теме «Алгоритмы и исполнители»;

  • Подвести учащихся к пониманию сущности работы с Чертежником;

  • Сформировать навыки работы со вспомогательными алгоритмами;

  • Обеспечить понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

  • Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя.

Развивающие

  • Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя создание ситуации успеха;

  • Развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;

  • Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы;

  • Развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, при выполнении практических самостоятельных работ, где необходимо учить видеть путь к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать способ решения.

Воспитательные

  • Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

  • Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

  • Воспитание интереса к предмету, к учению;

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Ход урока

Блиц-опрос учащихся на знание основных определений: исполнитель, формальный

исполнитель, неформальный исполнитель.

Визуальная проверка и обсуждение домашнего задания.


Что такое вспомогательный алгоритм

Сейчас решим следующую задачу. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками / Исследовательская деятельность

Требуется составить программу, по которой исполнитель напишет на экране слово МАМА.

hello_html_721e155f.png

Как будем писать программу?

(написать одну длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует буквы; Написать алгоритм для рисования МА и повторить его 2 раза; Написать алгоритм рисования буквы М, буквы А, и затем обратиться к ним)

Можно написать программу рисования буквы М, буквы А, и затем обратиться к ним.

Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом.

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.


Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре) в системе Кумир осуществляется путем написания имени вспомогательного алгоритма.

Рассмотрим на примере.

Программа написания слова МАМА:

использовать Чертежник
алг мама
нач
.
установить цвет ("красный")
.
сместиться на вектор (1,1)
.
буква_м
.
буква_а
.
буква_м
.
буква_а
кон


Теперь вместе напишем алгоритм написания букв А и М.

алг буква_м
нач
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (0,4)
.
сместиться на вектор (2,-2)
.
сместиться на вектор (2,2)
.
сместиться на вектор (0,-4)
.
поднять перо
.
сместиться на вектор (1,0)
кон

алг буква_а
нач
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (2,4)
.
сместиться на вектор (2,-4)
.
поднять перо
.
сместиться на вектор (-3,2)
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (2,0)
.
поднять перо
.
сместиться на вектор (2,-2)
кон




Задания для самостоятельного выполнения за компьютером (учебник с 133, № 9, 8) Самостоятельная работа / Исследовательская деятельность

9. Оформите в виде процедур алгоритмы рисования букв М, И, Р. Составьте алгоритмы рисования слов МИР, РИМ, МИМ.

Картинка

8. Составьте алгоритм рисования изображенных ниже фигур так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды. Используйте команду сместиться на вектор.

Фигуры


Дз: РТ с 93 № 16



Урок 4.

Исполнитель Чертежник. Кумир. Цикл «Повторить n раз».

Тип урока – получение новых знаний

Цель урока: Сформировать навыки работы с циклом на примере работы с исполнителем Чертежник.

Задачи урока:

Образовательные

Подвести учащихся к пониманию сущности работы с Чертежником;

Сформировать навыки работы с циклом;

Обеспечить понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда;

Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя.

Развивающие

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, используя создание ситуации успеха;

Развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создавая на уроках эмоциональные ситуации;

Развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, поощрение настойчивости при решении задач, устранение опеки при оказании помощи в выполнении заданий и прочее;

Формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы;

Развивать творческие способности учащихся, их познавательную активность, при выполнении практических самостоятельных работ, где необходимо учить видеть путь к решению поставленной проблемы; анализировать задачу, уметь правильно применять теорию для ее решения, выбрать способ решения.

Воспитательные

Воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

добиваться систематического выполнения домашнего задания, посильности заданий, не допускающих перегрузки;

Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

Воспитание интереса к предмету, к учению;

Воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Ход урока

При составлении алгоритмов часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд. Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения (цикл).

Команды, которые нужно повторить заключаются между командами нц x раз и кц.

Например, алгоритм рисования ряда из пяти ромбов (рис. 3.10) с помощью цикла можно записать так:

Ромб

  1. Напишем программу рисования ромба. Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками / Исследовательская деятельность

использовать Чертежник
алг ромб
нач
.
установить цвет ("красный")
.
сместиться на вектор (2,1)
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (-1,2)
.
сместиться на вектор (1,2)
.
сместиться на вектор (1,-2)
.
сместиться на вектор (-1,-2)
.
поднять перо
.
сместиться на вектор (3,0)
кон

  1. Запишем алгоритм, используя процедуру.


использовать Чертежник
алг ряд
нач
.
ромб
кон
алг ромб
нач
.
установить цвет ("красный")
.
сместиться на вектор (2,1)
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (-1,2)
.
сместиться на вектор (1,2)
.
сместиться на вектор (1,-2)
.
сместиться на вектор (-1,-2)
.
поднять перо
.
сместиться на вектор (3,0)
кон

















  1. Добавляем цикл и поправляем программу.

использовать Чертежник
алг ряд
нач
.
установить цвет ("красный")
.
сместиться на вектор (2,1)
.
нц 5 раз
. .
ромб
.
кц
кон

алг ромб
нач
.
опустить перо
.
сместиться на вектор (-1,2)
.
сместиться на вектор (1,2)
.
сместиться на вектор (1,-2)
.
сместиться на вектор (-1,-2)
.
поднять перо
.
сместиться на вектор (3,0)
кон




















Практическая работа

Самостоятельная работа / Исследовательская деятельность

  1. Предложите вариант решения задачи о почтовом индексе Сургута (628400) с использованием конструкции повторения.

  2. Напишите программу для рисования снежинок.
     
    Картинка

  3. Составьте алгоритмы управления Чертежником, после исполнения которых, будут получены следующие рисунки:

    Картинка

Дз: с 95-97 № 19 (различные буквы по уровню сложности)



Список литературы и Интернет-ресурсов;

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. – М., Лаборатория базовых знаний, 2000.

  5. http://www.inform.sch901.edusite.rul

Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 1-ый урок
  • Информатика
Описание:


По ходу урока дети не делают записей в тетради, в конце урока получают конспект урока в электронном виде на сайте школы, в дневнике (для самостоятельной распечатки), или в печатном виде, а также основные термины дублируются в заданиях 1, 2 домашней работы.

Тип урока - комбинированный.
Цель урока: систематизировать представления учащихся об исполнителях алгоритмов,
дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя. Рассмотреть виды алгоритмов и формы записи алгоритмов.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятия алгоритма, исполнителя, СКИ;
  • Рассмотреть виды алгоритмов, привести примеры алгоритмов;
  • Познакомить с формами записи алгоритмов (ввести понятие “блок-схема”);
  • Формировать знания и умения составления алгоритмов;
  • Познакомить с исполнителем Чертежник.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательного интереса;
  • Способствовать повышению творческой активности;
  • Развивать навык самостоятельного изучения нового материала.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию трудолюбия и любознательности, позитивного отношения к изучению нового материала;
  • Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

Приветствие
Обсуждение Самостоятельная работа (дети вспоминают ранее изученный материал)
Перечень обсуждаемых вопросов:

  • Что такое алгоритм? (Алгоритм – описание последовательности действий (план), исполнение которых приводит к решению задачи за конечное число шагов). Привести примеры.
  • Дайте определение понятию «Исполнитель».  (Исполнитель - объект, способный выполнять алгоритм).
  • Кто или что может выполнять какую-либо последовательность команд? (живые существа, робот, сложная бытовая техника).
  • Рассмотреть какие команды может выполнить каждый из названных исполнителей (человек – переходить дорогу, готовить салат; животное – охотиться, растить потомство; стиральная машина – стирать на разных программах, отжимать, сушить; робот – собирать различные устройства на заводе; робот – ходить, брать предметы и т.д.)

Вывод: Каждый исполнитель создан для решения определенного класса задач и имеет свой набор команд, которые он может исполнять.
СКИ (система команд исполнителя) - набор команд, которые может исполнять конкретный исполнитель.
Для того чтобы исполнитель мог выполнить алгоритм, необходимо, чтобы были выполнены определенные условия. Например, для стиральной машины  - это наличие воды, электричества, стиральный порошок.
Привести свои примеры.
Если мы дадим исполнителю команду, которой нет в его СКИ, это приведет к ошибке «не понимаю», если мы не создадим условия для выполнения понятной команды, возникнет ошибка «не могу».
Привести свои примеры.
Алгоритм можно выполнять, не вникая в содержание поставленной задачи, а только строго исполняя команды. В таком случае исполнитель является формальным.
Примеры (техника, иногда человек)

Работа в группах.  Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками
Обсудите с соседями по парте  - каким требованиям должны отвечать команды алгоритма и сам алгоритм. (подводим к свойствам алгоритма)
Свойства алгоритмов:
1. Последовательность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);
2. Четкость (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);
3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);
4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);
5. Результативность (алгоритм должен приводить к правильному результату).

Виды алгоритмов:
1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются в заданном порядке);
2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие);
3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий).

Задание на карточках для тех же групп. 
Продуктивное взаимодействие и сотрудничества со сверстниками
Рассмотрите примеры алгоритмов, разделите их на три группы, опираясь на знания о видах алгоритмов.

pav001.jpg

Алгоритм деления отрезка АВ пополам:

1.Поставить ножку циркуля в точку А;
2.Установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
3.Провести окружность;
4.Поставить ножку циркуля в точку В;
5.Провести окружность;
6.Через точки пересечения окружностей провести прямую;
7.Отметить точку пересечения этой прямой с отрезком АВ.

pav002.png
pav003.jpg

алг ромб
нач
сместиться в точку (2, 2)
опустить перо
сместиться на вектор (0, 2)
сместиться на вектор (2, 0)
сместиться на вектор (0, -2)
сместиться на вектор (-2, 0)
кон

pav004.jpg

НАЧАЛО
переведи в точку (1, 1)
опусти перо
ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ
сдвинь на вектор (0, 1)
сдвинь на вектор (5, 0)
сдвинь на вектор (0, -1)
сдвинь на вектор (-5, 0)
сдвинь на вектор (0, 1)
КОНЕЦ

pav005.jpg

ЕСЛИ низко ласточки летают, ТО будет дождь, ИНАЧЕ дождя не будет;

pav006.jpg




С помощью каких элементов может быть записан алгоритм? В форме чего?
Исследовательская деятельность (проанализировать карточки и сделать вывод)

Формы представления алгоритмов:
  • В устной форме.
  • В письменной форме на естественном языке (список).
  • В письменной форме на формальном языке (программа на компьютере).
  • В графической форме (блок-схема – наглядный способ записи алгоритма, с помощью условных обозначений).
pav007.jpg

Исполнитель Чертежник.
Чертежник – это исполнитель предназначенный для построения рисунков на координатной плоскости.  Использует координаты точек.
Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след — отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа на плоскости не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).
СКИ Чертежника

  • опустить перо
  • поднять перо
  • сместиться в точку (x, y)
  • сместиться на вектор (x, y)
  • установить цвет («красный»)
pav008.jpg
Откройте учебник на с 121, Рассмотрите рисунок 3.2. Назовите координаты точек, в которых находился Чертежник до выполнения команды сместиться в точку (2, 3).
В каком случае в результате выполнения команды переведи в точку (2, 3) из различных показанных на рис. 3.2 начальных положений не будет прочерчен ни один отрезок?
Рассмотрим пример написания алгоритма рисования ромба для исполнителя Чертежник в программе Кумир.
Дети диктуют, учитель пишет программу (используются компьютер, проектор, доска). Алгоритм выполнения:
См. полный конспект урока
  • Пуск – Кумир;
  • Вставка - использовать Чертежник;
  • алг ромб (название алгоритма)
  • нач (начало)
  • кон (конец)
  • Пишем программу

установить цвет ("оранжевый")
сместиться в точку (3, 5)
опустить перо
сместиться в точку (5, 9)
сместиться в точку (7, 5)
сместиться в точку (5, 1)
сместиться в точку (3, 5)

Самостоятельная практическая работа за компьютером. (при наличии времени)

Самостоятельная работа
Нарисовать прямоугольник, изображенный на рисунке (цвет произвольный).

использовать Чертежник
алг ромб
нач
. установить цвет ("красный")
. сместиться в точку (1,1)
. опустить перо
. сместиться в точку (1,4)
. сместиться в точку (7,4)
. сместиться в точку (7,1)
. сместиться в точку (1,1)
кон

Домашнее задание: : п 3.1, РТ с 85-88 № 1, 2, 6, 7.

Автор Павлова Юлия Михайловна
Дата добавления 23.10.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5084
Номер материала 659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓