Главная / Информатика / Управление исполнителем Робот 7 класс

Управление исполнителем Робот 7 класс

Название документа Bolgova_pismo.doc

Автор: Болгова Наталья Анатольевна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: 1 квалификационная

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны.

Республика/край, город/поселение: Липецкая область, Тербунский район, с. Тербуны

E-mail: bolgovana@yandex.ru

Web сайт: http://bolgovana.narod.ru/index.html

Название документа Bolgova_prezent.ppt

Исполнитель Робот Автор: Болгова Наталья Анатольевна Должность: учитель инфор...
Вопросы для повторения: Дайте понятие алгоритма. Что такое исполнитель? Назов...
2012 © Болгова Н.А. * Задание 1 Чертёжнику задали для исполнения следующий ал...
2012 © Болгова Н.А. * НАЧ Переведи в точку (0 ; 0) Опусти перо НЦ Повторить 3...
2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
вверх вниз вправо влево закрасить 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
Задание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль ст...
Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач 2012 © Болгова Н.А. * 						...
Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз 2012 © Болгова Н.А. * 	...
Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо 2012 © Болгова Н...
Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо 2012 © Бо...
Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз 2012...
Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз вниз...
Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз вниз...
2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: Робот является формальным или ...
2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: 2) Укажите команды СКИ Робота ...
2012 © Болгова Н.А. * Ответ верный к вопросу 2 © Болгова Н.А.
2012 © Болгова Н.А. * Ответ неверный к вопросу 2 © Болгова Н.А.
2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: 3) Какое действие выполнит исп...
Закрепление. Выполни в тетради задания : № 22 (стр 99), 24 (стр 100), 26 (а) ...
Задание 22 © Болгова Н.А.
№ 22 1 способ 2012 © Болгова Н.А. * алг Робот нач вниз вниз вправо кон © Болг...
2012 © Болгова Н.А. * № 22 2 способ алг Робот нач вправо вниз вниз кон © Болг...
2012 © Болгова Н.А. * № 22 3 способ алг Робот нач вниз вправо вниз кон © Болг...
№ 24 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
2012 © Болгова Н.А. * № 24 © Болгова Н.А.
Составь алгоритм к задаче. 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
2012 © Болгова Н.А. * № 24 алг лабиринт нач вправо вниз влево вниз вправо вни...
№ 26 (а) 2012 © Болгова Н.А. * АЛГ рисунок НАЧ ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ узор_1 вправо;...
Решение: 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
2012 © Болгова Н.А. * физкультминутка © Болгова Н.А.
2012 © Болгова Н.А. * Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Роб...
№ 23 2012 © Болгова Н.А. * *			 			 			 			 © Болгова Н.А.
2012 * © Болгова Н.А. Литература: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для...
1 из 34

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Исполнитель Робот Автор: Болгова Наталья Анатольевна Должность: учитель информат
Описание слайда:

Исполнитель Робот Автор: Болгова Наталья Анатольевна Должность: учитель информатики и ИКТ Категория: 1 квалификационная Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с.Тербуны Липецкой область. Республика/край, город/поселение: Липецкая область, Тербунский район, с. Тербуны E-mail: bolgovana@yandex.ru Web сайт: http://bolgovana.narod.ru/index.html © Болгова Н.А.

№ слайда 2 Вопросы для повторения: Дайте понятие алгоритма. Что такое исполнитель? Назовите
Описание слайда:

Вопросы для повторения: Дайте понятие алгоритма. Что такое исполнитель? Назовите типы исполнителей. Приведите примеры неформальных исполнителей. Приведите примеры формальных исполнителей. Охарактеризуйте исполнителя Чертежник © Болгова Н.А.

№ слайда 3 2012 © Болгова Н.А. * Задание 1 Чертёжнику задали для исполнения следующий алгор
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * Задание 1 Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм: НАЧ Переведи в точку (0 ; 0) Опусти перо НЦ Повторить 3 раза сдвинь на вектор (–3, –2) сдвинь на вектор (2, 1) сдвинь на вектор (3, 0) КЦ КОН Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? 1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3) 3) сдвинь на вектор (6, –3) 4) сдвинь на вектор (3, 6) © Болгова Н.А.

№ слайда 4 2012 © Болгова Н.А. * НАЧ Переведи в точку (0 ; 0) Опусти перо НЦ Повторить 3 ра
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * НАЧ Переведи в точку (0 ; 0) Опусти перо НЦ Повторить 3 раза сдвинь на вектор (–3, –2) сдвинь на вектор (2, 1) сдвинь на вектор (3, 0) КЦ КОН Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение? 1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3) 3) сдвинь на вектор (6, –3) 4) сдвинь на вектор (3, 6) © Болгова Н.А.

№ слайда 5 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.

№ слайда 6 вверх вниз вправо влево закрасить 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
Описание слайда:

вверх вниз вправо влево закрасить 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.

№ слайда 7 Задание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены
Описание слайда:

Задание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится. 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 8 Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач 2012 © Болгова Н.А. *
Описание слайда:

Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 9 Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз 2012 © Болгова Н.А. *
Описание слайда:

Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 10 Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо 2012 © Болгова Н.А.
Описание слайда:

Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 11 Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо 2012 © Болго
Описание слайда:

Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 12 Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз 2012 ©
Описание слайда:

Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 13 Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз вниз 20
Описание слайда:

Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз вниз 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 14 Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз вниз ко
Описание слайда:

Решение: алг Робот арг клетка А рез клетка В нач вниз вправо вправо вниз вниз кон 2012 © Болгова Н.А. * А В © Болгова Н.А.

№ слайда 15 2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: Робот является формальным или неф
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ. © Болгова Н.А.

№ слайда 16 2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: 2) Укажите команды СКИ Робота (кл
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: 2) Укажите команды СКИ Робота (кликни мышкой на команде) вверх вниз влево вправо вперед назад налево направо закрасить переведи в точку (х, у) сдвинь на вектор(a, b) далее © Болгова Н.А.

№ слайда 17 2012 © Болгова Н.А. * Ответ верный к вопросу 2 © Болгова Н.А.
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * Ответ верный к вопросу 2 © Болгова Н.А.

№ слайда 18 2012 © Болгова Н.А. * Ответ неверный к вопросу 2 © Болгова Н.А.
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * Ответ неверный к вопросу 2 © Болгова Н.А.

№ слайда 19 2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: 3) Какое действие выполнит исполн
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * Вопросы для закрепления: 3) Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду направо ? (налево, вперед или назад)? © Болгова Н.А.

№ слайда 20 Закрепление. Выполни в тетради задания : № 22 (стр 99), 24 (стр 100), 26 (а) (ст
Описание слайда:

Закрепление. Выполни в тетради задания : № 22 (стр 99), 24 (стр 100), 26 (а) (стр 101), 27 (а) (стр 103) © Болгова Н.А.

№ слайда 21 Задание 22 © Болгова Н.А.
Описание слайда:

Задание 22 © Болгова Н.А.

№ слайда 22 № 22 1 способ 2012 © Болгова Н.А. * алг Робот нач вниз вниз вправо кон © Болгова
Описание слайда:

№ 22 1 способ 2012 © Болгова Н.А. * алг Робот нач вниз вниз вправо кон © Болгова Н.А.

№ слайда 23 2012 © Болгова Н.А. * № 22 2 способ алг Робот нач вправо вниз вниз кон © Болгова
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * № 22 2 способ алг Робот нач вправо вниз вниз кон © Болгова Н.А.

№ слайда 24 2012 © Болгова Н.А. * № 22 3 способ алг Робот нач вниз вправо вниз кон © Болгова
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * № 22 3 способ алг Робот нач вниз вправо вниз кон © Болгова Н.А.

№ слайда 25 № 24 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
Описание слайда:

№ 24 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.

№ слайда 26 2012 © Болгова Н.А. * № 24 © Болгова Н.А.
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * № 24 © Болгова Н.А.

№ слайда 27 Составь алгоритм к задаче. 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
Описание слайда:

Составь алгоритм к задаче. 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.

№ слайда 28 2012 © Болгова Н.А. * № 24 алг лабиринт нач вправо вниз влево вниз вправо вниз в
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * № 24 алг лабиринт нач вправо вниз влево вниз вправо вниз вниз влево кон © Болгова Н.А.

№ слайда 29 № 26 (а) 2012 © Болгова Н.А. * АЛГ рисунок НАЧ ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ узор_1 вправо; вп
Описание слайда:

№ 26 (а) 2012 © Болгова Н.А. * АЛГ рисунок НАЧ ПОВТОРИТЬ 5 РАЗ узор_1 вправо; вправо; вправо КОН ПРОЦ узор_1 НАЧ вверх; закрасить; вниз вправо; закрасить; влево вниз; закрасить; вверх влево; закрасить; вправо КОН © Болгова Н.А.

№ слайда 30 Решение: 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.
Описание слайда:

Решение: 2012 © Болгова Н.А. * © Болгова Н.А.

№ слайда 31 2012 © Болгова Н.А. * физкультминутка © Болгова Н.А.
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * физкультминутка © Болгова Н.А.

№ слайда 32 2012 © Болгова Н.А. * Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Робота
Описание слайда:

2012 © Болгова Н.А. * Окно Робота, в котором графически отображаются шаги Робота после запуска команды меню выполнение Меню ВСТАВКА, в котором находятся все необходимые для составления алгоритма команды Выполнение алгоритма Система программирование КуМир © Болгова Н.А.

№ слайда 33 № 23 2012 © Болгова Н.А. * *			 			 			 			 © Болгова Н.А.
Описание слайда:

№ 23 2012 © Болгова Н.А. * * © Болгова Н.А.

№ слайда 34 2012 * © Болгова Н.А. Литература: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7
Описание слайда:

2012 * © Болгова Н.А. Литература: Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть). – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/). Картинки для презентации: http://shop.ppkom.ru/ http://shop.ppkom.ru/ © Болгова Н.А.

Название документа Bolgova_yrok.doc

Автор: Болгова Наталья Анатольевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Методическая разработка урока

Тема урока: «Управление исполнителем Робот».

Раздел программы: «Алгоритмика».

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 7.

Ключевые слова: разработка урока и презентация по информатике 7 класс (по учебнику Л.Л. Босовой).

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, авторская презентации «Исполнитель Робот» (приложение 1), система программирования КуМир (свободного пользования ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3), «Информатика и ИКТ 7 класс», рабочие тетради на печатной основе.

Литература, эор:

  • Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  • Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

  • Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  • Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

  • Картинки для презентации: http://shop.ppkom.ru/

  • Система программирования КуМир (сайт разработчика: http://lpm.org.ru/kumir2)

Цели урока.

Образовательные:

  1. расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма;

  2. изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя).

Развивающие:

  1. развитие навыков управления исполнителем Робот;

  2. развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов;

  3. развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир;

  4. развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету.

Воспитательные:

  1. воспитание информационной культуры учащихся.

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;

  2. изучить систему команд исполнителя Робот;

  3. научить учащихся управлять Роботом;

  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;

  5. закрепить изученный материал;

  6. развитие практических навыков работы с компьютером.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин).

  2. Проверка домашнего задания (5-7 мин).

  3. Сообщение темы и цели урока (1 мин).

  4. Объяснение нового материала (6 мин).

  5. Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).

  6. Физкультминутка (3 мин).

  7. Практическая часть урока (10 мин).

  8. Домашнее задание. (1 мин).

  9. Выставление оценок (1 мин).

  10. Итог урока (2 мин).

Ход урока

    1. Организационный момент (слайд 1).

    1. Приветствие учащихся;

    2. Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих;

    3. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Вам предстоит ответить на вопросы.

2. Фронтальный опрос теории (слайд 2)

  • Дайте понятие алгоритма.

  • Что такое исполнитель?

  • Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).

  • Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).

  • Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).

  • Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).

3. Устное задание (слайд 3)

Чhello_html_m2b1c5888.gifертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:

НАЧ

Переведи в точку (0; 0)

Опусти перо

НЦ Повторить 3 раза

сдвинь на вектор (–3, –2)

сдвинь на вектор (2, 1)

сдвинь на вектор (3, 0)

КЦ

КОН

Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?

Варианты ответов:

1) сдвинь на вектор (–3, –6) 2) сдвинь на вектор (–6, 3)

3) сдвинь на вектор (6, –3) 4) сдвинь на вектор (3, 6)

Комментарий к выполнению. Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 (наличие интерактивной доски позволяет делать записи на презентации) (слайд 4). Правильный ответ: 3

4. Проверка домашнего задания.

Если было задано письменное задание в рабочей тетради, то можно проверить выборочно, просмотрев тетради у нескольких учеников.

  1. Сообщение темы и цели урока (слайд 5)

Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».

  1. Теоретическая часть

1. Объяснение нового материала (слайд 6).

Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:

Команда СКИ Робота

Пояснение движения Робота

вверх

Робот переходит на 1 клетку вверх

вниз

Робот переходит на 1 клетку вниз

влево

Робот переходит на 1 клетку влево

вправо

Робот переходит на 1 клетку вправо

закрасить

Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз

Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «вниз» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.

2. Пример алгоритма для Робота

Комментарий к выполнению. Учитель приводит пример алгоритма движения Робота, в наглядной форме объясняет каждой действие исполнителя.

Зhello_html_4b8f7c9c.gifадание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 7).

Решение: (слайд 8 – 14)

алг Робот

нач

вниз

вправо

вправо

вниз

вниз

кон

  1. Закрепление изученного материала.

Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Вопросы для закрепления: (слайд 15 - 19)

  1. Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.

  2. Укажите команды СКИ Робота: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, направо, налево, закрасить, переведи в точку (х, у), сдвинь на вектор (a, b).

  3. Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду направо (налево, вперед или назад)? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке)

2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 21)

22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101), *№ 27 (а) (стр. 103) (слайд 20).

Комментарии, решения и ответы

Задание № 22. (слайд 22 -24)

Один учащийся выходит к доске, остальные выполняют задание самостоятельно.

Решение.

1 способ

2 способ

3 способ

алг Робот

нhello_html_626ed849.pngач

вниз

вниз

вправо

к

Рис.3

он

алг Робот

нhello_html_m7ea60f14.pngач

вправо

вниз

вниз

Рис.4

кон

алг Робот

нhello_html_m6c9e1d06.pngач

вниз

вправо

вниз

к

Рис.5

он

Задание № 24. (слайд 25 - 28)

Порядок выполнения задания:

      1. Учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся;

      2. вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 25);

      3. предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 26);

      4. учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно (слайд 27);

      5. учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки (слайд 28).

Рhello_html_m14d230c6.gifешение.

алг лабиринт

нач

вправо

вниз

влево

вниз

вправо

вниз

вниз

влево

кон

Задание № 26. а) (слайд 29 -30)

Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации (слайд 29) .

Решение (слайд 30).

hello_html_m2faabd13.gif

Рис.7



  1. Физкультминутка (слайд 31)

Физкультминутка выполняется сидя на кресле, туловище, руки, ноги расслаблены.

Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.

Упражнения для снятия напряжения глаз

      1. Закрыть глаза на 5 сек, открыть на 5 сек. И т.д. Повторить 3 раза

      2. Нарисовать глазами (голова неподвижна) поочередно вертикальную линию, горизонтальную линию, две диагонали, прямоугольник, окружность, треугольник.

      3. Найти маленькую точку (на стене, цветах) желательно зеленого или голубого цвета и смотреть на нее не отрываясь в течение 8 с.

      4. Широко раскрыть глаза, не моргать в течение 7 сек., затем быстро поморгать – 7 с.

      5. Закрыть глаза и массировать их

Упражнения для снятия утомления плечевого пояса

1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза

2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза

Упражнения для спины

Руки на плечи, медленно прогнуться вперед (позвоночник должен напоминать знак вопроса), и медленно выгнуться назад (позвоночник напоминает вогнутую дугу или скобку «(«) – 3 раза выполнять медленно.

  1. Продолжение закрепления материала

Комментарий к выполнению.

Задание № 27 (а) (слайд 32)

1 вариант работы. Сильные учащиеся работают самостоятельно. Так как в задании необходимо составить алгоритм, содержащий процедуру (вспомогательный алгоритм), то одного учащегося вызывают к доске.

2 вариант работы. Разбить класс на группы и выполнить данное задание по группам. В группе допускается обсуждение алгоритма. В ходе работы учитель следит за тем, чтобы все учащиеся выполняли задание.

Проверка: устный опрос нескольких учащиеся класса или групп.

Решение.

1 способ

Вспомогательный алгоритм:

пhello_html_m713fe82d.gifроц угол

нач

вниз; вниз; вниз; вниз;

закрасить; вверх; закрасить; вверх

закрасить; вверх; закрасить; вверх

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить

кон

основной алгоритм:

алг рисунок 1

нач

повторить 3 раза

угол

вниз; вниз

влево; влево

кон


2 способ

Вспомогательный алгоритм:

проц угол

нач

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить; вправо; закрасить; вправо

закрасить; влево; влево; влево; влево

закрасить; вниз; закрасить; вниз

закрасить; вниз; закрасить; вниз

закрасить

кон

основной алгоритм:

алг рисунок 1

нач

повторить 3 раза

угол

вправо; вправо

вверх; вверх

кон

(возможны и другие варианты записи алгоритма)

  1. Практическая часть

Практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 23 (стр. 99 рабочей тетради). На слайде 33 отмечены кнопки для создания алгоритма.

Задание 1. (№ 23)

Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот.

Порядок выполнения работы в приложении КуМир:

  1. Запустить приложение КуМир: Пуск-программу - НИИСИ РАН – Комплект учебных миров - Кумир.

(Окно приложения уже содержит шаблон алгоритма, рис 9)

  1. Мhello_html_m660b81b3.gifеню Вставка – использовать Робот

  2. Напечатать название алгоритма.

  3. Напечатать алгоритм:

алг рисунок

нач

вправо; закрасить; вправо; закрасить; вправо

вниз; закрасить; вниз; закрасить; вниз

влево; закрасить; влево; закрасить; влево

вверх; закрасить; вверх; закрасить.

кон

(возможны и другие варианты алгоритма)

  1. Показать рабочую область Робота: Меню Робот – показать окно Робота.

  2. Запустить программу на выполнение: Меню Выполнение – шаг или выполнить непрерывно.

  3. Отладка программы (в случае ошибки): Меню Выполнение – прервать, устранить ошибки и запустить программу вновь

Проверка – слайд 34

Задание 2. Придумать свой узор и составить программу для Робота

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Итог урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?

Вопросы для учащихся:

- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?

- Назовите команды СКИ исполнителя Робот.

- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?

варианты ответов:

1)если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;

2) если на пути Робота стоит стена;

3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»)

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание (слайд 35).

§ 3.3 (стр. 135-136), рабочая тетрадь - № 25, 26 (б), № 27 (б)

Управление исполнителем Робот 7 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, авторская презентации «Исполнитель Робот» (приложение 1), система программирования КуМир (система свободного пользования ПО НИИСИ РАН, версия 1.7.3), «Информатика и ИКТ 7 класс», рабочие тетради на печатной основе.

Цели урока:

Образовательные: расширить представления учащихся об исполнителях алгоритма; изучить исполнителя Робот, его среду и СКИ (систему команд исполнителя). Развивающие: развитие навыков управления исполнителем Робот; развитие умения использовать полученные знания при составлении алгоритмов; развитие практических навыков работы в системе программирования КуМир; развитие навыков самостоятельной работы и познавательного интереса к предмету. Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся.

Задачи урока:

  1. познакомить с формальным исполнителем Робот, его рабочей средой;
  2. изучить систему команд исполнителя Робот;
  3. научить учащихся управлять Роботом;
  4. развивать навыки составления алгоритмов для исполнителя Робот на алгоритмическом языке и в системе программирования;
  5. закрепить изученный материал;
  6. развитие практических навыков работы с компьютером.

Структура урока:

I. Организационный момент (1 мин).
II. Проверка домашнего задания (5-7 мин).
III.Сообщение темы и цели урока (1 мин).
IV. Объяснение нового материала (6 мин).
V. Закрепление изученного материала (12 - 14 мин).
VI. Физкультминутка (3 мин).
VII.Практическая часть урока (10 мин).
VIII. Домашнее задание. (1 мин).
IX. Выставление оценок (1 мин).
X. Итог урока (2 мин).

Ход урока:

I. Организационный момент (слайд 1).

  1. Приветствие учащихся;
  2. Проверка посещаемости учащихся и отметка отсутствующих;
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

1. Актуализация опорных знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с формальным исполнителем алгоритмов Чертежник, изучили его рабочую среду и научились управлять Чертежником. Повторим ранее изученный материал. Вам предстоит ответить на вопросы.

2. Фронтальный опрос теории (слайд 2).

  • Дайте понятие алгоритма.
  • Что такое исполнитель?
  • Назовите типы исполнителей. (Формальный и неформальный).
  • Приведите примеры неформальных исполнителей. (Человек, служебная собака и т. д.).
  • Приведите примеры формальных исполнителей. (Компьютер, Чертежник).
  • Охарактеризуйте исполнителя Чертежник (СКИ, рабочая среда).

3. Устное задание (слайд 3).

Чертёжнику задали для исполнения следующий алгоритм:

bol_1.jpg

НАЧ
Переведи в точку (0; 0)
Опусти перо
НЦ Повторить 3 раза
сдвинь на вектор (–3, –2)
сдвинь на вектор (2, 1)
сдвинь на вектор (3, 0)
КЦ
КОН
Вопрос. Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
Варианты ответов:
1) сдвинь на вектор (–3, –6)
2) сдвинь на вектор (–6, 3)
3) сдвинь на вектор (6, –3)
4) сдвинь на вектор (3, 6)

Комментарий к выполнению. Задание можно выполнить устно или в рабочих тетрадях (не на печатной основе). В случае затруднения, можно вызвать одного учащегося к доске, который отметит пути передвижения Чертежника на рис.1 (наличие интерактивной доски позволяет делать записи на презентации) (слайд 4). Правильный ответ: 3

4. Проверка домашнего задания.

Если было задано письменное задание в рабочей тетради, то можно проверить выборочно, просмотрев тетради у нескольких учеников.

III. Сообщение темы и цели урока (слайд 5).

Сегодня на уроке мы познакомимся с исполнителем Робот, изучим его рабочую среду СКИ, научимся составлять алгоритмы для исполнителя Робот. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока «Управление исполнителем Робот».

IV. Теоретическая часть .

1. Объяснение нового материала (слайд 6).

Исполнитель Робот (также как и Чертежник) является формальным исполнителем, т.е одну и ту же команду он всегда выполняет одинаково. Робот может перемещаться по прямоугольному клетчатому полю, может быть представлен в форме точки, звездочки, ромба, круга и т.д., но занимает ровно одну клетку. Начальное положение Робота обозначается (чаще всего) в виде точки, звездочки и т.д., конечное – в виде буквы. Следует отметить и систему команд исполнителя. В СКИ (систему команд исполнителя) входят:

Команда СКИ Робота Пояснение движения Робота
вверх Робот переходит на 1 клетку вверх
вниз Робот переходит на 1 клетку вниз
влево Робот переходит на 1 клетку влево
вправо Робот переходит на 1 клетку вправо
закрасить Робот закрашивает клетку, в которой находится, причем одну и ту же клетку он может закрашивать несколько раз

Следует заметить, что если Вы допустили ошибку в команду СКИ, например, записали команду «вниз» вместо «вниз» или «направо» вместо «вправо», то Робот данную команду не выполнит и сообщит об ошибке. Между клетками на рабочем поле могут быть размещены стены, которые обозначаются в виде отрезков на границе между клетками. Сквозь стену Робот проходить не может, он разрушается, следовательно, алгоритм не будет выполнен. В случае работы в среде программирования КуМир происходит отказ действия и выдается сообщение об ошибке.

2. Пример алгоритма для Робота.

Комментарий к выполнению. Учитель приводит пример алгоритма движения Робота, в наглядной форме объясняет каждой действие исполнителя.

Задание 2. Составить алгоритм движения Робота из клетки А в клетку В вдоль стены при условии, что Робот не разрушится (рис. 2), (слайд 7).

bol_2.jpg

Решение: (слайд 8 – 14)
алг Робот
нач
вниз
вправо
вправо
вниз
вниз
кон

V. Закрепление изученного материала.

Мы «познакомились» с новым исполнителем алгоритма Роботом. Давайте повторим основные свойства исполнителя Робот. Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Вопросы для закрепления (слайд 15 - 19)

  1. Робот является формальным или неформальным исполнителем? Обоснуйте свой ответ.
  2. Укажите команды СКИ Робота: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, направо, налево, закрасить, переведи в точку (х, у), сдвинь на вектор (a, b).
  3. Какое действие выполнит исполнитель Робот, получив команду направо (налево, вперед или назад)? (ответ – Робот не выполнит никакое действие и выдаст сообщение об ошибке)

2. Работа в тетрадях на печатной основе (слайд 21)

№ 22 (стр. 99), 24 (стр. 100), 26 (а) (стр. 101), *№ 27 (а) (стр. 103) (слайд 20).

Комментарии, решения и ответы.
Задание № 22. (слайд 22 -24)
Один учащийся выходит к доске, остальные выполняют задание самостоятельно.
Решение.

bol_3.jpg

Задание № 24. (слайд 25 - 28)

  1. Порядок выполнения задания:
  2. учащимся предлагается выполнить вначале задание устно. Следует спросить нескольких учащихся;
  3. вызвать к доске одного учащегося, который нарисует на слайде движение Робота в виде ломаной (слайд 25);
  4. предлагается проверить решение, кликнув мышью по гиперссылке «Проверка» (слайд 26);
  5. учащийся записывает алгоритм на алгоритмическом языке на слайде (у доски), остальные учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно (слайд 27);
  6. учитель и учащиеся проверяю алгоритм и исправляют ошибки (слайд 28).

Решение.
алг лабиринт
нач
вправо
вниз
влево
вниз
вправо
вниз
вниз
влево
кон

bol_4.jpg

Задание № 26, а) (слайд 29 -30)

Комментарий к выполнению. Самостоятельная работа учащихся. В случае затруднения, к доске вызывается 1 ученик и создает рисунок на слайде презентации (слайд 29).

Решение (слайд 30)

bol_5.jpg

VI. Физкультминутка (слайд 31).

Физкультминутка выполняется сидя на кресле, туловище, руки, ноги расслаблены.
Примерный комплекс упражнений для физкультминутки.

Упражнения для снятия напряжения глаз

  1. Закрыть глаза на 5 сек, открыть на 5 сек. И т.д. Повторить 3 раза
  2. Нарисовать глазами (голова неподвижна) поочередно вертикальную линию, горизонтальную линию, две диагонали, прямоугольник, окружность, треугольник.
  3. Найти маленькую точку (на стене, цветах) желательно зеленого или голубого цвета и смотреть на нее не отрываясь в течение 8 с.
  4. Широко раскрыть глаза, не моргать в течение 7 сек., затем быстро поморгать – 7 с
  5. Закрыть глаза и массировать их

Упражнения для снятия утомления плечевого пояса

  1. Выполнить наклоны головы вперед, назад, влево, вправо – 2 раза
  2. Руки опустить, поднять плечи, задержать на 3 сек., опустить - 3 раза

Упражнения для спины

Руки на плечи, медленно прогнуться вперед (позвоночник должен напоминать знак вопроса), и медленно выгнуться назад (позвоночник напоминает вогнутую дугу или скобку «(«) – 3 раза выполнять медленно.

VII. Продолжение закрепления материала.

Комментарий к выполнению.
Задание № 27 (а) (слайд 32)

1 вариант работы. Сильные учащиеся работают самостоятельно. Так как в задании необходимо составить алгоритм, содержащий процедуру (вспомогательный алгоритм), то одного учащегося вызывают к доске.

2 вариант работы. Разбить класс на группы и выполнить данное задание по группам. В группе допускается обсуждение алгоритма. В ходе работы учитель следит за тем, чтобы все учащиеся выполняли задание.

Проверка: устный опрос нескольких учащиеся класса или групп.
Решение.

bol_6.jpg

1 способ
Вспомогательный алгоритм:
проц угол
нач
вниз; вниз; вниз; вниз;
закрасить; вверх; закрасить; вверх
закрасить; вверх; закрасить; вверх
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить
кон
основной алгоритм:
алг рисунок 1
нач
повторить 3 раза
угол
вниз; вниз
влево; влево
кон

2 способ
Вспомогательный алгоритм
проц угол
нач
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить; вправо; закрасить; вправо
закрасить; влево; влево; влево; влево
закрасить; вниз; закрасить; вниз
закрасить; вниз; закрасить; вниз
закрасить
кон
основной алгоритм
алг рисунок 1
нач
повторить 3 раза
угол
вправо; вправо
вверх; вверх
кон
(возможны и другие варианты записи алгоритма)

VIII. Практическая часть.

Практическая часть урока – работа с системой программирования КуМир. Учащимся предлагается составить программу (на алгоритмическом языке) к задаче № 23 (стр. 99 рабочей тетради). На слайде 33 отмечены кнопки для создания алгоритма.

Задание 1. (№ 23)
Напишите программу восстановления рисунка Маши для исполнителя Робот.
Порядок выполнения работы в приложении КуМир:

bol_7.jpg

1. Запустить приложение КуМир: Пуск-программу - НИИСИ РАН – Комплект учебных миров - Кумир.(Окно приложения уже содержит шаблон алгоритма, рис 9)
2. Меню Вставка – использовать Робот
3. Напечатать название алгоритма.
4. Напечатать алгоритм:
алг рисунок
нач
вправо; закрасить; вправо; закрасить; вправо
вниз; закрасить; вниз; закрасить; вниз
влево; закрасить; влево; закрасить; влево
вверх; закрасить; вверх; закрасить.
кон
(возможны и другие варианты алгоритма)
5. Показать рабочую область Робота: Меню Робот – показать окно Робота.
6. Запустить программу на выполнение: Меню Выполнение – шаг или выполнить непрерывно.
7. Отладка программы (в случае ошибки): Меню Выполнение – прервать, устранить ошибки и запустить программу вновь
Проверка – слайд 34
Задание 2. Придумать свой узор и составить программу для Робота. Самостоятельная работа учащихся.

IX. Итог урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Что же сегодня мы узнали?
Вопросы для учащихся:
- Какие неформальные исполнители алгоритмов Вам известны?
- Назовите команды СКИ исполнителя Робот.
- В каком случае Робот не сможет выполнить данную Вами команду?
варианты ответов:
1)если допущена синтаксическая ошибка в записи команды;
2) если на пути Робота стоит стена;
3) если дана команда, не входящая в СКИ (например, вместо «вправо» дали «направо»).

X. Выставление оценок.

XI. Домашнее задание (слайд 35)

§ 3.3 (стр. 135-136), рабочая тетрадь - № 25, 26 (б), № 27 (б)

Литература, эор:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011
  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) – авторская мастерская Босовой Л.Л.http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  5. Система программирования КуМир, сайт разработчика:http://lpm.org.ru/kumir2


dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Управление исполнителем Робот»

Слайд 6
bolg6.jpg


Слайд 32
bolg32.jpg




Здесь представлены лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 34 слайда.

Автор Болгова Наталья Анатольевна
Дата добавления 09.01.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 10086
Номер материала 651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓