Главная / Информатика / Конспект урока «Разветвляющийся алгоритм» 8 класс

Конспект урока «Разветвляющийся алгоритм» 8 класс

Название документа разветвляющийся алг.ppt

Разработка учителя информатики и ИКТ МОУ СОШ с.Тербуны Болговой Н.А.
2008 г © Bolgova N.A. * Цель урока: познакомиться с базовой алгоритмической с...
2008 г © Bolgova N.A. * 1. Команда ветвление Ветвление - это такая форма орга...
2008 г © Bolgova N.A. * Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется ...
2008 г © Bolgova N.A. * 2. Полное ветвление Запись на алгоритмическом языке: ...
2008 г © Bolgova N.A. * 2. Полное ветвление если  то серия 1 иначе серия 2 вс...
2008 г © Bolgova N.A. * 3. Неполное ветвление Запись на алгоритмическом языке...
2008 г © Bolgova N.A. * 3. Неполное ветвление если  то серия 1 всё Блок-схема...
2008 г © Bolgova N.A. * Вывод:	 Структура «Ветвление» обеспечивает выполнение...
1 из 9

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Разработка учителя информатики и ИКТ МОУ СОШ с.Тербуны Болговой Н.А.
Описание слайда:

Разработка учителя информатики и ИКТ МОУ СОШ с.Тербуны Болговой Н.А.

№ слайда 2 2008 г © Bolgova N.A. * Цель урока: познакомиться с базовой алгоритмической стру
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * Цель урока: познакомиться с базовой алгоритмической структурой ВЕТВЛЕНИЕ; изучить полную и неполную формы команды ветвления; развитие навыков решения задач на алгоритмическом языке. © Bolgova N.A.

№ слайда 3 2008 г © Bolgova N.A. * 1. Команда ветвление Ветвление - это такая форма организ
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * 1. Команда ветвление Ветвление - это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (невыполнения) некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий. © Bolgova N.A.

№ слайда 4 2008 г © Bolgova N.A. * Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется раз
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется разветвляющимся Определение: © Bolgova N.A.

№ слайда 5 2008 г © Bolgova N.A. * 2. Полное ветвление Запись на алгоритмическом языке: есл
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * 2. Полное ветвление Запись на алгоритмическом языке: если <условие> то серия 1 иначе серия 2 всё Пояснение: Если УСЛОВИЕ верно(истинно), то исполнитель выполнит команду серия 1 после служебного слова ТО. Если условие неверно(ложно), то исполнитель выполнит команду серия 2 после служебного слова ИНАЧЕ © Bolgova N.A.

№ слайда 6 2008 г © Bolgova N.A. * 2. Полное ветвление если  то серия 1 иначе серия 2 всё Б
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * 2. Полное ветвление если <условие> то серия 1 иначе серия 2 всё Блок-схема Команда серия1 (серия 2) может быть простой или составной © Bolgova N.A.

№ слайда 7 2008 г © Bolgova N.A. * 3. Неполное ветвление Запись на алгоритмическом языке: е
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * 3. Неполное ветвление Запись на алгоритмическом языке: если <условие> то серия 1 всё Пояснение: Если УСЛОВИЕ верно(истинно), то исполнитель выполнит команду серия 1 после служебного слова ТО. Если условие неверно(ложно), то исполнитель выполнит следующую команду алгоритма © Bolgova N.A.

№ слайда 8 2008 г © Bolgova N.A. * 3. Неполное ветвление если  то серия 1 всё Блок-схема ©
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * 3. Неполное ветвление если <условие> то серия 1 всё Блок-схема © Bolgova N.A.

№ слайда 9 2008 г © Bolgova N.A. * Вывод:	 Структура «Ветвление» обеспечивает выполнение од
Описание слайда:

2008 г © Bolgova N.A. * Вывод: Структура «Ветвление» обеспечивает выполнение одной из серий команд в зависимости от результата проверки истинности условия. © Bolgova N.A.

Название документа разветвляющийся алгоритм.doc


Разработка учителя информатики и ИКТ МОУ СОШ с. Тербуны Липецкой области

Болговой Натальи Анатольевны, 1 кв. категория


Тема урока: «Разветвляющийся алгоритм»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: расширить знания уч-ся об алгоритме;

- изучение базовой алгоритмической структуры «Ветвление», полной и неполной формах;

- развитие навыков решения задач разветвляющейся структуры на алгоритмическом языке, с помощью блок-схем;

- отработка навыков практической работы построения блок-схемы и ее отладка;

- развитие навыков самостоятельной работы уч-ся

Оборудование: презентация «Разветвляющийся алг», программа-практикум «Блок-схема», инструкции по работе с программой, интерактивная доска, проектор


Ход урока

Ihello_html_m64f8c887.gif. ОРГМОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Практическое задание у доски (1 уч-ся)

Задание: Исправь ошибки.
Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами Х и Y.


АЛГ площадь (цел X , Y, вещ S)

АРГ X

РЕЗ Y

НАЧ

S = X * Y : 2

КОН


2. Фронтальный опрос теории

ВОПРОСЫ: 1) Что такое алгоритм?

2) Дайте определение величины

3) Что называют типом величины?

4) Какие типы величин вам известны?

5) Что такое команда?

6) На какие виды делятся команды?

7) Приведите пример простой команды. Составной команды.

8) В чем основное отличие простой команды от составной?


III. Сообщение темы, цели урока

1. Вступительное слово учителя.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. Линейный алгоритм: заваривание чая, приготовление бутерброда и т.д.

К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром мы всегда смотрим в окно, наблюдаем за погодой: если идет дождь, то надо взять зонт, если столбик термометра опустился вниз, то нужно одеть куртку. И такие условия встречаются в нашей жизни довольно часто.

Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

Таким образом, появляется новый вид алгоритма, который называется разветвляющимся или проще говоря развилкой.

2. Сообщение темы и цели урока

  • познакомиться с базовой алгоритмической структурой ВЕТВЛЕНИЕ;

  • изучить полную и неполную формы команды ветвления;

  • развитие навыков решения задач на алгоритмическом языке.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Понятие ветвления

Составной называется команда, содержащая условие. Одной из составных команд является команда ветвления

Ветвление - это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (невыполнения) некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Команду ветвления называют также развилкой, так как в зависимости от условия исполнитель выполнит либо одну либо другую команду, (либо пойдет налево или направо)


2. Формы ветвления

Различают полную и неполную формы ветвления.


П

Пояснение: Если условие верно(истинно), то исполнитель выполнит команду серия 1 после служебного слова то.

Если условие неверно (ложно), то исполнитель выполнит команду серия 2 после служебного слова иначе

олное ветвление:

если <условие>

то серия 1

иначе серия 2

всё

hello_html_6929af53.gif

НАПРИМЕР, найти значение функции У:


Решим задачу с помощью координатной прямой.

Вывод: условием является выражение X<=0

Запись на алгоритмическом языке:

если х<= 0

то y := 3*x

иначе y :=1/ x

всё


Полной форме ветвления соответствует следующая блок-схема:

hello_html_m30e169d6.png

Пояснение:

Если условие верно, то исполнитель пойдет по ветви ДА и выполнит команду серия 1

Если условие неверно, то исполнитель пойдет по ветви НЕТ и выполнит команду серия 2







Н

Пояснение: Если условие верно(истинно), то исполнитель выполнит команду серия 1 после служебного слова то.

Если условие неверно (ложно), то исполнитель выполнит следующую команду алгоритма

еполное ветвление:

если <условие>

то серия 1

всё


НАПРИМЕР, y=3*x, при х<0

Запись на алгоритмическом языке:

если х< 0

то y := 3*x

всё

Неполному ветвлению соответствует блок-схема

hello_html_m5344998d.png

Пояснение:

Если условие верно, то исполнитель пойдет по ветви ДА и выполнит команду серия 1

Если условие неверно, то исполнитель пойдет по ветви НЕТ к следующей команде алгоритма







3. Вывод:

Структура «Ветвление» обеспечивает выполнение одной из серий команд в зависимости от результата проверки истинности условия.


4. Определение разветвляющегося алгоритма

В настоящее время существует несколько определений разветвляющегося алгоритма.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ1. Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется разветвляющимся

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Разветвляющимся называется алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий


Ihello_html_m61553321.pngV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1.Устные задачи

Задача 1. Введено число 15.

Какое значение получится в результате выполнения алгоритма?

ОТВЕТ: 108


Задача 2. Введено число 1.

Какое значение получится в результате выполнения алгоритма?

ОТВЕТ: 40


2. Решение задач

Задача 1. Найдите наибольшее среди двух целых чисел а,b

1. Постановка задачи:

дано: a,b

найти: c

2. Условие задачи: a>b


3. Алгоритмическая запись:

алг наибольшее(цел а, b, с)

арг а,b

рез с

нач

если а>b

то c := a

иначе c :=b

всё

кон

hello_html_78b53e07.gif

Задача 2. Найдите значение функции

Постановка задачи:

дано: Х

найти: F

2. Условие задачи: X >= 0


3. Алгоритмическая запись:

алг F ещ x,F)

арг x

рез F

нач

если х<0

то F := x*x-3

всё

кон

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Самостоятельная работа

Задание 1. Составить блок-схему к задаче № 1

  1. Открыть программу Блок-схема

  2. Блок-схема – новая блок-схема- разработка

  3. Составление блок-схемы

  4. Отладка блок-схемы

  5. Запись в тетрадь


Задание 2. Составить блок-схему к задаче №2

2. Проверка самостоятельной работы


VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1hello_html_20d353ba.pnghello_html_m40dc8de.png.Устное задание:

Найди соответствие


АЛГ наименьшее ( вещ А,В,М)

АРГ А , В

РЕЗ М

НАЧ

ЕСЛИ А < В

ТО М : = А

ИНАЧЕ М : = В

ВСЕ

КОН


Ответ: схема 2


2. ВОПРОСЫ:

-Какой алгоритм называется разветвляющимся?

- Назовите формы ветвления.

- В чем отличие полного ветвления от неполного?

- В чем сходство?


VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ветвление полная и неполная формы

Зhello_html_36811871.gifадача:




Литература:

1.Н.Г.Угрнинович «Информатика и ИКТ», базовый курс- Москва, БИНОМ, 2005

2.А.Х.Шелепаева «Поурочные разработки по информатике 8-9»- Москва, ВАКО, 2006

3.А.А.Чернов «Конспекты уроков по информатике в 9-11 кл», Волгоград, Учитель, 2006

А.Е.Макаренко «Готовимся к экзамену по информатике»- Москва, Айрис-Пресс. 2006





Конспект урока «Разветвляющийся алгоритм» 8 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: расширить знания уч-ся об алгоритме;
- изучение базовой алгоритмической структуры «Ветвление», полной и неполной формах;
- развитие навыков решения задач разветвляющейся структуры на алгоритмическом языке, с помощью блок-схем;
- отработка навыков практической работы построения блок-схемы и ее отладка;
- развитие навыков самостоятельной работы уч-ся
Оборудование: презентация «Разветвляющийся алг», программа-практикум «Блок-схема», инструкции по работе с программой, интерактивная доска, проектор

Ход урока :

I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний


1. Практическое задание у доски (1 уч-ся)
Задание: Исправь ошибки.
Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами Х и Y.

АЛГ площадь (цел X, Y, вещ S)
       АРГ  X
       РЕЗ  Y
НАЧ
      S  = X * Y : 2
КОН

2. Фронтальный опрос теории
ВОПРОСЫ:     1) Что такое алгоритм?
2) Дайте определение величины
3) Что называют типом величины?
4) Какие типы величин вам известны?
5) Что такое команда?
6) На какие виды делятся команды?
7) Приведите пример простой команды. Составной команды.
8) В чем основное отличие простой команды от составной?

III. Сообщение темы, цели урока
1. Вступительное слово учителя.
Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. Линейный алгоритм: заваривание чая, приготовление бутерброда и т.д.
К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь  условия, которые изменяют алгоритм.
    Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром мы всегда смотрим в окно, наблюдаем за погодой: если идет дождь, то надо взять зонт, если столбик термометра опустился вниз, то нужно одеть куртку. И такие условия  встречаются в нашей жизни довольно часто.
Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.
Таким образом, появляется новый вид алгоритма, который называется разветвляющимся или проще говоря развилкой.


2. Сообщение темы и цели урока

  1. познакомиться с базовой алгоритмической структурой ВЕТВЛЕНИЕ;
  2. изучить полную и неполную формы команды ветвления;
  3. развитие навыков решения задач на алгоритмическом языке.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Понятие ветвления
Составной называется команда, содержащая условие. Одной из составных команд является команда ветвления
Ветвление - это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения (невыполнения) некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.
Команду ветвления называют также развилкой, так как в зависимости от  условия  исполнитель выполнит либо одну либо другую команду, (либо пойдет налево или направо)

2. Формы ветвления
Различают полную и неполную формы ветвления.

Пояснение: Если условие верно(истинно), то исполнитель выполнит команду серия 1 после служебного слова то.
Если условие неверно (ложно), то исполнитель выполнит команду серия 2 после служебного слова иначе

 Полное ветвление:
если  <условие>
    то  серия 1
    иначе  серия 2
всё Например, найти значение функции У:
bolgova00.png

Решим задачу с помощью координатной прямой.
Вывод: условием является выражение X<=0
Запись на алгоритмическом языке:
если  х<= 0
    то  y := 3*x
    иначе  y :=1/ x
всё

3. Вывод :
Структура «Ветвление» обеспечивает выполнение одной из серий команд в зависимости от результата проверки истинности условия.

4. Определение разветвляющегося алгоритма
В настоящее время существует несколько определений разветвляющегося алгоритма.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ1.  Алгоритм, содержащий структуру ветвления, называется разветвляющимся
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2. Разветвляющимся называется алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1.Устные задачи
Задача 1. Введено число 15.
Какое значение получится в результате выполнения  алгоритма?
ОТВЕТ:  108

Задача 2.  Введено число 1.
Какое значение получится в результате выполнения  алгоритма?
ОТВЕТ: 40

2. Решение задач
Задача 1. Найдите наибольшее среди двух целых чисел а,b
1. Постановка задачи:
2. Условие задачи: a>b

3. Алгоритмическая запись:
алг наибольшее(цел а, b, с)
       арг а,b
       рез с
нач
         если  а>b
            то  c := a
            иначе  c :=b
        всё
кон

Задача 2. Найдите значение функции
 Постановка задачи:
      дано: Х                                
      найти: F
2. Условие задачи:  X >= 0

3. Алгоритмическая запись:
алг F(вещ x,F)
       арг x
       рез F
нач
         если  х<0
            то  F := x*x-3
         всё
кон
V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Самостоятельная работа
Задание 1. Составить блок-схему к задаче № 1

  1. Открыть программу Блок-схема
  2. Блок-схема – новая блок-схема- разработка
  3. Составление блок-схемы
  4. Отладка блок-схемы
  5. Запись в тетрадь

Задание 2.  Составить блок-схему к задаче №2
2. Проверка  самостоятельной работы

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1.Устное задание:
Найди соответствие

АЛГ наименьшее (вещ А,В,М)
       АРГ  А, В
       РЕЗ  М
НАЧ
      ЕСЛИ  А < В
          ТО  М : = А
          ИНАЧЕ  М : = В
       ВСЕ
КОН

Ответ: схема 2

2. ВОПРОСЫ:
-Какой алгоритм называется разветвляющимся?
- Назовите формы ветвления.
- В чем отличие полного ветвления от неполного?
- В чем сходство?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ветвление полная и неполная формы
Задача:

bolgova01.png

Литература:
1.Н.Г.Угрнинович «Информатика и ИКТ», базовый курс- Москва, БИНОМ, 2005
2.А.Х.Шелепаева «Поурочные разработки по информатике 8-9»- Москва, ВАКО, 2006
3.А.А.Чернов «Конспекты уроков по информатике в 9-11 кл», Волгоград, Учитель, 2006
А.Е.Макаренко «Готовимся к экзамену по информатике»- Москва, Айрис-Пресс. 2006







dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку информатики в 8 классе «Разветвляющийся алгоритм» (9 слайдов)

Слайд 1
bolgova1.png


Слайд 6
bolgova6.png


Слайд 8
bolgova8.png
Автор Болгова Наталья Анатольевна
Дата добавления 13.10.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6879
Номер материала 635
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓