Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 5 класс

Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 5 класс

Название документа Алгоритмы и исполнители.doc

Рябова Галина Юрьевна

учитель информатики

I квалификационная категория

МОУ «СОШ № 26»

город Братск, Иркутская область

ryabova67@gmail.com



Л.А. Босова «Методические рекомендации учителю»,

В Паронджанов «Занимательная информатика»

А. Леонов, Е. Хлебалина «Энциклопедия для детей»









Тема урока: Алгоритмы и исполнители (5 класс)

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

  • Формировать умения быстро и точно определять типы алгоритмических конструкций;

  • Развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации;

  • Развивать творческое начало у учащихся;

  • Воспитывать аккуратность и эстетический вкус;

  • Развивать умение работать коллективно.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • систематизация знаний основных определений, понятий по теме;

    • формировать умения определять алгоритмическую конструкцию в нестандартной ситуации;

    • научить создавать визитные карточки с использованием программы Paint

  • Развивающие:

    • развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;

    • формировать логическое и абстрактное мышление;

    • развивать воображение.

  • Воспитательные:

    • воспитывать аккуратность и эстетический вкус;

    • развивать умение работать коллективно, а также индивидуально.

Оборудование:

  • ПК с ОС Windows

  • Проектор

  • Мультимедийная презентация

  • Карточки с алгоритмами

  • Зачетные листы

Ход урока

  1. Организационный момент (Презентация, слайд №1)

Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. А утро и правда доброе: за окном весна, совсем скоро растает снег, расцветут подснежники, солнышко станет теплым, ярким! Давайте улыбнемся друг другу, и … за работу! Сегодня 17 марта 2010 года. Запишите в тетрадях число.

  1. Разминка для ума (Презентация, слайд №2)

  1. Умеете ли вы считать до тысячи? Или до миллиона? Очень хорошо! Тогда попробуйте сосчитать хотя бы до тридцати. Перед вами зайцы, белки и медведи. Сосчитайте всех, но по особому правилу – считать нужно всех подряд, начиная с верхней строчки: «первый заяц, первая белка, второй заяц, первый медведь, третий заяц, вторая белка…» и т.д. Зверей немного, а всех не сосчитаешь!

  2. Разгадайте анаграммы (Презентация, слайд №3)

Ормиалгт, теслипионьл

III. Повторение и обобщение изученного материала

Эти слова имеют непосредственное отношение  к теме сегодняшнего урока: «Алгоритмы и исполнители». Запишите тему в тетрадь. А назовем мы наш урок «Алгоритмические этюды». (Презентация, слайд №4)

А что такое этюд?

Этюд – это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Вы на протяжении нескольких уроков знакомились с основными понятиями, алгоритмическими конструкциями, составляли алгоритмы. Так что сегодня мы займемся отработкой техники исполнения алгоритмов. Но сначала мы вспомним основные понятия и определения.

1. Фронтальный опрос

Мы с вами знаем:

  • Слово «Алгоритм» связано с именем великого древнего ученого Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми, жившего в IX веке. Он написал ряд трактатов по арифметике и алгебре, в том числе книгу «Арифметика индусскими цифрами». Из нее европейцы научились индийскому счету с помощью десяти цифр и узнали правила арифметических действий над ними. (Презентация, слайд №5)

  • Алгоритм – это …

Последовательность действий, допустимых для исполнителя, приводящая от исходных данных к конечному результату. (Презентация, слайд №6)

  • Типы алгоритмов (Презентация, слайд №7)

  • Способы записи алгоритмов (Презентация, слайд №8)

Словесно-пошаговое описание (Презентация, слайд №9)

Блок-схема (Презентация, слайд №10)

Ребята, есть и еще один способ описания алгоритма – на языке, понятном компьютеру-языке программирования. Что такое программирование, и как описывать на ней алгоритмы, мы будем изучать с вами в следующем учебном году, но я могу сказать вам, что программирование можно сравнить с огромной страной, полной чудес, сюрпризов, замечательных находок. А сегодня я хочу познакомить вас с удивительной женщиной – первым в мире программистом Адой Лавлейс.

Ада Лавлейс (1815–1852) была дочерью великого английского поэта Джорджа Байрона. Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении решительно и быстро схватывать суть дела в целом, леди Лавлейс обладала всеми прелестями утонченного женского характера. Ее манеры, ее вкус, ее образование, особенно музыкальное (а в музыке она достигла совершенства), были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, а поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знании скрыто под ее женской грацией. В той же степени, в которой она не терпела легкомыслия и банальности, она получала удовольствие от истинно интеллектуального общества и поэтому энергично искала знакомства со всеми, кто был известен в науке, искусстве и литературе. (Презентация, слайд №11)

2. «Алгоритм – не алгоритм»

 Молодцы! Определения вы знаете хорошо. А теперь посмотрим, можете ли вы по первому представлению определить, является ли отрывок текста алгоритмом или нет, а заодно распознать и алгоритмическую конструкцию.

  • «Митя!» Завтрак на столе. Сходи за хлебом и молоком. Съезди к бабушке в сад. Вымой посуду. Надень новую футболку. Целую, мама!» (Презентация, слайд №12)

  • «Если я что-нибудь понимаю, то дыра – это нора, а нора –  это Кролик, а Кролик – это подходящая компания, а подходящая компания – это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою ворчалку». (Презентация, слайд №13)

  1. Исполнители алгоритмов. Кто может быть исполнителем алгоритма?

(Человек, машина, компьютер).

(Презентация, слайд №14) Обратите внимание на высказывание известного американского ученого Норберта Винера, который сказал: «Алгоритм должен быть определен настолько четко, чтобы его указаниям мог следовать даже компьютер».

Сейчас мы с вами составим алгоритм создания визитной карточки. Исполнителем данного алгоритма будет компьютер. Среда исполнения – графическая среда Paint. Алгоритм должен быть точным и четким.

Что такое визитная карточка? (Презентация, слайд №15)

Стандартная карточка.
На таких Визитках указываются фамилия, имя, отчество, название фирмы, полное название должности, адрес, служебный телефон и телефон фирмы (чем больше телефонов указано на Визитке, тем солиднее в глазах партнера выглядит Ваша фирма). В России визитные карточки появились при царице Екатерине II. (Презентация, слайд №16)

Алгоритм создания визитной карточки. (Презентация, слайд №17)

  1. установить размер листа для визитной карточки.

  2. ввести надписи, используя инструмент «текст».

  3. изобразить небольшой рисунок-эмблему

  4. сохранить работу

Ребята, у вас на столах распечатки с данным алгоритмом, а также примеры визиток. Сейчас вы будете выполнять алгоритм за компьютерами. Проявите при выполнении творчество, выдумку. Но прежде, вместе настроимся на работу.

4. Физкультминутка.

 Пожалуйста, встаньте в круг (желательно мальчик – девочка). Давайте будем пожимать руку своего соседа справа, вкладывая в рукопожатие положительные эмоции. Таким образом, мы желаем друг другу удачи в выполнении практического задания. « Кстати, какой вид алгоритмической конструкции прослеживается в наших действиях?

5. Практическая часть.

Учащиеся выполняют работу на компьютере. Учитель проводит индивидуальные консультации (при необходимости). В конце выполнения задания ребята анализируют свои работы.

IV. Рефлексия.

Ребята, у вас на компьютерных столах лежат зачетные листы. Оцените себя с помощью смайликов: хорошо поработал, нужно еще поработать.

hello_html_m3eb42c1f.gif

В конце урока хотела бы сказать, что я вас оцениваю смайликом улыбающимся. Спасибо за урок.

Название документа Алгоритмы и исполнители.ppt

Алгоритмы и исполнители
«Арифметика индусскими цифрами»
последовательность точно указанных действий, следующих друг за другом в уста...
Линейный алгоритм (простой); Разветвляющийся (ветвление); Циклический (повтор...
Словесно-пошаговое описание; Блок-схема; Язык программирования
1.Петя проснулся. 2.Открыл глаза. 3.Оделся и умылся. 4.Петя позавтракал. 5.Вз...
Алгоритм «Соберись в школу»
Дочь, птенчик, Ада милая! На мать Похожа ль ты. Единственно родная? В день то...
«Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении...
«Митя! Завтрак на столе. Сходи за хлебом и молоком. Съезди к бабушке на дачу....
«Если я что-нибудь понимаю, то дыра – это нора, а нора - это Кролик, а Кролик...
Алгоритм должен быть определен настолько четко, чтобы его указаниям мог следо...
Стандартная визитная карточка указываются фамилия, имя, отчество, название фи...
Примеры визитных карточек
Алгоритм создания визитной карточки в инструментальной среде PAINT Запустить ...
Пожелаем друг другу удачи, успехов… …и хорошего дня!
Алгоритм создания визитной карточки в инструментальной среде PAINT Запустить ...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Алгоритмы и исполнители
Описание слайда:

Алгоритмы и исполнители

№ слайда 5 «Арифметика индусскими цифрами»
Описание слайда:

«Арифметика индусскими цифрами»

№ слайда 6 последовательность точно указанных действий, следующих друг за другом в установ
Описание слайда:

последовательность точно указанных действий, следующих друг за другом в установленном порядке.

№ слайда 7 Линейный алгоритм (простой); Разветвляющийся (ветвление); Циклический (повторени
Описание слайда:

Линейный алгоритм (простой); Разветвляющийся (ветвление); Циклический (повторение)

№ слайда 8 Словесно-пошаговое описание; Блок-схема; Язык программирования
Описание слайда:

Словесно-пошаговое описание; Блок-схема; Язык программирования

№ слайда 9 1.Петя проснулся. 2.Открыл глаза. 3.Оделся и умылся. 4.Петя позавтракал. 5.Взял
Описание слайда:

1.Петя проснулся. 2.Открыл глаза. 3.Оделся и умылся. 4.Петя позавтракал. 5.Взял портфель. 6.Закрыл дверь. 7.Пошел в школу. 8.Увидел машину и остановился. 9.Машина проехала. 10.Петя перешел дорогу. 11.Петя благополучно дошел до школы. Алгоритм «Утро Пети»

№ слайда 10 Алгоритм «Соберись в школу»
Описание слайда:

Алгоритм «Соберись в школу»

№ слайда 11 Дочь, птенчик, Ада милая! На мать Похожа ль ты. Единственно родная? В день той р
Описание слайда:

Дочь, птенчик, Ада милая! На мать Похожа ль ты. Единственно родная? В день той разлуки мне могла сиять В твоих глазах надежда голубая…

№ слайда 12 «Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении ре
Описание слайда:

«Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении решительно и быстро схватить суть дела в целом, леди Лавлейс обладала всеми прелестями утонченного женского характера. Её манеры, её вкус, её образование, особенно музыкальное, были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, а поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знаний скрыто под её женской грацией» Чарльз Беббидж

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 «Митя! Завтрак на столе. Сходи за хлебом и молоком. Съезди к бабушке на дачу. Вы
Описание слайда:

«Митя! Завтрак на столе. Сходи за хлебом и молоком. Съезди к бабушке на дачу. Вымой посуду. Надень новую футболку. Целую, мама!»

№ слайда 15 «Если я что-нибудь понимаю, то дыра – это нора, а нора - это Кролик, а Кролик –
Описание слайда:

«Если я что-нибудь понимаю, то дыра – это нора, а нора - это Кролик, а Кролик – это подходящая компания, а подходящая компания – это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою ворчалку.»

№ слайда 16 Алгоритм должен быть определен настолько четко, чтобы его указаниям мог следоват
Описание слайда:

Алгоритм должен быть определен настолько четко, чтобы его указаниям мог следовать даже компьютер Винер Норберт

№ слайда 17 Стандартная визитная карточка указываются фамилия, имя, отчество, название фирмы
Описание слайда:

Стандартная визитная карточка указываются фамилия, имя, отчество, название фирмы, полное название должности, адрес, служебный телефон и телефон фирмы

№ слайда 18 Примеры визитных карточек
Описание слайда:

Примеры визитных карточек

№ слайда 19 Алгоритм создания визитной карточки в инструментальной среде PAINT Запустить про
Описание слайда:

Алгоритм создания визитной карточки в инструментальной среде PAINT Запустить программу PAINT; установить размер листа (9 х 5 см) для визитной карточки. Рисунок  Атрибуты; ввести надписи, используя инструмент «текст» А; изобразить небольшой рисунок-эмблему; сохранить работу в папке Мои рисунки

№ слайда 20 Пожелаем друг другу удачи, успехов… …и хорошего дня!
Описание слайда:

Пожелаем друг другу удачи, успехов… …и хорошего дня!

№ слайда 21 Алгоритм создания визитной карточки в инструментальной среде PAINT Запустить про
Описание слайда:

Алгоритм создания визитной карточки в инструментальной среде PAINT Запустить программу PAINT; установить размер листа (9 х 5 см) для визитной карточки. Рисунок  Атрибуты; ввести надписи, используя инструмент «текст» А; изобразить небольшой рисунок-эмблему; сохранить работу в папке Мои рисунки

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

Конспект урока на тему «Алгоритмы и исполнители» 5 класс
  • Информатика
Описание:


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:

  • Формировать умения быстро и точно определять типы алгоритмических конструкций;
  • Развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации;
  • Развивать творческое начало у учащихся;
  • Воспитывать аккуратность и эстетический вкус;
  • Развивать умение работать коллективно.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • систематизация знаний основных определений, понятий по теме;
    • формировать умения определять алгоритмическую конструкцию в нестандартной ситуации;
    • научить создавать визитные карточки с использованием программы Paint
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;
    • формировать логическое и абстрактное мышление;
    • развивать воображение.
  • Воспитательные:
    • воспитывать аккуратность и эстетический вкус;
    • развивать умение работать коллективно, а также индивидуально.

Оборудование:

  • ПК с ОС Windows
  • Проектор
  • Мультимедийная презентация
  • Карточки с алгоритмами
  • Зачетные листы

Ход урока

I. Организационный момент (Презентация, слайд №1)

Доброе утро, ребята! Присаживайтесь. А утро и правда доброе: за окном весна, совсем скоро растает снег, расцветут  подснежники,  солнышко станет теплым, ярким! Давайте улыбнемся друг другу, и … за работу! Сегодня 17 марта 2010 года. Запишите в тетрадях число.

II. Разминка для ума  (Презентация, слайд №2)
  • Умеете ли вы считать до тысячи? Или до миллиона? Очень хорошо! Тогда попробуйте сосчитать хотя бы до тридцати. Перед вами зайцы, белки и медведи. Сосчитайте всех, но по особому правилу – считать нужно всех подряд, начиная с верхней строчки: «первый заяц, первая белка, второй заяц, первый медведь, третий заяц,  вторая белка…» и т.д. Зверей немного, а всех не сосчитаешь!
  • Разгадайте анаграммы (Презентация, слайд №3)

Ормиалгт, теслипионьл
III. Повторение и обобщение изученного материала
 Эти слова имеют непосредственное отношение  к теме сегодняшнего урока: «Алгоритмы и исполнители». Запишите тему  в тетрадь. А назовем мы наш урок «Алгоритмические этюды». (Презентация, слайд №4)
А что такое этюд?
Этюд – это инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приема игры и предназначенная для развития исполнительской техники. Вы на протяжении нескольких уроков знакомились с основными понятиями, алгоритмическими конструкциями, составляли алгоритмы. Так что сегодня мы займемся отработкой техники исполнения алгоритмов. Но сначала мы вспомним основные понятия и определения.
1. Фронтальный опрос
Мы с вами знаем:

  • Слово «Алгоритм» связано с именем великого древнего ученого Востока Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми, жившего в IX веке. Он написал ряд трактатов по арифметике и алгебре, в том числе книгу «Арифметика индусскими цифрами». Из нее европейцы научились индийскому счету с помощью десяти цифр и узнали правила арифметических действий над ними. (Презентация, слайд №5)
  • Алгоритм – это …

Последовательность действий, допустимых для исполнителя, приводящая от исходных данных к конечному результату.  (Презентация, слайд №6)

  • Типы алгоритмов (Презентация, слайд №7)
  • Способы записи алгоритмов (Презентация, слайд №8)

Словесно-пошаговое описание (Презентация, слайд №9)
Блок-схема (Презентация, слайд №10)
Ребята, есть и еще один способ описания алгоритма – на языке, понятном компьютеру-языке программирования. Что такое программирование, и как описывать на ней алгоритмы, мы будем изучать с вами в следующем учебном году, но я могу сказать вам, что программирование можно сравнить с огромной страной, полной чудес, сюрпризов, замечательных находок. А сегодня я хочу познакомить вас с удивительной женщиной – первым в мире программистом Адой Лавлейс.
Ада Лавлейс (1815–1852) была дочерью великого английского поэта Джорджа Байрона. Наряду с совершенно мужской способностью к пониманию, проявляющейся в умении решительно и быстро схватывать суть дела в целом, леди Лавлейс обладала всеми прелестями утонченного женского характера. Ее манеры, ее вкус, ее образование, особенно музыкальное (а в музыке она достигла совершенства), были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, а поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знании скрыто под ее женской грацией. В той же степени, в которой она не терпела легкомыслия и банальности, она получала удовольствие от истинно интеллектуального общества и поэтому энергично искала знакомства со всеми, кто был известен в науке, искусстве и литературе. (Презентация, слайд №11)
2. «Алгоритм – не алгоритм»
 Молодцы! Определения вы знаете хорошо. А теперь посмотрим, можете ли вы по первому представлению определить, является ли отрывок текста алгоритмом или нет, а заодно распознать и алгоритмическую конструкцию.

  • «Митя!» Завтрак на столе. Сходи за хлебом и молоком. Съезди к бабушке в сад. Вымой посуду. Надень новую футболку. Целую, мама!» (Презентация, слайд №12)
  • «Если я что-нибудь понимаю, то дыра – это нора, а нора –  это Кролик, а Кролик – это подходящая компания, а подходящая компания – это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою ворчалку». (Презентация, слайд №13)
3. «Исполнители алгоритмов. Кто может быть исполнителем алгоритма?

(Человек, машина, компьютер).
(Презентация, слайд №14) Обратите внимание на высказывание известного американского ученого Норберта Винера, который сказал: «Алгоритм должен быть определен настолько четко, чтобы его указаниям мог следовать даже компьютер».
Сейчас мы с вами составим алгоритм создания визитной карточки. Исполнителем данного алгоритма будет компьютер. Среда исполнения – графическая среда Paint. Алгоритм должен быть точным и четким.
Что такое взитная карточка? (Презентация, слайд №15)
Стандартная карточка.
На таких Визитках указываются фамилия, имя, отчество, название фирмы, полное название должности, адрес, служебный телефон и телефон фирмы (чем больше телефонов указано на Визитке, тем солиднее в глазах партнера выглядит Ваша фирма). В России визитные карточки появились при царице Екатерине II. (Презентация, слайд №16)

Алгоритм создания визитной карточки. (Презентация, слайд №17)
  1. установить размер листа для визитной карточки.
  2. ввести надписи, используя инструмент «текст».
  3. изобразить небольшой рисунок-эмблему
  4. сохранить работу

Ребята, у вас на столах распечатки с данным алгоритмом, а также примеры визиток. Сейчас вы будете выполнять алгоритм за компьютерами. Проявите при выполнении творчество, выдумку. Но прежде, вместе настроимся на работу.
4. Физкультминутка.
 Пожалуйста, встаньте в круг (желательно мальчик – девочка). Давайте будем пожимать руку своего соседа справа, вкладывая в рукопожатие положительные эмоции. Таким образом, мы желаем друг другу удачи в выполнении практического задания. « Кстати, какой вид алгоритмической конструкции прослеживается в наших действиях?
5. Практическая часть.
Учащиеся выполняют работу на компьютере. Учитель проводит индивидуальные консультации (при необходимости). В конце выполнения задания ребята анализируют свои работы.
IV. Рефлексия.
Ребята, у вас на компьютерных столах лежат зачетные листы. Оцените себя с помощью смайликов: хорошо поработал, нужно еще поработать.

В конце хотела бы сказать, что я вашу работу на уроке оцениваю смайликом улыбающимся. Спасибо за урок.





dop.pngДополнительно:

Демонстрационный материал к уроку информатики «Алгоритмы и исполнители» (23 слайда)

Слайд 11
raybova11.png


Слайд 18
raybova18.png
Автор Рябова Галина Юрьевна
Дата добавления 25.11.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2646
Номер материала 637
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓