Главная / Информатика / Конспект урока: «Геоинформационные системы» 11 класс

Конспект урока: «Геоинформационные системы» 11 класс

Конспект урока: «Геоинформационные системы» 11 класс
  • Информатика
Описание:

Цели:
Образовательные:

  • Познакомить с назначением и возможностями геоинформационных систем;
  • Показать основные приемы поиска и средства навигации в ГИС «2GIS Пермь»

Развивающие:

  • Развивать умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера;

Воспитательные:

  • Формировать навыки и умения целесообразного поведения при работе с компьютерными программами;
  • Воспитывать самостоятельность, критичность, самоконтроль;
  • Контролировать  соблюдение правил ТБ.

Тип урока: усвоения новых знаний и умений

Вид: урок – лекция с элементами исследования учащихся

Оборудование:

  • Проектор, экран, компьютерная презентация.
  • Компьютеры для индивидуальной работы.
  • Интернет.
  • ПО «2GIS Пермь»
  • Карты (водная, лесов, автомобильных дорог, полезных ископаемых)
  • Распечатанный дидактический материал: карточки с заданиями, буклет «Помощь в работе с программой «2 GIS Пермь».

Список использованной литературы и источников:

  • Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник 10-11 классов/И.Г.Семакин, Е.К.Хенер. - М.: БИНОМ.Лаборатория знаний. 2010.246с.:ил.
  • Информатики и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 511с. :ил.
  • http://www.metod-kopilka.ru

Ход урока

1 этап. Организационный
Учитель: Добрый день. Наш урок я хочу начать с показа видеоролика.

2 этап Мотивационный (показ сюжета из фильма «Бриллиантовая рука»)
Учитель: Чтобы нам, как главному герою фильма, не попасть в тупик, сегодня мы рассмотрим способы ориентирования в незнакомом городе. Всем нам хоть раз в жизни приходилось (или придется) побывать в подобной ситуации: оказаться в незнакомом городе, без друзей и знакомых, не зная где-что находится, но суметь сориентироваться. Вы - выпускники, не за горами выпускной и поступление в ВУЗ. Кто-то уедет в Пермь, кто-то в Екатеринбург, кто-то в Питер, а кто-то в столицу. В крупных городах потеряться можно за 5 минут. Как этого не допустить? Какими средствами воспользоваться? Сегодня мы совместно попытаемся решить эту проблему.
   Итак, наша задача – найти оптимальный способ ориентирования на местности, в чужом городе. Какими средствами воспользовались бы вы?
(ответы детей: спросить прохожих, позвонить другу, воспользоваться услугами гида, использовать карту, навигатор)
Учитель: То, что вы предложили, имеет место быть. Но мы живем в век информационных технологий, поэтому говорить сегодня будем о современном способе ориентирования на местности. Сегодня бумажные карты и справочники – это прошлый век, их заменили ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ или коротко, ГИС.
(Запись темы урока в тетрадь)

3. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня важно уметь работать с имеющейся информацией. Существуют виды деятельности, в которых карты - электронные, бумажные или хотя бы представляемые в уме - незаменимы. Даже в быту, мы регулярно работаем с информацией о географическом положении объектов - магазин, детский сад, метро, работа, школа… Пространственное мышление естественно для нашего сознания.
Учитель: ГИС (геоинформационная система) - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Геоинформационная система - это компьютерная система, позволяющая показывать необходимые данные на электронной карте. На карты ГИС можно нанести не только географические, но и многие другие виды данных.
В отличие от обычной бумажной карты, электронная карта, созданная в ГИС, содержит скрытую информацию, которую можно «активизировать» по необходимости. ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических слоев, которые объединены на основе географического положения. Назовите виды данных, которые представлены в системе Google Erch:
(называют)
Векторная карта
Ландшафт
Спутник (фото)
Данные с веб-камер
Вывод учителя. Правильно. Таким образом, каждый слой состоит из данных на определенную тему.
Вы можете просматривать каждый слой-карту по отдельности, а можете совмещать сразу несколько слоев, или выбирать отдельную информацию из различных слоев и выводить ее на карту.

ГИСы бывают разными и области применения их широки (записывают):

  • Интернет-ГИС – различных сетевых порталах, предоставляющих электронные карты;
  • Профессиональных (для государственных и отраслевых структур);
  • САПР-ГИС – в системах автоматического проектирования;
  • Встроенных ГИС – системах, установленных на автомобилях, водном транспорте, подводных лодках, современном железнодорожном транспорте (работают на основе спутниковых технологии GPS);
  • Настольных ГИС – тех системах, которые устанавливаются на рабочих и домашних компьютерах.

Учитель: Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности настольной геоинформационной системы «2ГИС Пермь»

Геоинформационная система «Дубль ГИС Пермь» - интегрированная система, позволяющая пользователю одновременно работать с разными видами информации (картами, справочниками), имеющая стандартный Windows-интерфейс. «Дубль ГИС Пермь» связан с базами данных, поддерживает функции поиска по различным параметрам (названию, телефону, адресу, e-mail, www-адресу, сфере деятельности фирмы, а также по ее местоположению на карте).
(демонстрация программы)
В ней легко найти любой объект, проложить маршрут между двумя или несколькими объектами. Находить объекты в определенном радиусе, измерять расстояние между объектами, а также увидеть подробную информацию о самом объекте и находящихся в нем организации.

4. Проведение учебных исследований

Учитель: Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельное мини-исследование с помощью программы Дубль ГИС Пермь. Вам необходимо составить оптимальный маршрут для туристов, проводить их в необходимые места и поселить в гостинице. Для помощи в вашей работе я вам дам памятки, а также буду консультировать вас при возникших трудностях. Также вы можете использовать стандартные способы ориентирования – опрос, бумажные карты.

Практическое задание (на карточках)
Составить маршрут для туристов: между начальной точкой Автовокзал и конечной точкой отель «New Star» им необходимо посетить театр «Туки-Луки», Кукольный дом, Пермский краевой музей. Заполнить таблицу:

Название объекта

Адрес

Расстояние до него от предыдущего объекта

№ общественного
транспорта

  •  

Автовокзал

 

 

 

  •  

Театр «Туки-Луки»

 

 

 

  •  

Кукольный дом

 

 

 

  •  

Пермский краевой музей

 

 

 

  •  

Отель «New Star»

 

 

 

Проанализируйте полученные данные и заполните таблицу «+» и «-»


Способ ориентирования

Доступность

Экономия времени

Экономия средств

Информативность

Бумажная карта

 

 

 

 

Опрос жителей

 

 

 

 

Программа «2ГИС»

 

 

 

 

5. Представление и защита мини-проектов по исследованиям учащихся

Результаты исследований учащиеся оформляют в таблице, в которой отражают ответы на вопросы исследования и демонстрируют способы работы в программе. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, как проводилось исследование, какие средства программы они использовали.

6.Подведение итогов урока

Учитель: Итак, вы составили свои маршруты, научились пользоваться настольной ГИС, использовали различные способы поиска информации.
Учитель: А вы ребята, что можете сказать о ГИС?
Как устроены ГИС?
Какую информацию вы можете получить в программе «2GIS»?
Домашнее задание:
В качестве домашнего задания предлагаю вам с  помощью «2ГИС Пермь» составить оптимальный маршрут для знакомства с ВУЗами Перми.

7. Рефлексия

Учитель: «Только тогда, когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верным», я желаю вам выбрать верный путь и придти к поставленной цели. Мне было приятно с вами сотрудничать. А какое впечатление у вас осталось от урока? Получили ли вы необходимые и полезные знания? У вас на карточке с практической работой не дорисован  смайлик, нарисуйте его таким, чтобы он охарактеризовал ваше впечатление от урока.
Спасибо за работу. Желаю вам успехов.

taras0.jpg



Автор Тарасова Светлана Владимировна
Дата добавления 23.04.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5052
Номер материала 622
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓