Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Системы объектов»

Конспект урока на тему «Системы объектов»

Название документа Презентация к разработке урока.ppt

С понятием «система» вы многократно встречались в жизни Периодическая система...
Примеры систем. Системы Материальные Нематериальные Смешанные
Каждая система обладает следующими свойствами: Функция (цель, назначение) сис...
Функция системы. Системы Естественные, существующие в природе Искусственные, ...
Состав системы – множество входящих в нее частей. Нервная система птицы Голов...
Любой реальный объект бесконечно сложен
Структура системы. Структура – это совокупность связей между элементами систе...
Системный эффект. Всякая система приобретает новые качества, которыми не обла...
Вопросы и задания Что такое система? Приведите примеры материальных, нематери...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 С понятием «система» вы многократно встречались в жизни Периодическая система хи
Описание слайда:

С понятием «система» вы многократно встречались в жизни Периодическая система химических элементов; Система растений и животных; Система образования; Система транспорта; Система здравоохранения; Система счисления и др.

№ слайда 3 Примеры систем. Системы Материальные Нематериальные Смешанные
Описание слайда:

Примеры систем. Системы Материальные Нематериальные Смешанные

№ слайда 4 Каждая система обладает следующими свойствами: Функция (цель, назначение) систем
Описание слайда:

Каждая система обладает следующими свойствами: Функция (цель, назначение) системы; Взаимодействие системы с окружающей средой; Состав системы; Структура системы; Системный эффект.

№ слайда 5 Функция системы. Системы Естественные, существующие в природе Искусственные, соз
Описание слайда:

Функция системы. Системы Естественные, существующие в природе Искусственные, созданные человеком

№ слайда 6 Состав системы – множество входящих в нее частей. Нервная система птицы Головной
Описание слайда:

Состав системы – множество входящих в нее частей. Нервная система птицы Головной мозг Спинной мозг Передний мозг Промежу- точный мозг Средний мозг Мозжечок Продолго- ватый мозг Большие полушария

№ слайда 7 Любой реальный объект бесконечно сложен
Описание слайда:

Любой реальный объект бесконечно сложен

№ слайда 8 Структура системы. Структура – это совокупность связей между элементами системы.
Описание слайда:

Структура системы. Структура – это совокупность связей между элементами системы. Структура – внутренняя организация системы.

№ слайда 9 Системный эффект. Всякая система приобретает новые качества, которыми не обладал
Описание слайда:

Системный эффект. Всякая система приобретает новые качества, которыми не обладал ни один из ее элементов в отдельности.

№ слайда 10 Вопросы и задания Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериаль
Описание слайда:

Вопросы и задания Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. В чем суть системного эффекта? Приведите пример. Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них можно рассматривать как системы? В состав какой системы рыбы входит подсистема «жабры»? Для каких компонентов она является надсистемой? Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматривая в качестве систем: Автомобиль; Компьютер; Школа; Армия.

Конспект урока на тему «Системы объектов»
  • Информатика
Описание:
Цели урока:
  1. Обобщить представление школьников о системах объектов.
  2. Освоить новые приемы создания текстовых объектов.
  3. Развитие системного мышления учащихся.

Основные понятия:

  1. Система.
  2. Структура.
  3. Системный подход.
  4. Системный эффект.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Изучение нового материала.

В жизни мы многократно сталкиваемся с понятием «система». Примеров можно привести достаточно много:

  1. Периодическая система химических элементов;
  2. Система растений и животных;
  3. Система образования;
  4. Система транспорта;
  5. Система здравоохранения;
  6. Система счисления и др.

Так что же такое «система»?

Система – это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой.
Части, образующие систему, называются ее элементами.
Любой объект окружающего мира можно рассматривать как систему.
Различают материальные, нематериальные и смешанные системы.(Слайд 3)

 



Примеры материальных систем: дерево, здание, человек, планета Земля, Солнечная система.
Примеры нематериальных систем: человеческий язык, математика.
Пример смешанных систем – школа, университет. Она включает в себя как материальные части (школьное здание, оборудование, тетради и пр.), так и нематериальные (учебные планы, программы, расписание уроков).
Каждая система обладает следующими свойствами:

  1. Функция (цель, назначение) системы;
  2. Взаимодействие системы с окружающей средой;
  3. Состав системы;
  4. Структура системы;
  5. Системный эффект.
  1. Функция системы

Рассматривая примеры различных систем, следует разделить их. (Слайд 5)

Например, Солнечная система – естественная, а компьютер – искусственная система.
Для всякой искусственной системы можно определить цель ее создания человеком: автомобиль – перевозить людей и грузы, компьютер – работает с информацией, завод – производить продукцию.

Учащиеся сами приводят примеры систем и указывают их функции.

  1. Состав системы.

В состав крупной системы может входить другая система. Первую называют надсистемой, вторую – подсистемой. Имя надсистемы на схеме состава всегда располагают выше имен всех ее подсистем. В этом случае говорят о многоуровневой структуре системы, в которой один и тот же компонент может одновременно быть надсистемой и подсистемой.(Слайд 6)

Например, головной мозг – подсистема нервной системы птицы и надсистема, в состав которой входят передний мозг, средний мозг и т. д.
Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нужно рассматривать. (Дерево может погибнуть от насекомых-вредителей, если уменьшится численность птиц. Насекомые, птицы, деревья – компоненты системы «Парк» или «Лес».
Любой реальный объект бесконечно сложен.

  1. Структура системы.
Всякая система определяется не только составом частей, но также порядком и способом объединения этих частей в единое целое.
Структура – это совокупность связей между элементами системы. Структура – внутренняя организация системы.
Например: Все детские конструкторы включают в себя множество типовых деталей, из которых можно собрать различные фигуры. Эти фигуры будут отличаться порядком соединения деталей, т.е. структурой.
Всякая система обладает определенным составом и структурой. Свойства системы зависят от того и от другого. Даже при одинаковом составе системы с разной структурой обладают разными свойствами, могут иметь разное назначение.
  1. Системный эффект.

Главное свойство любой системы – возникновение системного эффекта. Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у системы появляются новые качества, которыми не обладал ни один из элементов в отдельности.
В качестве примера системы рассмотрим самолет. Главное его свойство – способность к полету. Ни одна из составляющих его частей в отдельности (крылья, двигатели и т.д.) этим свойством не обладает, а собранные вместе строго определенным способом, они такую возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолет» какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и весь самолет потеряет способность летать.

Вопросы и задания. (Задаются в конце этого, или начале следующего урока).

  1. Что такое система? Приведите примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
  2. В чем суть системного эффекта? Приведите пример.
  3. Назовите компоненты Солнечной системы. Какие из них можно рассматривать как системы?
  4. В состав какой системы рыбы входит подсистема «жабры»? Для каких компонентов она является надсистемой?
  5. Выделите подсистемы в следующих объектах, рассматривая в качестве систем:
  6. Автомобиль;
  7. Компьютер;
  8. Школа;
  9. Армия.




dop.pngДополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Системы объектов»



Слайд 1
sis5.jpg


Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 10 слайдов.

Автор Васильченкова Ирина Анатольевна
Дата добавления 13.09.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 10334
Номер материала 576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓