Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Этапы моделирования» 9 класс

Конспект урока на тему «Этапы моделирования» 9 класс

Название документа Bogacheva_pismo.doc

Аhello_html_m55d911c2.jpgвтор: Богачева Галина Владимировна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: высшая

Образовательное учреждение: ГОБУ лицей № 144

г. Санкт-Петербург.

E-mail: bog-gal@yandex.ru

Web сайт: http://www.gimn144.spb.ru/

Название документа Bogacheva_prezent.ppt

Этапы компьютерного моделирования Презентация по теме «Моделирование» к учебн...
I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования Анализ объекта
Описание задачи Задача формулируется на обычном языке; Если завтра утром груп...
Определение целей моделирования Цели определяются в соответствии с поставленн...
Например, рассмотрим модель самолета: для кассира по продажам авиабилетов сущ...
Анализ объекта Чётко выделяются моделируемый объект и его основные свойства. ...
Хорошо поставленная задача: описаны все связи между исходными данными и резул...
II этап. Разработка модели Информационная модель Знаковая модель Компьютерная...
Разработка информационной модели Выделяются объекты моделирования и дается их...
Задача «Движение автомобиля» Что моделируется?        - Процесс движения объ...
В результате выстраивается описательная информационная модель, т.е. вербальна...
Движение автомобиля. Информационная модель  Объект моделирования	Параметры	 ...
Математическая модель к задаче «Движение автомобиля»
Разработка компьютерной модели Формализованная модель преобразуется в компью...
III этап. Компьютерный эксперимент План моделирования – должен чётко отражать...
План моделирования (последовательность работы с моделью) Так как модель может...
Тестирование - это проверка модели на простых исходных данных с известным рез...
Технология моделирования (исследование модели) Исследование заключается в про...
Примеры: устройство для сложения чисел – работа с многозначными числами модел...
IV этап. Анализ результатов моделирования Нужно ответить на вопрос: «Продолжа...
Источники: Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Макаро...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Этапы компьютерного моделирования Презентация по теме «Моделирование» к учебнику
Описание слайда:

Этапы компьютерного моделирования Презентация по теме «Моделирование» к учебнику Н.В. Макаровой, 9 класс Автор: Богачева Галина Владимировна Должность: учитель информатики и ИКТ Категория: высшая Образовательное учреждение: ГОБУ лицей № 144 г. Санкт-Петербург. E-mail: bog-gal@yandex.ru Web сайт: http://www.gimn144.spb.ru/

№ слайда 2 I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования Анализ объекта
Описание слайда:

I этап. Постановка задачи Описание задачи Цель моделирования Анализ объекта

№ слайда 3 Описание задачи Задача формулируется на обычном языке; Если завтра утром группа
Описание слайда:

Описание задачи Задача формулируется на обычном языке; Если завтра утром группа выйдет из туристического лагеря в 10 часов утра, ребята успеют на 12-часовую электричку? Определяется объект моделирования; Представляется конечный результат. По характеру постановки задачи можно разделить на две основные группы: «Что будет, если?» (исследовать изменение характеристик объекта при воздействии на него) Как изменится скорость автомобиля через 6 сек, если он движется прямолинейно и равноускоренно с начальной скоростью 3 м/с и ускорением 0,5 м/с2? «Как сделать, чтобы?» (какое произвести воздействие, чтобы параметры объекта удовлетворяли заданному условию?) Какого объёма должен быть воздушный шар, наполненный газом гелием, чтобы он мог подняться с грузом 100 кг?

№ слайда 4 Определение целей моделирования Цели определяются в соответствии с поставленной
Описание слайда:

Определение целей моделирования Цели определяются в соответствии с поставленной задачей; Поставленные цели оказывают направляющее влияние на весь процесс моделирования.

№ слайда 5 Например, рассмотрим модель самолета: для кассира по продажам авиабилетов сущест
Описание слайда:

Например, рассмотрим модель самолета: для кассира по продажам авиабилетов существенными признаками будут расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест; для авиадиспетчера существенные признаки – скорость и высота самолета, направление и вид движения, взаиморасположение с другими самолетами, находящимися в контролируемом районе; для технолога цеха, где происходит сборка самолета существенные признаки – наименование и количество деталей, порядок и способ их соединения, необходимое оборудование для обеспечения заданной надежности соединений, и прочее.

№ слайда 6 Анализ объекта Чётко выделяются моделируемый объект и его основные свойства. Рез
Описание слайда:

Анализ объекта Чётко выделяются моделируемый объект и его основные свойства. Результат анализа объекта появляется в процессе выявления его составляющих (элементарных объектов) и определения связей между ними.

№ слайда 7 Хорошо поставленная задача: описаны все связи между исходными данными и результа
Описание слайда:

Хорошо поставленная задача: описаны все связи между исходными данными и результатом известны все исходные данные решение существует задача имеет единственное решение Примеры плохо поставленных задач: Винни Пух и Пятачок построили ловушку для слонопотама. Удастся ли его поймать? Малыш и Карлсон решили по–братски разделить два орешка – большой и маленький. Как это сделать? Найти максимальное значение функции y = x2 (нет решений). Найти функцию, которая проходит через точки (0,1) и (1,0) (неединственное решение).

№ слайда 8 II этап. Разработка модели Информационная модель Знаковая модель Компьютерная мо
Описание слайда:

II этап. Разработка модели Информационная модель Знаковая модель Компьютерная модель

№ слайда 9 Разработка информационной модели Выделяются объекты моделирования и дается их ра
Описание слайда:

Разработка информационной модели Выделяются объекты моделирования и дается их развернутое содержательное описание (природа объектов, их зависимости, связи, свойства, характеристики); Учитываются только существенные свойства в зависимости от выбранной цели;

№ слайда 10 Задача «Движение автомобиля» Что моделируется?        - Процесс движения объект
Описание слайда:

Задача «Движение автомобиля» Что моделируется?        - Процесс движения объекта «автомобиль» Вид движения    - Равноускоренное Что известно о движении? - Начальная скорость (v0), ускорение (а), максимальная развиваемая автомобилем скорость (vmax) Что надо найти? - Скорость (vj) в заданные моменты времени (ti) Как задаются моменты времени? - От нуля через равные интервалы (t2-t1) Это ограничивает расчеты?      - vi < vmax Такие характеристики объекта, как цвет, тип кузова, год выпуска и общий пробег, степень изношенности шин и многие другие, в данной постановке учитывать не будем.

№ слайда 11 В результате выстраивается описательная информационная модель, т.е. вербальная;
Описание слайда:

В результате выстраивается описательная информационная модель, т.е. вербальная; Формализация модели. Переход от описательной модели к конкретному математическому наполнению. Указывается перечень параметров, которые влияют на поведение объекта – исходные данные, и которые желательно получить – результат. Формализуются зависимости между выделенными параметрами, накладываются ограничения на их допустимые значения. Результат – математическая модель.

№ слайда 12 Движение автомобиля. Информационная модель  Объект моделирования	Параметры	   Н
Описание слайда:

Движение автомобиля. Информационная модель  Объект моделирования Параметры   Название Значения Процесс движения автомобиля vo — начальная скорость; t — интервал изменения времени; а — ускорение; vmax— максимально развиваемая автомобилем скорость ti — время движения; vi — значения скорости Исходные данные Исходные данные Исходные данные Исходные данные Расчетные данные Результаты

№ слайда 13 Математическая модель к задаче «Движение автомобиля»
Описание слайда:

Математическая модель к задаче «Движение автомобиля»

№ слайда 14 Разработка компьютерной модели Формализованная модель преобразуется в компьютер
Описание слайда:

Разработка компьютерной модели Формализованная модель преобразуется в компьютерную с помощью множества программных комплексов и сред (графические среды, текстовые редакторы, среды программирования, электронные таблицы и пр.); От выбора программной среды зависит алгоритм построения компьютерной модели и форма его представления.

№ слайда 15 III этап. Компьютерный эксперимент План моделирования – должен чётко отражать по
Описание слайда:

III этап. Компьютерный эксперимент План моделирования – должен чётко отражать последовательность работы с моделью Технология моделирования

№ слайда 16 План моделирования (последовательность работы с моделью) Так как модель может со
Описание слайда:

План моделирования (последовательность работы с моделью) Так как модель может содержать ошибки, то первым пунктом в плане моделирования всегда разработка теста, а затем – тестирование модели. В программировании это трансляция и отладка программы; Можно использовать тестовый набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен;

№ слайда 17 Тестирование - это проверка модели на простых исходных данных с известным резуль
Описание слайда:

Тестирование - это проверка модели на простых исходных данных с известным результатом. Примеры: устройство для сложения многозначных чисел – проверка на однозначных числах модель движения корабля – если руль стоит ровно, курс не должен меняться; если руль повернуть влево, корабль должен идти вправо модель накопления денег в банке – при ставке 0% сумма не должна изменяться.

№ слайда 18 Технология моделирования (исследование модели) Исследование заключается в провед
Описание слайда:

Технология моделирования (исследование модели) Исследование заключается в проведении серии экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования. Эксперимент – это опыт, который производится с объектом или моделью. Он заключается в выполнении некоторых действий, чтобы определить, как реагирует экспериментальный образец на эти действия. Эксперимент сопровождается осмыслением итогов. Это служит основой для анализа результатов принятия решений.

№ слайда 19 Примеры: устройство для сложения чисел – работа с многозначными числами модель д
Описание слайда:

Примеры: устройство для сложения чисел – работа с многозначными числами модель движения корабля – исследование в условиях морского волнения модель накопления денег в банке – расчеты при ненулевой ставке

№ слайда 20 IV этап. Анализ результатов моделирования Нужно ответить на вопрос: «Продолжать
Описание слайда:

IV этап. Анализ результатов моделирования Нужно ответить на вопрос: «Продолжать исследование, либо заканчивать?» Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит на предыдущих этапах были допущены ошибки (неправильно отобранные свойства объекта, ошибки в формулах на этапе формализации, неудачный метод или среда моделирования, нарушение технологических приемов при построении модели). Если ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т.е. возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования.

№ слайда 21 Источники: Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Макарова
Описание слайда:

Источники: Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007 Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования, – Поляков К.Ю. Модели и моделирование, – http://kpolyakov.narod.ru/index.htm Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» –http://ivan101.narod.ru/gos/pril/18etapy-postr-modeley.htm Пособие «Моделирование», – http://umk-model.narod.ru/p6.html

Название документа Bogacheva_yrok.doc

Автор: Богачева Галина Владимировна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Тема урока: «Этапы моделирования».

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 9.

Ключевые слова: модель, моделирование, этапы моделирования, тестирование, эксперимент.

Оборудование: план урока «Этапы моделирования». Презентация урока.

Формы работы: фронтальный опрос, лекция, объяснительно – иллюстративный (презентация).

Цель урока: выделить этапы моделирования. Сформулировать основные задачи на каждом этапе моделирования.

Задачи урока:

  • Образовательные: научить обобщать материал и выделять главное, научить применять полученные знания на практике;

  • Воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;

  • Развивающая: развитие памяти, внимательности, познавательного интереса к предмету.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Теоретический материал урока (объяснение новой темы)

  4. Подведение итогов

  5. Задание на практику.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний: фронтальный опрос по теме, изучаемой на предыдущих уроках – закрепление понятий модель, моделирование, информационная модель, формализация, классификация моделей.

  3. Изучение новой темы.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Задание на практику: Расчёт параметров геометрической модели. Учебник Макаровой, тема 3.2, стр137. В конце урока – закрепить теоретический материал – тема 3.2, стр. 47

Литература, эор:

  1. Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007.

  2. Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007.

  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007

  4. Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования,

  5. Поляков К.Ю. Модели и моделирование, – http://kpolyakov.narod.ru/index.htm

  6. Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» –http://ivan101.narod.ru/gos/pril/18etapy-postr-modeley.htm

  7. Пособие «Моделирование», – http://umk-model.narod.ru/p6.html


Конспект урока на тему «Этапы моделирования» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Оборудование: план урока «Этапы моделирования». Презентация к уроку.


Формы работы: фронтальный опрос, лекция, объяснительно – иллюстративный (презентация).

Цель урока: выделить этапы моделирования. Сформулировать основные задачи на каждом этапе моделирования.

Задачи урока:

  1. Образовательные: научить обобщать материал и выделять главное, научить применять полученные знания на практике;
  2. Воспитательная: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
  3. Развивающая: развитие памяти, внимательности, познавательного интереса к предмету.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Теоретический материал урока (объяснение новой темы)
  4. Подведение итогов
  5. Задание на практику.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: фронтальный опрос по теме, изучаемой на предыдущих уроках – закрепление понятий модель, моделирование, информационная модель, формализация, классификация моделей.
  3. Изучение новой темы.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Задание на практику: Расчёт параметров геометрической модели. Учебник Макаровой, тема 3.2, стр137.
    В конце урока – закрепить теоретический материал – тема 3.2, стр. 47

Литература, эор:

  1. Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  2. Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007.
  4. Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования.
  5. Поляков К.Ю. Модели и моделирование http://kpolyakov.narod.ru/index.htm
  6. Конспект урока «Этапы компьютерного моделирования» http://ivan101.narod.ru/gos/pril/18etapy-postr-modeley.htm
  7. Пособие «Моделирование» http://umk-model.narod.ru/p6.html


dop.pngДополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Этапы моделирования»



Слайд 1
boga1.jpg


Слайд 12
boga12.jpg


Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 21 слайд.

save.png Материалы к уроку: в архиве ZIP (2-2-6-3.zip 345 Кб)

  1. Конспект урока с иллюстрациями в формате .DOC
  2. Презентация в формате .PPT
Автор Богачева Галина Владимировна
Дата добавления 20.09.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3494
Номер материала 585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓