Главная / Информатика / Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс

Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс

Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс

Цели урока:  
- проверить усвоение главы «Компьютерные сети», помочь учащимся усвоить понятие «информационная модель», дать основные понятия, необходимые для создания простейших информационных моделей на компьютере. 
- воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. 
- развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:  доска, компьютеры, проектор, компьютерная презентация, тест. 

План урока: 
I. Орг. момент. (1 мин) 
II. Компьютерный тест по теме «Компьютерные сети». (10 мин) 
III. Теоретическая часть. (15 мин) 
IV. Практическая часть. (10 мин) 
V. Вопросы учеников. (5 мин) 
VI. Д/з (2 мин) 
VII. Итог урока. (2 мин) 


Ход урока:

I.
Орг. момент. 
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 

II.
Актуализация.  
На прошлом уроки мы закончили изучение главы «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Предлагаю пройти компьютерный тест по этой теме. 

III.
Изучения нового материала.  

1. Понятие модели 
Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. 
Свойства объекта – совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов
Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. 
Моделирование – построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений. 

2. Материальные и информационные модели 
По способу представления модели делятся на материальные и информационные.

  • Информационные 

  • Знаковые 

  • Вербальные 

  • Компьютерные 

  • Некомпьютерные 

  • Материальные 

Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение. 

Примеры материальных моделей:  
1. Детские игрушки (куклы – модель ребенка, мягкие игрушки-звери – модель живых зверей, машинки – модели реальных автомобилей и т.д.). 
2. Глобус – модель планеты Земля. 
3. Школьные пособия (скелет человека – модель реального скелета, модель атома кислорода и т.д.) 
4. Физические и химические опыты. 

Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации. 
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. 
К информационным моделям можно отнести вербальные и знаковые модели. 
Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. 

Примеры вербальных моделей:  
1. Модель поведения человека при переходе через улицу. Человек анализирует ситуацию на дороге (сигналы светофора, наличие и скорость машин и вырабатывает модель своего движения) 
2. Идея, возникшая у изобретателя - модель изобретения. 
3. Музыкальная тема, промелькнувшая в голове композитора – модель будущего музыкального произведения. 

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. 
Примеры знаковых моделей: 
1. Чертеж кухонной мебели – модель мебели для кухни. 
2. Схема Московского метрополитена – модель метро г. Москвы. 
3. График изменения курса евро – модель роста курса евро. 
Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ (например, пути по определенному адресу), может быть облечен в знаковую форму, например, в схему. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ. 
По способу реализации информационные знаковые модели делятся на компьютерные и некомпьютерные. 

Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды. 
3. Этапы моделирования 
В процессе моделирования выделяют 4 этапа : 
1. Постановка задачи. 
2. Разработка модели. 
3. Компьютерный эксперимент. 
4. Анализ результатов моделирования. 

IV. Практическая часть
Построить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

Потомки Владимира Мономаха
Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил четырех сыновей: Мстислава (год смерти — 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава остались три сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава — сын Роман (1205), у Романа — Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел четырех сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго — сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел трех сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского — сын Михаил (1318).
Глядя на полученное дерево, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает?

V.Вопросы учеников

VI. Домашняя работа

VII. Итог урока

Список используемой литературы:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Семакин И.Г. – 2009.

  2. «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Угринович Н. Д.


28.05.2013



Конспект урока «Построение информационной модели для решения поставленной задачи» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:  
- проверить усвоение главы «Компьютерные сети», помочь учащимся усвоить понятие «информационная модель», дать основные понятия, необходимые для создания простейших информационных моделей на компьютере. 
- воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость. 
- развивать познавательные интересы, навыки работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:  доска, компьютеры, проектор, компьютерная презентация, тест. 

План урока: 
I. Орг. момент. (1 мин) 
II. Компьютерный тест по теме «Компьютерные сети». (10 мин) 
III. Теоретическая часть. (15 мин) 
IV. Практическая часть. (10 мин) 
V. Вопросы учеников. (5 мин) 
VI. Д/з (2 мин) 
VII. Итог урока. (2 мин) 


Ход урока:

I. Орг. момент. 
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. 

II. Актуализация.  
На прошлом уроки мы закончили изучение главы «Информационные ресурсы компьютерных сетей». Предлагаю пройти компьютерный тест по этой теме. 

III. Изучения нового материала.  

1. Понятие модели 
Объект – некоторая часть окружающего нас мира, которая может быть рассмотрена как единое целое. 
Свойства объекта – совокупность признаков объекта, по которым его можно отличить от других объектов
Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении. 
Моделирование – построение моделей для изучения объектов, процессов, явлений. 

2. Материальные и информационные модели 
По способу представления модели делятся на материальные и информационные.

  • Информационные 
  • Знаковые 
  • Вербальные 
  • Компьютерные 
  • Некомпьютерные 
  • Материальные 

Материальные модели иначе можно назвать предметными или физическими. Они воспроизводят геометрические свойства оригинала и имеют реальное воплощение. 

Примеры материальных моделей:  
1. Детские игрушки (куклы – модель ребенка, мягкие игрушки-звери – модель живых зверей, машинки – модели реальных автомобилей и т.д.). 
2. Глобус – модель планеты Земля. 
3. Школьные пособия (скелет человека – модель реального скелета, модель атома кислорода и т.д.) 
4. Физические и химические опыты. 

Информационные модели нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации. 
Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром. 
К информационным моделям можно отнести вербальные и знаковые модели. 
Вербальная модель – информационная модель в мысленной или разговорной форме. 

Примеры вербальных моделей:  
1. Модель поведения человека при переходе через улицу. Человек анализирует ситуацию на дороге (сигналы светофора, наличие и скорость машин и вырабатывает модель своего движения) 
2. Идея, возникшая у изобретателя - модель изобретения. 
3. Музыкальная тема, промелькнувшая в голове композитора – модель будущего музыкального произведения. 

Знаковая модель – информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. 
Примеры знаковых моделей: 
1. Чертеж кухонной мебели – модель мебели для кухни. 
2. Схема Московского метрополитена – модель метро г. Москвы. 
3. График изменения курса евро – модель роста курса евро. 
Вербальные и знаковые модели, как правило, взаимосвязаны. Мысленный образ (например, пути по определенному адресу), может быть облечен в знаковую форму, например, в схему. И наоборот, знаковая модель помогает сформировать в сознании верный мысленный образ. 
По способу реализации информационные знаковые модели делятся на компьютерные и некомпьютерные. 

Компьютерная модель – это модель, реализованная средствами программной среды. 
3. Этапы моделирования 
В процессе моделирования выделяют 4 этапа : 
1. Постановка задачи. 
2. Разработка модели. 
3. Компьютерный эксперимент. 
4. Анализ результатов моделирования. 

IV. Практическая часть
Построить родословное дерево потомков Владимира Мономаха.

Потомки Владимира Мономаха
Владимир Мономах умер в 1125 г. Он оставил четырех сыновей: Мстислава (год смерти — 1132), Ярополка (1139), Вячеслава Туровского (1154) и Юрия Долгорукого (1157). После Мстислава остались три сына: Изяслав Волынский (1154), Всеволод Новгородский (1138) и Ростислав Смоленский (1168). У Изяслава Волынского был сын Мстислав (1170), у Мстислава — сын Роман (1205), у Романа — Даниил Галицкий (1264). Ростислав Смоленский имел четырех сыновей: Романа (1180), Рюрика (1215), Давида (1197) и Мстислава Храброго (1180). После Романа Ростиславича остался сын Мстислав Киевский (1224), после Мстислава Храброго — сын Мстислав Удалой (1228). Юрий Долгорукий имел трех сыновей: Андрея Боголюбского (1175), Михаила (1177) и Всеволода (1212). Сыновьями Всеволода были Константин (1217), Юрий (1238) и Ярослав (1246). У Ярослава Всеволодовича было три сына: Александр Невский (1263), Андрей Суздальский (1264) и Ярослав Тверской (1272). Сыновья Александра Невского: Димитрий Переяславский (1294), Андрей Городецкий (1304) и Даниил Московский (1303). У Андрея Суздальского был сын Василий (годы его жизни неизвестны), у Ярослава Тверского — сын Михаил (1318).
Глядя на полученное дерево, ответьте на вопрос: сколько поколений князей оно отражает?

V.Вопросы учеников

VI. Домашняя работа

VII. Итог урока

Список используемой литературы:

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс. Учебник для 9 класса. Семакин И.Г. – 2009.
  2. «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс, автор Угринович Н. Д.

28.05.2013
Автор Сахипярова Регина Мирзагитовна
Дата добавления 28.05.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6916
Номер материала 589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓