Главная / Информатика / Конспект урока «Формализация описания реальных объектов и процессов. Виды информационных моделей. Табличные модели» 9 класс

Конспект урока «Формализация описания реальных объектов и процессов. Виды информационных моделей. Табличные модели» 9 класс

Название документа Автор.doc

  • ФИО: Урукова Галина Владимировна

  • Должность: учитель информатики и математики

  • квалификационная категория : первая

  • место работы (образовательное учреждение): федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №8»

  • Республика/край, город/населенный пункт: г. Севастополь, Украина

  • контактный для пользователей e-mail : uruckov@mail.ru



Название документа Формализация и моделирование Виды информационных моделей.doc

ФГКОУ СОШ № 8

Класс: 9

Предмет: информатика

Тема мероприятия: «Формализация описания реальных объектов и процессов. Виды информационных моделей. Табличные модели».

Форма мероприятия: урок.

Методическое обеспечение урока: на основе информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, технологии развивающего обучения, создаются условия для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД с целью формирования у учащихся понятий формализация, информационная модель, научить строить табличную информационную модель с помощью электронных таблиц и осуществлять визуализацию модели. Развивать исследовательскую компетентность учащихся при формализации модели через структурирование учебного материала с помощью электронных таблиц.

Для слабых учащихся: Пробудить интерес к процессу моделирования путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

Для средних учащихся: Развить устойчивый интерес к предмету, через построение табличных моделей.

Для сильных учащихся: Развить устойчивый интерес к процессу моделирования, через решение различных задач в Excel.

Способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, повышению интереса к изучению предмета, воспитание культуры поведения и компьютерной грамотности.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация в Power Point.

Приемы для формирования общеучебных умений и навыков: фронтальная беседа, самостоятельная индивидуальная работа, самоконтроль, групповая рефлексия.

Ход урока

Этапы урока. Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I. Орг. момент.

Цель: Формирование навыка научной организации труда


1. Учитель проверяет готовность класса к уроку.
2. Совместно с учениками формулирует цель урока.
3. Настраивает класс на продуктивную деятельность

1.Готовятся к работе: организуют рабочее место.
2. Совместно с учителем формулируют цель урока, исходя из формулировки поставленной темы.

Регулятивные УУД (универсальные учебные действия) на основе умения организовать рабочее место

Коммуникативные УУД на основе инициативного сотрудничества в поиске информации, умения выражать свои мысли

II. Актуализация прежних знаний:

Цель:

Мотивация учащихся на предстоящую деятельность.

Фронтальное обсуждение материала, изученного на прошлом уроке.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием модель, моделирование, формализация.

Итак, что такое модель? (Слайд 1)

Поставьте в соответствие оригинал и модель.

Какая связь существует между количеством моделей и количеством оригиналов?

Зачем нужно изучать и рассматривать много моделей? От чего зависит выбор модели?

Отвечают на вопросы, воспроизводя изученный материал прошлого урока, устанавливают причинно-следственные связи между объектами.

Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта (оригинала) и используется вместо него.

(Слайд 2)


(Слайд 3)

Познавательные УУД на основе умения извлекать необходимую информацию из прослушанной и увиденной информации, умения определять основное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи

Цель: 1) первичная проверка усвоения пройденного материала, необходимого и достаточного для усвоения нового

Организует индивидуальную самостоятельную работу в тестовой форме. Вопросы демонстрируются на интерактивной доске.

Слайд 4-8

Учащиеся отвечают на вопросы теста. Проверяют правильность выполнения работы


Познавательные УУД на основе поиска и отбора необходимой информации и способов решения задач. Самооценка и самоанализ собственных учебных достижений.

Коммуникативные УУД на основе контроля друг друга.

III. Первичное восприятие и усвоение теоретического материала

2) Предоставить учащимся информацию по теме «Табличные модели»

Представляет новый материал в виде опорных схем, иллюстративного материала.

Слайд 9-11

Воспринимают полученную информацию, работают по образцу, предложенному учителем, задают вопросы, уясняют основные этапы технологии решения задач за компьютером при создании и реализации математической модели

Познавательные УУД на основе умения извлекать необходимую информацию из прослушанного материала. Коммуникативные УУД на основе инициативного сотрудничества совершенствуют владение диалогической формой речи

IV. Применение теоретических положений

Цель: первичное применение технологии решения задач на составление табличных моделей

Организует закрепление учебного материала, демонстрирует презентацию с технологией решения задач на структурирование текста, представление информации в табличной форме. Ставит проблему о результатах решения задачи.

Инструктирует о правилах ТБ при работе за компьютером

Организует деятельность учащихся по выполнению самостоятельной работы за компьютером с составлением таблицы в среде табличного процессора Excel.

Проводит гимнастику для глаз

Воспринимают полученную информацию, работают по образцу, предложенному учителем, задают вопросы, уясняют основные этапы технологии решения задач за компьютером при создании и реализации математической модели

Слайд 12-14

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Регулятивные УУД через усвоение стандартных технологий решения, познавательные УУД на основе понимания сущности решения задач за компьютером в среде табличного процессора Excel, коммуникативные – общение с учителем на основе умения задавать «умные вопросы»

V. Закрепление знаний и способов деятельности

Цель: самооценка и самоанализ результатов деятельности

Проводит проверку результатов с/р, выявляет уровень знаний учащихся по теме. Организует коррекцию на основе индивидуальной работы с учащимися по технологическим карточкам

Осуществляют анализ и самоанализ результатов с/р, соотносят результат своих достижений с образцом, выполняют задания по индивидуальным карточкам

Познавательные УУД – формирование прочных знаний и умений структурировать текст, составлять табличную модель, диаграмму. Личностные УУД на основе самооценки и самоанализа собственный учебных достижений

VI. Подведение итогов, домашнее задание

Цель: подведение итогов и самооценка полученного результата

Консультирует учащихся по решению домашнего задания (Слайд 15)


Проводит промежуточную рефлексию.


Записывают домашнее задание, комментируют, фиксируют рекомендации.

Формулируют свое отношение к уроку, используя предложенные высказывания.

Регулятивные УУД – на основе самоанализа выявить пробелы в знаниях и планирование деятельности по устранению этих пробелов







Литература: http://kpolyakov.narod.ru/

4


Название документа презентация к уроку Формализация и моделирование Виды информационных моделей.ppt

Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика.
* Что такое модель? 1 2 3 4
* Один оригинал – одна модель? материальная точка
* Зачем нужно много моделей? изучение строения тела примерка одежды изучение ...
1) Как называется упрощенное представление реального объекта? оригинал; прото...
2) Процесс построения моделей называется: моделирование; конструирование; экс...
3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: график; ...
4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность пол...
5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является: макет; опреде...
* Модели по структуре табличные модели (пары соответствия) иерархические (мно...
С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях
Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их зна...
Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательн...
Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и ягодников в центральны...
* Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1...
*
1) HTTP://KPOLYAKOV.NAROD.RU/ 2) ИНФОРМАТИКА И ИКТ. ЗАДАЧНИК-ПРАКТИКУМ. В 2Т....
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика.
Описание слайда:

Виды информационных моделей. Чертежи. Двухмерная и трехмерная графика.

№ слайда 2 * Что такое модель? 1 2 3 4
Описание слайда:

* Что такое модель? 1 2 3 4

№ слайда 3 * Один оригинал – одна модель? материальная точка
Описание слайда:

* Один оригинал – одна модель? материальная точка

№ слайда 4 * Зачем нужно много моделей? изучение строения тела примерка одежды изучение нас
Описание слайда:

* Зачем нужно много моделей? изучение строения тела примерка одежды изучение наследственности тренировка спасателей учет граждан страны

№ слайда 5 1) Как называется упрощенное представление реального объекта? оригинал; прототип
Описание слайда:

1) Как называется упрощенное представление реального объекта? оригинал; прототип; модель; система. * Ответ: 3.

№ слайда 6 2) Процесс построения моделей называется: моделирование; конструирование; экспер
Описание слайда:

2) Процесс построения моделей называется: моделирование; конструирование; экспериментирование; проектирование. * Ответ: 1. Когда используют моделирование?

№ слайда 7 3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: график; схе
Описание слайда:

3) Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: график; схема; чертеж; таблица. * Ответ: 4. Кроме информационных, какими бывают модели по природе?

№ слайда 8 4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезн
Описание слайда:

4) Каково общее название моделей, которые представляют собой совокупность полезной и нужной информации об объекте? материальные; информационные; предметные; словесные; * Ответ: 2.

№ слайда 9 5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является: макет; определен
Описание слайда:

5) Геометрической моделью прямоугольного треугольника является: макет; определение;  чертеж; А+В+С=180°, АВ2=АС2+ВС2. * Ответ: 3.

№ слайда 10 * Модели по структуре табличные модели (пары соответствия) иерархические (многоу
Описание слайда:

* Модели по структуре табличные модели (пары соответствия) иерархические (многоуровневые) модели сетевые модели (графы)

№ слайда 11 С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях
Описание слайда:

С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях

№ слайда 12 Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значен
Описание слайда:

Табличные модели – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) *

№ слайда 13 Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные
Описание слайда:

Задача: С помощью таблицы решите задачу: Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков (англ., итал., франц., испан.). Инструменты и языки у них разные: Маша играет на рояле; девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке; Оля играет на виолончели; Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским; Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите, на каком инструменте играет каждая девочка, и каким языком она владеет. *

№ слайда 14 Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и ягодников в центральных о
Описание слайда:

Дано словесное описание затрат на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 году. Построить модель, которая помогла бы более наглядно представить себе эту картину. Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г. Оплата труда при посадке крыжовника — 167 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки земляники — 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины — 585 руб. Материал на шпалеру при посадке малины — 780 руб. Горючее, ядохи­микаты и гербициды для посадки черной смородины — 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники — 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины — 150 руб. Удоб­рения при посадке малины — 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника — 555 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки малины — 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника — 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники — 584 руб. Оплата труда при посадке малины — 235 руб. Горючее, ядохимикаты и гербициды для посадки крыжовника — 92 руб. Удобрения при посадке земляники — 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины — 260 руб. Посадочный материал при посадке малины — 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники — 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника — 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины — 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины — 474 руб. *

№ слайда 15 * Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980
Описание слайда:

* Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.   крыжовник малина смородина земляника Оплата труда при посадке 167,00р. 235,00р. 150,00р. 316,00р. Горючее, ядохимикаты и гербициды 92,00р. 89,00р. 90,00р. 115,00р. Материал на шпалеру   780,00р.     Посадочный материал 594,00р. 1 200,00р. 1 100,00р. 1 750,00р. Прочие расходы при посадке 388,00р. 474,00р. 260,00р. 584,00р. Удобрения при посадке 555,00р. 532,00р. 585,00р. 313,00р.

№ слайда 16 *
Описание слайда:

*

№ слайда 17 1) HTTP://KPOLYAKOV.NAROD.RU/ 2) ИНФОРМАТИКА И ИКТ. ЗАДАЧНИК-ПРАКТИКУМ. В 2Т. ПО
Описание слайда:

1) HTTP://KPOLYAKOV.NAROD.RU/ 2) ИНФОРМАТИКА И ИКТ. ЗАДАЧНИК-ПРАКТИКУМ. В 2Т. ПОД РЕД. И.Г. СЕМАКИНА При создании презентации были использованы материалы *

Конспект урока «Формализация описания реальных объектов и процессов. Виды информационных моделей. Табличные модели» 9 класс
  • Информатика
Описание:
br>

Форма мероприятия: урок.
Методическое обеспечение урока: на основе информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, технологии развивающего обучения, создаются условия для формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД с целью формирования у учащихся понятий формализация, информационная модель, научить строить табличную информационную модель с помощью электронных таблиц и осуществлять визуализацию модели. Развивать исследовательскую компетентность учащихся при формализации модели через структурирование учебного материала с помощью электронных таблиц.
Для слабых учащихся: Пробудить интерес к процессу моделирования путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
Для средних учащихся: Развить устойчивый интерес к предмету, через построение табличных моделей.
Для сильных учащихся: Развить устойчивый интерес к процессу моделирования, через решение различных задач в Excel.
Способствовать обогащению внутреннего мира учащихся, повышению интереса к изучению предмета, воспитание культуры поведения и компьютерной грамотности.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация в Power Point.
Приемы для формирования общеучебных умений и навыков: фронтальная беседа, самостоятельная индивидуальная работа, самоконтроль, групповая рефлексия.

Ход урока

Этапы урока. Цели

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I. Орг. момент.
Цель: Формирование навыка научной организации труда

1. Учитель проверяет готовность класса к уроку.
2. Совместно с учениками формулирует цель урока.
3. Настраивает класс на продуктивную деятельность

1.Готовятся к работе: организуют рабочее место.
2. Совместно с учителем  формулируют цель урока, исходя из формулировки поставленной темы.

Регулятивные УУД (универсальные учебные действия) на основе умения организовать рабочее место
Коммуникативные УУД на основе инициативного сотрудничества в поиске информации, умения выражать свои мысли

II. Актуализация прежних знаний:
Цель:
Мотивация учащихся на предстоящую деятельность.

Фронтальное обсуждение материала, изученного на прошлом уроке.
На прошлом уроке мы познакомились с понятием модель, моделирование, формализация.
Итак, что такое модель? (Слайд 1)
Поставьте в соответствие оригинал и модель.
Какая связь существует между количеством моделей и количеством оригиналов?
Зачем нужно изучать и рассматривать много моделей? От чего зависит выбор модели?

Отвечают на вопросы, воспроизводя изученный материал прошлого урока, устанавливают причинно-следственные связи между объектами.
Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта (оригинала) и используется вместо него.
(Слайд 2)

(Слайд 3)

Познавательные УУД на основе умения извлекать необходимую информацию из прослушанной и увиденной информации, умения определять основное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи

Цель: 1) первичная проверка усвоения пройденного материала, необходимого и достаточного для усвоения нового

Организует индивидуальную самостоятельную работу в тестовой форме. Вопросы демонстрируются на интерактивной доске.
Слайд 4-8

Учащиеся отвечают на вопросы теста. Проверяют правильность выполнения работы

Познавательные УУД на основе поиска и отбора необходимой информации и способов решения задач. Самооценка и самоанализ собственных учебных достижений.
Коммуникативные УУД на основе контроля друг друга.

III. Первичное восприятие и усвоение теоретического материала
2) Предоставить учащимся информацию по теме «Табличные модели»

Представляет новый материал в виде опорных схем, иллюстративного материала.
Слайд 9-11

Воспринимают полученную информацию, работают по образцу, предложенному учителем, задают вопросы, уясняют основные этапы технологии решения задач за компьютером при создании и реализации математической модели

Познавательные УУД на основе умения извлекать необходимую информацию из прослушанного материала. Коммуникативные УУД на основе инициативного сотрудничества совершенствуют владение диалогической формой речи

IV. Применение теоретических положений
Цель: первичное применение технологии решения задач на составление табличных моделей

Организует закрепление учебного материала, демонстрирует презентацию с технологией решения задач на структурирование текста, представление информации в табличной форме. Ставит проблему о результатах решения задачи.
Инструктирует о правилах ТБ при работе за компьютером
Организует деятельность учащихся по выполнению самостоятельной работы за компьютером с составлением таблицы в среде табличного процессора Excel.
Проводит  гимнастику для глаз

Воспринимают полученную информацию, работают по образцу, предложенному учителем, задают вопросы, уясняют основные этапы технологии решения задач за компьютером при создании и реализации математической модели
Слайд 12-14

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
Регулятивные УУД через усвоение стандартных технологий решения, познавательные УУД на основе понимания сущности решения задач за компьютером в среде табличного процессора Excel, коммуникативные – общение с учителем на основе умения задавать «умные вопросы»

V. Закрепление знаний и способов деятельности
Цель: самооценка и самоанализ результатов деятельности

Проводит проверку результатов с/р, выявляет уровень знаний учащихся по теме. Организует коррекцию на основе индивидуальной работы с учащимися по технологическим карточкам

Осуществляют анализ и самоанализ результатов с/р, соотносят результат своих достижений с образцом, выполняют задания по индивидуальным карточкам

Познавательные УУД – формирование прочных  знаний и умений структурировать текст, составлять табличную модель, диаграмму. Личностные УУД на основе самооценки и самоанализа собственный учебных достижений

VI. Подведение итогов, домашнее задание
Цель: подведение итогов и самооценка полученного результата

Консультирует учащихся по решению домашнего задания (Слайд 15)

Проводит промежуточную рефлексию.

Записывают домашнее задание, комментируют, фиксируют рекомендации.
Формулируют свое отношение к уроку, используя предложенные высказывания.

Регулятивные УУД – на основе самоанализа выявить пробелы в знаниях и планирование деятельности по устранению этих пробелов

dop.pngДополнительно:
Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Формализация описания реальных объектов и процессов. Виды информационных моделей. Табличные модели». Ниже представлены лишь некоторые скриншоты слайдов. Полная презентация содержит 17 слайдов.

Слайд 2
ur2.jpg


Слайд 3
ur3.jpg


Слайд 5
ur5.jpg


Слайд 14
ur14.jpg


Автор Урукова Галина Владимировна
Дата добавления 05.08.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4732
Номер материала 592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓