Инфоурок Информатика Другие методич. материалыКонспект урока на тему «Моделирование процессов. Вероятностные модели» 10 класс

Конспект урока на тему «Моделирование процессов. Вероятностные модели» 10 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Дегтярева.doc Диаграмма.png Конспект урока Вероятностные модели 10 класс.DOC Ожидание_Шаблон.xls Методическая копилка учителя информатики.url ‚ ¦­®!.txt

Выбранный для просмотра документ Дегтярева.doc

  • Дегтярева Ирина Юрьевна,
  •  
  • учитель информатики и ИКТ,
  • высшая квалификационная категория,
  • место работы ГОУ СОШ № 229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга,
  • город Санкт-Петербург,
  • e-mail: iradeg2010@mail.ru

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Моделирование процессов. Вероятностные модели» 10 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Вероятностные модели 10 класс.DOC

Тема «Моделирование процессов. Вероятностные модели»

Дегтярева Ирина Юрьевна, учитель информатики и ИКТ

 

Учебный предмет – информатика.

Уровень образования школьников:  10 класс общеобразовательной школы, 6-й год изучения предмета.

Раздел программы: Моделирование и формализация.

Место урока в изучении раздела: 11-й урок; до этого были рассмотрены основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере; учащиеся знают типы информационных моделей; учащиеся умеют обрабатывать числовые данные в электронных таблицах, строить диаграммы и графики в ЭТ, создавать простейшие модели объектов и процессов в виде ЭТ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Форма учебной работы – классно-урочная.

Продолжительность урока: 45 минут.

Технологические особенности:

Техническое оснащение: компьютерный класс с локальной сетью, на доске: тема урока.

Программное обеспечение: Microsoft Excel.

Тип урока:  Урок совершенствования ЗУН учащихся.

Вид: практикум.

Технология:  Исследовательская деятельность.

Цель урока:   Создание  вероятностной  модели в ЭТ.  Знакомство с функцией для генерации случайного числа. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности  для создания моделей процессов, проведения компьютерного эксперимента в электронных таблицах и исследования построенной модели.

Форма урока:  урок-исследование.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием вероятностной модели, с функцией ЭТ Excel для генерации случайного числа; закрепить навыки создания моделей процессов, проведения компьютерного эксперимента в электронных таблицах и исследования построенной модели.

Развивающая: развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний; развивать умение анализировать, обобщать полученные результаты, умение использовать среду электронных таблиц для моделирования и исследования компьютерной модели.

Дидактическая: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, связать обучение с жизнью, теорию с практикой.

Воспитательная: формировать познавательную активность учащихся, повысить мотивацию учащихся на уроке, привить интерес к предмету.

 

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Время

  1.  

Организационный момент.

1 мин

  1.  

Повторение этапов разработки и исследования моделей на компьютере.

3 мин

  1.  

Постановка цели занятия перед учащимися. Теоретическая часть урока.

15 мин

  1.  

Практическая часть урока.

20 мин

  1.  

Подведение итогов урока.

5 мин

  1.  

Домашнее задание.

1 мин

 

Ход урока:

1.      Организационный момент. Приветствие. Уточнение отсутствующих. Сообщение темы и целей урока.

2.      Повторение. Подготовка к восприятию нового материала. Учащиеся должны назвать типы информационных моделей, вспомнить основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

3.      Постановка цели занятия перед учащимися – найти ответ на задачу, решение которой заранее неизвестно, используя все полученные ранее навыки и умения работы в ЭТ.
Теоретическая часть урока.  Учитель  переносит  учащихся  в жизненную  ситуацию, создавая тем самым познавательную мотивацию.

Задача. Ученику подходит 2 маршрута автобуса. У одного автобуса интервал 10 мин, у другого - 15 мин. Определить среднее время ожидания и построить: 1) график  времени ожидания за каждый день года, 2) график среднего времени ожидания для каждого дня года.

 

Скажите, какую бы вы выбрали программу для решения данной задачи? (Ученики отвечают, что задача вычислительная, и для ее решения используют либо среду программирования, либо электронные таблицы). Как будем решать данную задачу? (Построим модель). Что моделируется (Процесс ожидания). Какую величину нужно найти? (Среднее время ожидания). От каких факторов зависит исследуемая величина? (От времени ожидания на остановке каждый день). Сколько времени ждет автобуса на остановке ученик? (Каждый день по-разному). На каком автобусе уедет ученик? (На том, который придет раньше).

Так как на остановку ученик приходит  по-разному, то время ожидания до прибытия каждого из автобусов будет каждый раз меняться и будет являться случайной величиной.

СЛУЧАЙНАЯ ВЕЛИЧИНА, СЛУЧАЙНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ [random value, random variable] — всякая наблюдаемая величина, изменяющаяся при повторении условий, в которых
она возникает.

ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ – это модель, которая содержит случайные элементы. Таким образом, при задании на входе модели некоторой совокупности значений, на ее выходе могут получаться различающиеся между собой результаты в зависимости от действия случайного фактора. Вероятностные модели базируются на использовании больших серий испытаний со случайными параметрами, причем точность полученных результатов зависит от количества проведенных опытов.

Для генерации случайной величины в ЭТ Excel требуется в ячейку ввести формулу =СЛЧИС(). Эта функция возвращает случайное число из диапазона [0;1).

Чтобы получить случайное вещественное число из диапазона [0;а), можно использовать следующую формулу: =СЛЧИС()*a.

Если требуется получить случайное вещественное число между a и b, можно использовать следующую формулу: =СЛЧИС()*(b-a)+a.

Формальная модель.

Подведем итог, определите, что в модели является входными и выходными данными, т.е. выполните постановку задачи. Учащиеся коллективно обсуждают и выдвигают идеи (мозговой штурм), формулируют предположения (гипотезы), обосновывают планирование своей деятельности. Учитель направляет мыслительную деятельность, записывает на доске окончательную версию постановки задачи.

Входные данные:      a – интервал ожидания 1 автобуса,
                                   
b – интервал ожидания 2 автобуса,
                                   
d – количество дней в исследуемом периоде (в году).

Выходные данные:   w1   время ожидания 1 автобуса,
w2   время ожидания 2 автобуса,
x   время ожидания за текущий день,
t'ср– среднее время ожидания на текущий день,
tср – среднее время ожидания за год.

Построим математическую модель, т.е. связь между входными и выходными данными в виде математических формул. Учащиеся коллективно предлагают способы и  пути решения задачи. Учитель записывает на доске окончательную версию математической  модели.

Математическая модель:                                                   
w1 – случайное число на отрезке [0;а]
w2 – случайное число на отрезке [0;b]
x = min {w1, w2}
                                  
где n – кол-во дней, для которых среднее подсчитано

tср = (x1+x2+…+xn ) / d                     

4.      Практическая часть урока.

Преобразовать формализованную информационную модель в компьютерную модель в электронных таблицах.

Компьютерная модель

Технология работы:

1)   В Excel заполните таблицу исходными данными, пользуясь шаблоном из файла
Ожидание_Шаблон.
xls.

2)   Заполните расчетную таблицу формулами в соответствии с математической моделью. Не забудьте об абсолютной и относительной адресации в формулах.

3)   Скопируйте, если это нужно, формулы вниз на все дни года, используя маркер заполнения.

4)   Компьютерный эксперимент - визуализация компьютерной модели: построить на одной диаграмме 2 графика по заданию (для  х и t'ср).
Запишите в таблицу результаты решения данной задачи.

5)   Исследование модели. Используя модель, построенную для решения задачи, определить:

1)      среднее время ожидания, если ожидание 1 автобуса 10 мин, 2 автобуса - 60 мин

2)      два одинаковых интервала, для которых среднее время ожидания равно 2 мин.

3)      каково среднее время ожидания, если интервалы автобусов совпадают? Проведите 4 эксперимента с различными совпадающими интервалами ожидания.

Запишите в таблицу на Листе2 результаты решения всех задач.

6)   Анализ результатов моделирования.
На этом этапе  происходит  осмысление  полученных  результатов.   Учащиеся   исследуют,
какова   зависимость   между   изменением   интервалов   автобусов  и  средним  временем
ожидания.
 

7)   Сохраните результат работы в папке своего класса под именем Ожидание_Фамилия

 

5.      Подведение итогов урока. Учащиеся сообщают результаты моделирования.
Анализ задачи показывает, что среднее время ожидания
на текущий день сходится к величине, равной среднему времени ожидания за год.

6.      Домашнее задание.
Построить к решенной задаче структурную модель в виде блок-схемы.

Литература:

  1. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  3. Пак Н.И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах. Учебное пособие. Красноярск, КГПУ, 1993.
  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. —
    М.: Народное образование, 2001.

 

Приложения:

1.      Диаграмма.png – образец

2.      Ожидание_Шаблон.xls

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Моделирование процессов. Вероятностные модели» 10 класс"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

=========================================

P.S. Единственным источником дохода сайта является переход по рекламным ссылкам.

Если ресурс оказался Вам полезен, потратьте 1 минуту времени и кликните любой рекламный блок на сайте.

Заранее благодарна.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему «Моделирование процессов. Вероятностные модели» 10 класс"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Место урока в изучении раздела: 11-й урок; до этого были рассмотрены основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере; учащиеся знают типы информационных моделей; учащиеся умеют обрабатывать числовые данные в электронных таблицах, строить диаграммы и графики в ЭТ, создавать простейшие модели объектов и процессов в виде ЭТ.Форма учебной работы – классно-урочная.Продолжительность урока: 45 минут.Технологические особенности: Техническое оснащение: компьютерный класс с локальной сетью, на доске: тема урока. Программное обеспечение: Microsoft Excel.Тип урока: Урок совершенствования ЗУН учащихся.Вид: практикум.Технология: Исследовательская деятельность. Цель урока: Создание вероятностной модели в ЭТ. Знакомство с функцией для генерации случайного числа. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности для создания моделей процессов, проведения компьютерного эксперимента в электронных таблицах и исследования построенной модели. Форма урока: урок-исследование.Задачи урока:Образовательная: познакомить учащихся с понятием вероятностной модели, с функцией ЭТ Excel для генерации случайного числа; закрепить навыки создания моделей процессов, проведения компьютерного эксперимента в электронных таблицах и исследования построенной модели.Развивающая: развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний; развивать умение анализировать, обобщать полученные результаты, умение использовать среду электронных таблиц для моделирования и исследования компьютерной модели.Дидактическая: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, связать обучение с жизнью, теорию с практикой.Воспитательная: формировать познавательную активность учащихся, повысить мотивацию учащихся на уроке, привить интерес к предмету. План урока: № п/п Этапы урока Время Организационный момент. 1 мин Повторение этапов разработки и исследования моделей на компьютере. 3 мин Постановка цели занятия перед учащимися. Теоретическая часть урока. 15 мин Практическая часть урока. 20 мин Подведение итогов урока. 5 мин Домашнее задание. 1 мин Ход урока: Организационный момент. Приветствие. Уточнение отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. Повторение. Подготовка к восприятию нового материала. Учащиеся должны назвать типы информационных моделей, вспомнить основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Постановка цели занятия перед учащимися – найти ответ на задачу, решение которой заранее неизвестно, используя все полученные ранее навыки и умения работы в ЭТ.Теоретическая часть урока. Учитель переносит учащихся в жизненную ситуацию, создавая тем самым познавательную мотивацию. Задача. Ученику подходит 2 маршрута автобуса. У одного автобуса интервал 10 мин, у другого - 15 мин. Определить среднее время ожидания и построить: 1) график времени ожидания за каждый день года, 2) график среднего времени ожидания для каждого дня года. Скажите, какую бы вы выбрали программу для решения данной задачи? (Ученики отвечают, что задача вычислительная, и для ее решения используют либо среду программирования, либо электронные таблицы). Как будем решать данную задачу? (Построим модель). Что моделируется (Процесс ожидания). Какую величину нужно найти? (Среднее время ожидания). От каких факторов зависит исследуемая величина? (От времени ожидания на остановке каждый день). Сколько времени ждет автобуса на остановке ученик? (Каждый день по-разному). На каком автобусе уедет ученик? (На том, который придет раньше). Так как на остановку ученик приходит по-разному, то время ожидания до прибытия каждого из автобусов будет каждый раз меняться и будет являться случайной величиной.СЛУЧАЙНАЯ ВЕЛИЧИНА, СЛУЧАЙНАЯ ПЕРЕМЕННАЯ [random value, random variable] — всякая наблюдаемая величина, изменяющаяся при повторении условий, в которых она возникает.ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ – это модель, которая содержит случайные элементы. Таким образом, при задании на входе модели некоторой совокупности значений, на ее выходе могут получаться различающиеся между собой результаты в зависимости от действия случайного фактора. Вероятностные модели базируются на использовании больших серий испытаний со случайными параметрами, причем точность полученных результатов зависит от количества проведенных опытов. Для генерации случайной величины в ЭТ Excel требуется в ячейку ввести формулу =СЛЧИС(). Эта функция возвращает случайное число из диапазона [0;1). Чтобы получить случайное вещественное число из диапазона [0;а), можно использовать следующую формулу: =СЛЧИС()*a . Если требуется получить случайное вещественное число между a и b, можно использовать следующую формулу: =СЛЧИС()*(b-a)+a .Формальная модель . Подведем итог, определите, что в модели является входными и выходными данными, т.е. выполните постановку задачи. Учащиеся коллективно обсуждают и выдвигают идеи (мозговой штурм), формулируют предположения (гипотезы), обосновывают планирование своей деятельности. Учитель направляет мыслительную деятельность, записывает на доске окончательную версию постановки задачи. Входные данные: a – интервал ожидания 1 автобуса,b – интервал ожидания 2 автобуса,d – количество дней в исследуемом периоде (в году). Выходные данные: w1 – время ожидания 1 автобуса,w2 – время ожидания 2 автобуса,x – время ожидания за текущий день,t'ср – среднее время ожидания на текущий день,tср – среднее время ожидания за год. Построим математическую модель, т.е. связь между входными и выходными данными в виде математических формул. Учащиеся коллективно предлагают способы и пути решения задачи. Учитель записывает на доске окончательную версию математической модели. Практическая часть урока Преобразовать формализованную информационную модель в компьютерную модель в электронных таблицах.Компьютерная модель Технология работы: В Excel заполните таблицу исходными данными, пользуясь шаблоном из файла Ожидание_Шаблон.xls. Заполните расчетную таблицу формулами в соответствии с математической моделью. Не забудьте об абсолютной и относительной адресации в формулах. Скопируйте, если это нужно, формулы вниз на все дни года, используя маркер заполнения. Компьютерный эксперимент - визуализация компьютерной модели: построить на одной диаграмме 2 графика по заданию (для х и t'ср). Запишите в таблицу результаты решения данной задачи. Исследование модели . Используя модель, построенную для решения задачи, определить: среднее время ожидания, если ожидание 1 автобуса 10 мин, 2 автобуса - 60 мин два одинаковых интервала, для которых среднее время ожидания равно 2 мин. каково среднее время ожидания, если интервалы автобусов совпадают? Проведите 4 эксперимента с различными совпадающими интервалами ожидания. Запишите в таблицу на Листе2 результаты решения всех задач. Анализ результатов моделирования . На этом этапе происходит осмысление полученных результатов. Учащиеся исследуют, какова зависимость между изменением интервалов автобусов и средним временем ожидания. Сохраните результат работы в папке своего класса под именем Ожидание_Фамилия Подведение итогов урока. Учащиеся сообщают результаты моделирования. Анализ задачи показывает, что среднее время ожидания на текущий день сходится к величине, равной среднему времени ожидания за год. Домашнее задание. Построить к решенной задаче структурную модель в виде блок-схемы. Литература: Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. Пак Н.И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах. Учебное пособие. Красноярск, КГПУ, 1993. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. Образец диаграммы

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 008 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.07.2020 1174
    • ZIP 196 кбайт
    • 63 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пчёлкина Людмила Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пчёлкина Людмила Федоровна
    Пчёлкина Людмила Федоровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80911
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информационные системы и технологии: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информационных систем и технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 629 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 203 человека