Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Отношение между понятиями» 6 класс

Конспект урока на тему «Отношение между понятиями» 6 класс

Название документа Автор.doc

Мулдашева Светлана Викторовна

учитель информатики

без категории

Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова

г. Саратов

e-mail: shevcova_sv@mail.ru, muldasheva.sv@yandex.ru



Название документа Отношения между понятиями.doc

Тема урока: Отношение между понятиями

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 6

Цели урока:

  1. закрепление представлений учащихся о понятиях,

  2. формирование у учащихся представлений об общих подходах к сравнению понятий,

  3. знакомство с отношениями тождества, пересечения, подчинения,

  4. развитие логического мышления, воображения.

Использованные источники и литература:

  1. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса / Л. Л. Босова.

  2. Информатика и ИКТ : рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Л. Босова.

  3. Поурочные разработки по информатике: 6 класс / Н. Л. Югова, И. Ю. Хлобыстова.

Ключевые слова: понятие, содержание понятия, объем понятия, отношения между понятиями: тождество, пересечение, подчинение.

Оборудование:

  1. Мультимедиа-проектор.



Ход урока

  1. Организационный момент


  1. Актуализация ранее изученного материала


Что такое понятие? (Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.) (слайд 2)

hello_html_1b4a02e8.png Чем отличается реальный объект от понятия?

Какие виды понятий вам известны? (Единичные и общие понятия – слайд 3.)

Выполним задание № 1 (слайд 4).

На прошлом уроке мы с вами говорили, что понятия характеризуются содержанием и объемом. Что такое содержание понятия? (Содержание понятия – это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.)

Что такое объем понятия? (Объем понятия – множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.)

Приведите примеры понятий, объемы которых являются пустым множеством; бесконечным множеством; множеством, состоящим из 7 элементов; множеством, состоящим из 1 элемента.


  1. Изучение новой темы


Скажите, пожалуйста, каким образом мы сравниваем реальные объекты?

А можно ли сравнить понятия?

Понятия также можно сравнивать между собой. При этом сравнивают их содержание и объем.

Рассмотрите таблицу, приведенную на стр. 45 вашего учебника.

Какие 2 понятия сравниваются? (Квадрат и прямоугольник.)

Понятия обозначаются заглавной латинской буквой. Объем понятий представляют в виде кругов. Например, А – «прямоугольник», В – «квадрат».

Сравните объемы этих понятий. (Объем понятия «прямоугольник» шире объема понятия «квадрат».)

Вспомните из математики, что такое квадрат? (Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.)

Значит между этими понятиями устанавливается отношение, которое можно представить следующим образом (слайд 5):

hello_html_m4effe2d8.gif









Приведите свои примеры сравнимых понятий.

Как вы думаете, все ли понятия можно сравнивать?

Если понятия не имеют общих признаков, такие понятия называются несравнимыми.

Для закрепления полученных знаний выполним задание № 2 (рабочая тетрадь стр. 53 № 25) (слайд 6).

hello_html_m69149732.png

Молодцы! Дома доделайте это упражнение до конца.


  1. Физкультминутка


  1. Изучение новой темы (продолжение)



Вы, наверное, уже догадались, что дальнейший наш разговор пойдет об отношениях между понятиями. (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)

Между понятиями устанавливаются следующие виды отношений: тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие (слайд 7). (Учащиеся переписывают в тетрадь схему со слайда.)

Сегодня на уроке мы с вами более подробно остановимся на3-х видах отношениях.

Отношение «тождество».

Знакомо ли вам слово тождество, тождественный?

Тождественный – это точно соответствующий кому- или чему-либо, одинаковый.

Зная теперь значение слова «тождество», попробуйте объяснить отношение тождества между понятиями.

Если объем одного понятия равен объему другого понятия, то между ними возникает отношение тождества (слайд 8). (Учащиеся записывают определение в тетрадь.)

Приведите примеры тождественных понятий.

Отношение «пересечение».

Попробуйте самостоятельно дать определение этому виду отношений.

Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы (слайд 9).

Приведите свои примеры понятий, объемы которых пересекаются.

Отношение «подчинение».

Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его (слайд 10).

Приведите примеры таких понятий.


  1. Закрепление изученного материала


Изобразите отношения между понятиями: летние месяцы, июль; печатные издания, книги; животные, герои мультфильмов. (Несколько учеников выполняют задания на доске, остальные – в тетради.)

Решение задач: учебник стр. 51 № 7, 8. (Несколько учеников выполняют задания на доске, остальные – в тетради.)


  1. Подведение итогов урока


Сегодня на уроке мы познакомились с 3-мя видами отношений между понятиями. Перечислите их.

Но это далеко не все отношения, которые могут возникать между понятиями. С остальными видами отношений мы познакомимся с вами на следующем уроке.


  1. Домашнее задание (слайд 11)


Учебник стр. 45-48. Рабочая тетрадь стр. 52-53 № 23, 25.

Название документа Отношения между понятиями.ppt

презентация учителя информатики Свято-Покровской православной классической ги...
это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого мно...
единичные общие
А – «прямоугольник» В – «квадрат»
тождество пересечение подчинение соподчинение противоположность противоречие
Если объем одного понятия равен объему другого понятия, то между ними возника...
Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают час...
Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них пол...
Учебник стр. 45-48 Рабочая тетрадь стр. 52-53 № 23, 25
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 презентация учителя информатики Свято-Покровской православной классической гимна
Описание слайда:

презентация учителя информатики Свято-Покровской православной классической гимназии г.Саратова Мулдашевой Светланы Викторовны

№ слайда 2 это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множес
Описание слайда:

это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.

№ слайда 3 единичные общие
Описание слайда:

единичные общие

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 А – «прямоугольник» В – «квадрат»
Описание слайда:

А – «прямоугольник» В – «квадрат»

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 тождество пересечение подчинение соподчинение противоположность противоречие
Описание слайда:

тождество пересечение подчинение соподчинение противоположность противоречие

№ слайда 8 Если объем одного понятия равен объему другого понятия, то между ними возникает
Описание слайда:

Если объем одного понятия равен объему другого понятия, то между ними возникает отношение тождества. А = В

№ слайда 9 Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частич
Описание слайда:

Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы.

№ слайда 10 Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них полнос
Описание слайда:

Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его.

№ слайда 11 Учебник стр. 45-48 Рабочая тетрадь стр. 52-53 № 23, 25
Описание слайда:

Учебник стр. 45-48 Рабочая тетрадь стр. 52-53 № 23, 25

Конспект урока на тему «Отношение между понятиями» 6 класс
  • Информатика
Описание:


Цели урока:

  1. закрепление представлений учащихся о понятиях,
  2. формирование у учащихся представлений об общих подходах к сравнению понятий,
  3. знакомство с отношениями тождества, пересечения, подчинения,
  4. развитие логического мышления, воображения.


Оборудование:

  • Мульимедиа-проектор.

 

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Актуализация ранее изученного материала

–   Что такое понятие? (Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов.) (слайд 2)
–   Чем отличается реальный объект от понятия?
–   Какие виды понятий вам известны? (Единичные и общие понятия – слайд 3.)
–   Выполним задание № 1 (слайд 4).
–   На прошлом уроке мы с вами говорили, что понятия характеризуются содержанием и объемом. Что такое содержание понятия? (Содержание понятия – это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.)
–   Что такое объем понятия? (Объем понятия – множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия.)
–   Приведите примеры понятий, объемы которых являются пустым множеством; бесконечным множеством; множеством, состоящим из 7 элементов; множеством, состоящим из 1 элемента.

  1. Изучение новой темы

–   Скажите, пожалуйста, каким образом мы сравниваем реальные объекты?
–   А можно ли сравнить понятия?
–   Понятия также можно сравнивать между собой. При этом сравнивают их содержание и объем.
–   Рассмотрите таблицу, приведенную на стр. 45 вашего учебника.
–   Какие 2 понятия сравниваются? (Квадрат и прямоугольник.)
–   Понятия обозначаются заглавной латинской буквой. Объем понятий представляют в виде кругов. Например, А – «прямоугольник», В – «квадрат».
–   Сравните объемы этих понятий. (Объем понятия «прямоугольник» шире объема понятия «квадрат».)
–   Вспомните из математики, что такое квадрат? (Квадрат – это прямоугольник с равными сторонами.)
–   Значит между этими понятиями устанавливается отношение, которое можно представить следующим образом (слайд 5):
–   Приведите свои примеры сравнимых понятий.
–   Как вы думаете, все ли понятия можно сравнивать?
–   Если понятия не имеют общих признаков, такие понятия называются несравнимыми.
–   Для закрепления полученных знаний выполним задание № 2 (рабочая тетрадь стр. 53 № 25) (слайд 6).

–   Молодцы! Дома доделайте это упражнение до конца.

  1. Физкультминутка
  2. Изучение новой темы (продолжение)

–   Вы, наверное, уже догадались, что дальнейший наш разговор пойдет об отношениях между понятиями. (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)
–   Между понятиями устанавливаются следующие виды отношений: тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие (слайд 7). (Учащиеся переписывают в тетрадь схему со слайда.)
–   Сегодня на уроке мы с вами более подробно остановимся на3-х видах отношениях.
Отношение «тождество».
–   Знакомо ли вам слово тождество, тождественный?
–   Тождественный – это точно соответствующий кому- или чему-либо, одинаковый.
–   Зная теперь значение слова «тождество», попробуйте объяснить отношение тождества между понятиями.
–   Если объем одного понятия равен объему другого понятия, то между ними возникает отношение тождества (слайд 8). (Учащиеся записывают определение в тетрадь.)
–   Приведите примеры тождественных понятий.
Отношение «пересечение».
–   Попробуйте самостоятельно дать определение этому виду отношений.
–   Пересечением называют отношение между понятиями, объемы которых совпадают частично, т.е. содержат общие элементы (слайд 9).
–   Приведите свои примеры понятий, объемы которых пересекаются.
Отношение «подчинение».
–   Подчинением называют отношение между понятиями, когда объем одного из них полностью входит в объем другого понятия, но не исчерпывает его (слайд 10).
–   Приведите примеры таких понятий.

  1. Закрепление изученного материала

–   Изобразите отношения между понятиями: летние месяцы, июль; печатные издания, книги; животные, герои мультфильмов. (Несколько учеников выполняют задания на доске, остальные – в тетради.)
–   Решение задач: учебник стр. 51 № 7, 8. (Несколько учеников выполняют задания на доске, остальные – в тетради.)

  1. Подведение итогов урока

–   Сегодня на уроке мы познакомились с 3-мя видами отношений между понятиями. Перечислите их.
–   Но это далеко не все отношения, которые могут возникать между понятиями. С остальными видами отношений мы познакомимся с вами на следующем уроке.

  1. Домашнее задание (слайд 11)

–   Учебник стр. 45-48. Рабочая тетрадь стр. 52-53 № 23, 25.

Использованные источники и литература:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л. Л. Босова.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса / Л. Л. Босова.
  3. Поурочные разработки по информатике: 6 класс / Н. Л. Югова, И. Ю. Хлобыстова.

 



dop.pngДополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Отношение между понятиями»



Слайд 1
otn1.png


Слайд 4
otn4.png


Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 11 слайдов.

save.png Материалы к уроку: в архиве ZIP объемом 1,8 Мб (2-2-6-1.zip)

  1. Конспект урока с иллюстрациями в формате .DOC
  2. Презентация в формате .PPTX
Автор Мулдашева Светлана Викторовна
Дата добавления 26.06.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5255
Номер материала 584
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓