Главная / Информатика / Конспект урока «Текстовый режим Pascal». Класс: 10-11

Конспект урока «Текстовый режим Pascal». Класс: 10-11

Документы в архиве:

41 КБ Текстовый режим.doc

Название документа Текстовый режим.doc

Новосельцев Сергей Викторович

учитель информатики и ИКТ

категория: высшая

МБУ «ГЦОКО»

г. Кострома

Тема урока: Текстовый режим.

Предмет: Информатика.

Класс: 10-11.

Ключевые слова: информатика, Паскаль, Pascal, модуль Crt, текстовый режим в Паскале, символьные величины, строковые величины, символьные и строковые функции в Паскале.

Оборудование: компьютерный класс, Turbo Pascal 7.0.

Тип урока: лекция с практическими заданиями на компьютере.


Текстовый режим (Pascal)

При работе с экраном в текстовом режиме (через модуль CRT) весь экран разбивается на отдельные строки, а каждая строка - на отдельные позиции, в каждую из которых можно поместить один символ (в том числе и пробел). Таким образом, весь экран разбивается на отдельные неделимые прямоугольные элементы. Всего в одной экранной строке можно вывести 80 символов, количество строк зависит от вида текстового режима - 25 (или 50). Первая строка располагается в верхней части экрана, символы выводятся слева направо.


Для каждого элемента можно задать цвет фона (задний план) и цвет символа (передний план).


Все команды текстового режима находятся в специальном модуле CRT, чтобы их использовать необходимо после заголовка программы вставить строку:


Uses Crt; { подключение модуля CRT }


Рассмотрим подробнее команды.


1). CLRSCR; - очистка экрана.


2). GOTOXY(x,y); - задать координаты, где x – целое число от 1 до 80, обозначает номер столбца (отступ вправо от первой позиции в строке), y – целое число от 1 до 25(50), обозначает номер строки (отступ вниз от первой верхней строки экрана).


3). TEXTCOLOR(c); - цвет символов, можно задавать двумя способами числом от 0 до 15 или словом,

Таблица цветов:

0 – black (чёрный) 8 – darkgray (темно серый)

1 – blue (синий) 9 – lightblue (светло синий)

2 – green (зелёный) 10 – lightgreen (светло зеленый)

3 – cyan (голубой) 11 – lightcyan (светло голубой)

4 – red (красный) 12 – lightred (светло красный)

5 – magenta (малиновый) 13 – lightmagenta (светло малиновый)

6 – brown (коричневый) 14 – yellow (желтый)

7 – lightgray (серый) 15 – white (белый)


4). TEXTBACKGROUND(c); - цвет фона, задается аналогично цвету символов, но используются только цвета от 0 до 7.


5). WINDOW(x1,y1,x2,y2); - ограничить окно, где x1,y1 – координаты левого верхнего угла окна, x2,y2 – координаты правого нижнего угла окна.


6). CLREOL; - стирает символы до конца строки.


7). DELAY(d); - установить задержку выполнения программы, где d – определяет длительность паузы.


8). KEYPRESSED - эта функция позволяет определить нажата клавиша (значение true) или нет (значение false), значение функции – boolean – логический тип.


9). READKEY – функция, которая присваивает код нажатой клавиши, значение функции – char – символьный тип.


10). WHEREX – эта функция определяет текущую позицию курсора в строке, значение – byte – целое число.


11). WHEREY – эта функция определяет текущую строку курсора, значение – byte – целое число.


12). SOUND(t); - включает встроенный звуковой динамик с заданной частотой t (измеряется в герцах).


13). NOSOUND; - выключает встроенный звуковой динамик.


Примеры:


1). Окрасить весь экран в синий цвет, вывести окно с тенью и надписью.



Program P1; { заголовок программы }

Uses Crt; { подключение модуля CRT }

Begin { начало программы}

Textbackground(1); ClrScr; { окрасить весь экран в синий цвет }

Window(22,6,37,16); { границы окна изображающего тень }

Textbackground(0); ClrScr; { закрасить окно тени чёрным цветом }

Window(20,5,35,15); { границы изображаемого окна }

Textbackground(7); ClrScr; { закрасить окно серым цветом }

Gotoxy(5,2); { задать координаты вывода }

Write('Hello!'); { вывести сообщение }

Readln; { задержка до нажатия клавиши Enter }

End. { конец программы }


Примечание. Координаты вывода сообщения отсчитываются относительно текущего окна, а именно: 20,5 – левый верхний угол окна, теперь это точка 1,1; ширина окна 15 (35-20), высота окна 10 (15-5), поэтому для вывода посередине используются координаты 5,2.


2). На чёрном экране, в центре экрана зеленым цветом ввести сумму в рублях, в начале 20-й строки желтым цветом на синем фоне вывести полученную сумму в долларах.


Program P2; { заголовок программы }

Uses Crt; { подключение модуля CRT }

Const kurs=31.53; { константа – курс рубля }

Var d,r: real; { переменные программы }

Begin { начало программы }

Window(1,1,80,25); { окно во весь экран }

Textbackground(0); ClrScr; { окрасить в чёрный цвет }

Gotoxy(30,12); { координаты для ввода }

Textcolor(2); { цвет – зелёный }

Write('Vvedite summy v rublyah: '); { вывести пояснение к вводу }

Readln(r); { ввод суммы в рублях }

d:=r/kurs; { получение суммы в долларах }

Gotoxy(1,20); { координаты вывода ответа }

Textcolor(14); Textbackground(1); { цвет – жёлтый, фон – синий }

Write('Summa v dollarah=',d:8:2); { вывод суммы в долларах }

Readln; { ждать нажатия клавиши Enter }

End. { конец программы }




Задания


1). Закрасить четверти экрана разными цветами и в центре каждой вывести надпись.


2). Запросить с клавиатуры пароль (целое число). Если пароль введен правильно (123), то окрасить экран в зелёный цвет, иначе – на синем экране вывести сообщение 'Net dostupa!'.




Конспект урока «Текстовый режим Pascal». Класс: 10-11
  • Информатика
Описание:


Тип урока: лекция с практическими заданиями на компьютере.

Оборудование: компьютерный класс, Turbo Pascal 7.0

Ход урока:

Текстовый режим (Pascal)

При работе с экраном в текстовом режиме (через модуль CRT) весь экран разбивается на отдельные строки, а каждая строка - на отдельные позиции, в каждую из которых можно поместить один символ (в том числе и пробел). Таким образом, весь экран разбивается на отдельные неделимые прямоугольные элементы. Всего в одной экранной строке можно вывести 80 символов, количество строк зависит от вида текстового режима - 25 (или 50). Первая строка располагается в верхней части экрана, символы выводятся слева направо.

Для каждого элемента можно задать цвет фона (задний план) и цвет символа (передний план).

Все команды текстового режима находятся в специальном модуле CRT, чтобы их использовать необходимо после заголовка программы вставить строку:
Uses Crt; {подключение модуля CRT}

Рассмотрим подробнее команды.

  1. CLRSCR; - очистка экрана.
  2. GOTOXY (x,y); - задать координаты, где x – целое число от 1 до 80, обозначает номер столбца (отступ вправо от первой позиции в строке), y – целое число от 1 до 25 (50), обозначает номер строки (отступ вниз от первой верхней строки экрана).
  3. TEXTCOLOR (c); - цвет символов, можно задавать двумя способами числом от 0 до 15 или словом.

Таблица цветов:

0 – black (чёрный) 8 – darkgray (темно-серый)
1 – blue (синий) 9 – lightblue (светло-синий)
2 – green (зелёный) 10 – lightgreen (светло-зеленый)
3 – cyan (голубой) 11 – lightcyan (светло-голубой)
4 – red (красный) 12 – lightred (светло-красный)
5 – magenta (малиновый) 13 – lightmagenta (светло-малиновый)
6 – brown (коричневый) 14 – yellow (желтый)
7 – lightgray (серый) 15 – white (белый)
  1. TEXTBACKGROUND (c); - цвет фона задается аналогично цвету символов, но используются только цвета от 0 до 7.
  2. WINDOW (x1,y1,x2,y2); - ограничить окно, где x1, y1 – координаты левого верхнего угла окна, x2,y2 – координаты правого нижнего угла окна.
  3. CLREOL; - стирает символы до конца строки.
  4. DELAY (d); - установить задержку выполнения программы, где d – определяет длительность паузы.
  5. KEYPRESSED - эта функция позволяет определить нажата клавиша (значение true) или нет (значение false), значение функции – boolean – логический тип.
  6. READKEY – функция, которая присваивает код нажатой клавиши, значение функции – char – символьный тип.
  7. WHEREX – эта функция определяет текущую позицию курсора в строке, значение – byte – целое число.
  8. WHEREY – эта функция определяет текущую строку курсора, значение – byte – целое число.
  9. SOUND (t); - включает встроенный звуковой динамик с заданной частотой t (измеряется в герцах).
  10. NOSOUND; - выключает встроенный звуковой динамик.

Примеры:

1) Окрасить весь экран в синий цвет, вывести окно с тенью и надписью.

Program P1; {заголовок программы}
Uses Crt; {подключение модуля CRT}
Begin {начало программы}
Textbackground (1); ClrScr; {окрасить весь экран в синий цвет}
Window (22,6,37,16); {границы окна изображающего тень}
Textbackground (0); ClrScr; {закрасить окно тени чёрным цветом}
Window (20,5,35,15); {границы изображаемого окна}
Textbackground (7); ClrScr; {закрасить окно серым цветом}
Gotoxy (5,2); {задать координаты вывода}
Write ('Hello!'); {вывести сообщение}
Readln; {задержка до нажатия клавиши Enter}
End. {конец программы}

Примечание. Координаты вывода сообщения отсчитываются относительно текущего окна, а именно: 20,5 – левый верхний угол окна, теперь это точка 1,1; ширина окна 15 (35-20), высота окна 10 (15-5), поэтому для вывода посередине используются координаты 5,2.

2) На чёрном экране, в центре экрана зеленым цветом ввести сумму в рублях, в начале 20_й строки желтым цветом на синем фоне вывести полученную сумму в долларах.

Program P2 {заголовок программы}
Uses Crt; {подключение модуля CRT}
Const kurs=31.53; {константа – курс рубля}
Var d,r: real; {переменные программы}
Begin {начало программы}
Window (1,1,80,25); {окно во весь экран}
Textbackground (0); ClrScr; {окрасить в чёрный цвет}
Gotoxy (30,12); {координаты для ввода}
Textcolor (2); {цвет – зелёный}
Write ('Vvedite summy v rublyah:'); {вывести пояснение к вводу}
Readln (r); {ввод суммы в рублях}
d:=r/kurs; {получение суммы в долларах}
Gotoxy (1,20); {координаты вывода ответа}
Textcolor (14); Textbackground (1); {цвет – жёлтый, фон – синий}
Write ('Summa v dollarah=',d:8:2;) {вывод суммы в долларах}
Readln; {ждать нажатия клавиши Enter}
End. {конец программы}

Задания.

1) Закрасить четверти экрана разными цветами и в центре каждой вывести надпись.

2) Запросить с клавиатуры пароль (целое число). Если пароль введен правильно (123), то окрасить экран в зелёный цвет, иначе – на синем экране вывести сообщение Net dostupa!





04.11.2012
Автор Новосельцев Сергей Викторович
Дата добавления 04.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1716
Номер материала 559
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓