Главная / Информатика / Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования» 9-10 класс

Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования» 9-10 класс

Название документа Конспект урока по информатике на тему Основы алгоритмизации и программирования.docx

Конспект урока по информатике на тему:

«Основы алгоритмизации и программирования».


Дата проведения: 18.02.2014 г.


Класс: 10 класс

Предмет: Информатика и ИКТ

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)


Цель урока: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».


Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: умение сформулировать алгоритм решения задачи, представить с помощью графической формы и на языке программирования, выявлять ошибки при составлении программ и обосновывать способы их исправления.


Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, владение монологической и диалогической формами речи в соответствие с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.


Регулятивные УУД: способность прогнозировать свою деятельность на уроке, умение взаимодействовать в группе, осознание качества и уровня усвоения материала.


Личностные УУД: формирование ответственного отношения к труду, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, знание правил техники безопасности на уроках информатики, умение провести самооценку и организовать взаимооценку.


Предметные УУД: владение универсальным языком программирования высокого уровня, представлениями о базовых типах данных и структурах данных, знание основных конструкций; владение умением понимать, анализировать алгоритмы; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;


Основные понятия: алгоритм, блок-схема, программа, язык программирования, линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, массив.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, программа Pascal ABC, маркеры – 8 шт., ватманы – 6 шт., карточки с заданиями (задачи – 4 карточки, кроссворды – 2 карточки), золотые и серебряные медали.


План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Мотивация и целеполагание урока (2 мин.)

  3. Основная часть (22-23 мин.)

  4. Заключительная часть. Подведение итогов и рефлексия (4-5 мин.)


Ход урока:




Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня я у вас проведу не совсем обычный урок информатики, и вам представится возможность проверить себя.

Слушают учителя

Мотивация и целеполагание урока (2 мин.)

Стивс Джобс считал: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать». Вы уже сами умеете программировать, поэтому цель нашего урока обобщить и закрепить знания по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».

Наш урок пройдет в форме игры. И хотелось бы связать ее со значимым событием, которое проходит сейчас в России.

- Ребята, а что это за событие? (Зимние Олимпийские игры в Сочи).

Совершенно верно. Эта игра-соревнование пройдет под девизом: «Кто быстрее, тот сильнее!». Подведение результатов игры будет происходить по олимпийской системе. Та команда, которая наберет наибольшее количество золотых медалей, станет победителем. Итак, начнем наше соревнование!

Слушают учителя

















Отвечают на вопрос

Основная часть

(25-30 мин.)

Вы поделились на две команды. В течение пяти секунд обсудите название вашей команды. Оно должно быть связано с одним из языков программирования.



1 конкурс: «Гонка чемпионов».

Цель конкурса: проверить навыки работы в составлении программы на языке программирования. Один человек от команды должен будет составить программу к задаче. Решение оформить на ватмане, протестировать и отладить программу на компьютере, в конце игры объяснить ее решение. На конкурс отводится 15 минут. Если участник справляется раньше, отведенного времени, может присоединиться к своей команде. Прошу пройти к компьютерам под номером 1. Удачи!

1 задача (1 команда). Дана последовательность, состоящая из 10 целых чисел. Составить программу для нахождения суммы нечетных чисел.

2 задача (2 команда). Дана последовательность, состоящая из 8 целых чисел. Составить программу для нахождения произведения четных чисел.

Дают название своей команде.













Выбирают по одному человеку от команды.











Приступают к решению задачи.

10 мин.

А мы приступаем к следующему конкурсу: «Фристайл».

Правила языка Паскаль предусматривают единую форму основной структуры. Цель этого конкурса: проверить ваши знания на основы работы в Паскале. От каждой команды необходимо выбрать по два человека. Вы получаете карточки, которые нужно расположить в соответствие со структурой. По окончании задания присоединяетесь к своей команде.

Пока ребята восстанавливают программу, вам необходимо ответить на следующие вопросы. Для ответа вы поднимаете руку. При неправильном ответе, вопрос переходит другой команде. Какая команда наберет наибольшее количество правильных ответов, та и получает золотую медаль, другая – серебряную.

Вопросы:

  1. Как в Паскале записывается выражение

y=5x2 – 10x +2

  1. y:= 5*SQRT(x) – 10*x + 2;

  2. y:= 5*SQR(x) – 10x + 2;

  3. y:= 5*SQR(x) – 10*x + 2;

  4. y:=5*ABS(x) – 10*x + 2;

  1. Укажите правильное описание массива:

  1. A: array[1…100] of integer;

  2. A,B: array[1..50] of real;

  3. A:array[1..50 of real];

  4. A: [1..50] array of integer;

  1. Как запустить генератор случайных чисел в Паскале?

  1. Random(x);

  2. Randomize;

  3. Randomize Timer;

  4. Round.

  1. Отметьте правильный вариант записи операторов:

  1. If a>b then c:=a-b else c:=a+b;

  2. If a>b else c:=a-b then c:=a+b;

  3. If a>b then c:=a+b; else c:=a-b;

  4. If a>b then c=a-b else c=a+b;

  1. Что производит следующий фрагмент программы:

N:=11;

For i:=1 to N do

If a[i] mod 2=0 then k:=k+1;

Writeln (‘k=’, k);

  1. Находит максимальный элемент в массиве

  2. Находит четный элемент и выводит его на экран

  3. Находит сумму нечетных элементов массива

  4. Находит количество четных элементов в массиве.



Подведем итоги этого конкурса. Наибольшее количество правильных ответов дала команда ________, и она получает за этот конкурс золотую медаль. Команда _________ получает серебряную медаль.

А теперь проверим, как справились с программами наши участники. (Проверяем и обсуждаем правильность структуры программы, распределяем награды между командами).

Дополнительный вопрос: что реализует данная программа? (дать ответ может помочь своя команда).







Выбирают по два человека от команды.



Восстанавливают правильную структуру программы.











Отвечают на вопросы учителя.





















































































Учащиеся объясняют структуру программы.


10 мин.

3 конкурс: «Фигурное катание»

Одной из форм представления алгоритма является блок-схема.

- Давайте вспомним, какие фигуры мы используем в блок-схемах? (ответ: прямоугольник, эллипс, ромб, параллелограмм и др.)

Целью этого конкурса и будет умение представлять алгоритм в виде блок-схемы. Тот, кто быстро и правильно справится с заданием, получает золотую медаль. Для этого, нам потребуется снова два человека от команды.

Задача для 1 и 2 команды. Составить блок-схему к задаче: У Ивана есть три варианта дальнейшего пути: 

направо - "Коня потеряешь" 

налево - "Голову сложишь" 

вперёд - "Невесту найдешь"



Пока участники выполняют задание, мы с вами попробуем отгадать кроссворд. Я буду читать вопрос, а вы максимально быстро записываете ответ.



  1. Алгоритм, записанный на языке программирования (Программа)

  2. Величина изменения значения параметра цикла (Шаг)

  3. Объект, исполняющий алгоритм (Исполнитель)

  4. Древнегреческий математик, автор самого древнего алгоритма (Евклид)

  5. Структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип (Массив)

  6. Алгоритм, в котором действия повторяются некоторое количество раз (Циклический)

  7. Каждый алгоритм направлен на получение … (Результат)

Проверим ваши ответы.

- Какое общее слово у вас получилось под номером 8? (Паскаль)

А теперь давайте проверим блок-схемы, составленные к задаче. Задача была следующая (зачитать, вывести на слайд). Обсуждаем правильность решения задачи. Распределяем награды за кроссворд и решение задачи.







Отвечают на вопрос учителя.









Выбирают два человека от команды.













Слушают внимательно вопросы учителя, правильные ответы записывают на лист с кроссвордом.





























Проверяют ответы.





Рассказывают решение задачи.

4-5 мин.

4 конкурс: «Биатлон»

Биатлон – вид спорта, в котором спортсмен стреляет по мишеням, спортсмен либо попадает, либо нет. Каждой команде будет предложено по 7 вопросов. Ваша задача: как можно быстрее дать ответ. Помните, что можно дать только ОДИН ответ.

Вопросы (1 команда):

  1. Кого называют первой в истории женщиной-программистом? (Ада Лавлейс)

  2. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы)? (цикл)

  3. Строго определенная последовательность действий при решении задач (алгоритм)

  4. Как обозначается раздел, в котором описываются переменные? (var)

  5. Этап, на котором устраняются синтаксические ошибки в программе? (отладка)

  6. MOD - это… (выделение остатка от деления)

  7. Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: FRAC (10.2); (0.2)



Вопросы (2 команда):

  1. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? (Аль-Хорезми)

  2. Графический способ представления информации? (блок-схема)

  3. Знак, используемый для отделения целой части от дробной в Паскале? (точка)

  4. Программа, которая переводит программу на машинный язык? (Транслятор)

  5. Какой оператор позволяет вычислить корень числа? (SQRT)

  6. DIV – это… (выделение целой части от деления)

  7. Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: Trunc(23.14); (23)

Подведем итоги нашей гонки. Наибольшее количество правильных ответов дала команда _______, и их копилка пополняется на еще одно золото. Вторая команда получает серебро.















Отвечает на вопросы первая команда.



























Отвечает на вопросы вторая команда.


4-5 мин.

Давайте вернемся к нашим чемпионам и проверим их работу. Начнем с команды, которая быстрее справилась с заданием (проверяем правильность выполненных задач).


Заключительный этап (3-4 мин.).

Подведение итогов. Рефлексия.

Вы все сегодня показали свои знания. Нам удалось на уроке повторить основные понятия алгоритмизации и программирования, графический способ представления информации – блок-схемы, основы работы в Паскале. Вы все просто молодцы! А теперь давайте подведем итоги игры. Посчитайте количество золотых и серебряных медалей.

Таким образом, победителем становится команда ______. Давайте ей поаплодируем! Все равно победила ДРУЖБА!

Подведем итоги.

Продолжите предложение…

Мне было интересно …

Я понял, что …

Я приобрел …

Я попробую …

Мне захотелось …











Считают медали.











Продолжают предложение.




Список литературы:


  1. Анеликова Л.А. Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 класс/ Л.А. Анеликова. – 2-е изд., стереотип., - М.: Дрофа, 2007. -251 с., ил.

  2. Златопольский Д.М. Интеллектуальный игры в информатике. Спб.: БХВ-Петербург, 2004, 400с., ил.

  3. Чернов А.Ф., Чернов А.А.. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию/ авт.-сост. А.Ф. Чернов, А.А. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 233 с.

Название документа Основы алгоритмизации и программирования.pptx

Обобщение по теме: «Основы алгоритмизации и программирования»
Алгоритм, записанный на языке программирования. Величина изменения значения п...
Конкурсы Фристайл Фигурное катание Биатлон
2. Укажите правильное описание массива: A: array[1…100] of integer; A,B: arra...
3. Как запустить генератор случайных чисел в Паскале? Random(x); Randomize; R...
4. Отметьте правильный вариант записи операторов: If a>b then c:=a-b else c:=...
5. Что производит следующий фрагмент программы: N:=11; For i:=1 to N do If a[...
Структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, им...
Представить задачу в виде блок-схемы У Ивана есть три варианта дальнейшего пу...
НАЧАЛО Направо? Коня потеряешь Налево? Голову сложишь Невесту найдешь КОНЕЦ д...
Кого называют первой в истории женщиной-программистом? «Биатлон»
Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы)? «Биатлон»
Строго определенная последовательность действий при решении задач «Биатлон»
Как обозначается раздел, в котором описываются переменные? «Биатлон»
Этап, на котором устраняются синтаксические ошибки в программе? «Биатлон»
MOD - это… «Биатлон»
Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: FRAC (10.2) «Б...
Вопросы для второй команды «Биатлон»
С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? «Би...
Графический способ представления информации? «Биатлон»
Знак, используемый для отделения целой части от дробной в Паскале? «Биатлон»
Программа, которая переводит программу на машинный язык? «Биатлон»
Какой оператор позволяет вычислить корень числа? «Биатлон»
DIV – это… «Биатлон»
Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: Trunc(23.14) «...
1 задача (1 команда). Дана последовательность, состоящая из 10 целых чисел. С...
Мне было интересно … Я понял, что … Я приобрел … Я попробую … Мне захотелось …
Спасибо за работу!
1 из 31

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Обобщение по теме: «Основы алгоритмизации и программирования»
Описание слайда:

Обобщение по теме: «Основы алгоритмизации и программирования»

№ слайда 2 Алгоритм, записанный на языке программирования. Величина изменения значения пара
Описание слайда:

Алгоритм, записанный на языке программирования. Величина изменения значения параметра цикла. Объект, исполняющий алгоритм. Древнегреческий математик, автор алгоритма по нахождению наибольшего общего делителя. Кроссворд

№ слайда 3 Конкурсы Фристайл Фигурное катание Биатлон
Описание слайда:

Конкурсы Фристайл Фигурное катание Биатлон

№ слайда 4 2. Укажите правильное описание массива: A: array[1…100] of integer; A,B: array[1
Описание слайда:

2. Укажите правильное описание массива: A: array[1…100] of integer; A,B: array[1..50] of real; A:array[1..50 of real]; A: [1..50] array of integer;

№ слайда 5 3. Как запустить генератор случайных чисел в Паскале? Random(x); Randomize; Rand
Описание слайда:

3. Как запустить генератор случайных чисел в Паскале? Random(x); Randomize; Randomize Timer; Round.

№ слайда 6 4. Отметьте правильный вариант записи операторов: If a>b then c:=a-b else c:=a+b
Описание слайда:

4. Отметьте правильный вариант записи операторов: If a>b then c:=a-b else c:=a+b; If a>b else c:=a-b then c:=a+b; If a>b then c:=a+b; else c:=a-b; If a>b then c=a-b else c=a+b;

№ слайда 7 5. Что производит следующий фрагмент программы: N:=11; For i:=1 to N do If a[i]
Описание слайда:

5. Что производит следующий фрагмент программы: N:=11; For i:=1 to N do If a[i] mod 2=0 then k:=k+1; Writeln (‘k=’, k); Находит максимальный элемент в массиве Находит четный элемент и выводит его на экран Находит сумму нечетных элементов массива Находит количество четных элементов в массиве.

№ слайда 8 Структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющ
Описание слайда:

Структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип. Алгоритм, в котором действия повторяются некоторое количество раз. Каждый алгоритм направлен на получение …

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Представить задачу в виде блок-схемы У Ивана есть три варианта дальнейшего пути:
Описание слайда:

Представить задачу в виде блок-схемы У Ивана есть три варианта дальнейшего пути:  направо - "Коня потеряешь"  налево - "Голову сложишь"  вперёд - "Невесту найдешь

№ слайда 11 НАЧАЛО Направо? Коня потеряешь Налево? Голову сложишь Невесту найдешь КОНЕЦ да д
Описание слайда:

НАЧАЛО Направо? Коня потеряешь Налево? Голову сложишь Невесту найдешь КОНЕЦ да да нет нет

№ слайда 12 Кого называют первой в истории женщиной-программистом? «Биатлон»
Описание слайда:

Кого называют первой в истории женщиной-программистом? «Биатлон»

№ слайда 13 Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы)? «Биатлон»
Описание слайда:

Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы)? «Биатлон»

№ слайда 14 Строго определенная последовательность действий при решении задач «Биатлон»
Описание слайда:

Строго определенная последовательность действий при решении задач «Биатлон»

№ слайда 15 Как обозначается раздел, в котором описываются переменные? «Биатлон»
Описание слайда:

Как обозначается раздел, в котором описываются переменные? «Биатлон»

№ слайда 16 Этап, на котором устраняются синтаксические ошибки в программе? «Биатлон»
Описание слайда:

Этап, на котором устраняются синтаксические ошибки в программе? «Биатлон»

№ слайда 17 MOD - это… «Биатлон»
Описание слайда:

MOD - это… «Биатлон»

№ слайда 18 Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: FRAC (10.2) «Биат
Описание слайда:

Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: FRAC (10.2) «Биатлон»

№ слайда 19 Вопросы для второй команды «Биатлон»
Описание слайда:

Вопросы для второй команды «Биатлон»

№ слайда 20 С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? «Биатл
Описание слайда:

С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? «Биатлон»

№ слайда 21 Графический способ представления информации? «Биатлон»
Описание слайда:

Графический способ представления информации? «Биатлон»

№ слайда 22 Знак, используемый для отделения целой части от дробной в Паскале? «Биатлон»
Описание слайда:

Знак, используемый для отделения целой части от дробной в Паскале? «Биатлон»

№ слайда 23 Программа, которая переводит программу на машинный язык? «Биатлон»
Описание слайда:

Программа, которая переводит программу на машинный язык? «Биатлон»

№ слайда 24 Какой оператор позволяет вычислить корень числа? «Биатлон»
Описание слайда:

Какой оператор позволяет вычислить корень числа? «Биатлон»

№ слайда 25 DIV – это… «Биатлон»
Описание слайда:

DIV – это… «Биатлон»

№ слайда 26 Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: Trunc(23.14) «Биа
Описание слайда:

Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: Trunc(23.14) «Биатлон»

№ слайда 27 1 задача (1 команда). Дана последовательность, состоящая из 10 целых чисел. Сост
Описание слайда:

1 задача (1 команда). Дана последовательность, состоящая из 10 целых чисел. Составить программу для нахождения суммы нечетных чисел. 2 задача (2 команда). Дана последовательность, состоящая из 8 целых чисел. Составить программу для нахождения произведения четных чисел. «Гонка чемпионов»

№ слайда 28 Мне было интересно … Я понял, что … Я приобрел … Я попробую … Мне захотелось …
Описание слайда:

Мне было интересно … Я понял, что … Я приобрел … Я попробую … Мне захотелось …

№ слайда 29 Спасибо за работу!
Описание слайда:

Спасибо за работу!

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

Название документа автор.doc

Автор: Тунцева Анастасия Юрьевна


Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: 1

Образовательное учреждение: ГБОУ школа №683 Приморского района г. Санкт-Петербурга

E-mail: hactr1102@mail.ru


Тема урока: Обобщение по теме: «Основы алгоритмизации и программирования»

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 9-10

Ключевые слова: алгоритм, блок-схема, следование, ветвление, повторение, программирование

Оборудование: компьютерный класс, язык программирования Pascal, карточки с задачами, ватманы, маркеры

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Аннотация: количество учащихся не более 8 человек. Время на конкурс – 10 минут, включая 2 – 3 минуты на объяснение материала и подведение итогов конкурса.


Название документа кроссворд конкурс Фигурное катание.docx

1.

























2.

3.





































4.

















8.

7.

5.

















6.













































Название документа медали.docx

золото.jpg

золото.jpg

золото.jpg

золото.jpg

золото.jpg

золото.jpg

золото.jpg

золото.jpg

серебро.jpg

серебро.jpg

серебро.jpg

серебро.jpg

серебро.jpg

серебро.jpg

серебро.jpg

серебро.jpg



Обобщающий урок по теме «Основы алгоритмизации и программирования» 9-10 класс
  • Информатика
Описание:


Аннотация: количество учащихся не более 8 человек. Время на конкурс – 10 минут, включая 2 – 3 минуты на объяснение материала и подведение итогов конкурса.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: обобщить и закрепить знания и умения учащихся по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».

Метапредметные УУД:
Познавательные УУД: умение сформулировать алгоритм решения задачи, представить с помощью графической формы и на языке программирования, выявлять ошибки при составлении программ и обосновывать способы их исправления.

Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, владение монологической и диалогической формами речи в соответствие с грамматическими и синтаксическими нормами языка, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: способность прогнозировать свою деятельность на уроке, умение взаимодействовать в группе, осознание качества и уровня усвоения материала.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к труду, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, знание правил техники безопасности на уроках информатики, умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Предметные УУД: владение универсальным языком программирования высокого уровня, представлениями о базовых типах данных и структурах данных, знание основных конструкций; владение умением понимать, анализировать алгоритмы; владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;

Основные понятия: алгоритм, блок-схема, программа, язык программирования, линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм, массив.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, программа Pascal ABC, маркеры – 8 шт., ватманы – 6 шт., карточки  с заданиями (задачи – 4 карточки, кроссворды – 2 карточки), золотые и серебряные медали.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Мотивация и целеполагание урока (2 мин.)
  3. Основная часть (22-23 мин.)
  4. Заключительная часть. Подведение итогов и рефлексия (4-5 мин.)

Ход урока:

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Юрьевна. Сегодня я у вас проведу не совсем обычный урок информатики, и вам представится возможность проверить себя.

Слушают учителя

Мотивация и целеполагание урока (2 мин.)

Стивс Джобс считал: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать». Вы уже сами умеете программировать, поэтому цель нашего урока обобщить и закрепить знания по теме: «Основы алгоритмизации и программирования».
Наш урок пройдет в форме игры. И хотелось бы связать ее со значимым событием, которое проходит сейчас в России.
- Ребята, а что это за событие? (Зимние Олимпийские игры в Сочи).
Совершенно верно. Эта игра-соревнование пройдет под девизом: «Кто быстрее, тот сильнее!». Подведение результатов игры будет происходить по олимпийской системе. Та команда, которая наберет наибольшее количество золотых медалей, станет победителем. Итак, начнем наше соревнование!

Слушают учителя

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

Основная часть
(25-30 мин.)

Вы поделились на две команды. В течение пяти секунд обсудите название вашей команды. Оно должно быть связано с одним из языков программирования.

1 конкурс: «Гонка чемпионов».
Цель конкурса: проверить навыки работы в составлении программы на языке программирования. Один человек от команды должен будет составить программу к задаче. Решение оформить на ватмане, протестировать и отладить программу на компьютере, в конце игры объяснить ее решение. На конкурс отводится 15 минут. Если участник справляется раньше, отведенного времени, может присоединиться  к своей команде. Прошу пройти к компьютерам под номером 1. Удачи!
1 задача (1 команда). Дана последовательность, состоящая из 10 целых чисел. Составить программу для нахождения суммы нечетных чисел.
2 задача (2 команда). Дана последовательность, состоящая из 8 целых чисел. Составить программу для нахождения произведения четных чисел.

Дают название своей команде.

 

 

 

Выбирают по одному человеку от команды.

 

 

Приступают к решению задачи.

10 мин.

А мы приступаем к следующему конкурсу: «Фристайл».
Правила языка Паскаль предусматривают единую форму основной структуры. Цель этого конкурса: проверить ваши знания на основы работы в Паскале. От каждой команды необходимо выбрать по два человека. Вы получаете карточки, которые нужно расположить в соответствие со структурой. По окончании задания присоединяетесь к своей команде.
Пока ребята восстанавливают программу, вам необходимо ответить на следующие вопросы. Для ответа вы поднимаете руку. При неправильном ответе, вопрос переходит другой команде. Какая команда наберет наибольшее количество правильных ответов, та и получает золотую медаль, другая – серебряную.
Вопросы:

  1. Как в Паскале записывается выражение

y=5x2 – 10x +2

  1. y:= 5*SQRT(x) – 10*x + 2;
  2. y:= 5*SQR(x) – 10x + 2;
  3. y:= 5*SQR(x) – 10*x + 2;
  4. y:=5*ABS(x) – 10*x + 2;
  5. Укажите правильное описание массива:
  6. A: array[1…100] of integer;
  7. A,B: array[1..50] of real;
  8. A:array[1..50 of real];
  9. A: [1..50] array of integer;
  10. Как запустить генератор случайных чисел в Паскале?
  11. Random(x);
  12. Randomize;
  13. Randomize Timer;
  14. Round.
  15. Отметьте правильный вариант записи операторов:
  16. If  a>b then c:=a-b else c:=a+b;
  17. If  a>b else c:=a-b then c:=a+b;
  18. If  a>b then c:=a+b; else c:=a-b;
  19. If  a>b then c=a-b else c=a+b;
  20. Что производит следующий фрагмент программы:

N:=11;
For i:=1 to N do
If a[i] mod 2=0 then k:=k+1;
Writeln (‘k=’, k);

  1. Находит максимальный элемент в массиве
  2. Находит четный элемент и выводит его на экран
  3. Находит сумму нечетных элементов массива
  4. Находит количество четных элементов в массиве.

Подведем итоги этого конкурса. Наибольшее количество правильных ответов дала команда ________, и она получает за этот конкурс золотую медаль. Команда _________ получает серебряную медаль.
А теперь проверим, как справились с программами наши участники. (Проверяем и обсуждаем правильность структуры программы, распределяем награды между командами).
Дополнительный вопрос: что реализует данная программа? (дать ответ может  помочь своя команда).

 

 

Выбирают по два человека от команды.

Восстанавливают правильную структуру программы.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся объясняют структуру программы.

10 мин.

3 конкурс: «Фигурное катание»
Одной из форм представления алгоритма является блок-схема.
- Давайте вспомним, какие фигуры мы используем в блок-схемах? (ответ: прямоугольник, эллипс, ромб, параллелограмм и др.)
Целью этого конкурса и будет умение представлять алгоритм в виде блок-схемы. Тот, кто быстро и правильно справится с заданием, получает золотую медаль. Для этого, нам потребуется снова два человека от команды.
Задача для 1 и 2 команды. Составить блок-схему к задаче: У Ивана есть три варианта дальнейшего пути: 
направо - «Коня потеряешь» 
налево - «Голову сложишь» 
вперёд - «Невесту найдешь»

Пока участники выполняют задание, мы с вами попробуем отгадать кроссворд. Я буду читать вопрос, а вы максимально быстро записываете ответ.

  1. Алгоритм, записанный на языке программирования (Программа)
  2. Величина изменения значения параметра цикла (Шаг)
  3. Объект, исполняющий алгоритм (Исполнитель)
  4. Древнегреческий математик, автор самого древнего алгоритма (Евклид)
  5. Структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих один и тот же тип (Массив)
  6. Алгоритм, в котором действия повторяются некоторое количество раз (Циклический)
  7. Каждый алгоритм направлен на получение … (Результат)

Проверим ваши ответы.
- Какое общее слово у вас получилось под номером 8? (Паскаль)
А теперь давайте проверим блок-схемы, составленные к задаче. Задача была следующая (зачитать, вывести на слайд). Обсуждаем правильность решения задачи. Распределяем награды за кроссворд и решение задачи.

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

Выбирают два человека от команды.

 

 

 

Слушают внимательно вопросы учителя, правильные ответы записывают на лист с кроссвордом.

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют ответы.

 

Рассказывают решение задачи.

4-5 мин.

4 конкурс: «Биатлон»
Биатлон – вид спорта, в котором спортсмен стреляет по мишеням, спортсмен либо попадает, либо нет. Каждой команде будет предложено по 7 вопросов. Ваша задача: как можно быстрее дать ответ. Помните, что можно дать только ОДИН ответ.
Вопросы (1 команда):

  1. Кого называют первой в истории женщиной-программистом? (Ада Лавлейс)
  2. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы)? (цикл)
  3. Строго определенная последовательность действий при решении задач (алгоритм)
  4. Как обозначается раздел, в котором описываются переменные? (var)
  5. Этап, на котором устраняются синтаксические ошибки в программе? (отладка)
  6. MOD  - это… (выделение остатка от деления)
  7. Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: FRAC (10.2); (0.2)

Вопросы (2 команда):

  1. С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм? (Аль-Хорезми)
  2. Графический способ представления информации? (блок-схема)
  3. Знак, используемый для отделения целой части от дробной в Паскале? (точка)
  4. Программа, которая переводит программу на машинный язык? (Транслятор)
  5. Какой оператор позволяет вычислить корень числа? (SQRT)
  6. DIV – это… (выделение целой части от деления)
  7. Какое значение примет переменная Х после выполнения оператора: Trunc(23.14); (23)

Подведем итоги нашей гонки. Наибольшее количество правильных ответов дала команда _______, и их копилка пополняется на еще одно золото. Вторая команда получает серебро.

 

 

 

 

Отвечает на вопросы первая команда.

 

 

 

 

 

 

Отвечает на вопросы вторая команда.

4-5 мин.

Давайте вернемся к нашим чемпионам и проверим их работу. Начнем с команды, которая быстрее справилась с заданием (проверяем правильность выполненных задач).

 

Заключительный этап (3-4 мин.).
Подведение итогов. Рефлексия.

Вы все сегодня показали свои знания. Нам удалось на уроке повторить основные понятия алгоритмизации и программирования, графический способ представления информации – блок-схемы, основы работы в Паскале. Вы все просто молодцы! А теперь давайте подведем итоги игры. Посчитайте количество золотых и серебряных медалей.
Таким образом, победителем становится команда ______. Давайте ей поаплодируем! Все равно победила ДРУЖБА!
Подведем итоги.
Продолжите предложение…
Мне было интересно …
Я понял, что …
Я приобрел …
Я попробую …
Мне захотелось …

 

 

 

Считают медали.

 

 

Продолжают предложение.





Список литературы:

  1. Анеликова Л.А.  Тесты. Информатика и информационные технологии. 6-11 класс/ Л.А. Анеликова. – 2-е изд., стереотип., - М.: Дрофа, 2007. -251 с., ил.
  2. Златопольский Д.М. Интеллектуальный игры в информатике. Спб.: БХВ-Петербург, 2004, 400с., ил.
  3. Чернов А.Ф., Чернов А.А.. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию/ авт.-сост. А.Ф. Чернов, А.А. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006. – 233 с.
Слайд 1
tun1.jpg


Слайд 2
tun2.jpg


Слайд 10
tun10.jpg


Слайд 12
tun12.jpg
Автор Тунцева Анастасия Юрьевна
Дата добавления 17.03.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5082
Номер материала 565
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓