Главная / Информатика / Конспект урока по теме «Логические выражения в условном операторе If» 9-10 класс

Конспект урока по теме «Логические выражения в условном операторе If» 9-10 класс

Название документа avtor.doc

Автор: Гарипова Роза Фаритовна

Должность: учитель информатики

Категория: 1

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №93 г. Ижевск Удмуртская Республика

E-mail: roza_garipova@mail.ru


Тема урока: «Логические выражения в условном операторе If»

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 9-10

Ключевые слова: информатика, программирование, условный оператор, Паскаль, Pascal, алгоритм, ветвление, сложные условия, открытый, урок, интеграция, конспект, презентация.

Оборудование: компьютерный класс, Pascal ABC.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Аннотация: Данный урок занимает одно из основных мест в разделе «Алгоритмизация и основы программирования на языке Pascal» и является уроком закрепления знаний и комплексного применения знаний и умений, полученных при изучении предыдущих тем: «Данные логического типа и логические выражения. Логические операции» и «Логические выражения в операторе If». Внутрипредметная связь: построение сложных условий с использованием логических операций в алгоритмах разветвляющейся структуры.

Специфика урока в том, что решаются прикладные задачи, требующие знаний из алгебры и геометрии. Таким образом, формируется межпредметная связь между математикой и информатикой.

В проведении урока для организации учебной деятельности школьников, я выбрала фронтальную форму, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, и групповую работу учащихся. При этом я считаю, необходим дифференцированный подход к учащимся. На уроке я старалась дифференцировать степень помощи, оказанной учащимся, во время практической части занятия.





Название документа Конспект урока.doc

КОНСПЕКТ УРОКА.

Решение прикладных задач по теме:


«Логические выражения в условном операторе If»

Цель урока: Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научиться применять знания, умения, навыки в решении прикладных задач по данной теме;

  • научиться применять и объединять знания из различных общеобразовательных предметов для решения задач по информатике;

  • формирование межпредметных связей между математикой и информатикой;

  • научиться анализировать ограниченные области и разбивать их на части;

  • уметь правильно определять тип условного оператора;

  • овладеть способом решения задач с помощью Условного Оператора средствами языка PASCAL.

Развивающие:

  • развитие логического и абстрактного мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);

  • развитие внимания.

Воспитательные:

  • умение работать в коллективе, группе;

  • воспитание умения управлять собой, оказывать взаимопомощь и контроль.

  • умение адекватно реагировать на замечания одноклассников;

  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, честность, аккуратность, собранность;

  • формирование мировоззрения по математике.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Форма урока: Практикум.

Оборудование: ТСО (ПК), ДСО (комплексные упражнения), доска, мел.

Межпредметные связи: связь c алгеброй и геометрией.

Внутрипредметные связи: построение сложных условий с использованием логических операций в алгоритмах разветвляющейся структуры.

Основная учебная ситуация: фронтальная, групповая работа учащихся.



Структура урока:

  1. Организация начала урока

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы урока и постановка цели

  4. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой

  5. Решение задач на их закрепления

  6. Контроль и самоконтроль

  7. Итог урока

  8. Задание на дом



Этап урока

Время

Методы, формы, средства

1. Организация начала урока.

1 мин

Учитель отмечает присутствующих в классе. Проверяет готовность учащихся и оборудования к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

5 мин

Индивидуальный, фронтальный опрос с помощью ДСО и вопросов классу.

3. Сообщение темы урока и постановка цели.

2 мин

Объяснительный метод (объясняет учитель)

4. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

5 мин

Индивидуальный, фронтальный опрос с помощью ТСО (проверяет учитель)

5. Решение задач на закрепление сформированных умений и навыков.

20мин

Метод: практический, иллюстративный. Индивидуальная, дифференцированная работа учащихся в группе с использованием ДСО, взаимопомощь.

6. Контроль и самоконтроль.

6 мин

Самоконтроль - решение задачи проверяет старший по группе.

Контроль - правильность решения всех задач проверяет учитель.

7. Итог урока.

3 мин

Подведение итогов. Оценка работы каждого ученика и группы в целом.

8. Задание на дом.

3 мин

Сообщает учитель.





Время

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

1 мин

1. Организация начала урока.

Поздороваться с обучающимися и отметить отсутствующих в классе. Проверить готовность учащихся к уроку.

Называют отсутствующих.

5 мин

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Вызывается к доске один ученик, оформляет на доске домашнее задание и объясняет своё решение.


Домашнее задание (см. Слайд 1, 2 презентация):

Запишите логические выражения для следующих условий:


  1. X удовлетворяет неравенству 5

  2. X не принадлежит отрезку [-2, 2];

  3. Число X положительно и отлично от 2;

  4. Хотя бы одно из чисел X, Y, Z отлично от 1;

  5. Все числа X, Y, Z равны 0.

К доске выходит один ученик и решает домашние задачи, остальные обучающиеся в это время проверяют задачу, предложенную учителем, на допущенные ошибки.



По окончании решения домашнего задания ученик оценивается.




2 мин

3. Сообщение темы урока и постановка цели.

Преподаватель проговаривает дату и тему урока.

Формулируем цель и задачи урока.

- Исходя из темы урока, какова наша цель?

Записывают дату и тему урока в тетради.

Формирование умений и навыков решения задач на построение сложных условий с использованием логических операций в алгоритмах разветвляющейся структуры.

5 мин

4. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

Задаются вопросы:


  • какие логические операции вы знаете?

  • назовите английское обозначение логических операций.

  • назовите операции отношений (простые условия).

  • запись уравнения прямой через две точки;

  • запись уравнения прямой параллельной оси ОХ;

  • запись уравнения прямой параллельной оси ОУ;

  • запись уравнения окружности;

  • какое значение могут принимать логические выражения в результате вычисления?

  • какие типы переменных в Паскале вы знаете?

  • назовите структуру программы на Паскале?

Слайды 3, 4, 5, 6 презентация

Отвечают на вопросы:


отрицание “не”, логическое умножение “и”,

логическое сложение “или”

not, and, or

hello_html_m1dfa9e43.png

hello_html_m21de3010.png

у = а, а = const

х = b, b = const

х2 + у2 = r2

Истина, ложь

integer – целый,

real – вещественный,

boolean – логический

Program <заголовок>;

Var <раздел описания переменных>;

Begin

<тело программы>;

End.

20мин

5. Решение задач на закрепление сформированных умений и навыков.


3. С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается внутри заданной области, то вывести сообщение «Точка принадлежит области», в противном случае вывести сообщение «Точка не принадлежит области».


(Слайд 7, 8, 9 презентация)


hello_html_6cba06bb.gif

hello_html_1665ff69.gif













1hello_html_43163c71.png. Составить уравнения кривых, ограничивающих заштрихованную область.

2. Определить какими неравенствами описывается рассматриваемая область.

3. Записать программу на языке Паскале

Учащиеся делятся на три группы по 3-4 человека. В каждой группе – выбирают старшего. Каждой группе даётся конкретная область.





После выполнения пунктов 1 и 2 в тетрадях учащиеся показывают работу старшему по группе. Если задача выполнена правильно, то он дает “допуск” к практическому решению задачи на ПК.




5 мин

6. Контроль и самоконтроль.

Во время работы преподаватель смотрит ход выполнения.

Правильность решения всех задач проверяет учитель.

Решение задачи на ПК проверяет старший по группе.


3 мин

7. Итог урока.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Задаются вопросы:

  • достигли ли мы поставленной цели?

  • есть ли у вас вопросы по материалу урока?

  • что нового узнали на уроке?

  • что интересного узнали на уроке?

Отвечают на вопросы.

3 мин

8. Задание на дом.

С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается внутри заданной области (см. рис.), то вывести сообщение «Точка принадлежит области», в противном случае вывести сообщение «Точка не принадлежит области».

hello_html_73329c59.gif












1. Составить уравнения окружности и прямой ограничивающих заштрихованную область.

2. Какими неравенствами описывается рассматриваемая область

3. Записать программу на языке Паскале


Слайд 10 презентация

Записывают задание и зарисовывают область в тетради.

х22=36

х=2

х>=2, х22<=36

Program Oblast;

Var x,у: real;

Begin

Writeln (‘введите х,у’);

Readln (x,у);

If (x>=2) and (x*х+у*у<=36) Then

Writeln (‘точка лежит в заданной области?’)

Else

Writeln (‘точка лежит в заданной области?’)

End.



Листинги программ

1 группа


program oblast_gruppa_1;

var x,y: real;

Begin

writeln (Введите координаты точки M');

readln(x,y);

If (x>=-1)and (x<=0)and (y>=0)and (y<=1)and (y<=x+1)or

(x>=0)and (x<=1)and (y>=0)and (y<=1)and (y<=-x+1) or

(x>=-1)and (x<=0)and (y>=-1)and (y<=0)and (y>=-x-1)or

(x>=0)and (x<=1)and (y>=-1)and (y<=0)and (y<=x-1) Then


writeln('Точка принадлежит заданной области’)

Else

writeln('Точка не принадлежит заданной области’);

End.


2 группа


program oblast_gruppa_2;

var x,y: real;

Begin

writeln (Введите координаты точки M');

readln(x,y);

If (x>=-2)and (x<=2)and (Sqr(y)<=4-Sqr(x))and (Sqr(y)>=1-Sqr(x)) Then


writeln('Точка принадлежит заданной области’)

Else

writeln('Точка не принадлежит заданной области’);

End.


3 группа


program oblast_gruppa_3;

var x,y: real;

Begin

writeln (Введите координаты точки M');

readln(x,y);

If (x>=-1)and (x<=1)and (y>=0)and (y<=sqrt(1-sqr(x))) or

(x>=-1)and (x<=0)and (y>=-1)and (y<=0)and (y>=-x-1)or

(x>=0)and (x<=1)and (y>=-1)and (y<=0)and (y>=x-1) Then


writeln('Точка принадлежит заданной области’)

Else

writeln('Точка не принадлежит заданной области’);

End.


4


Название документа Презентация.ppt

«Логические выражения в условном операторе If»
Домашнее задание Запишите логические выражения для следующих условий: X удовл...
Решение (5 < Х) AND (Х < 10) (Х < -2) OR (X> 2) (Х > 0) AND (Х2) (Х  1) OR (Y...
Сложные условия Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких просты...
запись уравнения прямой через две точки: запись уравнения прямой параллельно...
Типы переменных: integer			{ целые числа } byte { целые числа } real			{ веще...
Из чего состоит программа? program ; var …; {раздел описания переменные} begi...
Задача С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается ...
1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА Задание по группам
Ход работы: 1. Составить уравнения кривых, ограничивающих заштрихованную обла...
Домашнее задание С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка ок...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Логические выражения в условном операторе If»
Описание слайда:

«Логические выражения в условном операторе If»

№ слайда 2 Домашнее задание Запишите логические выражения для следующих условий: X удовлетв
Описание слайда:

Домашнее задание Запишите логические выражения для следующих условий: X удовлетворяет неравенству 5<X<10; X не принадлежит отрезку [-2, 2]; Число X положительно и отлично от 2; Хотя бы одно из чисел X, Y, Z отлично от 1; Все числа X, Y, Z равны 0.

№ слайда 3 Решение (5 &lt; Х) AND (Х &lt; 10) (Х &lt; -2) OR (X&gt; 2) (Х &gt; 0) AND (Х2) (Х  1) OR (Y  1
Описание слайда:

Решение (5 < Х) AND (Х < 10) (Х < -2) OR (X> 2) (Х > 0) AND (Х<>2) (Х <> 1) OR (Y <> 1) OR (Z <> 1) (Х=0) AND (Y =0) AND (Z =0)

№ слайда 4 Сложные условия Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых у
Описание слайда:

Сложные условия Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций: not – НЕ (отрицание, инверсия) and – И (логическое умножение, конъюнкция, одновременное выполнение условий) or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция, выполнение хотя бы одного из условий) Простые условия (отношения) < <= > >= = <> Особенность – каждое из простых условий обязательно заключать в скобки: (a > b) or (c <> d) равно не равно

№ слайда 5 запись уравнения прямой через две точки: запись уравнения прямой параллельной о
Описание слайда:

запись уравнения прямой через две точки: запись уравнения прямой параллельной оси ОХ: запись уравнения прямой параллельной оси ОУ: запись уравнения окружности; где (x, y) – координаты центра окружности r – радиус окружности х2 + у2 = r2 у = а, а = const х = b, b = const

№ слайда 6 Типы переменных: integer			{ целые числа } byte { целые числа } real			{ веществ
Описание слайда:

Типы переменных: integer { целые числа } byte { целые числа } real { вещественные числа } boolean { логический тип }

№ слайда 7 Из чего состоит программа? program ; var …; {раздел описания переменные} begin …
Описание слайда:

Из чего состоит программа? program <имя программы>; var …; {раздел описания переменные} begin … {основная программа} end.

№ слайда 8 Задача С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается вну
Описание слайда:

Задача С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается внутри заданной области, то вывести сообщение «Точка принадлежит области», в противном случае вывести сообщение «Точка не принадлежит области».

№ слайда 9 1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА Задание по группам
Описание слайда:

1 ГРУППА 2 ГРУППА 3 ГРУППА Задание по группам

№ слайда 10 Ход работы: 1. Составить уравнения кривых, ограничивающих заштрихованную область
Описание слайда:

Ход работы: 1. Составить уравнения кривых, ограничивающих заштрихованную область. 2. Определить какими неравенствами описывается рассматриваемая область. 3. Записать программу на языке Паскале.

№ слайда 11 Домашнее задание С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказы
Описание слайда:

Домашнее задание С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается внутри заданной области (см. рис.), то вывести сообщение «Точка принадлежит области», в противном случае вывести сообщение «Точка не принадлежит области».

Конспект урока по теме «Логические выражения в условном операторе If» 9-10 класс
  • Информатика
Описание:

Оборудование: компьютерный класс, Pascal ABC.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Аннотация: Данный урок занимает одно из основных мест в разделе «Алгоритмизация и основы программирования на языке  Pascal» и является уроком закрепления знаний и комплексного применения знаний и умений, полученных при изучении предыдущих тем: «Данные логического типа и логические выражения. Логические операции» и «Логические выражения в операторе If». Внутрипредметная связь: построение сложных условий с использованием логических операций в алгоритмах разветвляющейся структуры.
Специфика урока в том, что решаются прикладные задачи,  требующие знаний из алгебры и геометрии. Таким образом, формируется межпредметная связь между математикой и информатикой.
В проведении урока для организации учебной деятельности школьников, я выбрала фронтальную форму, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, и групповую работу учащихся. При этом я считаю, необходим дифференцированный подход к учащимся. На уроке я старалась дифференцировать степень помощи, оказанной учащимся, во время практической части занятия.

Цель урока: Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научиться применять знания, умения, навыки в решении прикладных задач по данной теме;
  • научиться применять и объединять знания из различных общеобразовательных предметов для решения задач по информатике;
  • формирование межпредметных связей между математикой и информатикой;
  • научиться анализировать ограниченные области и разбивать их на части;
  • уметь правильно определять тип условного оператора;
  • овладеть способом решения задач с помощью Условного Оператора средствами языка PASCAL.

Развивающие:

  • развитие логического и абстрактного мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать);
  • развитие внимания.

Воспитательные:

  • умение работать в коллективе, группе;
  • воспитание умения управлять собой, оказывать взаимопомощь и контроль.
  • умение адекватно реагировать на замечания одноклассников;
  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, честность, аккуратность, собранность;
  • формирование мировоззрения по математике.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Форма урока: Практикум.

Оборудование: ТСО (ПК), ДСО (комплексные упражнения), доска, мел.

Межпредметные связи: связь c алгеброй и геометрией.

Внутрипредметные связи: построение сложных условий с использованием логических операций в алгоритмах разветвляющейся структуры.

Основная учебная ситуация: фронтальная, групповая работа учащихся.

Структура урока:

  1. Организация начала урока
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение темы урока и постановка цели
  4. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой
  5. Решение задач на их закрепления
  6. Контроль и самоконтроль
  7. Итог урока
  8. Задание на дом

Этап урока

Время

Методы, формы, средства

1. Организация начала урока.

1 мин

Учитель отмечает присутствующих в классе. Проверяет готовность учащихся и оборудования к уроку.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

5 мин

Индивидуальный, фронтальный опрос с помощью ДСО и вопросов классу.

3. Сообщение темы урока и постановка цели.

2 мин

Объяснительный метод (объясняет учитель)

4. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

5 мин

Индивидуальный, фронтальный опрос с помощью ТСО (проверяет учитель)

5. Решение задач на закрепление сформированных умений и навыков.

20 мин

Метод: практический, иллюстративный. Индивидуальная, дифференцированная работа учащихся в группе с использованием ДСО, взаимопомощь.

6. Контроль и самоконтроль.

6 мин

Самоконтроль - решение задачи проверяет старший по группе.
Контроль - правильность решения всех задач проверяет учитель.

7. Итог урока.

3 мин

Подведение итогов. Оценка работы каждого ученика и группы в целом.

8. Задание на дом.

3 мин

Сообщает учитель.





Время

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

1 мин

1. Организация начала урока.

Поздороваться с обучающимися и отметить отсутствующих в классе. Проверить готовность учащихся к уроку.

Называют отсутствующих.

5 мин

2. Проверка выполнения  домашнего задания.

Вызывается к доске один ученик, оформляет на доске домашнее задание и объясняет своё решение.

Домашнее задание (см. Слайд 1, 2 презентация):
Запишите логические выражения для следующих условий:

  • X удовлетворяет неравенству 5
  • X не принадлежит отрезку [-2, 2];
  • Число X положительно и отлично от 2;
  • Хотя бы одно из чисел X, Y, Z отлично от 1;
  • Все числа X, Y, Z  равны 0.

К доске выходит один ученик и решает домашние задачи, остальные обучающиеся в это время проверяют задачу, предложенную учителем, на допущенные ошибки.

По окончании решения домашнего задания ученик оценивается.

2 мин

3. Сообщение темы урока и постановка цели.

Преподаватель проговаривает дату и тему урока.
Формулируем цель и задачи урока.
- Исходя из темы урока, какова наша цель?

Записывают дату и тему урока в тетради.
Формирование умений и навыков решения задач на построение сложных условий с использованием логических операций в алгоритмах разветвляющейся структуры.

5 мин

4. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.

Задаются вопросы:

  • какие логические операции вы знаете?
  • назовите английское обозначение логических операций.
  • назовите операции отношений (простые условия).
  • запись уравнения прямой через две точки;
  • запись уравнения прямой параллельной оси ОХ;
  • запись уравнения прямой параллельной оси ОУ;
  • запись уравнения окружности;
  • какое значение могут принимать логические выражения в результате вычисления?
  • какие типы переменных в Паскале вы знаете?
  • назовите структуру программы на Паскале?

Слайды 3, 4, 5, 6 презентация

Отвечают на вопросы:

отрицание “не”, логическое умножение “и”,
логическое сложение “или”
not, and, or

 
у = а, а = const
х = b, b = const
х2 + у2 = r2
Истина, ложь
integer – целый,
real – вещественный,
boolean – логический
Program <заголовок>;
Var <раздел описания переменных>;
Begin
<тело программы>;
End.

20мин

5. Решение задач на закрепление сформированных умений и навыков.

3. С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается внутри заданной области, то вывести сообщение «Точка принадлежит области», в противном случае вывести сообщение «Точка не принадлежит области».

(Слайд  7, 8, 9 презентация)

1. Составить уравнения кривых, ограничивающих заштрихованную область.
2. Определить какими неравенствами описывается рассматриваемая область.
3. Записать программу на языке Паскале

Учащиеся делятся на три группы по 3-4 человека. В каждой группе – выбирают старшего. Каждой группе даётся конкретная область.

 
После выполнения пунктов 1 и 2 в тетрадях учащиеся показывают работу старшему по группе. Если задача выполнена правильно, то он дает “допуск” к практическому решению задачи на ПК.

5 мин

6. Контроль и самоконтроль.

Во время работы преподаватель смотрит ход выполнения.
Правильность решения всех задач проверяет учитель.

Решение задачи на ПК проверяет старший по группе.

3 мин

7. Итог урока.

Подведение итогов.
Выставление оценок.
Задаются вопросы:

  • достигли ли мы поставленной цели?
  • есть ли у вас вопросы по материалу урока?
  • что нового узнали на уроке?
  • что интересного узнали на уроке?

Отвечают на вопросы.

3 мин

8. Задание на дом.

С клавиатуры вводятся координаты х, y точки M. Если точка оказывается внутри заданной области (см. рис.), то вывести сообщение «Точка принадлежит области», в противном случае вывести сообщение «Точка не принадлежит области».
 

1. Составить уравнения окружности и прямой ограничивающих заштрихованную область.
2. Какими неравенствами описывается рассматриваемая область
3. Записать программу на языке Паскале

Слайд 10 презентация

Записывают задание и зарисовывают область в тетради.
х2+у2=36
х=2
х>=2, х2+у2<=36
Program Oblast;
Var x,у: real;
Begin
Writeln (‘введите х,у’);
Readln (x,у);
If (x>=2) and (x*х+у*у<=36) Then
Writeln (‘точка лежит в заданной области?’)
Else
Writeln (‘точка лежит в заданной области?’)
End.

Автор Гарипова Роза Фаритовна
Дата добавления 02.12.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2683
Номер материала 564
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓