Главная / Информатика / Конспект урока информатики «Операторы ввода и вывода на языке QBasic» 10 класс

Конспект урока информатики «Операторы ввода и вывода на языке QBasic» 10 класс

Название документа I-O.doc

Тема: «Операторы ввода и вывода на языке QBasic».

Предмет: информатика

Класс: 10

Ключевые слова или опорные понятия: информатика, открытый, урок, операторы ввода и вывода, план-конспект.

Источники информации:

  1. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10 класс Москва, Лаборатория базовых знаний, 2008

  2. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. «Информатика», задачник-практикум, Том 1., Москва, Лаборатория базовых знаний

  3. http://klyaksa.net/

  4. http://www.metod-kopilka.ru/


Цели урока:

  • Помочь учащимся усвоить понятие линейная структура программы, научить создавать простые программы на языке программирования QBasic;

  • способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;

  • содействовать учащихся в формировании навыков работы в среде QBasic;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Оборудование:

доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  • Орг. момент.

  • Проверка знаний (Д/з).

  • Актуализация знаний

  • Новая тема (теоретическая часть).

  • Практическая часть.

  • Закрепление

  • Д/з

  • Итог урока.

Ход урока:

Ход урока

Учитель

Ученики

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих.


II. Провер-

ка д/з.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования.

- Я вас просила написать 2 программы:

1) для вычисления площади круга, если R=2.

CLS

R=2

Pi=3.14

S=Pi*R^2

Print Площадь круга =”; S

End


2)программа для вычисления функции y=3(x+1)2+2(x+1)-3, если х=8,2.

CLS

X=2

Y=3*(x+1)^2 + 2*(x+1) - 3

Print Y =”; Y

End

Хорошо, в практической части нашего урока мы проверим эти программы.

- Ребята, напомните мне пожалуйста что же такое алгоритм?


- Хорошо.

- А по какой структуре классифицируется алгоритм?



- Какими свойствами он обладает?




2 ученика выходят к доске и пишут программы.





















- Это строго определенная последовательность действий при решении задачи.


- Алгоритмы бывают: линейные, разветвляющиеся, циклические, вспомогательные.


- Результативность (получение результата за конечное число шагов);

- дискретность (разбиение алгоритма на шаги);

- детерминированность (каждое действие должно быть строго определено);

- массовость (использование алгоритма для решения однотипных задач);

- конечность (каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения),

III.Актуализация знаний

- Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью.


IV.Новая тема (теоретическая часть).

- Ребята, запишите пожалуйста сегодняшнюю темы «Ввод и вывод данных».


- Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине.

- Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.

В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.

Вспомним операторы применяемые на языке QBasic.

Операторы комментария (REM), очистки экрана (CLS) и вывода на экран (Print) как переводится Print? Это мы уже с вами рассмотрели.


- Итак, запишите пожалуйста в тетрадях.


Оператор INPUT (ввод) – вводит значения переменной с клавиатуры в память компьютера.

INPUT – в переводе с англ.яз означает “вставлять, вводить”.


пример:

INPUT а


При встрече с оператором INPUT программа приостанавливает свое действие, на экране появляется знак вопроса, после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящей в состав оператора INPUT, нажать клавишу Enter.

INPUT "Введите число а= "; а

Компьютер выведет на экран:

'Введите число а=' и будет ждать ввода данных.

Например: Вычисли скорость V пешехода. Значения пути S и времени Т задай с клавиатуры.


CLS /очищаем экран монитора/

INPUT “Введите значение пути S=”; S /вводим с клавиатуры значение пути/

INPUT “Введите время пути Т=”; Т /вводим с клавиатуры значение времени/


V=S/T /записываем формулу для нахождения скорости/

PRINT “Скорость пешехода V=”; V /выводим ответ на экран/

END /конец программы/


- А теперь сами в своих тетрадях попробуйте написать программу для нахождения площади S и периметра P прямоугольника. Значение сторон a и b нужно задать с клавиатуры.


CLS

INPUT “а=”; a

INPUT “b=”; b

P=(a+b)*2

S=a*b

PRINT “Периметр Р=”; Р

PRINT “Площадь S=”; S

END


Все операторы этой программы выполняются друг за другом, т.е. программа имеют линейную структуру.

- Теперь давайте выполним устно несколько упражнений.

Задачи устно:

- Ученики записывают новую тему в тетрадях.



Ученики слушают учителя.
































Ученики записывают в тетради.






















Ученики записывают в тетради.











- Учащиеся самостоятельно пишут программу в тетрадях.

1)Какие значения последовательно получает переменная Х при выполнении команд?

Х=6

Х=Х+4

Х=Х/2

Х=Х*Х+2

(Ответ: Х=27)


2)Найдите ошибки в записях операторов:
а) ПРИНТ а, в
б) PRINT "сумма двух чисел равна" x
в) INPUT ф, л, ч


3) Найдите ошибку

18,08:(2,45+0,582) – 56,8*6,002


(Ответ: 18.08/(2.45+0,58^2) – 56.8*6.002)

V. Практиче-ская часть.

На ближайших нескольких уроках мы будем записывать алгоритмы на языке программирования QBasic. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить программу на языке QBasic. Вам необходимо будет набрать и отладить эти программы.

См.Приложение.

Ученики садятся за компьютеры и выполняют задание.

VI.Закрепление

- Итак, ответьте пожалуйста на вопрос:


1)Для чего нам нужен оператор PRINT и INPUT?

2)Какие знаки арифметических операций используется в выражениях?


1)PRINT – оператор для вывода значений на экран.

INPUT – вводит значения переменной с клавиатуры.

2)+ - / * ^ SQR



VII. Дом/зад.

1)Используя данную блок-схему, составьте программу.

2) Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию.


Учащиеся записывают в тетради домашнее задание.

Итоги урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с тем, что такое линейная структура программы, Продолжили учиться составлять программы на языке программирования.






5


Название документа Практ-работа.doc

Приложение

Пример 1: программа, выводящая на экран сообщение: Привет! Меня зовут Маша! 

REM Первая программа
PRINT “Привет! Меня зовут Саша!”
END

Пример 2: Программа, выводящая на экран фамилию, имя и класс ученика.

CLS

INPUT “Введите свою фамилию:”; f$

INPUT “Введите своё имя:”; i$

INPUT “Введите свой класс:”; к$

PRINT

PRINT f$; “” i$; “,” к$

END


Пример 3: Вывести на экран рисунок.


********

*Бейсик*

********

Пример 4: Вычислите объем шара если радиус R=3 см, по формуле (V=4/3 Pi*R3).

Пример 5: Вычислить выражение hello_html_m5e7534f5.png

REM Вычисление выражения
INPUT "Введите а", а
INPUT "Введите b", b
c = SQR(2*a*b)/(a+b)
PRINT "с= ", с
END

Пример 6: Вычисление скорости пешехода

CLS

INPUT “Введите значение пути S=”; S

INPUT “Введите время пути Т=”; Т

V=S/T

PRINT “Скорость пешехода V=”; V

END

Пример 7: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.

Пример 8: Вычисление длины окружности и площади круга

REM Вычисление длины окружности и площади круга
INPUT "Введите радиус ", r
PI = 3.14
l = 2 * PI * r
s= Pi * r^2
PRINT "Длина окружности равна: ", l
PRINT "Площадь равна: ", s
END

Дополнительные задания:

  1. Написат программу, которая выводит на экран сообщение: “Добро пожаловать!”

  2. На складе было N ящиков мыла. В течении 10 дней со склада отпускали ежедневно К ящиков мыла. Сколько ящиков мыла осталось на складе?

  3. Найти среднее арифметическое трех чисел

  4. Найти площадь треугольника по формуле Герона.

  5. Вычислите гипотенузу прямоугольного треугольника по двум катетам.







Название документа Сопроводительное письмо.doc

ФИО: Хазиева Альбина Мударисовна

должность: учитель информатики

квалификациионная категория: вторая

место работы (образовательное учреждение): МОУ «Гимназия № 2»

Республика/край, город/поселение: Республика Татарстан, г.Набережные Челны

контактный для пользователей e-mail: a.hazieva@bk.ru

адрес сайта личного или сайта ОУ (если есть): http://nabchelny.ru/school2

тема урока: Операторы ввода и вывода на QBasic

предмет: информатика

класс/группа: 10

использованные источники и литература: интернет и учебники

ключевые слова или опорные понятия через запятую: информатика, открытый, урок, план-конспект,

Конспект урока информатики «Операторы ввода и вывода на языке QBasic» 10 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

  1. Помочь учащимся усвоить понятие линейная структура программы, научить создавать простые программы на языке программирования QBasic;
  2. способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;
  3. содействовать учащихся в формировании навыков работы в среде QBasic;
  4. воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  5. развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере.

Оборудование:
доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка знаний (Д/з).
  3. Актуализация знаний
  4. Новая тема (теоретическая часть).
  5. Практическая часть.
  6. Закрепление
  7. Д/з
  8. Итог урока.

Ход урока:

Ход урока

Учитель

Ученики

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

 

II. Проверка д/з.

На прошлом уроке мы начали знакомиться с понятием алгоритма и основами программирования.
- Я вас просила написать 2 программы:
1) для вычисления площади круга, если R=2.
CLS
R=2
Pi=3.14
S=Pi*R^2
Print  «Площадь круга =»; S
End

2)программа для вычисления функции y=3(x+1)2+2(x+1)-3, если х=8,2.
 CLS
X=2
Y=3*(x+1)^2 + 2*(x+1) - 3
Print  «Y =»; Y
End
Хорошо, в практической части нашего урока мы проверим эти программы.
- Ребята, напомните мне пожалуйста что же такое алгоритм?

- Хорошо.
- А по какой структуре классифицируется алгоритм?

 

- Какими свойствами он обладает?

 

 

2 ученика выходят к доске и пишут программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это строго определенная последовательность действий при решении задачи.

- Алгоритмы бывают: линейные, разветвляющиеся, циклические, вспомогательные.

- Результативность (получение результата за конечное число шагов);
- дискретность (разбиение алгоритма на шаги);
- детерминированность (каждое действие должно быть строго определено);
- массовость (использование алгоритма для решения однотипных задач);
- конечность (каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения),

III.Актуализация знаний

- Для решения большинства задач существует множество готовых программ. Но для того чтобы лучше понимать все происходящее с компьютером и уверенно принимать правильные решения, рядовому пользователю необходимо обладать определенной компьютерной грамотностью.

 

IV.Новая тема (теоретическая часть).

- Ребята, запишите пожалуйста сегодняшнюю темы «Ввод и вывод данных».

- Благодаря языкам программирования высокого уровня, программы которые мы будем составлять, будут больше напоминать инструкции, обращенные к человеку, нежели к машине.
- Однако следует иметь в виду, что в языках программирования не допускаются даже незначительные нарушения в правилах написания программ. Ведь даже маленькая неточность может вызвать невыполнимость программы или трудно уловимую ошибку.
В языках программирования высокого уровня программа - это перечень действий. Исполнение этих действий определено в самом языке программирования, и их принято называть операторами.
Вспомним  операторы применяемые на языке QBasic.
Операторы комментария (REM), очистки экрана (CLS) и вывода на экран (Print)  как переводится Print?  Это мы уже с вами рассмотрели.

- Итак, запишите пожалуйста в тетрадях.

Оператор INPUT (ввод) – вводит значения переменной с клавиатуры в память компьютера.
INPUT – в переводе с англ.яз означает «вставлять, вводить».

пример:
INPUT а

При встрече с оператором INPUT программа  приостанавливает свое действие, на экране появляется знак вопроса, после которого необходимо набрать на клавиатуре значение переменной, входящей в состав оператора INPUT, нажать клавишу Enter.
INPUT «Введите число а= «; а
Компьютер выведет на экран:
'Введите число а=' и будет ждать ввода данных.
Например: Вычисли скорость V пешехода. Значения пути S и времени Т задай с клавиатуры.

CLS       /очищаем экран монитора/        
INPUT «Введите значение пути S=»; S /вводим с клавиатуры значение пути/
INPUT «Введите время пути Т=»; Т /вводим с клавиатуры значение времени/

V=S/T /записываем формулу для нахождения скорости/
PRINT «Скорость пешехода V=»; V /выводим ответ на экран/
END /конец программы/

- А теперь сами в своих тетрадях попробуйте написать программу для нахождения площади S и периметра P прямоугольника. Значение сторон a и b нужно задать с клавиатуры.

CLS        
INPUT «а=»; a
INPUT «b=»; b
P=(a+b)*2
S=a*b
PRINT «Периметр Р=»; Р
PRINT «Площадь S=»; S
END

Все операторы этой программы выполняются друг за другом, т.е. программа имеют линейную структуру.
- Теперь давайте выполним устно несколько упражнений.
Задачи устно:

- Ученики записывают новую тему в тетрадях.

 

Ученики слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетради.

 

 

 

 

 

- Учащиеся самостоятельно пишут программу в тетрадях.

1)Какие значения последовательно получает переменная Х при выполнении команд?
Х=6
Х=Х+4
Х=Х/2
Х=Х*Х+2
(Ответ: Х=27)

2)Найдите ошибки в записях операторов:
а) ПРИНТ а, в
б) PRINT «сумма двух чисел равна» x
в) INPUT ф, л, ч

3) Найдите ошибку
18,08:(2,45+0,582) – 56,8*6,002

(Ответ: 18.08/(2.45+0,58^2) – 56.8*6.002)

V. Практиче-ская часть.

На ближайших нескольких уроках мы будем записывать алгоритмы на языке программирования QBasic. На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить программу на языке QBasic. Вам необходимо будет набрать и отладить эти программы.
См.Приложение.

Ученики садятся за компьютеры и выполняют задание.

VI.Закрепление

- Итак, ответьте пожалуйста на вопрос:

1)Для чего нам нужен оператор PRINT и INPUT?
2)Какие знаки арифметических операций используется в выражениях?

1)PRINT – оператор для вывода значений на экран.
INPUT – вводит значения переменной с клавиатуры.
2)+ - / * ^ SQR

 

VII. Дом/зад.

1)Используя данную блок-схему, составьте программу.
2) Составить программу для вычисления площади треугольника по высоте и основанию.

Учащиеся записывают в тетради домашнее задание.

Итоги урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы познакомились  с тем, что такое линейная структура программы, Продолжили учиться составлять программы на языке программирования.

 


Источники информации:

  1. Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ» 10  класс Москва, Лаборатория базовых знаний, 2008
  2. Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. «Информатика», задачник-практикум, Том 1., Москва, Лаборатория базовых знаний
  3. http://klyaksa.net/
  4. http://www.metod-kopilka.ru/


Автор Хазиева Альбина Мударисовна
Дата добавления 02.07.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3631
Номер материала 549
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓