Главная / Информатика / Урок по информатике «Программирование линейных алгоритмов» 9 класс

Урок по информатике «Программирование линейных алгоритмов» 9 класс

Название документа Программирование лин. алгоритмов.ppt

Что такое алгоритм? Назовите базовые структуры алгоритмов. В какой форме запи...
Словесная форма: 	1. Задать два числа А и В 	2. Найти сумму этих чисел S=А+В...
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ Захарова Наталия Владимировна
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы: присваивания, ввода, выво...
Оператор присваивания А:=В; А – переменная; В – выражение; Типы переменной А ...
Задачи: Какие из следующих последовательностей символов являются операторами ...
2. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значен...
ОПЕРАТОР ВВОДА Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид: ReadLn(A1,A2,…...
ОПРЕАТОР ВЫВОДА WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer,...
Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02 WRITE(-0.000123); на экране...
Пример 2. WRITE(123.456:10:4); A N M WRITE(123.456:6:2); Значения типа Char и...
WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего...
Пример 3. Вывести на экран фразу – «Моя первая программа» Решение: Program pr...
Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиат...
Домашнее задание Написать программу вычисления площади равнобедренной трапец...
Какие операторы включают линейные программы? Назовите операторы ввода? Назови...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Что такое алгоритм? Назовите базовые структуры алгоритмов. В какой форме записыв
Описание слайда:

Что такое алгоритм? Назовите базовые структуры алгоритмов. В какой форме записываются алгоритмы? Словесная, графическая, программная. Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

№ слайда 2 Словесная форма: 	1. Задать два числа А и В 	2. Найти сумму этих чисел S=А+В Гр
Описание слайда:

Словесная форма: 1. Задать два числа А и В 2. Найти сумму этих чисел S=А+В Графическая форма: Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?

№ слайда 3 ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ Захарова Наталия Владимировна
Описание слайда:

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ Захарова Наталия Владимировна

№ слайда 4 ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы: присваивания, ввода, вывода.
Описание слайда:

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы: присваивания, ввода, вывода.

№ слайда 5 Оператор присваивания А:=В; А – переменная; В – выражение; Типы переменной А и з
Описание слайда:

Оператор присваивания А:=В; А – переменная; В – выражение; Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;

№ слайда 6 Задачи: Какие из следующих последовательностей символов являются операторами при
Описание слайда:

Задачи: Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания? А) X:=Y; Б) MIN=K+1; В) Rrr=125+1*A; Г) Str:=‘120*Y’;

№ слайда 7 2. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения
Описание слайда:

2. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания? А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2; Б) X:=1; X:=X+Y; В) X:=Y; Y:=X; (X=7, Y=1) (X=3, Y=2) (X=2, Y=2)

№ слайда 8 ОПЕРАТОР ВВОДА Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид: ReadLn(A1,A2,…,An
Описание слайда:

ОПЕРАТОР ВВОДА Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид: ReadLn(A1,A2,…,An); где A1,A2,…,An – имена переменных. Readln; Ждет нажатия клавиши ввода.

№ слайда 9 ОПРЕАТОР ВЫВОДА WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Ch
Описание слайда:

ОПРЕАТОР ВЫВОДА WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean. Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

№ слайда 10 Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02 WRITE(-0.000123); на экране –
Описание слайда:

Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02 WRITE(-0.000123); на экране – -1.230000Е-04 Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M); N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.

№ слайда 11 Пример 2. WRITE(123.456:10:4); A N M WRITE(123.456:6:2); Значения типа Char и St
Описание слайда:

Пример 2. WRITE(123.456:10:4); A N M WRITE(123.456:6:2); Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False. 1 2 3 . 4 5 6 0 1 2 3 . 4 6

№ слайда 12 WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего зн
Описание слайда:

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана. WRITELN; Переводит курсор на следующую строку.

№ слайда 13 Пример 3. Вывести на экран фразу – «Моя первая программа» Решение: Program prime
Описание слайда:

Пример 3. Вывести на экран фразу – «Моя первая программа» Решение: Program primer3; Begin writeln(‘Моя первая программа’); readln; end.

№ слайда 14 Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры
Описание слайда:

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры. Program primer4; Var A,B,S: Integer; Begin Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); Read(A,B); S:=A+B; Writeln(‘S=‘, S); Readln(S); End.

№ слайда 15 Домашнее задание Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции.
Описание слайда:

Домашнее задание Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.

№ слайда 16 Какие операторы включают линейные программы? Назовите операторы ввода? Назовите
Описание слайда:

Какие операторы включают линейные программы? Назовите операторы ввода? Назовите операторы вывода? Чем отличается оператор Write от оператора Writeln?

Название документа Урок - Программирование линейных алгоритмов.doc

Класс: 9

Тема: Программирование линейных алгоритмов

Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.

2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.

3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов», карточки с индивидуальными заданиями.

План урока: I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература:

1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

2. Семагина Е. Н. Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию - Казань, 2003.

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний. (Слайд 1.)

- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

(Слайд 2.)

Словесная форма:

1. Задать два числа А и В

2. Найти сумму этих чисел S=А+В

Графическая форма:

hello_html_4491c513.png

















Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?

III. Постановка целей и задач. (Слайд 3.)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV. Изучение нового материала.

(Слайд 4.)

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • присваивания,

  • ввода,

  • вывода.

(Слайд 5.)

  1. Оператор присваивания

  • А:=В; где А – переменная, В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;

(Слайд 6.)

  1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

А) X:=Y;

Б) MIN=K+1;

В) Rrr=125+1*A;

Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)

(Слайд 7.)

  1. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2; (X=7, Y=1)

Б) X:=1; X:=X+Y; (X=3, Y=2)

В) X:=Y; Y:=X; (X=2, Y=2)

(Слайд 8.)

  1. ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

(Слайд 9.)

  1. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

(Слайд 10.)

Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02

WRITE(-0.000123); на экране – -1.230000Е-04

Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);

N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А

M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.



1

2

3

.

4

5

6

0

(Слайд 11.)

Пример 2.

1

2

3

.

4

6

WRITE(123.456:10:4);

WRITE(123.456:6:2);

Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.

(Слайд 12.)

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

V. Закрепление изученного на уроке.

- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)

(Слайд 13.)

Пример 3.

Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».

Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.

Решение:

Program primer3;

(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin)

Begin

writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)

readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)

end. (конец программы)

(Слайд 14.)

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)

- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

hello_html_4491c513.png



















- Запишем алгоритм графическим способом.

- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Program primer4; { Заголовок программы }

Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }

Begin { Раздел операторов}

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}

Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}

S:=A+B; {оператор присваивания}

Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}

Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}

End. {конец программы}

Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Информация о домашнем задании.

(Слайд 15.)

Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.



VII. Подведение итогов урока.

(Слайд 16.)

- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)

- Назовите операторы ввода? (readln)

- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)

- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)

Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.












































Карточка №1


Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.



Карточка №2


Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.



Карточка №3


Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры.



Карточка №4


Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.



Карточка №5


Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.




Урок по информатике «Программирование линейных алгоритмов» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Цели:

1. Познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.
2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.
3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.
Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, Turbo Pascal, мультимедиапроектор, презентация «Программирование линейных алгоритмов», карточки с индивидуальными заданиями.

План урока:

I. Организация начала урока.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка целей и задач.
IV. Изучение нового материала.
V. Закрепление изученного на уроке.
VI. Информация о домашнем задании.
VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература:
1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.
2. Семагина Е. Н. Паскаль для школьников: методическое пособие по программированию - Казань, 2003.

Ход урока:
I. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний. (Слайд 1.)
- Что такое алгоритм? (Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)
- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)
- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)
- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.
(Слайд 2.)
Словесная форма:
1. Задать два числа А и В
2. Найти сумму этих чисел S=А+В
Графическая форма:

nnn2.jpg

Как запишется алгоритм на языке программирования Turbo Pascal?
III. Постановка целей и задач. (Слайд 3.)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.
IV. Изучение нового материала.
(Слайд 4.)
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  1. присваивания,
  2. ввода,
  3. вывода.

(Слайд 5.)

  1. Оператор присваивания
  2. А:=В; где А – переменная, В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;
(Слайд 6.)

  1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

А) X:=Y;
Б) MIN=K+1;
В) Rrr=125+1*A;
Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)
(Слайд 7.)

  1. Пусть значения переменных X и Y равны, соответственно, 3 и 2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

А) X:=X+2*Y; Y:=Y/2; (X=7, Y=1)
Б) X:=1; X:=X+Y; (X=3, Y=2)
В) X:=Y; Y:=X; (X=2, Y=2)
(Слайд 8.)

  1. ОПЕРАТОР ВВОДА

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:
ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.
При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.
Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.
(Слайд 9.)

  1. ОПРЕАТОР ВЫВОДА

WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.
Значения типа Integer – выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.
(Слайд 10.)
Пример 1. WRITE(123.456); на экране – 1.234560Е02
WRITE(-0.000123); на экране – -1.230000Е-04
Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски: WRITE(A:N:M);
N – выражение, обозначающее общее число позиций, отводимых под значение А
M – выражение, обозначающее число позиций, отводимых под дробную часть.

nnn4.jpg

(Слайд 11.)
Пример 2.

WRITE(123.456:10:4);
WRITE(123.456:6:2);
Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов. Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.
(Слайд 12.)
WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.
V. Закрепление изученного на уроке.
- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)
(Слайд 13.)
Пример 3.
Вывести на экран фразу – «Моя первая программа».
Имя этой программы primer3. Заметим, что в имени программы не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять только из латинских букв, цифр и некоторых символов, не допускается использование точки и запятой.
Решение:
Program primer3;
(Описательной части нет, а сразу идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin)
Begin
writeln(‘Моя первая программа’); (оператор вводит текст)
readln; (задерживает исполнение программы до нажатия клавиши Enter)
end. (конец программы)
(Слайд 14.)
Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.
- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)
- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

nnn5.jpg

- Запишем алгоритм графическим способом.
- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.
Program primer4; { Заголовок программы }
Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }
Begin { Раздел операторов}
Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}
Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}
S:=A+B; {оператор присваивания}
Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}
Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}
End. {конец программы}
Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.
VI. Информация о домашнем задании.
(Слайд 15.)
Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.

VII. Подведение итогов урока.
(Слайд 16.)
- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)
- Назовите операторы ввода? (readln)
- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)
- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)
Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.

Карточка №1

Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.

Карточка №2

Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.

Карточка №3

Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры.

Карточка №4

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.

Карточка №5

Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.





dop.pngДополнительно:

файл презентации к уроку по информатике «Программирование линейных алгоритмов»

Слайд 1
nnn1.jpg


Слайд 3
nnn3.jpg


Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 16 слайдов, который можно скачать.

Автор Захарова Наталия Владимировна
Дата добавления 03.09.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 16825
Номер материала 545
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓