Инфоурок Информатика Другие методич. материалы«Преобразование строк на языке QBasic (от учебника к олимпиадной задаче)»

«Преобразование строк на языке QBasic (от учебника к олимпиадной задаче)»

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

2-2-5-13.doc ‚ ¦­®!.txt Методическая копилка учителя информатики.url

Выбранный для просмотра документ 2-2-5-13.doc

Автор:

Ярцев Виктор Александрович

МОУ Тавринская СОШ Красноуфимского района Свердловской области

Учитель информатики высшей категории

e-mail: 143115@mail.ru

 

 

Пояснительная записка

 

Являясь руководителем районного методобъединения учителей информатики, имею отношение к составлению задач школьного тура олимпиады по информатике, проведению и проверке заданий муниципального тура. Приходится констатировать такой факт: олимпиадные задачи даже школьного тура вызывают затруднение у учащихся, а муниципального – и у преподавателей. Как следствие – на тур муниципальной олимпиады приезжают представители 2-3 школ (из 20), а баллы набирают только ученики одной школы. Чтобы как-то изменить эту ситуацию, я провел несколько практических занятий по программированию с учителями. Одно из них -  на тему «Задачи на преобразование строк».

Цель данной разработки – показать, что знаний, полученных из учебника информатики вполне достаточно для решения пусть и не сложных, но все-таки олимпиадных задач. Кроме того, при разборе задач авторы обычно всегда приводят только идеи решения, идеи тестов, и практически никогда – примеры программ на конкретных языках программирования. А именно тексты программ обычно просят привести коллеги. Работу можно вести в двух вариантах – чередуя теорию с практикой, или рассмотреть вначале все теоретические сведения и рассуждения, а потом выполнить все практические задания. Материал может быть использован как на уроках, так и на занятиях кружка или элективного курса.

 

Преобразование строк на языке QBasic

(от учебника к олимпиадной задаче)

 

План:

 

1.     О, сколько нам открытий чудных готовит … учебник информатики

    (Повторение):

a)     Числовые и строковые переменные – в чем разница?

b)    Три источника и три составных части … (операции со строками);

·        Объединение строк

·        Определение длины строки

·        Выделение фрагмента из строки

c)     Таблица кодов ASCII и две обратные функции:

·        нахождение кода символа

·        нахождение  символа по коду.

2.     Стандартная задача:

·        замена в строке одного символа на другой:

 

3.     Две задачи из учебника.

 

4.     Олимпиадная задача.

 

 

 

 


Теория

Практика

1. 

  а)    Чтобы отличить строковую переменную от числовой, в QBasic используют суффикс $, а значение ставят в кавычки.

То есть, А=123 – числовая переменная

              A$ = “123” – строковая переменная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

b) Операции со строками

      1) Объединение (склеивание, конкатенация) обозначается знаком  + .

  Пример:

A$=”123”

B$=”45”

C$=A$+B$

PRINT C$

Результат: 12345, а не 168!

 

      2) Определение длины строки

          (количество символов) LEN (A$)

           X= LEN (“TABLE”)

PRINT X

Результат: 5

 

     

3) Выделение фрагмента из строки

        A$=”КРОТ”

        B$= MID$(  A$,     2,     3 )

PRINT B$

Количество символов

 
      Результат: РОТ

Строка, из

 которой

 вырезаем

 

 

Номер символа,

с которого начинаем вырезать

 

 
 

 

 

 

 

 


с)  Таблица кодов ASCII имеется в учебнике (1), стр. 472.

 

 

 

 

 

 

 

Функция ASC( A$) - возвращает код символа

Функция CHR$ (A) – возвращает символ по коду

 

 

 

 

 

 

 

2. Стандартная задача:

Заменить в строке X$ один символ на другой

 (A$ на B$).

Кроме знания операторов ввода, вывода, присваивания, потребуется использование ветвления и повторения с параметром.

     План решения:

1)    Ввести строку X$, символы A$,B$.

2)    Найти длину строки X$

3)    Для каждого символа строки X$:

·        Вырезать символ c номером I, присвоить переменной C$

·        Если он равен A$, то на его место вставить B$, если нет, перейти к другому символу.

             

 

4) Вывести новую строку на экран

 

 

Тест:

Ввод: СОМ, М, Р.

Вывод: СОР.

 

 

 

 

     3. Задача №1 (b) из учебника (1), стр. 344:

а) Дана строка А$, состоящая из заглавных латинских букв. Найти B$,        состоящую из маленьких латинских букв. Из CAT получить cat.

План решения:

1) Ввести строку

2) Найти длину строки

3) Для каждого символа:

·        Вырезать символ с номером I, присвоить переменной С$

·        Найти код символа С$, присвоить переменной С

·        Увеличить значение на 32 (разница видна из таблицы)

·        Определить по коду новый символ

·        Вставить новый символ в строку на место с номером I

            

              4) Вывести новую строку на экран

 

 

Тест:

Ввод: САТ

Вывод: саt

 

 

  

 

 

б) Дана строка А$, состоящая из маленьких  латинских букв. Найти B$, состоящую из заглавных латинских букв. Из cat получить CAT.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Олимпиадная задача (Свердловская область, муниципальный тур олимпиады по информатике 2008-2009 года, 11 класс, задача №1)

 

 

 

 

 


.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План решения:

1)    Ввести строку А$

 

2)    Найти код первой буквы, присвоить переменной A

3)    Если первая буква не заглавная (код больше 95), поменять ее на заглавную

 (уменьшить код на 32,

Найти по коду новый символ – заглавную букву, вставить ее на место первой).

 

 

4)    Для каждого символа, начиная со второго, проверить: если буква заглавная, поменять ее на маленькую.

 

 

 

 

 

 

 

5)    Вывести новую строку

 

Запустить программу, протестировать на примерах.      

 

 

 

 

 

Запустите среду QBasic, наберите строки:

 B=”ДОМ”

С$= 100

Запустите программу на исполнение (F5).

Появилось сообщение об ошибке. Почему?

(Ответ: числовой переменной В присвоили строковое значение, а строковой переменной С$ - числовое. И то и другое недопустимо.)

 

 

 

Вопрос:

Что будет на экране в результате исполнения команды:

PRINT “123”+ “КМ”?

(Ответ: 123КМ)

 

Вопрос:

Что будет на экране в результате исполнения команды:

PRINT LEN (“500 КМ”)?

(Ответ: 6, т. к. пробел – тоже символ)

 

Вопрос:

Что будет на экране в результате исполнения команды:

PRINT MID$ (“ПОБЕДА”, 3, 4)?

(Ответ: БЕДА)

 

 

 

Найдите по таблице:

·        код символа “Z” (90)

·        символ, код которого 100 (d)

·        разность между кодами:

“a” и “A” (32)

“N” и “n” (32)

“Z” и “z” (32)

 

Вопрос:

Что будет на экране в результате исполнения фрагмента:

X=ASC(“Z”)

X$=CHR$(100)

PRINT X, X$

(Ответ: 90, d)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

INPUT X$, A$, B$

X=LEN(X$)

FOR I=1 TO X

      C$=MID$(X$, I, 1)

 

 

IF C$=A$ THEN

    MID$(X$, I, 1)=В$

END IF

NEXT I

 

PRINT X$

END

 

F5

 
 


Запустить программу

Enter

 
Экран:

? СОМ, М, Р 

СОР

 

 

 

 

 

 

 

INPUT A$

A=LEN(A$)

FOR I=1 TO A

C$=MID$(A$, I, 1)

 

C=ASC(C$)

 

C=C+32

 

C$=CHR$(C)

MID$(A$, I, 1)=C$

 

NEXT I

PRINT A$

END

F5

 
 


Запустить программу

Enter

 
Экран:

? САТ

cat

 

 

 

 

Решить самостоятельно.

Единственное отличие – найденный код вырезанного символа нужно не увеличивать на 32, а уменьшать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

INPUT  A$

 

A = ASC(MID$(A$, 1, 1))

 

IF A > 95 THEN

 

A = A - 32

  C$ = CHR$(A)

 MID$(A$,1,1)=C$

END IF

 

FOR I = 2 TO LEN(A$)

 C$ = MID$(A$, I, 1)

 IF ASC(C$) < 96 THEN

   C = ASC(C$)

   C = C + 32

   C$ = CHR$(C)

   MID$(A$, I, 1)=C$

 END IF

NEXT

 

PRINT  A$

END

 

 

 


Литература:

1. Культура информационной деятельности: Учебное пособие для основной школы (8 класс). /В. В. Мачульский, А. Г. Гейн, В. И. Кадочникова, Е. А. Гвоздева, В. И. Жильцова, В. Г. Мещерякова, А. Г. мачульская, Т. В. Шпота. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», - 480 с.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Преобразование строк на языке QBasic (от учебника к олимпиадной задаче)»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ ‚ ¦­®!.txt

Данный материал был скачан с сайта www.metod-kopilka.ru

============================================================

 

!!!!!!!!Орфография и форматирование автора материала!!!!!!!!!!

 

========================================

Образовательно-информационный ресурс для учителей информатики,

учащихся и всех-всех, кто интересуется ИТ:

http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

 

Организационные, методические и нормативные документы,

лабораторно-практические работы (комплекс занятий по MS Word, MS Excel,

MS Access, MS PowerPaint, Paint, Move Maker и др. прикладным программам),

лекции,конспекты, дидактический материал, занимательная информатика,

экзамен, проектная деятельность, презентации.

Все в свободном доступе! Без регистрации!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Преобразование строк на языке QBasic (от учебника к олимпиадной задаче)»"

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка Являясь руководителем районного методобъединения учителей информатики, имею отношение к составлению задач школьного тура олимпиады по информатике, проведению и проверке заданий муниципального тура. Приходится констатировать такой факт: олимпиадные задачи даже школьного тура вызывают затруднение у учащихся, а муниципального – и у преподавателей. Как следствие – на тур муниципальной олимпиады приезжают представители 2-3 школ (из 20), а баллы набирают только ученики одной школы. Чтобы как-то изменить эту ситуацию, я провел несколько практических занятий по программированию с учителями. Одно из них - на тему «Задачи на преобразование строк». Цель данной разработки – показать, что знаний, полученных из учебника информатики вполне достаточно для решения пусть и не сложных, но все-таки олимпиадных задач. Кроме того, при разборе задач авторы обычно всегда приводят только идеи решения, идеи тестов, и практически никогда – примеры программ на конкретных языках программирования. А именно тексты программ обычно просят привести коллеги. Работу можно вести в двух вариантах – чередуя теорию с практикой, или рассмотреть вначале все теоретические сведения и рассуждения, а потом выполнить все практические задания. Материал может быть использован как на уроках, так и на занятиях кружка или элективного курса. Преобразование строк на языке QBasic (от учебника к олимпиадной задаче) План: О, сколько нам открытий чудных готовит … учебник информатики (Повторение): Числовые и строковые переменные – в чем разница? Три источника и три составных части … (операции со строками);Объединение строк Определение длины строки Выделение фрагмента из строки Таблица кодов ASCII и две обратные функции: нахождение кода символа нахождение символа по коду. Стандартная задача: замена в строке одного символа на другой: Две задачи из учебника. Олимпиадная задача. Литература: Культура информационной деятельности: Учебное пособие для основной школы (8 класс). /В. В. Мачульский, А. Г. Гейн, В. И. Кадочникова, Е. А. Гвоздева, В. И. Жильцова, В. Г. Мещерякова, А. Г. Мачульская, Т. В. Шпота. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»; Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», - 480 с.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 878 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.10.2020 294
    • ZIP 160.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Медведева Евгения Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Медведева Евгения Олеговна
    Медведева Евгения Олеговна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89553
    • Всего материалов: 234

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 489 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 524 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 100 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 806 человек

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе