Инфоурок Информатика КонспектыОткрытый урок по информатике. «Строковый тип данных в языке программирования Pascal» 10 класс (Информационно-технологический профиль)

Открытый урок по информатике. «Строковый тип данных в языке программирования Pascal» 10 класс (Информационно-технологический профиль)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ строки.ppt

Скачать материал "Открытый урок по информатике. «Строковый тип данных в языке программирования Pascal» 10 класс (Информационно-технологический профиль)"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Определите типы данных следующих переменных:
X:=145;
Y:=87.56;
C:=‘A’;Какие о...

    1 слайд

    Определите типы данных следующих переменных:
    X:=145;
    Y:=87.56;
    C:=‘A’;
    Какие операции производят следующие функции?
    Pred(c);
    Succ(c);
    Ord(c);
    Chr(x);

    Что выполняет следующая программа?
    For c:=‘A’ to ‘Я’ do write(c,’ ’, ord(c),’ ’);

  • Составьте новые слова из слова 


ИНФОРМАТИКА

    2 слайд

    Составьте новые слова из слова


    ИНФОРМАТИКА

  • Строковый тип данныхProgram primer1; 
Var a, b, c, s: string; 
Begin 
S:=‘Мис...

    3 слайд

    Строковый тип данных
    Program primer1;
    Var a, b, c, s: string;
    Begin
    S:=‘Мистика’
    A:=copy(S,2,4);
    A:=A+’на’;
    B:=‘где-то там’;
    delete(B,7,4);
    S:=‘рядовой’;
    C:=copy(s,1,4);
    C:=C+’м’
    S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’
    writeln(S);
    End.

  • Операции над строками:
Операция сцепления (+)
B:=’Вася’
M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’...

    4 слайд

    Операции над строками:
    Операция сцепления (+)
    B:=’Вася’
    M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’
    M=‘Эх, Вася, Вася!’

  • 2. Операции отношения (сравнения двух строк) =,
Сравните (поставьте знак):
‘И...

    5 слайд

    2. Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >
    Сравните (поставьте знак):
    ‘Иванов’ ‘Иванова’
    ‘Моряк’ ‘Море’
    ‘оно’ ‘она’
    <
    >
    <

  • Стандартные функции и процедуры.
Функция Pos(S1, S)  - обнаруживает позицию п...

    6 слайд

    Стандартные функции и процедуры.
    Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S
    x:= pos(‘Саша’, ‘Шла Саша по шоссе.’)
    x=5

  • Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстр...

    7 слайд

    Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.
    S:=’Информатика’
    M:=copy(S,1,4);
    M=‘Инфо’

  • Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиц...

    8 слайд

    Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.
    М:=’Мой родной город’
    delete(M,5,7);
    M=‘Мой город’

  • Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с п...

    9 слайд

    Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.
    М:=’моток’
    insert(‘ло’,M,3);
    M=‘молоток’

  • Program primer1; 
Var a, b, c, s: string; 
Begin 
S:=‘Мистика’
A:=copy(S,2,4)...

    10 слайд

    Program primer1;
    Var a, b, c, s: string;
    Begin
    S:=‘Мистика’
    A:=copy(S,2,4);
    A:=A+’на’;
    B:=‘где-то там’;
    delete(B,7,4);
    S:=‘рядовой’;
    C:=copy(s,1,4);
    C:=C+’м’
    S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’
    writeln(S);
    End.

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Строковый тип данных.pdf

 

Открытый урок по информатике.

Строковый тип данных в языке программирования Pascal

 

Цели урока:

Образовательные: познакомить с понятием строки, строковым типом данных, сформировать умения пользоваться операциями и функциями над строками, сформировать умение решать задачи с использованием строк.

Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое мышление. 

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.  

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Класс: 10 (Информационно-технологический профиль)

Оборудование: ПК, программное обеспечение – среда программирования Turbo Pascal, проектор, экран, презентация <Строки>

Виды работы: беседа, работа с опорным конспектом, работа за ПК.

Этапы урока:

1.     Организационный момент. 

2.     Актуализация знаний:  

3.     Постановка цели урока.  

4.     Изучение нового материала.

5.     Первичное закрепление изученного. 6. Практическая работа на ПК  

7.     Подведение итогов урока.  

8.     Постановка домашнего задания.  

 

Этапы: 

1. Актуализация знаний.

Устный счет. Слайд № 1  

       Определите типы данных следующих переменных:

X:=145;

Y:=87.56;

C:=‘A’;

       Какие операции производят следующие функции?

Pred(c);

Succ(c); Ord(c);

Chr(x);

       Что выполняет следующая программа?

For c:=‘A’ to ‘Я’ do write(c,’   ’, ord(c),’   ’);

 

       Составьте новые слова из слова Информатика.

2.     Постановка темы, целей и задач урока.

Вспомните фразу «Кто ищет, тот всегда найдет»

Сегодня на уроке мы будем заниматься активным поиском: поиском ответа на вопрос, поиском результатов выполнения программы, и наконец поиском решения поставленной задачи.  

А работать мы сегодня будем с новым типом данных – строками.

3.     Изучение нового материала.

Тема урока: Строковый тип данных. Посмотрите на слайд (3).  

Program primer1; 

Var a, b, c, s: string; 

Begin 

S:=‘Мистика’

A:=copy(S,2,4);

A:=A+’на’;  B:=‘где-то там’; delete(B,7,4);  S:=‘рядовой’;

C:=copy(s,1,4);

C:=C+’м’

S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’

writeln(S);  End. 

Можете ли вы сразу сказать, что делает эта программа? А найти результат выполнения этой программы?

Нет.

Для этого необходимо изучить новый материал. Это вы будите делать самостоятельно, с помощью опорного конспекта. Изучите материал. Заполните пустые строки

Работа с опорным конспектом. – 5 минут

Опорный конспект по теме: Строковый тип данных.

Строка – последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной.

Длина строки может лежать в диапазоне от 0 до 255.

Например, строка Мама мыла раму. имеет длину = 15.

Описание строки:

var имя переменной: string[длина строки] Например, var n: string[40]

var s: string;  {в таком случае устанавливается максимальная длина строки 255 символов}

 

К каждому символу строки можно обращаться через индекс.  Например, в строке S=’Мама мыла раму.’ s[1]=’М’ s[8]=’л’

s[15]=’.’

Операции над строками:

1.         Операция сцепления (+)

A:=’Привет,’;

B:=’Вася’

S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Вася!’ Чему равна строка M?

M=

M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’

2.         Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >

Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).

Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’<’col2’ ‘aaa’<’aaaa’ Сравните (поставьте знак):

 

‘Иванова’ ‘Моряк’

 

‘Море’        ‘оно’

 

‘Иванов’ ‘она’

 

Стандартные функции и процедуры.

1.     Функция Pos(S1, S)  - обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S

k:=pos(‘as’, ‘assa’)                     k=1 m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4 l:=pos(‘r’, ‘site’)              l=0 Чему равно x?

x=

x:= pos(‘Саша’, ‘Шла Саша по шоссе.’)

2.     Функция length(S) – длина строки

k:=length(‘Идет урок’); k=9

3.     Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.  

Например, S:=’Информатика’

S1:=copy(S, 3, 5)

S1=’форма’

Чему равна строка M?

M:=copy(S,1,4)

 

4.     Процедура de pos.

S:=’absdef’; delete(S, 3, 2); S=’abef’

delete(S, 2, 6); S=’a’

Чему станет равной строка M

М:=’Мой родной город’ delete(M,5,7)            

 

5.     Процедура in позиции pos.

S:=’мир’;

insert(‘ку’, S, 1);

S=’кумир’;

Чему станет равной строка M

М:=’моток’ insert(‘ло’,M,3)

M=

lete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции

 после выполнения операторов?

sert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с

 после выполнения операторов?

M=

 

Вернемся к задаче. Теперь ваших знаний достаточно, чтобы найти результат данной программы.

 

4. Первичное закрепление изученного.

 

Дана строка. Подсчитать сколько в ней слов. S:=’Мама мыла раму’  k=2 (количество пробелов) var S: string;

k: integer; begin

writeln(’введите строку’); read(S); k:=0; n:=pos(‘ ’, S); while n<>0 do begin 

k:=k+1;

                                    delete(S,n, 1);

                                    n:=pos(‘ ’,S);

                                    end;

writeln(’количество слов = ’,k+1); end.

А если нужно будет вместо пробелов вставить, например, символ *. Как изменится программа? Нужно добавить строку  insert('*',S,n);

 

5. Закрепление изученного на компьютере.

Дифференцированная работа по карточкам.

 

1.     Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,  

Боря любит играть на барабане.

Ответ: 2

2.     Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,  

Мышки ели шишки.

Ответ: 3

3.     Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее предложение.

Например,  

Маша ела антоновку.

Ответ: 1

4.     Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,  

Я ехала домой.

Ответ: хл дмй

5.     Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,  

Боря любит играть на барабане.

Ответ: 2

6.     Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,  

Мышки ели шишки.

Ответ: 3

7.     Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее слово.

Например,  

Маша ела антоновку.

Ответ: 1

8.     Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,  

Я ехала домой.

Ответ: хл дмй

9.     Составьте программу, которая в строке заменит букву О на И.

Например, Кот.

Ответ: Кит

10.  Составьте программу, которая в строке заменит букву Ш на Х.

Например,  

Мышки ели шишки.

Ответ: Мыхки ели хихки.

11.  Дана строка. Заменить в ней все восклицательные знаки на вопросительные.

Например,

Привет! Отличная погода!

Ответ: Привет? Отличная погода?

12.  Дана строка. Удалить в ней все буквы а

Например,

Шла Саша по шоссе.

Ответ: Шл Сш по шоссе.

13.  Составьте программу, которая в строке подсчитает количество букв Ф.

Например,  

Федор купил фотоаппарат.

Ответ: 2.

14.  Составьте программу, которая в строке заменит букву И на О.

Например,  Кит.

Ответ: Кот

15.  Составьте программу, которая в строке заменит букву Р на Л.

Например,  

Рыбки плавали в пруду.

Ответ: Лыбки плавали в плуду.

 

6. Итоги урока и Д/З.  

 

1.     Что нового вы узнали?

2.     Какие знания вам помогли усвоить материал урока?

3.     Что на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет?  

4.     Над чем вам необходимо поработать?

 

(Выставляются оценки)

 

Д/З учить конспект. Задача в конспекте.  

 

Используемая литература:

 

       Л. А. Татарникова. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal, Томск – 2007

       Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004

       Информатика. Задачник-практикум в 2т / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2004.

       CD- диск. Вычислительная математика и программирование, 10-11 класс. Учебное пособие / Фальков А. И., Молодцова М. Г., Юсупова И. С. ГУ РЦ ЭМТО, 2004.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по информатике. «Строковый тип данных в языке программирования Pascal» 10 класс (Информационно-технологический профиль)"

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.12.2015 1935
    • ZIP 228.2 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ложкин Дмитрий Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ложкин Дмитрий Александрович
    Ложкин Дмитрий Александрович
    • На сайте: 8 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2094
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 149 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе