Главная / Информатика / Открытый урок по информатике. «Строковый тип данных в языке программирования Pascal» 10 класс (Информационно-технологический профиль)

Открытый урок по информатике. «Строковый тип данных в языке программирования Pascal» 10 класс (Информационно-технологический профиль)

Документы в архиве:

216.34 КБ Строковый тип данных.pdf
90.5 КБ строки.ppt

Название документа строки.ppt

Определите типы данных следующих переменных: X:=145; Y:=87.56; C:=‘A’; Какие ...
Составьте новые слова из слова ИНФОРМАТИКА
Строковый тип данных Program primer1; Var a, b, c, s: string; Begin S:=‘Мисти...
Операции над строками: Операция сцепления (+) B:=’Вася’ M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’ ...
2. Операции отношения (сравнения двух строк) =, Сравните (поставьте знак): ‘И...
Стандартные функции и процедуры. Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию по...
Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстр...
Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиц...
Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с п...
Program primer1; Var a, b, c, s: string; Begin S:=‘Мистика’ A:=copy(S,2,4); A...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Определите типы данных следующих переменных: X:=145; Y:=87.56; C:=‘A’; Какие опе
Описание слайда:

Определите типы данных следующих переменных: X:=145; Y:=87.56; C:=‘A’; Какие операции производят следующие функции? Pred(c); Succ(c); Ord(c); Chr(x); Что выполняет следующая программа? For c:=‘A’ to ‘Я’ do write(c,’ ’, ord(c),’ ’);

№ слайда 2 Составьте новые слова из слова ИНФОРМАТИКА
Описание слайда:

Составьте новые слова из слова ИНФОРМАТИКА

№ слайда 3 Строковый тип данных Program primer1; Var a, b, c, s: string; Begin S:=‘Мистика’
Описание слайда:

Строковый тип данных Program primer1; Var a, b, c, s: string; Begin S:=‘Мистика’ A:=copy(S,2,4); A:=A+’на’; B:=‘где-то там’; delete(B,7,4); S:=‘рядовой’; C:=copy(s,1,4); C:=C+’м’ S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’ writeln(S); End.

№ слайда 4 Операции над строками: Операция сцепления (+) B:=’Вася’ M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’ M=‘
Описание слайда:

Операции над строками: Операция сцепления (+) B:=’Вася’ M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’ M=‘Эх, Вася, Вася!’

№ слайда 5 2. Операции отношения (сравнения двух строк) =, Сравните (поставьте знак): ‘Иван
Описание слайда:

2. Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, > Сравните (поставьте знак): ‘Иванов’ ‘Иванова’ ‘Моряк’ ‘Море’ ‘оно’ ‘она’ < > <

№ слайда 6 Стандартные функции и процедуры. Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подст
Описание слайда:

Стандартные функции и процедуры. Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S x:= pos(‘Саша’, ‘Шла Саша по шоссе.’) x=5

№ слайда 7 Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку
Описание слайда:

Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов. S:=’Информатика’ M:=copy(S,1,4); M=‘Инфо’

№ слайда 8 Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции
Описание слайда:

Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos. М:=’Мой родной город’ delete(M,5,7); M=‘Мой город’

№ слайда 9 Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с пози
Описание слайда:

Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos. М:=’моток’ insert(‘ло’,M,3); M=‘молоток’

№ слайда 10 Program primer1; Var a, b, c, s: string; Begin S:=‘Мистика’ A:=copy(S,2,4); A:=A
Описание слайда:

Program primer1; Var a, b, c, s: string; Begin S:=‘Мистика’ A:=copy(S,2,4); A:=A+’на’; B:=‘где-то там’; delete(B,7,4); S:=‘рядовой’; C:=copy(s,1,4); C:=C+’м’ S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’ writeln(S); End.

Открытый урок по информатике. «Строковый тип данных в языке программирования Pascal» 10 класс (Информационно-технологический профиль)
  • Информатика
Описание:

Цели урока:
Образовательные: познакомить с понятием строки, строковым типом данных, сформировать умения пользоваться операциями и функциями над строками, сформировать умение решать задачи с использованием строк.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Оборудование: ПК, программное обеспечение – среда программирования Turbo Pascal, проектор, экран, презентация <Строки>
Виды работы: беседа, работа с опорным конспектом, работа за ПК.
Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:
  3. Постановка цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Первичное закрепление изученного.
  6. Практическая работа на ПК
  7. Подведение итогов урока.
  8. Постановка домашнего задания.

Этапы:

  1. Актуализация знаний.

Устный счет. Слайд № 1

  • Определите типы данных следующих переменных:

X:=145;
Y:=87.56;
C:=‘A’;

  • Какие операции производят следующие функции?

Pred(c);
Succ(c);
Ord(c);
Chr(x);

  • Что выполняет следующая программа?

For c:=‘A’ to ‘Я’ do write(c,’ ’, ord(c),’ ’);

  • Составьте новые слова из слова Информатика.
  1. Постановка темы, целей и задач урока.

Вспомните фразу «Кто ищет, тот всегда найдет»
Сегодня на уроке мы будем заниматься активным поиском: поиском ответа на вопрос, поиском результатов выполнения программы, и наконец поиском решения поставленной задачи.
А работать мы сегодня будем с новым типом данных – строками.

  1. Изучение нового материала.

Тема урока: Строковый тип данных. Посмотрите на слайд (3).
Program primer1;
Var  a, b, c, s: string;
Begin
S:=‘Мистика’
A:=copy(S,2,4);
A:=A+’на’;
B:=‘где-то там’;
delete(B,7,4);
S:=‘рядовой’;
C:=copy(s,1,4);
C:=C+’м’
S:=A+’ ’+B+’ ’+C+’!’
writeln(S);
End.
Можете ли вы сразу сказать, что делает эта программа? А найти результат выполнения этой программы?
Нет.
Для этого необходимо изучить новый материал. Это вы будите делать самостоятельно, с помощью опорного конспекта. Изучите материал. Заполните пустые строки
Работа с опорным конспектом. – 5 минут


Опорный конспект по теме: Строковый тип данных.
Строка – последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной.
Длина строки может лежать в диапазоне от 0 до 255.
Например, строка Мама мыла раму. имеет длину = 15.
Описание строки:
var имя переменной: string[длина строки]
Например, var n: string[40]
var s: string; {в таком случае устанавливается максимальная длина строки 255 символов}

К каждому символу строки можно обращаться через индекс.
Например, в строке S=’Мама мыла раму.’
s[1]=’М’
s[8]=’л’
s[15]=’.’
Операции над строками:


    • Операция сцепления (+)

A:=’Привет,’;
B:=’Вася’
S:=A+’ ’+B+’!’=’Привет, Вася!’
Чему равна строка M?


M:=’Эх,’+B+’,’+B+’!’

M=

    • Операции отношения (сравнения двух строк) =,<, >

Сравнение происходит слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символов (кодировки).
Например: ‘sum’=’sum’ ‘col1’<’col2’ ‘aaa’<’aaaa’
Сравните (поставьте знак):

‘Иванов’

‘Иванова’

‘Моряк’

‘Море’

‘оно’

‘она’

Стандартные функции и процедуры.

  • Функция Pos(S1, S) - обнаруживает позицию подстроки S1 в строке S

k:=pos(‘as’, ‘assa’) k=1
m:=pos(‘as’, ‘miraspas’) m=4
l:=pos(‘r’, ‘site’) l=0
Чему равно x?

x:= pos(‘Саша’, ‘Шла Саша по шоссе.’)

x=

  • Функция lengtd(S) – длина строки

k:=lengtd(‘Идет урок’);
k=9

  • Функция copy(S, Pos, N) – выделяет из строки S, начиная с позиции Pos, подстроку длиной n символов.

Например, S:=’Информатика’
S1:=copy(S, 3, 5)
S1=’форма’
Чему равна строка M?

M:=copy(S,1,4)

M=

  • Процедура delete(S, pos, N) – удаляет N символов из строки S, начиная с позиции pos.

S:=’absdef’;
delete(S, 3, 2); S=’abef’
delete(S, 2, 6); S=’a’
Чему станет равной строка M после выполнения операторов?
М:=’Мой родной город’

delete(M,5,7)

M=

  • Процедура insert(S1, S, pos) – вставляет подстроку S1 в строку S, начиная с позиции pos.

S:=’мир’;
insert(‘ку’, S, 1);
S=’кумир’;
Чему станет равной строка M после выполнения операторов?
М:=’моток’

insert(‘ло’,M,3)

M=

Вернемся к задаче. Теперь ваших знаний достаточно, чтобы найти результат данной программы.

  1. Первичное закрепление изученного.

Дана строка. Подсчитать сколько в ней слов.
S:=’Мама мыла раму’ k=2 (количество пробелов)
var S: string;
k: integer;
begin
writeln (’введите строку’);
read( S);
k:=0;
n:=pos(‘ ’, S);
while n<>0 dobegin
k:=k+1;
delete(S,n, 1);
n:=pos(‘ ’,S);
end;
writeln (’количество слов = ’,k+1);
end.
А если нужно будет вместо пробелов вставить, например, символ *. Как изменится программа?
Нужно добавить строку insert('*',S,n);

  1. Закрепление изученного на компьютере.

Дифференцированная работа по карточкам.

  • Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,
Боря любит играть на барабане.
Ответ: 2

  • Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,
Мышки ели шишки.
Ответ: 3

  • Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее предложение.

Например,
Маша ела антоновку.
Ответ: 1

  1. Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,
Я ехала домой.
Ответ: хл дмй

  • Дана строка. Подсчитать количество слов, начинающихся с буквы б.

Например,
Боря любит играть на барабане.
Ответ: 2

  • Дана строка. Подсчитать количество слов, заканчивающихся буквой и.

Например,
Мышки ели шишки.
Ответ: 3

  • Дана строка. Определить сколько слов в строке начинается с той же буквы, которой закончилось предыдущее слово.

Например,
Маша ела антоновку.
Ответ: 1

  • Составьте программу, которая в строке удаляет все гласные буквы

Например,
Я ехала домой.
Ответ: хл дмй

  • Составьте программу, которая в строке заменит букву О на И.

Например, Кот.
Ответ: Кит

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву Ш на Х.

Например,
Мышки ели шишки.
Ответ: Мыхки ели хихки.

  1. Дана строка. Заменить в ней все восклицательные знаки на вопросительные.

Например,
Привет! Отличная погода!
Ответ: Привет? Отличная погода?

  1. Дана строка. Удалить в ней все буквы а

Например,
Шла Саша по шоссе.
Ответ: Шл Сш по шоссе.

  • Составьте программу, которая в строке подсчитает количество букв Ф.

Например,
Федор купил фотоаппарат.
Ответ: 2.

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву И на О.

Например,
Кит.
Ответ: Кот

  1. Составьте программу, которая в строке заменит букву Р на Л.

Например,
Рыбки плавали в пруду.
Ответ: Лыбки плавали в плуду.

  1. Итоги урока и Д/З.
  1. Что нового вы узнали?
  2. Какие знания вам помогли усвоить материал урока?
  3. Что на ваш взгляд вам удалось освоить лучше, а что нет?
  4. Над чем вам необходимо поработать?

(Выставляются оценки)

Д/З учить конспект. Задача в конспекте.

Используемая литература:

  • Л. А. Татарникова. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal, Томск – 2007
  • Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
  • Информатика. Задачник-практикум в 2т / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  • CD- диск. Вычислительная математика и программирование, 10-11 класс. Учебное пособие / Фальков А. И., Молодцова М. Г., Юсупова И. С. ГУ РЦ ЭМТО, 2004.


dop.pngДополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Строковый тип данных в языке программирования Pascal»



Слайд 1
mb3.jpg


Здесь представлен лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 10 слайдов.

Автор Доронина Екатерина Валерьевна
Дата добавления 14.11.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5756
Номер материала 540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓