Главная / Информатика / Конспект открытого урока «Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм» 9 класс

Конспект открытого урока «Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм» 9 класс

Документы в архиве:

179 КБ Конс

Название документа Конс

Конспект открытого урока
«Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм»

9 класс


Цели урока:

образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;
воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся  путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере. 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором, презентация урока.
Программное обеспечение: MS Excel 2003, NetOp School  (для трансляции изображения с монитора учителя на все мониторы учеников и трансляции изображения ученического монитора на большой экран), презентация урока.
Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся.

План урока

  • Организация класса.

  • Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и целей урока.

  • Объяснение нового материала.

  • Самостоятельная работа.

  • Творческое задание.

  • Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организация класса.

На  прошлых  занятиях  мы  познакомились  с  основными  принципами  решения  задач,  представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод   и копирование данных, выполнять  расчеты  по  формулам,  использовать  встроенные  функции,  форматировать содержимое таблицы.
Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.

  1. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы  и цели урока.

(Обучающиеся выполняют работу - ребус на компьютере и сообщают учителю полученный ответ).
Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано? (Ответ: Диаграмма.)
Тема нашего урока «Работа с таблицами в Excel и построение диаграмм».
Сегодня на  уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц,  научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

  1. Объяснение нового материала.

Диаграмма - это  способ  представления  данных  таблицы  в  графическом  виде,  который используется для наглядности анализа и сравнения данных
Типы  диаграмм.   Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
Для наглядного сравнения различных величин  используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.
Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.
Создание  диаграмм  с  помощью  Мастера  диаграмм.  Для  создания  диаграмм  в программе Excel  существует  Мастер  диаграмм.  Это  средство  состоит  из  набора интерактивных  диалоговых  окон,  которые  проведут  через  весь  процесс  построения необходимой  диаграммы.  Технологию  построения  диаграммы  проследим  на  примере следующей задачи:

hello_html_2bf00a75.jpg

Давайте представим себя менеджерами фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.
Подготовим таблицу по приведенному ниже образцу и заполним её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида)
Для лучшей наглядности данные в таблице лучше всего изобразить в виде диаграммы.

  1. Для создания диаграммы выполняют следующие действия:

  2. Выделите область данных для построения диаграммы и нажмите кнопку Мастера диаграмм hello_html_772e61ae.jpg

  3. Выберите нужный вам тип диаграммы и нажмите кнопку Далее

hello_html_281045b8.jpg

  1. Перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи категорий укажите столбец, содержащий категории оценок. Нажмите кнопку Далее.

  2. На вкладке Заголовки укажите название диаграммы, на вкладке Подписи данных выберите пункт Категория и доля и нажмите кнопку Далее.

  3. Укажите лист на котором вы размещаете диаграмму и нажмите кнопку Готово.

Редактирование  диаграммы.  Если  построенная  Мастером  диаграмма  нуждается  в доработке  или  исправлениях,  их  можно  внести,  вызвав  Контекстное  меню  для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.

  1. Самостоятельная работа. Проводится  одновременно  с  работой  учеников  на  компьютере  синхронно  с учителем. 
    Задание.

    • Запустите табличный процессор.

    • Откройте файл poezd.xls

    • Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:

      • Выделите диапазон ячеек А3:В11

      • Мастер Диаграмм.

      • В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>>

      • Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>>

      • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»

      • В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»

      • Нажмите кнопку Готово

    • Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.

    • Измените шрифт заголовка. Для этого:

      • Выберите мышью заголовок;

      • Вызовите контекстное меню;

      • Выполните в нем команду Шрифт ;

      • В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:

        • Шрифт Courier New Cyr ;

        • Размер 14 ;

        • Цвет Синий ;

        • Начертание: Полужирный

        • Подтвердите исполнение, нажав ОК.

    • Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.

    • Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.

    • В результате вы должны получить следующую вид вашей страницы:

  2. Творческое задание (работа в группах).

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.
1) В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м.  (Цилиндрическую диаграмму)
2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м.
(чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли,  данные  таблицы  удобно  отобразить  в  виде  круговой  диаграммы).
3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь -  14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли).
4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил  13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).
5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %,  Кислорода – 22 %,  Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.
6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

 

1999

2000

2001

Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

800$

550$

450$

Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

1200$

800$

550$



  1. Подведение итогов. Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм.

Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

hello_html_m48c1957d.jpg

Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!

  1. Домашнее задание.  Подготовит таблицу калорийности самых популярных продуктов.

Спасибо за урок!



Конспект открытого урока «Табличный процессор MS Excel. Построение диаграмм» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

образовательные – научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; изучить алгоритм построения диаграмм;
воспитательные – развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач, развитие умения работать самостоятельно и в группе;
развивающие – развитие логического мышления, памяти, внимания, развитие навыков самостоятельной работы на компьютере.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Возраст учащихся: 9 класс.
Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором, презентация урока.
Программное обеспечение: MS Excel 2003, NetOp School (для трансляции изображения с монитора учителя на все мониторы учеников и трансляции изображения ученического монитора на большой экран), презентация урока.
Раздаточный материал: опорные конспекты для учащихся.

План урока
  • Организация класса.
  • Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и целей урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Самостоятельная работа.
  • Творческое задание.
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организация класса.

    На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.
    Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста.

  2. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока.

    (Обучающиеся выполняют работу - ребус на компьютере и сообщают учителю полученный ответ).
    Ребята, посмотрите на свои ответы и скажите какое слово зашифровано? (Ответ: Диаграмма.)
    Тема нашего урока «Работа с таблицами в Excel и построение диаграмм».
    Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

  3. Объяснение нового материала.

    Диаграмма - это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных
    Типы диаграмм. Для представления данных в различной форме существует много типов диаграмм. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
    Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.
    Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.
    Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.
    Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые проведут через весь процесс построения необходимой диаграммы. Технологию построения диаграммы проследим на примере следующей задачи:

    0012.jpg
    Давайте представим себя менеджерами фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.
    Подготовим таблицу по приведенному ниже образцу и заполним её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида)
    Для лучшей наглядности данные в таблице лучше всего изобразить в виде диаграммы.
  4. Для создания диаграммы выполняют следующие действия:
  5. Выделите область данных для построения диаграммы и нажмите кнопку Мастера диаграмм 0014.jpg
  6. Выберите нужный вам тип диаграммы и нажмите кнопку Далее
    0013.jpg
  7. Перейдите на вкладку Ряд и в поле Подписи категорий укажите столбец, содержащий категории оценок. Нажмите кнопку Далее.
  8. На вкладке Заголовки укажите название диаграммы, на вкладке Подписи данных выберите пункт Категория и доля и нажмите кнопку Далее.
  9. Укажите лист на котором вы размещаете диаграмму и нажмите кнопку Готово.

    Редактирование диаграммы. Если построенная Мастером диаграмма нуждается в доработке или исправлениях, их можно внести, вызвав Контекстное меню для форматируемого элемента и выбрав соответствующую команду.

  10. Самостоятельная работа. Проводится одновременно с работой учеников на компьютере синхронно с учителем.
    Задание.
    • Запустите табличный процессор.
    • Откройте файл poezd.xls
    • Создайте столбчатую диаграмму распределения времени стоянки по станциям. Для этого выполните следующие действия:
      • Выделите диапазон ячеек А3:В11
      • Мастер Диаграмм.
      • В появившемся окне выберите тип диаграммы Гистограмма. Выберите первую гистограмму из списка и нажмите кнопку Далее>>
      • Посмотрите, какой вид будет иметь гистограмма. Определите, какие значения будут показаны по оси X, а какие по оси Y. Нажмите кнопку Далее>>
      • Выберите вкладку Заголовки и в строку Название диаграммы введите «Распределение времени стоянок по станциям»
      • В строку «Ось Х категорий» введите «Станции»; в строку «Ось Y категорий» введите «Время стоянки»
      • Нажмите кнопку Готово
    • Измените положение диаграммы на рабочем листе таким образом, чтобы она не закрывала таблицу.
    • Измените шрифт заголовка. Для этого:
      • Выберите мышью заголовок;
      • Вызовите контекстное меню;
      • Выполните в нем команду Шрифт ;
      • В появившемся диалоговом окне Шрифт и начертание для заголовка установите следующие параметры:
        • Шрифт Courier New Cyr ;
        • Размер 14 ;
        • Цвет Синий ;
        • Начертание: Полужирный
        • Подтвердите исполнение, нажав ОК.
    • Убедитесь, что легенда не закрывает область заголовка, в противном случае передвиньте ее, или уменьшите размер, щелкнув по ней мышкой и выполните необходимые преобразования.
    • Измените масштаб диаграммы по вертикали. Для этого щелкните мышкой непосредственно по диаграмме, и измените ее размер по вертикали.
    • В результате вы должны получить следующую вид вашей страницы:
  11. Творческое задание (работа в группах).

    Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.
    1) В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м. (Цилиндрическую диаграмму)
    2) Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м.
    (чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли, данные таблицы удобно отобразить в виде круговой диаграммы).
    3) Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь - 14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли).
    4) Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).
    5) Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.
    6) Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

     

    1999

    2000

    2001

    Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

    800$

    550$

    450$

    Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

    1200$

    800$

    550$


  12. Подведение итогов. Итак, мы сегодня отработали построение и чтение диаграмм.

    Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

    0011.jpg
    Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями). Молодцы!
  13. Домашнее задание. Подготовит таблицу калорийности самых популярных продуктов.
Спасибо за урок!
26.11.2009
Автор Сытенькая Надежда Анатольевна
Дата добавления 26.11.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3626
Номер материала 456
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓