Главная / Информатика / Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста 8 класс

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста 8 класс

Название документа Chernay_pismo.docx

Автор: Черная Ольга Анатольевна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: высшая

Образовательное учреждение: МБОУ гимназия № 88

Республика/край, город/поселение: г. Краснодар.

gymn88@yandex.ru

Название документа Chernay_prezent.ppt

* МБОУ гимназия № 88 8 класс Автор: Черная Ольга Анатольевна Должность: учите...
Цель урока: Систематизировать знания по способами создания и редактирования т...
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по способами создания и редакти...
* МБОУ гимназия № 88 План урока Орг. момент	2 мин Актуализация знаний	5 мин И...
Актуализация знаний * МБОУ гимназия № 88 Система голосования MimioVote. МБОУ ...
Актуализация знаний * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Работа с опросными пультами * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
* МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Результаты опроса * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Текстовые редакторы позволяют создавать, сохранять и распечатывать документы....
Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа? *...
На странице можно установить требуемые размеры полей * МБОУ гимназия № 88 Стр...
Как правильно сохранить документ? * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Какие форматы текстовых файлов вы знаете? Формат ТХТ Формат RTF Формат DОС Фо...
Практическое задание. Запустите текстовый редактор Word. Выберите формат стра...
* МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Проверка орфографии: * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Как работает программа распознавания текста? * МБОУ гимназия № 88 Этапы распо...
Для более точного распознавания текста программы комбинируют различные методы...
Обобщение (закрепление материала). Что называется текстовым редактором? Какие...
Цель урока: Систематизировать знания по способами создания и редактирования т...
* МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 * МБОУ гимназия № 88 8 класс Автор: Черная Ольга Анатольевна Должность: учитель
Описание слайда:

* МБОУ гимназия № 88 8 класс Автор: Черная Ольга Анатольевна Должность: учитель информатики и ИКТ Категория: высшая Образовательное учреждение: МБОУ гимназия № 88 Республика/край, город/поселение: г. Краснодар. МБОУ гимназия № 88

№ слайда 2 Цель урока: Систематизировать знания по способами создания и редактирования текс
Описание слайда:

Цель урока: Систематизировать знания по способами создания и редактирования текстовых документов, сохранения документов в различных текстовых форматах; Рассмотреть принципы оптического распознавания сканированного документа. * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 3 Цель урока: Систематизировать знания учащихся по способами создания и редактиров
Описание слайда:

Цель урока: Систематизировать знания учащихся по способами создания и редактирования текстовых документов, сохранения документов в различных текстовых форматах; Рассмотреть принципы оптического распознавания сканированного документа; Способствовать развитию познавательных интересов учащихся; Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания. * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 4 * МБОУ гимназия № 88 План урока Орг. момент	2 мин Актуализация знаний	5 мин Изуч
Описание слайда:

* МБОУ гимназия № 88 План урока Орг. момент 2 мин Актуализация знаний 5 мин Изучение нового материала 20 мин Практическое задание 5 мин Закрепление материала 5 мин Подведение итогов 3 мин МБОУ гимназия № 88

№ слайда 5 Актуализация знаний * МБОУ гимназия № 88 Система голосования MimioVote. МБОУ гим
Описание слайда:

Актуализация знаний * МБОУ гимназия № 88 Система голосования MimioVote. МБОУ гимназия № 88

№ слайда 6 Актуализация знаний * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

Актуализация знаний * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 7 Работа с опросными пультами * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

Работа с опросными пультами * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 8 * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

* МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 9 Результаты опроса * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

Результаты опроса * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 10 Текстовые редакторы позволяют создавать, сохранять и распечатывать документы. *
Описание слайда:

Текстовые редакторы позволяют создавать, сохранять и распечатывать документы. * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 11 Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа? * МБ
Описание слайда:

Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа? * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 12 На странице можно установить требуемые размеры полей * МБОУ гимназия № 88 Страни
Описание слайда:

На странице можно установить требуемые размеры полей * МБОУ гимназия № 88 Страницы документа рекомендуется нумеровать Удобно использовать верхний и нижний колонтитулы МБОУ гимназия № 88

№ слайда 13 Как правильно сохранить документ? * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

Как правильно сохранить документ? * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 14 Какие форматы текстовых файлов вы знаете? Формат ТХТ Формат RTF Формат DОС Форма
Описание слайда:

Какие форматы текстовых файлов вы знаете? Формат ТХТ Формат RTF Формат DОС Формат Web-страница (htm, html) * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 15 Практическое задание. Запустите текстовый редактор Word. Выберите формат страниц
Описание слайда:

Практическое задание. Запустите текстовый редактор Word. Выберите формат страницы А4. Установите книжную ориентацию страницы, размеры полей по 2 см со всех сторон(верхнее, нижнее, левое, правое). Наберите текст, шрифт Times New Roman, размер 12, начертание обычное, выравнивание по ширине. Сохраните документ в своей папке под именем задание_1 в формате doc и в формате rtf. Сравните два документа. XX век. 1994-й год был годом, когда многие люди впервые услышали о сети Интернет. Этому предшествовало несколько этапов. 2 января 1969 года Управление перспективных исследований (ARPA), являющееся одним из подразделений Министерства обороны США, начало работу над проектом связи компьютеров оборонных организаций. В результате исследований была создана сеть ARPAnet, которая считается прародителем сети Internet. * МБОУ гимназия № 88

№ слайда 16 * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

* МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 17 Проверка орфографии: * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

Проверка орфографии: * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

№ слайда 18 Как работает программа распознавания текста? * МБОУ гимназия № 88 Этапы распозна
Описание слайда:

Как работает программа распознавания текста? * МБОУ гимназия № 88 Этапы распознавания текста Что происходит на данном этапе 1 этап. Ввод страницы Отсканированный документ попадает в компьютер в виде изображения 2 этап. Анализ макета Программа последовательно дробит страницу на все более мелкие блоки 3 этап. Распознавание символов Программа распознает символы в текстовых блоках. 4 этап. Реконструкция документа Программа начинает воссоздавать страницы, использую результаты анализа макета страницы. 5 этап. Сохранение документа Программа сохраняет преобразованные данные в нужном формате. МБОУ гимназия № 88

№ слайда 19 Для более точного распознавания текста программы комбинируют различные методы, к
Описание слайда:

Для более точного распознавания текста программы комбинируют различные методы, которые условно делятся на две категории: методы сопоставления с образцом и методы сопоставления признаков. распознавание символов проводится путем их сравнения с растровыми шаблонами * МБОУ гимназия № 88 векторный метод распознавания символов МБОУ гимназия № 88

№ слайда 20 Обобщение (закрепление материала). Что называется текстовым редактором? Какие па
Описание слайда:

Обобщение (закрепление материала). Что называется текстовым редактором? Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа? Как нужно правильно сохранить документ? Какие вы знаете форматы текстовых документов? Сколько этапов распознавания текста вы знаете? Что они собой представляют? * МБОУ гимназия № 88

№ слайда 21 Цель урока: Систематизировать знания по способами создания и редактирования текс
Описание слайда:

Цель урока: Систематизировать знания по способами создания и редактирования текстовых документов, сохранения документов в различных текстовых форматах; Рассмотреть принципы оптического распознавания сканированного документа. * МБОУ гимназия № 88 Домашнее задание: стр.77-79, стр. 84-86, стр. 101-103. МБОУ гимназия № 88

№ слайда 22 * МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88
Описание слайда:

* МБОУ гимназия № 88 МБОУ гимназия № 88

Название документа Chernay_yrok.doc

Автор: Черная Ольга Анатольевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Тема урока: «Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста».

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 8

Оборудование: рабочие места учеников (персональный компьютер), рабочее место учителя, интерактивная доска, учебник по информатике и ИКТ для 8 класса (автор Н.Д. Угринович); мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; система голосования Mimio Studio.

Литература:

Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса, Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 512 с.: ил.

Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы:

Индивидуальные (работа с учебными средствами, компьютером, опросными пультами MimioStudio). Групповые (элементы проектной деятельности, мозговой штурм). Фронтальные (учебные, организационно - деятельностные).

Требования к уроку:

Дидактические:

  • четкое формулирование образовательных задач и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний на уроке и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке;

  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические:

  • Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  • Учет в установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  • Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов,

Цели урока (слайд 2):

  • Познакомить учащихся со способами создания и редактирования текстовых документов, сохранения документов в различных текстовых форматах;

  • Рассмотреть принципы оптического распознавания сканированного документа;

  • Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

  • Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.

Задачи урока:

  • Формировать знания учащихся по теме «Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста»;

  • Содействовать формированию у школьников образного мышления;

  • Развить навыки анализа и самоанализа;

  • Формировать умения планировать свою деятельность;

  • Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой.

Структура урока:

  1. Орг. момент

2 мин

  1. Актуализация знаний

5 мин

  1. Изучение нового материала

20 мин

  1. Практическое задание

5 мин

  1. Закрепление материала

5 мин

  1. Подведение итогов

3 мин

Ход урока.

1. Организационный момент.

На интерактивной доске первый слайд мультимедийной презентации с темой урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад дежурного). Спасибо.

2. Работа над темой урока.

  1. Проверка знаний учащихся (актуализация знаний).

Опрос учащихся по теме: «Кодирование текстовой информации» производится с помощью системы голосования (опросные пульты) MimioVote.

Опрос состоит из пяти вопросов, производится с участием учителя, ответ на каждый вопрос занимает 20-25 секунд. Сразу же подводятся итоги, разбираются вопросы, которые вызвали затруднение, ребята получают оценки, в программе Блокнот MimioStudio создается отчет с результатами теста.

Тест:

  1. Как кодируется текстовая информация в компьютере?

    1. в десятичном компьютерном коде

    2. в двоичном компьютерном коде

    3. в восьмеричном компьютерном коде

  2. Какая кодировочная таблица таблица используется для кодирования символов латинского алфавита

    1. КОИ-8

    2. Windows 1251

    3. ASCII

  3. Какое количество информации отводится для кодирования одного символа в кодировочных таблицах КОИ-8 и Windows 1251

    1. 1 бит

    2. 1 байт

    3. 16 бит

  4. В кодировочной таблице Unicode количество символов, которые можно закодировать согласно этому стандарту равно

    1. 128

    2. 65536

    3. 256

  5. Сообщение закодировано согласно таблице КОИ-8. Какой объем сообщения? Новороссийск - город-герой

    1. 26 Байт

    2. 52 Байта

    3. 200 бит



3. Изучение нового материала

Какие существуют способы создания новых документов?

Для обработки текстовой информации на компьютере используются приложения общего назначения - текстовые редакторы. Текстовые редакторы позволяют создавать, сохранять и распечатывать документы (слайд 3).

Простые текстовые редакторы позволяют редактировать текст, а также осуществлять простейшее форматирование шрифта.

Более совершенные текстовые редакторы, которые называют иногда текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение исправлений и др.).

Для подготовки к изданию книг, журналов и газет в процессе макетирования издания используются мощные программы обработки текста - настольные издательские системы.

Для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web-сайтов используются Web-редакторы.

В текстовых процессорах для создания документов многих типов со сложной структурой (письма, резюме, факсы и т. д.) используются мастера. Разработка документа с помощью мастера производится путем внесения необходимых данных в последовательно появляющиеся диалоговые панели. Например, можно использовать мастер создания календаря, который должен разместить на странице в определенном порядке обязательный набор надписей (год, месяц, дата и др.).

Создание документов можно производить с помощью шаблонов, т. е. пустых заготовок документов определенного назначения. Шаблоны задают структуры документов, которые пользователь заполняет определенным содержанием. Текстовые процессоры имеют обширные библиотеки шаблонов для создания документов различного назначения (визитная карточка, реферат и др.).

Однако в большинстве случаев для создания документов используется пустой шаблон Новый документ, который пользователь заполняет содержанием по своему усмотрению.

С чего начинается создание любого документа на основе пустого шаблона?

Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа? (слайд 4)

Любой документ состоит из страниц, поэтому в начале работы над документом необходимо задать параметры страницы: формат, ориентацию и размеры полей.

Формат страниц документа определяет их размеры. При создании реферата или заявления целесообразно выбрать формат страницы А4 (21 х 29,7 см), который соответствует размеру стандартного листа бумаги для принтера. Для объявлений и плакатов подходит формат A3, размер которого в два раза больше стандартного листа. Для писем можно выбрать формат А5, который в два раза меньше стандартного листа.

Ориентация задает расположение страницы на экране монитора. Существуют две возможные ориентации страницы - книжная и альбомная. Для обычных текстов чаще всего используется книжная ориентация, а для таблиц с большим количеством столбцов - альбомная.

На странице можно установить требуемые размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), которые определяют расстояния от краев страницы до границ текста.

Для вывода на каждой странице документа одинакового текста (например, имени автора, названия документа и др.) удобно использовать верхний и нижний колонтитулы. Расстояния от краев страницы до колонтитулов можно изменять (слайд 5).

Страницы документа рекомендуется нумеровать, причем номера можно размещать: вверху или внизу страницы по центру, справа или слева.

Каким образом можно выставить нумерацию страниц?

Вставка - Номер страницы – Внизу страницы (например).

В процессе сохранения документа необходимо, прежде всего, в иерархической файловой системе компьютера выбрать диск и папку, в которой файл документа необходимо сохранить.

Как правильно сохранить документ? (слайд 6)

Файл – Сохранить как – выбрать нужную папку и сохранить работу.

Кроме того, необходимо выбрать формат файла, который определяет способ хранения текста в файле. Существуют универсальные форматы текстовых файлов, которые могут быть прочитаны большинством текстовых редакторов, и оригинальные форматы, которые используются только определенными текстовыми редакторами (слайд 7).

Формат ТХТ (только текст, расширение в имени файла txt) является наиболее универсальным текстовым форматом. Файлы, сохраненные в этом формате, могут быть прочитаны приложениями, работающими в различных операционных системах. Достоинством этого формата является небольшой информационный объем файлов, а недостатком то, что не сохраняются результаты форматирования текста.

Формат RTF (расширенный текстовый формат, расширение в имени файла rtf) является также универсальным форматом текстовых файлов, в котором сохраняются результаты форматирования. Недостатком этого формата является большой информационный объем файлов.

Формат DОС (документ Word, расширение в имени файла doc) является оригинальным форматом текстового редактора Microsoft Word. В этом формате полностью сохраняются результаты форматирования. Этот формат фактически является универсальным, так как понимается практически всеми текстовыми редакторами.

Формат Web-страница (расширение в имени файла htm или html) используется для хранения Web-страниц в компьютерных сетях, так как файлы в этом формате имеют небольшой информационный объем, и при этом сохраняются результаты форматирования. Документы в этом формате создаются в Web-редакторах, а также могут сохраняться с использованием многих текстовых редакторов. Достоинством этого формата является его универсальность, так как Web-страницы могут просматриваться с использованием специализированных программ (браузеров) в любых операционных системах.

Современные текстовые редакторы обеспечивают автоматическое преобразование текстового файла из одного формата в другой при его открытии и сохранении.

Перед выводом документа на печать полезно выполнить предварительный просмотр документа, это позволяет увидеть, как будет выглядеть документ, напечатанный на бумаге с использованием подключенного к компьютеру принтера.

Вид напечатанного документа (например, распределение текста по страницам) может зависеть от используемого принтера, так как могут несколько различаться шрифты, используемые в разных принтерах.

При выводе документа на печать необходимо установить параметры печати: задать номера выводимых на печать страниц, количество копий документа и др.

Кроме того, целесообразно проверить установки самого принтера: ориентацию бумаги, качество бумаги, качество печати и др.

Теперь мы с вами выполним небольшое практическое задание, в ходе которого мы потренируемся выполнять следующее:

  • Набирать текст с клавиатуры по образцу;

  • Приемам ввода русских и английских слов, числовой и символьной информации;

  • Основным операциям редактирования: копирование, вставка, удаление, перемещение;

  • Приемам быстрого форматирования.

Вспомним, что называется фрагментом текста?

Фрагмент – непрерывный, выделенный кусок текста.

Практическое задание.

  1. Запустите текстовый редактор Word.

  2. Выберите формат страницы А4.

  3. Установите книжную ориентацию страницы, размеры полей по 2 см со всех сторон (верхнее, нижнее, левое, правое).

  4. Наберите текст, шрифт Times New Roman, размер 12, начертание обычное, выравнивание по ширине.

  5. Сохраните документ в своей папке под именем задание_1 в формате doc и в формате rtf.

  6. Сравните два документа (слайд 8).

XX век. 1994-й год был годом, когда многие люди впервые услышали о сети Интернет. Этому предшествовало несколько этапов. 2 января 1969 года Управление перспективных исследований (ARPA), являющееся одним из подразделений Министерства обороны США, начало работу над проектом связи компьютеров оборонных организаций. В результате исследований была создана сеть ARPAnet, которая считается прародителем сети Internet.

Обратите внимание, что некоторые слова в тексте подчеркнуты красной волнистой линией или зеленой волнистой линией. Значит Ваш Word настроен на автоматическую проверку орфографии и грамматики. Красная линия - орфографическая ошибка. Щелкаем правой кнопкой по подчеркнутому слову. Встроенный словарь предлагает слова для замены, вы выбираете слово из списка, если же слово набрано верно, и в этом уверены, можете его добавить в словарь. Если сомневаетесь, нажмите пропустить все (слайд 9) hello_html_69a5b9cb.png

Системы проверки правописания, используемые в большинстве современных текстовых редакторов, позволяют выявлять значительную часть допущенных пользователем опечаток и орфографических ошибок. Принцип действия типичной системы проверки правописания следующий: во встроенном словаре системы содержится большой набор слов анализируемого языка в различных грамматических формах (время, число и т.д.), система пытается найти проверяемое слово в этом словаре. Если слово найдено, то оно считается правильно написанным. Если слово не найдено в словаре, но есть похожие слова, то выдается сообщение об ошибке и предлагаются возможные варианты замены. Если ничего похожего не найдено, то система предлагает исправить слово или занести его в словарь.

Иногда нет возможности или необходимости набирать текст.

Какое устройство обеспечивает ввод оптической информации? Сканер.

Часто приходится работать со сканированным текстом? Я думаю, время от времени приходится сканированный текст перевести в формат Word, распознать в цифровой вид и представить в текстовом редакторе.

Точное распознавание латинских символов в печатном тексте в настоящее время возможно, только если доступны чёткие изображения, такие как сканированные печатные документы. Точность при такой постановке задачи превышает 99%, абсолютная точность может быть достигнута только путем последующего редактирования человеком. Проблемы распознавания рукописного «печатного» и стандартного рукописного текста, а также печатных текстов других форматов (особенно с очень большим числом символов) в настоящее время являются предметом активных исследований.

Оптическое распознавание символов (англ. optical character recognition, OCR) — механический или электронный перевод изображений рукописного, машинописного или печатного текста в текстовые данные — последовательность кодов, использующихся для представления символов в компьютере (например, в текстовом редакторе). Распознавание широко используется для конвертации книг и документов в электронный вид, для автоматизации систем учёта в бизнесе или для публикации текста на веб-странице. Оптическое распознавание текста позволяет редактировать текст, осуществлять поиск слова или фразы, хранить его в более компактной форме, демонстрировать или распечатывать материал, не теряя качества, анализировать информацию, а также применять к тексту электронный перевод, форматирование или преобразование в речь (слайд 9).

hello_html_m167243a8.jpg

Системы оптического распознавания текста требуют калибровки для работы с конкретным шрифтом; в ранних версиях для программирования было необходимо изображение каждого символа, программа одновременно могла работать только с одним шрифтом. В настоящее время больше всего распространены так называемые «интеллектуальные» системы, с высокой степенью точности распознающие большинство шрифтов. Некоторые системы оптического распознавания текста способны восстанавливать исходное форматирование текста, включая изображения, колонки и другие нетекстовые компоненты.

Каким же образом происходит распознавание текста на компьютере?

Как происходит распознавание текста на ПК?

Процесс оцифровки и оптического распознавания текста включает в себя пять этапов (слайд 10).

Этапы распознавания текста

Что происходит на данном этапе

1 этап. Ввод страницы

Отсканированный документ попадает в компьютер в виде изображения

2 этап. Анализ макета

Программа последовательно дробит страницу на все более мелкие блоки

3 этап. Распознавание символов

Программа распознает символы в текстовых блоках.

4 этап. Реконструкция документа

Программа начинает воссоздавать страницы, использую результаты анализа макета страницы.

5 этап. Сохранение документа

Программа сохраняет преобразованные данные в нужном формате.

Ввод страницы. На этом этапе отсканированный или сфотографированный документ попадает в компьютер в виде изображения.

Анализ макета. OCR-приложение определяет, где на странице находятся текст, рисунки, таблицы и т.п., и разбивает ее на блоки. Программа последовательно дробит страницу на все более мелкие блоки: разбивает текст на абзацы, затем на предложения, отдельные слова и символы. В финале анализа макета документ представляет собой набор отдельных символов. Программа запоминает, в каком месте на странице каждый из них находится.

Распознавание символов – самый ответственный этап процесса OCR, ведь программа должна правильно идентифи­цировать все найденные знаки. Используется в тексте буква «В» (и какая – русская или латинская) или это цифра «8»? Если программа допустит ошибку, результат распознавания превратится в абракадабру. Для более точного распознавания текста программы комбинируют различные методы, которые условно делятся на две категории: методы сопоставления с образцом и методы сопоставления признаков (более подробно о них читайте далее).

Для отсканированных документов типографского качества (достаточно крупный шрифт, отсутствие плохо напечатанных символов или исправлений) распознавание символов проводится путем их сравнения с растровыми шаблонами (слайд 11).

Растровое изображение каждого символа последовательно накладывается на растровые шаблоны символов, хранящиеся в памяти системы оптического распознавания. Результатом распознавания является символ, шаблон которого it наибольшей степени совпадает с изображением.

hello_html_m6bc89863.png

Распознаваемый символ "Б" накладывается на растровые шаблоны символов (А, Б, В и т. д.)

При распознавании документов с низким качеством печати (машинописный текст, факс и т. д.) используется векторный метод распознавания символов. В распознаваемом изображении символа выделяются геометрические примитивы (отрезки, окружности и др.) и сравниваются с векторными шаблонами символов. В результате выбирается тот символ, для которого совокупность всех геометрических примитивов и их расположение больше всего соответствует распознаваемому символу.

hello_html_m5f0c6ec9.png

Распознаваемый символ "Б" накладывается на векторные шаблоны символов (А, Б, В и т. д.)

Системы оптического распознавания символов являются "самообучающимися" (для каждого конкретного документа они создают соответствующий набор шаблонов символов), и поэтому скорость и качество распознавания многостраничного документа постепенно возрастают.

С появлением первого карманного компьютера Newton фирмы Apple в 1990 году начали создаваться системы распознавания рукописного текста. Такие системы преобразуют текст, написанный на экране карманного компьютера специальной ручкой, в текстовый компьютерный документ.

Системы оптического распознавания форм. При заполнении документов большим количеством людей (например, при сдаче выпускником школы единого государственного экзамена (ЕГЭ)) используются бланки с пустыми полями. Данные вводятся в поля печатными буквами от руки. Затем эти данные распознаются с помощью систем оптического распознавания форм и вносятся в компьютерные базы данных.

Сложность состоит в том, что необходимо распознавать символы, написанные от руки, которые довольно сильно различаются у разных людей. Кроме того, такие системы должны уметь определять, к какому полю относится распознаваемый текст.

Реконструкция документа. После завершения процесса распознавания программа начинает воссоздавать страницы, с помощью встроенного словаря объединяя отдельные символы в слова, слова в предложения, предложения в абзацы и т.д. Для ускорения процесса используются результаты анализа макета страницы (этап 2). Кроме того, применяя специальные методы, программы пытаются учитывать грамматические особенности текста, чтобы в итоге получились корректные с точки зрения распознаваемого языка предложения.

Сохранение документа. OCR-приложение сохраняет распознанный документ в определенном пользователем формате (только текст – TXT; макет страницы – файлы Microsoft Word или PDF).

4. Обобщение (закрепление материала) (слайд 12).

  1. Что называется текстовым редактором?

  2. Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа?

  3. Как нужно правильно сохранить документ?

  4. Какие вы знаете форматы текстовых документов?

  5. Сколько этапов распознавания текста вы знаете? Что они собой представляют?

5. Домашнее задание

(Слайд 1) По учебнику Угриновича стр.77-79, стр. 84-86, стр. 101-103.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

До свидания, спасибо за урок.

10

Название документа Chernay_zapiska.doc

Автор: Черная Ольга Анатольевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Пояснительная записка на урок для 8 класса по теме: «Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста».

Данная работа представлена по естественно - научному направлению.

Урок разработан для 8 класса общеобразовательной школы, для учащихся, которые изучают предмет «Информатика и ИКТ».

Данный урок был проведен в 8 «А» классе МБОУ гимназии № 88. Класс делится на две группы на уроки информатики, 13 и 12 человек.

Методики проведения урока.

Урок содержит следующие этапы:

  • Организационный момент;

  • Проверка домашнего задания

  • Проверка знаний учащихся;

  • Постановка цели урока перед учащимися;

  • Организация восприятия новой информации;

  • Изучение нового материала;

  • Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

  • Домашнее задание;

  • Подведение итогов урока.

Разрабатывая данный урок, я предъявляла к нему следующие требования:

Дидактические:

  • четкое формулирование образовательных задач и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний на уроке и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке;

  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические:

  • Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

  • Учет в установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

  • Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов,

Активные формы преподавания, которые были использованы на уроке:

  • Индивидуальные (работа с учебными средствами, компьютером, опросными пультами MimioStudio);

  • Групповые (элементы проектной деятельности, мозговой штурм);

  • Фронтальные (учебные, организационно - деятельностные).

В качестве компьютерных технологий на уроке была использована интерактивная доска, система голосования и компьютерный класс для выполнения практической работы в ходе изучения нового материала.

Кроме этого опрос в начале урока был проведен с использованием системы голосования MimioStudio.

Учащиеся на уроке активно работали и в ходе проверки домашнего задания, и в ходе изучения нового материла. Закрепление, проведенное в конце изучения нового материала позволило сделать вывод о том, что данный урок был выстроен правильно, эффективно проведен и новый материал был понятен ребятам (учитывая их возрастные особенности). Подводя итоги урока, ребята еще раз озвучили цель нашего урока и все вместе мы убедились в том, что на уроке она была достигнута.

Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста 8 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: рабочие места учеников (персональный компьютер), рабочее место учителя, интерактивная доска, учебник по информатике и ИКТ для 8 класса (автор Н.Д. Угринович); мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; система голосования Mimio Studio.

Формы работы: Индивидуальные (работа с учебными средствами, компьютером, опросными пультами MimioStudio). Групповые (элементы проектной деятельности, мозговой штурм). Фронтальные (учебные, организационно - деятельностные).

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со способами создания и редактирования текстовых документов, сохранения документов в различных текстовых форматах;
  2. Рассмотреть принципы оптического распознавания сканированного документа;
  3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  4. Воспитывать выдержку и терпение в работе, чувства товарищества и взаимопонимания.

Задачи урока:

  1. Формировать знания учащихся по теме «Создание и редактирование текстовых документов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. Оптическое распознавание отсканированного текста»;
  2. Содействовать формированию у школьников образного мышления;
  3. Развить навыки анализа и самоанализа;
  4. Формировать умения планировать свою деятельность;
  5. Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой.

Структура урока:

  • Орг. момент, 2 мин.
  • Актуализация знаний, 5 мин.
  • Изучение нового материала, 20 мин.
  • Практическое задание, 5 мин.
  • Закрепление материала, 5 мин.
  • Подведение итогов, 3 мин

Ход урока:

1. Организационный момент.

На интерактивной доске первый слайд мультимедийной презентации с темой урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Дежурный, доложите об отсутствующих. (Доклад дежурного). Спасибо.

2. Работа над темой урока.

Проверка знаний учащихся (актуализация знаний).

Опрос учащихся по теме: «Кодирование текстовой информации» производится с помощью системы голосования (опросные пульты) MimioVote.

Опрос состоит из пяти вопросов, производится с участием учителя, ответ на каждый вопрос занимает 20-25 секунд. Сразу же подводятся итоги, разбираются вопросы, которые вызвали затруднение, ребята получают оценки, в программе Блокнот MimioStudio создается отчет с результатами теста.

Тест:

1. Как кодируется текстовая информация в компьютере?

  1. в десятичном компьютерном коде
  2. в двоичном компьютерном коде
  3. в восьмеричном компьютерном коде

2. Какая кодировочная таблица таблица используется для кодирования символов латинского алфавита?

  1. КОИ-8
  2. Windows 1251
  3. ASCII

3. Какое количество информации отводится для кодирования одного символа в кодировочных таблицах КОИ-8 и Windows 1251?

  1. 1 бит
  2. 1 байт
  3. 16 бит

4. В кодировочной таблице Unicode количество символов, которые можно закодировать согласно этому стандарту равно?

  1. 128
  2. 65536
  3. 256

5. Сообщение закодировано согласно таблице КОИ-8. Какой объем сообщения? Новороссийск - город-герой?

  1. 26 Байт
  2. 52 Байта
  3. 200 бит

3. Изучение нового материала

Какие существуют способы создания новых документов?

Для обработки текстовой информации на компьютере используются приложения общего назначения - текстовые редакторы. Текстовые редакторы позволяют создавать, сохранять и распечатывать документы (слайд 3).

Простые текстовые редакторы позволяют редактировать текст, а также осуществлять простейшее форматирование шрифта.
Более совершенные текстовые редакторы, которые называют иногда текстовыми процессорами, имеют широкий спектр возможностей по созданию документов (вставка списков и таблиц, средства проверки орфографии, сохранение исправлений и др.).

Для подготовки к изданию книг, журналов и газет в процессе макетирования издания используются мощные программы обработки текста - настольные издательские системы.
Для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web-сайтов используются Web-редакторы.
В текстовых процессорах для создания документов многих типов со сложной структурой (письма, резюме, факсы и т. д.) используются мастера. Разработка документа с помощью мастера производится путем внесения необходимых данных в последовательно появляющиеся диалоговые панели. Например, можно использовать мастер создания календаря, который должен разместить на странице в определенном порядке обязательный набор надписей (год, месяц, дата и др.).

Создание документов можно производить с помощью шаблонов, т. е. пустых заготовок документов определенного назначения. Шаблоны задают структуры документов, которые пользователь заполняет определенным содержанием. Текстовые процессоры имеют обширные библиотеки шаблонов для создания документов различного назначения (визитная карточка, реферат и др.).
Однако в большинстве случаев для создания документов используется пустой шаблон Новый документ, который пользователь заполняет содержанием по своему усмотрению.

С чего начинается создание любого документа на основе пустого шаблона?

Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа? (слайд 4).
Любой документ состоит из страниц, поэтому в начале работы над документом необходимо задать параметры страницы: формат, ориентацию и размеры полей.

Формат страниц документа определяет их размеры. При создании реферата или заявления целесообразно выбрать формат страницы А4 (21 х 29,7 см), который соответствует размеру стандартного листа бумаги для принтера. Для объявлений и плакатов подходит формат A3, размер которого в два раза больше стандартного листа. Для писем можно выбрать формат А5, который в два раза меньше стандартного листа.

Ориентация задает расположение страницы на экране монитора. Существуют две возможные ориентации страницы - книжная и альбомная. Для обычных текстов чаще всего используется книжная ориентация, а для таблиц с большим количеством столбцов - альбомная.

На странице можно установить требуемые размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), которые определяют расстояния от краев страницы до границ текста.
Для вывода на каждой странице документа одинакового текста (например, имени автора, названия документа и др.) удобно использовать верхний и нижний колонтитулы. Расстояния от краев страницы до колонтитулов можно изменять (слайд 5).

Каким образом можно выставить нумерацию страниц?
Вставка - Номер страницы – Внизу страницы (например).
В процессе сохранения документа необходимо, прежде всего, в иерархической файловой системе компьютера выбрать диск и папку, в которой файл документа необходимо сохранить.

Как правильно сохранить документ? (слайд 6)

Файл – Сохранить как – выбрать нужную папку и сохранить работу.
Кроме того, необходимо выбрать формат файла, который определяет способ хранения текста в файле. Существуют универсальные форматы текстовых файлов, которые могут быть прочитаны большинством текстовых редакторов, и оригинальные форматы, которые используются только определенными текстовыми редакторами (слайд 7).

Формат ТХТ (только текст, расширение в имени файла txt) является наиболее универсальным текстовым форматом. Файлы, сохраненные в этом формате, могут быть прочитаны приложениями, работающими в различных операционных системах. Достоинством этого формата является небольшой информационный объем файлов, а недостатком то, что не сохраняются результаты форматирования текста.

Формат RTF (расширенный текстовый формат, расширение в имени файла rtf) является также универсальным форматом текстовых файлов, в котором сохраняются результаты форматирования. Недостатком этого формата является большой информационный объем файлов.

Формат DОС (документ Word, расширение в имени файла doc) является оригинальным форматом текстового редактора Microsoft Word. В этом формате полностью сохраняются результаты форматирования. Этот формат фактически является универсальным, так как понимается практически всеми текстовыми редакторами.

Формат Web-страница (расширение в имени файла htm или html) используется для хранения Web-страниц в компьютерных сетях, так как файлы в этом формате имеют небольшой информационный объем, и при этом сохраняются результаты форматирования. Документы в этом формате создаются в Web-редакторах, а также могут сохраняться с использованием многих текстовых редакторов. Достоинством этого формата является его универсальность, так как Web-страницы могут просматриваться с использованием специализированных программ (браузеров) в любых операционных системах.

Современные текстовые редакторы обеспечивают автоматическое преобразование текстового файла из одного формата в другой при его открытии и сохранении.

Перед выводом документа на печать полезно выполнить предварительный просмотр документа, это позволяет увидеть, как будет выглядеть документ, напечатанный на бумаге с использованием подключенного к компьютеру принтера.

Вид напечатанного документа (например, распределение текста по страницам) может зависеть от используемого принтера, так как могут несколько различаться шрифты, используемые в разных принтерах.

При выводе документа на печать необходимо установить параметры печати: задать номера выводимых на печать страниц, количество копий документа и др.
Кроме того, целесообразно проверить установки самого принтера: ориентацию бумаги, качество бумаги, качество печати и др.

Теперь мы с вами выполним небольшое практическое задание, в ходе которого мы потренируемся выполнять следующее:

  • Набирать текст с клавиатуры по образцу;
  • Приемам ввода русских и английских слов, числовой и символьной информации;
  • Основным операциям редактирования: копирование, вставка, удаление, перемещение;
  • Приемам быстрого форматирования.

Вспомним, что называется фрагментом текста? Фрагмент – непрерывный, выделенный кусок текста.

Практическое задание:

  1. Запустите текстовый редактор Word.
  2. Выберите формат страницы А4.
  3. Установите книжную ориентацию страницы, размеры полей по 2 см со всех сторон (верхнее, нижнее, левое, правое).
  4. Наберите текст, шрифт Times New Roman, размер 12, начертание обычное, выравнивание по ширине.
  5. Сохраните документ в своей папке под именем задание_1 в формате doc и в формате rtf.
  6. Сравните два документа (слайд 8).

XX век. 1994-й год был годом, когда многие люди впервые услышали о сети Интернет. Этому предшествовало несколько этапов. 2 января 1969 года Управление перспективных исследований (ARPA), являющееся одним из подразделений Министерства обороны США, начало работу над проектом связи компьютеров оборонных организаций. В результате исследований была создана сеть ARPAnet, которая считается прародителем сети Internet.

Обратите внимание, что некоторые слова в тексте подчеркнуты красной волнистой линией или зеленой волнистой линией. Значит Ваш Word настроен на автоматическую проверку орфографии и грамматики. Красная линия - орфографическая ошибка. Щелкаем правой кнопкой по подчеркнутому слову. Встроенный словарь предлагает слова для замены, вы выбираете слово из списка, если же слово набрано верно, и в этом уверены, можете его добавить в словарь. Если сомневаетесь, нажмите пропустить все (слайд 9)

im_1.jpg

Системы проверки правописания, используемые в большинстве современных текстовых редакторов, позволяют выявлять значительную часть допущенных пользователем опечаток и орфографических ошибок. Принцип действия типичной системы проверки правописания следующий: во встроенном словаре системы содержится большой набор слов анализируемого языка в различных грамматических формах (время, число и т.д.), система пытается найти проверяемое слово в этом словаре. Если слово найдено, то оно считается правильно написанным. Если слово не найдено в словаре, но есть похожие слова, то выдается сообщение об ошибке и предлагаются возможные варианты замены. Если ничего похожего не найдено, то система предлагает исправить слово или занести его в словарь.

Какое устройство обеспечивает ввод оптической информации? Сканер.

Часто приходится работать со сканированным текстом? Я думаю, время от времени приходится сканированный текст перевести в формат Word, распознать в цифровой вид и представить в текстовом редакторе.

Точное распознавание латинских символов в печатном тексте в настоящее время возможно, только если доступны чёткие изображения, такие как сканированные печатные документы. Точность при такой постановке задачи превышает 99%, абсолютная точность может быть достигнута только путем последующего редактирования человеком. Проблемы распознавания рукописного «печатного» и стандартного рукописного текста, а также печатных текстов других форматов (особенно с очень большим числом символов) в настоящее время являются предметом активных исследований.

Оптическое распознавание символов (англ. optical character recognition, OCR) — механический или электронный перевод изображений рукописного, машинописного или печатного текста в текстовые данные — последовательность кодов, использующихся для представления символов в компьютере (например, в текстовом редакторе). Распознавание широко используется для конвертации книг и документов в электронный вид, для автоматизации систем учёта в бизнесе или для публикации текста на веб-странице. Оптическое распознавание текста позволяет редактировать текст, осуществлять поиск слова или фразы, хранить его в более компактной форме, демонстрировать или распечатывать материал, не теряя качества, анализировать информацию, а также применять к тексту электронный перевод, форматирование или преобразование в речь (слайд 9).

im_2.jpg

Системы оптического распознавания текста требуют калибровки для работы с конкретным шрифтом; в ранних версиях для программирования было необходимо изображение каждого символа, программа одновременно могла работать только с одним шрифтом. В настоящее время больше всего распространены так называемые «интеллектуальные» системы, с высокой степенью точности распознающие большинство шрифтов. Некоторые системы оптического распознавания текста способны восстанавливать исходное форматирование текста, включая изображения, колонки и другие нетекстовые компоненты.

Каким же образом происходит распознавание текста на компьютере? Как происходит распознавание текста на ПК?

Процесс оцифровки и оптического распознавания текста включает в себя пять этапов (слайд 10).

Этапы распознавания текста Что происходит на данном этапе
1 этап. Ввод страницы Отсканированный документ попадает в компьютер в виде изображения
2 этап. Анализ макета Программа последовательно дробит страницу на все более мелкие блоки
3 этап. Распознавание символов Программа распознает символы в текстовых блоках.
4 этап. Реконструкция документа Программа начинает воссоздавать страницы, использую результаты анализа макета страницы.
5 этап. Сохранение документа Программа сохраняет преобразованные данные в нужном формате.

Ввод страницы. На этом этапе отсканированный или сфотографированный документ попадает в компьютер в виде изображения.

Анализ макета. OCR-приложение определяет, где на странице находятся текст, рисунки, таблицы и т.п., и разбивает ее на блоки. Программа последовательно дробит страницу на все более мелкие блоки: разбивает текст на абзацы, затем на предложения, отдельные слова и символы. В финале анализа макета документ представляет собой набор отдельных символов. Программа запоминает, в каком месте на странице каждый из них находится.

Распознавание символов – самый ответственный этап процесса OCR, ведь программа должна правильно идентифицировать все найденные знаки. Используется в тексте буква «В» (и какая – русская или латинская) или это цифра «8»? Если программа допустит ошибку, результат распознавания превратится в абракадабру. Для более точного распознавания текста программы комбинируют различные методы, которые условно делятся на две категории: методы сопоставления с образцом и методы сопоставления признаков (более подробно о них читайте далее).

Для отсканированных документов типографского качества (достаточно крупный шрифт, отсутствие плохо напечатанных символов или исправлений) распознавание символов проводится путем их сравнения с растровыми шаблонами (слайд 11).

Растровое изображение каждого символа последовательно накладывается на растровые шаблоны символов, хранящиеся в памяти системы оптического распознавания. Результатом распознавания является символ, шаблон которого it наибольшей степени совпадает с изображением.

im_3.jpg
Распознаваемый символ «Б» накладывается на растровые шаблоны символов (А, Б, В и т. д.)

При распознавании документов с низким качеством печати (машинописный текст, факс и т. д.) используется векторный метод распознавания символов. В распознаваемом изображении символа выделяются геометрические примитивы (отрезки, окружности и др.) и сравниваются с векторными шаблонами символов. В результате выбирается тот символ, для которого совокупность всех геометрических примитивов и их расположение больше всего соответствует распознаваемому символу.

im_4.jpg
Распознаваемый символ «Б» накладывается на векторные шаблоны символов (А, Б, В и т. д.)

Системы оптического распознавания символов являются «самообучающимися» (для каждого конкретного документа они создают соответствующий набор шаблонов символов), и поэтому скорость и качество распознавания многостраничного документа постепенно возрастают.

С появлением первого карманного компьютера Newton фирмы Apple в 1990 году начали создаваться системы распознавания рукописного текста. Такие системы преобразуют текст, написанный на экране карманного компьютера специальной ручкой, в текстовый компьютерный документ.

Системы оптического распознавания форм. При заполнении документов большим количеством людей (например, при сдаче выпускником школы единого государственного экзамена (ЕГЭ)) используются бланки с пустыми полями. Данные вводятся в поля печатными буквами от руки. Затем эти данные распознаются с помощью систем оптического распознавания форм и вносятся в компьютерные базы данных.

Сложность состоит в том, что необходимо распознавать символы, написанные от руки, которые довольно сильно различаются у разных людей. Кроме того, такие системы должны уметь определять, к какому полю относится распознаваемый текст.

Реконструкция документа. После завершения процесса распознавания программа начинает воссоздавать страницы, с помощью встроенного словаря объединяя отдельные символы в слова, слова в предложения, предложения в абзацы и т.д. Для ускорения процесса используются результаты анализа макета страницы (этап 2). Кроме того, применяя специальные методы, программы пытаются учитывать грамматические особенности текста, чтобы в итоге получились корректные с точки зрения распознаваемого языка предложения.

Сохранение документа. OCR-приложение сохраняет распознанный документ в определенном пользователем формате (только текст – TXT; макет страницы – файлы Microsoft Word или PDF).

4. Обобщение (закрепление материала) (слайд 12).

  1. Что называется текстовым редактором?
  2. Какие параметры страниц необходимо задать перед началом создания документа?
  3. Как нужно правильно сохранить документ?
  4. Какие вы знаете форматы текстовых документов?
  5. Сколько этапов распознавания текста вы знаете? Что они собой представляют?

5. Домашнее задание

(Слайд 1) По учебнику Угриновича стр.77-79, стр. 84-86, стр. 101-103.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

До свидания, спасибо за урок.





Литература:

  1. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса, Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 512 с.: ил.
  2. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 394 с.: ил.
Автор Черная Ольга Анатольевна
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 11036
Номер материала 520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓