Главная / Информатика / Конспект урока «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» 10-11 класс

Конспект урока «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» 10-11 класс

Название документа Hydikova_pismo.docx

Автор: Худякова Ирина Николаевна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: нет

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 10»

Республика/край, город/поселение: ХМАО - Югра, г. Нижневартовск

E-mail: irina-nv86@list.ru

Web сайт: http://irina-nv.sehost.ru/

Название документа Hydikova_yrok.doc

Автор: Худякова Ирина Николаевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов».

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 10-11.

Ключевые слова: информатика, задания на компьютере, задания в программе Microsoft Access 2007, «фильтрация», «запрос».

Оборудование: компьютерный класс, программы Microsoft Access 2007, задания к уроку в электронном виде (см. папку «Приложение»).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Аннотация: данный урок является промежуточным при изучении темы «Базы данных», класс разбит на группы по два человека (работа в парах).

Использованные источники и литература:

  1. Богомолова О.Б., Практические работы по MS Excel. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  2. Семакин Е.К. Информатика. Задачник-практикум. 1, 2 части. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

Цель урока: научить учащихся операциям «фильтрация», «запрос» программы Microsoft Access; научить применять данные операции для решения прикладных задач.

Задачи:

  1. Ввести понятие «фильтрация», «запрос»;

  2. обучить учащихся командам, с помощью которых осуществляется фильтрация и поиск данных;

  3. показать пример использования фильтрации и запросов в программе MS Access;

  4. показать пример использования фильтрации и запросов;

  5. развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;

  6. формирование способности к коллективной работе для достижения совместных целей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день. Эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы. Сегодня вы будете работать парами, и от вашей активности и внимательности будет зависеть эффект вашей малой группы.

2. Этап проверки домашнего задания.

Ребята, что мы с вами проходим? Правильно базы данных. Давайте вспомним, что такое база данных, для этого проверим домашнее задание, а домашним заданием было создание базы данных 11 Б класса, состоящей из 2- таблиц, которые между собой связаны связью ОДИН-КО-МНОГИМ. Кто готов показать свою работу?

3. Объяснение нового материала.

1 этап.

Сегодня мы проведем урок по изучению еще одной из возможностей программы MS Access, позволяющей автоматизировать работу с таблицами.

Нhello_html_m7ae75e28.jpg
а экране слайд 2 презентации к уроку рис.1

Учитель: Давайте подумаем, что можно назвать списком? Какой фрагмент текста или таблицы является, по вашему мнению, списком?

Учитель: перед вами три фрагмента. Какой из них является списком?

Уч-ся: ответы.

Учитель: сформулируйте определение списка. СПИСОК – упорядоченный набор данных Из каких составляющих состоит список?

Ответ: обычно список состоит строки заголовков (текст описания) и строк данных, которые могут быть разного типа.

Учитель: давайте вспомним, как в БД называются ЗАГОЛОВОК таблицы и СТРОКИ ДАННЫХ.

Ответ уч-ся: Заголовок – это поле, а строки – это записи.

Учитель: Какие типы полей вы знаете?

Уч-ся: ответы.

Уhello_html_m17cd19cc.png
читель:
Итак, перед вами база данных туристической фирмы. Опишите основные поля таблицы.

На экране слайд 3 презентации к уроку рис.2

Уч-ся: ответы.

Учитель: где находятся записи таблицы?

Уч-ся: ответы. Под каждым заголовком начинается список, т.е основные записи таблицы.

Учитель: Является ли каждый фрагмент списком? Да.

Мы с вами научились создавать простейшие таблицы, вводить данные в таблицу. Но наша задача изучить как можно больше возможностей программы.

Учитель: Существуют следующие операции, которые обычно выполняются над списками

На экране слайд 4 презентации к уроку рис.3

  • ввод данных, записей в таблицу;

  • поиск данных в базе данных;

  • сортировка записей.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим одну из этих операций. Назвать эту операцию вам поможет следующий рисунок.

Нhello_html_m4d179db9.jpg
а экране слайд 5 презентации к уроку рис.3

Учитель: Правильно! Эта операция – фильтрация списка.

Запишем тему урока: Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов.

Нhello_html_6e804c1c.jpg
а экране слайд 6 презентации к уроку рис.4

Учитель: как вы думаете, какова цель нашего урока?

Постановка цели урока:

целью нашего урока является практическое применение фильтрации данных и запросов для решения информационных задач.

Учитель: Разберемся с термином «фильтрация». Для чего служат фильтры?

Известно, например, что перед тем как вода из водохранилища попадает в водопровод, она проходит несколько этапов очистки.

Что осуществляется на каждом этапе очистки?

Ответ: Отбор определенной группы примесей.

Учитель: таким образом, фильтрация позволит нам организовать «сито», через которое вы сможете «просеивать» таблицу данных.

Уhello_html_m3b6a6b65.jpg
читель
: Скажите, пожалуйста, с помощью каких знаков вы в математике находите ответ на вопрос, что больше или меньше? Так вот, условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

Учитель: Но фильтры бывают простые и сложные. Простой фильтр содержит условие отбора записей только одного поля. Сложный фильтр содержит несколько условий для различных полей.

Зhello_html_m1716780d.jpg
апишем данную информацию.

Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.

Чhello_html_m36c524e3.jpg
тобы понять каким образом отбирается нужная информация, рассмотрим конкретный пример.

Задача №1.

Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать все двухместные номера четырехзвездночного отеля, где стоимость номера от 200 долларов до 300,количество дней проживания – 10 дней.

Учитель: Кто самый смелый, и пойдет решать данную задачу?

Давайте сформулируем алгоритм:

  1. Открыть существующую таблицу.

  2. Применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.

  3. В появившемся окне ввести условия поиска.

  4. Появилось окно с отобранной информацией.

  5. Введем условие, соответствующее заданию.

  6. Применить команду Фильтр / Применить фильтр.

hello_html_m5b0e4ba9.png





Чтобы отобразить все элементы таблицы, необходимо применить команду Фильтр – Удалить фильтр.

Какие у вас вопросы по изложенному материалу? (Вопросы детей).

Учитель: Применим более сложный фильтр для решения информационной задачи.

Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Нам пришла заявка от клиента. Послушайте, пожалуйста.

На экране слайд 7 презентации к уроку

Задача №2.

Уважаемая туристическая фирма! «Миллион друзей «Вояж»!

Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

«Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин.

Учитель: О какой стране идет речь, о каком городе?

Учащиеся: Россия. Санкт-Петербург.

Вhello_html_6e706049.png
ыходит учащийся к доске

Учитель:

Применим команду для фильтрации. Попытаемся ввести все известные нам запросы клиента. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно. Можно сказать, что условия в сложных фильтрах связаны между собой операцией логического умножения.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, нам удалось подсчитать стоимость путевки клиента?

Учащиеся: Нет.

Учитель:

Значит, выходит, что на ответ клиента мы не ответим? Давайте теперь попытаемся понять, что же такое фильтры?

Вывод: получается, что ФИЛЬТРЫ привязаны к конкретной таблице и вычислить стоимость путевки у нас в данном случае не получится.

Мы с вами рассмотрели вопрос фильтрации, и поняли, что фильтры привязаны к конкретной таблице. Таким образом, в базах данных должен присутствовать такой элемент для поиска, который позволял бы создавать самостоятельные объекты для реализации поиска и решения информационной задачи, или создавшейся проблемы. Таким объектом являются запросы. Давайте попытаемся посмотреть, каким же образом работают запросы и что такое запросы.

На экране слайд 11 презентации к уроку

hello_html_4478a30.jpg


Кhello_html_4c3a5be6.png
акова команда для организации запросов?



Рhello_html_m7b92ad56.png
ассмотрим все тот же пример. (Работа учащихся у доски)



  1. Введем условия поиска.

  2. Запустим запрос.

  3. Стоимость путевки посчитана? Нет.

Учитель: Скажите, у нас есть такое поле, которое позволяет подсчитывать стоимость тура? Нет. В запросах существует возможность построения дополнительного вычисляемого поля. Давайте попытаемся построить данное поле. Но у меня возникает вопрос, каким образом происходит подсчет стоимости путевки?

Учащиеся: Стоимость номера в сутки * количество дней.

Тhello_html_5a8c0c4.pngаким образом, нужно добавить дополнительное поле.

Для этого следует использовать пикограмму для построения выражений.

Учитель:

Попытаемся построить вычисляемое поле. Для этого выведем на экран все поля таблицы, чтобы владеть всей информацией для клиента. Поставим курсор в пустое поле и нажмем пиктограмму.

В появившемся окне напечатаем вручную выражение и щелкнем по кнопке ОК.

Это выражение подставится в новое поле. ЗАПУСТИМ ДАННЫЙ ЗАПРОС.

Вопросы учащихся.

Если нет вопросов, давайте посмотрим, как вы поняли изложенный материал.

Учитель: чем отличаются фильтры от запросов?

Ученик: Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице, т.е. требуют открытия нужной таблицы.

Вывод:

Итоги 1-го этапа урока: с чем мы познакомились? мы познакомились с операциями поиска информации: фильтр, запросы. Как вы хорошо поняли изложенный материал, вам поможет вторая часть нашего урока.

  1. Этап закрепления полученных знаний. Деловая игра.

Проведем деловую игру.

Деловая игра.

Я – директор туристической компании, Вы – менеджеры туристической компании.

Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Ваша задача: после получения конкретной заявки максимально стремительно и точно ее выполнить. От этого зависит ваш деловой успех. После получения заданий клиента, Вы должны найти нужную Вам информацию и вывести ее на экран. Время на выполнение данного этапа – не более 10 минут.

К наилучшему результату приведет согласованная работа двух человек – менеджеров фирмы (работа в парах). В нашей игре нужно определить три лучшие пары, может быть и больше, которые выполнят задание четко и быстро.

Выдается рабочее задание менеджерам с 1 по 8 вариант.

  1. Итоги урока.

Все возвращаются за парты. Выбираем лучшую пару менеджеров. Выставляем оценки.

Ответьте на вопрос: С какими операциями программы Microsoft Access мы сегодня познакомились?

Ответ: Операция фильтрации, операция организации запросов.

Вопрос: С помощью какой команды можно установить команду фильтра?
(Записи / Фильтр / Изменить фильтр)

Вопрос: Какая функция программы позволяет организовывать самостоятельные запросы?
(Запросы)

Вопрос: Какие предметы школьного курса помогли вам при выполнении заданий?
(География, технология)

Какова была цель сегодняшнего урока?

Достигли ли мы с вами целей?

Теперь подведем итоги деловой игры. (Награждение)

  1. Домашнее задание

На экране слайд 15 презентации к уроку

Параграф 11.4, создать базу данных 11 Б класса, содержащую как минимум две таблицы, а также организованы запросы как простые так и сложные.

Название документа Hydikova_nagragdenie.doc

hello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gifhello_html_3893355d.gif

hello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gifhello_html_6fa1499f.gif

hello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gifhello_html_m2d88a81.gif

hello_html_m84bd928.gifhello_html_3e1ee183.gif

hello_html_353e8b59.gifhello_html_mbb73cf0.gif

Название документа Hydikova_prezent.ppt

* Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов»...
* Домашнее задание.
* Предметы русский язык алгебра биология история физкультура геометрия информ...
*
* ввод данных в таблицу; организация поиска информации в базе данных; сортиро...
*
*
* Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям ...
* Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду : Открыть ...
* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Мы с подругой хотим п...
* Запросы позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям....
* Команда для создания запросов: Открыть объект Запросы / Создание запроса в ...
* Создание вычисляемого поля Использование пиктограммы на панели инструментов
* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Я очень люблю отдыхат...
* Домашнее задание: § 11.4. Создать запросы, как простые так и сложные. *Созд...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 * Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов». А
Описание слайда:

* Тема урока: «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов». Автор: Худякова Ирина Николаевна Должность: учитель информатики и ИКТ Категория: нет Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 10» Республика/край, город/поселение: ХМАО - Югра, г. Нижневартовск E-mail: irina-nv86@list.ru Web сайт: http://irina-nv.sehost.ru/

№ слайда 2 * Домашнее задание.
Описание слайда:

* Домашнее задание.

№ слайда 3 * Предметы русский язык алгебра биология история физкультура геометрия информати
Описание слайда:

* Предметы русский язык алгебра биология история физкультура геометрия информатика литература химия физика иностранный язык Сведения Марина пр. Науки 234-76-59-78 д.47 к.8 география магнитофон сканер электролампочка тетрадь цветок огурец Фамилия Алексеев Сидоров Кострова Свистунов Федоров Тарасов Елдашова Карпикова Кириллов Яковлева Крутов

№ слайда 4 *
Описание слайда:

*

№ слайда 5 * ввод данных в таблицу; организация поиска информации в базе данных; сортировка
Описание слайда:

* ввод данных в таблицу; организация поиска информации в базе данных; сортировка записей.

№ слайда 6 *
Описание слайда:

*

№ слайда 7 *
Описание слайда:

*

№ слайда 8 * Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям таб
Описание слайда:

* Фильтры позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям таблицы. Условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

№ слайда 9 * Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду : Открыть таб
Описание слайда:

* Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду : Открыть таблицу-(применить команду) - Записи – Фильтр – Изменить фильтр – Ввести условие поиска – Применить условие . Пример БД Пример №1. Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать информацию об отелях, расположенных в Италии, стоимость номера которых колеблется от 200 до 300 долларов в сутки.

№ слайда 10 * Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Мы с подругой хотим посе
Описание слайда:

* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал: «Люблю… Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, Блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла». Посчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин. Пример БД

№ слайда 11 * Запросы позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Ус
Описание слайда:

* Запросы позволяют отбирать записи, которые удовлетворяют заданным условиям. Условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

№ слайда 12 * Команда для создания запросов: Открыть объект Запросы / Создание запроса в реж
Описание слайда:

* Команда для создания запросов: Открыть объект Запросы / Создание запроса в режиме конструктора / Добавить таблицу/ Ввести условие поиска / Запуск Пример БД

№ слайда 13 * Создание вычисляемого поля Использование пиктограммы на панели инструментов
Описание слайда:

* Создание вычисляемого поля Использование пиктограммы на панели инструментов

№ слайда 14 * Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Я очень люблю отдыхать н
Описание слайда:

* Уважаемая туристическая фирма «Миллион друзей «Вояж»! Я очень люблю отдыхать на побережье Средиземного моря в королевстве белых городов и старинных замков, в стране фламенко и кастаньет. Я хочу в течение недели наслаждаться теплым морем и солнцем. Проживание в пятизвездочном отеле, номер «люкс». Питание – «шведский стол». Посчитайте, пожалуйста, общую стоимость тура. Пример БД

№ слайда 15 * Домашнее задание: § 11.4. Создать запросы, как простые так и сложные. *Создать
Описание слайда:

* Домашнее задание: § 11.4. Создать запросы, как простые так и сложные. *Создать в вашей базе данных вычисляемые поля. **Создать запрос, позволяющий находить информацию как в одной таблице так и в другой одновременно.

Название документа Hydikova_variant.doc

Автор: Худякова Ирина Николаевна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Вариант 1.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

«Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 5.

Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание –
завтрак + ужин.

Вариант 2.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Город, в который я бы хотел поехать на каникулы, является столицей страны, в которой более 200 лет назад происходила война между рабовладельческим Югом и Севером. Во время этой войны страной управлял президент Линкольн.

Я намерен остановиться в этом городе на 6 дней. Проживание в четырехзвездночном отеле, номер одноместный, авиаперелет должен входить в стоимость тура. В отеле должна быть предусмотрена услуга проката автомобилей и шведский стол.

Какова стоимость тура?

Вариант 3.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Я хотел бы побывать в Европе и посетить страну, в которой творили Дюма и Бомарше, Сименон и Бальзак; родину старейшего университета Сорбонна, коньяка и шампанского.

Порекомендуйте город этой страны, в который лучше поехать. Количество дней проживания 5.

Номер одноместный в четырехзвездночном отеле, питание – шведский стол, стоимость путевки не должна превышать 850 $, без авиаперелета.

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки.

Вариант 4.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

В это холодное время года я хотел бы на недельку поехать с подругой в экзотическую страну, родину пирамид и фараонов. Этой стране посвящена опера Верди «Аида».

Отель трехзвездочный, номер двухместный, обязательно в отеле должен быть спортклуб, питание должно входить в стоимость тура.

Какова стоимость тура на 7 дней и входит ли в нее авиаперелет?


Вариант 5.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Давно мечтала посетить город, названного в честь одного из братьев, вскормленных волчицей, - Рэма и Ромула. Этот город еще называют «вечным городом», его стены помнят легендарного Спартака – предводителя восстания рабов.

Хотелось бы за 8 дней осмотреть все достопримечательности столицы этого государства, остановиться в пятизвездочном отеле, в одноместном номере.

Посчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит питание полностью, а также авиаперелет.

Вариант 6.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Я долгое время выбирала и, наконец, решила посетить страну, которую называют «страной восходящего солнца», и увидеть священную гору под называнием Фудзияма.

Хотелось бы поехать в столицу этой страны и поселиться в трехзвездночном отеле, в одноместном номере, чтобы питание было полностью включено в путевку.

Какова стоимость этого тура на 5 дней вместе с авиаперелетом?

Вариант 7.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Хочу в путешествие на родину «Биттлз», Бритни Спирс, Спайс Гелз, футбольной команды «Ливерпуль»! Там находятся старейшие университеты Кембридж и Оксфорд.

Помогите мне добраться туда и пережить всю полноту ощущений от посещения этого места!

Хотел бы посетить столицу этого государства и остановиться в трехзвездночном отеле, двухместном номере, питание должно входить в стоимость путевки полностью.

Какова стоимость тура на 4 дня с авиаперелетом?

Вариант 8.

Уважаемая туристическая фирма
«Миллион друзей «Вояж»!

Мечтаю увидеть корриду и фламенко! Мне близок темперамент народа этой удивительной страны!

Я хочу остановиться в столице этой страны на 5 дней, жить в четырехзвездночном отеле, в одноместном номере, питание –

завтрак + ужин.

Подсчитайте стоимость тура. Входит ли авиаперелет в стоимость путевки?

hello_html_m315f5ba0.gif

Конспект урока «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» 10-11 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерный класс, программы Microsoft Access 2007, задания к уроку в электронном виде (см. папку «Приложение»).

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Аннотация: данный урок является промежуточным при изучении темы «Базы данных», класс разбит на группы по два человека (работа в парах).

Цель урока: научить учащихся операциям «фильтрация», «запрос» программы Microsoft Access; научить применять данные операции для решения прикладных задач.

Задачи урока:

  1. ввести понятие «фильтрация», «запрос»;
  2. обучить учащихся командам, с помощью которых осуществляется фильтрация и поиск данных;
  3. показать пример использования фильтрации и запросов в программе MS Access;
  4. показать пример использования фильтрации и запросов;
  5. развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
  6. формирование способности к коллективной работе для достижения совместных целей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день. Эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы. Сегодня вы будете работать парами, и от вашей активности и внимательности будет зависеть эффект вашей малой группы.

2. Этап проверки домашнего задания.

Ребята, что мы с вами проходим? Правильно базы данных. Давайте вспомним, что такое база данных, для этого проверим домашнее задание, а домашним заданием было создание базы данных 11 Б класса, состоящей из 2- таблиц, которые между собой связаны связью ОДИН-КО-МНОГИМ. Кто готов показать свою работу?

3. Объяснение нового материала.

1 этап.

Сегодня мы проведем урок по изучению еще одной из возможностей программы MS Access, позволяющей автоматизировать работу с таблицами.

На экране слайд 2 презентации к уроку рис.1

h_3.jpg

Учитель: Давайте подумаем, что можно назвать списком? Какой фрагмент текста или таблицы является, по вашему мнению, списком? Перед вами три фрагмента. Какой из них является списком?
Учащиеся: ответы.

Учитель: сформулируйте определение списка. СПИСОК – упорядоченный набор данных Из каких составляющих состоит список?
Ответ: обычно список состоит строки заголовков (текст описания) и строк данных, которые могут быть разного типа.
Учитель: давайте вспомним, как в БД называются ЗАГОЛОВОК таблицы и СТРОКИ ДАННЫХ.
Ответ учащихся: Заголовок – это поле, а строки – это записи.
Учитель: Какие типы полей вы знаете?
Учащиеся: ответы.
Учитель: Итак, перед вами база данных туристической фирмы. Опишите основные поля таблицы.

На экране слайд 3 презентации к уроку рис.2

h_4.jpg

Учащиеся: ответы.
Учитель: где находятся записи таблицы?
Учащиеся: ответы. Под каждым заголовком начинается список, т.е основные записи таблицы.
Учитель: Является ли каждый фрагмент списком? Да.
Мы с вами научились создавать простейшие таблицы, вводить данные в таблицу. Но наша задача изучить как можно больше возможностей программы.
Учитель: Существуют следующие операции, которые обычно выполняются над списками.

На экране слайд 4 презентации к уроку рис.3

  • ввод данных, записей в таблицу;
  • поиск данных в базе данных;
  • сортировка записей.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим одну из этих операций. Назвать эту операцию вам поможет следующий рисунок.

На экране слайд 5 презентации к уроку рис.3

Учитель: Правильно! Эта операция – фильтрация списка.
Запишем тему урока: Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов.

На экране слайд 6 презентации к уроку рис.4

h_7.jpg

Учитель: как вы думаете, какова цель нашего урока?
Постановка цели урока:
Целью нашего урока является практическое применение фильтрации данных и запросов для решения информационных задач.
Учитель: Разберемся с термином «фильтрация». Для чего служат фильтры?
Известно, например, что перед тем как вода из водохранилища попадает в водопровод, она проходит несколько этапов очистки.
Что осуществляется на каждом этапе очистки?
Ответ: Отбор определенной группы примесей.
Учитель: таким образом, фильтрация позволит нам организовать «сито», через которое вы сможете «просеивать» таблицу данных.
Скажите, пожалуйста, с помощью каких знаков вы в математике находите ответ на вопрос, что больше или меньше? Так вот, условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

h_8.jpg

Учитель: Но фильтры бывают простые и сложные. Простой фильтр содержит условие отбора записей только одного поля. Сложный фильтр содержит несколько условий для различных полей. Запишем данную информацию.

Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.
Чтобы понять каким образом отбирается нужная информация, рассмотрим конкретный пример.

h_9.jpg

Задача №1.

Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать все двухместные номера четырехзвездночного отеля, где стоимость номера от 200 долларов до 300,количество дней проживания – 10 дней.

Учитель: Кто самый смелый, и пойдет решать данную задачу?

  1. Давайте сформулируем алгоритм:
  2. Открыть существующую таблицу.
  3. Применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.
  4. В появившемся окне ввести условия поиска.
  5. Появилось окно с отобранной информацией.
  6. Введем условие, соответствующее заданию.
  7. Применить команду Фильтр / Применить фильтр.

h_16.jpg

Чтобы отобразить все элементы таблицы, необходимо применить команду Фильтр – Удалить фильтр.
Какие у вас вопросы по изложенному материалу? (Вопросы детей).
Учитель: Применим более сложный фильтр для решения информационной задачи.
Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Нам пришла заявка от клиента. Послушайте, пожалуйста.

На экране слайд 7 презентации к уроку

Задача №2.

Уважаемая туристическая фирма! «Миллион друзей «Вояж»!
Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

«Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога. Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин.
Учитель: О какой стране идет речь, о каком городе?
Учащиеся: Россия. Санкт-Петербург.

h_18.jpg

Учитель:
Применим команду для фильтрации. Попытаемся ввести все известные нам запросы клиента. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно. Можно сказать, что условия в сложных фильтрах связаны между собой операцией логического умножения.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, нам удалось подсчитать стоимость путевки клиента?
Учащиеся: Нет.
Учитель:
Значит, выходит, что на ответ клиента мы не ответим? Давайте теперь попытаемся понять, что же такое фильтры?
Вывод: получается, что ФИЛЬТРЫ привязаны к конкретной таблице и вычислить стоимость путевки у нас в данном случае не получится.
Мы с вами рассмотрели вопрос фильтрации, и поняли, что фильтры привязаны к конкретной таблице. Таким образом, в базах данных должен присутствовать такой элемент для поиска, который позволял бы создавать самостоятельные объекты для реализации поиска и решения информационной задачи, или создавшейся проблемы. Таким объектом являются запросы. Давайте попытаемся посмотреть, каким же образом работают запросы и что такое запросы.

На экране слайд 11 презентации к уроку

h_11.jpg

Какова команда для организации запросов?

h_12.jpg

Рассмотрим все тот же пример. (Работа учащихся у доски)

h_17.jpg

  1. Введем условия поиска.
  2. Запустим запрос.
  3. Стоимость путевки посчитана? Нет.

Учитель: Скажите, у нас есть такое поле, которое позволяет подсчитывать стоимость тура? Нет. В запросах существует возможность построения дополнительного вычисляемого поля. Давайте попытаемся построить данное поле. Но у меня возникает вопрос, каким образом происходит подсчет стоимости путевки?

Учащиеся: Стоимость номера в сутки * количество дней. Таким образом, нужно добавить дополнительное поле. Для этого следует использовать пикограмму для построения выражений.

Учитель: Попытаемся построить вычисляемое поле. Для этого выведем на экран все поля таблицы, чтобы владеть всей информацией для клиента. Поставим курсор в пустое поле и нажмем пиктограмму. В появившемся окне напечатаем вручную выражение и щелкнем по кнопке ОК. Это выражение подставится в новое поле. ЗАПУСТИМ ДАННЫЙ ЗАПРОС. Вопросы учащихся. Если нет вопросов, давайте посмотрим, как вы поняли изложенный материал. Учитель: чем отличаются фильтры от запросов? Ученик: Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице, т.е. требуют открытия нужной таблицы. Вывод: Итоги 1-го этапа урока: с чем мы познакомились? мы познакомились с операциями поиска информации: фильтр, запросы. Как вы хорошо поняли изложенный материал, вам поможет вторая часть нашего урока.

4. Этап закрепления полученных знаний. Деловая игра.

Проведем деловую игру.
Деловая игра.
Я – директор туристической компании, Вы – менеджеры туристической компании.
Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Ваша задача: после получения конкретной заявки максимально стремительно и точно ее выполнить. От этого зависит ваш деловой успех. После получения заданий клиента, Вы должны найти нужную Вам информацию и вывести ее на экран. Время на выполнение данного этапа – не более 10 минут.
К наилучшему результату приведет согласованная работа двух человек – менеджеров фирмы (работа в парах). В нашей игре нужно определить три лучшие пары, может быть и больше, которые выполнят задание четко и быстро.

Выдается рабочее задание менеджерам с 1 по 8 вариант.

5. Итоги урока

Все возвращаются за парты. Выбираем лучшую пару менеджеров. Выставляем оценки.
Ответьте на вопрос: С какими операциями программы Microsoft Access мы сегодня познакомились?
Ответ: Операция фильтрации, операция организации запросов.
Вопрос: С помощью какой команды можно установить команду фильтра?
(Записи / Фильтр / Изменить фильтр)
Вопрос: Какая функция программы позволяет организовывать самостоятельные запросы?
(Запросы)
Вопрос: Какие предметы школьного курса помогли вам при выполнении заданий?
(География, технология)
Какова была цель сегодняшнего урока?
Достигли ли мы с вами целей?
Теперь подведем итоги деловой игры. (Награждение)

6. Домашнее задание

На экране слайд 15 презентации к уроку

Параграф 11.4, создать базу данных 11 Б класса, содержащую как минимум две таблицы, а также организованы запросы как простые так и сложные.

Литература:

  1. Богомолова О.Б., Практические работы по MS Excel. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  2. Семакин Е.К. Информатика. Задачник-практикум. 1, 2 части. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.




save.pngПолный архив приложений к уроку в формате ZIP, объемом 4 Мб (2-2-4-4-9.zip):

  1. Презентация «Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов» (.ppt)
  2. Конспект урока (.doc)
  3. Раздаточный материал для учащихся (.doc)
  4. Учебная база данных (.mdb)
Автор Худякова Ирина Николаевна
Дата добавления 03.03.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2677
Номер материала 504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓