Главная / Информатика / Конспект урока на тему: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация» 9 класс

Конспект урока на тему: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация» 9 класс

Документы в архиве:

30 КБ teoriya.xls
85 КБ ЭТ Формулы.doc

Название документа ЭТ Формулы.doc

Дата проведения. Класс 9 класс.


Тема: Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация.

Цели урока:

  1. Обучающие:

Выработать навыки и умения:

  • порядка ввода формул в ЭТ;

  • ввода абсолютных, относительных и смешанных адресов ячеек;

  • преобразования адреса из абсолютного в относительный и наоборот;

  • решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.

Развивающие:

  • развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, навыки анализа и синтеза, логического мышления;

  • развивать умения мыслить логически, обобщать полученные умения и навыки.

  1. Воспитательная:

  • воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.

Ожидаемые результаты:

После этого урока ученики смогут:

  • вводить, редактировать формулы в таблице, проводить простейшие вычисления.

  • применять навыки работы с ЭТ при решении задач из разных сфер человеческой деятельности.


Тип урока: формирование и закрепление новых знаний, навыков и умений.

Оборудование: Компьютеры, медиапроектор, задания для Практической работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний:

  3. Мотивация учебной деятельности учеников:

  4. Предоставление необходимой теоретической информации.

  5. Выполнение Практической работы

  6. Выставление оценок за Практическую работу.

  7. Домашнее задание.

  8. Итоги урока:


  1. Организационный момент. Взаимное приветствие.

  2. Актуализация опорных знаний:

Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел Электронные таблицы. Для начала вспомним:

1. Электронные таблицы это - …

2. Для кого предназначены ЭТ

3. Самой популярной программой для работы с ЭТ является …или Программа, с помощью которой мы изучаем ЭТ

4. Как происходит загрузка EXCEL

5. Перед нами окно программы EXCEL, необходимо перечислить и показать его основные элементы.

6. Документы EXCEL

7. В ячейки мы можем вводить три основных типа данных…


  1. Мотивация

Возможности программы EXCEL не ограничены только вводом данных в ячейки рабочего листа. В принципе с задачей ввода можно справиться с помощью любого текстового редактора, например MS Word. Назначением EXCEL является автоматизация расчетов посредством формул и функций, т.е. если вы научитесь работать с ЭТ, то это позволит вам быстро и легко проводить вычисления с большим количеством данных.


  1. Предоставление необходимой теоретической информации

В рабочих тетрадях: число, тема урока Формула. (Приложение 1)

  1. Формула Excel – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице.

Каждая формула начинается со знака равенства = и завершается нажатием клавиши Enter.

Чтобы в расчетах использовать значения, введенные в другие ячейки рабочего листа, в формулах вводят адреса этих ячеек. В таком случае говорят, что в формуле на ячейки сделаны ссылки.

При составлении формул используются следующие символы, которые называются арифметическими операторами:


Оператор

Действие

Примеры

+

Сложение

= А1+В1

-

Вычитание

= А1-В2

*

Умножение

= В3*С12

/

Деление

= А1 / В5

^

Возведение в степень

= А4^3

%

Процентное отношение

= A1*20%


В формулах для изменения порядка действий используются скобки.

Запишем: формулы состоят из знака равенства =, ссылок на ячейки, операторов, нажать Enter.


  1. Ввод формул.

Существует минимум три варианта ввода формул:

  • С клавиатуры (все адреса ячеек вводим вручную);

  • С помощью мыши (после «=» щелкнуть мышкой на ячейке, где находятся необходимые данные, и адрес ячейки появится в строке редактирования)

  • Использовать Мастер Функций

  1. Время от времени у каждого пользователя программы возникает необходимость в проверке всех введенных формул, но в ячейке с формулой отображается не сама формула, а результат её вычисления. Специально для этих случаев предусмотрен режим отображения формул. Чтобы активизировать этот режим воспользуйтесь меню Сервис – Параметры – Вид – в разделе параметры окна поставить галочку на Формулы

Запишем:

  1. Редактирование формул

Ошибки, допущенные при вводе формулы, исправляются так же, как и ошибки, появившиеся во время ввода любых других данных

Напоминаю:

  • дважды щелкнуть на ячейке с формулой для активации режима редактирования, затем отредактировать формулу;

  • выделить ячейку, перейти в строку формул и отредактировать формулу.

Запишем:

  1. Виды ссылок. Относительные и абсолютные адреса ячеек.

При решении однотипных задач мы используем одну и ту же формулу. Чтобы не вводить формулу заново, мы ее копируем. В процессе копирования формулы в Excel, автоматически меняются адреса ячеек, на которые в формуле сделаны ссылки. Такая адресация называется относительной.

В некоторых случаях нет необходимости автоматически изменять ссылки при копировании формул, для таких случаев в Excel предусмотрены абсолютные ссылки, которые не меняются в процессе копирования.

Абсолютные адреса записываются с помощью знака доллара: =$A$3+8


Для перехода от относительного адреса к абсолютному используется клавиша F4.

Запишем:

  1. Использование инструмента Автосуммирование.

Сегодня при выполнении ПР вам придется суммировать значения в ячейках таблицы, в Excel разработан специальный прием Автосуммирования, с помощью которого можно быстр найти сумму чисел, записанных в смежных ячейках столбцов и строк .

Пример, чтобы сложить данные в ячейках можно записать формулу: = А1 + А2 + А3 + А4 + ….+…

hello_html_48aa169a.pngАвтосуммирование имеет на панели инструментов собственную кнопку

Для того, чтобы посчитать сумму небходимо:

  • Выделить ячейку, в которой будет сумма

  • Нажать кнопку Сумма –

  • Excel предложит диапазон данных, если вы с ним согласны, то нажать Enter, если нет, то выделить мышкой нужный диапазон ячеек. Напоминаю, что для выделения несвязных диапазонов необходимо использовать клавишу Ctrl. Нажать Enter.




Запишем:

  1. Выполнение практической работы

При выполнении ПР вам поможет полученный сегодня теоретический материал (Приложение 2)

  1. Выставление оценок за Практическую работу.

  2. Итоги урока: (рефлексия)

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • Урок дал мне для жизни…


Варианты для продолжения:

  • Вы можете вводить и редактировать формулы в электронную таблицу,

  • производить простейшие вычисления для решения практических задач.

  • Ввод формул начинается со знака …

  • После ввода формулы результат вычисления мы видим в ячейке, а саму формулу


  1. Домашнее задание: Глава 3, стр. 88 – 91, Задача – распечатка

  2. Литература:

  • Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ». Учебник для 9 класса

  • В. Леонтьев «Большая энциклопедия персонального компьютера»

  • А. Л. Соколенко « Microsoft Office Excel. Просто как дважды два»


Задача (оформить в тетради)

Три туриста собрались в поход. Они составили список предметов, которые необходимо взять с собой. Эти вещи решили разделить по справедливости: на 3 равные по весу части. Как это сделать?

Технология:

1. Создать таблицу необходимых для похода вещей (3 столбца).

2. Дополнить ее столбцами: 1 турист, 2 турист, 3 турист, Вес 1, Вес 2, Вес 3.

3. Дополнить ее строкой: Суммарный вес и подобрать распределение вещей так, чтобы вес для каждого был приблизительно равный, изменяя значение в столбцах D и E.


A

B

C

D

E

F

G

H

I

Наименова­ние

Вес

Кол-во

1 турист

2 ту­рист

3 турист

Вес 1

Вес 2

Вес 3

Палатка

7

1

1


=С3-D3-E3

=$B3*D3

=$B3*E3

=$B3*F3

Котелок









Топор









Консервы









Крупа









Сухари









Сахар










Суммарный вес





Конспект урока на тему: «Электронные таблицы. Ввод формул. Относительная и абсолютная адресация» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

  1. Обучающие:

Выработать навыки и умения:

    • порядка ввода формул в ЭТ;
    • ввода абсолютных, относительных и смешанных адресов ячеек;
    • преобразования адреса из абсолютного в относительный и наоборот;
    • решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.
  1. Развивающие:
  • развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, навыки анализа и синтеза, логического мышления;
  • развивать умения мыслить логически, обобщать полученные умения и навыки.
  1. Воспитательная:
  • воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.

Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:

  • вводить, редактировать формулы в таблице, проводить простейшие вычисления.
  • применять навыки работы с ЭТ при решении задач из разных сфер человеческой деятельности.

Тип урока: формирование и закрепление новых знаний, навыков и умений.
Оборудование: Компьютеры, медиапроектор, задания для Практической работы.
Ход урока:

  • Организационный момент
  • Актуализация опорных знаний:
  • Мотивация учебной деятельности учеников:
  • Предоставление необходимой теоретической информации.
  • Выполнение Практической работы
  • Выставление оценок за Практическую работу.
  • Домашнее задание.
  • Итоги урока:
  1. Организационный момент. Взаимное приветствие.
  2. Актуализация опорных знаний:

Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел Электронные таблицы. Для начала вспомним:
1. Электронные таблицы это - …
2. Для кого предназначены ЭТ
3. Самой популярной программой для работы с ЭТ является …или    Программа, с помощью которой мы изучаем ЭТ
4. Как происходит загрузка EXCEL
5. Перед нами окно программы EXCEL, необходимо перечислить и показать его основные элементы.
6. Документы EXCEL
7. В ячейки мы можем вводить три основных типа данных…

Мотивация

Возможности программы EXCEL не ограничены только вводом данных в ячейки рабочего листа. В принципе с задачей ввода можно справиться с помощью любого текстового редактора, например MS Word. Назначением EXCEL является автоматизация расчетов посредством формул и функций, т.е. если вы научитесь работать с ЭТ, то это позволит вам быстро и легко проводить вычисления с большим количеством данных.

Предоставление необходимой теоретической информации

В рабочих тетрадях: число, тема урока Формула. (Приложение 1)

  • Формула Excel – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице.

Каждая формула  начинается со знака равенства = и завершается нажатием клавиши Enter.
Чтобы в расчетах использовать значения, введенные в другие ячейки рабочего листа, в формулах вводят адреса этих ячеек. В таком случае говорят, что в формуле на ячейки сделаны ссылки.
При составлении формул используются следующие символы, которые называются арифметическими операторами:

Оператор

Действие

Примеры

+

Сложение

= А1+В1

-

Вычитание

= А1-В2

*

Умножение

= В3*С12

/

Деление

= А1 / В5

^

Возведение в степень

= А4^3

%

Процентное отношение

= A1*20%

В формулах для изменения порядка действий используются скобки.
Запишем: формулы состоят из знака равенства =, ссылок на ячейки, операторов, нажать Enter.

  •  Ввод формул.

Существует минимум три варианта ввода формул:

    • С клавиатуры (все адреса ячеек вводим вручную);
    • С помощью мыши  (после «=»  щелкнуть мышкой на ячейке, где находятся необходимые данные, и адрес ячейки появится в строке редактирования)
    • Использовать Мастер Функций
  • Время от времени у каждого пользователя программы возникает необходимость в проверке всех введенных формул, но в ячейке с формулой отображается не сама формула, а результат её вычисления. Специально для этих случаев предусмотрен режим отображения формул. Чтобы активизировать этот режим воспользуйтесь меню Сервис – Параметры – Вид – в разделе параметры окна поставить галочку на Формулы

Запишем:

  • Редактирование формул

Ошибки, допущенные при вводе формулы, исправляются так же, как и ошибки, появившиеся во время ввода любых других данных
Напоминаю:

  • дважды щелкнуть на ячейке с формулой для активации режима редактирования, затем отредактировать формулу;
  • выделить ячейку, перейти в строку формул и отредактировать формулу.

Запишем:

Виды ссылок. Относительные и абсолютные адреса ячеек.

При решении однотипных задач мы используем одну и ту же формулу. Чтобы не вводить формулу заново, мы ее копируем. В процессе копирования формулы в Excel, автоматически меняются адреса ячеек, на которые в формуле сделаны ссылки.  Такая адресация называется относительной.
В некоторых случаях нет необходимости автоматически изменять ссылки при копировании формул, для таких случаев в Excel предусмотрены абсолютные ссылки, которые не меняются в процессе копирования.
Абсолютные адреса записываются с помощью знака доллара: =$3+8

Для перехода от относительного адреса к абсолютному используется клавиша F4.
Запишем:

Использование инструмента Автосуммирование.

Сегодня при выполнении ПР вам придется суммировать значения в ячейках таблицы, в Excel разработан специальный прием Автосуммирования, с помощью которого можно быстр найти сумму чисел, записанных в смежных ячейках столбцов и строк .
Пример, чтобы сложить данные в ячейках можно записать формулу: = А1 + А2 + А3 + А4 + ….+…
 Автосуммирование имеет на панели инструментов собственную кнопку summ.png
Для того, чтобы посчитать сумму небходимо:

  • Выделить ячейку, в которой будет сумма
  • Нажать кнопку Сумма –
  • Excel предложит диапазон данных, если вы с ним согласны, то нажать Enter, если нет, то выделить мышкой нужный диапазон ячеек. Напоминаю, что для выделения несвязных диапазонов необходимо использовать клавишу Ctrl. Нажать Enter.

Запишем:

Выполнение практической работы

При выполнении ПР вам поможет полученный сегодня теоретический материал (Приложение 2)

Выставление оценок за Практическую работу. Итоги урока: (рефлексия) Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Урок дал мне для жизни…

Варианты для продолжения:

  • Вы можете вводить и редактировать формулы в электронную таблицу,
  • производить простейшие вычисления для решения практических задач.
  • Ввод формул начинается со знака …
  • После ввода формулы результат вычисления мы видим в ячейке, а саму формулу
  •  Домашнее задание: Глава 3, стр. 88 – 91, Задача – распечатка
  • Литература:
    • Н. Д. Угринович «Информатика и ИКТ». Учебник для 9 класса
    • В. Леонтьев «Большая энциклопедия персонального компьютера»
    • А. Л. Соколенко « Microsoft Office Excel. Просто как дважды два»

Задача (оформить в тетради)
Три туриста собрались в поход. Они составили список предметов, которые необходимо  взять  с собой. Эти вещи решили разделить по справедливости: на 3 равные по весу части. Как это сделать?
Технология:
1. Создать таблицу необходимых для похода вещей (3 столбца).
2. Дополнить ее столбцами: 1 турист, 2 турист, 3 турист, Вес 1, Вес 2, Вес 3.
3. Дополнить ее строкой: Суммарный вес и подобрать распределение вещей так, чтобы вес для каждого был приблизительно равный, изменяя значение в столбцах D и E.

A

B

C

D

E

F

G

H

I

Наименование

Вес

Кол-во

1 турист

2 турист

3 турист

Вес 1

Вес 2

Вес 3

Палатка

7

1

1

 

 =С3-D3-E3

 =*D3

 =*E3

 =*F3

Котелок

               

Топор

               

Консервы

               

Крупа

               

Сухари

               

Сахар

               


Суммарный вес

     

24.11.2010


save.png Файл конспекта и приложения к уроку в архиве ZIP, объемом 27 Кб (2-2-4-27.zip)



наверх







КОММЕНТАРИИ

Надежда, Москва
Большое спасибо.
08-06-2011 16:04
Иллен
СПАСИБО ЗА УРОК))
13-01-2012 04:22
Наталья
Спасибо!
05-11-2012 20:41
Михаил, Петропавловск
спасибо большое, детям очень понравилось)
15-11-2012 22:16
Людмила, Приморский край
Хороший урок. Спасибо
13-01-2013 03:01
аля, махакала
спасибо большое
17-01-2013 01:45
Автор Горелова Анна Викторовна
Дата добавления 24.11.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6346
Номер материала 477
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓