Главная / Информатика / Конспект урока «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Анализ экономических данных в MS Excel. Поиск решения» 11 класс

Конспект урока «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Анализ экономических данных в MS Excel. Поиск решения» 11 класс

Документы в архиве:

14.39 КБ Автор.docx
106.41 КБ Презентация1.pptx
9.28 КБ Решение задаачи.xlsx
644.29 КБ Урок.docx

Название документа Автор.docx

Автор - Сычёва Нина Анатольевна

Должность - учитель информатики

Категория - не имею

Образовательное учреждение - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п. Межевой (МКОУ СОШ р.п. Межевой)

Челябинская область, Саткинский район, р.п. Межевой

E-mail: nina_s_07-1966@mail.ru



Тема урока: Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Анализ экономических данных в MS - Excel. Поиск решения.

Предмет: Информатика

Класс: 11

Ключевые слова: Модель, формализация, Формальна модель, табличная модель, компьютерная модель, метод линейной оптимизации, прогнозирование, надстройка MS-Excel «Поиск решения».

Оборудование: компьютерный класс, программы Paint, Microsoft MS-Excel, задания к уроку в электронном виде (см. приложение).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Аннотация: Практическое применение основных знаний и умений при работе с электронными таблицами MS-Excel при прогнозировании и решении экономических задач





Название документа Презентация1.pptx

Тема урока «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. А...
Цели занятия: Получение представления о построении оптимального плана при реш...
Задачи: 1. Образовательные Конкретизация и практическое применение основных з...
Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей. Вопрос ...
Имеются некоторые плановые показатели. Имеются некоторые ресурсы за счёт кото...
Задача   Фирма про изводит две модели А и В сборных книжных полок. Их произво...
Формальной модель. Параметрами, значение которых требуется определить, являют...
Табличная модель. Виды полок Доски (кв.м.) Машинное время (мин.) Прибыль $ А ...
Задачи для самостоятельного решения Задача №1 Пусть предприятие планирует вып...
Задача №2 Предположим, вы решили заняться бизнесом и шитьдля продажи наволочк...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Анал
Описание слайда:

Тема урока «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Анализ экономических данных в MS Excel. «Поиск решения» Учитель информатики МКОУ СОШ р.п. Межевой Сычёва Н.А.

№ слайда 2 Цели занятия: Получение представления о построении оптимального плана при решени
Описание слайда:

Цели занятия: Получение представления о построении оптимального плана при решении экономических задач математическим методом линейной оптимизации. Практическое освоение надстройки MS-Excel "Поиск решения" для построения оптимального плана.

№ слайда 3 Задачи: 1. Образовательные Конкретизация и практическое применение основных знан
Описание слайда:

Задачи: 1. Образовательные Конкретизация и практическое применение основных знаний и умений при работе с электронными таблицами MS-Excel. 2. Развивающие: а. развивать мировоззрение и личностно-нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию; б. развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга; в. развивать способности анализировать и обобщать учебный материал; г. развивать умения самостоятельно работать. З. Воспитательные: а. формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке; , б. воспитывать информационную культуру учащихся при работе на ПК; в. формировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой

№ слайда 4 Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей. Вопрос №2.
Описание слайда:

Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей. Вопрос №2. Какие бывают модели? Что такое формализация? Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей. Вопрос №4. Перечислить основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере  

№ слайда 5 Имеются некоторые плановые показатели. Имеются некоторые ресурсы за счёт которых
Описание слайда:

Имеются некоторые плановые показатели. Имеются некоторые ресурсы за счёт которых эти плановые показатели могут быть достигнуты. Как правило эти ресурсы всегда ограничены. Имеется определенная стратегическая цель, зависящая от некоторых плановых показателей, на которые следует ориентировать планирование. Нужно определить значение плановых показателей с учетом ограниченности ресурсов при условии достижения стратегической цели.

№ слайда 6 Задача   Фирма про изводит две модели А и В сборных книжных полок. Их производст
Описание слайда:

Задача   Фирма про изводит две модели А и В сборных книжных полок. Их производство ограничено наличием сырья (высококачественных досок) и временем машинной обработки. Для каждого изделия модели А требуется 3 кв. м досок, а для изделия модели В - 4 кв. м. Фирма может получать от своих поставщиков до 1700 кв. м досок в неделю. Для каждого изделия модели А требуется 12 мин. машинного времени, а для изделия модели В - 30 минут. В неделю можно использовать 160 ч машинного времени. Сколько изделий каждой модели следует выпускать фирме в неделю, если каждое изделие модели А приносит 2 долл. прибыли, а каждое изделие модели В - 4 долл. прибыли?

№ слайда 7 Формальной модель. Параметрами, значение которых требуется определить, являются
Описание слайда:

Формальной модель. Параметрами, значение которых требуется определить, являются полки разного вида, которые необходимо изготовить фирме за неделю, с учётом прибыли. Пусть Х – количество моделей А У – количество моделей В Тогда целевая функция, значение которой является количество полок Вида А и вида В выпущенных фирмой за неделю с учетом прибыли примет вид: 2*Х+4*У max Ограничения: по сырью (доски) 3*Х+4*У<=1700 по времени 12*х+30*У <= 160 Х >= 0, У >= 0 количество полок не может быть отрицательным

№ слайда 8 Табличная модель. Виды полок Доски (кв.м.) Машинное время (мин.) Прибыль $ А 3 1
Описание слайда:

Табличная модель. Виды полок Доски (кв.м.) Машинное время (мин.) Прибыль $ А 3 12 2 В 4 30 4 Ограничения 1700 160

№ слайда 9 Задачи для самостоятельного решения Задача №1 Пусть предприятие планирует выпуск
Описание слайда:

Задачи для самостоятельного решения Задача №1 Пусть предприятие планирует выпускать изделия двух видов, для производства которых используется три вида сырья. На производство единицы продукции первого вида расходуется 12, 4 и 3 единицы сырья каждого вида. Соответственно на производство единицы продукции второго вида показатели следующие:4,44 и 12. При реализации одного изделия каждого вида возможна прибыль в 30 и 40 рублей соответственно. Сколько изделий каждого вида следует произвести, чтобы уложиться в рамки имеющихся ресурсов сырья (300,120 и 252 единицы соответственно) и обеспечить и этом наибольшую прибыль?

№ слайда 10 Задача №2 Предположим, вы решили заняться бизнесом и шитьдля продажи наволочки и
Описание слайда:

Задача №2 Предположим, вы решили заняться бизнесом и шитьдля продажи наволочки и простыни. Пусть Вы сумели приобрести 800 метров ткани, 10 катушек ниток по 200 метров и взяли в пункте проката швейную машинку сроком на 4 дня. Для изготовления простыни необходимо 2 метра ткани,10 метров ниток, 0,5 часа работы швейной машины. Для изготовления одной наволочки соответствующие показатели равны:1,7 метра, 8 метров и 2/3 часа. Вы заключили договор с магазином на реализацию не менее 50своих изделий. Сколько Вам изготовить простыней и наволочек, чтобы уложиться в отведенные ресурсы и при этом иметь максимальную прибыль, если за каждую наволочку от магазина Вы получаете 36 рублей, а за каждую простынь 44 рубля?

Название документа Урок.docx

hello_html_m7a3292eb.gifТема урока Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Анализ экономических данных в MS Excel. Поиск решения

Класс 11 класс

Продолжительность занятия 90 минут

Используемая литература: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Ключевые слова: Модель, формализация, Формальная модель, табличная модель, компьютерная модель, метод линейной оптимизации, прогнозирование, «Поиск решения».

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Цели занятия:

1. Получение представления о построении оптимального плана при решении экономических задач математическим методом линейной оптимизации.

2. Практическое освоение надстройки MS-Excel «Поиск решения» для построения оптимального плана.


Задачи:

1. Образовательные

а. Конкретизация и практическое применение основных знаний и умений при работе с электронными таблицами MS-Excel.

2. Развивающие:

а. развивать мировоззрение и личностно-нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию;

б. развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга;

в. развивать способности анализировать и обобщать учебный материал;

г. развивать умения самостоятельно работать.

З. Воспитательные:

а. формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке; ,

б. воспитывать информационную культуру учащихся при работе на ПК;

в. формировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой.


Оборудование:

1. Персональный компьютер

2. Мультимедиапроектор


Используемые программные средства:

1.ТабличныЙ процессор MS-Excel

2. Программа для создания презентаций MS-РоwеrРоiпt



Этапы урока:

1. Организационный момент. (3 мин.)

а. Приветствие учеников и гостей урока;

б. Проверка присутствующих учащихся на уроке.


2. Объявление темы урока, определение целей и задач занятия.(3 мин.)

3. Повторение сформированных знаний являющихся опорой для изучения нового материала. (15 мин.)

Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.

Вопрос №2. Какие бывают модели? Что такое формализация?

Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.

Вопрос №4. Перечислить основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере


4. Изучение нового материала (25 мин.)

Проблема, к обсуждению которой мы переходим, называется оптимальным планированием. Люди занимаются планированием на самых разных уровнях: от государственного до домашнего.

Существует три типа задач, которые часто приходится решать специалистам в области планирования и управления:

1. прогнозирование;

2. определение влияния одного фактора на другой.

3. поиск оптимальных решений.

Сегодня на уроке познакомимся с задачами по поиску оптимальных значений при решении экономических задач с помощью ЭВМ.

Особенность экономических проблем и задач состоит в том, что известен желаемый результат, но не известно при каких исходных данных он может быть получен.

Постановка задачи планирования выглядит следующим образом (демонстрируется слайд №5)

Приводятся примеры, подтверждающие постановку задачи планировании.

Рассмотрим в качестве примера экономического моделирования поиск вариантов оптимального выпуска двух моделей сборных книжных полок для получения максимальной прибыли. (Приложение 1)

Условие задача демонстрируется на слайде и раздаётся каждому ученику в печатном виде

Согласно основным этапам разработки и исследования моделей на ПК формулируется:

1. описательная информационная модель;

2. формальная модель (демонстрация слайда №7);

3. преобразуется формальная модель табличную информационную модель (демонстрация слайда №8};

4. осуществляется преобразование формальной модели в компьютерную модель с применением приложения MS-Excel.


Для оптимального набора значений параметров, которые соответствуют максимальному значению целевой функции, воспользуемся надстройкой электронных таблиц «Поиск решения»


Демонстрация учителем решения данной задачи в приложении MS-Excel


5. Оформление задачи по образцу учащимися на ПК и выполнение тренировочных упражнений по образцу (по 20 мин. для каждой группы и 9 мин. для повторения ТБ и основ работы в MS-Excel)

Повторение основных навыков работы в приложении MS-Excel (ввод данных и формул в ячейки таблицы, форматирование таблицы)

Актуализация соблюдения основных правил ТБ при работе на ПК. (Демонстрация упражнений для снятия напряжения с глаз при работе.)

Первая группа учащихся выполняет задачу на ПК.

Вторая группа разрабатывает решение новой задачи выданной учителем. (Перечень задач прилагается Приложение 4 слайды №9, №10 )

Учитель следит за работой учеников, при необходимости делает пояснения

6. Подведение итогов - (получение документа в электронном виде, выставление оценок за самостоятельное выполнение задания). (3 мин.)

7. Домашнее задание (1 мин.)

8. Завершение урока (Учитель благодарит учеников за активное участие в проведении данного занятия) (1 мин.)



Приложение 1


Этапы разработки и исследования моделей на компьютере.


  1. Построение описательной модели.

  2. Создание формализованной модели.

  3. Преобразование формализованной модели в компьютерную модель:

- построение алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;

- построение компьютерной модели с использованием одного из приложений.

  1. Проведение компьютерного эксперимента.

  2. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.



 Приложение 2



Задача


Фирма про изводит две модели А и В сборных книжных полок. Их производство ограничено наличием сырья (высококачественных досок) и временем машинной обработки. Для каждого изделия модели А требуется 3 кв. м досок, а для изделия модели В - 4 кв. м. Фирма может получать от своих поставщиков до 1700 кв. м досок в неделю.

Для каждого изделия модели А требуется 12 мин. машинного времени, а для изделия модели В - 30 минут. В неделю можно использовать 1 60 ч машинного времени.

Сколько изделий каждой модели следует выпускать фирме в неделю, если каждое изделие модели А приносит 2 долл. прибыли, а каждое изделие модели В - 4 долл. прибыли?



Приложение 3


Решение задачи.

  1. Построение формальной модели.

Параметрами, значение которых требуется определить, являются полки разного вида, которые необходимо изготовить фирме за неделю, с учётом прибыли.

Пусть Х – количество моделей А

У – количество моделей В

Тогда целевая функция, значение которой является количество полок Вида А и вида В выпущенных фирмой за неделю примет вид:

2*Х+4*У max

Ограничения: по сырью (доски) 3*Х+4*У<=1700

по времени 12*х+30*У <= 160

Х >= 0, У >= 0 количество полок не может быть отрицательным.


  1. Построение табличной модели.


Виды полок

Доски

(кв.м.)

Машинное время (vby/)

Прибыль

$

А

3

12

2

В

4

30

4

Ограничения

1700

160




  1. Компьютерная модель.

Будем искать решение задачи путем создания и исследования компьютерной модели в электронных таблицах MS-Excel

hello_html_m3cb175a2.png










В ячейки C7 и C8 ввести значения 1 для хранения параметров X и У

В ячейку D7 ввести формулу ограничения по доскам: =3*C7+4*C8.

В ячейку D8 ввести формулу ограничения по времени: =12*C7+30*C8.

В ячейку D9 ввести формулу ограничения по параметру X: =C7

В ячейку D10 ввести формулу ограничения по параметру У: =C8

В ячейку E7 ввести формулу целевой функции: =2*C7+4*C8


Исследование модели. Для поиска оптимального выбора значений параметров, которые соответствуют максимальному значению целевой функции, воспользуемся надстройкой электронных таблиц Поиск решения.

Установить курсор в ячейку E7. Ввести команду Данные - Поиск решения. На появившейся диалоговой панели Поиск решения установить:

  • адрес целевой ячейки;

  • вариант оптимизации значения целевой ячейки (максимилизация, минимизация или подбор значения);

  • адрес ячеек, значения которых изменяются в процессе поиска решения (в которых хранятсязначенияпараметров);

  • ограничения

hello_html_5103178d.png



Щелкнуть по кнопке Выполнить В ячейке целевой функции появится значение 27, а в ячейках параметров значения 13 и 0.



hello_html_m20cd8889.png

Таким образом для получения максимальной прибыли от изготовляния книжных полок, целесообразно изготавливать полки Вида А, а полки Вида В нет.



Приложение 4

Задача №1

Пусть предприятие планирует выпускать изделия двух видов, для производства которых используется три вида сырья. На производство единицы продукции первого вида расходуется 12, 4 и 3 единицы сырья каждого вида. Соответственно на производство единицы продукции второго вида показатели следующие:4,44 и 12. При реализации одного изделия каждого вида возможна прибыль в 30 и 40 рублей соответственно.

Сколько изделий каждого вида следует произвести, чтобы уложиться в рамки имеющихся ресурсов сырья (300, 120 и 252 единицы соответственно) и обеспечить при этом наибольшую прибыль?


Задача №2

Предположим, вы решили заняться бизнесом и шитьдля продажи наволочки и простыни. Пусть Вы сумели приобрести 800 метров ткани, 10 катушек ниток по 200 метров и взяли в пункте проката швейную машинку сроком на 4 дня. Для изготовления простыни необходимо 2 метра ткани,10 метров ниток, 0,5 часа работы швейной машины. Для изготовления одной наволочки соответствующие показатели равны:1,7 метра, 8 метров и 2/3 часа. Вы заключили договор с магазином на реализацию не менее 50 своих изделий. Сколько Вам изготовить простыней и наволочек, чтобы уложиться в отведенные ресурсы и при этом иметь максимальную прибыль, если за каждую наволочку от магазина Вы получаете 36 рублей, а за каждую простынь 44 рубля?

Конспект урока «Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Анализ экономических данных в MS Excel. Поиск решения» 11 класс
  • Информатика
Описание:


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная на компьютере.

Цели занятия:
1. Получение представления о построении оптимального плана при решении экономических задач математическим методом линейной оптимизации.
2. Практическое освоение надстройки MS Excel «Поиск решения» для построения оптимального плана.

Задачи:
1. Образовательные
а. Конкретизация и практическое применение основных знаний и умений при работе с электронными таблицами MS Excel.
2. Развивающие:
а. развивать мировоззрение и личностно-нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию;
б. развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга;
в. развивать способности анализировать и обобщать учебный материал;
г. развивать умения самостоятельно работать.
З. Воспитательные:
а. формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке;
б. воспитывать информационную культуру учащихся при работе на ПК;
в. формировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой.

Оборудование:
1. Персональный компьютер
2. Мультимедиапроектор

Используемые программные средства:
1. ТабличныЙ процессор MS Excel
2. Программа для создания презентаций MS-РоwеrРоiпt

Этапы урока:

1. Организационный момент. (3 мин.)
а. Приветствие учеников и гостей урока;
б. Проверка присутствующих учащихся на уроке.

2. Объявление темы урока, определение целей и задач занятия.(3 мин.)

3. Повторение сформированных знаний являющихся опорой для изучения нового материала. (15 мин.)
Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.
Вопрос №2. Какие бывают модели? Что такое формализация?
Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.
Вопрос №4. Перечислить основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

4. Изучение нового материала (25 мин.)
Проблема, к обсуждению которой мы переходим, называется оптимальным планированием. Люди занимаются планированием на самых разных уровнях: от государственного до домашнего.
Существует три типа задач, которые часто приходится решать специалистам в области планирования и управления:
1. прогнозирование;
2. определение влияния одного фактора на другой.
3. поиск оптимальных  решений.
Сегодня на уроке познакомимся с задачами по поиску оптимальных значений при решении экономических задач с помощью ЭВМ.
Особенность экономических проблем и задач состоит в том, что известен желаемый результат, но не известно при каких исходных данных он может быть получен.
Постановка задачи планирования выглядит следующим образом (демонстрируется слайд №5)
Приводятся примеры, подтверждающие постановку задачи планировании.
Рассмотрим в качестве примера экономического моделирования поиск вариантов оптимального выпуска двух моделей сборных книжных полок для получения максимальной прибыли. (Приложение 1)
Условие задача демонстрируется на слайде и раздаётся каждому ученику в печатном виде
Согласно основным этапам разработки и исследования моделей на ПК формулируется:

1. описательная информационная модель;

2. формальная модель (демонстрация слайда №7);

3. преобразуется формальная модель  табличную информационную модель (демонстрация слайда №8};

4. осуществляется преобразование формальной модели в компьютерную модель с применением приложения MS Excel.

Для оптимального набора значений параметров, которые соответствуют максимальному значению целевой функции, воспользуемся надстройкой электронных таблиц «Поиск решения»

Демонстрация учителем решения данной задачи в приложении MS Excel

5. Оформление задачи по образцу учащимися на ПК и выполнение тренировочных упражнений по образцу (по 20 мин. для каждой группы и 9 мин. для повторения ТБ и основ работы в MS Excel)
Повторение основных навыков работы в приложении MS Excel (ввод данных и формул в ячейки таблицы, форматирование таблицы)
Актуализация соблюдения основных правил ТБ при работе на ПК. (Демонстрация упражнений для снятия напряжения с глаз при работе.)
Первая группа учащихся выполняет задачу на ПК.
Вторая группа разрабатывает решение новой задачи выданной учителем. (Перечень задач прилагается Приложение 4 слайды №9, №10 )
Учитель следит за работой учеников, при необходимости делает пояснения
6. Подведение итогов - (получение документа в электронном виде, выставление оценок за самостоятельное выполнение задания). (3 мин.)

7. Домашнее задание (1 мин.)

8. Завершение урока (Учитель благодарит учеников за активное участие в проведении данного занятия) (1 мин.)

Используемая литература: Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.



save.pngПолный архив приложений к уроку в формате ZIP, объемом 692 Кб (2-2-4-2-8.zip):

  1. Презентация 10 слайдов (.ppt)
  2. Конспект урока (.doc)
  3. примеры задач (.xls)
Автор Сычёва Нина Анатольевна
Дата добавления 15.05.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4568
Номер материала 478
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓