Главная / Информатика / Конспект урока: «Основные параметры диаграмм. Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм» 8 класс

Конспект урока: «Основные параметры диаграмм. Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм» 8 класс

Название документа osnovhie_parametri_diagramm.doc

Тема урока: Основные параметры диаграмм. Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм.

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Цель: Научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS EXCEL.

Задачи:

Учебная:

  • Изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

Развивающая:

  • Развитие логического мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.

Воспитательная:

  • Воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Планируемые результаты:

Знать:

  • различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области построения диаграммы, легенды;

  • пошаговый алгоритм построения различных диаграмм.

Уметь:

  • выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры;

  • строить линейчатые, круговые диаграммы и графики.

Форма урока: традиционная

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-демонстрационный, практическая компьютерная работа.

Межпредметные связи: математика, география, литература.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;

  • Экран;

  • Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением;

  • Презентация, созданная в программе MS PowerPoint;

  • Учебник;

  • Доска;

  • Оценочные карты;

  • Карточки с заданием.

План урока


Ход занятия

Содержание

Время

  1. Организационная часть

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

1

  1. Основная часть

39

  1. Активизация мышления и актуализация ранее изученного

    1. Тестирование.

    2. Взаимопроверка.

    3. Самооценка.

7

  1. Мотивация

Целеполагание, мотивация учебной деятельности.

1

  1. Этап введения новых знаний

Короткие выступления учащихся, сопровождающиеся демонстрацией презентации.

Работа на компьютере в табличном процессоре MS EXCEL.

20

  1. Этап закрепления изученного материала

Выполнение практической работы ”Построение диаграмм различных типов”. Самооценка.

11

  1. Заключительная часть

5

  1. Рефлексия. Подведение итогов

Подведение итогов, выставление итоговой оценки.

3

  1. Этап информации о задании на дом

Получение учащимися инструкции выполнения домашнего задания.

2



Ход урока

Содержание

Обоснование

I. Организационная часть

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к сегодняшнему уроку: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, оценочная карта.

Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.

Этап организации начала урока. Он носит воспитывающий характер.

II. Основная часть

1. Активизация мышления и актуализация ранее изученного

- Проверка домашнего задания будет в виде теста (см. приложение 1). Каждый из вас получает свой листок с вопросами. На выполнения этого задания вам дается 5 минут.

Цель проверки домашнего задания: выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

- Теперь меняемся листочками, делаем проверку по бланку ответов (на доске) и выставляем оценку в оценочную карту (см. приложение 2).



2. Мотивация

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим различные примеры построения диаграмм и докажем, что они действительно служат для более наглядного представления информации. Выполним практическую работу, но для того, чтобы сделать её быстро и правильно вы должны внимательно слушать все объяснения, а также точно и последовательно выполнять задания.

- Итак, сформулируйте цель сегодняшнего занятия.




3. Этап введения новых знаний.

- Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики. Для этого существует графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям.

- Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

- При графической обработке числовой информации с помощью графического процессора следует:

а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 типа диаграмм. На самом деле их гораздо больше, но эти – самые распространенные. Каждая из них используется с определенной целью. С этими типами мы познакомимся, прослушав сообщения своих товарищей.

(Учащиеся выступают с короткими сообщениями по типам диаграмм (см. приложение 3). Выступление сопровождается презентацией (см. диск).




- Электронные таблицы EXCEL позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм (опорный конспект см. приложение 4).

(Учащиеся, используя карточки с заданием (см. приложение 5), строят диаграмму вместе с учителем. Объяснение сопровождается показом на экране).


4.Этап закрепления изученного материала

- Для закрепления данного материала вы выполните сейчас практическую работу «Построение диаграмм различных типов». Порядок выполнения работы вы найдете в учебнике на стр. 193.

- Открываем тетради для практических работ, записываем число, тему, цель, ход работы.



- Приступаем к выполнению заданий. Работаем в парах. По окончанию работы, делаем вывод, выставляем оценки.

(Контролировать темп практической работы: оказывать необходимую помощь нуждающемуся в ней ученику. После выполнения практической работы учитель выставляет оценку за быстроту и правильность выполнения задания в оценочную карту).

Осуществляется актуализация зна­ний, проверка ранее изученного мате­риала методом индивидуаль­ного выполнения тестовой работы (текущий контроль). Формируется умение выполнять тестовые задания.



Решается задача ответственного отношения к выполнению работы, проверка которой проводится методом взаимопроверки.


Этап подводит детей к осознанию необходимости изучения нового материала. Создается положитель­ная познавательная мотивация и спокойная, деловая обстановка в классе.




Самоопределение учащихся к учеб­ной деятельности. Формирование умения выделять главное.


На данном этапе обогащаются зна­ния учащихся, идет развитие познава­тельной активности, и сосредоточенности.












Индивидуальные задания способ­ствуют развитию чувства ответствен­ности и добросовестно­сти, побуждают школьников к само­стоятельной мыслительной дея­тельности.

В основу положен коммуникатив­ный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: развитие речевых уме­ний и навыков учащихся.

Совместное выполнение задания существенно повышает мотивацию учения, обеспечивает работу всего класса, способствует вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации.



Воспроизведение установленного алгоритма по созданию диаграмм на основе полученных знаний. Идет развитие навыка самопроверки, внимания и самостоятельного устранения ошибок. Учитель получает информацию об уровне усвоения учащимися изученного материала.

Активизация эмоционального настроя и заинтересованности к учебному труду. Проверяется умение анализировать и обобщать.

Происходит мобилизация на активную работу. Проверяется полнота и осознанность алгоритма построения диаграммы.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия. Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы увидели, как и где можно применять электронные таблицы, познакомились с элементами деловой графики.

- Итак, ребята, скажите, что же такое диаграмма?

- Что необходимо для построения диаграммы?

- Подведем итоги всей работы на уроке. Сдайте, пожалуйста, ваши оценочные карты.

(Выставление итоговой оценки каждому учащемуся в оценочную карту)

- Какие задания вызвали затруднения?




2. Этап информации о задании на дом

- Знать материал §4.3, стр. 125-133, ответить на вопросы стр. 128, 133.


- Я благодарю вас за урок. Спасибо.

Проводится фронтальная работа с классом. Учитель проверяет, понятен ли учащимся основной материал занятия. По совокупности наблюдений на всех этапах урока выставляется итоговая оценка каждому ученику, тем самым побуждая их к самостоятельной корректировке своих знаний в дальнейшем.

Учитель определяет сильные и слабые стороны при изучении данного материала.


Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Домашнее задание носит обобщающий и закрепляющий характер, так как следующий урок будет итоговым по данному разделу.























Приложение 1

Тест

  1. В электронных таблицах нельзя удалить…

а) столбец; б) строку; в) адрес ячейки; г) содержимое ячейки.

  1. Основным элементом электронных таблиц является…

а) ячейка; б) строка; в) столбец; г) таблица.

  1. В электронных таблицах имя ячейки образуется…

а) из имени столбца; б) из имени строки;

в) из имени столбца и строки; г) произвольно.

  1. Какой тип данных не используется в электронных таблицах?

а) текст; б) рисунок; в) число; г) формула.

  1. Какой вид ссылок подразумевает связь именно с указанной ячейкой?

а) относительный; б) смешанный;

в) абсолютный; г) мультимедийный.

  1. Из чего состоит Рабочая книга, созданная в Microsoft Excel?

а) из рабочих листов; б) из файлов; в) из таблиц; г) из гиперссылок.



Ответы:

1

2

3

4

5

6

В

А

В

Б

В

А















Приложение 2


Оценочная карта

Тема урока:___________________________________________________________________

Класс:________________________________________________________________________

Ф. И. ученика:_________________________________________________________________



Оценка работы при подготовке к уроку


Самооценка

Оценка учителя




Оценка работы в ходе урока





Итоговая оценка























Приложение 3

Сообщение 1.

Линейчатые диаграммы используются для наглядного сравнения различных величин, в которых высота столбца пропорциональна значению величины. Линейчатые диаграммы могут быть плоскими или объемными, причем столбцы могут быть расположены как вертикально (гистограмма), так и горизонтально. Например, с помощью линейчатой диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран мира.

Сообщение 2.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Например, круговая диаграмма позволяет наглядно показать долю цен отдельных устройств компьютера в его общей цене. Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной.

Сообщение 3.

Для построения графиков функций и отображения изменения величин в зависимости от времени используются диаграммы типа график. На плоских графиках маркерами отображаются значения числовой величины, которые соединяются между собой плавными линиями. Объемный график представляет изменение величины с помощью цветной трехмерной фигуры.










Приложение 4

(опорный конспект)

Вызов Мастера диаграмм.

Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, следует в первую очередь выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная. hello_html_m2647073f.png

В результате появится первое окно Мастера диаграмм.

После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастера диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.

Шаг 1: выбор типа диаграммы.

Если таблица уже содержит данные, то на первом шаге нужно выбрать тип диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Стандартные, Нестандартные. К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений.

Для того чтобы выбрать один из стандартных типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.

Если вы хотите посмотреть увидеть, какая диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата. Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во втрое диалоговое окно Мастера диаграмм.

Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.

Во втором окне Мастера диаграмм указываться, какие данные использовать при построении диаграммы. Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.

Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца, который содержит выделенную ячейку. Если перед запуском Мастера диаграмм был выделен интервал ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес выделенного интервала.

Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить. Если исходная таблица не содержала названий строк и столбцов, то EXCEL присвоит каждому ряду стандартное имя: первой строке – Ряд 1, второй – Ряд 2 и т.д. Чтобы изменить стандартное имя следует в поле Имя ввести нужный вам текст.

В том случае, когда исходная таблица содержала заголовки строк или столбцов, в поле Имя отображается ссылка на ячейку, в которой содержится это имя.

Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее>.

Шаг 3: задание параметров диаграммы.

Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.

На этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма. Например, в некоторых случаях можно убрать одну из осей диаграммы. Для этого во вкладке Оси следует отменить галочку для одной из осей.

Во вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.

Во вкладке Подписи данных Мастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).

Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.

Во вкладке Легенда можно размесить в нужном месте диаграммы легенду. Легенда – это обозначение различными цветами колонок, соответствующих различным столбцам таблицы.

Шаг 4: размещение диаграммы.

В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.



























Приложение 5

Задание: Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

Фамилия

Рост, м

Пушкин А.

1,61

Блок А.

1,78

Толстой Л.

1,75

Есенин С.

1,68

Достоевский Ф.

1,68

Гоголь Н.

1,60

Чехов А.

1,86

Горький М.

1,85



Образец выполнения:


hello_html_m6737b6c.png







Название документа Автор.doc

Автор: Матюнькина Светлана Васильевна

Должность: учитель

Категория: 1

Образовательное учреждение: МБ ОУ Арзинская средняя общеобразовательная школа

Починковский район Нижегородская область

E-mail: ptizka2009@yandex.ru





Конспект урока: «Основные параметры диаграмм. Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм» 8 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока:  комбинированный
Цель: Научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS EXCEL.

Задачи:
Учебная:

  • Изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

Развивающая:

  • Развитие логического мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.

Воспитательная:

  • Воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке.

Планируемые результаты:
Знать:

  • различные типы диаграмм, способы задания исходных данных, понятия области построения диаграммы, легенды;
  • пошаговый алгоритм построения различных диаграмм.

Уметь:

  • выбирать типы диаграмм, задавать основные параметры;
  • строить линейчатые, круговые диаграммы и графики.

Форма урока: традиционная
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-демонстрационный, практическая компьютерная работа.
Межпредметные связи:   математика, география, литература.
Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением;
  • Презентация, созданная в программе MS PowerPoint;
  • Учебник;
  • Доска;
  • Оценочные карты;
  • Карточки с заданием.

План урока

Ход занятия

Содержание

Время

I.  Организационная часть

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

1

II. Основная часть

39

  • Активизация мышления и актуализация ранее изученного
  • Тестирование.
  • Взаимопроверка.
  • Самооценка.

7

  • Мотивация

Целеполагание, мотивация учебной деятельности.

1

  • Этап введения новых знаний

Короткие выступления учащихся, сопровождающиеся демонстрацией презентации.
Работа на компьютере в табличном процессоре MS EXCEL.

20

  • Этап   закрепления изученного материала

Выполнение практической работы  »Построение диаграмм различных типов». Самооценка.

11

III. Заключительная часть

5

  • Рефлексия. Подведение итогов

Подведение итогов, выставление итоговой оценки.

3

  • Этап информации о задании на дом

Получение учащимися инструкции выполнения  домашнего задания.

2

Ход урока


Содержание

Обоснование

I. Организационная часть

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к сегодняшнему уроку: учебник, тетрадь для практических работ, ручка, оценочная карта.

Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
Этап организации начала урока. Он  носит воспитывающий характер.

II. Основная часть

1.  Активизация мышления и актуализация ранее изученного
- Проверка домашнего задания будет в виде теста (см. приложение 1).  Каждый из вас получает  свой листок с вопросами. На выполнения этого задания  вам дается 5 минут.
Цель проверки домашнего задания: выявление качества и уровня овладения знаниями,   обеспечение их коррекции.
- Теперь меняемся листочками, делаем проверку по бланку ответов (на доске)  и выставляем оценку в оценочную карту (см. приложение  2).

2. Мотивация
- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрим различные примеры построения диаграмм и докажем, что они действительно служат для более наглядного представления информации. Выполним практическую работу, но для того, чтобы сделать её быстро и правильно вы должны внимательно слушать все объяснения, а также  точно и последовательно выполнять   задания.
- Итак, сформулируйте цель сегодняшнего занятия.

3. Этап введения новых знаний.
- Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики. Для этого существует графический режим работы табличного процессора. В графическом режиме можно строить диаграммы различных типов, что придает наглядность числовым зависимостям.
- Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
- При графической обработке числовой информации с помощью графического процессора следует:
а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
б)  выбрать наиболее подходящий тип диаграммы.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим 3 типа диаграмм. На самом деле их гораздо больше, но эти – самые распространенные. Каждая из них используется с определенной целью. С этими типами мы познакомимся, прослушав сообщения своих товарищей.
(Учащиеся выступают с короткими сообщениями по типам диаграмм (см. приложение 3). Выступление сопровождается презентацией (см. диск).

- Электронные таблицы EXCEL позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм (опорный конспект см. приложение  4).
 (Учащиеся, используя карточки с заданием (см. приложение 5), строят диаграмму вместе с учителем. Объяснение сопровождается показом  на экране).

4.Этап закрепления изученного материала
- Для закрепления данного материала вы выполните сейчас практическую работу «Построение диаграмм различных типов». Порядок выполнения работы вы найдете в учебнике на стр. 193.
- Открываем тетради для практических работ, записываем число, тему, цель, ход работы.

- Приступаем к выполнению заданий. Работаем в парах.  По окончанию работы, делаем вывод, выставляем оценки.
(Контролировать темп практической работы:  оказывать необходимую помощь нуждающемуся в ней ученику. После выполнения практической работы учитель выставляет оценку за быстроту и правильность выполнения задания в оценочную карту).

Осуществляется актуализация знаний, проверка ранее изученного материала методом индивидуального выполнения тестовой работы (текущий контроль). Формируется умение выполнять тестовые задания.

Решается задача ответственного отношения к выполнению работы, проверка которой проводится методом взаимопроверки.

Этап подводит детей к осознанию необходимости изучения нового материала. Создается положительная познавательная мотивация и спокойная, деловая обстановка в классе.  

Самоопределение учащихся к учебной деятельности. Формирование умения выделять главное.

На данном этапе обогащаются знания учащихся, идет развитие познавательной активности, и сосредоточенности.

Индивидуальные задания способствуют развитию чувства ответственности и добросовестности, побуждают школьников к самостоятельной мыслительной деятельности.
В основу положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: развитие речевых умений и навыков учащихся.
Совместное выполнение задания существенно повышает мотивацию учения, обеспечивает работу всего класса, способствует вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить их на новые ситуации.

Воспроизведение установленного алгоритма по созданию диаграмм на основе полученных знаний. Идет развитие навыка самопроверки,  внимания и самостоятельного устранения ошибок. Учитель получает информацию об уровне усвоения учащимися изученного материала.
Активизация эмоционального настроя и заинтересованности к учебному труду. Проверяется умение анализировать и обобщать.
Происходит мобилизация на активную работу. Проверяется полнота и осознанность алгоритма построения диаграммы.

III. Заключительная часть

1. Рефлексия. Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы увидели, как и где можно применять электронные таблицы, познакомились с элементами деловой графики.
- Итак, ребята, скажите, что же такое диаграмма?
- Что необходимо для построения диаграммы?
- Подведем итоги всей работы на уроке. Сдайте, пожалуйста, ваши оценочные карты.
(Выставление итоговой оценки каждому учащемуся в оценочную карту)
- Какие задания вызвали затруднения?

2. Этап информации о задании на дом
- Знать материал §4.3, стр. 125-133, ответить на вопросы стр. 128, 133.

- Я благодарю вас за урок. Спасибо.

Проводится фронтальная работа с классом. Учитель проверяет, понятен ли учащимся основной материал занятия.  По совокупности наблюдений   на всех этапах урока выставляется итоговая оценка каждому ученику, тем самым побуждая их к самостоятельной корректировке своих знаний  в дальнейшем.
Учитель определяет сильные и слабые стороны при изучении данного материала.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Домашнее задание носит обобщающий и закрепляющий характер, так как следующий урок будет итоговым по данному разделу.

Автор Матюнькина Светлана Васильевна
Дата добавления 30.10.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1772
Номер материала 472
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓