Главная / Информатика / Конспект урока: «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel»

Конспект урока: «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel»

Название документа Автор.doc

Автор:

ФИО полностью: Герасимова Любовь Александровна

должность: преподаватель информатики

квалификационная категория: высшая

место работы (образовательное учреждение): ОГБОУ СПО «Костромской техникум торговли и питания»

Республика/край, город/поселение: город Кострома

контактный для пользователей e-mail: gerasim-p@mail.ru

адрес сайта ОУ: http://www.koipkro.kostroma.ru/npo/pl29/default.aspx



Название документа Урок по теме Графическая обработка числовых данных.doc

Герасимова Любовь Александровна, ОГБОУ СПО «КТТиП», преподаватель информатики

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КОСТРОМСКОЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ И ПИТАНИЯ»




Урок по предмету:

«Информатика и

информационные технологии»


Тема урока:

«Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel»









Урок составила преподаватель:

Герасимова Л. А.




г. Кострома

Урок по теме «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel»


В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. При подготовке отчетов по различным дисциплинам, решении задач, выполнении творческих заданий, нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Главное достоинство такого представления – наглядность, которое облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.

Электронные таблицы Microsoft Excel позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы или графика. Они предоставляют большой набор возможностей по графическому представлению данных.



Тема урока: Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel.

Цель урока: освоить и отработать технологию построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков.

Задачи урока:

образовательные

  • познакомить учащихся с основными понятиями темы;

  • сформировать у учащихся навыки построения и редактирования различных типов диаграмм и графиков;

  • закрепить полученные знания при выполнении заданий.

развивающие:

  • развитие умений применять знания для решения задач различного рода;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету;

  • привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;

  • воспитание дисциплинированности, трудолюбия.


Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и закрепление практических навыков работы).

Вид урока: сдвоенный, продолжительность 80 минут.

Возраст: 3 курс

Средства обучения:

Технические:

  • ПК IBM PC

  • проектор;

  • экран.

Программные:

  • ОС Windows 2000/XP;

  • MS Excel 2000/XP;

  • презентация.

Наглядные:

  • плакаты с изображением диаграмм и графиков.

Раздаточные материалы:

  • карточки с заданиями практической работы;

  • краткий конспект

План урока:

  1. Организационная часть (сообщение темы и постановка целей урока).

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Изучение нового материала.

  4. Физкультминутка.

  5. Компьютерный практикум.

  6. Закрепление полученных знаний.

  7. Подведение итогов урока

  8. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Сообщение темы и постановка целей урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать ЭТ Microsoft Excel. Тема урока: «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel». Сегодня вы узнаете, что для наглядного представления данных можно использовать графики и диаграммы. Кроме того, вы познакомитесь с типами диаграмм, способами их создания и редактирования.

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.


  1. Актуализация знаний учащихся

Актуализация знаний учащихся осуществляется в ходе фронтального опроса или теста на компьютере.

Вопросы:

  1. Для чего предназначены ЭТ? (инструмент для табличных расчетов).

  2. Назовите характерную отличительную черту ЭТ в сравнении с текстовым редактором (рабочее поле ЭТ представлено в виде таблицы).

  3. Как называется документ созданный в среде ЭТ? (рабочей книгой).

  4. Из чего состоит ЭТ? (из столбцов и строк).

  5. Из чего составляется адрес ячейки? (из имени столбца и номера строки, например В5, А7).

  6. Какие типы данных могут храниться в ячейке? (число, текст, формула).

  7. Каковы правила записи формул в ячейках ЭТ? (Ввод формулы начинается со знака «=», вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом, проставляются все знаки операций. Формулы могут содержать числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций).

  8. Как выглядят знаки арифметических операций в ЭТ? («+»-сложение, «-»-вычитание, «*»-умножение, «/»-деление, «^»-возведение в степень).

  9. Назовите часто используемые в ЭТ математические функции? (нахождение суммы, максимального числа, среднего арифметического значения диапазона ячеек).

  10. Каково назначение мастера функций? (используется для ввода функций в ячейку таблицы).


  1. Изучение нового материала

Изучение нового материала сопровождается показом презентации (подготовленной к данному уроку) через проектор. По ходу обсуждения теоретического материала учащиеся конспектируют основные понятия, используя опорный конспект.

ЭТ Microsoft Excel предоставляет возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, но и в виде диаграмм и графиков, которые отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.

Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе.

Диаграмма – объект ЭТ, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.

Назначение диаграммы: графическое отображение данных рабочего листа для анализа и сравнения.

Тhello_html_m3df66954.pngипы диаграмм:

hello_html_m133d9c43.png

Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

В Microsoft Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов).

Microsoft Excel позволяет выбрать один из 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип.

hello_html_m1bd37366.gifhello_html_m6c208cbb.gifhello_html_14c23f8e.gifhello_html_m22ee0e02.gif


hello_html_6bdbb022.gifhello_html_451f994a.gifhello_html_m693b7790.gif

3.

hello_html_m31963839.gif

4.

5.

hello_html_m17831e5e.gif

6.

7.

Оhello_html_478386ba.gif

1.

2.

hello_html_med0d507.gifhello_html_2e14ab68.gifбъекты диаграммы:
  1. область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы;

  2. область построения диаграммы – место расположения осей, рядов данных и т.д.;

  3. легенда – образец оформления данных;

  4. заголовок – служит для пояснения данных, представленных на диаграмме;

  5. метки (маркеры данных) – символы (столбики, точки, сектора и т.д.) на диаграмме, изображающие отдельный элемент данных;

  6. ряды данных – группы связанных элементов данных на диаграмме, источником которых является отдельная строка или отдельный элемент данных;

  7. ось – линия, ограничивающая одну из сторон области построения диаграммы и создающая шкалу для измерения и сравнения данных на диаграмме:

    • категории – названия категорий соответствуют подписям вдоль оси Х;

    • имена рядов – обычно соответствуют надписям вдоль оси У;

    • метки делений – это короткие отрезки, пересекающие координатные оси подобно разметке линейки.

Создание диаграмм.

Диаграмма могут располагаться как на листе с данными (внедренные диаграммы), так и на отдельных листах.

Автоматическое создание диаграмм.

Для создания листа диаграммы, использующего стандартный тип диаграммы, выделите необходимые данные и нажмите клавишу F11.

Мастер диаграмм.

Для построения диаграммы обычно используется Мастер диаграмм.

Технология создания диаграммы с помощью Мастера диаграмм:


  1. Вhello_html_m4ccf42ee.pngыделить данные, которые должны быть отражены на диаграмме (если данные расположены в несмежных диапазонах, удерживать нажатой клавишу <Ctrl>).

  2. Щёлкнуть на пиктограмме Мастер Диаграмм на стандартной панели инструментов или выберите команду меню Вставка-Диаграмма, а затем следуйте инструкциям мастера:

    • Шаг 1. Выбор типа диаграммы.

    • Шаг 2. Выбор исходных данных для диаграммы: если данные не выбраны перед шагом 1, то выделите столбцы и строки с необходимыми данными и щелкните на кнопке Далее, иначе (если данные выбраны) – сразу щелкните на кнопке Далее.

    • Шаг 3. Задание параметров диаграммы: выполните необходимые настройки параметров, используя вкладки Заголовки, Оси, Линии сетки, Легенда, Подписи данных, Таблицы данных, затем щелкните на кнопке Далее.

    • Шаг 4. Размещение диаграммы: определите место для диаграммы (на отдельном листе или на листе с данными) и щелкните на кнопке Готово.

Редактирование диаграмм.

Редактирование готовой диаграммы.

  1. Выделите область диаграммы: щелкните левой кнопкой мыши на границе области диаграммы.

  2. Повторите любой шаг (1-4) построения диаграммы. Для этого:

    • выберите команду меню Диаграмма;

    • выберите нужный шаг (Тип диаграммы, Исходные данные, Параметры диаграммы, Размещение);

    • внесите изменения и нажмите ОК.

Редактирование отдельных элементов диаграммы.

  1. Изменение элемента диаграммы:

    • выделите отдельный элемент;

    • щелкните правой кнопкой мыши (вызов контекстного меню для элемента);

    • выберите нужный пункт меню;

    • внесите изменения и нажмите ОК.

  2. Удаление выделенной диаграммы:

  • нажмите клавишу Del.

  1. Перемещение выделенной диаграммы:

  • установите курсор мыши на границе области диаграммы и методом Drag-and-Drop переместите ее на свободное от таблицы место.


  1. Физкультминутка


  1. Компьютерный практикум

При выполнении заданий компьютерного практикума учащиеся осваивают технологию построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков.

Начальные установки.

Откройте документ Excel diagram.xls и сохраните его под именем praktik.xls в вашей папке.


Задание 1.Построение гистограммы по заданной таблице значений.

Задача: построить гистограмму согласно таблице.

Технология работы.

  1. Перейдите на Лист1 и отформатируйте таблицу (диапазон) следующим образом (рис.2):

hello_html_m69a58e4.pnghello_html_m341ddc9.png

Рис.1 Рис. 2

  • задайте границы таблицы используя панель Форматирования, пиктограмма Границы hello_html_74fe02c7.png или команду Формат/Ячейки/Границы;

  • для заголовка таблицы (В2:D2) и диапазона таблицы В3:D10 толстую внешнюю границу;

  • для заголовка таблицы (В2:D2) выберите полужирное начертание шрифта; для диапазона таблицы В3:D3 – полужирный курсив;

  • выполните выравнивание: В2:D3 – по центру; В4:В10 – по центру; С4:С10 – по левому краю; D4:D10 – по левому краю;

  • задайте для диапазона таблицы С4:С10 оранжевый цвет заливки: Формат/Ячейки/Вид.

  1. Найдите максимальное и минимальное число доли значений в диапазоне D4:D10, используя Мастер функций и функции МАКС, МИН.

  2. Выделите диапазон данных для построения гистограммы: С3:D10.

  3. Вызовите Мастер диаграмм: выберите команду меню Вставка/Диаграмма или щелкните на пиктограмме Мастер диаграмм hello_html_477ddde1.png и следуйте его инструкциям:

  • выберите тип диаграммы - гистограммаhello_html_2abf71f2.png;

  • выберите вид гистограммы – обычна гистограмма hello_html_m24107e02.png;

  • нhello_html_7099ac80.gifажмите Далее.

  • так как диапазон выделен нажмите еще Далее;

  • на вкладке Заголовки введите текст в поля Название диаграммы – «Неметрические русские единицы длины», Ось Х(категорий) – «Единицы», Ось Y (значений) – «Значение»;

  • нажмите Далее.

  • выберите размещение диаграммы – на имеющемся листе;

  • нажмите Готово.

  1. Расположите область диаграммы в диапазоне F2:К20 (для перемещения выделенной области диаграммы используйте метод Drag-and-Drop, для изменения размеров рамки работайте с маркерами рамки диаграммы)

  2. Сохраните изменения в файле.

  3. С

    Рис.3

    равните ваш результат с рис. 3.

Представьте преподавателю результаты работы.

Задание 2.Редактирование объектов гистограммы.

Задача: отредактировать гистограмму согласно рис. 4. (допускаются некоторые неточности при редактировании).

Технология работы.

  1. Выделите указанный объект диаграммы (двойным щелчком левой кнопкой мыши), выберите соответствующую вкладку, внесите заданные ниже изменения в параметры объекта и щелкните ОК.

Пhello_html_575569e0.gifараметры объектов диаграммы:

  • шрифт заголовка, легенды, названия осей – Arial, размер -8.

  • формат области диаграммы: способ заливки – градиентная, цвета – два цвета, тип штриховки – диагональная 1.

  • формат области построения диаграммы текстура в способах заливки – пергамент.

  • ф

    Рис.4

    ормат оси категорий и оси значений: цвет линии – зеленый, толщина линии hello_html_3877977a.png.
  1. Постройте линии сетки осей X и Y:

  • выберите команду меню Диаграмма, Параметры диаграммы, вкладку Линии сетки;

  • в разделах Ось Х (категорий) и Ось Y (значений) выберите основные линии.

  1. Задайте формат линий сетки осей Х и Y: тип линии – пунктирный, цвет – темно-бирюзовый.

  2. Сохраните изменения в файле.

Представьте преподавателю результаты работы.

hello_html_351b260f.png

Задание 3.Построение и редактирование графиков функций.

Задача: постройте графики следующих функций:

Y1(x)=x2 – 1;

Y2(x)=x2 + 1;

Диапазон изменения аргумента – [-2;2] с шагом 0,5.

Рис.5


Технология работы.

      1. Перейдите на Лист 2 и подготовьте на листе таблицу согласно рис 5.

      2. Введите в ячейки А1:С1 названия столбцов.

      3. Заполните столбец аргументов (х) от -2 до 2 с шагом 0,5.

      4. Заполните столбцы функций, т.е. введите в столбцы В и С значения функций в соответствующих точках. Для этого введите самостоятельно в ячейки В2, С2 формулы и скопируйте их в остальные ячейки таблицы.

      5. Оформите получившуюся таблицу и сохраните изменения в файле.

Представьте преподавателю результаты работы.

Задача: отредактировать графики следующим образом:

  1. Вhello_html_m6f2f4152.gifыделите диапазон данных для построения графиков А1:С10.

  2. П

    Рис.6

    остройте графики, используя Мастер диаграмм: тип диаграммы – точечная, вид – точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров.
  3. Отредактируйте графики согласно рис.6 и сохраните изменения в файле.

Представьте преподавателю результаты работы.


Задание 4. Построение и редактирование объемной круговой диаграммы.

Задача: построить и отредактировать диаграмму согласно рис. 7. (допускаются некоторые неточности при редактировании).

Технология работы.

    1. Перейдите на Лист 3 и скопируйте из документа Excel diagram.xls таблицу на Листе 3.

    2. Оформите таблицу в соответствии с рис.7.

    3. Выделите диапазон данных для построения диаграммы С7:С17 и Е7:Е17.

    4. Постройте диаграмму, представленную на рис 8., используя Мастер диаграмм: тип диаграммы – круговая, вид – объемный вариант разрезанной объемной диаграммы, область расположения – диапазон G4:K12.

    5. Сохраните изменения в файле

    6. Отредактируйте диаграмму согласно рис. 9 самостоятельно.

hello_html_4807a218.png

Рис.7


hello_html_706e8521.gif

Рис.8

Рис.9

hello_html_63848738.gif


Представьте преподавателю результаты работы.


ЗАДАНИЕ 4. Построение и редактирование диаграммы по заданной таблице (для самостоятельной работы).

Задача: построить диаграмму согласно таблице на рис. 10.

Технология работы.

  1. Перейдите на Лист 4 и скопируйте из документа Excel diagram.xls таблицу на Листе 4.

  2. Отформатируйте самостоятельно таблицу на листе согласно рис 10.

  3. Выполните построение диаграммы наименования продуктов и цен.

  4. Отредактируйте диаграмму согласно рис. 11.

  5. Сохраните изменения в файле.

hello_html_4c17ae86.pnghello_html_4e9d056b.gif

Рис.10

Рис.11



Представьте преподавателю результаты работы.


  1. Закрепление полученных знаний

Контрольные вопросы по занятию.

Диаграммы (понятие, назначение).

Объекты диаграмм.

Типы диаграмм.

Создание диаграмм.

Редактирование диаграммы и объектов.

Учащиеся:

  • обосновывают необходимость умения графически представлять информацию;

  • формулируют понятие диаграммы, объектов диаграммы;

  • перечисляют способы создания и редактирования диаграмм.


  1. Подведение итогов урока

Оценка работы учащихся, типичных ошибок. Обсуждение с группой соответствия достигнутых результатов урока с поставленными в начале урока задачами.

По итогам выполнения заданий и фронтального опроса каждому учащемуся выводится средняя оценка за урок.


  1. Домашнее задание

Повторить материал занятия. Составить тест по теме «Обработка числовой информации» (не менее 5 вопросов), дать 3 варианта ответа на каждый вопрос, указать правильные ответы.

Литература


  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ, 2005. — 511 с. (Глава 10. Технология обработки числовых данных в электронных таблицах, с. 361–378.)

  2. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Учебное пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2002 – 424 с. (Глава 11 Технология обработки числовых данных в ЭТ, с 262 – 336.)

  3. Макарова Н. В. Информатика: 10 – 11 классы.— СПб., 2004.

  4. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и ИТ, - М. Бином. Лаборатория знаний, 2006

  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 10, - М. Бином. Лаборатория знаний, 2009

  6. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 11, - М. Бином. Лаборатория знаний, 2009

  7. Задачник-практикум по информатике 10-11 кл. Под ред.Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Лаборатория базовых знаний. hello_html_m4d466bb7.png

Конспект урока: «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel»
  • Информатика
Описание:

В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. При подготовке отчетов по различным дисциплинам, решении задач, выполнении творческих заданий, нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Главное достоинство такого представления – наглядность, которое облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Электронные таблицы Microsoft Excel позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе, в виде диаграммы или графика. Они предоставляют большой набор возможностей по графическому представлению данных.

Цель урока: освоить и отработать технологию построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков.

Задачи урока:
образовательные

  • познакомить учащихся с основными понятиями темы;
  • сформировать у учащихся навыки построения и редактирования различных типов диаграмм и графиков;
  • закрепить полученные знания при выполнении заданий.

развивающие:

  • развитие умений применять знания для решения задач различного рода;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.

Воспитательные:

  • формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету;
  • привитие учащимся навыков самостоятельности в работе;
  • воспитание дисциплинированности, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и закрепление практических навыков работы).
Вид урока: сдвоенный, продолжительность 80 минут.
Возраст: 3 курс

Средства обучения:
Технические:

  • ПК IBM PC   
  • проектор;
  • экран.

Программные:

  • ОС Windows 2000/XP;
  • MS Excel 2000/XP;
  • презентация.

Наглядные:

  • плакаты с изображением диаграмм и графиков.

Раздаточные материалы:

  • карточки с заданиями практической работы;
  • краткий конспект

План урока:

  1. Организационная часть (сообщение темы и постановка целей урока).
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Компьютерный практикум.
  6. Закрепление полученных знаний.
  7. Подведение итогов урока
  8. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Сообщение темы и постановка целей урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучать ЭТ Microsoft Excel. Тема урока: «Графическое представление числовых данных в Microsoft Excel». Сегодня вы узнаете, что для наглядного представления данных можно использовать графики и диаграммы. Кроме того, вы познакомитесь с типами диаграмм, способами их создания и редактирования.
Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

  1. Актуализация знаний учащихся

Актуализация знаний учащихся осуществляется в ходе фронтального опроса или теста на компьютере.
Вопросы:

  • Для чего предназначены ЭТ? (инструмент для табличных расчетов).
  • Назовите характерную отличительную черту ЭТ в сравнении с текстовым редактором (рабочее поле ЭТ представлено в виде таблицы).
  • Как называется документ созданный в среде ЭТ? (рабочей книгой).
  • Из чего состоит ЭТ? (из столбцов и строк).
  • Из чего составляется адрес ячейки? (из имени столбца и номера строки, например В5, А7).
  • Какие типы данных могут храниться в ячейке? (число, текст, формула).
  • Каковы правила записи формул в ячейках ЭТ? (Ввод формулы начинается со знака «=», вся формула пишется в строку, символы выстраиваются последовательно друг за другом, проставляются все знаки операций. Формулы могут содержать числа, имена ячеек, знаки операций, круглые скобки, имена функций).
  • Как выглядят знаки арифметических операций в ЭТ? («+»-сложение, «-»-вычитание, «*»-умножение, «/»-деление, «^»-возведение в степень).
  • Назовите часто используемые в ЭТ математические функции? (нахождение суммы, максимального числа, среднего арифметического значения диапазона ячеек).
  • Каково назначение мастера функций? (используется для ввода функций в ячейку таблицы).
  1. Изучение нового материала

Изучение нового материала сопровождается показом презентации (подготовленной к данному уроку) через проектор. По ходу обсуждения теоретического материала учащиеся конспектируют основные понятия, используя опорный конспект.
ЭТ Microsoft Excel предоставляет возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, но и в виде диаграмм и графиков, которые отображают данные нагляднее, облегчают восприятие и помогают при анализе и сравнении данных.
Диаграммы  связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе.
Диаграмма – объект ЭТ, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.
Назначение диаграммы: графическое отображение данных рабочего листа для анализа и сравнения.

Типы диаграмм:

ger1.png

Диаграммы могут быть различных типов и соответственно представлять данные в различной форме. Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
В Microsoft Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов).
Microsoft Excel позволяет выбрать один из 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип.
ger2.png
Объекты диаграммы:
  1. область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы;
  2. область построения диаграммы – место расположения осей, рядов данных и т.д.;
  3. легенда – образец оформления данных;
  4. заголовок – служит для пояснения данных, представленных на диаграмме;
  5. метки (маркеры данных) – символы (столбики, точки, сектора и т.д.) на диаграмме, изображающие отдельный элемент данных;
  6. ряды данных – группы связанных элементов данных на диаграмме, источником которых является отдельная строка или отдельный элемент данных;
  7. ось – линия, ограничивающая одну из сторон области построения диаграммы и создающая шкалу для измерения и сравнения данных на диаграмме:
ger3.png
    • категории – названия категорий соответствуют подписям вдоль оси Х;
    • имена рядов – обычно соответствуют надписям вдоль оси У;
    • метки делений – это короткие отрезки, пересекающие координатные оси подобно разметке линейки.

Создание диаграмм.
Диаграмма могут располагаться как на листе с данными (внедренные диаграммы), так и на отдельных листах.

Автоматическое создание диаграмм.
            Для создания листа диаграммы, использующего стандартный тип диаграммы, выделите необходимые данные и нажмите клавишу F11.
            Мастер диаграмм. 
            Для построения диаграммы обычно используется Мастер диаграмм.
            Технология создания диаграммы с помощью Мастера диаграмм:

  1. Выделить данные, которые должны быть отражены на диаграмме (если данные расположены в несмежных диапазонах, удерживать нажатой клавишу <Ctrl >).
  2. Щёлкнуть на пиктограмме Мастер Диаграмм      на стандартной панели инструментов или выберите команду меню Вставка-Диаграмма, а затем следуйте инструкциям мастера:
  • Шаг 1. Выбор типа диаграммы.
  • Шаг 2. Выбор исходных данных для диаграммы: если данные не выбраны перед шагом 1, то выделите столбцы и строки с необходимыми данными и щелкните на кнопке Далее, иначе (если данные выбраны) – сразу щелкните на кнопке Далее.
  • Шаг 3. Задание параметров диаграммы: выполните необходимые настройки параметров, используя вкладки Заголовки, Оси, Линии сетки, Легенда, Подписи данных, Таблицы данных, затем щелкните на кнопке Далее.
  • Шаг 4. Размещение диаграммы: определите место для диаграммы (на отдельном листе или на листе с данными) и щелкните на кнопке Готово.

Редактирование диаграмм.
Редактирование готовой диаграммы.

  1. Выделите область диаграммы: щелкните левой кнопкой мыши на границе области диаграммы.
  2. Повторите любой шаг (1-4) построения диаграммы. Для этого:
  • выберите команду меню Диаграмма ;
  • выберите нужный шаг (Тип диаграммы, Исходные данные, Параметры диаграммы, Размещение);
  • внесите изменения и нажмите ОК.

Редактирование отдельных элементов диаграммы.

  1. Изменение элемента диаграммы:
  • выделите отдельный элемент;
  • щелкните правой кнопкой мыши (вызов контекстного меню для элемента);
  • выберите нужный пункт меню;
  • внесите изменения и нажмите ОК.
Удаление выделенной диаграммы:
  • нажмите клавишу Del.
  1. Перемещение выделенной диаграммы:
  • установите курсор мыши на границе области диаграммы и методом Drag-and-Drop переместите ее на свободное от таблицы место.
  1. Физкультминутка
  2.  Компьютерный практикум

При выполнении заданий компьютерного практикума учащиеся осваивают технологию построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков.
Начальные установки.
Откройте документ Excel diagram.xls и сохраните его под именем praktik.xls в вашей папке.

Задание 1. Построение гистограммы по заданной таблице значений.
Задача: построить гистограмму согласно таблице.

Технология работы.

  1. Перейдите на Лист1 и отформатируйте таблицу (диапазон) следующим образом (рис.2):
  • задайте границы таблицы используя панель Форматирования, пиктограмма Границы  или команду Формат/Ячейки/Границы ;
  • для заголовка таблицы (В2:D2) и диапазона таблицы В3:D10 толстую внешнюю границу;
  • для заголовка таблицы (В2:D2) выберите полужирное начертание шрифта; для диапазона таблицы В3:D3 – полужирный курсив;
  • выполните выравнивание: В2:D3 – по центру; В4:В10 – по центру; С4:С10 – по левому краю; D4:D10 – по левому краю;
  • задайте для диапазона таблицы С4:С10 оранжевый цвет заливки: Формат/Ячейки/Вид.
Найдите максимальное и минимальное число доли значений в диапазоне D4:D10, используя Мастер функций и функции МАКС, МИН. Выделите диапазон данных для построения гистограммы: С3:D10. Вызовите Мастер диаграмм: выберите команду меню Вставка/Диаграмма или щелкните на пиктограмме Мастер диаграмм  и следуйте его инструкциям:
  • выберите тип диаграммы - гистограмма;
  • выберите вид гистограммы – обычна гистограмма ;
  • нажмите Далее.
  • так как диапазон выделен нажмите еще Далее ;
  • на вкладке Заголовки введите текст в поля Название диаграммы – «Неметрические русские единицы длины», Ось Х (категорий) – «Единицы», Ось Y (значений) – «Значение»;
  • нажмите Далее.
  • выберите размещение диаграммы – на имеющемся листе ;
  • нажмите Готово.
Расположите область диаграммы в диапазоне F2:К20 (для перемещения выделенной области диаграммы используйте метод Drag-and-Drop, для изменения размеров рамки работайте с маркерами рамки диаграммы) Сохраните изменения в файле. Сравните ваш результат с рис. 3

Представьте преподавателю результаты работы.

Задание 2. Редактирование объектов гистограммы.
Задача: отредактировать гистограмму согласно рис. 4. (допускаются некоторые неточности при редактировании).

Технология работы.

  • Выделите указанный объект диаграммы (двойным щелчком левой кнопкой мыши), выберите соответствующую вкладку, внесите заданные ниже изменения в параметры объекта и щелкните ОК.

Параметры объектов диаграммы:

  • шрифт заголовка, легенды, названия осей – Arial, размер -8.
  • формат области диаграммы: способ заливки – градиентная, цвета – два цвета, тип штриховки – диагональная 1.
  • формат области построения диаграммы текстура в способах заливки – пергамент.
  •  формат оси категорий и оси значений: цвет линии – зеленый, толщина линии .
      • Постройте линии сетки осей X и Y:
  • выберите команду меню Диаграмма, Параметры диаграммы, вкладку Линии сетки ;
  • в разделах Ось Х (категорий) и Ось Y (значений) выберите основные линии.
      • Задайте формат линий сетки осей Х и Y: тип линии – пунктирный, цвет – темно-бирюзовый.
      • Сохраните изменения в файле.

Представьте преподавателю результаты работы. 



Задание 3. Построение и редактирование графиков функций.
Задача: постройте графики следующих функций:
Y1(x)=x2 – 1;
Y2(x)=x2 + 1;
Диапазон изменения аргумента – [-2;2] с шагом 0,5.

Технология работы.

  1. Перейдите на Лист 2 и подготовьте на листе таблицу согласно рис 5.
  2. Введите в ячейки А1:С1 названия столбцов.
  3. Заполните столбец аргументов (х) от -2 до 2 с шагом 0,5.
  4. Заполните столбцы функций, т.е. введите в столбцы В и С значения функций в соответствующих точках. Для этого введите самостоятельно в ячейки В2, С2 формулы и скопируйте их в остальные ячейки таблицы.
  5. Оформите получившуюся таблицу и сохраните изменения в файле.

Представьте преподавателю результаты работы.

Задача: отредактировать графики следующим образом:

  • Выделите диапазон данных для построения графиков А1:С10.
  • Постройте графики, используя Мастер диаграмм: тип диаграммы – точечная, вид – точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями без маркеров.
  • Отредактируйте графики согласно рис.6 и сохраните изменения в файле.

Представьте преподавателю результаты работы.

Задание 4. Построение и редактирование объемной круговой диаграммы.
Задача: построить и отредактировать диаграмму согласно рис. 7. (допускаются некоторые неточности при редактировании).

Технология работы.

  1. Перейдите на Лист 3 и скопируйте из документа Excel diagram.xls таблицу на Листе 3.
  2. Оформите таблицу в соответствии с рис.7.
  3. Выделите диапазон данных для построения диаграммы С7:С17 и Е7:Е17.
  4. Постройте диаграмму, представленную на рис 8., используя Мастер диаграмм: тип диаграммы – круговая, вид – объемный вариант разрезанной объемной диаграммы, область расположения – диапазон G4:K12.
  5. Сохраните изменения в файле
  6. Отредактируйте диаграмму согласно рис. 9 самостоятельно.

Представьте преподавателю результаты работы.

Задание 4. Построение и редактирование диаграммы по заданной таблице (для самостоятельной работы).
Задача: построить диаграмму согласно таблице на рис. 10.

Технология работы.

  • Перейдите на Лист 4 и скопируйте из документа Excel diagram.xls таблицу на Листе 4.
  • Отформатируйте самостоятельно таблицу на листе согласно рис 10.
  • Выполните построение диаграммы наименования продуктов и цен.
  • Отредактируйте диаграмму согласно рис. 11.
  • Сохраните изменения в файле.

Представьте преподавателю результаты работы.

  1. Закрепление полученных знаний

Контрольные вопросы по занятию.
Диаграммы (понятие, назначение).
Объекты диаграмм.
Типы диаграмм.
Создание диаграмм.
Редактирование диаграммы и объектов.

Учащиеся:

  • обосновывают необходимость умения графически представлять информацию;
  • формулируют понятие диаграммы, объектов диаграммы;
  • перечисляют способы создания и редактирования диаграмм.
  1. Подведение итогов урока

Оценка работы учащихся, типичных ошибок. Обсуждение с группой соответствия достигнутых результатов урока с поставленными в начале урока задачами.
По итогам выполнения заданий и фронтального опроса каждому учащемуся выводится средняя оценка за урок.

  1. Домашнее задание

Повторить материал занятия. Составить тест по теме «Обработка числовой информации» (не менее 5 вопросов), дать 3 варианта ответа на каждый вопрос, указать правильные ответы.

Автор Герасимова Любовь Александровна
Дата добавления 20.04.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3141
Номер материала 471
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓