Главная / Информатика / Методическая разработка урока: «Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel» 11 класс

Методическая разработка урока: «Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel» 11 класс

Документы в архиве:

27.24 КБ 1
78.63 КБ 11.bmp
14.83 КБ 12.jpg
10.41 КБ 13.jpg
12.24 КБ 14.jpg
11.51 КБ 15.jpg
12.13 КБ 16.jpg
14.93 КБ 17.jpg
78.63 КБ 22.bmp
93.43 КБ 33.bmp
12.88 КБ Безымянный.jpg
6.77 КБ Безымянный1.jpg
2.5 КБ Безымянный2.jpg
2.49 КБ Безымянный3.jpg
2.5 КБ Безымянный4.jpg
2.5 КБ Безымянный5.jpg
11.58 КБ показ.bmp
11.58 КБ сортиров.bmp
367 КБ TInfo.exe
362.5 КБ TMaker.exe
4.86 КБ Windows-98.tst
5.4 КБ Базы данных.tst
4.03 КБ Интеллектуальный марафон.tst
5.25 КБ Интернет.tst
7.63 КБ Информация и ее свойства.tst
6.21 КБ Классификация моделей.tst
7.39 КБ Кодирование информации.tst
3.3 КБ Объекты, отношения, классификация..tst
6.87 КБ Предварительный тест.tst
2.21 КБ Текстовый редактор Microsoft Word.tst
4.23 КБ Устройство компьютера.tst
11.59 КБ Электронные таблицы Excel.tst
2.67 КБ Электронные таблицы.tst
56.83 КБ Весь курс.tst
3.31 КБ Параллельные прямые.tst
1.99 КБ Умножение и деление натуральных чисел 3.tst
2.66 КБ тест для 5 класса.tst
3.46 КБ тест для 6 класса.tst
18.5 КБ Практическая работа.xls
57.5 КБ Раздаточный материал.doc
176 КБ Разработа урока по теме_ Построение графиков и диаграмм в редакторе электронных таблиц.doc
57 КБ для практической работы.doc
12.96 МБ видеозапись.avi
21 КБ гистограмма.xls
17 КБ график.xls
15 КБ задание.xls
16 КБ кольцевая диаграмма.xls
14.5 КБ круговая диаграмма.xls
18 КБ линейная диаграмма.xls
18.5 КБ объяснение.xls
1.71 МБ презентация для открытого урока.notebook
18 КБ точечная диаграмма.xls
73 КБ сообщения для учащихся.doc

Название документа Раздаточный материал.doc

Практическая работа по теме «Построение диаграмм

и графиков в редакторе электронных таблиц»


На рабочем столе в папке «Для урока» открыть файл «Практическая работа».


Задание №1.

На листе «Товар» создана таблица

Товар

Цена

Количество

1

Сникерс

15

198

2

Марс

12

236

3

Баунти

12,5

504

4

Твикс

11

407

5

Шок

8

311

6

Спрайт

17

450

7

Кока-кола

21

300

8

Фанта

18

550

1. По данным столбцов «Товар» и «Цена» построить гистограмму со значениями, без линии сетки, без легенды, на текущем листе.

2. По данным столбцов «Товар» и «Количество» построить круговую диаграмму со значениями, без линий сетки, с легендой на текущем листе.



Задание №2.

На листе «Ведомость» создана таблица

Фамилия

Оклад, руб

Премия 25%

Итого

начислено, руб

Иванов И.И

10000



Петров П.П.

8000



Сидоров С.С.

6000



Ганин М.Л.

10000



Александров И.П.

8500



Романов Л.А.

9000



1. Рассчитать значения столбца «Итого начислено», учитывая значения столбцов «Оклад», «Премия».

2. Построить график дохода сотрудников (по столбцам «Фамилия» и «Итого начислено») с указанием значений, на текущем листе.


Задание №3.

На листе «Города» создана таблица

Источник информации

Москва

С.-Петербург

Белгород

Итоги

(ср.знач.)

Справочники

16

10

8

11,33

Советы знакомых

56

48

75

59,67

Телевидение

60

45

50

51,67

Радио

20

29

12

20,33

Газеты

29

23

26

26

Реклама

5

10

10

8,33

Объявления

4

6

5

5

Советы продавца

23

18

20

20,33

1. По данным столбцов «Источник информации» и «Названия городов» построить гистограмму.

2. По данным столбца «Итоги» построить круговую диаграмму.

Проанализировать полученные диаграммы и ответить на следующие вопросы в тетради:

  • Укажите три источника информации, которые используют большинство жителей этих городов;

  • Какой источник информации пользуется наибольшей популярностью:

а) в Москве;

б) в Санкт-Петербурге;

в) в Белгороде;

Укажите два источника информации, которыми пользуются меньше всего жители всех трех городов.



Задание №4.

На листе «Функция» построить график функции y=cos x, предварительно про табулировав функцию в промежутке [–3;3] с шагом 0,1.

Замечание: тип диаграммы – точечная.

Название документа Разработа урока по теме_ Построение графиков и диаграмм в редакторе электронных таблиц.doc

20.04.2009г. 11А класс

Тема: Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel;

  • Научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS Excel;

  • Научить учащихся самостоятельно строить диаграммы на основе собственных суждений.

Развивающие:

  • Развивать компьютерную грамотность учащихся;

  • Развивать представления о прикладном значении программного пакета Microsoft Office (в частности программы MS Excel);

  • Развивать интерес к уроку, предмету, науке в целом, а также развитие логического мышления по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления.

Воспитательные:

  • Воспитание информационной культуры.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока:

  1. Компьютер.

  2. Интерактивная доска.

  3. Пакет программного обеспечения Microsoft Office.

  4. Презентация.

  5. Инструкционные карты (раздаточный материал).

  6. Тестовая оболочка Super Test.


Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка присутствующих.

Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г.Белинского:

«Человек страшится только того, чего не знает, знанием же побеждается всякий страх».


  1. Актуализация опорных знаний учащихся

На предыдущих занятиях вы познакомились с табличным редактором, научились производить вычисления. Проверим ваши знания, пройдя компьютерное тестирование по теме «Электронные таблицы: принципы организации и обработки данных». В качестве заданий представлены упражнения из демонстрационных вариантов ЕГЭ.

Результаты теста покажут уровень ваших знаний по теме, которые вам необходимы будет при знакомстве с новым материалом.

Пересядьте, пожалуйста, за компьютеры, на рабочем столе у каждого имеется открытая тестирующая программа. Запишите свою фамилию и пройдите тест.

Результаты вашей работы будут сохранены на компьютере, на перемене я их проверю и выставлю оценки.

Вернитесь за парты.

Вопрос учащимся: Какие задания и вопросы теста вызвали у вас наибольшее затруднение?

Вместе с учащимися разобрать те вопросы, которые вызвали затруднения у учащихся.

Вопросы теста:

    1. Можно ли одновременно выделить несколько ячеек?

  • Это можно сделать, нажимая и удерживая клавишу <Alt>.

  • Это сделать не возможно.

  • Это можно сделать, нажимая и удерживая клавишу <Ctrl>.

    1. Электронная таблица – это:

  • прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;

  • прикладная программа для обработки кодовых таблиц;

  • устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;

  • системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц?

    1. Назначение Excel

    • проведение расчетов;

    • проведение расчетов, решение задач оптимизации;

    • проведение расчетов, решение задач оптимизации, построение диаграмм;

    • проведение расчетов, решение задач оптимизации, построение диаграмм, создание web-документов.

    1. Среди приведенных отыщите формулу для электронной таблицы.

      • D5C8-A3B2;

      • A1= D5*C8-A3*B2;

      • D5*C8-A3*B2;

      • =D5*C8-A3*B2.

    1. Сколько ячеек содержит диапазон D4:Е5 в электронной таблице?

    • 4;

    • 8;

    • 9;

    • 10.

    1. В ячейки C3, C4, D3, D4 введены соответственно числа 10, 4, 6, 5. Какое число будет находиться в ячейке D8 после введения в эту ячейку формулы =СУММ(C3:D4)?

        • 2;

        • 14;

        • 15;

        • 25.

    1. В электронной таблице значение формулы =СУММ(В1:В2) равно 5. Чему равно значение ячейки В3, если значение формулы =СУММ(В1:В3) равно 11?

        • 6;

        • -6;

        • 16;

        • -16.

    1. Чтобы выделить отдельный столбец необходимо...

        • щелкнуть на заголовке столбца;

        • выделить ячейки, расположенные в данном столбце;

        • воспользоваться дополнительными настройками программы.

    1. Указать верное имя выделенного диапазона ячеек

hello_html_13f4e3.jpg

        • A1:I11;

        • B2:G7;

        • A1:G7;

        • B2:I11.

    1. Какое имя у диапазона, представленного на рисунке?

hello_html_m67adc38e.jpg

        • A1:G8

        • B2:F6

        • A1:F6

        • данному диапазону имя дать не возможно.

    1. Какой из представленных диапазонов имеет имя D2:F8?

    • hello_html_m864ca89.jpg

    • hello_html_5db38a3.jpg

    • hello_html_1b578f51.jpg

    1. На рисунке выделен диапазон ячеек, состоящий из двух столбцов. Как выполнить такое выделение?

hello_html_m20722aa9.jpg

    • Выделить диапазон ячеек В2:В9, прижать клавишу и выделить диапазон D2:D9.

    • Выделить диапазон ячеек В2:В9, прижать клавишу <Alt> и выделить диапазон D2:D9.

    • Выделить диапазон ячеек В2:В9, прижать клавишу <Shift> и выделить диапазон D2:D9.


  1. Изложение нового материала

Вопрос учащимся: Какие возможности электронных таблиц вам уже известны?

Ответы учащихся


Учитель: Совершенно верно. Вы уже научились составлять таблицы, выполнять автоматические расчёты с помощью простейших формул и составляя формулы. Но не всегда столбцы цифр дают полное представление об исследуемом объекте. Часто на помощь приходит графическая интерпретация данных. В современных табличных процессорах реализованы средства деловой графики – возможность построения диаграмм и графиков по числовым данным в таблицах.


Постановка цели и задач урока.


Учитель: Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему сегодняшнего урока «Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора Microsoft Excel».

Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью знаний пользователя в области прикладного программного обеспечения. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.

Средства программы Excel позволяют создать диаграммы и графики различного типа, основанные на данных из электронной таблицы, и помещать их в той же самой рабочей книге.

Так что же такое диаграмма?

Определение: Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

(В тетрадях записывают определение).


Учитель: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Сегодня на уроке мы рассмотрим диаграммы 4 различных типов. На самом деле их гораздо больше, но эти – самые распространенные. С этими типами мы познакомимся, прослушав сообщения ваших одноклассников.


Сообщения учащихся

(Учащиеся выступают с короткими сообщениями по типам диаграмм. Выступления сопровождаются показом презентации).

1 ученик. Круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, точечная диаграмма.

2 ученик. Гистограмма, линейная диаграмма, график.

Подвести итог по выступлениям.

Выяснить у учащихся, что они поняли и запомнили.


В тетрадях записать основные типы диаграмм.


Рассказ учителя (лекция).

При построении диаграммы или графика с помощью редактора электронных таблиц следует:

а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма (при построении диаграммы такой диапазон называется рядами данных – наборы значений, которые требуется изобразить на диаграмме);

б) подключиться к Мастеру диаграмм.


Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм.

(Параллельная демонстрация построения диаграммы на экране интерактивной доски на конкретном примере).

Вызов Мастера диаграмм.

Для того чтобы вызвать Мастер диаграмм, следует в первую очередь выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная. hello_html_m2647073f.png В результате появится первое окно Мастера диаграмм.

После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастера диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.

Шаг 1: выбор типа диаграммы.

Это окно содержит две вкладки: Стандартные, Нестандартные. К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений.

Для того, чтобы выбрать один из стандартных типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.

Если вы хотите посмотреть, какая диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата. Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во второе диалоговое окно Мастера диаграмм.

Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.

Во втором окне Мастера диаграмм указывается, какие данные используются при построении диаграммы.

Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.

Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка или диапазон ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца или будет указан адрес выделенного интервала.

Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить.

Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее>.

Шаг 3: задание параметров диаграммы.

Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.

На этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма.

Во вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.

Во вкладке Подписи данных Мастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).

Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.

Во вкладке Легенда можно размесить в нужном месте диаграммы легенду. Если диаграмма использует больше одного ряда данных, то для идентификации каждого ряда используется легенда. Легенда – это условное обозначение значений различных рядов данных на диаграмме.

Шаг 4: размещение диаграммы.

В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.


Отформатировать элементы диаграммы.


Таким же образом осуществляется построение любой диаграммы или любого графика по любым исходным данным.


В тетрадях записать Алгоритм построения диаграмм:

  • Ввести в таблицу данные.

  • Выделить необходимый диапазон данных (ряды данных).

  • Вызвать Мастера диаграмм и выполнить его указания:

    • Выбрать тип диаграммы

    • Выбрать отображение данных (в строках или столбцах)

    • Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных и т.д.)

    • Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или на имеющемся)

  • С помощью контекстного меню отформатировать элементы диаграммы.


Учитель: Любая диаграмма или график может содержать следующие основные элементы:

- название диаграммы;

- легенда;

- ось Х (ось категорий);

- ось Y (ось значений);

- подписи осей;

- область диаграммы или графика.




  1. Подведение итогов

Чтобы вы смогли закрепить алгоритм построения диаграмм, предлагаю вашему вниманию видеозапись «Построение диаграммы», а один из вас прокомментирует этот процесс. Все остальные внимательно следят и, если нужно будет, то внесут дополнения и свои коррективы.

(Демонстрация видеозаписи с комментарием ученика).


  1. Домашнее задание

Подготовиться к зачетной работе по разделу «Редактор электронных таблиц Microsoft Excel». Повторить следующие вопросы: типы и формат данных (обратить особое внимание на то, как в ячейках эл. таблицы сменить формат данных), особенности ввода формул в ячейки электронной таблицы, абсолютная, относительная и смешанная адресации, категории встроенных функций в редактор электронных таблиц, построение диаграмм и графиков.


  1. Систематизация знаний учащихся, закрепление изученного (практическое усвоение нового материала)

Итак, сегодня вы познакомились с особенностями обработки данных в редакторе электронных таблицах в виде диаграмм и графиков: типы диаграмм, алгоритм построения. Для того чтобы вы смогли закрепить и отработать эти знания и умения предлагаю вам самостоятельную практическую работу.


Для самостоятельной работы вас предлагается четыре задания: каждое следующее задание по уровню сложности выше предыдущего.

У вас у каждого на рабочем столе находиться файл, который называется «Практическая работа», который состоит из четырех листов, на каждом из которых отдельное задание, и на партах лежат папки с заданием, выполните их.

Вы для себя выбираете три любых задания, которые будете выполнять самостоятельно.

Отдельные задания «сильным» ученикам: Козырь А. и Громков Н. будет выполнять задания №2, №3 и №4.

По окончании работы сохранить работу в этих же файлах, но только в конце имени добавить свою фамилию и класс.

По окончании работы осуществим выборочную проверку выполненных заданий (на экране проведем анализ полученных диаграмм).

Приступайте к работе, успехов вам.


Проанализировать работу учащихся (на интерактивную доску вывести три лучших варианта решения трёх задач). Учащиеся комментируют свои действия.


  1. Итоги урока

Подведем общий итог урока.

Вопрос учащимся: Что нового вы узнали сегодня, что научились делать? Что вызвало затруднения?

(Сегодня на уроке мы увидели, как и где можно применять электронные таблицы, познакомились с элементами деловой графики.)

За работу на уроке каждый из вас получит оценку.

Если останется время, то провести игру «Крестики-нолики», для обобщения знаний и умений учащихся по разделу «Редактор электронных таблиц».

На экране интерактивной доски представлено поле

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Класс делится на две группы «Крестики» и «Нолики». Каждая группа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный, то группа ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный, то право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставить три крестика или нолика в линию.


Вопросы и задания командам:

1. Перечислить и показать основные элементы гистограммы.

2. Определить, какая диаграмма соответствует фрагменту таблицы.

3. Дан фрагмент электронной таблицы. Определить, по какому диапазону ячеек построена диаграмма.

4. Диаграмма в электронных таблицах – это …

5. Что обозначает принцип абсолютной адресации?

6. Что такое диапазон ячеек?

7. Диаграмма какого типа изображена на экране?

8. Соотнесите изображение диаграммы с ее названием.

9. По данной таблице построить диаграмму.



Я благодарю вас за урок. Спасибо.

9


Название документа для практической работы.doc

V. Закрепление. Практическая работа.

Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

Задание 1.

  1. Открыть рабочую книгу MS Excel.

  2. Внести данные в таблицу.

  3. По данным столбцов Товар и Цена построить гистограмму.

  4. По данным столбцов Товар и Количество построить круговую диаграмму.

  5. По данным столбцов Товар и Осталось дней построить линейный график.

Товар

Цена

Количество

Сумма

Срок годности

Осталось дней

1

Сникерс

15

198

2970

15.05.2005

25

2

Марс

12

236

2832

30.06.2005

45

3

Баунти

12,5

504

6300

01.04.2005

21

4

Твикс

11

407

4477

15.07.2005

60

5

Шок

8

311

2488

15.06.2005

35

6

Спрайт

17

450

7650

01.09.2005

90

7

Кока-кола

21

300

6300

01.08.2005

75

8

Фанта

18

550

9900

15.07.2005

60

Задание 2.

  1. Открыть Лист 2 рабочей книги MS Excel.

  2. Внести данные в таблицу.

  3. По данным столбцов Источник информации и Названия городов построить гистограмму.

  4. По данным столбца Итоги построить круговую диаграмму.

Источник информации

Москва

С.-Петербург

Белгород

Итоги

(ср.знач.)

Справочники

16

10

8

11,33

Советы знакомых

56

48

75

59,67

Телевидение

60

45

50

51,67

Радио

20

29

12

20,33

Газеты

29

23

26

26

Реклама

5

10

10

8,333

Объявления

4

6

5

5

Советы продавца

23

18

20

20,33

Проанализировать полученные диаграммы и ответить на следующие вопросы в тетради:

  • Укажите три источника информации, которые используют большинство жителей этих городов;

  • Какой источник информации пользуется наибольшей популярностью:

а) в Москве;

б) в С.-Петербурге;

в) в Белгороде;

Укажите два источника информации, которыми пользуются меньше всего жители всех трех городов.

2


Название документа сообщения для учащихся.doc

Сообщение 1.

Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%). Круговая диаграмма иллюстрирует пропорции или части чего-либо относительно целого.

hello_html_441cab8.jpg

В круговой диаграмме можно отделить сектор. Для этого надо выделить диаграмму и выбрать тот сектор, который хотите отделить. Затем перетащить его из центра круга.

Круговая диаграмма не всегда обеспечивает необходимую наглядность представления информации. Во-первых, на одном круге может оказаться слишком много секторов. Во-вторых, все сектора могут быть примерно одинакового размера. Вместе эти две причины делают круговую диаграмму малополезной.


Кольцевые диаграммы напоминают круговые диаграммы с вырезанной серединой. Однако важное отличие состоит в том, что кольцевые диаграммы могут быть представлены в несколько рядов данных.

hello_html_47fe317b.jpg


Точечная диаграмма используется для того, чтобы показать взаимосвязь между двумя переменными. Она отличается от остальных типов диаграмм тем, что по обеим осям такой диаграммы откладываются значения.


hello_html_m2efcbead.gif


Сообщение 2.

Гистограмма – один из наиболее распространенных типов диаграмм, которые служат для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Гистограмма состоит из столбцов. Высота столбцов определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

Существует несколько видов гистограмм:

обычная – отражает значения различных категорий;

hello_html_m7ecbf31f.gif

гистограмма с накоплением – отражает вклад каждой категории в общую сумму;

hello_html_2713017b.gif

нормированная гистограмма – отражает долю каждой категории в общей сумме.

hello_html_614e8270.gif

Линейная диаграмма – это, в сущности, гистограмма, повернутая на 900 по часовой стрелке. Преимущество использования линейных диаграмм состоит в том, что метки категорий читаются на них проще.

hello_html_m591d3c8d.gif


График служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.


hello_html_651e2fab.gif

Методическая разработка урока: «Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel» 11 класс
  • Информатика
Описание:

Цели:
Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процессора MS Excel;
  2. Научить способам построения диаграмм различного вида и типа возможностями табличного процессора MS Excel;
  3. Научить учащихся самостоятельно строить диаграммы на основе собственных суждений.

Развивающие:

  1. Развивать компьютерную грамотность учащихся;
  2. Развивать представления о прикладном значении программного пакета Microsoft Office (в частности программы MS Excel);
  3. Развивать интерес к уроку, предмету, науке в целом, а также развитие логического мышления по средствам сравнения, анализа, синтеза, сопоставления.

Воспитательные:

  1. Воспитание информационной культуры.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование урока:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Пакет программного обеспечения Microsoft Office.
  4. Презентация.
  5. Инструкционные карты (раздаточный материал).
  6. Тестовая оболочка Super Test.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка присутствующих.
Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г.Белинского:
«Человек страшится только того, чего не знает, знанием же побеждается всякий страх».

Актуализация опорных знаний учащихся

На предыдущих занятиях вы познакомились с табличным редактором, научились производить вычисления. Проверим ваши знания, пройдя компьютерное тестирование по теме «Электронные таблицы: принципы организации и обработки данных». В качестве заданий представлены упражнения из демонстрационных вариантов ЕГЭ.
Результаты теста покажут уровень ваших знаний по теме, которые вам необходимы будет при знакомстве с новым материалом.
Пересядьте, пожалуйста, за компьютеры, на рабочем столе у каждого имеется открытая тестирующая программа. Запишите свою фамилию и пройдите тест.
Результаты вашей работы будут сохранены на компьютере, на перемене я их проверю и выставлю оценки.
Вернитесь за парты.
Вопрос учащимся: Какие задания и вопросы теста вызвали у вас наибольшее затруднение?
Вместе с учащимися разобрать те вопросы, которые вызвали затруднения у учащихся.

Вопросы теста:

  1. Можно ли одновременно выделить несколько ячеек?
  • Это можно сделать, нажимая и удерживая клавишу .
  • Это сделать не возможно.
  • Это можно сделать, нажимая и удерживая клавишу .
Электронная таблица – это:
  • прикладная программа, предназначенная для обработки структурированных в виде таблицы данных;
  • прикладная программа для обработки кодовых таблиц;
  • устройство персонального компьютера, управляющее его ресурсами в процессе обработки данных в табличной форме;
  • системная программа, управляющая ресурсами персонального компьютера при обработке таблиц?
Назначение Excel…
  • проведение расчетов;
  • проведение расчетов, решение задач оптимизации;
  • проведение расчетов, решение задач оптимизации, построение диаграмм;
  • проведение расчетов, решение задач оптимизации, построение диаграмм, создание web-документов.
Среди приведенных отыщите формулу для электронной таблицы.
  • D5C8-A3B2;
  • A1= D5*C8-A3*B2;
  • D5*C8-A3*B2;
  • =D5*C8-A3*B2.
Сколько ячеек содержит диапазон D4:Е5 в электронной таблице?
  • 4;
  • 8;
  • 9;
  • 10.
В ячейки C3, C4, D3, D4 введены соответственно числа 10, 4, 6, 5. Какое число будет находиться в ячейке D8 после введения в эту ячейку формулы =СУММ(C3:D4)?
  • 2;
  • 14;
  • 15;
  • 25.
В электронной таблице значение формулы =СУММ(В1:В2) равно 5. Чему равно значение ячейки В3, если значение формулы =СУММ(В1:В3) равно 11?
  • 6;
  • -6;
  • 16;
  • -16.
Чтобы выделить отдельный столбец необходимо...
  • щелкнуть на заголовке столбца;
  • выделить ячейки, расположенные в данном столбце;
  • воспользоваться дополнительными настройками программы.
Указать верное имя выделенного диапазона ячеек

vlas001.jpg

  • A1:I11;
  • B2:G7;
  • A1:G7;
  • B2:I11.
Какое имя у диапазона, представленного на рисунке?

vlas002.jpg

  • A1:G8
  • B2:F6
  • A1:F6
  • данному диапазону имя дать не возможно.
Какой из представленных диапазонов имеет имя D2:F8?
  • vlas007.jpg

  • vlas004.jpg

  • vlas005.jpg

На рисунке выделен диапазон ячеек, состоящий из двух столбцов. Как выполнить такое выделение?

vlas006.jpg

  • Выделить диапазон ячеек В2:В9, прижать клавишу и выделить диапазон D2:D9.
  • Выделить диапазон ячеек В2:В9, прижать клавишу и выделить диапазон D2:D9.
  • Выделить диапазон ячеек В2:В9, прижать клавишу и выделить диапазон D2:D9.
Изложение нового материала

Вопрос учащимся: Какие возможности электронных таблиц вам уже известны?
Ответы учащихся

Учитель: Совершенно верно. Вы уже научились составлять таблицы, выполнять автоматические расчёты с помощью простейших формул и составляя формулы. Но не всегда столбцы цифр дают полное представление об исследуемом объекте. Часто на помощь приходит графическая интерпретация данных. В современных табличных процессорах реализованы средства деловой графики – возможность построения диаграмм и графиков по числовым данным в таблицах.

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и тему сегодняшнего урока «Построение графиков и диаграмм средствами табличного процессора Microsoft Excel».
Умение строить диаграммы является неотъемлемой частью знаний пользователя в области прикладного программного обеспечения. С помощью диаграмм легко выяснить и наглядно представить закономерности, которые трудно бывает уловить в таблицах.
Средства программы Excel позволяют создать диаграммы и графики различного типа, основанные на данных из электронной таблицы, и помещать их в той же самой рабочей книге.
Так что же такое диаграмма?
Определение: Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
(В тетрадях записывают определение).

Учитель: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Сегодня на уроке мы рассмотрим диаграммы 4 различных типов. На самом деле их гораздо больше, но эти – самые распространенные. С этими типами мы познакомимся, прослушав сообщения ваших одноклассников.

Сообщения учащихся

(Учащиеся выступают с короткими сообщениями по типам диаграмм. Выступления сопровождаются показом презентации).
1 ученик. Круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, точечная диаграмма.
2 ученик. Гистограмма, линейная диаграмма, график.
Подвести итог по выступлениям.
Выяснить у учащихся, что они поняли и запомнили.

В тетрадях записать основные типы диаграмм.

Рассказ учителя (лекция).
При построении диаграммы или графика с помощью редактора электронных таблиц следует:
а) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма (при построении диаграммы такой диапазон называется рядами данных – наборы значений, которые требуется изобразить на диаграмме);
б) подключиться к Мастеру диаграмм.

Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастердиаграмм.
(Параллельная демонстрация построения диаграммы на экране интерактивной доски на конкретном примере).
Вызов Мастера диаграмм.
Для того чтобы вызвать Мастердиаграмм, следует в первую очередь выделить любую ячейку таблицы, содержащую исходные данные диаграммы, которую необходимо построить. После этого в меню Вставка нужно выбрать команду Диаграмма или нажать на кнопку Мастер диаграмм на Панели инструментов Стандартная. vlas008.jpg В результате появится первое окно Мастера диаграмм.
После запуска Мастера диаграмм на экране появляется первое диалоговое окно. С помощью четырех диалоговых окон Мастера диаграмм соберет всю информацию, необходимую для построения диаграммы.
Шаг 1: выбор типа диаграммы.
Это окно содержит две вкладки: Стандартные, Нестандартные. К последним относятся типы диаграмм, которые пользователь может создавать сам, настраивая встроенные диаграммы, а также смешанные диаграммы. К смешанным диаграммам относятся, например, гистограмма с графиком, гистограммы с областями и график с двумя осями значений.
Для того, чтобы выбрать один из стандартных типов диаграмм, следует во вкладке Стандартные в группе Тип указать нужную вам диаграмму. В группе Вид можно выбрать один из предлагаемых вариантов изображения диаграммы данного типа.
Если вы хотите посмотреть, какая диаграмма у вас получается, то следует нажать на кнопку Просмотр результата. Если построенная диаграмма вас устраивает, то следует нажать кнопку Готово. Для продолжения построения диаграммы следует нажать на кнопку Далее>. В результате вы попадете во второе диалоговое окно Мастера диаграмм.
Шаг 2: задание исходных данных диаграммы.
Во втором окне Мастера диаграмм указывается, какие данные используются при построении диаграммы.
Это окно содержит две вкладки: Диапазон данных и Ряд.
Если перед запуском Мастера диаграмм была выделена одна ячейка или диапазон ячеек, то в поле Диапазон будет указан адрес всех заполненных ячеек столбца или будет указан адрес выделенного интервала.
Во вкладке Ряд содержатся адреса и названия рядов данных (то есть строк вашей таблицы), которые при желании можно изменить.
Для перехода в следующее окно Мастера диаграмм нужно нажать на кнопку Далее>.
Шаг 3: задание параметров диаграммы.
Третье окно содержит шесть вкладок, в которых содержатся команды, позволяющие задавать характеристики осей, название диаграмм, заголовки для осей, легенду, названия меток на осях, подписи значений на осях и т.д.
На этом шаге вы можете подобрать, как лучше будет выглядеть диаграмма.
Во вкладке Заголовки можно задать заголовок диаграммы. Текст заголовка можно перемещать, редактировать, форматировать после создания диаграммы.
Во вкладке Подписи данныхМастер диаграмм может присоединять к маркерам данных различные надписи. Например, в секторах круговых диаграмм можно добавить надписи долей (в процентах).
Вкладка Таблица данных позволяет добавить к диаграмме таблицу значений, которые использовались при построении диаграммы.
Во вкладке Легенда можно размесить в нужном месте диаграммы легенду. Если диаграмма использует больше одного ряда данных, то для идентификации каждого ряда используется легенда. Легенда – это условное обозначение значений различных рядов данных на диаграмме.
Шаг 4: размещение диаграммы.
В последнем окне Мастера диаграмм можно выбрать, поместить ли диаграмму в рабочий лист или создать ее на отдельном листе.

Отформатировать элементы диаграммы.

Таким же образом осуществляется построение любой диаграммы или любого графика по любым исходным данным.

В тетрадях записать Алгоритм построения диаграмм:

  • Ввести в таблицу данные.
  • Выделить необходимый диапазон данных (ряды данных).
  • Вызвать Мастера диаграмм и выполнить его указания:
    • Выбрать тип диаграммы
    • Выбрать отображение данных (в строках или столбцах)
    • Заполнить параметры диаграммы (заголовок, название осей категорий, данных, подписи данных и т.д.)
    • Выбрать место размещения диаграммы (на отдельном листе или на имеющемся)
  • С помощью контекстного меню отформатировать элементы диаграммы.

Учитель: Любая диаграмма или график может содержать следующие основные элементы:
- название диаграммы;
- легенда;
- ось Х (ось категорий);
- ось Y (ось значений);
- подписи осей;
- область диаграммы или графика.

Подведение итогов

Чтобы вы смогли закрепить алгоритм построения диаграмм, предлагаю вашему вниманию видеозапись «Построение диаграммы», а один из вас прокомментирует этот процесс. Все остальные внимательно следят и, если нужно будет, то внесут дополнения и свои коррективы.
(Демонстрация видеозаписи с комментарием ученика).

Домашнее задание

Подготовиться к зачетной работе по разделу «Редактор электронных таблиц Microsoft Excel». Повторить следующие вопросы: типы и формат данных (обратить особое внимание на то, как в ячейках эл. таблицы сменить формат данных), особенности ввода формул в ячейки электронной таблицы, абсолютная, относительная и смешанная адресации, категории встроенных функций в редактор электронных таблиц, построение диаграмм и графиков.

Систематизация знаний учащихся, закрепление изученного (практическое усвоение нового материала)

Итак, сегодня вы познакомились с особенностями обработки данных в редакторе электронных таблицах в виде диаграмм и графиков: типы диаграмм, алгоритм построения. Для того чтобы вы смогли закрепить и отработать эти знания и умения предлагаю вам самостоятельную практическую работу.

Для самостоятельной работы вас предлагается четыре задания: каждое следующее задание по уровню сложности выше предыдущего.
У вас у каждого на рабочем столе находиться файл, который называется «Практическая работа », который состоит из четырех листов, на каждом из которых отдельное задание, и на партах лежат папки с заданием, выполните их.
Вы для себя выбираете три любых задания, которые будете выполнять самостоятельно.
Отдельные задания «сильным» ученикам: Козырь А. и Громков Н. будет выполнять задания №2, №3 и №4.
По окончании работы сохранить работу в этих же файлах, но только в конце имени добавить свою фамилию и класс.
По окончании работы осуществим выборочную проверку выполненных заданий (на экране проведем анализ полученных диаграмм).
Приступайте к работе, успехов вам.

Проанализировать работу учащихся (на интерактивную доску вывести три лучших варианта решения трёх задач). Учащиеся комментируют свои действия.

Итоги урока

Подведем общий итог урока.
Вопрос учащимся: Что нового вы узнали сегодня, что научились делать? Что вызвало затруднения?
(Сегодня на уроке мы увидели, как и где можно применять электронные таблицы, познакомились с элементами деловой графики.)
За работу на уроке каждый из вас получит оценку.
Если останется время, то провести игру «Крестики-нолики», для обобщения знаний и умений учащихся по разделу «Редактор электронных таблиц».
На экране интерактивной доски представлено поле

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Класс делится на две группы «Крестики» и «Нолики». Каждая группа выбирает номер клеточки и получает вопрос с этим номером. Если ответ верный, то группа ставит в эту клетку либо крестик, либо нолик. Если ответ неверный, то право хода передается второй команде. Побеждает команда, которая первой поставить три крестика или нолика в линию.

Вопросы и задания командам:
1. Перечислить и показать основные элементы гистограммы.
2. Определить, какая диаграмма соответствует фрагменту таблицы.
3. Дан фрагмент электронной таблицы. Определить, по какому диапазону ячеек построена диаграмма.
4. Диаграмма в электронных таблицах – это …
5. Что обозначает принцип абсолютной адресации?
6. Что такое диапазон ячеек?
7. Диаграмма какого типа изображена на экране?
8. Соотнесите изображение диаграммы с ее названием.
9. По данной таблице построить диаграмму.

 

Я благодарю вас за урок. Спасибо.



dop.pngДополнительно: Архив ZIP, объемом 3,87 Mб (2-2-4-2-18.zip)

  1. Конспект урока - в формате .doc
  2. Презентация «Построение графиков и диаграмм средствами редактора электронных таблиц Microsoft Excel» - в формате .avi и .notebook
  3. Практическая работа - в формате .xls и .doc
  4. Раздаточный материал - в формате .doc
Автор Власова Екатерина Валерьевна
Дата добавления 01.11.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4508
Номер материала 468
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓