Главная / Информатика / Конспект урока на тему: «Условная функция в Excel» 8 класс

Конспект урока на тему: «Условная функция в Excel» 8 класс

Конспект урока на тему: «Условная функция в Excel» 8 класс

Цель урока: развитие компетенций, связанных с жизнью в информационном обществе (потребность использовать ИКТ в практической деятельности)

Задачи урока:
Образовательные:

  • познакомить учащихся с условной функцией;

  • показать образец рассуждений при решении задачи с использованием условной функции;

  • показать способ работы Мастер функции при использовании условной функции.

Воспитательные:

  • продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе.

Развивающие:

  • продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;

  • продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, делать необходимые записи в тетради по ходу урока, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;

  • развивать логическое мышление, способность к анализу.

Литература:
1. Гейн А. Г., Сенокосов А. И Справочник по информатике для школьников. Екатеринбург: «У-Фактория», 2003
2. Кузнецов А. А., Апатова Н. В. Основы информатики. 8-9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.

База знаний и место урока
К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое «электронные таблицы», их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel.

  • Как использовать Мастер функций, изменять формат ячейки, решать задачи.

  • Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций.

  • Относительные и абсолютные ссылки.

  • Правила копирования формул.

Основные умения:

  • Умеют составлять и заполнять таблицы.

  • Умеют использовать Мастер функций для ввода данных.

  • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки.

  • Умеют копировать формулы.

  • Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки.

Методы обучения, использованные на уроке:
По источнику знаний:

  • словесные (вербальные);

  • доказательные: объяснение;

  • наглядные: использование дидактического материала (карточки иллюстрирующие каждую задачу);

  • практические: тренировочные упражнения;

По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивный);

  • репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму).

Оборудование:

  • карточка «Условная функция» (Приложение 2);

  • карточка «Продукты» (Приложение 1);

  • табличный процессор Excel;





Этап урока

Деятельность и речь учителя

Деятельность и ответы учащихся

Организационный этап

Приветствует учеников, предлагает приготовиться к уроку.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Актуализация знаний

Давайте посмотрим задачу, которую вы уже решали.
Предлагает карточку «Продукты» (
Приложение 1)
Представьте, что вы товаровед и ведете учет продажи продуктов в магазине. Вы знаете, какие товары есть, сколько продали, сколько осталось.
Какую еще информацию вы можете узнать?
Вы видите, что последний столбец подвоза не заполнен. Перед вами стоит задача: в том случае, если тот или иной продукт продан полностью, необходимо организовать его подвоз в магазин. В клетках этого столбца будет высвечиваться слово «да», если подвоз соответствующего продукта необходим, и «нет», если продукт подвозить не надо.
Как вы будете заполнять этот столбец?
А если набор товаров не ограничивается 5 наименованиями их 1000 или более.
Тогда, разумеется, «да» или «нет» Excel должен определить сам автоматически. Для этого ему нужна команда, и такой командой является условная функция

Вспоминают условия задачи и слушают учителя.






Цена, выручка, поставлено, подвоз








Писать с клавиатуры слова да и нет.

Объяснение нового материала

Для решения этой задачи нам не хватает определенных знаний.
Итак, тема нашего занятия «Условная функция». Цель урока: мы должны познакомиться с условной функцией и самое главное научиться ею пользоваться. Общий вид условной функции такой:
(Предлагает общий вид условной функции)
ЕСЛИ (условие; выражение1; выражение2)
Значит, условная функция – это команда машине выполнить определенное действие в зависимости от условия.
Условие – это логическое выражение, которое может быть ИСТИННЫМ или ЛОЖНЫМ.
Давайте рассмотрим пример: есть 2 числа: в ячейках А1 и В1. Их надо сравнить. Условная функция будет выглядеть так:
Пишет Если(А1>В1; «1 число больше»; «2 число больше») Рассмотрим условие: если условие истинно т.е. А1>В1, то в ячейке появится фраза «1 число больше», если условие ложно, то высветится «2 число больше» т.е. выражение1 соответствует истинному условию, выражение2 выполняется, если условие ложно. Кроме того, если выражение состоит из текста, то его записывают в кавычках.

 

Записывают в тетрадь число и тему урока.
Выясняют для себя цель урока.




Слушают рассказ учителя; делают записи в тетради.
Записывают общий вид условной функции и определение условной функции из карточки.

Закрепление нового материала

Вернемся к нашей задаче. В ячейке будет высвечиваться «да», если подвоз нужен, и «нет» - если подвоз не нужен.
А когда подвоз необходим?
Какой столбик отвечает за подвоз?
Как записать условие, что товара не осталось для 2 строки?
Тогда условная функция будет выглядеть так:
ЕСЛИ (Е2=0; «да»; «нет»)
Как заполнить остальные ячейки столбца G?
Как скопировать?
Как при этом изменится условие?
Итак, вы выполнили свою задачу, выяснили как заполнить столбец подвоза. Для решения этой задачи, вы использовали условную функцию.
Как выполняется условная функция?

 

 

Не осталось товара.
Столбик Е.
Е2=0




Скопировать
Потянуть за угол.
Поменяется номер строки.




Условная функция выполняется: если условие истинно, то значение данной ячейки определит выражение1, в противном случае – выражение2.


Записываем домашнее задание: «Составить таблицу для решения квадратного уравнения»

Записывают домашнее задание.

Решение самостоятельной работы

А теперь переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предложено 5 задач, попробуйте сами их решить, используя ЭТ. (Приложение 2)
Контролирую выполнение предложенного задания. Отвечаю на вопросы учащихся.

Слушают объяснение учителя.
Переходят к выполнению задания на компьютере.

Итоги

Выясняю степень усвоенности нового материала (с каждым индивидуально).


Приложение 1


условная функция

 

Записать в тетрадь:
Общий вид условной функции:
ЕСЛИ (условие; выражение1; выражение2)

Условная функция, выполняется так:
Если условие истинно, то значение данной ячейки определит выражение1,
в противном случае  -  выражение2

 

Приложение 2

  Решение задач «Условная функция».



Задача 1

 

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, рост. Заполните таблицу по образцу, внеся в неё данные ещё о четырех учениках.

Фамилия

Имя

Рост (см)

Может ли заниматься

Алексеев

Иван

165

 

 

 

 

 

Выясните, кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом более 160 см.



Задача 2

 

В доме проживает 5 жильцов. Выяснить какую плату (полную или нет) имеет жилец, если некоторые жильцы имеют 50% скидку при оплате.

Фамилия

Кол-во кВт/ч

Есть ли скидка

Плата

Алексеев

100

да

 

 

 

 

 



Задача 3

 

5 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 4 видам спорта. По каждому виду спорта он может набрать от 0 до 5 очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме более 17 очков. Кто из спортсменов получил звание мастера

Фамилия

Бег

Прыжки

Плавание

Метание

Кол-во баллов

Мастер?

Алексеев

4

5

3

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Задача 4

 

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, возраст. Заполните таблицу по образцу, внеся в неё данные ёщё о четырех учениках.

Фамилия

Имя

Возраст

Может ли заниматься

Алексеев

Иван

7

 

 

 

 

 

Выясните, кто из учеников может заниматься в музыкальной школе, если туда принимают детей с семи лет.



Задача 5*

 

5 учеников проходили тестирование по 4 предметам. Вычислить общий балл, полученный каждым учеником. Сколько учеников имеют общий балл ниже 13?

Фамилия

Алгебра

Геометрия

Химия

Биология

Общий балл

Балл ниже 13?

Алексеев

5

5

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько учеников имеют балл ниже 13?

 

 

19.04.2011



Конспект урока на тему: «Условная функция в Excel» 8 класс
  • Информатика
Описание:

Цель урока: развитие компетенций, связанных с жизнью в информационном обществе (потребность использовать ИКТ в практической деятельности)

Задачи урока:
Образовательные:

  • познакомить учащихся с условной функцией;
  • показать образец рассуждений при решении задачи с использованием условной функции;
  • показать способ работы Мастер функции при использовании условной функции.

Воспитательные:

  • продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе.

Развивающие:

  • продолжить работу по развитию любознательности, интереса к предмету «информатика» и учению в целом;
  • продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, делать необходимые записи в тетради по ходу урока, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;
  • развивать логическое мышление, способность к анализу.

Литература:
1. Гейн А. Г., Сенокосов А. И Справочник по информатике для школьников. Екатеринбург: «У-Фактория», 2003
2. Кузнецов А. А., Апатова Н. В. Основы информатики. 8-9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.

База знаний и место урока
К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое «электронные таблицы», их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel.
  • Как использовать Мастер функций, изменять формат ячейки, решать задачи.
  • Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций.
  • Относительные и абсолютные ссылки.
  • Правила копирования формул.

Основные умения:

  • Умеют составлять и заполнять таблицы.
  • Умеют использовать Мастер функций для ввода данных.
  • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки.
  • Умеют копировать формулы.
  • Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки.

Методы обучения, использованные на уроке:
По источнику знаний:

  • словесные (вербальные);
  • доказательные: объяснение;
  • наглядные: использование дидактического материала (карточки иллюстрирующие каждую задачу);
  • практические: тренировочные упражнения;

По характеру познавательной деятельности учащихся:

  • объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивный);
  • репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму).

Оборудование:

  • карточка «Условная функция» (Приложение 2);
  • карточка «Продукты» (Приложение 1);
  • табличный процессор Excel;




Этап урока

Деятельность и речь учителя

Деятельность и ответы учащихся

Организационный этап

Приветствует учеников, предлагает приготовиться к уроку.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Актуализация знаний

Давайте посмотрим задачу, которую вы уже решали.
Предлагает карточку «Продукты» (Приложение 1)
Представьте, что вы товаровед и ведете учет продажи продуктов в магазине. Вы знаете, какие товары есть, сколько продали, сколько осталось.
Какую еще информацию вы можете узнать?
Вы видите, что последний столбец подвоза не заполнен. Перед вами стоит задача: в том случае, если тот или иной продукт продан полностью, необходимо организовать его подвоз в магазин. В клетках этого столбца будет высвечиваться слово «да», если подвоз соответствующего продукта необходим, и «нет», если продукт подвозить не надо.
Как вы будете заполнять этот столбец?
А если набор товаров не ограничивается 5 наименованиями их 1000 или более.
Тогда, разумеется, «да» или «нет» Excel должен определить сам автоматически. Для этого ему нужна команда, и такой командой является условная функция

Вспоминают условия задачи и слушают учителя.






Цена, выручка, поставлено, подвоз








Писать с клавиатуры слова да и нет.

Объяснение нового материала

Для решения этой задачи нам не хватает определенных знаний.
Итак, тема нашего занятия «Условная функция». Цель урока: мы должны познакомиться с условной функцией и самое главное научиться ею пользоваться. Общий вид условной функции такой:
(Предлагает общий вид условной функции)
ЕСЛИ (условие; выражение1; выражение2)
Значит, условная функция – это команда машине выполнить определенное действие в зависимости от условия.
Условие – это логическое выражение, которое может быть ИСТИННЫМ или ЛОЖНЫМ.
Давайте рассмотрим пример: есть 2 числа: в ячейках А1 и В1. Их надо сравнить. Условная функция будет выглядеть так:
Пишет Если(А1>В1; «1 число больше»; «2 число больше») Рассмотрим условие: если условие истинно т.е. А1>В1, то в ячейке появится фраза «1 число больше», если условие ложно, то высветится «2 число больше» т.е. выражение1 соответствует истинному условию, выражение2 выполняется, если условие ложно. Кроме того, если выражение состоит из текста, то его записывают в кавычках.

 

Записывают в тетрадь число и тему урока.
Выясняют для себя цель урока.




Слушают рассказ учителя; делают записи в тетради.
Записывают общий вид условной функции и определение условной функции из карточки.

Закрепление нового материала

Вернемся к нашей задаче. В ячейке будет высвечиваться «да», если подвоз нужен, и «нет» - если подвоз не нужен.
А когда подвоз необходим?
Какой столбик отвечает за подвоз?
Как записать условие, что товара не осталось для 2 строки?
Тогда условная функция будет выглядеть так:
ЕСЛИ (Е2=0; «да»; «нет»)
Как заполнить остальные ячейки столбца G?
Как скопировать?
Как при этом изменится условие?
Итак, вы выполнили свою задачу, выяснили как заполнить столбец подвоза. Для решения этой задачи, вы использовали условную функцию.
Как выполняется условная функция?

 

 

Не осталось товара.
Столбик Е.
Е2=0




Скопировать
Потянуть за угол.
Поменяется номер строки.




Условная функция выполняется: если условие истинно, то значение данной ячейки определит выражение1, в противном случае – выражение2.


Записываем домашнее задание: «Составить таблицу для решения квадратного уравнения»

Записывают домашнее задание.

Решение самостоятельной работы

А теперь переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предложено 5 задач, попробуйте сами их решить, используя ЭТ. (Приложение 2)
Контролирую выполнение предложенного задания. Отвечаю на вопросы учащихся.

Слушают объяснение учителя.
Переходят к выполнению задания на компьютере.

Итоги

Выясняю степень усвоенности нового материала (с каждым индивидуально).


Приложение 1


bogd.jpg

 

Записать в тетрадь:
Общий вид условной функции:
ЕСЛИ (условие; выражение1; выражение2)

Условная функция, выполняется так:
Если условие истинно, то значение данной ячейки определит выражение1,
в противном случае  -  выражение2

 

Приложение 2

  Решение задач «Условная функция».



Задача 1

 

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, рост. Заполните таблицу по образцу, внеся в неё данные ещё о четырех учениках.

Фамилия

Имя

Рост (см)

Может ли заниматься

Алексеев

Иван

165

 

 

 

 

 

Выясните, кто из учеников может заниматься в баскетбольной секции, если туда принимают детей с ростом более 160 см.



Задача 2

 

В доме проживает 5 жильцов. Выяснить какую плату (полную или нет) имеет жилец, если некоторые жильцы имеют 50% скидку при оплате.

Фамилия

Кол-во кВт/ч

Есть ли скидка

Плата

Алексеев

100

да

 

 

 

 

 



Задача 3

 

5 спортсменов-многоборцев принимают участие в соревнованиях по 4 видам спорта. По каждому виду спорта он может набрать от 0 до 5 очков. Спортсмену присваивается звание мастера, если он набрал в сумме более 17 очков. Кто из спортсменов получил звание мастера

Фамилия

Бег

Прыжки

Плавание

Метание

Кол-во баллов

Мастер?

Алексеев

4

5

3

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Задача 4

 

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, имя, возраст. Заполните таблицу по образцу, внеся в неё данные ёщё о четырех учениках.

Фамилия

Имя

Возраст

Может ли заниматься

Алексеев

Иван

7

 

 

 

 

 

Выясните, кто из учеников может заниматься в музыкальной школе, если туда принимают детей с семи лет.



Задача 5*

 

5 учеников проходили тестирование по 4 предметам. Вычислить общий балл, полученный каждым учеником. Сколько учеников имеют общий балл ниже 13?

Фамилия

Алгебра

Геометрия

Химия

Биология

Общий балл

Балл ниже 13?

Алексеев

5

5

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сколько учеников имеют балл ниже 13?

 

 

19.04.2011
Автор Богданова Лариса Михайловна
Дата добавления 19.04.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 2978
Номер материала 462
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓