Главная / Информатика / Конспект урока «Решение задач средствами MS Excel» 9 класс

Конспект урока «Решение задач средствами MS Excel» 9 класс

Документы в архиве:

20 КБ bioritmi.xls
19 КБ zadanie1.xls
2.96 МБ приложение.ppt
141 КБ решение задач средствами Excel (9 кл).doc

Название документа приложение.ppt

A	B	C 1	Введите значение x(a)		 2	Значение функции равно		 3
Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с ма...
1.Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрой...
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго пер...
Биоритмы (циклические процессы) физический (23 дня) эмоциональный (28 дней) и...
y = sin ( 2 ( t – t0 ) / Tk ) где t - время, Tk - периоды, t0 - дата рождения...
С.Есенин
С.Есенин
-У кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад. -Как...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 A	B	C 1	Введите значение x(a)		 2	Значение функции равно		 3
Описание слайда:

A B C 1 Введите значение x(a) 2 Значение функции равно 3

№ слайда 3 Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с мамой
Описание слайда:

Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с мамой слали им письма, посылки, телеграммы и бандероли, которые доставлял почтальон Печкин. Каждое письмо весило в среднем – 100 гр, каждая посылка – 5 кг, каждая телеграмма – 50 г, каждая бандероль – 500 г. Дядя Федор получил 10 писем, 2 посылки, 10 телеграмм, 1 бандероль. Кот Матроскин – 4 письма, 1 посылку, 2 телеграммы, 1 бандероль. Пес шарик не получил ни одного письма, ни одной телеграммы, зато получил 4 посылки и 2 бандероли. Определить: -сколько килограммов и какой почты получил каждый житель Простоквашино; -сколько весила вся доставленная Печкиным почта одного вида; -какой общий груз пришлось перенести почтальону Печкину?

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 1.Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскройте
Описание слайда:

1.Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 2. Посмотрите на переносицу и задержите взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем откройте глаза, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотрите направо и зафиксируйте взгляд на счет 1 - 4, затем посмотрите вдаль прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза. 4. Перенесите взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

№ слайда 8 Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед
Описание слайда:

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу… А.Ахматова

№ слайда 9 Биоритмы (циклические процессы) физический (23 дня) эмоциональный (28 дней) инте
Описание слайда:

Биоритмы (циклические процессы) физический (23 дня) эмоциональный (28 дней) интеллектуальный (33 дня)

№ слайда 10 y = sin ( 2 ( t – t0 ) / Tk ) где t - время, Tk - периоды, t0 - дата рождения. Н
Описание слайда:

y = sin ( 2 ( t – t0 ) / Tk ) где t - время, Tk - периоды, t0 - дата рождения. Началом всех трех кривых является день рождения t = t0, sin(0)=0.

№ слайда 11 С.Есенин
Описание слайда:

С.Есенин

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 С.Есенин
Описание слайда:

С.Есенин

№ слайда 17 -У кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад. -Как вы
Описание слайда:

-У кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад. -Как вы чувствуете, соответствует это полученным данным? Выберите дни, когда ваши ответы на уроках будут наиболее удачными, а когда –наименее. Выберите подходящие дни для сдачи зачета по физкультуре. Какая неделя месяца самая благоприятная? Какую еще информацию вы увидели на диаграмме?

№ слайда 18
Описание слайда:

Название документа решение задач средствами Excel (9 кл).doc

www.metod-kopilka.ru

МОУ Борисоглебская СОШ №4

Учитель информатики Шанина Т.А.



Тема урока: Решение задач средствами MS Excel


Класс 9

Цель урока:

закрепить у учащихся навыки по визуализации числовых данных в MS Excel, формированию таблиц, составлению алгоритма решения задачи в Excel

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Практическое применение изученного материала.

  2. Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить наиболее оптимальную структуру таблицы для решения конкретной задачи.

  3. Формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

Развивающие:

  1. Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.

  2. Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.

  3. Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.

  4. Развитие коммуникативной компетентности у учащихся;

Воспитательные:

  1. Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.

  2. Воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;

  3. Воспитание информационной культуры.

  4. Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию по выбранному профилю

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Форма проведения урока: беседа, практикум

Программное и техническое обеспечение урока:



  1. интерактивная доска;

  2. мультимедийный проектор;

  3. компьютерный класс;

  4. программа MS Excel.

Дидактическое обеспечение урока:

  1. Файлы-заготовки zadanie1.xls, bioritmi.xls

  2. Раздаточный материал–условие задач

  3. Презентация к уроку

Общее время: 80 минут.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы, цели и задач урока.

  3. Актуализация знаний

  4. Решение задач практического характера.

  5. Подведение итогов /Постановка домашнего задания

Ход урока

I-II. Организационный момент (4 мин)

   - Здравствуйте, ребята!

(отмечаю отсутствующих)
Помните, в начале изучения программы Excel, мы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разнообразного характера? Сегодня мы рассмотрим примеры использования этой программы в различных сферах деятельности. Итак, основная цель урока - решение задач из различных областей средствами MS Excel.

III. Актуализация знаний(5мин)

Прежде всего, давайте вспомним основные моменты работы с программой Excel. Для этого отгадаем кроссворд, который вы видите перед собой. В правой части интерактивной доски находится список слов, из которого вы должны выбрать подходящие и вставить их в соответствующие ячейки кроссворда.

hello_html_m353e8e86.gif


Вопросы к кроссворду:

  1. Для именования столбцов в Excel используются буквы этого алфавита.

  2. В этом виде адресации употребляется символ $

  3. Фрагмент, диапазон таблицы – любая прямоугольная часть таблицы

  4. В Excel она всегда начинается со знака =

  5. А6, В9,С13. Как в Excel называется этот вид адресации?

  6. Какая часть таблицы в Excel обозначается буквой?

  7. Минимальный элемент электронной таблицы.

Слова на доске: текст, равно, плюс, формула, число, латинский, русский, строчные, точка, абсолютная, относительная, функция, блок, ячейка, столбец.

hello_html_m79699faa.gif

(И ученики читают слово по вертикали, обозначающее название приложения Excel)

Итак, мы вспомнили, что excel – это электронные таблицы.

Молодцы, ребята.

IV Решение задач.

Для начала проведем небольшую разминку.

Поделимся на 2 варианта.

Все мы любим математику. Давайте выполним небольшое математическое задание с использованием приложения Excel.

Задание 1 (5 мин)(слайд 2): подготовить лист для расчета значения функции

А) y=7x2-3x+6 при заданном x

Б) x=12a2+7a-6 при заданном а

Результаты оформить в виде таблицы:

A

B

C

1

Введите значение x(a)

2

Значение функции равно

3

Задание 2 (15 мин)(слайд 3-4)

Ну а теперь вспомним всеми нами любимый мультфильм «Каникулы в Простоквашино». Оказывается, и здесь можно воспользоваться приложением Excel.

Я предлагаю вам решить следующую задачу, с помощью которой мы вспомним об использовании абсолютных и относительных ссылок.

Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с мамой слали им письма, посылки, телеграммы и бандероли, которые доставлял почтальон Печкин. Каждое письмо весило в среднем – 100 гр, каждая посылка – 5 кг, каждая телеграмма – 50 г, каждая бандероль – 500 г.

Дядя Федор получил 10 писем, 2 посылки, 10 телеграмм, 1 бандероль. Кот Матроскин – 4 письма, 1 посылку, 2 телеграммы, 1 бандероль. Пес шарик не получил ни одного письма, ни одной телеграммы, зато получил 4 посылки и 2 бандероли.

Определить, сколько килограммов и какой почты получил каждый житель Простоквашино; сколько весила вся доставленная Печкиным почта одного вида; какой общий груз пришлось перенести почтальону Печкину?

Ваши задачи:

    1. Выбрать оптимальную структуру таблицы для решения этой задачи

    2. Занести все необходимые данные в таблицу

    3. Произвести расчеты с использованием формул.



После заполнения таблицы задается вопрос:

- В какой формуле будет использоваться абсолютная ссылка и почему? (так, для данного вырианта таблицы, в формуле, содержащейся в ячейке F2 = B2*$B$8+C2*$B$9+D2*$B$10+E2*$B$11, т.к. ячейки B8,B9, B10,B11 в формулах при копировании не должны изменяться)

( Один ученик выполняет работу у интерактивной доски, остальные за компьютером.)

В итоге получаем: hello_html_508d071e.png

Задание 3 (10мин) (слайд 5-6)

А теперь представьте себе ситуацию: вы отправляетесь в поход. Сколько вам надо взять продуктов, чтобы не быть голодными?

Для организации похода надо рассчитать нормы продуктов для группы туристов. Известна норма каждого продукта на 1 человека на 1 день, количество человек и количество дней похода. Надо рассчитать необходимое количество продуктов на весь поход для 1 человека и для всей группы. Провести расчеты для разных исходных значений количества дней и туристов.

Нормы продуктов уже приведены в таблице. Ваша задача правильно подобрать формулы для расчета.

Изначально ученикам уже дается следующая заготовка: (на рабочем столе в файле zadanie1.xls)

слайд 5

После чего прорабатывается момент с определением формулы. Должно получиться:

Слайд 6

(По ходу выполнения работ осуществляется проверка деятельности учащихся за компьютером)



А сейчас давайте немного отдохнем сами и дадим отдых нашим глазам. Выполним гимнастику для глаз (2-3 мин) (слайд 7)

1.Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотрите на переносицу и задержите взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем откройте глаза, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотрите направо и зафиксируйте взгляд на счет 1 - 4, затем посмотрите вдаль прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенесите взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.



Задание 4 (35 мин) (презентация)

    Ребята, прежде чем приступить к решению следующей задачи, я хочу процитировать следующие строки, которые принадлежат Анне Ахматовой:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг. Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня. Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням. Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его – 33 дня.

Вот так выглядят биоритмы графически.

hello_html_184b75c3.png

В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.

Если мы внимательно посмотрим на графики, то можно сделать вывод, что
биологические ритмы могут быть описаны функциями вида

y = sin ( 2hello_html_1bfc1af9.gif ( t – t0 ) / Tk )

где t - время, Tk - периоды, t0 - дата рождения.

Началом всех трех кривых является день рождения t = t0, sin(0)=0.

Всегда интересно соответствие теории и практики.

День смерти человека можно воспринимать по-разному. Но то, что это критический день, я думаю, вы со мной согласитесь. Рассмотрим несколько примеров биоритмов известных людей в день их смерти:



Слайд 11,12, 13



Как мы знаем, С.Есенин покончил жизнь самоубийством. На графиках 27 и 28 декабря мы видим упадок эмоционального цикла.





Графики показывают, что в день смерти или накануне у данных людей биоритмы находятся в критической точке.

Я приготовила для нашего маленького исследования стихотворение Есенина, написанное 27 октября 1925 года.

Цветы мне говорят – прощай,

Головками склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну что ж! Ну что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю…

И потому, что я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

Не все ль равно – придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песнь сложит.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

Итак, наша цель – построить биоритмы конкретного человека, Сергея Есенина, и проанализировать состояние его биоритмов в момент написания стихотворения.

Формулы для построения графиков функций нам уже известны. Заготовка для работы уже есть.

Слайд 15

В качестве дня рождения – день рождения С.Есенина 3 октября 1895 года

Дата начала прогноза – 20 октября 1925 г .

Ячейка А7= Е3 А8=А7+1, маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.

Вычисляем количество прожитых дней.

В7=А7-$Е$2. Но даты принимаются только с 1900 года,

Для того, чтобы избежать ошибки пишем дату рождения 3.10.1900 и В7=А7-$Е$2+ 1826, растягиваем формулу.

Заполняем физический биоритм =SIN(2*ПИ()*B7/23),

Аналогично рассчитываем эмоциональный и интеллектуальный биоритмы.

Строим график:

Слайд 16

Стихотворение, которое мы анализируем, написано 27 октября.

Эмоциональный биоритм – спад, прослеживается апатия, пессимистическое отношение к окружающему, грусть

Интеллектуальный биоритм – пик, ощущение, что стихотворение написано на едином дыхании, будто автор просто рассуждал в стихах, может быть, поэтому есть точная дата.

Физический биоритм – спад физической активности, выносливость и тонус организма снижаются, энергичность уступает лености.

Как мы видим, стихотворение не опровергает теории биоритмов.

А теперь попробуйте рассчитать свои биоритмы на месяц и ответьте на вопросы:

-У кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад.

-Как вы чувствуете, соответствует это полученным данным?

- Выберите дни, когда ваши ответы на уроках будут наиболее удачными,

а когда –наименее.

-Выберите подходящие дни для сдачи зачета по физкультуре.

-Какая неделя месяца самая благоприятная?

-Какую еще информацию вы увидели на диаграмме?

В качестве дополнительного задания:

проверить людей на совместимость (Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей.


V. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности возможностей компьютерной техники. А именно, в возможностях электронных таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы можно решить и математические, и биологические, и оптимизационные задачи, вспомнили, как выбирается оптимальная структура таблицы, как используются различные виды ссылок. Т.е. цель нашего урока полностью достигнута.

В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать любую дисциплину и составить задачу с использованием программы MS Excel.

Окончание урока.

Выставление оценок.

Спасибо всем за работу. До свидания.





Список использованной литературы:

  1. Информатика 9 кл/Под редакцией И.В.Макаровой – СПб: Питер Ком, 1999

  2. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2003

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003

  4. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel.-Спб.:БХВ – Петербург, 2003

  5. Есенин А.С. Я московский озорной гуляка: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2007


12


Конспект урока «Решение задач средствами MS Excel» 9 класс
  • Информатика
Описание:

Цель урока:
закрепить у учащихся навыки по визуализации числовых данных в MS Excel, формированию таблиц, составлению алгоритма решения задачи в Excel

Задачи:
1. Образовательные:

  1. Практическое применение изученного материала.
  2. Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить наиболее оптимальную структуру таблицы для решения конкретной задачи.
  3. Формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике.

Развивающие:

  1. Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.
  2. Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
  3. Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
  4. Развитие коммуникативной компетентности у учащихся;

Воспитательные:

  1. Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
  2. Воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  3. Воспитание информационной культуры.
  4. Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию по выбранному профилю

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Форма проведения урока: беседа, практикум
Программное и техническое обеспечение урока:

  1. интерактивная доска;
  2. мультимедийный проектор;
  3. компьютерный класс;
  4. программа MS Excel.

Дидактическое обеспечение урока:

  1. Файлы-заготовки zadanie1.xls, bioritmi.xls
  2. Раздаточный материал–условие задач
  3. Презентация к уроку

Общее время: 80 минут.
План урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы, цели и задач урока.
  3. Актуализация знаний
  4. Решение задач практического характера.
  5. Подведение итогов /Постановка домашнего задания

Ход урока

I-II. Организационный момент (4 мин)

   - Здравствуйте, ребята!

(отмечаю отсутствующих)
Помните, в начале изучения программы Excel, мы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разнообразного характера? Сегодня мы рассмотрим примеры использования этой программы в различных сферах деятельности. Итак, основная цель урока - решение задач из различных областей средствами MS Excel.

III. Актуализация знаний (5мин)

Прежде всего, давайте вспомним основные моменты работы с программой Excel. Для этого отгадаем кроссворд, который вы видите перед собой. В правой части интерактивной доски находится список слов, из которого вы должны выбрать подходящие и вставить их в соответствующие ячейки кроссворда.

ex2.jpg

Вопросы к кроссворду:

  1. Для именования столбцов в Excel используются буквы этого алфавита.
  2. В этом виде адресации употребляется символ $
  3. Фрагмент, диапазон таблицы – любая прямоугольная часть таблицы
  4. В Excel она всегда начинается со знака =
  5. А6, В9,С13. Как в Excel называется этот вид адресации?
  6. Какая часть таблицы в Excel обозначается буквой?
  7. Минимальный элемент электронной таблицы.

Слова на доске: текст, равно, плюс, формула, число, латинский, русский, строчные, точка, абсолютная, относительная, функция, блок, ячейка, столбец.

ex3.jpg

(И ученики читают слово по вертикали, обозначающее название приложения Excel)

Итак, мы вспомнили, что excel – это электронные таблицы.

Молодцы, ребята.

IV. Решение задач.

Для начала проведем небольшую разминку.

Поделимся на 2 варианта.

Все мы любим математику. Давайте выполним небольшое математическое задание с использованием приложения Excel.

Задание 1 (5 мин) (слайд 2): подготовить лист для расчета значения функции

А) y=7x2-3x+6 при заданном x

Б) x=12a2+7a-6 при заданном а

Результаты оформить в виде таблицы:

A

B

C

1

Введите значение x(a)

2

Значение функции равно

3

Задание 2 (15 мин)(слайд 3-4)

Ну а теперь вспомним всеми нами любимый мультфильм «Каникулы в Простоквашино». Оказывается, и здесь можно воспользоваться приложением Excel.

Я предлагаю вам решить следующую задачу, с помощью которой мы вспомним об использовании абсолютных и относительных ссылок.
Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик летом жили в Простоквашино, а папа с мамой слали им письма, посылки, телеграммы и бандероли, которые доставлял почтальон Печкин. Каждое письмо весило в среднем – 100 гр, каждая посылка – 5 кг, каждая телеграмма – 50 г, каждая бандероль – 500 г.
Дядя Федор получил 10 писем, 2 посылки, 10 телеграмм, 1 бандероль. Кот Матроскин – 4 письма, 1 посылку, 2 телеграммы, 1 бандероль. Пес шарик не получил ни одного письма, ни одной телеграммы, зато получил 4 посылки и 2 бандероли.
Определить, сколько килограммов и какой почты получил каждый житель Простоквашино; сколько весила вся доставленная Печкиным почта одного вида; какой общий груз пришлось перенести почтальону Печкину?
Ваши задачи:

    1. Выбрать оптимальную структуру таблицы для решения этой задачи
    2. Занести все необходимые данные в таблицу
    3. Произвести расчеты с использованием формул.

После заполнения таблицы задается вопрос:
- В какой формуле будет использоваться абсолютная ссылка и почему? (так, для данного вырианта таблицы, в формуле, содержащейся в ячейке F2 = B2*$8+C2*$9+D2*$10+E2*$11, т.к. ячейки B8,B9, B10,B11 в формулах при копировании не должны изменяться)
(Один ученик выполняет работу у интерактивной доски, остальные за компьютером.)
В итоге получаем:

ex4.jpg

Задание 3 (10мин) (слайд 5-6)

А теперь представьте себе ситуацию: вы отправляетесь в поход. Сколько вам надо взять продуктов, чтобы не быть голодными?

Для организации похода надо рассчитать нормы продуктов для группы туристов. Известна норма каждого продукта на 1 человека на 1 день, количество человек и количество дней похода. Надо рассчитать необходимое количество продуктов на весь поход для 1 человека и для всей группы. Провести расчеты для разных исходных значений количества дней и туристов.

Нормы продуктов уже приведены в таблице. Ваша задача правильно подобрать формулы для расчета.

Изначально ученикам уже дается следующая заготовка: (на рабочем столе в файле zadanie1.xls)

слайд 5

После чего прорабатывается момент с определением формулы. Должно получиться:

Слайд 6

(По ходу выполнения работ осуществляется проверка деятельности учащихся за компьютером)

А сейчас давайте немного отдохнем сами и дадим отдых нашим глазам. Выполним гимнастику для глаз (2-3 мин) (слайд 7)
1.Закройте глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотрите на переносицу и задержите взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем откройте глаза, посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотрите направо и зафиксируйте взгляд на счет 1 - 4, затем посмотрите вдаль прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перенесите взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотрите вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Задание 4 (35 мин) (презентация)
Ребята, прежде чем приступить к решению следующей задачи, я хочу процитировать следующие строки, которые принадлежат Анне Ахматовой:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг. Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня. Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням. Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его – 33 дня.
Вот так выглядят биоритмы графически.

В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.
Если мы внимательно посмотрим на графики, то можно сделать вывод, что
биологические ритмы могут быть описаны функциями вида

y = sin(2П (t – t0 )/Tk)

где t - время, Tk - периоды, t0 - дата рождения.

Началом всех трех кривых является день рождения t = t0, sin(0)=0.
Всегда интересно соответствие теории и практики.
День смерти человека можно воспринимать по-разному. Но то, что это критический день, я думаю, вы со мной согласитесь. Рассмотрим несколько примеров биоритмов известных людей в день их смерти:

Слайд 11,12, 13

Как мы знаем, С.Есенин покончил жизнь самоубийством. На графиках 27 и 28 декабря мы видим упадок эмоционального цикла.

Графики показывают, что в день смерти или накануне у данных людей биоритмы находятся в критической точке.
Я приготовила для нашего маленького исследования стихотворение Есенина, написанное 27 октября 1925 года.
Цветы мне говорят – прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
Любимая, ну что ж! Ну что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю…
И потому, что я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.
Не все ль равно – придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Пришедший лучше песнь сложит.
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.
Итак, наша цель – построить биоритмы конкретного человека, Сергея Есенина, и проанализировать состояние его биоритмов в момент написания стихотворения.
Формулы для построения графиков функций нам уже известны. Заготовкадля работы уже есть.
Слайд 15
В качестве дня рождения – день рождения С.Есенина 3 октября 1895 года
Дата начала прогноза – 20 октября 1925 г .
Ячейка А7= Е3 А8=А7+1, маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.
Вычисляем количество прожитых дней.
В7=А7-$2. Но даты принимаются только с 1900 года,
Для того, чтобы избежать ошибки пишем дату рождения 3.10.1900 и В7=А7-$2+ 1826, растягиваем формулу.
Заполняем физический биоритм =SIN(2*ПИ()*B7/23),
Аналогично рассчитываем эмоциональный и интеллектуальный биоритмы.
Строим график:
Слайд 16
Стихотворение, которое мы анализируем, написано 27 октября.
Эмоциональный биоритм – спад, прослеживается апатия, пессимистическое отношение к окружающему, грусть
Интеллектуальный биоритм – пик, ощущение, что стихотворение написано на едином дыхании, будто автор просто рассуждал в стихах, может быть, поэтому есть точная дата.
Физический биоритм – спад физической активности, выносливость и тонус организма снижаются, энергичность уступает лености.
Как мы видим, стихотворение не опровергает теории биоритмов.
А теперь попробуйте рассчитать свои биоритмы на месяц и ответьте на вопросы:
-У кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад.
-Как вы чувствуете, соответствует это полученным данным?
- Выберите дни, когда ваши ответы на уроках будут наиболее удачными,
а когда –наименее.
-Выберите подходящие дни для сдачи зачета по физкультуре.
-Какая неделя месяца самая благоприятная?
-Какую еще информацию вы увидели на диаграмме?
В качестве дополнительного задания:
проверить людей на совместимость (Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей

V. Подведение итогов.
Итак, сегодня на уроке мы в очередной раз убедились в многофункциональности возможностей компьютерной техники. А именно, в возможностях электронных таблиц Excel. Мы увидели, что с помощью этой программы можно решить и математические, и биологические, и оптимизационные задачи, вспомнили, как выбирается оптимальная структура таблицы, как используются различные виды ссылок. Т.е. цель нашего урока полностью достигнута.
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать любую дисциплину и составить задачу с использованием программы MS Excel.
Окончание урока.
Выставление оценок.
Спасибо всем за работу. До свидания.

Список использованной литературы:

  1. Информатика 9 кл/Под редакцией И.В.Макаровой – СПб: Питер Ком, 1999
  2. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2003
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2003
  4. Златопольский Д.М. 1700 заданий по Microsoft Excel.-Спб.:БХВ – Петербург, 2003
  5. Есенин А.С. Я московский озорной гуляка: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2007
Автор Шанина Татьяна Александровна
Дата добавления 29.01.2010
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 9416
Номер материала 467
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓