Главная / Информатика / Конспект урока «Реляционные базы данных» к учебнику «Информатика 9» под редакцией Н.Д. Угриновича

Конспект урока «Реляционные базы данных» к учебнику «Информатика 9» под редакцией Н.Д. Угриновича

Название документа Реляционные базы данных.doc

Урок разработала

учитель информатики

ОУ Чигиринской МСОШ

Благовещенского района

Амурской области

Козлова Наталья Викторовна

e-mail: kozlova1001@mail.ru

Адрес сайта ОУ chigiri.ucoz.ru.



Тема урока: Реляционные базы данных


Цель урока:

  1. познакомить учащихся с понятием реляционной базы данных;

  2. научить создавать многотабличную базу данных и связывать таблицы в ней.


Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: комбинированный.

План урока:

  • Устный опрос по ранее изученному материалу

  • Изучение новой темы

  • Практическая работа

Оборудование:

  • Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Актуализация деятельности учащихся.

Ребусы:

hello_html_1917c8a3.pnghello_html_26867acc.gif

ЛЬ Л

(модель) (поле)

hello_html_m373855b7.jpg

hello_html_m78b7fa76.gifЛЮ Ч (ключ) (сортировка)

hello_html_1802ff2.jpghello_html_7811b039.jpg

(запрос) (выборка)

Устный опрос:


- Для чего предназначены СУБД? (программы, предназначенные для создания баз данных и обработки данных)

- Какие типы БД существуют? (табличная, иерархическая, сетевая)

- Перечислите объекты БД (таблица, запрос, форма, отчет)

- Перечислите объекты табличной БД (строка – запись, столбец - поле)

- Назовите основные характеристики поля (имя, тип, формат)

- Какие существуют способы поиска данных в БД? (быстрый поиск, фильтры и запросы)

- Какой из методов поиска предоставляет больше возможностей для отыскания записей – быстрый поиск или фильтры? (фильтры)

- Чем отличается запрос от фильтра? (фильтр привязан к конкретной таблице, а запрос является самостоятельным объектом).

- Назовите типы сортировки (по убыванию и по возрастанию).

- С помощью какого объекта выполняется вложенная сортировка? (с помощью Запроса).


II. Изучение нового материала

Вводная беседа учителя

Вы уже знаете, как создавать базу данных с одной таблицей и как обрабатывать данные в ней. Сегодня на уроке мы должны будем создать три таблицы (многотабличную базу банных), которые будут представлять собой единую базу данных.

После создания различных таблиц, содержащих данные, относящиеся к различным аспектам базы данных, необходимо обеспечить целостность базы данных. Для этого необходимо их связать между собой.

Базы данных, состоящие из нескольких связанных двумерных таблиц, называют реляционными.

Для связанных таблиц возможно три варианта типа связи:

  • «один к одному»;

  • «один ко многим»;

  • «многие ко многим».


Структура каждой таблицы создаётся с помощью конструктора таблиц. В конструкторе указываются имена полей, типы и форматы полей, назначаются ключи.

Устанавливаются связи между таблицами после их создания, но до заполнения данными.

Для создания реляционной БД в окне СУБД выберем объект Таблицы и выберем вариант Создание таблицы в режиме конструктора.


III. Практическая работа учащихся


База данных «Кинопросмотр»

Отношения, составляющие данную базу:

Фильмы (Код фильма, Фильм, Жанр, Время просмотра)

Кинотеатры (Код кинотеатра, Название, Адрес кинотеатра, Телефон)

Цена билетов (Счетчик, Код фильма, Код кинотеатра, Цена билета)


Алгоритм установки связей между таблицами:

  1. Сервис Схема данных.

  2. Откроется окно Добавление таблицы.

  3. Выделить название таблицы, выполнить команду Добавить.

  4. Закрыть.

В результате на поле окна Схема данных появятся образы 3 таблиц. Нажав левую кнопку мыши, перетащить ключевое поле Код фильма таблицы Фильмы на поле Код фильма из таблицы Цена билета. Откроется окно Связи. Последовательно активизировать флажки «Обеспечить целостность данных», «Каскадное обновление связанных полей», «Каскадное удаление связанных записей». Тип связи «Один ко многим» будет выбран автоматически. Таким же образом перетащить ключевое поле Код кинотеатра таблицы Кинотеатры на поле Код кинотеатра из таблицы Цена билета. Выполнить те же действия с диалоговым окном Связи.

hello_html_14d437bc.png













V. Домашнее задание

Создать не менее 3-х таблиц и связи между ними для своей базы данных (созданной на 2 уроке) Записная книжка.

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Конспект урока «Реляционные базы данных» к учебнику «Информатика 9» под редакцией Н.Д. Угриновича
  • Информатика
Описание:


Цель урока:

  • познакомить учащихся с понятием реляционной базы данных;
  • научить создавать многотабличную базу данных и связывать таблицы в ней.

Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный.
План урока:

  • Устный опрос по ранее изученному материалу
  • Изучение новой темы
  • Практическая работа

Оборудование:

  • Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Актуализация деятельности учащихся.
Ребусы:

bd4.jpg


Устный опрос:

- Для чего предназначены СУБД? (программы, предназначенные для создания баз данных и обработки данных)
- Какие типы БД существуют? (табличная, иерархическая, сетевая)
- Перечислите объекты БД (таблица, запрос, форма, отчет)
- Перечислите объекты табличной БД (строка – запись, столбец - поле)
- Назовите основные характеристики поля (имя, тип, формат)
- Какие существуют способы поиска данных в БД? (быстрый поиск, фильтры и запросы)
- Какой из методов поиска предоставляет больше возможностей для отыскания записей – быстрый поиск или фильтры? (фильтры)
- Чем отличается запрос от фильтра? (фильтр привязан к конкретной таблице, а запрос является самостоятельным объектом).
- Назовите типы сортировки (по убыванию и по возрастанию).
- С помощью какого объекта выполняется вложенная сортировка? (с помощью Запроса).

II. Изучение нового материала
Вводная беседа учителя
Вы уже знаете, как создавать базу данных с одной таблицей и как обрабатывать данные в ней. Сегодня на уроке мы должны будем создать три таблицы (многотабличную базу банных), которые будут представлять собой единую базу данных.
После создания различных таблиц, содержащих данные, относящиеся к различным аспектам базы данных, необходимо обеспечить целостность базы данных. Для этого необходимо их связать между собой.
Базы данных, состоящие из нескольких связанных двумерных таблиц, называют реляционными.
Для связанных таблиц возможно три варианта типа связи:

  • «один к одному»;
  • «один ко многим»;
  • «многие ко многим».

Структура каждой таблицы создаётся с помощью конструктора таблиц. В конструкторе указываются имена полей, типы и форматы полей, назначаются ключи.
Устанавливаются связи между таблицами после их создания, но до заполнения данными.
Для создания реляционной БД в окне СУБД выберем объект Таблицы и выберем вариант Создание таблицы в режиме конструктора.

III. Практическая работа учащихся

База данных «Кинопросмотр»

Отношения, составляющие данную базу:
Фильмы (Код фильма, Фильм, Жанр, Время просмотра)
Кинотеатры (Код кинотеатра, Название, Адрес кинотеатра, Телефон)
Цена билетов (Счетчик, Код фильма, Код кинотеатра, Цена билета)

Алгоритм установки связей между таблицами:

  • Сервис ® Схема данных.
  • Откроется окно Добавление таблицы.
  • Выделить название таблицы, выполнить команду Добавить.
  • Закрыть.

В результате на поле окна Схема данных появятся образы 3 таблиц. Нажав левую кнопку мыши, перетащить ключевое поле Код фильма таблицы Фильмы на поле Код фильма из таблицы Цена билета. Откроется окно Связи. Последовательно активизировать флажки «Обеспечить целостность данных», «Каскадное обновление связанных полей», «Каскадное удаление связанных записей». Тип связи «Один ко многим» будет выбран автоматически. Таким же образом перетащить ключевое поле Код кинотеатра таблицы Кинотеатры на поле Код кинотеатра из таблицы Цена билета. Выполнить те же действия с диалоговым окном Связи.

bd5.jpg


V. Домашнее задание
Создать не менее 3-х таблиц и связи между ними для своей базы данных (созданной на 2 уроке) Записная книжка.
VI. Подведение итогов урока
Выставление оценок.



26.03.2009
Автор Козлова Наталья Викторовна
Дата добавления 26.03.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 4045
Номер материала 497
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓