Главная / Информатика / Конспект интегрированного урока на тему «Функции , их свойства и построение графиков с помощью электронных таблиц»

Конспект интегрированного урока на тему «Функции , их свойства и построение графиков с помощью электронных таблиц»

Документы в архиве:

19.64 КБ graf_loto.zip
91.57 КБ ur1.zip
40.21 КБ ur2.zip
Конспект интегрированного урока на тему «Функции , их свойства и построение графиков с помощью электронных таблиц»
  • Информатика
Описание:

Вашему вниманию представляю интегрированный урок информатики и математики. Проведению интегрированных уроков в учебном процессе способствует развитию межпредметные связи, где информатика выступает в роли интегрирующей дисциплины.
При использовании компьютера в учебном процессе учащийся становится полноправным его участником. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает учеников к самостоятельному поиску.
Компьютерные средства позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.
Широкое использование графических возможностей компьютера имеют большую прикладную направленность.
На интегрированном уроке алгебры и информатики в 9 классе по теме «Степенная функция» для моделирования использовался табличный процессор Excel. Урок был построен на основе проблемного обучения. Зафиксировав проблему, учащиеся самостоятельно строили план выхода из затруднительного положения. Для реализации данного плана ребята выбрали моделирование графика при помощи компьютера. Во время урока учащиеся строили графики функций с помощью электронных таблиц Excel. Затем исследовали свойства функции по построенным графикам.
Такой вид заданий активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет осмысленно выполнять каждый этап работы от постановки цели до получения результата.

Грушевая Г.А.



Цели урока:

информатика

математика

1. Обобщить ЗУН учащихся по темам «Электронные таблицы. Построение графиков функций с использованием информационных технологий»»

1. Обобщить практические умения и навыки строить и читать графики функций и использовать свойства функций при решении задач

2. Отработать навыки построения графиков функций, записи формул и копирования.

2. Исследовать поведение графиков функций in3.jpg

3. Отработать умение переходить от математической записи выражений к записи формул в электронных таблицах

3. На основе полученных при построении графиков данных описать свойства функций.

4. Наглядно продемонстрировать учащимся возможности использования электронных таблиц при изучении темы «Графики функций и их свойства»: для самоконтроля, экономии времени при изучении свойств функций.



Оборудование:
Мел, классная доска, интерактивная доска, презентация на тему «Функция вида in4.jpg», раздаточный материал: карточки для работы с графической моделью функций, листы для фиксирования результатов исследования функций, персональные компьютеры. Лист самоконтроля.
Перед уроком каждый ученик должен заполнить лист самоконтроля.



Ход урока

1.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Мы находимся в компьютерном классе, поэтому повторим правила поведения при работе с компьютером.
Каждый называет по одному правилу, повторяться нельзя.
Примерный план ответа:
- без разрешения учителя в класс не входить;
- на перемене всем выходить из кабинета;
- с едой в класс не входить;
- садиться на строго отведенное место;
- запрещается трогать руками разъемы, экран и тыльную сторону ПК;
- приступать к работе с компьютером только с разрешения учителя;
- не ремонтировать ПК самостоятельно;
- немедленно прекратить работу при поломке ПК;
- сидеть на расстоянии от экрана не менее 60-70 см .



2. Актуализация знаний
– Какую функцию мы изучали на прошлых уроках? (Функцию вида in6.jpg)
- Давайте вспомним виды графиков и свойства данных функций (ученик представляет презентацию по теме «Функция вида in4.jpg», учащиеся перечисляют свойства функций сверяя свои ответы с презентацией

- Выполним самостоятельную работу.
Возьмите листы «Графическое лото» и бланк для записи ответов.
В течение 3 минут вписать номер эскиза, который соответствует данной формуле степенной функции.

Взаимопроверка работы с использованием интерактивной доски. Выставление оценок в листы самоконтроля.

Критерии оценки
«5» - 8 «+»
«4» - 6 – 7 «+»
«3» - 5 «+»

3. Повторение, обобщение и систематизация.

а) Построить графики функций

in5.jpg

4. Выявление причины затруднения, постановка цели деятельности.

Графики 1 и 2 ребята могут построить. Затрудняются построить график 3 функции
Итогом беседы является формулировка вопроса: «Что представляет собой график функции in7.jpg

5. Построение проекта выхода из затруднения. [Презентация]

Практическая работа

План работы

  • Классифицировать показатель корня (n – чётное число, n – нечётное число).
  • Привести примеры функций с данными показателями степеней.
  • Указать область определения функций:

D(f) =[0;+∞), если n – чётное число
D(f)=(-∞+∞), если n – нечётное число

  • Асимптоты (асимптот нет).
  • Построить график функции in7.jpg (n – чётное число) с помощью Еxcel, зарисовать эскиз графика функции и описать её свойства .
  • Построить график функции in7.jpg (n – нечётное число) с помощью Еxcel зарисовать эскиз графика и описать её свойства.

II. Повторение пройденного материала, актуализация знаний.

  1. Назовите назначение Эл таблиц
  2. Назовите основные элементы электронных таблиц:
    • Ячейка
    • Строка
    • Столбец
    • Лист
  3. Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы:
    • Текст
    • Число
    • Формула
    • Дата-время
  4. Каковы правила записи формул в электронных таблицах?
Предполагаемый ответ:
Ввод формулы начинается со знака равенства. Если его пропустить, то вводимая формула будет воспринята как текст. В формулы могут включаться числовые данные, адреса объектов таблицы, а также различные функции.

Вы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. Давайте вспомним, как это делается.

Задание. Записать следующие выражения, учитывая, что значение х находится в ячейке А1

in8.jpg
Ответы:
а) (x+1)^(1/3)
б) 6*((2*x-2)^(1/2))+3

5. Алгоритм построения графика функции.

Учащиеся вспоминают алгоритм построения графиков, функции сверяя свои ответы с презентацией.

Займите места у компьютеров. Начинаем выполнять практическую работу.
Первое задание мы выполним вместе. За главный компьютер приглашается ученик. Задание выполняем с комментарием .
Получившийся график перенесите в тетрадь.

Задание 1. Построить график функции с использование электронных таблиц и прочитать его свойства

у = х1/3[-9;9] с шагом 1

Приблизительный ответ:

  1. Составим таблицу значений зависимости переменной у от х
  2. Выделим таблицу
  3. С помощью мастера диаграмм построим график для этого нужно в мастере выбрать нестандартные гладкие графики
  4. Нажать кнопку далее. Затем во вкладке ряд удалить х, и ввести подписи оси ох
  5. Подписать график. Нажать Готово
  6. Перенесем ось ОУ в точку 0. Для этого выделим правой кнопкой мыши ось ОХ. В появившемся контекстном меню выберем опцию Формат оси. В появившемся диалоговом окне выберем вкладку шкала и сместим ось ОУ на столько делений, сколько их до точки 0 на оси ОХ.
  7. График готов
in9.gif

Вы справились с первым заданием.
Переходим к следующему заданию.

Задание 2. Построить график функции с использование электронных таблиц и прочитать его свойства
у = х1/4 на [0; 5] с шагом 0,1

Мы выполним его без комментариев. Один из вас сядет заглавный компьютер, и будет выполнять эту работу. Сравните свою работу с интерактивной доской. В случае ошибки, внесите свои коррективы.

Перед тем как продолжить работу, давайте немного отдохнем
Физкультминутка. Примем царственную позу, добиваясь хорошей осанки. Три раза вдохнём. Массажируем кончики пальцев каждой руки. Поставьте указательный палец на точку между бровями и массажируйте три раза.

6. Включение в систему знаний

а) Построить график из индивидуального задания
б) № 21. 14 (б, в), 21.16 (а, б, в), 21.24, 21.26(а, б)
Обсудить практическое применение новых знаний

7. Итог урока

  1. Сформулировать цель урока.
  2. Какую из поставленных целей мы достигли
    - Мы построили графики функции
    - Что еще предстоит сделать?
    - Необходимо описать свойства этих функций
    -Это будет вашим домашним заданием: опишите свойства данных функций по всем 9 пунктам?
  3. Практическое применение новых знаний (при решении уравнений и неравенств графическим методом)
  4. Оценить работу на уроке.
Автор Грушевая Галина Александровна, Красина Елена Михайловна
Дата добавления 13.01.2009
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5257
Номер материала 698
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓