Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Файлы и файловые структуры» 8 класс

Конспект урока на тему «Файлы и файловые структуры» 8 класс

Название документа Автор.doc

Мулдашева Светлана Викторовна

заместитель директора по ИКТ, учитель информатики и ИКТ

без категории

Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова

г. Саратов

e-mail: shevcova_sv@mail.ru, muldasheva.sv@yandex.ru

сайт ОУ: http://pokrovsk-gim.ucoz.ru



Название документа Мулдашева С.В..doc

Тема урока: Файлы и файловые структуры

Предмет: информатика

Класс: 8

Цель урока: обобщить и расширить представления учащихся о файлах и файловой структуре компьютера, научить учащихся давать имя файлу и определять путь к файлу.

Задачи урока:

Образовательная:

  • закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного подхода,

  • знакомство детей с понятиями файл, файловая система компьютера,

  • уточнение и расширение знания учащихся об имени файла и пути к файлу,

  • формирование умения составлять дерево файловой системы и отслеживать путь по файловой системе.

Развивающая:

  • развитие логического мышление, внимательности, самоконтроля.

Воспитательная:

  • формирование информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса (Л.Л.Босова),

  2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса (Л.Л.Босова),

  3. Компьютер с мультимедийной установкой,

  4. Презентация,

  5. Карточки-задания (приложение 1).

Ключевые слова: файл, имя файла, файловая структура, путь к файлу.

План урока:

  1. Организационный момент 1-2 минуты

  2. Проверка домашнего задания 5-7 минут

  3. Сообщение темы и целей урока 5 минут

  4. Работа по теме урока 15-20 минут

  5. Закрепление изученного материала 5-7 минут

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия 1-2 минуты




Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  • Проверьте свою готовность к уроку информатики: сегодня нам понадобится учебник, ТПО, рабочая тетрадь, ручка, линейка, карандаш и рабочий настрой.

  • Итак, начнем наш урок с проверки домашнего задания.



Учащиеся проверяют наличие необходимых вещей на парте.

  1. Проверка домашнего
    задания

  • На предыдущих уроках мы с вами упражнялись в измерении информации и нахождении информационного объема сообщений.

  • Запишите, пожалуйста, на доске формулу, позволяющую определить мощность алфавита. Поясните, что такое N, i.





  • Напишите на доске формулу, которая позволяет определить количество информации в сообщении или информационный объем сообщения. Поясните, что такое K, i.

  • Молодцы (учитель раздает карточки с задачами).

  • У каждого из вас карточка с задачей. Вам дается 3-5 минут на ее решение. Ответ в виде числа (только число!) каждый из вас должен записать на доске. Начинайте выполнять задание.

  • Итак, работа выполнена, ответы записаны на доске верно.

  • Мы с вами не случайно записали ответы на доску. Они нам помогут определить тему нашего сегодняшнего урока.









hello_html_aef37a1.gif

N – мощность алфавита (количество символов в алфавите),

i – информационный вес 1 символа алфавита.

hello_html_8b1a79c.gif

K – количество символов в сообщении,

i – информационный вес 1 символа алфавита.







Учащиеся решают задачи на карточках, ответы записывают на доске.


  1. Сообщение темы и целей урока

  • Вы прекрасно знаете, что вся информация в компьютере закодирована.

  • Тему нашего сегодняшнего урока я тоже закодировала с помощью некоторой кодовой таблицы (на слайде 1 появляется кодовая таблица).

  • Осуществите процесс декодирования и определите тему нашего урока.

  • Итак, мы сегодня на уроке поговорим с вами о файлах и файловой системе. Запишите в тетрадь тему нашего урока (слайд 2).

  • Какие же основные понятия мы будем рассматривать в рамках этой темы? (слайд 3)

  • Сегодня на уроке мы обобщим и расширим ваши представления о файлах и файловой структуре компьютера, научимся давать имя файлу и определять путь к файлу.















Учащиеся, пользуясь кодовой таблицей, получают слово «файл».





Ученики записывают в тетрадь тему урока.



Учащиеся называют понятия, которые появляются на слайде.

  1. Работа по теме урока

  • Итак, что же такое файл?

  • Файл – это программа или данный, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера (слайд 4).

  • Файлы, содержащие программы – это файлы-приложения.

  • Файлы, содержащие данные – это файлы-документы.

  • Какие же данные могут содержать файлы-документы?



  • Файлы имеют имена. Как же образуются имена файлов? (слайд 5)

  • Имя файла состоит из 2 частей: собственно имени и расширения.

  • Кто дает имя файлу?

  • Каких правил нужно придерживаться, давая имя файлу?

  • Кто задает расширение файла? (слайд 6)

  • На каждом носителе информации может храниться большое количество файлов.

  • Что же нам помогает не запутаться в таком количестве файлов?

  • Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам стали объединять в группы, называемые каталогами или папками (слайд 7).

  • Каталог так же получает собственное имя и сам может входить в состав другого каталога.

  • Кто знает, как называется каталог самого верхнего уровня?

  • Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.

  • Совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними называют файловой структурой диска (слайд 8).

  • Откройте учебник на с.82-83 и найдите, какими бывают файловые структуры (слайд 8).

  • Когда могут использоваться простые файловые структуры?

  • Когда иерархические?

  • На рис. 2.8 и 2.9 вашего учебника представлены обе файловые структуры. Посмотрите.

  • Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.

  • Деревья могут изображаться как вертикально (рис. 2.9), так и горизонтально (рис 2.10)

  • Чтобы обратиться к файлу, хранящемуся на диске, нужно указать путь к файлу (слайд 9).

  • Давайте определим путь к файлу Интернет.doc.

  • Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла (слайд 10).



Учащиеся записывают определение в тетрадь.











  • Файлы-документы могут содержать текстовые данные, графические, звуковые и видео.









Учащиеся фиксируют схему со слайда.



  • Имя файлу дает пользователь.





  • Расширение задается программой автоматически при создании файла.











Учащиеся записывают определение со слайда.



















Учащиеся записывают определение со слайда.



Учащиеся записывают определение со слайда.



  • Файловые структуры бывают простыми и иерархическими.







































Ученики записывают информацию со слайда в тетрадь.

  1. Закрепление изученного на уроке материала

  • Устно выполним упражнение № 105 с. 47 в ТПО.

  • У доски выполним упражнение № 107 с. 48 из ТПО.

  • Выполните упражнение № 108 с. 48 из ТПО самостоятельно.



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • Наш урок подходит к концу.

  • В начале урока мы ставили цель: научимся давать имя файлу и определять путь к файлу.

  • Поднимите руку, кто считает, что достиг этой цели?

  • Молодцы!

  • Ваше домашнее задание – §2.4, вопросы в конце параграфа, ТПО с. 48-49 № 110, 111.

(Учитель выставляет оценки за урок).



Список использованной литературы:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса (Л.Л.Босова),

  2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса (Л.Л.Босова).






ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Карточка 1

Задача 1.

Объем сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11 264 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?

Ответ: 256


Карточка 2

Задача 1.

Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого было записано это сообщение?

Ответ: 16


Карточка 3

Задача 1.

Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?

Ответ: 24 Кбайта


Карточка 4

Задача 1.

Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

Ответ: 15 байт

Название документа Мулдашева С.В..ppt

Кодовая таблица
Файлы и 
файловая
система
Файлы и файловая система.
Ключевые понятия:

Файл,
Имя файла,
Каталог (па...
Файл — это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной па...
Имя файла
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой.
 имя файла ...
Полное имя файла
Домашнее задание
§ 2.4
РТ с.48-49 № 110, 111
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Кодовая таблица
Описание слайда:

Кодовая таблица

№ слайда 2 Файлы и 
файловая
система
Описание слайда:

Файлы и файловая система

№ слайда 3 Файлы и файловая система.
Ключевые понятия:

Файл,
Имя файла,
Каталог (папка
Описание слайда:

Файлы и файловая система. Ключевые понятия: Файл, Имя файла, Каталог (папка), Путь к файлу, Файловая структура.

№ слайда 4 Файл — это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памят
Описание слайда:

Файл — это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера. Файл — это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера. Типы файлов: файлы-приложения файлы-документы: Текстовые Графические Звуковые Видео

№ слайда 5 Имя файла
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой.
 имя файла и р
Описание слайда:

Имя файла Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой. имя файла и расширение referat.doc

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Полное имя файла
Описание слайда:

Полное имя файла

№ слайда 12 Домашнее задание
§ 2.4
РТ с.48-49 № 110, 111
Описание слайда:

Домашнее задание § 2.4 РТ с.48-49 № 110, 111

Конспект урока на тему «Файлы и файловые структуры» 8 класс
  • Информатика
Описание:

Цель урока: обобщить и расширить представления учащихся о файлах и файловой структуре компьютера, научить учащихся давать имя файлу и определять путь к файлу.

Задачи урока:

Образовательная:

  • закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного подхода,
  • знакомство детей с понятиями файл, файловая система компьютера,
  • уточнение и расширение знания учащихся об имени файла и пути к файлу,
  • формирование умения составлять дерево файловой системы и отслеживать путь по файловой системе.

Развивающая:

  • развитие логического мышление, внимательности, самоконтроля.

Воспитательная:

  • формирование информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса (Л.Л.Босова),
  2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса (Л.Л.Босова),
  3. Компьютер с мультимедийной установкой,
  4. Презентация,
  5. Карточки-задания (приложение 1).

План урока:

  1. Организационный момент  -  1-2 минуты
  2. Проверка домашнего задания  -   5-7 минут
  3. Сообщение темы и целей урока   - 5 минут
  4. Работа по теме урока   - 15-20 минут
  5. Закрепление изученного материала  -  5-7 минут
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия - 1-2 минуты

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент
  • Здравствуйте, ребята. Садитесь.
  • Проверьте свою готовность к уроку информатики: сегодня нам понадобится учебник, ТПО, рабочая тетрадь, ручка, линейка, карандаш и рабочий настрой.
  • Итак, начнем наш урок с проверки домашнего задания.

Учащиеся проверяют наличие необходимых вещей на парте.

  1. Проверка домашнего задания
  • На предыдущих уроках мы с вами упражнялись в измерении информации и нахождении информационного объема сообщений.
  • Запишите, пожалуйста, на доске формулу, позволяющую определить мощность алфавита. Поясните, что такое N, i.

 

  • Напишите на доске формулу, которая позволяет определить количество информации в сообщении или информационный объем сообщения. Поясните, что такое K, i.
  • Молодцы (учитель раздает карточки с задачами).
  • У каждого из вас карточка с задачей. Вам дается 3-5 минут на ее решение. Ответ в виде числа (только число!) каждый из вас должен записать на доске. Начинайте выполнять задание.
  • Итак, работа выполнена, ответы записаны на доске верно.
  • Мы с вами не случайно записали ответы на доску. Они нам помогут определить тему нашего сегодняшнего урока.

 

 


N=2i
N–мощность алфавита (количество символов в алфавите),
i–информационный вес 1 символа алфавита.
I=K*i
K – количество символов в сообщении,
i– информационный вес 1 символа алфавита.

 

Учащиеся решают задачи на карточках, ответы записывают на доске.

  1. Сообщение темы и целей урока
  • Вы прекрасно знаете, что вся информация в компьютере закодирована.
  • Тему нашего сегодняшнего урока я тоже закодировала с помощью некоторой кодовой таблицы (на слайде 1 появляется кодовая таблица).
  • Осуществите процесс декодирования и определите тему нашего урока.
  • Итак, мы сегодня на уроке поговорим с вами о файлах и файловой системе. Запишите в тетрадь тему нашего урока (слайд 2).
  • Какие же основные понятия мы будем рассматривать в рамках этой темы? (слайд 3)
  • Сегодня на уроке мы обобщим и расширим ваши представления о файлах и файловой структуре компьютера, научимся давать имя файлу и определять путь к файлу.

 

 

 

 

Учащиеся, пользуясь кодовой таблицей, получают слово «файл».

 

Ученики записывают в тетрадь тему урока.

Учащиеся называют понятия, которые появляются на слайде.

  1. Работа по теме урока
  • Итак, что же такое файл ?
  • Файл – это программа или данный, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера (слайд 4).
  • Файлы, содержащие программы – это файлы-приложения.
  • Файлы, содержащие данные – это файлы-документы.
  • Какие же данные могут содержать файлы-документы?

 

  • Файлы имеют имена. Как же образуются имена файлов? (слайд 5)
  • Имя файла состоит из 2 частей: собственно имени и расширения.
  • Кто дает имя файлу?
  • Каких правил нужно придерживаться, давая имя файлу?
  • Кто задает расширение файла? (слайд 6)
  • На каждом носителе информации может храниться большое количество файлов.
  • Что же нам помогает не запутаться в таком количестве файлов?
  • Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам стали объединять в группы, называемые каталогами или папками (слайд 7).
  • Каталог так же получает собственное имя и сам может входить в состав другого каталога.
  • Кто знает, как называется каталог самого верхнего уровня?
  • Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
  • Совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними называют файловой структурой диска (слайд 8).
  • Откройте учебник на с.82-83 и найдите, какими бывают файловые структуры (слайд 8).
  • Когда могут использоваться простые файловые структуры?
  • Когда иерархические?
  • На рис. 2.8 и 2.9 вашего учебника представлены обе файловые структуры. Посмотрите.
  • Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.
  • Деревья могут изображаться как вертикально (рис. 2.9), так и горизонтально (рис 2.10)
  • Чтобы обратиться к файлу, хранящемуся на диске, нужно указать путь к файлу (слайд 9).
  • Давайте определим путь к файлу Интернет.doc.
  • Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла (слайд 10).

 

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

 

 

  • Файлы-документы могут содержать текстовые данные, графические, звуковые и видео.

 

 

Учащиеся фиксируют схему со слайда.

  • Имя файлу дает пользователь.

 

  • Расширение задается программой автоматически при создании файла.

 

 

 

Учащиеся записывают определение со слайда.

 

 

 

 

Учащиеся записывают определение со слайда.

Учащиеся записывают определение со слайда.

  • Файловые структуры бывают простыми и иерархическими.

 

 

 

 

 

Ученики записывают информацию со слайда в тетрадь.

  1. Закрепление изученного на уроке материала
  • Устно выполним упражнение № 105 с. 47 в ТПО.
  • У доски выполним упражнение № 107 с. 48 из ТПО.
  • Выполните упражнение № 108 с. 48 из ТПО самостоятельно.

 

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • Наш урок подходит к концу.
  • В начале урока мы ставили цель: научимся давать имя файлу и определять путь к файлу.
  • Поднимите руку, кто считает, что достиг этой цели?
  • Молодцы!
  • Ваше домашнее задание – §2.4, вопросы в конце параграфа, ТПО с. 48-49 № 110, 111.

(Учитель выставляет оценки за урок).

 

Список использованной литературы:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса (Л.Л.Босова),
  2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса (Л.Л.Босова).

 

 

Приложение 1

Карточка 1

Задача 1.
Объем сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11 264 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?
Ответ: 256

Карточка 2

Задача 1.
Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого было записано это сообщение?
Ответ: 16

Карточка 3

Задача 1.
Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?
Ответ: 24 Кбайта

Карточка 4

Задача 1.
Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Ответ: 15 байт

Автор Мулдашева Светлана Викторовна
Дата добавления 06.05.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Номер материала 418
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓
Похожие материалы