Информатика:

Конспект урока на тему «Файлы и файловые структуры» 8 класс

Скачать материал
«Конспект урока на тему «Файлы и файловые структуры» 8 класс»

Цель урока: обобщить и расширить представления учащихся о файлах и файловой структуре компьютера, научить учащихся давать имя файлу и определять путь к файлу.

Задачи урока:

Образовательная:

  • закрепление навыков решения задач с помощью алфавитного подхода,
  • знакомство детей с понятиями файл, файловая система компьютера,
  • уточнение и расширение знания учащихся об имени файла и пути к файлу,
  • формирование умения составлять дерево файловой системы и отслеживать путь по файловой системе.

Развивающая:

  • развитие логического мышление, внимательности, самоконтроля.

Воспитательная:

  • формирование информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса (Л.Л.Босова),
  2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса (Л.Л.Босова),
  3. Компьютер с мультимедийной установкой,
  4. Презентация,
  5. Карточки-задания (приложение 1).

План урока:

  1. Организационный момент  -  1-2 минуты
  2. Проверка домашнего задания  -   5-7 минут
  3. Сообщение темы и целей урока   - 5 минут
  4. Работа по теме урока   - 15-20 минут
  5. Закрепление изученного материала  -  5-7 минут
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия - 1-2 минуты

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент
  • Здравствуйте, ребята. Садитесь.
  • Проверьте свою готовность к уроку информатики: сегодня нам понадобится учебник, ТПО, рабочая тетрадь, ручка, линейка, карандаш и рабочий настрой.
  • Итак, начнем наш урок с проверки домашнего задания.

Учащиеся проверяют наличие необходимых вещей на парте.

  1. Проверка домашнего задания
  • На предыдущих уроках мы с вами упражнялись в измерении информации и нахождении информационного объема сообщений.
  • Запишите, пожалуйста, на доске формулу, позволяющую определить мощность алфавита. Поясните, что такое N, i.

 

  • Напишите на доске формулу, которая позволяет определить количество информации в сообщении или информационный объем сообщения. Поясните, что такое K, i.
  • Молодцы (учитель раздает карточки с задачами).
  • У каждого из вас карточка с задачей. Вам дается 3-5 минут на ее решение. Ответ в виде числа (только число!) каждый из вас должен записать на доске. Начинайте выполнять задание.
  • Итак, работа выполнена, ответы записаны на доске верно.
  • Мы с вами не случайно записали ответы на доску. Они нам помогут определить тему нашего сегодняшнего урока.

 

 


N=2i
N–мощность алфавита (количество символов в алфавите),
i–информационный вес 1 символа алфавита.
I=K*i
K – количество символов в сообщении,
i– информационный вес 1 символа алфавита.

 

Учащиеся решают задачи на карточках, ответы записывают на доске.

  1. Сообщение темы и целей урока
  • Вы прекрасно знаете, что вся информация в компьютере закодирована.
  • Тему нашего сегодняшнего урока я тоже закодировала с помощью некоторой кодовой таблицы (на слайде 1 появляется кодовая таблица).
  • Осуществите процесс декодирования и определите тему нашего урока.
  • Итак, мы сегодня на уроке поговорим с вами о файлах и файловой системе. Запишите в тетрадь тему нашего урока (слайд 2).
  • Какие же основные понятия мы будем рассматривать в рамках этой темы? (слайд 3)
  • Сегодня на уроке мы обобщим и расширим ваши представления о файлах и файловой структуре компьютера, научимся давать имя файлу и определять путь к файлу.

 

 

 

 

Учащиеся, пользуясь кодовой таблицей, получают слово «файл».

 

Ученики записывают в тетрадь тему урока.

Учащиеся называют понятия, которые появляются на слайде.

  1. Работа по теме урока
  • Итак, что же такое файл ?
  • Файл – это программа или данный, имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти компьютера (слайд 4).
  • Файлы, содержащие программы – это файлы-приложения.
  • Файлы, содержащие данные – это файлы-документы.
  • Какие же данные могут содержать файлы-документы?

 

  • Файлы имеют имена. Как же образуются имена файлов? (слайд 5)
  • Имя файла состоит из 2 частей: собственно имени и расширения.
  • Кто дает имя файлу?
  • Каких правил нужно придерживаться, давая имя файлу?
  • Кто задает расширение файла? (слайд 6)
  • На каждом носителе информации может храниться большое количество файлов.
  • Что же нам помогает не запутаться в таком количестве файлов?
  • Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам стали объединять в группы, называемые каталогами или папками (слайд 7).
  • Каталог так же получает собственное имя и сам может входить в состав другого каталога.
  • Кто знает, как называется каталог самого верхнего уровня?
  • Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
  • Совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними называют файловой структурой диска (слайд 8).
  • Откройте учебник на с.82-83 и найдите, какими бывают файловые структуры (слайд 8).
  • Когда могут использоваться простые файловые структуры?
  • Когда иерархические?
  • На рис. 2.8 и 2.9 вашего учебника представлены обе файловые структуры. Посмотрите.
  • Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом.
  • Деревья могут изображаться как вертикально (рис. 2.9), так и горизонтально (рис 2.10)
  • Чтобы обратиться к файлу, хранящемуся на диске, нужно указать путь к файлу (слайд 9).
  • Давайте определим путь к файлу Интернет.doc.
  • Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла (слайд 10).

 

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

 

 

  • Файлы-документы могут содержать текстовые данные, графические, звуковые и видео.

 

 

Учащиеся фиксируют схему со слайда.

  • Имя файлу дает пользователь.

 

  • Расширение задается программой автоматически при создании файла.

 

 

 

Учащиеся записывают определение со слайда.

 

 

 

 

Учащиеся записывают определение со слайда.

Учащиеся записывают определение со слайда.

  • Файловые структуры бывают простыми и иерархическими.

 

 

 

 

 

Ученики записывают информацию со слайда в тетрадь.

  1. Закрепление изученного на уроке материала
  • Устно выполним упражнение № 105 с. 47 в ТПО.
  • У доски выполним упражнение № 107 с. 48 из ТПО.
  • Выполните упражнение № 108 с. 48 из ТПО самостоятельно.

 

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  • Наш урок подходит к концу.
  • В начале урока мы ставили цель: научимся давать имя файлу и определять путь к файлу.
  • Поднимите руку, кто считает, что достиг этой цели?
  • Молодцы!
  • Ваше домашнее задание – §2.4, вопросы в конце параграфа, ТПО с. 48-49 № 110, 111.

(Учитель выставляет оценки за урок).

 

Список использованной литературы:

  1. Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса (Л.Л.Босова),
  2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса (Л.Л.Босова).

 

 

Приложение 1

Карточка 1

Задача 1.
Объем сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11 264 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?
Ответ: 256

Карточка 2

Задача 1.
Информационное сообщение объемом 1,5 Кбайта содержит 3072 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого было записано это сообщение?
Ответ: 16

Карточка 3

Задача 1.
Мощность алфавита равна 64. Сколько Кбайт памяти потребуется, чтобы сохранить 128 страниц текста, содержащего в среднем 256 символов на каждой странице?
Ответ: 24 Кбайта

Карточка 4

Задача 1.
Сообщение, записанное буквами 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?
Ответ: 15 байт

Скачать свидетельство автора