Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Программное обеспечение компьютера» 8 класс

Конспект урока на тему «Программное обеспечение компьютера» 8 класс

Название документа Автор.docx

Урок составляли два автора

ФИО: Ольхова Наталья Евгеньевна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Квалификациионная категория: II

Место работы (образовательное учреждение): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 городского округа Коломна

Республика/край, город/поселение: город Коломна

Контактный для пользователей e-mail: n.e.olkhova@yandex.ru

Адрес сайта личного или сайта ОУ: n.e.olkhova@yandex.ru



ФИО: Сюбаева Юлия Викторовна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Квалификационная категория: высшая

Место работы (образовательное учреждение): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 городского округа Коломна

Республика/край, город/поселение: город Коломна

Контактный для пользователей e-mail: n.e.olkhova@yandex.ru

Адрес сайта личного или сайта ОУ: n.e.olkhova@yandex.ru









Название документа Глоссарий.doc

ГЛОССАРИЙ

Программное обеспечение (ПО) от англ. software – «программное обеспечение», «софт»

(совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.


Прикладное ПО

это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.


Системное ПО

это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.


Операционная система (ОС)

от англ. operating system

комплекс управляющих и обрабатывающих программ, осуществляющих диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами.


Драйверы

от англ. driver – «водитель»

программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами.


Утилиты

от англ.  utility– «служебный»

программы вспомогательного назначения, расширяющие возможности операционной системы.


Система программирования

это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.




























ГЛОССАРИЙ

Программное обеспечение (ПО) от англ. software – «программное обеспечение», «софт»

(совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.


Прикладное ПО

это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.


Системное ПО

это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.


Операционная система (ОС)

от англ. operating system

комплекс управляющих и обрабатывающих программ, осуществляющих диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами.


Драйверы

от англ. driver – «водитель»

программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами.


Утилиты

от англ.  utility– «служебный»

программы вспомогательного назначения, расширяющие возможности операционной системы.


Система программирования

это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.



























Название документа КОМПЬЮТЕРНЫЙ СЛОВАРЬ.doc

КОМПЬЮТЕРНЫЙ СЛОВАРЬ

Программное обеспечение (ПО)

(от англ. software – «программное обеспечение», «софт») совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.


Прикладное ПО

это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.


Системное ПО

это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.


Операционная система (ОС)

(от англ. operating system) комплекс управляющих и обрабатывающих программ, осуществляющих диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами.


Драйверы

(от англ. driver – «водитель») программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами.


Утилиты

(от англ.  utility– «служебный») программы вспомогательного назначения, расширяющие возможности операционной системы.


Система программирования

это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.






Название документа Классификация ПО.doc

hello_html_m4a2e3e1e.gifhello_html_m7e794917.pnghello_html_m7ff31cbd.png

Соотнесите программы, обозначенные цифрами, своему классу программного обеспечения, который обозначен заглавной буквой русского алфавита. Запишите в таблицу под каждой буквой необходимые цифры.


  1. Paint

  2. Windows Media Player

  3. Калькулятор

  4. Dr Web

  5. Windows Vista

  6. Pascal

  7. WinRar

  8. Касперский

  9. Avast

  10. Блокнот

  11. Skype

  12. ISQ

  13. Linux

hello_html_m4115f913.png



А) Системное ПО


Б) Прикладное ПО


Вhello_html_76b8d89a.png) Системы программирования























А

Б

В




hello_html_5433915a.pnghello_html_1da73f54.pnghello_html_26f21120.gif

Название документа Опорный конспект.doc

Тема урока «_____________________________________________»

Пhello_html_1dced681.gifрограммное обеспечение (ПО) -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Программное обеспечение

(

__________________________________________________________

____________________________________________________________

__________________________________________________________

hello_html_m778e9903.gifhello_html_m2f923960.gifhello_html_m5559ed9d.gif

Предназначено для ____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Программы:

MS Office Word, операционные системы, WinZip, WinRar, Avast, Касперский, драйвера, C++, MS Office Excel, игры, переводчики, проигрыватели, Adobe PhotoShop, утилиты, Pascal, Пролог, Basic

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предназначено для___________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Программы:

MS Office Word, операционные системы, WinZip, WinRar, Avast, Касперский, драйвера, C++, MS Office Excel, игры, переводчики, проигрыватели, Adobe PhotoShop, утилиты, Pascal, Пролог, Basic

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предназначено для _________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Программы:

MS Office Word, операционные системы, WinZip, WinRar, Avast, Касперский, драйвера, C++, MS Office Excel, игры, переводчики, проигрыватели, Adobe PhotoShop, утилиты, Pascal, Пролог, Basic

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ПО)

Название документа Перечень программ.doc

MS Office Word



MS Office Excel



Adobe PhotoShop

Power DVD



Переводчики




Игры

Операционные системы


Драйверы

Архиваторы (WinZip)



Антивирусы (Касперский)

Pascal



Basic



C++


Пролог



Название документа Раздатка детям на столы_1 группа.doc

ПЕРВАЯ ГРУППА


Задание: Найдите информацию о ПО, которое позволяет организовать диалог с компьютером, сжимать файлы больших размеров, работать с заархивированными файлами и сканировать компьютер на наличие вирусов. Определите название ПО. Приведите примеры из имеющегося списка программ на цветных листах.


Все программное обеспечение компьютера в зависимости от назначения (функциональных возможностей) можно разделить на три большие группы:

  • системное ПО;

  • прикладное ПО;

  • системы программирования.

Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Системное ПО предназначено для организации диалога пользователя с компьютером, сжатия файлов, создания архивов, сканирования компьютера на наличие вирусов и т.д.

Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для поддержания функционирования компьютера и управления устройствами вычислительной системы.

К основным элементам системного ПО относятся:
– операционные системы
– драйверы;
– утилиты (архиваторы: WinRar, WinZip; антивирусные программы: Касперский, Avast).


Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора, в учителя, который обучает нас чему-либо и многое-многое другое.

Прикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к системам программирования.

К нему относятся такие программы как: MS Office Word (текстовый редактор), MS Office Excel (табличные процессор), Adobe PhotoShop (графический редактор), базы данных, программы-переводчики, обучающие программы, компьютерные игры.


Системы программирования - предназначены для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.

В качестве таких средств выступают языки программирования. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.

Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др.


Название документа Раздатка детям на столы_2 группа.doc

ВТОРАЯ ГРУППА


Задание: Найдите информацию о ПО, которое позволяет, печатать тексты, слушать музыку, строить графики, рисовать, играть в игры, переводить текст, создавать базы данных и смотреть видеофайлы. Определите название ПО. Приведите примеры из имеющегося списка программ на цветных листах.


Все программное обеспечение компьютера в зависимости от назначения (функциональных возможностей) можно разделить на три большие группы:

  • системное ПО;

  • прикладное ПО;

  • системы программирования.

Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Системное ПО позволяет организовать диалог пользователя с компьютером, сжимать файлы больших размеров, работать с заархивированными файлами, сканировать компьютер на наличие вирусов и т.д.

Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для поддержания функционирования компьютера и управления устройствами вычислительной системы.

К основным элементам системного ПО относятся:
– операционные системы
– драйверы;
– утилиты (архиваторы: WinRar, WinZip; антивирусные программы: Касперский, Avast).


Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора, в учителя, который обучает нас чему-либо и многое-многое другое.

Прикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к системам программирования.

К нему относятся такие программы как: MS Office Word (текстовый редактор), MS Office Excel (табличные процессор), Adobe PhotoShop (графический редактор), базы данных, программы-переводчики, обучающие программы, компьютерные игры.


Системы программирования - предназначены для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.

В качестве таких средств выступают языки программирования. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.

Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др.


Название документа Раздатка детям на столы_3 группа.doc

ТРЕТЬЯ ГРУППА


Задание: Найдите информацию о ПО, которое используется как инструмент для создания предыдущих двух классов программ с помощью языков программирования. Определите название ПО. Приведите примеры из имеющегося списка программ на цветных листах.


Все программное обеспечение компьютера в зависимости от назначения (функциональных возможностей) можно разделить на три большие группы:

  • системное ПО;

  • прикладное ПО;

  • системы программирования.

Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Системное ПО позволяет организовать диалог пользователя с компьютером, сжимать файлы больших размеров, работать с заархивированными файлами, сканировать компьютер на наличие вирусов и т.д.

Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для поддержания функционирования компьютера и управления устройствами вычислительной системы.

К основным элементам системного ПО относятся:
– операционные системы
– драйверы;
– утилиты (архиваторы: WinRar, WinZip; антивирусные программы: Касперский, Avast).


Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора, в учителя, который обучает нас чему-либо и многое-многое другое.

Прикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к системам программирования.

К нему относятся такие программы как: MS Office Word (текстовый редактор), MS Office Excel (табличные процессор), Adobe PhotoShop (графический редактор), базы данных, программы-переводчики, обучающие программы, компьютерные игры.


Системы программирования - предназначены для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.

В качестве таких средств выступают языки программирования. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.

Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др.


Название документа Схема.doc

Прикладное ПО

Системное ПО

Системы программирования



Название документа Формула на доску.doc



Компьютер

Аппаратные средства (hardware) Программное обеспечение (software)

+ =

Название документа Урок _Программное обеспечение.doc

Тема урока: Программное обеспечение компьютера.

Класс: 8

Использованные источники и литература: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Источник сети Интернет http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%ED%EE%E5_%EE%E1%E5%F1%EF%E5%F7%E5%ED%E8%E5
Опорные слова:
открытый урок, информатика, программное обеспечение, операционная система, группы, антивирусы, прикладное программное обеспечение, архиваторы.


Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:
1. Образовательная:

  • познакомить с программным принципом работы компьютера;

  • дать понятие программного обеспечения;

  • систематизировать знания об основных типах программного обеспечения;


2. Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях;

  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;


3. Воспитательная:

  • развивать культуру общения и культуру речи;

  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;

  • учить отстаивать свою точку зрения;


Задачи урока:

  • проверить знания учащихся об устройствах компьютера;

  • сформировать у учащихся знания о классификации программного обеспечения компьютера.


Техническое обеспечение:

  1. компьютеры;

  2. мультимедийный проектор;

  3. раздаточный материал: опорный конспект, глоссарий, файлы с заданиями;

  4. презентация «Программное обеспечение компьютера»,











Структура урока


1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация знаний – 2 мин.

3. Изучение нового материала - 23(+/-) мин

4. Первичное закрепление нового материала – 6 мин

5. Работа по углублению и обобщению знаний – 5 мин

6. Подведение итогов - 2 мин

7. Информация о домашнем задании – 1 мин

8. Рефлексия – 5 мин





ХОД УРОКА


Перед уроком на доску вывесить формулу:

Компьютер = Аппаратура (hardware) + Программное обеспечение (software).

Сделать закрытым.

I. Организационный момент


Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут … сегодня у нас необычный урок. Перед вами на столах лежат маршрутные листы нашего занятия. Сегодня мы с вами побываем в виртуальном компьютерном магазине, выполним исследовательский проект, после перезагрузки узнаем Что - к чему? И раскроем секретную информацию.


II. Актуализация знаний


Учитель: Начинаем наше путешествие. Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются несколько видов мониторов, системных блоков, мышей, клавиатур. Давайте поставим перед собой задачу собрать компьютер. А может и купить компьютер. (Открываю слово «компьютер».)


Учитель: Что вы выберете из этого многообразия устройств? (вопрос в класс)


Учащиеся должны выбрать из предлагаемых устройств те, которые по их мнению необходимы для работы компьютера.

(состав компьютера через плюс на экране)


Учитель: Давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Вид нормального компьютера.)

Все это составляет аппаратную часть компьютера и называется hardware. Об этом вы говорили на прошлом занятии. (Одновременно со словами открываем слово в формуле).


Учитель: Итак, мы собрали компьютер и принесли его домой. Подключили к электросети и нажали кнопку Power. Компьютер работает? Можете ли вы уже начинать работать на компьютере?


Ответы учащихся.


Учитель: Правильно.

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата.


Учитель: А как вы думаете, как называется такая инструкция, которая понятна и человеку и компьютеру? С помощью чего мы работаем на компьютере?


Ответы детей.



III. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы сопровождается показом презентации)


Учитель: Правильно. С помощью программ (открываю лист с окончанием формулы) а точнее с помощью Программного обеспечения software.

Учитель: Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.

Тема нашего занятияПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА.

Учитель: Перед вами лежат опорные конспекты и глоссарии (словари компьютерных терминов), с которыми мы будем сегодня работать. В течении урока мы будем делать записи в конспект и выделять понятия в глоссарии.


Учитель: Запишите, пожалуйста, тему нашего урока. На сегодняшнем занятии мы должны дать определение понятию «программное обеспечение», познакомится с классификацией программного обеспечения и научиться самостоятельно выбирать программы, нужные для решения конкретных задач.


Учитель: Как вы уже поняли, компьютер без программы - это просто груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.

А что же такое ПО?

ПО – это совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.

Учитель: Запишите определение себе в конспект.


Учитель: Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО?

Это совокупность программ, т.е. большое количество программ. А все ли программы одинаковы?

Ответ учащихся.


Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо провести исследование. Мы возвращаемся в виртуальный магазин, чтобы подобрать необходимое программное обеспечение.

Сейчас мы разделимся на три группы пользователей, каждая из которых будет представлять то ПО, которое необходимо для решения определенных задач. (Делимся на группы.)


Учитель: Я раздам вам файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Также на цветных листах предложены названия программ, из которых необходимо выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют нужному вам типу ПО. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить название вашего класса ПО, его назначение, а также выбрать программы, относящиеся к нему.

По окончании работы, группа выходит к доске и прикрепляет название и программы своего класса ПО. Затем у доски остается один представитель группы, который расскажет нам о своем классе ПО. Все остальные внимательно слушают сообщение и заполняют схему классификации ПО в опорных конспектах, записав название и назначение типа ПО и, подчеркнув программы, входящие в него. На эту работу вам отводится 4 минуты.


Первая группа – описывает класс ПО, которое позволяет организовать диалог с компьютером, сжимать файлы больших размеров, работать с заархивированными файлами и сканировать компьютер на наличие вирусов.


Вторая группа – находит информацию о ПО, которое позволяет, печатать тексты, слушать музыку, строить графики, рисовать, играть в игры, переводить текст, создавать базы данных и смотреть видеофайлы.


Третья же группа – расскажет нам, какое ПО используется как инструмент для создания предыдущих двух классов программ.


Один из участников группы представляет о своем ПО, выбирает набор программ и учитель приглашает его прикрепить на доску название класса ПО и перечень программ.



Ответ первой группы.

Вопрос учащимся: «Какая программа по вашему мнению является ведущей в работе компьютера?»

Ответы учащихся на вопрос.

Какие ОС вам известны? Назовите их.

Ответы учащихся на вопрос.


Учитель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМНЫМ ПО.


Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Работоспособность компьютера обеспечивают программы, составляющие системное программное обеспечение.


Учитель: Посмотрите в глоссарий и подчеркните определение Системного ПО.

Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.


К основным элементам системного ПО относятся:

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (operating system)- программа,

осуществляющая диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами. В настоящее временя созданы сотни ОС, наиболее известные – MS-DOS, Windows, Vista, Linux, UNIX;
– драйверы
- это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами. Каждое внешнее устройство обслуживается своим драйвером.
– утилиты - программы вспомогательного назначения, расширяющие возможности ОС. К ним относятся: архиваторы (WinRar, WinZip), антивирусные программы (Касперский, DrWeb, Avast).

(Давайте вновь обратимся к глоссарию.)


Ответ второй группы.

Вопрос учащимся: «Люди каких профессий работают с данным видом программного обеспечения?»

Ответы учащихся на вопрос.



Учитель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются ПРИКЛАДНЫМ ПО.


Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора.


Учитель: Давайте вновь подчеркнем в глоссарии определение Прикладного ПО.

Прикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.

Сюда входят программы (MS Office WORD, MS Office Excel, Adobe PhotoShop, 3D-Max Studio, Компас-3D, Winamp, Power DVD), переводчики, игры, электронные учебники и справочники.


Запись учащимися информации в опорный конспект. Схема на доске и определения на слайдах.


Ответ третьей группы.

Вопрос учащимся: «Люди какой профессии работают с данным видом программного обеспечения?»


//Доп.инф.// Конечно. Эта профессия является одной из самых востребованных на сегодняшний день. Возможно, среди вас находятся будущие известные программисты.

Ответы учащихся на вопрос.


Учитель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Они предназначенные для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.

Учитель: Подчеркните в глоссарии определение Систем программирования.

Системы программирования - это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.

Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.

//Один из языков программирования вы будете обязательно изучать в курсе информатики 9 класса. И называется он Pascal.


Запись учащимися информации в опорный конспект. Схема на доске и определения на слайдах.


Учитель: Мы закончили наше исследование по определению классов ПО. Поздравляю! Мы приобрели компьютер, который способен выполнить поставленные задачи. Получился целый исследовательский проект, который можно будет продолжить.


ПЕРЕЗАГРУЗКА.



IV. Первичное закрепление нового материала


Учитель: Теперь я предлагаю вам пересесть за компьютеры и проверить, на сколько успешно вы разбираетесь в ПО, и сможете ли вы самостоятельно приобрести необходимое ПО в нашем виртуальном магазине.

(Дети пересаживаются за компьютеры.)



Учитель: Найдите на Рабочем столе файл «Классификация ПО» и откройте его. Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 2 минут распределить предложенные программы по классам. Соотнесите букву и цифру, занеся ответ в таблицу. Например…

Выполнение задания на компьютерах.

Одного из учащихся попросить выполнить эту работу за компьютером учителя. Проверка проводится с помощью опроса, ссылаясь на работу учащегося, представленной на экране. С анализом ошибок.


Учитель: Посмотрите на экран. У вас получилось так же?

(По ходу занятия анализировать: А как вы..? А как у вас..? В чем ошибка?)


Учитель: Вы успешно справились с задачей и теперь свободно ориентируетесь в типах ПО. Я думаю, теперь вы сможете покупать ПО без помощи консультантов.


V. Работа по углублению и обобщению знаний


Учитель: Как вы знаете сейчас существует множество «пиратского» ПО. Два года назад по инициативе президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева в каждую школу РФ был поставлен пакет лицензионных программ «Первая помощь». Они предназначены только для служебного пользования. Но у вас есть возможность поработать с этими секретными дисками.


Учитель: Разделитесь на две группы и представьте, что вы работаете в компьютерной фирме. Вам поступил заказ: установить на компьютер набор программ. Выберете из имеющихся программ те, которые необходимы для функционирования компьютера заказчика. Запишите на листы номера этих дисков. Эта работа займет у вас 3 минуты.

Учащиеся выбирают номера дисков, которые, по их мнению, необходимы.(Отвечать должны те, кто не отвечал на предыдущих этапах урока.)


Учитель: Давайте посмотрим, что же вы выбрали. Первая группа (ответы, почему?). Вторая группа (ответы, почему?).


VI. Подведение итогов


Учитель: Как вы видите, каждый пользователь сам выбирает то ПО, с которым он будет работать. Причем в каждом наборе присутствуют представители каждого класса ПО.

Так что же такое ПО?

Ответы учащихся

(Слайд)



Программное обеспечение – это совокупность программ, позволяющих:

- осуществлять поддержку работы компьютера;

  • использовать компьютер как инструмент для решения поставленных задач;

  • применять различные устройства, подключенные к компьютеру;

  • поддерживать связь пользователя с компьютером.


VII. Домашнее задание


  1. Вам необходимо закончить наш проект, дополнив список программ, программным обеспечением, которое находится на вашем компьютере.

  2. Выяснить, какая операционная система стоит на компьютере у вас дома, а также программы какого класса и какие программы используются вами наиболее часто.


VIII. Рефлексия


Учитель: Сегодня вы узнали о разнообразии ПО, о его классификации и назначении. Встаньте, пожалуйста, те, кто сможете теперь приобрести необходимое для работы ПО самостоятельно? Кому теперь не продадут программы, которые совершенно не нужны для работы.


Учитель: Раз вы все равно уже встали, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в процентном соотношении, прикрепив магнитик на шкалу?


Дополнительное задание


Конспект урока на тему «Программное обеспечение компьютера» 8 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:
1. Образовательная:

  • познакомить с программным принципом работы компьютера;
  • дать понятие программного обеспечения;
  • систематизировать знания об основных типах программного обеспечения;

2. Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры;

3. Воспитательная:

  • развивать культуру общения и культуру речи;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;
  • учить отстаивать свою точку зрения;

Задачи урока:

  • проверить знания учащихся об устройствах компьютера;
  • сформировать у учащихся знания о классификации программного обеспечения компьютера.


Техническое обеспечение:

  • компьютеры;
  • мультимедийный  проектор;
  • раздаточный материал: опорный конспект, глоссарий, файлы с заданиями;
  • презентация «Программное обеспечение компьютера»,

Структура урока

1. Организационный момент  – 1 мин.
2. Актуализация знаний  – 2 мин.
3. Изучение нового материала - 23(+/-) мин
4. Первичное закрепление нового материала   – 6 мин
5. Работа по углублению и обобщению знаний   – 5 мин
6. Подведение итогов  - 2 мин
7. Информация о домашнем задании   – 1 мин
8. Рефлексия  – 5 мин

ХОД УРОКА

Перед уроком на доску вывесить формулу:
Компьютер = Аппаратура (hardware) + Программное обеспечение (software).
Сделать закрытым.

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь. Меня зовут … сегодня у нас необычный урок. Перед вами на столах лежат маршрутные листы нашего занятия. Сегодня мы с вами побываем в виртуальном компьютерном магазине, выполним исследовательский проект, после перезагрузки узнаем Что - к чему? И раскроем секретную информацию.

II. Актуализация знаний

Учитель: Начинаем наше путешествие. Представьте, что мы находимся в виртуальном магазине. Вашему вниманию предлагаются несколько видов мониторов, системных блоков, мышей, клавиатур. Давайте поставим перед собой задачу собрать компьютер. А может и купить компьютер. (Открываю слово «компьютер».)

Учитель: Что вы выберете из этого многообразия устройств? (вопрос в класс)

Учащиеся должны выбрать из предлагаемых устройств те, которые по их мнению необходимы для работы компьютера.
(состав компьютера через плюс на экране)

Учитель:   Давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Вид нормального компьютера.)
Все это составляет аппаратную часть компьютера и называется hardware. Об этом вы говорили на прошлом занятии. (Одновременно со словами открываем слово в формуле).

Учитель: Итак, мы собрали компьютер и принесли его домой. Подключили к электросети и нажали кнопку Power . Компьютер работает? Можете ли вы уже начинать работать на компьютере?

Ответы учащихся.

Учитель: Правильно.
Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата.

Учитель: А как вы думаете, как называется такая инструкция, которая понятна и человеку и компьютеру? С помощью чего мы работаем на компьютере?

Ответы детей.

III. Изучение нового материала (лекция с элементами беседы сопровождается показом презентации)

Учитель: Правильно. С помощью программ (открываю лист с окончанием формулы) а точнее с помощью  Программного обеспечения software.

Учитель:   Сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер обрабатывает информацию.
Тема нашего занятияПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА .

Учитель: Перед вами лежат опорные конспекты и глоссарии (словари компьютерных терминов), с которыми мы будем сегодня работать. В течении урока мы будем делать записи в конспект и выделять понятия в глоссарии.

Учитель: Запишите, пожалуйста, тему нашего урока. На сегодняшнем занятии мы должны дать определение понятию «программное обеспечение», познакомится с классификацией программного обеспечения и научиться самостоятельно выбирать программы, нужные для решения конкретных задач.

Учитель: Как вы уже поняли, компьютер без программы - это просто груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.
А что же такое ПО?
ПО – это совокупность программ, хранящихся на устройствах долговременной памяти компьютера и предназначенных для решения поставленных задач.

Учитель: Запишите определение себе в конспект.

Учитель: Посмотрите на определение ПО. Что же такое ПО?
Это совокупность программ, т.е. большое количество программ. А все ли программы одинаковы?
Ответ учащихся.

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо провести исследование. Мы возвращаемся в виртуальный магазин, чтобы подобрать необходимое программное обеспечение.
Сейчас мы разделимся на три группы пользователей, каждая из которых будет представлять то ПО, которое необходимо для решения определенных задач. (Делимся на группы.)

Учитель: Я раздам вам файлы, в которых находится вся необходимая теоретическая информация. Также на цветных листах предложены названия программ, из которых необходимо выбрать те, которые, по вашему мнению, соответствуют нужному вам типу ПО. Ваша задача состоит в том, чтобы, прочитав информацию, определить название вашего класса ПО, его назначение, а также выбрать программы, относящиеся к нему.
По окончании работы, группа выходит к доске и прикрепляет название и программы своего класса ПО. Затем у доски остается один представитель группы, который расскажет нам о своем классе ПО. Все остальные внимательно слушают сообщение и заполняют схему классификации ПО в опорных конспектах, записав название и назначение типа ПО и,  подчеркнув программы, входящие в него. На эту работу вам отводится 4 минуты.

Первая группа – описывает класс ПО, которое позволяет организовать диалог с компьютером, сжимать файлы больших размеров, работать с заархивированными файлами и сканировать компьютер на наличие вирусов.

Вторая группа – находит информацию о ПО, которое позволяет, печатать тексты, слушать музыку, строить графики, рисовать, играть в игры, переводить текст, создавать базы данных и смотреть видеофайлы.

Третья же группа – расскажет нам, какое ПО используется как инструмент для создания предыдущих двух классов программ.

Один из участников группы представляет о своем ПО, выбирает набор программ и учитель приглашает его прикрепить на доску название класса ПО и перечень программ.

Ответ первой группы.
Вопрос учащимся: «Какая программа по вашему мнению является ведущей в работе компьютера?»
Ответы учащихся на вопрос.
Какие ОС вам известны? Назовите их.
Ответы учащихся на вопрос.

Учитель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМНЫМ ПО.

Системное ПО – является основным ПО, неотъемлемой частью компьютера.
Работоспособность компьютера обеспечивают программы, составляющие системное программное обеспечение.

Учитель: Посмотрите в глоссарий и подчеркните определение Системного ПО.

Системное ПО – это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем, поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера.

К основным элементам системного ПО относятся:
– ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (operatingsystem)- программа,
осуществляющая диалог с пользователем, управление компьютером, его ресурсами и другими программами. В настоящее временя созданы сотни ОС, наиболее известные – MS-DOS, Windows, Vista, Linux, UNIX;
– драйверы
- это программы, обеспечивающие взаимодействие прикладных программ и операционной системы с внешними устройствами. Каждое внешнее устройство обслуживается своим драйвером.
– утилиты - программы вспомогательного назначения, расширяющие возможности ОС. К ним относятся: архиваторы (WinRar, WinZip), антивирусные программы (Касперский, DrWeb, Avast).
(Давайте вновь обратимся к глоссарию.)

Ответ второй группы.
Вопрос учащимся: «Люди каких профессий работают с данным видом программного обеспечения?»
Ответы учащихся на вопрос.

Учитель: Мы рассмотрели класс программ, которые называются ПРИКЛАДНЫМ ПО.

Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя. Это те программы, которые превращают компьютер в пишущую машинку для набора текстов, в калькулятор для выполнения вычислений, в рабочее место художника, дизайнера, монтажера, в средство общения с другими людьми на расстоянии или в режиме реального времени, в рабочее место ученого-исследователя или инженера-конструктора.

Учитель: Давайте вновь подчеркнем в глоссарии определение Прикладного ПО.

Прикладное ПО – это совокупность программ, посредством которых пользователь решает свои информационные задачи.
Сюда входят программы (MS Office Word, MS Office Excel, Adobe PhotoShop, 3D-Max Studio, Компас-3D, Winamp, Power DVD), переводчики, игры, электронные учебники и справочники.

Запись учащимися информации в опорный конспект. Схема на доске и определения на слайдах.

Ответ третьей группы.
Вопрос учащимся: «Люди какой профессии работают с данным видом программного обеспечения?»

//Доп.инф.// Конечно. Эта профессия является одной из самых востребованных на сегодняшний день. Возможно, среди вас находятся будущие известные программисты.
Ответы учащихся на вопрос.

Учитель:
Мы рассмотрели класс программ, которые называются СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Они  предназначенные для создания программ, относящихся к системному и прикладному ПО.
Учитель: Подчеркните в глоссарии определение Систем программирования.

Системы программирования - это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.
Существует множество языков программирования, например Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Алгол, Лисп и др. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет.
//Один из языков программирования вы будете обязательно изучать в курсе информатики  9 класса. И называется он Pascal .

Запись учащимися информации в опорный конспект. Схема на доске и определения на слайдах.

Учитель: Мы закончили наше исследование по определению классов ПО. Поздравляю!  Мы приобрели компьютер, который способен выполнить поставленные задачи. Получился целый исследовательский проект, который можно будет продолжить.

Перезагрузка

IV. Первичное закрепление нового материала

Учитель: Теперь я предлагаю вам пересесть за компьютеры и проверить, на сколько успешно вы разбираетесь в ПО, и сможете ли вы самостоятельно приобрести необходимое ПО в нашем виртуальном магазине.
(Дети пересаживаются за компьютеры.)

Учитель:   Найдите на Рабочем столе файл «Классификация ПО» и откройте его. Ваша задача состоит в том, чтобы в течение 2 минут распределить предложенные программы по классам. Соотнесите букву и цифру, занеся ответ в таблицу. Например…
Выполнение задания на компьютерах.
Одного из учащихся попросить выполнить эту работу за компьютером учителя. Проверка проводится с помощью опроса, ссылаясь на работу учащегося, представленной на экране. С анализом ошибок.

Учитель: Посмотрите на экран. У вас получилось так же?
(По ходу занятия анализировать: А как вы..? А как у вас..? В чем ошибка?)

Учитель: Вы успешно справились с задачей и теперь свободно ориентируетесь в типах ПО. Я думаю, теперь вы сможете покупать ПО без помощи консультантов.

V. Работа по углублению и обобщению знаний

Учитель: Как вы знаете сейчас существует множество «пиратского» ПО. Два года назад по инициативе президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева в каждую школу РФ был поставлен пакет лицензионных программ «Первая помощь». Они предназначены только для служебного пользования. Но у вас есть возможность поработать с этими секретными дисками.

Учитель:  Разделитесь на две группы и представьте, что вы работаете в компьютерной фирме. Вам поступил заказ: установить на компьютер набор программ. Выберете из имеющихся программ те, которые необходимы для функционирования компьютера заказчика. Запишите на листы номера этих дисков. Эта работа займет у вас 3 минуты.
Учащиеся выбирают номера дисков, которые, по их мнению, необходимы.(Отвечать должны те, кто не отвечал на предыдущих этапах урока.)

Учитель: Давайте посмотрим, что же вы выбрали. Первая группа (ответы, почему?). Вторая группа (ответы, почему?).

VI. Подведение итогов

Учитель: Как вы видите, каждый пользователь сам выбирает то ПО, с которым он будет работать. Причем в каждом наборе присутствуют представители каждого класса ПО.
Так что же такое ПО?
Ответы учащихся

Программное обеспечение – это совокупность программ, позволяющих:
- осуществлять поддержку работы компьютера;

  • использовать компьютер как инструмент для решения поставленных задач;
  • применять различные устройства, подключенные к компьютеру;
  • поддерживать связь пользователя с компьютером.

VII. Домашнее задание

  1. Вам необходимо закончить наш проект, дополнив список программ, программным обеспечением, которое находится на вашем компьютере.
  2. Выяснить, какая операционная система стоит на компьютере у вас дома, а также программы какого класса и какие программы используются вами наиболее часто.

VIII. Рефлексия

Учитель: Сегодня вы узнали о разнообразии ПО, о его классификации и назначении. Встаньте, пожалуйста, те, кто сможете теперь приобрести необходимое для работы ПО самостоятельно? Кому теперь не продадут программы, которые совершенно не нужны для работы.

Учитель: Раз вы все равно уже встали, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке в процентном соотношении, прикрепив магнитик на шкалу?

Дополнительное задание

Использованные источники и литература:

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. 

Источник сети Интернет http://ru.wikipedia.org/

Автор Ольхова Наталья Евгеньевна. Сюбаева Юлия Викторовна
Дата добавления 31.08.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 7759
Номер материала 410
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓