Главная / Информатика / Конспект урока «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения» 7 класс

Конспект урока «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения» 7 класс

Название документа Knygevskih_pismo.doc

Автор: Кряжевских Ольга Владиславовна

Должность: учитель информатики и ИКТ

Категория: без категории

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №11 

Республика/край, город/поселение: г. Кизел, Пермский край

E-mail: olishna89@mail.ru

Название документа Knygevskin_imeg.doc

Автор: Кряжевских Ольга Владиславовна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

hello_html_m2afb4ca4.png



hello_html_m3521a58f.png


hello_html_40850a23.png

hello_html_m67b17eda.png

hello_html_65ae9252.pnghello_html_m6cb35d6f.png


hello_html_2d1f6eac.png

























hello_html_m220a8a64.png


hello_html_m7fb00ec1.png

hello_html_me83b2a9.png

hello_html_15ee352c.pnghello_html_m32d660f2.png

hello_html_m42d730c3.pnghello_html_24e9599.png

hello_html_m52c4cb3.pnghello_html_1eba1906.png

Название документа Knygevskin_kartch.doc

Автор: Кряжевских Ольга Владиславовна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Двоичный код
восьмицветной палитры

К

З

С

Цвет

0

0

0

черный

0

0

1

синий

0

1

0

зеленый

0

1

1

голубой

1

0

0

красный

1

0

1

розовый

1

1

0

коричневый

1

1

1

белый

Двоичный код
Шестнадцатицветной палитры

И

К

З

С

Цвет

0

0

0

0

черный

0

0

0

1

синий

0

0

1

0

зеленый

0

0

1

1

голубой

0

1

0

0

красный

0

1

0

1

розовый

0

1

1

0

коричневый

0

1

1

1

белый или серый

Двоичный код
восьмицветной палитры

К

З

С

Цвет

0

0

0

черный

0

0

1

синий

0

1

0

зеленый

0

1

1

голубой

1

0

0

красный

1

0

1

розовый

1

1

0

коричневый

1

1

1

белый

Двоичный код
Шестнадцатицветной палитры

И

К

З

С

Цвет

0

0

0

0

черный

0

0

0

1

синий

0

0

1

0

зеленый

0

0

1

1

голубой

0

1

0

0

красный

0

1

0

1

розовый

0

1

1

0

коричневый

0

1

1

1

белый или серый


Название документа Knygevskin_prezent1.ppt

«Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения» Автор: К...
Графическая система компьютера Процессор Оперативная память Информационная ма...
Изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек...
Пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столб...
Размер графической сетки обычно представляется в форме произведения числа точ...
Существуют дисплеи, основанные на разных физических принципах. В самых распро...
Растровый монитор Луч пробегает слева направо, сверху вниз. Луч прерывист. Ч...
Видеоконтроллер (адаптер) - устройство, управляющее работой графического дис...
Видеопамять предназначена для хранения видеоинформации - двоичного кода изоб...
Дисплейный процессор - вторая составляющая видеоадаптера. Дисплейный процесс...
Видеопамять центральный дисплейный процессор процессор (записывает (периодич...
Сканер - устройство, используемое для ввода в компьютер изображения с листа ...
Код пикселя - это информация о цвете пикселя. Для получения черно-белого изо...
Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бит...
Цветное изображение: Основные цвета: красный, синий, зеленый Из трех цветов ...
Двоичный код восьмицветной палитры К 	З	С	Цвет 0	0	0	черный 0	0	1	синий 0	1	...
Двоичный код шестнадцатицветной палитры И	К 	З	С	Цвет 0	0	0	0	черный 0	0	0	1...
010 010 101 100 001 011 000 001 100 100 100 100 100 100 100 001 110 110
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения» Автор: Кряж
Описание слайда:

«Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения» Автор: Кряжевских Ольга Владиславовна Должность: учитель информатики и ИКТ Категория: без категории Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №11  Республика/край, город/поселение: г. Кизел, Пермский край E-mail: olishna89@mail.ru

№ слайда 2 Графическая система компьютера Процессор Оперативная память Информационная магис
Описание слайда:

Графическая система компьютера Процессор Оперативная память Информационная магистраль Графическая система Видеоконтроллер (адаптер) Видеопамять Дисплейный процессор Монитор

№ слайда 3 Изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек –
Описание слайда:

Изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек – видеопикселей (пикселей).

№ слайда 4 Пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов
Описание слайда:

Пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, которая носит название «растр».

№ слайда 5 Размер графической сетки обычно представляется в форме произведения числа точек
Описание слайда:

Размер графической сетки обычно представляется в форме произведения числа точек в горизонтальной строке на число строк: М х N. N М

№ слайда 6 Существуют дисплеи, основанные на разных физических принципах. В самых распростр
Описание слайда:

Существуют дисплеи, основанные на разных физических принципах. В самых распространенных главной частью является электронно-лучевая трубка.

№ слайда 7 Растровый монитор Луч пробегает слева направо, сверху вниз. Луч прерывист. Част
Описание слайда:

Растровый монитор Луч пробегает слева направо, сверху вниз. Луч прерывист. Частота 50 – 70 раз в секунду. Экран покрыт люминесцирующим веществом, которое светится при попадании луча.

№ слайда 8 Видеоконтроллер (адаптер) - устройство, управляющее работой графического диспле
Описание слайда:

Видеоконтроллер (адаптер) - устройство, управляющее работой графического дисплея. Видеоконтроллер состоит из двух частей: видеопамяти и дисплейного процессора.

№ слайда 9 Видеопамять предназначена для хранения видеоинформации - двоичного кода изображ
Описание слайда:

Видеопамять предназначена для хранения видеоинформации - двоичного кода изображения, выводимого на экран. Видеопамять - это электронное энергозависимое запоминающее устройство.

№ слайда 10 Дисплейный процессор - вторая составляющая видеоадаптера. Дисплейный процессор
Описание слайда:

Дисплейный процессор - вторая составляющая видеоадаптера. Дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея.

№ слайда 11 Видеопамять центральный дисплейный процессор процессор (записывает (периодическ
Описание слайда:

Видеопамять центральный дисплейный процессор процессор (записывает (периодически видеоинформацию) читает ее и передает на дисплей)

№ слайда 12 Сканер - устройство, используемое для ввода в компьютер изображения с листа бум
Описание слайда:

Сканер - устройство, используемое для ввода в компьютер изображения с листа бумаги или слайда

№ слайда 13 Код пикселя - это информация о цвете пикселя. Для получения черно-белого изобра
Описание слайда:

Код пикселя - это информация о цвете пикселя. Для получения черно-белого изображения (без полутонов) пиксель может принимать только два состояния: светится - не светится (белый - черный). Тогда для его кодирования достаточно одного бита памяти: 1 - белый 0 - черный

№ слайда 14 Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита н
Описание слайда:

Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита на пиксель - недостаточно. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов: 00 - черный 10 - зеленый 01 - красный 11 - коричневый.

№ слайда 15 Цветное изображение: Основные цвета: красный, синий, зеленый Из трех цветов мож
Описание слайда:

Цветное изображение: Основные цвета: красный, синий, зеленый Из трех цветов можно получить 8 комбинаций:

№ слайда 16 Двоичный код восьмицветной палитры К 	З	С	Цвет 0	0	0	черный 0	0	1	синий 0	1	0	з
Описание слайда:

Двоичный код восьмицветной палитры К З С Цвет 0 0 0 черный 0 0 1 синий 0 1 0 зеленый 0 1 1 голубой 1 0 0 красный 1 0 1 розовый 1 1 0 коричневый 1 1 1 белый

№ слайда 17 Двоичный код шестнадцатицветной палитры И	К 	З	С	Цвет 0	0	0	0	черный 0	0	0	1	си
Описание слайда:

Двоичный код шестнадцатицветной палитры И К З С Цвет 0 0 0 0 черный 0 0 0 1 синий 0 0 1 0 зеленый 0 0 1 1 голубой 0 1 0 0 красный 0 1 0 1 розовый 0 1 1 0 коричневый 0 1 1 1 белый или серый

№ слайда 18 010 010 101 100 001 011 000 001 100 100 100 100 100 100 100 001 110 110
Описание слайда:

010 010 101 100 001 011 000 001 100 100 100 100 100 100 100 001 110 110

Название документа Knygevskin_prezent2.ppt

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ. Графическая система ПК Растровое и...
Графическая система ПК Графический адаптер (видеоконтроллер) Графический мони...
Растровое изображение Изображение состоит из точек. Совокупность точек (пиксе...
Растровое изображение Пиксель -– минимальная видимая точка на экране Пиксели ...
Растровое изображение 640 х 200 640 х 480 1024 х 768 1280 х 1024 Размеры граф...
Монитор электронно-лучевой (растровый) забыл Растровый монитор Луч пробегает ...
Кодировка изображения Код пикселя – это информация о цвете пикселя. Для получ...
Кодировка изображения Цветное изображение: Основные цвета: красный, синий, зе...
Количество бит памяти для цветного изображения К=2b b – количество бит памяти...
Количество бит памяти для цветного изображения Объем необходимой видеопамяти ...
Пример: Какое количество видеопамяти необходимо для сетки 800 х 640 и 256-цве...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ. Графическая система ПК Растровое изоб
Описание слайда:

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ. Графическая система ПК Растровое изображение Растровый монитор Кодировка изображения Автор: Кряжевских Ольга Владиславовна Должность: учитель информатики и ИКТ Категория: без категории Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №11  Республика/край, город/поселение: г. Кизел, Пермский край E-mail: olishna89@mail.ru

№ слайда 2 Графическая система ПК Графический адаптер (видеоконтроллер) Графический монитор
Описание слайда:

Графическая система ПК Графический адаптер (видеоконтроллер) Графический монитор Графический адаптер (видеоконтроллер) – устройство, управляющее работой графического дисплея. видеопамять – хранит информацию о состоянии каждого пикселя экрана 1.дисплейный процессор – читает содержимое видеопамяти и управляет работой дисплея (монитора).

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 Растровое изображение Изображение состоит из точек. Совокупность точек (пикселей
Описание слайда:

Растровое изображение Изображение состоит из точек. Совокупность точек (пикселей) – графическая сетка (растр). Изображение, получаемое из точек – растровое.

№ слайда 5 Растровое изображение Пиксель -– минимальная видимая точка на экране Пиксели выс
Описание слайда:

Растровое изображение Пиксель -– минимальная видимая точка на экране Пиксели выстроены в ряды M – число пикселей по горизонтали N – число пикселей по вертикали N x M – размер графической сетки

№ слайда 6 Растровое изображение 640 х 200 640 х 480 1024 х 768 1280 х 1024 Размеры графиче
Описание слайда:

Растровое изображение 640 х 200 640 х 480 1024 х 768 1280 х 1024 Размеры графической сетки на современных ПК:

№ слайда 7 Монитор электронно-лучевой (растровый) забыл Растровый монитор Луч пробегает сле
Описание слайда:

Монитор электронно-лучевой (растровый) забыл Растровый монитор Луч пробегает слева направо, сверху вниз. Луч прерывист. Частота 50 – 70 раз в секунду. Экран покрыт люминесцирующим веществом, которое светится при попадании луча.

№ слайда 8 Кодировка изображения Код пикселя – это информация о цвете пикселя. Для получени
Описание слайда:

Кодировка изображения Код пикселя – это информация о цвете пикселя. Для получения черно-белого изображения на экране монитора пиксель может принимать два значения (состояния): 0 – пиксель не светится (черный цвет) 1 – пиксель светится (белый цвет) Черно-белое изображение: Для кодировки этого пикселя достаточно 1 бит памяти

№ слайда 9 Кодировка изображения Цветное изображение: Основные цвета: красный, синий, зелен
Описание слайда:

Кодировка изображения Цветное изображение: Основные цвета: красный, синий, зеленый Из трех цветов можно получить 8 комбинаций: Для кодировки 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель.

№ слайда 10 Количество бит памяти для цветного изображения К=2b b – количество бит памяти дл
Описание слайда:

Количество бит памяти для цветного изображения К=2b b – количество бит памяти для одного пикселя, К – количество цветов

№ слайда 11 Количество бит памяти для цветного изображения Объем необходимой видеопамяти опр
Описание слайда:

Количество бит памяти для цветного изображения Объем необходимой видеопамяти определяется: размером графической сетки монитора количеством цветом. Минимальный объем видеопамяти должен быть таким, чтобы в него помещался один кадр (одна страница) изображения

№ слайда 12 Пример: Какое количество видеопамяти необходимо для сетки 800 х 640 и 256-цветно
Описание слайда:

Пример: Какое количество видеопамяти необходимо для сетки 800 х 640 и 256-цветном изображении.

Название документа Knygevskin_test.doc

Автор: Кряжевских Ольга Владиславовна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Тест:

  1. Дайте определение компьютерной графики.

  2. Перечислите области применения компьютерной графики.

  3. С помощью, каких устройств, производится вывод графических изображений на компьютере?

  4. Что такое компьютерная анимация?

  5. Что такое мультимедиа?

Название документа Knygevskin_yrok.doc

Автор: Кряжевских Ольга Владиславовна. Материал опубликован на сайте «Методическая копилка».

Тема: «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения»

Предмет: Информатика и ИКТ.

Класс: 7

Оборудование:

  • - мультимедиа проектор

  • - учебник Информатика. Базовый курс для 7-9 классов с.94-102

  • - тетради

  • - доска

  • - раздаточный материал (памятки)

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Форма работы: комбинированная

Цель: знакомство с основными техническими средствами компьютерной графики, и её применением на уроках информатики, а также с кодированием изображений.

Задачи:

образовательные:

  • формирование умений и навыков, определенных программой

  • практическое применение изученного материала

развивающие:

  • развить устойчивый интерес к предмету

  • развитие у школьников навыков самостоятельной работы

  • развитие умения применять знания для решения задач различного уровня

воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия

  • воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности

Структура урока:

  1. Организационный момент 3 мин.

  2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 7 мин.

  3. Изложение нового материала, повторение изученного 25-26 мин.

  4. Практическая часть 8-9 мин.

  5. Домашнее задание 1 мин.

  6. Подведение итогов урока 2 мин.

Ход урока:

1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока

Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Ольга Владиславовна, урок информатики сегодня проведу у Вас я.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения».

Целью нашего занятия будет знакомство с основными техническими средствами компьютерной графики и с их применением, а также кодированием изображений.

Сегодня на уроке мы должны овладеть теоретическим материалом по данной теме.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Перед изучением новой темы, давайте повторим материал с прошлого урока, для этого сейчас вам будет предложен ряд вопросов, на которые вы должны будете ответить, на выполнение работы вам дается 7 минут.

  1. Дайте определение компьютерной графики. Ответ: компьютерная графика – область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений, рисунков, чертежей, мультипликации на компьютере.

  2. Перечислите области применения компьютерной графики? Ответ: научная, деловая конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная.

  3. С помощью каких устройств производится вывод графических изображений на компьютере? Ответ: графопостроитель - плоттер, графический дисплей, принтер.

  4. Что такое компьютерная анимация? Ответ: получение движущихся объектов на компьютере.

  5. Что такое мультимедиа? Ответ: это объединение высококачественного изображения на экране компьютера со звуковым сопровождением.

3. Изложение нового материала

На памятке дана схема графической системы компьютера. Она включает в себя графический дисплей и видеоконтроллер (адаптер).

Графический дисплей

В XIX веке во Франции возникла техника живописи, которую назвали пуантилизмом: рисунок составлялся из разноцветных точек, наносимых кистью на холст. Подобный принцип используется и в компьютерах. Только в отличие от картин пуантилистов, на которых точки располагаются в хаотическом порядке, точки на экране компьютера встроены в ровные ряды. Совокупность точечных строк образует графическую сетку, или растр.

Запишем определение в тетрадь: пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, которая носит название «растр».

Изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек – видеопикселей (далее будем употреблять краткое название — пиксель).

Запишем в тетрадь: изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек – видеопикселей (пикселей).

Слово пиксель происходит от английского «picture element» - элемент рисунка. Чем гуще сетка пикселей на экране, тем лучше качество изображения. Размер графической сетки обычно представляется в форме произведения числа точек в горизонтальной строке на число строк: МхN.

hello_html_116c8a3a.gif

На современных дисплеях используются, например, такие размеры графической сетки:

640 х 480

1024 х 768

1280 х 1024

Существуют дисплеи, основанные на разных физических принципах. В самых распространенных главной частью яв­ляется электронно-лучевая трубка. На экране такого дисплея пиксель образуется люминесцирующим веществом, которое светится под воздействием луча, испускаемого электронной пушкой дисплея. Такой луч пробегает по порядку (сканирует) все строки сетки пикселей. При этом он модулируется: на точки, которые должны светиться — падает, а на темных точках — прерывается.

Поскольку после прекращения воздействия электронного луча на точку экрана ее свечение быстро затухает, то сканирование периодически повторяется с высокой частотой (50-70 раз в секунду). При такой частоте наше зрение не замечает мерцания изображения.

hello_html_0.gif

Дисплеи, работающие описанным способом (построчное сканирование графической сетки), называются растровыми дисплеями.

Существуют черно-белые и цветные дисплеи.

На черно-белом экране пиксель, на который падает электронный луч, светится белым цветом. Неосвещенный пиксель - черная точка. При изменении интенсивности электронного потока получаются промежуточные серые тона (оттенки).

Памятка. Дисплеи.

hello_html_m745e3248.gif

Цветное изображение получается тогда, когда пиксель на цветном дисплее состоит из трех близко расположенных точек разного цвета: красного, зеленого и синего. Эти точки расположены так близко друг к другу, что нам они кажутся слившимися в одну точку.

Из сочетания красного, зеленого и синего цветов складывается вся красочная палитра на экране.

Электронная пушка цветного дисплея испускает три луча. Каждый луч вызывает свечение точки только одного цвета. Для этого в дисплее используется специальная фокусирующая система.

Памятка. Цвета.

hello_html_m43f1478f.gif

Видеоконтроллер (адаптер) - устройство, управляющее работой графического дисплея. Видеоконтроллер состоит из двух частей: видеопамяти и дисплейного процессора.

Запишем определение в тетрадь: видеоконтроллер (адаптер) - устройство, управляющее работой графического дисплея. Видеоконтроллер состоит из двух частей: видеопамяти и дисплейного процессора.

Видеопамять предназначена для хранения видеоинформации - двоичного кода изображения, выводимого на экран. Видеопамять - это электронное энергозависимое запоминающее устройство.

Запишем определение в тетрадь: видеопамять - это электронное энергозависимое запоминающее устройство.

На современных компьютерах ее размер составляет сотни и тысячи килобайт. В ней могут храниться одновременно несколько страниц высококачественного графического изображения.

Дисплейный процессор - вторая составляющая видеоадаптера. Дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея.

Запишем значение в тетрадь: дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея.

Таким образом, к видеопамяти имеют доступ два процессора: центральный и дисплейный. Центральный процессор записывает видеоинформацию, а дисплейный - периодически читает ее (50-60 раз в секунду) и передает на дисплей. Именно дисплейный процессор управляет лучами электронной пушки в соответствии с информацией, заложенной в видеопамять.

Запишем в тетрадь: видеопамять: - центральный процессор \ записывает видеоинформацию - дисплейный процессор \ периодически читает ее и передает на дисплей.

Еще одним современным техническим средством компьютерной графики является сканер. Сканер - устройство, используемое для ввода в компьютер изображения с листа бумаги или слайда.

Запишем определение в тетрадь: сканер - устройство, используемое для ввода в компьютер изображения с листа бумаги или слайда.

Работа сканера как бы обратная работе графического адаптера и дисплея:

  • графический адаптер преобразует двоичный код в изображение на дисплее;

  • сканер преобразует изображение на рисунке, чертеже, фотографии в двоичный код, который записывается в память компьютера.

Сканер получил свое название в соответствии с принципом своей работы: световой луч построчно сканирует плоский рисунок подобно тому, как электронный луч сканирует экран дисплея.

Кодирование изображения

Как уже было сказано, в видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимом на экран. Эта информация состоит из двоичных кодов каждого видеопикселя. Код пикселя - это информация о цвете пикселя.

Запишем определение в тетрадь: код пикселя - это информация о цвете пикселя.

Для получения черно-белого изображения (без полутонов) пиксель может принимать только два состояния: светится - не светится (белый - черный). Тогда для его кодирования достаточно одного бита памяти:

1 - белый,

0 - черный.

Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита на пиксель - недостаточно. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов:

00 – черный

10 - зеленый

01 – красный

11 - коричневый.

На цветном экране все разнообразие красок получается из сочетаний трек базовых цветов: красного, зеленого, синего. Из трех цветов можно получить восемь комбинаций:

- - - \ черный

- - с \ синий

- з - \ зеленый

- з с \ голубой

к - - \ красный

к – с \ розовый

к з - \ коричневый

к з с \ белый

Здесь каждый базовый цвет обозначается первой буквой, а черточкой - отсутствие цвета.

Следовательно, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один видеопиксель. Если наличие базового цвета обозначить единицей, а отсутствие нулем, то получается следующая таблица кодировки восьмицветной палитры.

Двоичный код восьмицветной палитры:

К

3

С

Цвет

0

0

0

черный

0

0

1

синий

0

1

0

зеленый

0

1

1

голубой

1

0

0

красный

1

0

1

розовый

1

1

0

коричневый

1

1

1

белый

Из сказанного, казалось бы, следует вывод: с помощью трех базовых цветов нельзя получить палитру, содержащую больше восьми цветов. Однако на экранах современных компьютеров получают цветные изображения, составленные из сотен, тысячи даже миллионов различных красок и оттенков. Как это достигается?

Если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, дающих разные краски и оттенки, увеличивается.

Шестнадцатицветная палитра получается при использовании четырехразрядной кодировки пикселя: к трем битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех трех цветов одновременно (интенсивностью трех электронных пучков).

Двоичный код шестнадцатицветной палитры. «И» — бит интенсивности.

И

К

3

С

Цвет

0

0

0

0

черный

0

0

0

1

синий

0

0

1

0

зеленый

0

0

1

1

голубой

0

1

0

0

красный

0

1

0

1

розовый

0

1

1

0

коричневый

0

1

1

1

серый (или белый)

Большее количество цветов получается при раздельном управлении интенсивностью базовых цветов. Причем интен­сивность может иметь более двух уровней, если для кодирования каждого из базовых цветов выделять больше одного бита.

4. Практическая часть

Сейчас я вам раздам листочки, на которых изображены рисунки, вашим заданием будет их разукрасить с помощью двоичных кодов шестнадцатицветной палитры.

5. Домашнее задание

Повторить материал по записям в тетради. §17,§18 учебника

6. Подведение итогов урока

У нас осталось немного времени, и у меня к вам есть несколько вопросов. Что запомнилось вам с сегодняшнего урока (всё значит – ничего, уточните что именно)? Вы узнали что-то новое? Что именно?

Спасибо за внимание, вы можете быть свободны.

Зеркало доски

Frame2

Комбинации получаемые из 3 цветов:

- - - \ черный

- - с \ синий

- з - \ зеленый

- з с \ голубой

к - - \ красный

к – с \ розовый

к з - \ коричневый

к з с \ белый

Конспект урока «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения» 7 класс
  • Информатика
Описание:

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Оборудование: мультимедиа проектор, учебник Информатика. Базовый курс для 7-9 классов с.94-102, тетради, доска, раздаточный материал (памятки).

Форма работы: комбинированная

Цель урока: знакомство с основными техническими средствами компьютерной графики, и её применением на уроках информатики, а также с кодированием изображений.

Задачи урока:

образовательные: формирование умений и навыков, определенных программой практическое применение изученного материала развивающие: развить устойчивый интерес к предмету развитие у школьников навыков самостоятельной работы развитие умения применять знания для решения задач различного уровня воспитательные: воспитание чувства ответственности, аккуратности, трудолюбия воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности

Структура урока:

  1. Организационный момент 3 мин.
  2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности 7 мин.
  3. Изложение нового материала, повторение изученного 25-26 мин.
  4. Практическая часть 8-9 мин.
  5. Домашнее задание 1 мин
  6. Подведение итогов урока 2 мин.

Ход урока:

1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока

Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Ольга Владиславовна, урок информатики сегодня проведу у Вас я.
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения».
Целью нашего занятия будет знакомство с основными техническими средствами компьютерной графики и с их применением, а также кодированием изображений.
Сегодня на уроке мы должны овладеть теоретическим материалом по данной теме.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Перед изучением новой темы, давайте повторим материал с прошлого урока, для этого сейчас вам будет предложен ряд вопросов, на которые вы должны будете ответить, на выполнение работы вам дается 7 минут.

  1. Дайте определение компьютерной графики. Ответ: компьютерная графика – область информатики, занимающаяся проблемами получения различных изображений, рисунков, чертежей, мультипликации на компьютере.
  2. Перечислите области применения компьютерной графики? Ответ: научная, деловая конструкторская, иллюстративная, художественная и рекламная.
  3. С помощью каких устройств производится вывод графических изображений на компьютере? Ответ: графопостроитель - плоттер, графический дисплей, принтер.
  4. Что такое компьютерная анимация? Ответ: получение движущихся объектов на компьютере.
  5. Что такое мультимедиа? Ответ: это объединение высококачественного изображения на экране компьютера со звуковым сопровождением.

3. Изложение нового материала

На памятке дана схема графической системы компьютера. Она включает в себя графический дисплей и видеоконтроллер (адаптер).

Графический дисплей

В XIX веке во Франции возникла техника живописи, которую назвали пуантилизмом: рисунок составлялся из разноцветных точек, наносимых кистью на холст. Подобный принцип используется и в компьютерах. Только в отличие от картин пуантилистов, на которых точки располагаются в хаотическом порядке, точки на экране компьютера встроены в ровные ряды. Совокупность точечных строк образует графическую сетку, или растр.

Запишем определение в тетрадь: пиксели на экране образуют сетку из горизонтальных строк и вертикальных столбцов, которая носит название «растр».

Изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек – видеопикселей (далее будем употреблять краткое название — пиксель).

Запишем в тетрадь: изображение на дисплее получается из совокупности множества светящихся точек – видеопикселей (пикселей).

Слово пиксель происходит от английского «picture element» - элемент рисунка. Чем гуще сетка пикселей на экране, тем лучше качество изображения. Размер графической сетки обычно представляется в форме произведения числа точек в горизонтальной строке на число строк: МхN.

kn_1.jpg

На современных дисплеях используются, например, такие размеры графической сетки:
640 х 480
1024 х 768
1280 х 1024

Существуют дисплеи, основанные на разных физических принципах. В самых распространенных главной частью яв¬ляется электронно-лучевая трубка. На экране такого дисплея пиксель образуется люминесцирующим веществом, которое светится под воздействием луча, испускаемого электронной пушкой дисплея. Такой луч пробегает по порядку (сканирует) все строки сетки пикселей. При этом он модулируется: на точки, которые должны светиться — падает, а на темных точках — прерывается.

Поскольку после прекращения воздействия электронного луча на точку экрана ее свечение быстро затухает, то сканирование периодически повторяется с высокой частотой (50-70 раз в секунду). При такой частоте наше зрение не замечает мерцания изображения.

kn_2.jpg

Дисплеи, работающие описанным способом (построчное сканирование графической сетки), называются растровыми дисплеями.

Существуют черно-белые и цветные дисплеи.

На черно-белом экране пиксель, на который падает электронный луч, светится белым цветом. Неосвещенный пиксель - черная точка. При изменении интенсивности электронного потока получаются промежуточные серые тона (оттенки).

kn_3.jpg

Цветное изображение получается тогда, когда пиксель на цветном дисплее состоит из трех близко расположенных точек разного цвета: красного, зеленого и синего. Эти точки расположены так близко друг к другу, что нам они кажутся слившимися в одну точку.

Из сочетания красного, зеленого и синего цветов складывается вся красочная палитра на экране.

Электронная пушка цветного дисплея испускает три луча. Каждый луч вызывает свечение точки только одного цвета. Для этого в дисплее используется специальная фокусирующая система.

kn_4.jpg

Видеоконтроллер (адаптер) - устройство, управляющее работой графического дисплея. Видеоконтроллер состоит из двух частей: видеопамяти и дисплейного процессора.

Запишем определение в тетрадь: видеоконтроллер (адаптер) - устройство, управляющее работой графического дисплея. Видеоконтроллер состоит из двух частей: видеопамяти и дисплейного процессора.

Видеопамять предназначена для хранения видеоинформации - двоичного кода изображения, выводимого на экран. Видеопамять - это электронное энергозависимое запоминающее устройство.

Запишем определение в тетрадь: видеопамять - это электронное энергозависимое запоминающее устройство.

На современных компьютерах ее размер составляет сотни и тысячи килобайт. В ней могут храниться одновременно несколько страниц высококачественного графического изображения.Дисплейный процессор - вторая составляющая видеоадаптера. Дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея.

Запишем значение в тетрадь: дисплейный процессор читает содержимое видеопамяти и в соответствии с ним управляет работой дисплея.

Таким образом, к видеопамяти имеют доступ два процессора: центральный и дисплейный. Центральный процессор записывает видеоинформацию, а дисплейный - периодически читает ее (50-60 раз в секунду) и передает на дисплей. Именно дисплейный процессор управляет лучами электронной пушки в соответствии с информацией, заложенной в видеопамять.

Запишем в тетрадь: видеопамять: - центральный процессор \ записывает видеоинформацию - дисплейный процессор \ периодически читает ее и передает на дисплей.

Еще одним современным техническим средством компьютерной графики является сканер. Сканер - устройство, используемое для ввода в компьютер изображения с листа бумаги или слайда.

Запишем определение в тетрадь: сканер - устройство, используемое для ввода в компьютер изображения с листа бумаги или слайда.

Работа сканера как бы обратная работе графического адаптера и дисплея:
  • графический адаптер преобразует двоичный код в изображение на дисплее;
  • сканер преобразует изображение на рисунке, чертеже, фотографии в двоичный код, который записывается в память компьютера.

Сканер получил свое название в соответствии с принципом своей работы: световой луч построчно сканирует плоский рисунок подобно тому, как электронный луч сканирует экран дисплея.

Кодирование изображения

Как уже было сказано, в видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимом на экран. Эта информация состоит из двоичных кодов каждого видеопикселя.
Код пикселя - это информация о цвете пикселя.

Запишем определение в тетрадь: код пикселя - это информация о цвете пикселя.

Для получения черно-белого изображения (без полутонов) пиксель может принимать только два состояния: светится - не светится (белый - черный). Тогда для его кодирования достаточно одного бита памяти:
1 - белый,
0 - черный.

Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита на пиксель - недостаточно. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, поскольку два бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов:
00 – черный
10 - зеленый
01 – красный
11 - коричневый.

На цветном экране все разнообразие красок получается из сочетаний трек базовых цветов: красного, зеленого, синего. Из трех цветов можно получить восемь комбинаций:
- - - \ черный
- - с \ синий
- з - \ зеленый
- з с \ голубой
к - - \ красный
к – с \ розовый
к з - \ коричневый
к з с \ белый

Здесь каждый базовый цвет обозначается первой буквой, а черточкой - отсутствие цвета.

Следовательно, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один видеопиксель. Если наличие базового цвета обозначить единицей, а отсутствие нулем, то получается следующая таблица кодировки восьмицветной палитры.

Двоичный код восьмицветной палитры:

К З С Цвет
0 0 0 черный
0 0 1 синий
0 1 0 зеленый
0 1 1 голубой
1 0 0 красный
1 0 0 розовый
1 1 0 коричневый
1 1 1 белый

Из сказанного, казалось бы, следует вывод: с помощью трех базовых цветов нельзя получить палитру, содержащую больше восьми цветов. Однако на экранах современных компьютеров получают цветные изображения, составленные из сотен, тысячи даже миллионов различных красок и оттенков. Как это достигается?

Если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, дающих разные краски и оттенки, увеличивается.

Шестнадцатицветная палитра получается при использовании четырехразрядной кодировки пикселя: к трем битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех трех цветов одновременно (интенсивностью трех электронных пучков).

Двоичный код шестнадцатицветной палитры. «И» — бит интенсивности.

«И» К З С Цвет
0 0 0 0 черный
0 0 0 1 синий
0 0 1 0 зеленый
0 0 1 1 голубой
0 1 0 0 красный
0 1 0 1 розовый
0 1 1 0 коричневый
0 1 1 1 серый (или белый)

Большее количество цветов получается при раздельном управлении интенсивностью базовых цветов. Причем интен¬сивность может иметь более двух уровней, если для кодирования каждого из базовых цветов выделять больше одного бита.

4. Практическая часть.
Сейчас я вам раздам листочки, на которых изображены рисунки, вашим заданием будет их разукрасить с помощью двоичных кодов шестнадцатицветной палитры.

5. Домашнее задание.
Повторить материал по записям в тетради. §17,§18 учебника

6. Подведение итогов урока.
У нас осталось немного времени, и у меня к вам есть несколько вопросов. Что запомнилось вам с сегодняшнего урока (всё значит – ничего, уточните что именно)? Вы узнали что-то новое? Что именно?

Зеркало доски

kn_5.jpg


save.pngПолный архив приложений к уроку в формате ZIP, объемом 534 Кб (2-2-2-21.zip):

  1. Презентация «Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения» (.ppt)
  2. Конспект урока (.doc)
  3. Тест и карточки для учащмхся (.doc)
Автор Кряжевских Ольга Владиславовна
Дата добавления 23.12.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3928
Номер материала 393
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓