Главная / Информатика / Конспект урока «Основные характеристики компьютеров» I курс

Конспект урока «Основные характеристики компьютеров» I курс

Название документа avtor.doc

Автор: Коваленко Марина Олеговна

Должность: преподаватель информатики

Категория: без категории

Образовательное учреждение: ГБОУ СПО «Белгородский педагогический колледж»

г. Белгород, Белгородская область.

E-mail: morindos@mail.ru


Тема: «Основные характеристики компьютеров».

Предмет: ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Курс: 1 курс

Ключевые понятия: поколение ЭВМ, компьютер, электронно-вычислительная машина, машинный код, производительность, эксплуатация, устройство.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор

Дидактическое обеспечение: презентация.

Тип и вид учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности: лекционное занятие.

Цели занятия:

  • сформировать у учащихся представление о характеристиках компьютеров, познакомить с характеристиками компьютеров различных поколений;

  • способствовать развитию памяти, внимания, познавательных интересов учащихся;

  • создать условия для воспитания информационной культуры учащихся.

Просьба!!! Пожалуйста, не могли бы Вы выслать сертификат до декабря!!!

Название документа Основные поколения ЭВМ.ppt

Основные характеристики компьютеров Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели электронно-вычислительных машин...
Основные поколения ЭВМ: Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
(1946 – середина 50-х годов) Первое поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ...
Первые вычислительные машины были очень громоздкими и занимали целые залы Инф...
Элементная база: электронно-вакуумные лампы, резисторы, конденсаторы. Соедине...
Первая отечественная машина МЭСМ создана в 1951г. в Киеве под руководством С....
В 40-х годах произошел коренной переворот в вычислительной технике. В 40-х го...
(с конца 50-х до конца 60-х гг.) Второе поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, ...
Элементная база: проводниковые элементы (транзисторы, диоды). Соединение элем...
Машина БЭСМ-6 cамая быстродействующая в мире на том этапе ее быстродействие д...
Сотрудниками Манчестерского университета под руководством Тома Кильбурна созд...
(с конца 60-х до конца 70-х гг.) Третье поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, ...
Элементная база – интегральные схемы, которые вставляются в специальные гнезд...
Появляются машины ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
19 марта 1964 года руководство фирмы IBM приняло решение о разработке и запус...
(от конца 70-х годов по настоящее время) Четвертое поколение ЭВМ Информатика ...
Производительность: сотни миллионов операций в секунду. Программирование: баз...
Apple II computer IBM PC Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
Пятое поколение ЭВМ (с 1980 года по настоящее время) Это машины будущего, они...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Основные характеристики компьютеров Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
Описание слайда:

Основные характеристики компьютеров Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 2 Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели электронно-вычислительных машин, р
Описание слайда:

Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели электронно-вычислительных машин, разработанных различными конструкторскими коллективами, но построенные на одних и тех же научных и технических принципах. Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 3 Основные поколения ЭВМ: Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
Описание слайда:

Основные поколения ЭВМ: Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 4 (1946 – середина 50-х годов) Первое поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК.
Описание слайда:

(1946 – середина 50-х годов) Первое поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 5 Первые вычислительные машины были очень громоздкими и занимали целые залы Информ
Описание слайда:

Первые вычислительные машины были очень громоздкими и занимали целые залы Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 6 Элементная база: электронно-вакуумные лампы, резисторы, конденсаторы. Соединение
Описание слайда:

Элементная база: электронно-вакуумные лампы, резисторы, конденсаторы. Соединение элементов – навесной монтаж проводами. Габариты: ЭВМ выполнена в виде громоздких шкафов и занимает специальный машинный зал. Производительность: 10 – 20 тыс. оп/с Эксплуатация: слишком сложна из-за частого выхода из строя. Существует опасность перегрева ЭВМ. Программирование: трудоемкий процесс в машинных кодах. Устройства ввода-вывода: пульт управления, перфокарта. Характерные черты Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 7 Первая отечественная машина МЭСМ создана в 1951г. в Киеве под руководством С. А.
Описание слайда:

Первая отечественная машина МЭСМ создана в 1951г. в Киеве под руководством С. А. Лебедева Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 8 В 40-х годах произошел коренной переворот в вычислительной технике. В 40-х годах
Описание слайда:

В 40-х годах произошел коренной переворот в вычислительной технике. В 40-х годах 20 века в университете США в городе Пенсильвания была построена полностью электронно –цифровая машина Эта машина весила 30 тонн Занимала площадь 200 м2 В ней было более 18000 радиоламп Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 9 (с конца 50-х до конца 60-х гг.) Второе поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП,
Описание слайда:

(с конца 50-х до конца 60-х гг.) Второе поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 10 Элементная база: проводниковые элементы (транзисторы, диоды). Соединение элемент
Описание слайда:

Элементная база: проводниковые элементы (транзисторы, диоды). Соединение элементов – печатные платы и навесной монтаж. Габариты: ЭВМ выполнены в виде однотипных стоек, чуть выше человеческого роста. Для их размещения требуется специально оборудованный машинный зал, в котором под полом прокладываются кабели, соединяющие между собой многочисленные автономные устройства. Производительность: до 1 млн оп/с. Эксплуатация: упростилась. При выходе из строя нескольких элементов производилась замена целиком всей платы, а не каждого элемента в отдельности. Программирование: существенно изменилось, т. к. велось преимущественно на алгоритмических языках, диспетчерских системах, пакетных режимах. Устройства ввода-вывода: перфокарты, перфоленты, АЦПУ, магнитный барабан, магнитные ленты. Характерные черты Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 11 Машина БЭСМ-6 cамая быстродействующая в мире на том этапе ее быстродействие дост
Описание слайда:

Машина БЭСМ-6 cамая быстродействующая в мире на том этапе ее быстродействие достигало 1 миллиона операций в секунду Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 12 Сотрудниками Манчестерского университета под руководством Тома Кильбурна создана
Описание слайда:

Сотрудниками Манчестерского университета под руководством Тома Кильбурна создана вычислительная машина Atlas, в которой впервые реализована концепция виртуальной памяти. Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 13 (с конца 60-х до конца 70-х гг.) Третье поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП,
Описание слайда:

(с конца 60-х до конца 70-х гг.) Третье поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 14 Элементная база – интегральные схемы, которые вставляются в специальные гнезда н
Описание слайда:

Элементная база – интегральные схемы, которые вставляются в специальные гнезда на печатной плате. Габариты: большие ЭВМ (ЕС ЭВМ) нуждались в специально оборудованном помещении, а малые (СМ ЭВМ) – это, в основном, две стойки приблизительно в полтора человеческих роста, дисплей. Производительность: сотни тысяч – миллионы операций в секунду. Эксплуатация: из-за большой сложности системной организации требуется штат высококвалифицированных специалистов. Программирование: операционные системы, режим разделения времени. Устройства ввода-вывода: видеотерминальные системы, магнитные диски. Увеличился объем памяти. Появились дисплеи, графопостроители. Характерные черты Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 15 Появляются машины ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
Описание слайда:

Появляются машины ЕС ЭВМ и СМ ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 16 19 марта 1964 года руководство фирмы IBM приняло решение о разработке и запуске
Описание слайда:

19 марта 1964 года руководство фирмы IBM приняло решение о разработке и запуске в производство семейства ЭВМ IBM 360 (System 360), ставших первыми компьютерами третьего поколения. Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 17 (от конца 70-х годов по настоящее время) Четвертое поколение ЭВМ Информатика 1 к
Описание слайда:

(от конца 70-х годов по настоящее время) Четвертое поколение ЭВМ Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 18 Производительность: сотни миллионов операций в секунду. Программирование: базы и
Описание слайда:

Производительность: сотни миллионов операций в секунду. Программирование: базы и банки данных, персональный режим работы, сетевая обработка данных. Устройства ввода-вывода: цветной графический дисплей, графопостроители, мышь, магнитные диски, сканер, оптические, лазерные устройства, устройство голосовой связи, Flash-карты. Характерные черты Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 19 Apple II computer IBM PC Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10
Описание слайда:

Apple II computer IBM PC Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

№ слайда 20 Пятое поколение ЭВМ (с 1980 года по настоящее время) Это машины будущего, они на
Описание слайда:

Пятое поколение ЭВМ (с 1980 года по настоящее время) Это машины будущего, они находятся в стадии разработок и отличительной чертой этого поколения будут: новая технология производства; превращение в многопроцессорную систему; новые способы ввода информации; искусственный интеллект. Информатика 1 курс КП, СП, ФК. Занятие № 10

Название документа Основные характеристики компьютеров1.doc

Тема: «Основные характеристики компьютеров».

Предмет: ИНФОРМАТИКА и ИКТ

Курс: 1 курс

Ключевые понятия: поколение ЭВМ, компьютер, электронно-вычислительная машина, машинный код, производительность, эксплуатация, устройство.

Оборудование: Компьютер, Интерактивная доска, Проектор

Дидактическое обеспечение: презентация.

Тип и вид учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности: лекционное занятие.

Цели занятия:

  • сформировать у учащихся представление о характеристиках компьютеров, познакомить с характеристиками компьютеров различных поколений;

  • способствовать развитию памяти, внимания, познавательных интересов учащихся;

  • создать условия для воспитания информационной культуры учащихся.

Ход занятия:

В наши дни насчитывается уже несколько поколений ЭВМ.

Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели электронно-вычислительных машин, разработанных различными конструкторскими коллективами, но построенные на одних и тех же научных и технических принципах.

Можно выделить 5 основных поколений ЭВМ:

  • первое поколение ЭВМ (1946 – середина 50-х годов)

  • второе поколение ЭВМ (с конца 50-х до конца 60-х гг.)

  • третье поколение ЭВМ (с конца 60-х до конца 70-х гг.)

  • четвертое поколение ЭВМ (от конца 70-х годов по настоящее время)

  • пятое поколение ЭВМ (1990 – настоящее время)


Первое поколение ЭВМ.

Появление электронно-вакуумной лампы позволило ученым претворить в жизнь идею создания вычислительной машины. Она появилась в 1946 году в США для решения задач и получила название ЭНИАК (в переводе «электронный численный интегратор и калькулятор»).

Дальнейшее совершенствование ЭВМ определялось прогрессом электроники, появлением новых элементов и принципов действий, т. е. развитием элементной базы.


Характерные черты ЭВМ первого поколения.

Элементная база: электронно-вакуумные лампы, резисторы, конденсаторы. Соединение элементов – навесной монтаж проводами.

Габариты: ЭВМ выполнена в виде громоздких шкафов и занимает специальный машинный зал.

Быстродействие: 10 – 20 тыс. оп/с

Эксплуатация слишком сложна из-за частого выхода из строя. Существует опасность перегрева ЭВМ.

Программирование: трудоемкий процесс в машинных кодах. При этом необходимо знать все команды машины, их двоичное представление, а также различные структуры ЭВМ. Этим в основном были заняты математики-программисты, которые непосредственно и работали на пульте управления (однопользовательский режим).

Устройства ввода-вывода: пульт управления, перфокарта.

В ЭВМ ЭНИАК было 20 тыс. электронных ламп, из которых ежемесячно заменялось 2000. За одну секунду машина выполняла 300 операций умножения или же 5000 сложений многоразрядных чисел.

Первая отечественная ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика С. А. Лебедева, и называлась она МЭСМ (малая электронная счетная машина).


Второе поколение ЭВМ.

Второе поколение ЭВМ пришлось на период от конца 50-х до конца 60-х годов.

Был изобретен транзистор, который пришел на смену электронным лампам. Один транзистор заменял 40 электронных ламп, работал с большей скоростью, был дешевле и надежнее. Средний срок его службы в 1000 раз превосходил продолжительность работы электронных ламп.

Примерами транзисторных компьютеров могут послужить "Стретч" (Англия), "Атлас" (США). В то время СССР шел в ногу со временем и выпускал ЭВМ мирового уровня (например "БЭСМ-6").


Характерные черты ЭВМ второго поколения.

Элементная база: проводниковые элементы (транзисторы, диоды). Соединение элементов – печатные платы и навесной монтаж.

Габариты: ЭВМ выполнены в виде однотипных стоек, чуть выше человеческого роста. Для их размещения требуется специально оборудованный машинный зал, в котором под полом прокладываются кабели, соединяющие между собой многочисленные автономные устройства.

Производительность: до 1 млн оп/с.

Эксплуатация: упростилась. При выходе из строя нескольких элементов производилась замена целиком всей платы, а не каждого элемента в отдельности.

Программирование: существенно изменилось, т. к. велось преимущественно на алгоритмических языках, диспетчерских системах, пакетных режимах.

Устройства ввода-вывода: перфокарты, перфоленты, АЦПУ, магнитный барабан, магнитные ленты.


Третье поколение ЭВМ.

В 1958 году Джон Килби впервые создал опытную интегральную схему. Такие схемы могут содержать десятки, сотни и даже тысячи транзисторов и других элементов, которые физически неразделимы. Интегральная схема выполняет те же функции, что и аналогичная ей схема второго поколения, но при этом существенно уменьшаются размеры и увеличивается надежность работы.

Первой ЭВМ, выполненной на интегральных схемах, была IBM-360 фирмы IBM. Она положила начало большой серии моделей, название которых начиналось с IBM, а дальше следовал номер. Совершенствование моделей серии находило отражение в ее номере. Чем он больше, тем больше возможности, предоставляемые пользователю.


Характерные черты ЭВМ третьего поколения.

Элементная база – интегральные схемы, которые вставляются в специальные гнезда на печатной плате.

Габариты: большие ЭВМ (ЕС ЭВМ) нуждались в специально оборудованном помещении, а малые (СМ ЭВМ) – это, в основном, две стойки приблизительно в полтора человеческих роста, дисплей.

Производительность: сотни тысяч – миллионы операций в секунду.

Эксплуатация: несколько изменилась. Более оперативно производится ремонт стандартных неисправностей, но из-за большой сложности системной организации требуется штат высококвалифицированных специалистов.

Программирование: операционные системы, режим разделения времени.

Устройства ввода-вывода: видеотерминальные системы, магнитные диски.

Увеличился объем памяти. Появились дисплеи, графопостроители.


Четвертое поколение ЭВМ.

Этот период характеризуется всевозможными новациями, приводящими к существенным изменениям.

Одна из самых важных идей: для обработки информации используется одновременно несколько процессоров.

Наиболее крупным сдвигом в электронно-вычислительной технике стало создание микропроцессоров. Первый микропроцессор был создан фирмой Intel в 1971 году. На одном кристалле удалось сформировать минимальный по составу аппаратуры процессор, содержащий 2250 транзисторов.

С появлением микропроцессора связано одно из важнейших событий в истории вычислительной техники – создание и применение персональных ЭВМ, что повлияло на терминологию. Постепенно столь прочно укоренившееся название ЭВМ заменилось на всем привычное слово – компьютер.

Широкая продажа на рынке персональных ЭВМ связана с именами молодых американцев С. Джобса и В. Возняка, основателей фирмы «Эпл компьютер» (Apple Computer), которая с 1977 года наладила выпуск персональных компьютеров «Apple» (от англ. «яблоко»). В этом типе компьютера за основу взят принцип создания «дружественной» обстановки работы человека на ЭВМ, когда при создании программного обеспечения одним из основных требований стало обеспечение удобной работы пользователя. ЭВМ повернулась лицом к человеку.

С 1982 года фирма IBM приступила к выпуску модели персонального компьютера, ставшего эталоном на долгие времена.

Общее свойство семейства IBM PS – совместимость программного обеспечения снизу вверх и принцип открытой архитектуры, предусматривающий возможность дополнения имеющихся аппаратных средств без смены старых или их модификацию без замены всего компьютера.

Современные ЭВМ превосходят компьютеры предыдущих поколений компактностью, огромными возможностями и доступностью для разных категорий пользователей.

Компьютеры четвертого поколения развиваются в двух направлениях: создание многопроцессорных вычислительных систем и создание дешевых персональных компьютеров, как настольных, так и переносных, а на их основе – компьютерных сетей.


Характерные черты ЭВМ четвертого поколения.

Производительность: сотни миллионов операций в секунду.

Программирование: базы и банки данных, персональный режим работы, сетевая обработка данных.

Устройства ввода-вывода: цветной графический дисплей, графопостроители, мышь, магнитные диски, сканер, оптические, лазерные устройства, устройство голосовой связи, Flash-карты.

Пятое поколение ЭВМ.

Пятое поколение ЭВМ (1990 – настоящее время) создано на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС), которые отличаются колоссальной плотностью размещения логических элементов на кристалле.

В соответствии с [5] основную концепцию ЭВМ пятого поколения можно сформулировать следующим образом:

–   компьютеры на сверхсложных микропроцессорах с параллельно-векторной структурой, одновременно выполняющих десятки последовательных инструкций программы;

–   компьютеры с многими сотнями параллельно работающих процессоров, позволяющих строить системы обработки данных и знаний, эффективные сетевые компьютерные системы.

Предполагалось, что к 1991 г. будут созданы принципиально новые компьютеры, ориентированные на решение задач искусственного интеллекта, т. е. для компьютеров пятого поколения не пришлось бы писать программ, а достаточно было бы объяснить на "почти естественном" языке, что от них требуется.

В работе проект пятого поколения ЭВМ, опубликованный в начале 80-х гг. ХХ столетия в Японии, рассмотрен более подробно.

Основная идея этого проекта – сделать общение конечного пользователя с компьютером максимально простым, подобным общению с любым бытовым прибором. Для решения поставленной задачи предлагались следующие направления (рис. 2.5):

–   разработка простого интерфейса, позволяющего конечному пользователю вести диалог с компьютером для решения своих задач. Подоб­ный интерфейс может быть организован двумя способами: естественно-языковым и графическим. Поддержка естественно-языкового диалога – очень сложная и не решенная пока задача. Реальным является создание графического интерфейса, что и сделано в ряде программных продуктов, например, в ОС Windows’xx. Однако разработка доступных интерфейсов решает проблему только наполовину – позволяет конечному пользователю обращаться к заранее спроектированному программному обеспечению, не принимая участия в его разработке;

–   привлечение конечного пользователя к проектированию программных продуктов. Это направление позволило бы включить заказчика непосредственно в процесс создания программ, что в конечном итоге сократило бы время разработки программных продуктов и, возможно, повысило бы их качество. Подобная технология предполагает два этапа проектирования программных продуктов:

● программистом создается «пустая» универсальная программная оболочка, способная наполняться конкретными знаниями и с их использованием решать практические задачи. Например, эту оболочку можно было бы заполнить правилами составления квартальных и иных балансов предприятий, и тогда она могла бы решать задачи бухгалтерского учета;

● конечный пользователь заполняет созданную программистом программную оболочку, вводя в нее знания, носителем которых (в некоторой предметной области) он является. После этого  программный продукт готов к эксплуатации.

Наполненная знаниями конечного пользователя программная оболочка готова к решению тех прикладных задач, правила решения которых внес в нее конечный пользователь. Таким образом, начинается эксплуатация программного продукта.

Предлагаемая технология имеет много серьезных проблем, связанных с представлением и манипулированием знаниями. Тем не менее с ней связывают прорыв в в области проектирования прикладных программных продуктов.



Список использованной литературы:

  1. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика учебник для студентов сред. проф. образования. 2008 г.

  2. Макарова Н.В. Информатика учебник 7-9 класс, базовый уровень. 2005 г.

  3. Электронный ресурс:

http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/IZISK/INFORMAT/METOD/3/frame/2.htm

Конспект урока «Основные характеристики компьютеров» I курс
  • Информатика
Описание:

Оборудование: Компьютер, Интерактивная доска, Проектор

Дидактическое обеспечение: презентация.

Тип и вид учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности: лекционное занятие.

Цели занятия:

  • сформировать у учащихся представление о характеристиках компьютеров, познакомить с характеристиками компьютеров различных поколений;
  • способствовать развитию памяти, внимания, познавательных интересов учащихся;
  • создать условия для воспитания информационной культуры учащихся.

Ход занятия:

В наши дни насчитывается уже несколько поколений ЭВМ.
Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели электронно-вычислительных машин, разработанных различными конструкторскими коллективами, но построенные на одних и тех же научных и технических принципах.
Можно выделить 5 основных поколений ЭВМ:

  • первое поколение ЭВМ (1946  – середина 50-х годов)
  • второе поколение ЭВМ (с конца 50-х до конца 60-х гг.)
  • третье поколение ЭВМ (с конца 60-х до конца 70-х гг.)
  • четвертое поколение ЭВМ (от конца 70-х годов по настоящее время)
  • пятое поколение ЭВМ (1990 – настоящее время)

Первое поколение ЭВМ.
Появление электронно-вакуумной лампы позволило ученым претворить в жизнь идею создания вычислительной машины. Она появилась в 1946 году в США для решения задач и получила название ЭНИАК (в переводе «электронный численный интегратор и калькулятор»).
Дальнейшее совершенствование ЭВМ определялось прогрессом электроники, появлением новых элементов и принципов действий, т. е. развитием элементной базы.

Характерные черты ЭВМ первого поколения.
Элементная база: электронно-вакуумные лампы, резисторы, конденсаторы. Соединение элементов – навесной монтаж проводами.
Габариты: ЭВМ выполнена в виде громоздких шкафов и занимает специальный машинный зал.
Быстродействие: 10 – 20 тыс. оп/с
Эксплуатация слишком сложна из-за частого выхода из строя. Существует опасность перегрева ЭВМ.
Программирование: трудоемкий процесс в машинных кодах. При этом необходимо знать все команды машины, их двоичное представление, а также различные структуры ЭВМ. Этим в основном были заняты математики-программисты, которые непосредственно и работали на пульте управления (однопользовательский режим).
Устройства ввода-вывода: пульт управления, перфокарта.
В ЭВМ ЭНИАК было 20 тыс. электронных ламп, из которых ежемесячно заменялось 2000. За одну секунду машина выполняла 300 операций умножения или же 5000 сложений многоразрядных чисел.
Первая отечественная ЭВМ была создана в 1951 году под руководством академика С. А. Лебедева, и называлась она МЭСМ (малая электронная счетная машина).

Второе поколение ЭВМ.
Второе поколение ЭВМ пришлось на период от конца 50-х до конца 60-х годов.
Был изобретен транзистор, который пришел на смену электронным лампам. Один транзистор заменял 40 электронных ламп, работал с большей скоростью, был дешевле и надежнее. Средний срок его службы в 1000 раз превосходил продолжительность работы электронных ламп.
Примерами транзисторных компьютеров могут послужить "Стретч" (Англия), "Атлас" (США). В то время СССР шел в ногу со временем и выпускал ЭВМ мирового уровня (например "БЭСМ-6").

Характерные черты ЭВМ второго поколения.
Элементная база: проводниковые элементы (транзисторы, диоды). Соединение элементов – печатные платы и навесной монтаж.
Габариты: ЭВМ выполнены в виде однотипных стоек, чуть выше человеческого роста. Для их размещения требуется специально оборудованный машинный зал, в котором под полом прокладываются кабели, соединяющие между собой многочисленные автономные устройства.
Производительность: до 1 млн оп/с.
Эксплуатация: упростилась. При выходе из строя нескольких элементов производилась замена целиком всей платы, а не каждого элемента в отдельности.
Программирование: существенно изменилось, т. к. велось преимущественно на алгоритмических языках, диспетчерских системах, пакетных режимах.
Устройства ввода-вывода: перфокарты, перфоленты, АЦПУ, магнитный барабан, магнитные ленты.

Третье поколение ЭВМ.
В 1958 году Джон Килби впервые создал опытную интегральную схему. Такие схемы могут содержать десятки, сотни и даже тысячи транзисторов и других элементов, которые физически неразделимы. Интегральная схема выполняет те же функции, что и аналогичная ей схема второго поколения, но при этом существенно уменьшаются размеры и увеличивается надежность работы.
Первой ЭВМ, выполненной на интегральных схемах, была   IBM-360 фирмы IBM. Она положила начало большой серии моделей, название которых начиналось с IBM, а дальше следовал номер. Совершенствование моделей серии находило отражение в ее номере. Чем он больше, тем больше возможности,  предоставляемые пользователю.

Характерные черты ЭВМ третьего поколения.
Элементная база – интегральные схемы, которые вставляются в специальные гнезда на печатной плате.
Габариты: большие ЭВМ (ЕС ЭВМ) нуждались в специально оборудованном помещении, а малые (СМ ЭВМ) – это, в основном, две стойки приблизительно в полтора человеческих роста, дисплей.
Производительность: сотни тысяч – миллионы операций в секунду.
Эксплуатация: несколько изменилась. Более оперативно производится ремонт стандартных неисправностей, но из-за большой сложности системной организации требуется штат высококвалифицированных специалистов.
Программирование: операционные системы, режим разделения времени.
Устройства ввода-вывода: видеотерминальные системы, магнитные диски.
Увеличился объем памяти. Появились дисплеи, графопостроители.

Четвертое поколение ЭВМ.
Этот период характеризуется всевозможными новациями, приводящими к существенным изменениям.
Одна из самых важных идей: для обработки информации используется одновременно несколько процессоров.
Наиболее крупным сдвигом в электронно-вычислительной технике стало создание микропроцессоров. Первый микропроцессор был создан фирмой Intel в 1971 году. На одном кристалле удалось сформировать минимальный по составу аппаратуры процессор, содержащий 2250 транзисторов.
С появлением микропроцессора связано одно из важнейших событий в истории вычислительной техники – создание и применение персональных ЭВМ, что повлияло на терминологию. Постепенно столь прочно укоренившееся название ЭВМ заменилось на всем привычное слово – компьютер.
Широкая продажа на рынке персональных ЭВМ связана с именами молодых американцев С. Джобса и В. Возняка, основателей фирмы «Эпл компьютер» (Apple Computer), которая с 1977 года наладила выпуск персональных компьютеров «Apple» (от англ. «яблоко»). В этом типе компьютера за основу взят принцип создания «дружественной» обстановки работы человека на ЭВМ, когда при создании программного обеспечения одним из основных требований стало обеспечение удобной работы пользователя. ЭВМ повернулась лицом к человеку.
С 1982 года фирма IBM приступила к выпуску модели персонального компьютера, ставшего эталоном на долгие времена.
Общее свойство семейства IBM PS – совместимость программного обеспечения снизу вверх и принцип открытой архитектуры, предусматривающий возможность дополнения имеющихся аппаратных средств без смены старых или их модификацию без замены всего компьютера.
Современные ЭВМ превосходят компьютеры предыдущих поколений компактностью, огромными возможностями и доступностью для разных категорий пользователей.
Компьютеры четвертого поколения развиваются в двух направлениях: создание многопроцессорных вычислительных систем и создание дешевых персональных компьютеров, как настольных, так и переносных, а на их основе – компьютерных сетей.

Характерные черты ЭВМ четвертого поколения.
Производительность: сотни миллионов операций в секунду.
Программирование: базы и банки данных, персональный режим работы, сетевая обработка данных.
Устройства ввода-вывода: цветной графический дисплей, графопостроители, мышь, магнитные диски, сканер, оптические, лазерные устройства, устройство голосовой связи, Flash-карты.
Пятое поколение ЭВМ.
Пятое поколение ЭВМ (1990 – настоящее время) создано на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС), которые отличаются колоссальной плотностью размещения логических элементов на кристалле.
В соответствии с [5] основную концепцию ЭВМ пятого поколения можно сформулировать следующим образом:
–   компьютеры на сверхсложных микропроцессорах с параллельно-векторной структурой, одновременно выполняющих десятки последовательных инструкций программы;
–   компьютеры с многими сотнями параллельно работающих процессоров, позволяющих строить системы обработки данных и знаний, эффективные сетевые компьютерные системы.
Предполагалось, что к 1991 г. будут созданы принципиально новые компьютеры, ориентированные на решение задач искусственного интеллекта, т. е. для компьютеров пятого поколения не пришлось бы писать программ, а достаточно было бы объяснить на "почти естественном" языке, что от них требуется.
В работе проект пятого поколения ЭВМ, опубликованный в начале 80-х гг. ХХ столетия в Японии, рассмотрен более подробно.
Основная идея этого проекта – сделать общение конечного пользователя с компьютером максимально простым, подобным общению с любым бытовым прибором. Для решения поставленной задачи предлагались следующие направления (рис. 2.5):
–   разработка простого интерфейса, позволяющего конечному пользователю вести диалог с компьютером для решения своих задач. Подобный интерфейс может быть организован двумя способами: естественно-языковым и графическим. Поддержка естественно-языкового диалога – очень сложная и не решенная пока задача. Реальным является создание графического интерфейса, что и сделано в ряде программных продуктов, например, в ОС Windows’xx. Однако разработка доступных интерфейсов решает проблему только наполовину – позволяет конечному пользователю обращаться к заранее спроектированному программному обеспечению, не принимая участия в его разработке;
–   привлечение конечного пользователя к проектированию программных продуктов. Это направление позволило бы включить заказчика непосредственно в процесс создания программ, что в конечном итоге сократило бы время разработки программных продуктов и, возможно, повысило бы их качество. Подобная технология предполагает два этапа проектирования программных продуктов:
- программистом создается «пустая» универсальная программная оболочка, способная наполняться конкретными знаниями и с их использованием решать практические задачи. Например, эту оболочку можно было бы заполнить правилами составления квартальных и иных балансов предприятий, и тогда она могла бы решать задачи бухгалтерского учета;
- конечный пользователь заполняет созданную программистом программную оболочку, вводя в нее знания, носителем которых (в некоторой предметной области) он является. После этого  программный продукт готов к эксплуатации.
Наполненная знаниями конечного пользователя программная оболочка готова к решению тех прикладных задач, правила решения которых внес в нее конечный пользователь. Таким образом, начинается эксплуатация программного продукта.
Предлагаемая технология имеет много серьезных проблем, связанных с представлением и манипулированием знаниями. Тем не менее с ней связывают прорыв в в области проектирования прикладных программных продуктов.

Список использованной литературы:

  • Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика учебник для студентов сред. проф. образования. 2008 г.
  • Макарова Н.В. Информатика учебник 7-9 класс, базовый уровень. 2005 г.
  • Электронный ресурс: http://edu.dvgups.ru/METDOC/ITS/IZISK/INFORMAT/METOD/3/frame/2.htm


Фрагмент презентации
kov.jpg
Автор Коваленко Марина Олеговна
Дата добавления 13.10.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6261
Номер материала 391
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓