Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Информационные технологии»

Конспект урока на тему «Информационные технологии»

Название документа ╨Ъ╨╛╨╜╤Б╨+╨╡╨▌╤В ╤Г╤А╨╛╨▌╨▌ ╨╜╨▌ ╤В╨╡╨+╤Г -л╨╨╜╤Д╨╛╤А╨+╨▌╤Ж╨╕╨╛╨╜╨╜╤Л╨╡ ╤В╨╡╤Е╨╜╨╛╨+╨╛╨▌╨╕╨╕-+.doc

Конспект урока на тему
«Информационные технологии»



Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология — это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это Свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан, и т. п.

Информационные технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Перечислим некоторые НИТ, широко используемые в настоящее время.

Подготовка документов

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные — это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лить наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).

Поиск информации

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а известна лишь тематика. Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работающим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в любых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые формы описания и систематизации данных. Так, в компьютерных поисковых системах широко используется индексирование — упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК — универсальная десятичная классификация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

Помощь в принятии управленческих решений

Двадцать лет тому назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления — АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффективно. К настоящему времени в этой области произошли большие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результате эффективность применения АСУ значительно возросла.

Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации^ Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия, носящей оптимизационный характер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию системы гибкость и оперативность.

Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

Автоматизированное проектирование

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию — системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР — высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах — как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т.д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.

Геоинформационные технологии

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем — Геоинформационные систем (ГИС).Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, милиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу данных с описанием этого объекта.

Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональные, государственные, международные. Например, усилиями ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует понимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвычайно высока.

Информационные технологии в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении:

использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником. При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии.

Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения:

дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

Вопросы и задания

  1. Что означают термины «технология», «информационная технология», НИТ?

  2. Перечислите основные проблемы, решаемые средствами НИТ.

  3. С какими формами НИТ вам приходилось иметь дело? Отметьте их положительные стороны и возможные недостатки.


hello_html_248f7603.pngПроект эскиза доски
Ведение урока сопровождается демонстрацией презентации


Используемая литература:

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.

  2. Информатика. 5-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001

  3. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997

  4. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996

  5. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997

  6. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001

  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002

  8. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998

  9. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001

  10. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002



Конспект урока на тему «Информационные технологии»
  • Информатика
Описание:

Под технологией понимается совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции. С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология — это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это Свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан, и т. п.

Информационные технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Перечислим некоторые НИТ, широко используемые в настоящее время.

Подготовка документов

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные — это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лить наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).

Поиск информации

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а известна лишь тематика. Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работающим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в любых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые формы описания и систематизации данных. Так, в компьютерных поисковых системах широко используется индексирование — упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК — универсальная десятичная классификация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

Помощь в принятии управленческих решений

Двадцать лет тому назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления — АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффективно. К настоящему времени в этой области произошли большие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результате эффективность применения АСУ значительно возросла.

Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации^ Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия, носящей оптимизационный характер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию системы гибкость и оперативность.

Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

Автоматизированное проектирование

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию — системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР — высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах — как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т.д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.

Геоинформационные технологии

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем — Геоинформационные систем (ГИС).Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Например, муниципальная ГИС хранит в своих базах данных информацию, необходимую для всех служб, поддерживающих жизнедеятельность города: городских властей, энергетиков, специалистов водного хозяйства, связистов, налоговых органов, органов социальной защиты, милиции, медицинских служб и др. Вся эта разнородная информация привязана к карте города, которая является организующей основой ГИС. Благодаря особым технологическим приемам, эта карта допускает масштабирование, то есть из нее можно «вырезать» кусок (просто обведя его на экране контуром с помощью мыши) и увеличить. Щелкнув мышью по объекту, находящемуся на экране, вместо карты получаем базу данных с описанием этого объекта.

Существуют ГИС гораздо большего масштаба: региональные, государственные, международные. Например, усилиями ряда государств создана ГИС «Черное море». Следует понимать, что создание ГИС является делом трудоемким и дорогостоящим, но эффективность от ее применения чрезвычайно высока.

Информационные технологии в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении:

• использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником. При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии.

Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения:

дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

Вопросы и задания
  1. Что означают термины «технология», «информационная технология», НИТ?
  2. Перечислите основные проблемы, решаемые средствами НИТ.
  3. С какими формами НИТ вам приходилось иметь дело? Отметьте их положительные стороны и возможные недостатки.

dop.pngПроект эскиза доски
Ведение урока сопровождается демонстрацией презентации «Информационные технологии» с помощью мультимедийного проектора. Презентация создана в прикладной программе MS PowerPoint.



Используемая литература:

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.
  2. Информатика. 5-11 класс. /Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2001
  3. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики. ИКФ «Сталкер»,1997
  4. Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. Учебное пособие для 7 – 11 классов по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1996
  5. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Ю.А. Шафрин Практикум по компьютерной технологии. Примеры и упражнения. Пособие по курсу «Информатика и вычислительная техника» - Москва: ABF,1997
  6. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
  7. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
  8. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
  9. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001
  10. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
Автор
Дата добавления 12.11.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 6865
Номер материала 596

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓